В Питер удавалось вырываться время от времени. Но один такой визит остался в памяти навсегда. Решил Прокопов продолжить учёбу, и не где-нибудь, а в Военно-космической академии имени Можайского. Готовиться начал загодя. Съездил за благословением к священнику в село Молочково, это неподалёку от авиабазы. Тот велел: «Как приедешь в Петербург, дуй первым делом на Смоленское кладбище. Поставишь там свечку перед иконой преподобного Серафима Саровского ». Сделал, что велено. Ну, правда, не всё запомнил правильно. – Где тут Евгений Савойский? – спросил он у самого крепкого, большого батюшки в храме – отца Александра. – У тебя крест есть? – поинтересовался иерей. – Нет, – честно ответил Прокопов. – Нет? Надеть воину крест, – распорядился священник, а когда это было исполнено, сказал: – Запомни на всю жизнь: Евгений Савойский – это там, а у нас преподобный Серафим Саровский. А теперь иди к нему и проси, что тебе надо. Желательно на коленочках. Михаил Фёдорович так и сделал, недоумевая, как мог перепутать австрийского полководца со святым, которого, глянь-ко, сильно, видать, почитают на Руси. С академией он месяца на два припозднился. Время было упущено, все места заняты. Последняя надежда – на помощь космонавта планеты номер два Германа Степановича Титова, который в тот момент находился в Петербурге. На приёме у него больше пяти минут никто не задерживался, но с Прокоповым они проговорили два с половиной часа. О жизни. Космонавт подписал две книжки, дочери и сыну Михаила Фёдоровича, и напоследок сказал: «Поступить в академию трудно, а учиться ещё трудней. Запомни, ты слово дал мне, Герману Титову, так что крутись как хочешь, но чтобы всё было в порядке». – К бате потом уже попал, – вспоминает Михаил Фёдорович. – Познакомился тогда с одним капитаном – Женькой, он приехал из Плесецка на переподготовку. Потом сан принял. Заходим раз к другу – Юрке, он тоже был не питерский, спрашиваем: «Ты приболел, что ли? Выглядишь не очень». «Третий день пощусь», – отвечает. Жене его диагноз поставили: рак в последней стадии, а она молодая ещё совсем, деток у них двое. С чего постится? Собирается к отцу Василию Ермакову. Я тогда не понял, что он тот самый батюшка, которого я в Иоанновском монастыре видел. Спрашиваем: «А кто это такой?» Юрка смотрит на нас как на дураков. Это, говорит, Серафим Саровский наших дней. Тут я начинаю вспоминать.

http://pravoslavie.ru/65878.html

22 янв. 1918 г. митр. Вениамин в сослужении викарных епископов Прокопия (Титова) и Артемия (Ильинского ; впосл. архиепископ) в присутствии 25 священников совершил заупокойную литургию по П., в тот же день его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, за алтарем Тихвинского кладбищенского храма. 31 марта 1918 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) совершил в храме Московской ДС заупокойную литургию по первым мученикам, в числе которых был П. В 1934 г., при преобразовании лаврского Тихвинского кладбища в музейный некрополь, было решено ликвидировать большую часть прежних захоронений, в т. ч. могилу П. Антонине Николаевне, вдове пастыря, было предложено перенести прах мужа на др. кладбище, но она отказалась. В сер. 30-х гг. ХХ в. крест на могиле был уничтожен. 27 сент. 1994 г. стараниями внучки П., Галины Михайловны Скипетровой, и редакции ж. «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» на могиле был вновь установлен крест с неугасимой лампадой. 26 дек. 2001 г. определением Синода РПЦ имя П. было внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. 4 июня 2015 г. в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры состоялось открытие и освящение мемориальной гранитной доски П. в виде креста с бронзовой иконой в центре. Чин освящения возглавил наместник обители Кронштадтский еп. Назарий (Лавриненко) . Это была первая в С.-Петербурге мемориальная доска одному из новомучеников. В янв. 2015 г. была написана икона П., с которой ежегодно 1 февр. члены Александро-Невского братства совершают крестный ход к его могиле. Арх.: ЦГА С.-Петербурга. Ф. 19. Оп. 113. Д. 4284. Л. 5-8; Именная картотека б-ки СПбДА. Ист.: Журналы Совета СПбДА за 1889/1890 уч. г. СПб., 1894. С. 255; Утро России. 1918. 20 янв.; ПрибЦВед. 1918. 2. С. 82-88; 15-16. С. 519; Петроградский церковно-епарх. вестн. 1918. 1. С. 4-5. Лит.: Синодик СПб епархии. С. 102; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Православные храмы С.-Петербурга, 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 25; Попов И. В. Новомученик прот. Петр Скипетров//ЦВ. 2000. 4. С. 20-27; СПб мартиролог. С. 219; Нестор (Кумыш), иером. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2003. С. 23-33; Антонова Е. К., Антонов А. И. Петр Скипетров: Крестный путь священномученика. Владимир, 2018; Шкаровский М. В. Сто лет Александро-Невского братства: История и современность. СПб., 2018. С. 266-267.

http://pravenc.ru/text/2580214.html

В описании Московского Успенского собора протоиереем А. Лившиным в 1783 году сказано, что данный образ привезен из Рима, но изображение на раме Великоустюжских святых Иоанна и Прокопия, а также запись в Октоихе Устюжской Георгиевской церкви свидетельствует о том, что образ привезен в Москву из Великого Устюга. Устюжское сказание гласит: «Въ этой церкви, стоявший местный многоцелебный образъ Великомученика Георгия, вырезанъ на трехъ камняхъ, драгимъ мастерствомъ, точию резь не сквозная, и чудесъ ради, бываемыхъ отъ тоя св. иконы, по указу Царя Алексия Михайловича, взята бысть съ великою честию изъ града Устюга въ богоспасаемый градъ Москву во св. Соборную и апостольскую церковь Успения Пресв. Богородицы и поставлена бысть въ той же соборной церкви, въ пределе Святителя Подтверждением устюжского происхождения иконы так же может служить и запись в «Летописи Великоустюжской» А.А. Титова: «1677. … Въ тоже лето, по указу святейшаго патриарха Иоакима, архимандритъ Архангельскаго монастыря Арсений изъ церкви Бориса и Глеба икону св. великомуч. И победоносца Георгия, что высечена на камении и подписана на имя греческаго великаго царя Константина, взялъ и отправилъ съ священникомъ въ Москву, въ Чудовъ монастырь, къ святейшему 20 декабря 1721 года по приказу Синодальных Архиереев Новгородского Феодосия и Псковского Феофана данный образ был снят с гробницы митрополита Феогноста и спрятан в ризницу. Данное распоряжение явилось следствием Указа Петра I запрещающего резные и отливные иконы в церквях. В начале царствования Елизаветы Петровны барельеф был возвращен на прежнее место и расписан красками, вероятно, для большего сходства с иконой. 4 апреля 1695 года архиепископ Александр дал благословящую грамоту на строительство Георгиевской холодной каменной пятиглавой церкви во имя преподобных отцов Антония и Феодосия Киевопечерских чудотворцев. Начато строительство 3 мая 1695 года, закончено в 1703 году. Храм освящен 3 июня 1704 года архиепископом Великоустюжским и Тотемским Иосифом.

http://sobory.ru/article/?object=06418

Как замечал прот. Александр Горский, «слава богоугодной жизни св. Димитрия и достоинство его духовных творений располагали иногда выдавать книги под его именем, чтобы придать им большее значение. В памятной книжке Петра Великого собственной рукой его было записано: написать книгу о ханжах и изъявить блаженства (кротость Давидову и прочее), что не так, как они думают, и приплести к требникам, а в предисловии явить то дельцом Ростовского с товарищи» 5 . И это при том, что свт. Димитрий в некоторых своих проповедях недвусмысленно обличал пороки Петра! 6 Это поручение было выполнено архиеп. Феофаном Прокоповичем 7 . Интересно, что ни одно из произведений свт. Димитрия не дошло до нас в таком количестве списков, как Келейный Летописец, – а ведь это произведение, написанное на самом закате жизни святителя, и не предназначалось для печати 8 . По замечанию И.А. Шляпкина, списки Летописца находились во всех собраниях, и общее число их нужно было считать сотнями 9 . Думается, что такая всенародная любовь связана, в первую очередь, с самой личностью святителя Димитрия. Блестящий проповедник и агиолог, церковный историк и драматург, вдумчивый воспитатель и борец с расколом, мудрый церковный иерарх и заботливый пастырь, просто Святой, – он привлекал и продолжает привлекать внимание, как современников, так и последующих поколений верующих людей. Многочисленная подборка публикаций, посвященных его памяти и разнообразным сторонам его деятельности, представленная на диске, говорит сама за себя. В этой небольшой вступительной статье мы, большей частью, не будем подробно касаться многоразличных обстоятельств жизни свт. Димитрия, тем более, что это уже сделано в предшествующих замечательных трудах прот. Александра Горского 10 , свящ. М. Попова, еп. Виссариона (Нечаева) , прот. Феодора Титова, в обширном и фактологически богатом, хотя и несколько светском, исследовании И.А. Шляпкина; прот. Александра Державина и др. Однако, полностью избежать жизнеописания Святителя невозможно – жизнь всегда связана с богословием, а богословие с жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Иоанну (Грозау) на должность настоятельницы женского монастыря в честь святого великомученика Иоанна Сочавского Черновицко-Буковинской епархии Украинской Православной Церкви (с. Красноильск Сторожинецкого района Черновицкой области) с возведением ее в сан игуменьи и возложением наперсного креста по должности. Ж У РН А Л 22 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Балтского и Ананьевского Алексия об установлении дня празднования Собора Балтских святых 9/22 ноября (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: 1) свт. схиархиепископа Антония (Абашидзе) 2) сщмч. Кириона (Садзаглишвили), Католикоса-Патриарха всея Грузии; 3) сщмч. Амвросия (Гудко), епископа Сарапульского; 4) сщмч. Парфения (Брянских), епископа Ананьевского; 5) сщмч. Павла Гайдая, пресвитера; 6) прмч. Иова (Протопопова) Раифского; 7) прав. Феодосия Левицкого, пресвитера Балтского; 8) блж. Агафию (Маранчук) Кушеловскую. Ж У Р Н А Л 23 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Житомирского и Новоград-Волынского Никодима об установлении дня празднования Собора святых земли Житомирской 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль), в день празднования Подольской иконы Божией Матери. ПОСТАНОВИЛИ: 1) свт. Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, Софийского чудотворца; 2) свт. Мардария (Ускоковича), епископа Сербской Православной Церкви в США; 3) сщмч. Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского; 4) сщмч. Прокопия (Титова), архиепископа Херсонского; 5) сщмч. Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого; 6) сщмч. Амвросия (Гудко), епископа Сарапульского; 7) сщмч. Парфения (Брянских), епископа Ананьевского; 8) прмч. Макария (Токаревского), архимандрита Овручского, Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца;

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

рассказывается, как был наказан великий князь Ubah III, пожелавший открыть мощи Варлаама Хутынского. Риторическая похвала святому и цитаты из Священного Писания свидетельствуют, что автор Жития был человеком книжным. В исследовании японского ученого Ацуо Накадзавы установлено сходство Жития Исидора с целым рядом предшествовавших ему агиографических памятников. Накадзава пришел к выводу, что некоторые мотивы были заимствованы из переводного греческого Жития Андрея Цареградского (см.: наст. изд., т. 2), и подтвердил уже высказанное в науке мнение о Житии Исидора как образце для последующих биографий святых этого вида, например для Жития Прокопия Устюжского. Накадзава опубликовал биографическую часть Жития Исидора по рукописи  РНБ, собр. Титова, нач. XVI b. (Становление образа юродивого в древнерусской агиографической традиции — на материале «Жития Исидора Ростовского»//Бюллетень японской ассоциации русистов (Росиа–го Росиа–бунгаку Кэнкю). Токио, октябрь 1991, Житие Исидора принято относить к областной ростовской литературе конца XV — начала XVI b., продолжавшей развиваться несмотря на то, что уже в 1474 г. Ростовское княжество потеряло свою самостоятельность и было присоединено к Москве (История русской литературы. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1, С. 350). Но отсутствие местных ростовских мотивов, связь Жития с литературой других областей и распространение его по Руси, наконец, включение его в  ВМЧ, позволяет считать Житие Исидора произведением общерусского значения (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI b.). Ч. 1. А—К. С. 280—284). Текст Жития Исидора с чудесами и похвалой публикуется по рукописи  ВМЧ Макария,  РНБ, Софийское собр., лл. 404 об. —406 об., 1541 г. Исправления и добавления сделаны по рукописям  РНБ, Софийское собр., 1361, 1369, XVI b.   Память святого Сидора, юродивого… по прозвищу Твердислов…     14 МАЯ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. ПАМЯТЬ СВЯТОГО СИДОРА, ЮРОДИВОГО ХРИСТА РАДИ, ПО ПРОЗВИЩУ ТВЕРДИСЛОВ, РОСТОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА Твердислов справедливо этим именем назвался, ибо укрепил твердостью ум вместе со словом, как обещал Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=917...

Чудеса Исидора, занимающие значительное место в памятнике, представляют собой довольно живые литературные новеллы, соприкасающиеся с новгородскими легендами, – чудо о купце напоминает эпизод из былины о Садко, чудо о князе совпадает с одним из чудес святого Николы Качанова, а запрет тревожить могилу Исидора при всей своей традиционности находит аналогию в летописи, где под 1462 г. рассказывается, как был наказан великий князь Иван III, пожелавший открыть мощи Варлаама Хутынского. Риторическая похвала святому и цитаты из Священного Писания свидетельствуют, что автор Жития был человеком книжным. В исследовании японского ученого Ацуо Накадзавы установлено сходство Жития Исидора с целым рядом предшествовавших ему агиографических памятников. Накадзава пришел к выводу, что некоторые мотивы были заимствованы из переводного греческого Жития Андрея Цареградского (см.: наст. изд., т. 2), и подтвердил уже высказанное в науке мнение о Житии Исидора как образце для последующих биографий святых этого вида, например для Жития Прокопия Устюжского. Накадзава опубликовал биографическую часть Жития Исидора по рукописи РНБ, собр. Титова, 2059, нач. XVI в. (Становление образа юродивого в древнерусской агиографической традиции – на материале «Жития Исидора Ростовского»//Бюллетень японской ассоциации русистов (Росиа-го Росиа-бунгаку Кэнкю). Токио, октябрь 1991, 23). Житие Исидора принято относить к областной ростовской литературе конца XV – начала XVI в., продолжавшей развиваться несмотря на то, что уже в 1474 г. Ростовское княжество потеряло свою самостоятельность и было присоединено к Москве (История русской литературы. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1, С. 350). Но отсутствие местных ростовских мотивов, связь Жития с литературой других областей и распространение его по Руси, наконец, включение его в ВМЧ, позволяет считать Житие Исидора произведением общерусского значения (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1. А–К. С. 280–284). Текст Жития Исидора с чудесами и похвалой публикуется по рукописи ВМЧ Макария, РНБ, Софийское собр., 1321, лл. 404 об.–406 об., 1541 г. Исправления и добавления сделаны по рукописям РНБ, Софийское собр., 1419, 1361, 1369, XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И) От действительного члена, профессора Новороссийского Университета А.И. Маркевича рукописная карта имений Гунна и Гранов, нынешней подольской губернии, XVIII века. I) От действительного члена, настоятеля Киево-Спасской на Берестове церкви, протоиерея Кл. И. Фоменка: 1) шитое шелком изображение тела Спасителя, от плащаницы, начала XVIII века; 2–3) кусок китайской и кусок французской шелковой материи XVIII века, от риз. К) От действительного члена, законоучителя Киевского Института благородных девиц, священника Ф.Д. Хорошунова – «История Киевского Института благородных девиц», М.М. Захарченко. Киев. 1889. Л) От действительного члена, преподавателя Одесской дух. Семинарии Л.С. Мацеевича: 1–8) бронзовые ольвийские монеты; 9–10) бронзовые римские монеты Аврелиана и Максимиана; 11) Польский серебряный грош 1600 г., 12–13) Эрекционные записи князя Яблоновского Таращанским церквам: Андреевской и Покровской, 1750 г., в копиях; 14) Historia de orin et profectu controversiae Graecos inter et Latinos de processione Spiritûs Sancti, Феофана Прокоповича , 1767 г., in 8-о; 15) «Краткий и легчайший способ приобрести внутреннюю, сердечную молитву», г-жи Гион, изд. 2-е, С.-Петербург, 1822 г., in 8-о. М) От действительного члена А.А. Титова : «Летопись Двинская». Издание П. А. Фокина . Москва. 1889 г., in 8-ο. H) От члена-корреспондента, инспектора народных училищ г. Одессы и Одесского района Л.П. Шпановского – «Путешествие из С. Петербурга в Москву», Радищева, – рукопись in 4–0. О) От члена-корреспондента, преподавателя Полтавского Епархиального Женского училища В. Ковалевского – большая картина страшного суда, из Троицкой церкви села Власовки, Зеньковского уезда, полтавской губернии. Писана она, по рассказам старожилов, лет 60 тому назад, уроженцем того же села Власовки, отставным гвардейским солдатом Ливошко. Лицо Люцифера на картине намеренно испорчено церковным старостой, которого односельчане находили похожим на Люцифера. П) От члена-корреспондента, чиновника А.Ф. Новицкого: 1–2) бронзовые монеты Филиппа и Александра Македонских; 3) серебряная города Ираклии; 4) серебряная Тарентская и 5) серебряная неизвестная со львом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Источник: " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " . Екатеринбург, 1902 В 40 км к юго-востоку от Шадринска, на левом берегу реки Ичкиной, в ложбине реки раскинулось село Неонилино. В предании об основании села говорится, что в незапамятные времена на территорию современного поселения пришла крестьянка Неонила со своей коровой-кормилицей. Понравилась ей эта земля, не знавшая плуга, обширные заливные луга, обилие леса и наличие водоемов. Вот и решила отважная женщина обосноваться здесь, к тому же далеко кочевья степняков, жить безопасно. Долгое время основанная Неонилой деревня относилась к селу Кондинскому. Лишь 28 ноября 1895 года поселение было выделено в самостоятельный приход, в состав которого вошли деревни Ширяева и Каширцева. Ввиду малочисленности прихода в 1899 году в состав его была причислена деревня Титова, но она вскоре была возвращена в прежний приход (села Кондинского). В 1884 году православные жители деревни Неонилиной стали ходатайствовать пред епархиальным начальством о разрешении построить в своем селении каменный храм, однако разрешение было выдано только в 1886 году. 27 мая 1886 года состоялись торжества по случаю закладки каменного храма во имя Блаженного Прокопия Устюжского Чудотворца. Строительство велось на средства жителей села, деревень Ширяевой и Каширцевой и некоторых жертвователей из близлежащих сел. Постройка была завершена к началу 1891 года, и 21 февраля того же года храм освятили. Иконостас перевезли из Кондинской церкви Параскевы, где он находился без употребления, так как там ранее был установлен новый. Так в селе Неонилино появилась каменная, однопрестольная церковь. В связи с малочисленностью прихожан, а их к концу XIX века насчитывалось 1618 человек православных и 621 раскольников, храм не отличался благолепием и изысканностью убранства. Согласно штату, в храме служили священник, выпускник Пермской духовной семинарии, Успенский Григорий Павлович и псаломщик Шишкин Дмитрий Федорович. Также в селе действовала небольшая ветхая часовня во имя Прокопия Устюжского Чудотворца, и земская начальная школа, а в деревне Титовой – церковно-приходская школа. Законодателем в обоих учебных заведениях служил уже упоминавшийся выше Г. Успенский.

http://sobory.ru/article/?object=48215

По возвращении в Россию поступил на работу в систему духовных школ. Сперва преподавал в Красноярской семинарии (1908-1909), затем в Рязанской (1909-11). В 1911 году принял монашеский постриг, был возведен в сан иеромонаха, затем игумена, в том же году стал архимандритом и был назначен помощником начальника пастырского училища в Житомире. В 1916 году был переведен в Херсон, где стал помощником начальника миссионерской семинарии при Бизюковом монастыре. После революции семинария при монастыре была закрыта. В 1919 году отец Парфений переехал в Херсон, где поселился в архиерейском доме и стал секретарем епископа Николаевского Прокопия (Титова), викария Одесской епархии (расстрелян в 1937 году; в 2000 году причислен к лику новомучеников и исповедников Российских). Гонения на верующих, гибель первых новомучеников, позорный обновленческий раскол решительно перевернули сознание отца Парфения: грезы о всепобеждающей Руси Православной уступили место заботам о выживании Церкви в безбожном государстве. В разгар Гражданской войны, в 1921 году он принимает крест архиерейского служения и вступает в неравную борьбу с богоборческой властью. Тайная Церковь Епископ Макарий (Кармазин) В 1921 году архимандрит Парфений был рукоположен во епископа Новомиргородского, викария Одесской епархии. В 1922-м он – епископ Ананьевский, викарий Одесской епархии. В том же году совершается архиерейская хиротония его ближайшего друга, епископа Макария (Кармазина), который становится епископом Уманским, викарием Киевской митрополии (расстрелян в 1937 году; в 2000 году причислен к лику новомучеников и исповедников Российских). Владыки Парфений и Макарий решительно отвергают обновленческий раскол и становятся оплотом Патриаршей Церкви на Украине. Вокруг них консолидируются сторонники патриарха Тихона. Под руководством этих двоих владык на Украине создается сеть тайных общин верующих, не связанных отношениями со светской властью и находящихся в общении с Патриархом Московским. Втайне от представителей власти епископ Макарий и епископ Парфений совершают хиротонии верных Церкви людей, рукополагают тайных епископов на случай ареста всех остальных, создают на Украине неподконтрольное ГПУ церковное управление, проводят секретные собрания духовенства, на которых обсуждают ситуацию в стране и в Церкви, организуют сбор средств для сосланных епископов и священников и помощи их семьям.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010