В 1922 году большевики начали ожесточенную борьбу с Православной Церковью, используя для этого обновленческое движение. 16 февраля 1923 года епископ Прокопий был арестован и заключен в Херсонскую тюрьму, а 26 августа был переведен в Одесскую тюрьму. Впоследствии, излагая следователю историю своего ареста в Херсоне, владыка Прокопий сказал: «В 1923 году в связи с появлением в Церкви обновленчества, к которому я по своим убеждениям не примкнул, я был привлечен к суду за содействие белым; меня обвиняли в том, что я для белых устраивал молебствия и сбор пожертвований. Последние устраивали в церквях, но не по моему распоряжению, а по распоряжению управляющего епархией епископа – викария Алексея Баженова, который сейчас служит обновленческим митрополитом в Казани. Он к ответственности привлечен не был, потому что был тогда уже обновленцем. Местные правительственные органы к новым течениям- ориентациям церковного характера относились лучше, нежели к Церкви. Им больше давалось привилегий в отдаче храмов: группа верующих неболь­­шая, а им давали храм, а в нем отказывали нашей группе. Им легче раз­ре­ша­ли созыв собраний... Пример следующий относительно Алексея Ба­же­но­ва: его к ответственности не привлекали, а других, одинаково винов­ных, при­влекли». Популярность епископа Прокопия была столь велика, что православное население города Херсона выбрало большую группу уполномоченных, чтобы хлопотать об освобождении святителя. Ими было подано прошение Патриарху Тихону с просьбой ходатайствовать об освобождении епископа Прокопия. Они писали: «Осмеливаемся ходатайствовать перед Вашим Свя­тейшеством о направлении по адресу прилагаемого обращения наше­го к со­ветской власти об освобождении нашего дорогого архипастыря епископа Прокопия (Титова) и об оказании возможного содействия с Вашей стороны к наискорейшему возвращению епископа Прокопия к его любящей пастве». 25 октября 1924 года ходатайство Патриарха было подано в ОГПУ. Епископ Прокопий был приговорен к расстрелу, который заменили высылкой за пределы Украины.

http://fond.ru/kalendar/1216/ioann/

В 1929 году в Рождество он совершил в своей квартире богослужение, облачился во все облачения и пел так, что во всем доме было слышно. Посторонних у него не было, кроме одной женщины, которая к нему приез­жа­ла из Херсона – жена священника, она ему привезла облачение и про­дук­ты... Из местного населения деревни Киеват у него масса знакомых, к которым он приглашается на именины и в случае оказания медицинской помощи, так как у него масса разных лекарств. Что он там говорил, я не знаю. Но он со всем местным населением сжился, так что не раз говорил мне, что ему здесь хорошо и он чувствует себя как дома. Когда приходят посылки, а они к нему поступают часто, он всегда дает детям подарки. В частности, манной и другой крупы он давал мне и другим, так как зимой крупы в магазине не было». Следователи вызвали для допроса заключенных тюрьмы; один из них показал: «За время нахождения в камере вместе с арестованным Прокопием Титовым и Амвросием Полянским 15 августа сего года они среди арестованных не стесняясь вели антисовесткие разговоры, выражающиеся в том, что Титов говорил: все законы, изданные ВЦИКом, коммунисты не считают себя обязанными выполнять; если будешь от них требовать что по закону, то они тебя арестуют, особенно большую роль здесь играет ОГПУ. Он уверял арестованных в числе десяти человек, что советские законы – это просто бумажки, в этом ему никто из арестованных не возражал. Титов говорил, что… такой власти, как в СССР, не знает история… переполнены тюрьмы, Соловки… честным, трудолюбивым народом…» Заключенный Василий Ложкин, из раскулаченных, на допросе сказал: «Епископов Прокопия Титова и Амвросия Полянского, которые находятся в одной с нами камере, я знаю, но никаких разговоров от них я не слышал, так как нахожусь все время на внешних работах. Говорят они иногда что-то, но тихонько между собой, так что трудно понять их разговор. По утрам и вечерам они молятся Богу. Иногда читают книги. Больше ничего не слы­­шал, не знаю». Отвечая на вопросы следователя, архиепископ Прокопий сказал, что «проводимая политика со стороны существующего строя по отношению к религии стесняет церковно-религиозную деятельность, в чрезвычайно тяжелые условия ставит духовенство… я не помню, чтобы кому-либо говорил, что духовенству дают срок ссылки неопределенный, этим желая подчеркнуть, что к нам, духовенству, власти относятся по-иному, нежели к другим. Я лично мог говорить только про себя, так как по общему сложившемуся порядку мне после Соловков дали ссылку, а после ссылки полагается минус. С кем на эту тему говорил, не помню, но возможно, что и с хозяином квартиры.

http://fond.ru/kalendar/1216/ioann/

Калужский церк.-обществ. вестник. Калуга, 1917. 89. С. 7. 111. Из речи викария Херсонской епархии епископа Елизаветградского Прокопия (Титова) 229 на собрании духовенства Одессы 9 апреля 1917 г. ...Духовенство признает новый строй и повинуется властям. 230 Биржевые ведомости. Пг., 1917. 82. С. 5 112. Из обращения к духовенству епархии епископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского) 9 апреля 1917 г. Совершилось великое в нашем отечестве. Волею Того, Кто возводит и низводит сильные со престол [ Лк.1:5253 ], твердыня царской власти пала. Свобода возвращена народу. Событием этим приведены в движение все глубины народного духа и народной жизни. Какая великая и трудная задача предстоит тем, кто непосредственно приставлен к народу, каковы все пастыри Церкви православной. Подобает нам опознать знамения времени, уготовиться и выступить на делание. Омские епарх. ведомости. Омск, 1917. 1516. Часть неофиц. С. 10. 113. Из речи викария Киевской епархии, епископа Чигиринского Никодима (Кроткова) на молебне перед открытием Киевского епархиального съезда духовенства и мирян 12 апреля 1917 г. Мы собрались сюда в исключительно важный момент – момент тяжелой войны и государственного переустройства. В этот момент требуется особое напряжение народных сил. Русское духовенство, идущее с народом и вышедшее из недр его, в трудные моменты всегда мощно возвышало свой голос. И к этому голосу всегда прислушивались с глубоким вниманием. Этот голос необходимо возвысить и сейчас. На очереди вопрос о государственном и церковном переустройстве. И кому же подумать о делах церковных, как не непосредственно заинтересованным в них пастырям? Мы собрались сюда на великое дело. Призовем же Божие благословение на него и помолимся. Вечерняя газета. Киев, 1917. 1385. С. 3. 114. Резолюция епископа Олонецкого и Петрозаводского Иоанникия (Дьячкова) на телеграмме Вытегорского 231 Исполнительного комитета 232 12 апреля 1917 г. Удивляюсь! Неужели пастыри церкви забыли пример пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа и Его святые заветы! Напоминаю таковым, что долг пастырей служить примером послушания Временному Правительству, и, мало того, призывать свою паству к тому же словом убеждения, вразумления и всеми тому подобными способами и средствами. И пастыри церкви, решающиеся восстановлять 233 население против Временного Правительства, пусть знают, что за такого рода деятельность они подлежат в правовом Государстве суду по всей строгости законов, как враги Государства, как не отвечающие своему высокому назначению, такого рода пастыри будут устранены и по суду церковному от пастырского делания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но тут вскоре приехала гостить племянница папы из Харькова, Валерия Остроградская, которой ни Зойка, ни Гришка никогда еще не видали. Левицкого послали рано утром в Москву встречать ее на Курском вокзале, и со станции он приехал не на велосипеде, а сидя с ней в тележке станционного извозчика, усталый, с провалившимися глазами, радостно взволнованный. Видно было, что он еще на Курском вокзале влюбился в нее, и она обращалась с ним уже повелительно, когда он вытаскивал из тележки ее вещи. Впрочем, взбежав на крыльцо навстречу маме, она тотчас забыла о нем и потом не замечала его весь день. Она показалась Зойке непонятной, – разбирая вещи в своей комнате и сидя потом на балконе за завтраком, она то очень много говорила, то неожиданно смолкала, думала что-то свое. Но она была настоящая малороссийская красавица! И Зойка приставала к ней с неугомонной настойчивостью: – А вы привезли с собой сафьяновые сапожки и плахту? Вы наденете их? Вы позволите называть вас Валечкой? Но и без малороссийского наряда она была очень хороша: крепкая, ладная, с густыми темными волосами, с бархатными бровями, почти сросшимися, с грозными глазами цвета черной крови, с горячим темным румянцем на загорелом лице, с ярким блеском зубов и полными вишневыми губами. Руки у нее были маленькие, но тоже крепкие, ровно загорелые, точно слегка прокопченные. А какие плечи! И как сквозили на них под тонкой белой блузкой шелковые розовые ленточки, державшие сорочку! Юбка была довольно короткая, совсем простая, но удивительно сидела на ней. Зойка так восхищалась, что даже не ревновала Левицкого, который перестал уезжать в Москву и не отходил от Валерии, счастливый тем, что она приблизила его к себе, тоже стала называть Жоржем и то и дело что-нибудь приказывала ему. Дальше дни пошли совсем летние, жаркие, гости все чаще приезжали из Москвы, и Зойка заметила, что Левицкий получил отставку, сидит все больше возле мамы, помогает ей чистить малину, что Валерия влюбилась в доктора Титова, в которого тайно влюблена мама.

http://azbyka.ru/fiction/temnye-allei-bu...

Оказалось, что, возвратившись в Москву, она не смогла там поселиться (ей не давали паспорт) и в июне 1934 года по благословению митрополита Кирилла приехала к нему в Гжатск, где поселилась там вместе с его «заботницей», монахиней Евдокией (Перевезниковой), помогая ей по хозяйству. Не прошло и месяца, как Лидия Николаевна была арестована вместе с митрополитом; почти полгода их продержали под следствием в Бутырском изоляторе, а в декабре 1934 года вынесли приговор: Лидии Николаевне – 3 года лагерей 358 , митрополиту Кириллу – 3 года высылки в Казахстан. Ко времени написания митрополитом Иосифом письма владыка Кирилл уже пребывал в ссылке в поселке Яны-Курган. «Не так далеко от нас», – писал владыка Иосиф Синицким и сообщал, что получил от «дедушки» Лидии (то есть от митрополита Кирилла) поклон с оказией. Владыка Иосиф хотел ему написать, но не знал «ни его фамилии, ни имени с отчеством», то есть не знал, через кого передать письмо. Неизвестно, передавал ли в дальнейшем митрополит Иосиф письма через Синицких, которые вели переписку с владыкой Кириллом, но определенные сведения через них совершенно точно передавались. Так, например, через священника Ветчинкина митрополит Кирилл спрашивал мнение митрополита Иосифа о возможности замены миропомазания возложением рук. По этому вопросу, поднятому еще епископом Дамаскином (Цедриком) в Архангельске, митрополит Кирилл запрашивал и других архиереев (вопрос возник в связи с тем, что в условиях гонений трудно, да и практически невозможно было приготовлять и освящать св. миро по всем правилам, и поэтому обратились к древней практике апостольского времени). По этому вопросу митрополит Кирилл запросил и архиепископа Прокопия (Титова), связь с которым, как и с митрополитом Иосифом, «держал через Ветчинкина и Фаину Григорьевну Синицкую в Самарканде». На вопрос, почему непосредственно не связывался с ними, митрополит Кирилл во время допроса ответил, что не знал их адресов. Понятно, что напрямую писать было опасно, и архиереи предпочитали общаться через доверенных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Архиепископ Петр (Зверев) в ссылке (Перов, 1924). Фото: 6lihov.ru Весной 1927 года архиепископ Петр прибыл в Соловецкий концлагерь. Он работал сторожем — посменно с митрополитом Курским Назарием (Кирилловым). Потом, после освобождения архиепископа Прокопия (Титова), работавшего счетоводом на продовольственном складе, где трудилось одно духовенство (причина была простая — священники не воровали, что устраивало лагерное начальство), на его место был назначен архиепископ Петр. Жил он тут же, в помещении рядом со складом, в маленькой комнате, вместе с епископом Печерским Григорием (Козловым). В то время на Соловках еще действовала церковь преподобного Онуфрия Великого, оставленная для вольнонаемных соловецких монахов, и молитва за службами в храме стала огромным утешением для владыки. В 1928 году на Анзере началась эпидемия тифа; из тысячи заключенных, находившихся в то время на острове, за зиму 1928–1929 года умерло пятьсот человек. Осенью были вырыты большие братские могилы вблизи храма Воскресения Господня, сразу за монастырским кладбищем, и туда всю зиму складывали умерших, а сверху ямы закрывали лапником. Голгофо-распятский скит на о.Анзер (Соловки). Фото: mospat.ru В январе 1929 года заболел тифом и архиепископ Петр. Он был увезен в больницу, размещенную в бывшем Голгофо-Распятском скиту. В одной палате с архиепископом лежал ветеринарный врач, его духовный сын. В день смерти архиепископа Петра, 7 февраля, в четыре часа утра он услыхал шум, как бы от влетевшей стаи птиц. Он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами, из которых он узнал святых мучениц Анисию и Ирину. Великомученица Варвара подошла к постели владыки и причастила его Святых Христовых Таин. В тот же день в семь часов вечера владыка скончался. Перед смертью он несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает». Погребение было назначено на воскресенье 10 февраля. Один из заключенных священников пошел к начальнику 6-го отделения просить разрешения устроить торжественные похороны почившему и поставить на могиле крест. Из кремля, еще когда владыка болел, прислали мантию и малый омофор. В мастерской хозяйственной части заказали сделать гроб и крест. Разрешение на участие в похоронах получили три священника и двое мирян, однако не позволено было торжественного совершения отпевания и погребения в облачении.

http://pravmir.ru/dostavim-emu-schaste-p...

блаженной Матроны Анемнясевской (Беляковой, 1864-1936, память 16/29 июля, исповедница) в Тверской епархии: архимандрита Сергия (Сребрянского, 1870 – 1948, память 23 марта/5 апреля, преподобноисповедник) протоиерея Феодора Колерова (1882-1929, память 16/29 ноября, священномученик) и иже с ним убиенных Ананию Бойкова и Михаила Болдакова (мученики) протоиерея Владимира Мощанского (1866-1938, память 25 августа/7 сентября, священномученик) протоиерея Илии Громогласова (1869-1937, память 22 ноября/5 декабря, священномученик) протоиерея Алексия Бенеманского (1881-1937, память 22 ноября/5 декабря, священномученик) протоиерея Дмитрия Беневоленского (1883-1937, память 14/27 ноября, священномученик) протоиерея Григория Раевского (1888-1937, память 16/29 сентября, священномученик) протоиерея Николая Дмитрова (1878-1938, память 23 февраля/8 марта, священномученик) в Уфимской епархии: епископа Уфимского Симона (Шлеева, 1873-1921, память 5/18 августа, священномученик) протоиерея Евграфа Еварестова (1857-1919, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Аверкия Северовостокова († 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Алексия Канцерова († 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Тимофея Петропавловского († 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) игумении Маргариты (Гунаронуло, † 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица) в Украинской Православной Церкви митрополита Одесского Анатолия (Грисюка, 1880-1938, память 10/23 января, священномученик) архиепископа Курского и Обоянского Онуфрия (Гагалюка, 1885-1938, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Харьковского Александра (Петровского, 1851-1940, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Елецкого Сергия (Зверева, 1872-1937, память 31 октября/13 ноября, священномученик) архиепископа Херсонского Прокопия (Титова, 1877-1937, память 10/23 ноября, священномученик)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

священника Аверкия Северовостокова (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Алексия Канцерова (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Тимофея Петропавловского (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) игумении Маргариты (Гунаронуло, †1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица) в Украинской Православной Церкви: митрополита Одесского Анатолия (Грисюка , 1880–1938, память 10/23 января, священномученик) архиепископа Курского и Обоянского Онуфрия (Гагалюка , 1885–1938, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Харьковского Александра (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Елецкого Сергия (Зверева, 1872–1937, память 31 октября/13 ноября, священномученик) архиепископа Херсонского Прокопия (Титова, 1877–1937, память 10/23 ноября, священномученик) епископа Прилукского Василия (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля, священномученик) епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича, 1864–1937, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) протоиерея Димитрия Киранова (1879–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) протоиерея Николая Мезенцева (1863–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) иеромонаха Варфоломея (Ратных, 1894–1938, память 19 ноября/2 декабря, преподобномученик) священника Тимофея Изотова (1875–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) священника Иоанна Блюмовича (1888–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) священника Владимира Пищулина (1889–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) иеродиакона Антония (Корж, 1888–1938, память 19 ноября/2 декабря, преподобномученик) протоиерея Николая Казанского (1874–1942, память 7/20 октября, священномученик) священника Елеазара Спиридонова (1873–1937, память 23 ноября/6 декабря, священномученик) 103-х новомучеников Черкасских (память 13/26 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Понятие святосаввие И. Ф. Титов определяет как «единое sui generis в истории христианства духовное христианско-общественное движение, ... зиждущееся на образе жизни и деятельности сербского святого и просветителя Саввы Неманича». Суть святосаввия – «это величественное проявление животворящего духа и деятельности православного христианства» 20 . В святосаввии Титов выделяет следующие идеалы: самоотверженность во имя Христово, путь христианского самосовершенствования, проявление христианской любви, воплощение истинного православного иночества, духовное всеславянство, всеправославие, всехристианство, краеугольный камень Сербской Церкви, государства и культуры, а также и принцип устройства современного единого Сербского патриархата 21 . Для Титова святой Савва и есть живой образец для сербской молодежи, находящейся под угрозой усвоения антихристианских идей 22 . Для Титова святой Савва – всеобщий учитель веры, истинный патриот, учитель Православия, всеславянский учитель, всеправославный учитель и святой, идеальная личность вселенской значимости, учредитель сербского монашества и исторического сербского православного пастырства. Характерной чертой святосаввских статей профессора Титова является утверждение всеславянской значимости святого Саввы и сопряжение святого Саввы с идеей славянофильства. Титов пишет, что св. Савва был «настоящий сторонник идеи славянства» 23 . К выводу о славянофильстве 24 святого Саввы ученый приходит на основании некоторых фактов из жизнеописания святого. Титов указывает на то, что на Афоне святой Савва совершал богослужения на славянском языке, что он был очень привязан к русским монахам из Свято-Пантелеимонова монастыря, поддерживал тесные связи и с болгарами. Как особую заслугу святого Саввы в установлении всеславянских связей Титов выделяет написание им славянского Законоправила, положившего начало устройству Сербской, Болгарской и Русской Церквей 25 . С другой стороны, очень интересным кажется наблюдение Титова, что именно славянская идея была причиной ухода с кафедры некоторых греческих архиереев во время формирования самостоятельной Сербской Церкви 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/na...

Далее подчеркивается, что Россия снова обосновалась в Крыму задолго до его включения в состав Российской империи: «...в 1771 г. русские войска взяли Керчь и соседнюю с Керчью крепость Еникале. По мирному договору с Турцией (1774 г.) этот город с крепостью первыми на территории Крыма вошли в состав России». К слову, роль Керчи и в целом Керченского полуострова в российском освоении Крыма стала в ноябре 1953 г., можно сказать, основой предложения Титова, адресованного Хрущеву и Полянскому и повторенного Титовым в январе 1954 г., о включении этого (т.е. восточно-крымского) региона в статусе Керченской области в состав РСФСР. Титов уже тогда обоснованно считал, что РСФСР нецелесообразно «уходить» из Крыма, а благодаря новой области стратегически важный Керченский (азовско-черноморский) пролив останется в составе РСФСР. «Керченская» идея Титова была отвергнута хрущевцами, причем, Керченский пролив при передаче Крыма был закреплен за Украиной. Лишь через 27 лет после передачи Крыма Украине П.И. Титов был упомянут в перечне руководителей Крымского обкома в справочнике М.М. Максименко и Г.Н. Губенко«Крымская область». По воспоминаниям Николая Визжилина, сына Н.А.Визжилина (1903-1976), который в 1950 по 1957 гг. был зампредседателя правления Всероссийского общества по культурным связям с заграницей, а в 1958-1960 гг. - зампредседателя правления Союза обществ дружбы с зарубежными странами (СОД), Визжилин-старший «похваливал Павла Ивановича Титова, своего соседа по жительству на Кутузовском проспекте - крепкого, решительного и смелого человека, который в сталинские времена был избран первым секретарем обкома партии Крыма... П.И. Титов категорически возражал Хрущеву по поводу передачи Крыма Украине - об этом стоит упомянуть, потому что теперь о таких возражениях практически уже никому неизвестно. У Титова были постоянные стычки с первым секретарем ЦК по этому поводу, в результате которых властный и рачительный хозяин Крымской области был низложен до ранга заместителя министра сельского хозяйства РСФСР. Это головокружительное понижение в должности полностью вывело Павла Ивановича из верхних эшелонов власти...» (см. «Семейные были. Н.Н.Визжилин,).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010