4 апреля 1927 года Коллегия ОГПУ приговорила архиепископа Петра к десяти годам заключения в Соловецкий концлагерь. Келейник владыки архимандрит Иннокентий, арестованный вместе с ним, был приговорен к трем годам заключения на Соловках. «Господь к Себе призывает» Весной 1927 года архиепископ Петр прибыл в Соловецкий концлагерь. Он работал сторожем – посменно с митрополитом Курским Назарием (Кирилловым). Потом, после освобождения архиепископа Прокопия (Титова), работавшего счетоводом на продовольственном складе, где трудилось одно духовенство (причина была простая – священники не воровали, что устраивало лагерное начальство), на его место был назначен архиепископ Петр. Жил он тут же, в помещении рядом со складом, в маленькой комнате, вместе с епископом Печерским Григорием (Козловым). В то время на Соловках еще действовала церковь преподобного Онуфрия Великого, оставленная для вольнонаемных соловецких монахов, и молитва за службами в храме стала огромным утешением для владыки. В 1928 году на Анзере началась эпидемия тифа; из тысячи заключенных, находившихся в то время на острове, за зиму 1928–1929 года умерло пятьсот человек. Осенью были вырыты большие братские могилы вблизи храма Воскресения Господня, сразу за монастырским кладбищем, и туда всю зиму складывали умерших, а сверху ямы закрывали лапником. В январе 1929 года заболел тифом и архиепископ Петр. Он был увезен в больницу, размещенную в бывшем Голгофо-Распятском скиту. В одной палате с архиепископом лежал ветеринарный врач, его духовный сын. В день смерти архиепископа Петра, 7 февраля , в четыре часа утра он услыхал шум, как бы от влетевшей стаи птиц. Он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами, из которых он узнал святых мучениц Анисию и Ирину. Великомученица Варвара подошла к постели владыки и причастила его Святых Христовых Таин. В тот же день в семь часов вечера владыка скончался. Перед смертью он несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

В 1949 г. возобновились аресты духовенства, в основном по обвинению в «контрреволюционной деятельности». В Николаевской обл. в 1949 г. были арестованы священники Константин Абрамов из с. Воссиятского Еланецкого р-на и Сергий Соловьёв из с. Снигирёвка. В Кировоградской обл. арестованы священники Павел Либов из г. Златополя и Залевский из с. Тишковка. В 1952 г. был репрессирован диак. Стукало из с. Благодатного Лысогорского р-на Николаевской обл. по обвинению в связях с «истинно-православным подпольем» (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 114. Л. 218). По требованию уполномоченного по делам РПЦ в 1949 г. был запрещен в священнослужении свящ. Кудин, бывш. клирик УАПЦ, из с. Тиньки Чигиринского р-на, вскоре подвергшийся репрессиям. Опасаясь гонений, ряд клириков епархии оставили церковное служение. В 1949 г. заявили о «выходе из рядов духовенства» священники Сергий Цапля из г. Новогеоргиевска Кировоградской обл. и Вадим Сагайдаковский из с. Баштанка Николаевской обл. На территории епархии в послевоенные годы существовали нелегальные монашеские общины. В отчетах уполномоченного за 1948 г. упоминается «нелегальное молитвенное помещение» в частном доме в с. Верблюжка Кировоградской обл., к-рое открыла бывш. монахиня Иванченко из упраздненного в 1947 г. Чигиринского мон-ря. Вместе с ней здесь совершали богослужение мирским чином бывшие послушницы. Нелегальное «поселение бывших монахинь под видом сестричества» существовало с 1954 г. между селами Лозоватка и Тарасовка Первомайского р-на Николаевской обл. (Там же. Д. 148. Л. 142). Власти усиливали борьбу против незарегистрированных общин, в первую очередь против групп «истинно православных христиан». В 1953-1954 гг. были выявлены 5 групп «истинно православных христиан» по 20 чел. в Голованевском, Ольшанском и Ульяновском р-нах Кировоградской обл., а также большая группа «прокопиевцев» (последователей Херсонского митр. сщмч. Прокопия (Титова) ) в Жовтневом р-не Николаевской обл. В первые годы после смерти И. В. Сталина (5 марта 1953) положение Церкви несколько улучшилось. В частности, стало возможным обжалование решений местных властей перед руководством Совета по делам РПЦ. В 1955 г. Карпов указал уполномоченному Совета по Кировоградской обл. П. Романову на нецелесообразность снятия с регистрации общин в с. Кошаро-Александровка и с. Луполово Ульяновского р-на, в селах Надеждовка и Наливайка Голованевского р-на (церкви использовались под склад зерна). Одновременно Карпов просил Романова представить сведения о невыполненном решении Кировоградского облисполкома от 6 окт. 1950 г. об изъятии зданий у общин в селах Нерубайка и Небелёвка Подвысоцкого р-на, к-рые должны были стать клубами.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

35 Как вскоре выяснится, Патриархия откажется заключать какие-либо контракты с российской стороной – под предлогом нежелательных осложнений с турецкой властью. На самом деле, как и в позднейшем случае с постройкой так называемого «дома Порфирия», греки категорично уклонялись от юридических документов типа сделок или хотя бы протоколов о намерениях именно для того, чтобы их монастыри и недвижимость «не поступали в полное распоряжение» русского консульства или русских церковных представителей. 36 Объединенная протестантская (лютерано-англиканская) епископия была учреждена в Иерусалиме 7/19 июля 1841 г., первый епископ, М.С. Александер, прибыл в Иерусалим 9/21 января 1842 г. 38 Получена архимандритом Порфирием в Иерусалиме 27 января 1844 г. по почте, с письмом от посланника в Константинополе В.П. Титова. 39 Григорий, иеродиакон – клирик русской посольской церкви в Константинополе. Хорошо владевший турецким и новогреческим языками, Григорий был прикомандирован сопровождать Порфирия с самого момента его приезда в Константинополь, а затем сопровождал его в Иерусалим, участвуя во всех его переговорах и поездках по Палестине. Вместе с Порфирием вернулся в Константинополь после 8-месячного совместного пребывания в Иерусалиме. 40 Анфим Анхиальский (ум. после 1852 г.), монах – грамматик (секретарь) Иерусалимского Синода и библиотекарь Патриаршей библиотеки. Как писал о нем архиепископ Фаворский Иерофей, «лучший изо всех ученых наших; я знаю, что он занимается историею Иерусалимских Патриархов с особенною рачительностию» (ОР РГБ. Ф. 188. Картон 6. Ед. Хр. 7. Л. 89 об.). Результатом этих занятий стал ряд ученых трудов, главный из которых – обработка и завершение масштабной хроники Прокопия Назианзина «Попираемый Иерусалим». Основное содержание хроники – борьба православных, католиков и армян в XVI – нач. XIX в. За обладание святыми местами. Летопись Прокопия обрывалась на 1820 г., Анфим дополнил ее рядом сообщений, начиная с 1811 г. и продолжил хронику до 1828 г. 41 Об уникальной особенности экономического устройства монастырей в Иерусалимском Патриархате убедительно свидетельствует греческий историк, профессор Афинского университета П.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

архим. Варсонофия (Юрченко), сщмч. Онуфрия (Гагалюка), сщмч. Прокопия (Титова), прмч. Парфения Кизилташского, священноисп. Димитрия (Игнатенко), священноисп. Философа (Зябрева), сщмч. Александра (Шишина), преподобноисп. Антония (Абашидзе), сщмч. Павлина (Крошечкина), сщмч. Парфения (Брянских), прмч. Геннадия (Ребезы), сщмч. Матфея Александрова. В 1999 г. положена традиция перенесения из Берислава в Херсон Бериславского образа Божией Матери - чтимого списка Касперовской иконы, в день прославления сщмч. Прокопия (Титова). Во Введенском храме в Бериславе мн. десятилетия не прерывалась традиция празднования местночтимому образу накануне Петрова поста и в 1-й день поста. 25 апр. 2013 г. Синод УПЦ благословил установление в пределах Н. и Г. е. местного празднования Бериславской (Касперовской) иконы Божией Матери в 1-й день Петрова поста. По благословению Блаженнейшего митр. Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского) в Н. и Г. е. приносят чудотворную Боянскую икону Божией Матери из Боянской иконы Божией Матери женского монастыря Черновицкой епархии. Монастыри Действующие: Григорьевский Бизюков Пропасной (мужской, в с. Червоный Маяк Бериславского р-на, основан в 1781 как подворье Молченской пуст., в 1803 преобразован в самостоятельный мон-рь, упразднен в 1920, возобновлен в 1991 как женский, в 1995 преобразован в мужской), Корсунской иконы Божией Матери (в с. Корсунка, создан в 1787 как единоверческий мужской близ с. Б. Знаменка (ныне на территории Запорожской и Мелитопольской епархии), в 1796 перенесен ниже по течению Днепра, в 1848 преобразован в новообрядческий, разграблен в 1918-1920, возрожден 9 сент. 2009 как женский). Упраздненные: подворье Кизилташского муж. мон-ря в Геническе с храмом в честь Рождества Пресв. Богородицы (открыто в 1904, упразднено в 1921), подворье Григорие-Бизюкова мон-ря в Бериславе (открыто в нач. XX в., упразднено в 1919-1920). Иные религиозные группы на территории Н. и Г. е. В с. Азовском Генического р-на зарегистрирована община Армянской Апостольской Церкви .

http://pravenc.ru/text/2577833.html

7) ПОЛЯНСКОГО А. А. (Амвросия), ДОБРОНРАВОВА Н. П. (Николая), БРЯНСКИХ П. А. (Парфения), ЦЕДРИКА Д. Д. (Дамаскина), РЯШЕНЦЕВА Н. С. (Германа), ТИТОВА П. С. (Прокопия) и СТЕПАНОВА А. И. (Гурия) в том, что: а) Все перечисленные лица составили так назыв. «Даниловский синод» и служили в качестве такового проводниками всех указаний двух бывших обер-прокуроров – САМАРИНА и САБЛЕРА, устраивая совещания Прокофия и советы между собой для обсуждения вопросов практического проведения САМАРИНО-САБЛЕРОВСКОЙ линии, как например, в вопросе об оставлении Киевской митрополичьей кафедры за белогвардейским эмигрантом Антонием ХРАПОВИЦКИМ ; для обсуждения и корректирования готовящихся к выпуску документов митр[ополита] Петра, как наприм[ер]: декларации, и в придании этим документам антисоветского характера; для сообщения и распространения сведений о движении эмигрантской части церкви, зачитки контрреволюционных документов, для обсуждения вопросов о воздействии на непокорных Самарино-Саблеровской указке, как наприм[ер], о воздействии на митрополита Михаила и т. д., проделывая все это для отвода глаз или за обедом, или тотчас после него. б) ПОЛЯНСКОГО А. А. и БРЯНСКИХ П. А., кроме того в том, что они представляли собой членов своеобразного Бюро даниловской группировки, предварительно обсуждавших все вопросы, а также вопросы наибольшей важности, передавая линию поведения остальным членам группировки, привлекая к своим особо-важным заседаниям других черносотенных церковных деятелей, как напр[имер] митр[ополита] Петра, еписк[опа] Пахомия и других. В частности в том, что они приняли решение защищать эмигрантскую часть церковников, отрицать за ней антисоветскую деятельность, для сохранения связи с ней, а также в решении признать киевским митрополитом именно Антония ХРАПОВИЦКОГО . в) ПОЛЯНСКОГО А. А., БРЯНСКИХ П. А. и ТИТОВА П. С., кроме того в том, что они поддерживали связь с бывшим обер-прокурором синода САБЛЕРОМ, получая от последнего указания и директивы по всем важным церковнополитическим вопросам, и передавая эти указания не только в даниловский монастырь, но также и митрополиту Петру, как напр[имер], указания об Антонии и о поддержке заграничников.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Конечно, далеко не все письма из-за их большого количества и дальности расстояний она могла передать лично адресатам. Многие по дороге, подальше от Кеми, женщина просто опускала в почтовые ящики. Она также переправляла для духовенства на Соловки посылки и деньги, которые на ее имя в Кемь посылали их родственники. Канорская была арестована в начале июня 1929 г., накануне своей очередной поездки. Градислава Никаноровна намеревалась посетить Тотьму в Вологодской губернии, где в то время проживал ее брат – епископ Аполлос (Ржаницын). Туда она везла две рукописные тетради архиепископа Прокопия (Титова), чтобы познакомить с ними епископа Аполлоса, затем отвезти их обратно и по требованию владыки Прокопия выслать тетради ему 71 . Она должна была, кроме того, посетить Москву и Ленинград, а также привезти оттуда последние церковные документы, остальной маршрут ее поездки неизвестен. При обыске 7 июня у нее в квартире в тайнике обнаружили 13 писем с адресами, 12 квитанций на посылки и переводы, 10 записок с адресами, документ «Ответ верующему», разную переписку на 23 листах и вместе с ними текст декларации митрополита Сергия (Страгородского) , копию заявления заключенного священника Иоанна Шастова от имени всего заключенного духовенства в Соллагерях, обращение митрополита-экзарха Украины Михаила (Ермакова), другие документы 72 . По окончании следствия Канорская была осуждена по статье 58 п. И к трем годам заключения в концлагерь. Наказание отбывала в Соловецком лагере 73 . Дальнейшая судьба Градиславы Никаноровны Канорской неизвестна. 37 Соловецкие новомучепики/[сост. иг. Дамаскии (Орловский)]. Соловецкий монастырь, 2009. С. 130. 39 «От священства я не отрекусь...». Священномученик Николай, протоиерей: лагерные письма православной семьи Пискановских/[сост. В. О. Волков]. М., 2013. С. 80. 43 За веру Христову. Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные н Северном крае (1918–1951): биогр. справ./[сост. С. В. Суворова]. Архангельск, 2006. С. 24. 51 На квартире Мартьяновой Александры Евграфовны (монахини Аполлинарии) по адресу ул. Терехина д. 55, кв. 2, также действовала тайная иосифлянская церковь . (Там же. Л. 25). До ареста о. Николая Пискановского в сентябре 1934 г. тайная катакомбная церковь находилась и у него на квартире по адресу ул. Зырянская, 8//Там же. Л. 202. 61 Суворова С. В. Помощницы заключенного духовенства Ольга и Екатерина Поваровы//Соловецкий сборник. Архангельск, 2014. Вып. 10. С. 158. 66 Яковлева А.П. Список духовенства, заключенного на Соловках. 1921(?)–1926 гг.//Соловецкий сборник. Архангельск. 2014. Вып. 10. С. 150–151. Читать далее Источник: Воспоминания соловецких узников/[отв. ред. иерей Вячеслав Умнягин]. - Соловки : Изд. Соловецкого монастыря, 2013-. (Книжная серия " Воспоминания соловецких узников 1923-1939 гг. " )./Т. 4: 1925-1931 : - 2016. - 559 с. ISBN 978-5-91942-038-5 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остальные часовни находятся в разных селениях прихода. Здания, принадлежащие церкви, следующие: два дома со всеми службами, церковный амбар за селом и здание для весов около церкви. В приходе есть церковно-приходская женская школа в с. Мехонском, две школы грамоты в д.д. Кубасовой и Малышевой. Неонилинское село с его приходом находится на юго-восток от городов епархиального и уездного, в расстоянии 230 в. от первого и 40 в. от второго. Расположено село в ложбине, на берегу крайне загрязнённой речки Ичкиной. Недостаток хорошей воды для питья вредно отзывается на здоровье жителей. Климат в приходе умеренный. Почва чернозёмная. Деревня Неонилина получила своё название, как гласит об этом народное предание, от имени первой поселившейся здесь женщины Неониллы. До 1895 года деревня эта принадлежала к приходу Кондинской Параскевиевской церкви, а в этом году указом Св. Синода от 28 ноября за 5287 выделена в самостоятельный приход, в состав которого были причислены деревня Ширяева – в том же году, и д. Коширцева – в 1900 году. Ввиду малочисленности прихода, по распоряжению епархиального начальства в 1899 году в состав Неонилинского прихода была причисляема ещё д. Титова, но вследствие ходатайства жителей этой деревни вскоре же была и отчислена. Жители прихода русские крестьяне, из которых православных 750 д. м.п. и 868 д. ж.п., и раскольников 300 д. м.п. и 321 д. ж.п. В 1884 году православные жители деревни Неонилиной стали ходатайствовать перед епархиальным начальством о разрешении построить в своём селении каменный храм, каковое разрешение последовало только в 1886 году. В 1886 году, 27 мая, состоялось заложение храма, а 21 февраля 1891 года, с благословения Поликарпа, Епископа Екатеринбургского, – его освящение во имя Блаженного Прокопия, Устюжского Чудотворца. Постройка храма производилась на средства прихожан и доброхотных даятелей. Иконостас перевезён из Кондинской Параскевиевской церкви, где он, вследствие постановки нового, находился без употребления. Первоначально храм этот, ввиду малочисленности православных жителей в селении Неонилинском, был приписан к церкви села Кондинского, но в 1895 г., по усиленной просьбе неонилинцев, по указу Св. Синода 1895 г., от 28 ноября за сделан самостоятельным. В приходе есть небольшая ветхая часовня во имя Прокопия Устюжского Чудотворца, а в самом селе существует земская школа. В пользование причта (свящ. и диак.) предоставлены общественные дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—173— Константина, 14) Свящ. Коновалова Иосифа, 15) Свящ. Ефремова Михаила, 16) Руднева Николая, 17) Свящ. Лукьянова Михаила, 18) Сахарова Сергея, 19) Яхонтова Дмитрия, 20) Орлова Василия, 21) Левкоева Николая, 22) Реутова Валентина, 23) Рязановского Феодора, 24) Свящ. Добровольского Василия, 25) Хотовицкого Александра, 26) Свящ. Архангельского Леонида, 27) Никольского Василия, 28) Свящ. Андреевского Александра, 29) Брянцева Леонида, 30) Писова Стефана, 31) Свящ. Лебедева Константина, 32) Степанова Андрея, 33) Успенского Ивана, 34) Даниловского Александра, 35) Епифановича Григория, 36) Свящ. Овсянникова Григория, 37) Алексеева Павла, 38) Троицкого Виктора, 39) Успенского Александра , 40) Соболева Владимира, 41) Прилуцкого Сергея, 42) Сперанского Михаила, 43) Титова Алексея, 44) Тихомирова Павла , 45) Свящ. Владимирского Алексея, 46) Изюмова Ивана, 47) Свящ. Ильинского Михаила, 48) Перехвальского Валентина, 49) Маркова Владимира , 50) Новгородского Павла, 51) Соловьева Ивана, 52) Свящ. Надеждина Александра, 53) Свящ. Авдашкевича Петра, 54) Уметского Петра, 55) Виноградова Михаила, 56) Ивановского Семена, 57) Петропавловского Василия, 58) Свящ. Люстрицкого Михаила, 59) Любимова Феодора, 60) Иванова Константина, 61) Чернышева Ивана, 62) Рязановского Сергея, 63) Свящ. Михальчука Евстафия, 64) Мацкевича Иосифа, 65) Прокоповича Бориса, 66) Введенского Ивана, 67) Иером. Серафима (Иовановича) и 68) Вершинского Николая. 2) Студентов I курса Покровского Сергея и Рудина Василия оставить в I курсе на второй год по болезни, с лишением их казенных стипендий, которые должны перейти к следующему курсу (LXX), имеющему образоваться в августе месяце сего 1911 года. 3) Студентов того же I курса Мещерского Константина и Постникова Сергея оставить в I курсе на второй год по неуспешности. 4) Студентам: II курса – Иванову Петру и III курса – Ильинскому Николаю, Максимову Александру и Телятьеву Валериану разрешить сдать устные испытания по вышеупомянутым предметам после летних каникул, в августе месяце сего 1911 года, – о чём и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

206 Варлаам, в миру Василий Антипиев, – уроженец Московской губернии, до монашества был священником Рождественского собора, что вверху на сенях Московского Кремлевского дворца. В бытность священником избранный в духовники царевной Наталией Алексеевной, сестрой Петра Великого († 1716), он через нее, как должно думать, и стал духовником Екатерины, а Анна Иоанновна, вероятно, взяла его в свои духовники по примеру Екатерины, когда он, может быть, успел уже создать себе репутацию хорошего духовника. См. о нем статью архимандрита Леонида в «Русском Архиве» Бартенева за 1874 год (кн. I, coll. 568–580). Весьма плохой отзыв о нем Гавриила Бужинского, более или менее, как можно думать, обусловлен тем, что он обвинял Гавриила в присвоении некоторых ценных монастырских вещей (см. в Описании документов и дел св. Синода, т. VII, col. 275). Новый плохой отзыв о нем – Чистовича в сочинении « Феофан Прокопович и его время» (с. 270 sqq.), а хороший – С. М. Соловьева в «Истории» (т. XIX, с. 295). Из писем императрицы Анны Иоанновны к Московскому главнокомандующему графу С. А. Салтыкову, напечатанных в 8-м номере «Русского Архива» за 1900 г., видно, что государыня чрезвычайно почитала своего «батюшку», как она величает в письмах Варлаама (статью А. А. Титова о нем см. в «Русском Архиве» за 1901 г., кн. 1-я). 207 Епархия Переяславская, в епископы которой был поставлен Арсений, быв отделена от Московской епархии, вследствие слишком большой обширности последней, указом святейшего Синода от 18 июля 1744 года, существовала 44 года, по май 1788 года. Епископ именовался Переяславским и Дмитровским. Ее составляли города Александров, Дмитров, Можайск, Гжатск, Верея, Волоколамск и Руза (см. статью свящ. А. Свирелина «Древняя Переяславская епархия» в приложениях ко II т. Трудов третьего археологического съезда в Киеве). 208 Об архимандрите Иове см. в «Словаре историческом о писателях духовного чина» митрополита Евгения и статью И. Чистовича в «Страннике» 1861 года 2). О Сильвестре Холмском – статья П.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

473 «ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его: не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне...» – Примечание. 474 На Совещании Преосвященных Архипастырей 12 ноября «Слушали: Письменный доклад Высокопреосвященного Арсения, Архиепископа Новгородского, и Никандра, Епископа Вятского, составленный ими по поручению Епископского Совещания [...] и после посещения Московского Ставропигиального Донского монастыря, в коем они объясняют, что Донской монастырь, имеющий около 400.000 руб. монастырского и до 300.000 руб. братского капитала, 120.000 руб. ежегодного дохода, а также обширные благоустроенные храмы, жилые помещения, сад и проч. Является весьма подходящим местом, где наиболее возможно и удобно было бы организовать общежитие для Архипастырей, по тем или иным причинам уходящим на покой, при условии передачи этого монастыря со всеми его строениями и средствами в полное распоряжение епископата и замены нынешних настоятеля и братии другими лицами. Постановили: Доклад, со сделанными в нем на Совещании поправками, внести в Соборный Совет для дальнейшего направления его на решение Собора» (Документы Совещания Епископов... С. 59). – Примечание. 475 На том же совещании «Слушали: Прошение братии Петроградской Александро-Невской Лавры в связи с заявлением 30-то членов Собора и объяснениями Высокопреосвященного Митрополита Петроградского Вениамина, Архиепископа Владимирского Сергия, епископа Сердобольского Серафима [Лукьянова] и временно исправляющего должность наместника Лавры Епископа Прокопия [Титова] по вопросу о скорейшем рассмотрении отчета о ревизии Лавры и возвращении последней в Епархиальное ведомство с назначением Митрополита Петроградского ее священноархимандритом, как было до 26 мая с. г., когда определением Святейшего Синода Лавра была подчинена непосредственно Синоду и предназначена для пребывания в ней ученого монашества и преимущественного служения религиозно-просветительским целям.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010