При обсуждении на 5-м и 6-м заседаниях декларации о государственно-церковных взаимоотношениях, изложенной 21 июня В. Зеньковским, консервативно настроенные делегаты предлагали осудить вмешательство гос-ва в дела Церкви, а сторонники национальной и церковной независимости Украины - выразить лояльность режиму гетмана. С этим вопросом делегаты Собора увязали проблему признания «в государственном порядке» Киевского митр. Антония. Большинство делегатов поддержали Соборную раду, предложившую обратиться с соответствующим заявлением к властям. Ряд делегатов, в их числе архим. Вениамин (Федченков), полагали, что вопрос о законности избрания митрополита решен после его благословения Патриархом св. Тихоном. 2 июля в Софийском соборе состоялось торжественное богослужение, к-рое возглавил митр. Антоний. На богослужении присутствовали гетман Скоропадский и министры. После литургии митр. Антоний произнес проповедь, в к-рой выразил надежду на то, что возрождение нормальной жизни в России начнется с Украины. На 7-м заседании 5 июля 102 делегата, сторонника автокефалии, обвинили Собор (прежде всего епископат) в том, что он не отражает истинного настроения правосл. укр. народа и противодействует политике властей. Собор выразил им порицание. Оскорбительное для священноначалия заявление и атака на архим. Вениамина спровоцировали ответную дискуссию о законности полномочий делегатов от нецерковных учреждений, по большей части приверженцев ВПЦР; мандаты значительной группы сторонников автокефалии были аннулированы. На 7-м заседании 5 июля члены, вошедшие в состав ВПЦР после 8 дек. 1917 г. (иером. Иоанникий, иеродиак. Порфирий, священники Витвицкий и Словачевский, генералы Новицкий, Радзимовский), были исключены из делегатов Собора. На 8-м заседании 6 июля выступил гетман Скоропадский, приехавший на Собор в сопровождении Зеньковского, премьер-министра Ф. Лизогуба, министра просвещения Н. Василенко, гофмаршала М. Ханенко и начальника штаба ген. В. Дашкевича-Горбацкого. Гетману пропели: «Спаси, Господи, люди Твоя» - с прибавлением: «Победы благоверному гетману Павлу на сопротивныя даруя». С ответным словом на укр. языке выступил митр. Платон (Рождественский). Делегатам, сторонникам ВПЦР, настаивавшим на том, чтобы их представителю свящ. И. Ботвиновскому разрешили обратиться к Скоропадскому с речью, в к-рой он намеревался призвать к утверждению автокефалии Украинской Церкви, Собор отказал. На заседании была образована следственная комиссия по делу об убийстве митр. Владимира в составе еп. Прокопия (Титова), архим. Тихона (Лященко) , священников Г. Лобова и Н. Гаврилова, проф. И. Бич-Лубенского. Финансировать ее работу поручили Киево-Печерской лавре. Комиссия работала параллельно с комиссией, образованной Всероссийским Церковным Собором.

http://pravenc.ru/text/155554.html

При осязании явственно представляются целыми и сохранными под священным облачением члены тела. Руки у святителя сложены, якоже мёртвым обычай есть слагать, целы совершенно; кожа присохла, цвет темно-жёлтый, в руках крест. Ноги обуты в кожаные сандалии тёмного цвета, покрыты чулками, частью истлевшими; под ними видится тело, как бы присохшее к костям. Под облачением ясно осязаются голени и кости ног. Самое облачение местами являет вид нового, местами же покрыто пылью, все вообще цело и прочно, подкладка на саккосе и омофоре также прочная. Особенно хорошо сохранился подсак-косник под палицею и под саккосом внизу, на открытом же подоле ближе к ногам местами истлел. Вообще целость облачения представляется тем явственнее, чем ближе к честным останкам святителя. Во время досмотра, продолжавшегося около двух часов, некоторыми из присутствующих ощущалось благоухание от мощей святителя. 19 июня 1909 года было произведено второе официальное освидетельствование Комиссией в составе архиепископа Тихона [Троицкого-Донебина], епископа Иоанна [Смирнова Ф. И.], кафедрального протоиерея Фивейского, ключаря Верномудрова, иеромонаха Прокопия [Титова], ныне епископа Елисаветградского, причём все было найдено в том же виде и состоянии, как было при предыдущем осмотре 18 марта 1909 года. Результаты досмотра не могли не сделаться достоянием благочестивых почитателей святителя Софрония, ещё более возгрели веру в его святость и надежду на скорое его земное прославление. И вот мы видим, что, побуждаемые благоговейным почитанием памяти святителя со стороны Православного верующего народа, архипастыри иркутские обращаются в Св. Синод с ходатайством о скорейшем прославлении епископа Софрония, как угодника Божия. С таким ходатайством обращаются архиепископ Тихон (19 марта 1910 г.) и архиепископ Серафим [Мещеряков], в 1914 г. делавший об этом личный доклад Св. Синоду. Усердное желание ходатайствовать о прославлении святителя выражают: бывший в Иркутске в 1910 г. Миссионерский съезд своим о том постановлением, Иркутская городская Дума единогласным постановлением от 4 ноября 1914 года, пастырское собрание градо-Иркутского духовенства от 9 октября 1914 года, Иркутская городская управа в своём представлении иркутскому губернатору от 5 декабря 1915 г. за 21519. Пожелание скорейшего прославления святителя высказывается и 48-м епархиальным съездом духовенства Иркутской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

При совер­шении мной богослужения иногда, кроме моей жены и архиерея Титова, присутствовали и посторонние верующие, желавшие помолиться. По про­сь­­­бе приходивших ко мне верующих я действительно совершал религиозные таинства: исповедь, крещение, служил молебны, панихиды... За отправление этих треб верующие, правда, не всегда платили мне деньги. Даваемые мне верующими деньги я рассматривал не как плату за требы, а как помощь. Контрреволюционной агитации я никогда и нигде не вел. – Следствием установлено, что при совершении таинства исповеди вы исповедующимся задавали вопросы о том, не примыкали ли они к обновленческому движению, причем, пропагандируя против обновленцев, вы говорили, что одним из основных вопросов разногласий с ними является то обстоятельство, что они признают советскую власть. Признаете ли вы это? – При совершении таинства исповеди я задавал вопросы о том, не посещали ли они молитвенных учреждений не нашего направления. Никакой пропаганды против обновленцев я не вел и о разногласиях моих с обновленцами среди верующих не рассуждал. – Зачитываю вам показания свидетельницы, изобличающей вас в том, что вы вели систематическую контрреволюционную монархическую агитацию. Признаете ли вы это? – Нет, не признаю и заявляю, что контрреволюционной агитации я никогда и нигде не вел. Через месяц следствие было закончено. Обвинительное заключение гласило: «Прибыв в ссылку в город Турткуль... Титов... и Скадовский... организовали нелегальную молельню, в которой занимались совершением религиоз­ных обрядов и сколачиванием религиозной контрреволюционной группы...» Еще через месяц, 28 октября, Тройка НКВД приговорила архиепи­ско­па Прокопия и священника Иоанна к расстрелу. 23 ноября 1937 года архиепископ Одесский и Херсонский Прокопий (Титов) и священник Иоанн Скадовский были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле. Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5» Тверь. 2001. С. 341-364 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/1216/ioann/

С тем же Иаковом прихаживал ко мне в келью торговый человек Иван Щелягин и тетрадь сочиненную мною читал. Он же к Родышевскому на генеральный двор много раз с милостынею прихаживал и подолгу у него сиживал. – Гребневский поп Степан Ананьев сказывал мне: «я де о новгородском все ведаю:» нет ли у него каких писем или известия после рязанского архиерея Стефана, потому что он его писцом был? На Покровке диакон успенской, что в Котельниках, церкви Алексей Ананьев – брат его родной: у него брал я на список книгу поучений ростовского архиерея Дмитрия и много других. – У троицкого казначея Нектария Титова есть книга о монашестве. –Трехсвятительской церкви поп Иван Федоров большую ревность имеет по св. церкви и книг у него много. – Подъячий Чудова монастыря Николай Васильев, что пристает у фиваидского архиерея, искусен в распознании полууставных писем. – Нет ли писем Алексея Барсова у брата его, попа Степана Кириллова. – У кого пристает жена стряпчего новгородского архиерейского дома, Ивана Носова, который ныне содержится в Москве в Тайной канцелярии, нет ли там каких писцов? – В Москве на троицком подворье жил келарь Вениамин Ершов и Аврамов часто к нему хаживал; туда же хаживал справщик монах Феолог и с ним Аврамовым часто видались и секретно говаривали: нет ли тут чего-нибудь? – Когда зимою в Москве был смоленский архиерей Гедеон, то Родышевский приезжал ко мне ночью на подворье, чтоб представить его архимандриту Варлааму и я доложа представил и бил челом ему словесно о своем заступлении. И в то время был он у архиерея Вишневского и у архимандрита Малиновского и у Аврамова. С киево-печерскими старцами, которые били челом о новом архимаидрите, с Исаием, также с невским наместником Вениамином и с архимандритом Малиновским, и Свенского монастыря с наместником, Аврамов наедине говаривал о Феофане не в одно время. – О письмах папиных ведают в Москве, как и на Украине. Не взято ли ведения от киевских старцев»? По показаниям Осипа Ушаков отправил в Москву к Салтыкову (8 окт.) приказы «послать из Конторы тайной канцелярии секретно на дворы помянутых лиц и обыскать у них писем и тетрадей и книг, и при обыске взять сказки-ж под страхом за необъяление смертной казни, не имеется-ли где еще каких иных писем или тетрадей и книг? II что будет у кого взято, прислать в Тайную канцелярию немедленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Самостоятельный раздел внутри «Церковного отдела» выставки «Ломоносов и Елизаветинское время» составляли выговские настенные листы – 23 предмета, из них 20 – из коллекции Дружинина, 3 – из собрания ОЛДП. Дружининская коллекция лубков (152 единицы) ныне хранится в Государственном музее истории религии; в обзоре этих памятников, сделанном Зинаидой Александровной Лучшевой, отмечен факт экспонирования части листов на названной выставке 49 . Обратим внимание на подбор памятников: это отдельные портреты выговских отцов (Ивана Филиппова, Мануила Петрова (два), Даниила Матвеева, Никифора Семенова (два), Семена Титова), лист с изображениями Даниила Викулина, Андрея Денисова, Семена Денисова, Петра Прокопьева и иноков Корнилия и Виталия 50 , «Изображение Выговского и Лексинского общежительств с портретами иноков и настоятелей» 51 , «Древо выговских настоятелей» (два листа), «Древо пороков и добродетелей» (четыре листа), «Птица Сирин» (пять листов) и три повествовательных листа – «Рай земной», «Страдания апостольские Симона Зилота и Матфия» и «Иллюстрация книги Моисея Исход». Таким образом, выговский рисованный лубок был представлен если не во всем многообразии сюжетов, то в самых главных содержательных и иконографических направлениях, отражающих сущностные черты выговской культуры. Как видим, подобрать материал, столь полно представляющий выговскую культуру в целом, мог только человек, глубоко ее изучивший, прекрасно знакомый с рукописным и изобразительным наследием. И этим человеком, учитывая все прочие косвенные соображения, мог быть именно Василий Григорьевич Дружинин . Старообрядцы получили равные с другим населением Российской империи права только после высочайшего указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. Потребовалось еще полтора года, чтобы формальные аспекты этого равноправия были закреплены законодательно (именной высочайший указ Правительствующему Сенату от 17 октября 1906 г.). Старообрядцы были слишком заняты восстановлением своей внутренней жизни, чтобы уделять внимание просвещению общества относительно древности и красоты старообрядческой культуры. Единственным исключением являлись публичные выступления Морозовского хора в концертных залах Москвы и Петербурга.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Свящ. Лукьянова Михаила, Троицкого Виктора, Даниловского Александра, Соболева Владимира и 25) Маркова Владимира – удостоить степени кандидата богословия, с причислением к первому разряду и предоставлением им права на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний; Орлова Василия, Изюмова Ивана, Никольского Василия, Свящ. Соколова Алексея, 30) Левкоева Николая, Успенского Ивана, Брянцева Леонида, Свящ. Лебедева Константина, Руднева Николая, 35) Реутова Валентина, Сперанского Михаила, Свящ. Архангельского Леонида, Сахарова Сергея, Свящ. Овсянникова Григория, 40) Свящ. Ильинского Михаила, Титова Алексея, Свящ. Андреевского Александра, Соловьева Ивана, Петропавловского Василия. 45) Уметского Петра, Свящ. Люстрицкого Михаила, Алексеева Павла, Прилуцкого Сергея, Телятьева Валериана, 50) Ивановского Семена. —454— Свящ. Владимирского Алексея, Свящ. Надеждина Александра, Любимова Фёдора, Свящ. Перехвальского Валентина, 55) Новгородского Лавда, Труфанова Максимилиана, Виноградова Михаила, Прокоповича Бориса, Максимова Александра, 60) Рязановского Сергея, Свящ. Михальчука Евстафия, Мацкевича Иосифа, Введенского Ивана, Свящ. Авдашкевича Петра и 65) Иеромонаха Серафима (Иовановича), серб. ур. – удостоить степени кандидата богословия, с причислением, их ко второму разряду; Вершинского Николая, Иванова Константина, Тихомирова Павла , Хотовицкого Александра и Яхонтова Дмитрия – удостоить звания действительного студента, с предоставлением им права на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительных курсовых сочинений, – каковое постановление и представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. В случае утверждения Его Высокопреосвященством постановления, изложенного в п. I-м, – 2) Препроводить в Учебный Комитет при Святейшем Синоде список всех окончивших академический курс воспитанников с требуемыми определениями Святейшего Синода, от 3 марта–10 апреля 1892 года за 590 и 8–20 января 1911 года за 93, сведениями и отзывами о них и с приложением подлинных заявлений 63 воспитанников о том, какую группу наук преподавать и вообще на какую должность по духовно-учебному ведомству поступить они желали бы и в какие епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Собрание приняло следующую резолюцию: «Организованное законоучительным Отделом Всероссийского Церковного Собора собрание Всероссийского Совета родительских организаций, Союза Союзов родительских комитетов г. Москвы, представителей родительских комитетов г. Петрограда и законоучителей всех учебных заведений г. Москвы, в заседании 4 (17) февраля единогласно постановило: признать преподавание Закона Божия во всех учебных заведениях обязательным, а все попытки на его изгнание из школы считать посягательством на народную святыню, давлением на совесть родителей и учащихся» 267 . 14 (27) февраля Поместный Собор учредил комиссию под председательством архиепископа Кирилла и в составе архимандрита Матфея (Померанцева) и П. Я. Руднева для расследования обстоятельств мученической кончины митрополита Киевского Владимира. Позднее, когда выяснилось, что в Киеве по постановлению Всеукраинского Православного Церковного Собора была также организована под председательством епископа Елисаветградского Прокопия (Титова) подобная комиссия, исследовавшая все обстоятельства мученической кончины священномученика Владимира Киевского, Поместный Собор Российской Церкви упразднил собственную комиссию, тем более что никто из трех членов комиссии не смог добраться до Киева 268 . Тем не менее назначение владыки Кирилла председателем этой комиссии говорило о высоком доверии Собора к Тамбовскому иерарху. На другом соборном заседании 22 марта (4 апреля) 1918 года архиепископ Кирилл был избран в комиссию по борьбе с большевизмом в Церкви, составленную из 12 человек – митрополита Одесского Платона (Рождественского), епископа Вятского Никандра (Феноменова), архимандрита Матфея (Померанцева), протоиерея Π. Н. Лахостского, протоиерея А. П. Рождественского, П. И. Астрова, профессора И. М. Громогласова, Н. Д. Кузнецова , генерала Л. К. Артамонова, В. Г. Рубцова, С. П. Руднева 269 . Не будучи политически ангажированным церковным деятелем, которого можно было бы заподозрить в некритичном отношении к какой-либо из государственных систем, архиепископ Кирилл уже тогда являл собой тот тип истинно православного иерарха, который в XX веке станет совестью Русской Церкви, ничем не уронив церковного достоинства и стяжав мученический венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, заключенные иерархи, обращаясь к апостольской традиции возложения рук, полагали временно заменить в таинстве миропомазания акт помазания миром на возложение рук. На допросе следователя интересовало, чьи именно отзывы по этому вопросу запрашивал митрополит Кирилл. " Ответ: Я запрашивал письменно епископа Афанасия Сахарова , в данное время находящегося в концлагерях на Медвежьей Горе, епископа Василия Преображенског о – в трудовой исполнительной колонии в Рыбинске, епископа Евгения Кобранова, отбывающего ссылку в Чимкенте, через священника Ветчинкина спрашивал мнение митрополита Иосифа Петровых и мнение архиепископа Прокопия Титова, находящегося в ссылке в г. Туркуль, спрашивал письменно епископа Иоасафа Удалова, находящегося в Казани, но от него ответа не получил. Вот те лица, мнение которых мною было запрошено. Вопрос: Когда возник этот вопрос и в связи с чем? Ответ: Этот вопрос возник около двух лет назад по инициативе епископа Дамаскина Цедрик, находящегося в лагере в Караганде, а в то время он находился в Архангельске. В связи с тем возник этот вопрос, что трудно было доставать вещества для изготовления так называемого мира. Вопрос: Почему он обратился к Вам за разрешением этого вопроса, а не к кому-либо другому? Ответ: Потому что он со мною через переписку держал связь, отношение его к сергианству одинаковое со мной было, и притом я старше его по положению и по возрасту» 681 . И здесь следователь попытался спровоцировать митрополита Кирилла на признание в том, что владыка был осведомлен о тайных богослужениях, которые совершал епископ Дамаскин. Последовал вопрос следователя: «Дамаскин в Архангельске служил в церкви?» Но митрополит Кирилл, представляя, чем заканчиваются подобные вопросы, мудро игнорирует смысл вопроса, словно отказываясь его понимать: «Нет, он был в ссылке». А на логичный вопрос следователя: «Зачем же ему необходимо было миро?», следует категоричный ответ митрополита Кирилла: «Этого я не знаю». Понимая, что здесь более определенного ответа не добиться и провокация не удалась, следователь пытается подойти к этому вопросу по-иному, но и здесь, как показали дальнейшие ответы митрополита Кирилла, следователя ожидает неудача.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Устав Московского Братства - Союза ревнителей и проповедников православия. Российская государственная библиотека (РГБ). 52208. С.1. Прокопий (Титов) (1877-1937), архиепископ Одесский и Херсонский, священномученик. В январе 1918 года при неудавшейся попытке захвата Лавры красноармейцами был объявлен арестованным, но по требованию верующих был освобождён. Указом от 26 января 1918 года был освобожден от настоятельства Лавры. Осенью 1925 года, когда ни митрополита Петра, ни его окружение ОГПУ так и не удалось склонить к капитуляции перед обновленцами и полному подчинению богоборческой власти. В результате были арестованы Патриарший Местоблюститель митр. Петр (Полянский) и многие выдающиеся архиереи, священнослужители и миряне. В обвинении архиепископов Прокопия (Титова), Пахомия (Кедрова) и Николая (Добронравова), епископов Дамаскина (Цедрика), Амвросия (Полянского), Парфения (Брянских), Германа (Ряшенцева) и Гурия (Степанова) говорилось: «Составили так называемый «Даниловский синод» и служили в качестве такового проводниками всех указаний двух бывших обер-прокуроров — Самарина и Саблера, устраивая совещания и советы между собой для обсуждения вопросов практического проведения самарино-саблеровской линии, как например, в вопросе об оставлении Киевской митрополичьей кафедры за белогвардейским эмигрантом Антонием Храповицким, для обсуждения и корректирования готовящихся к выпуску документов митрополита Петра как например, декларации, и в придании этим документам антисоветского характера, для сообщения и распространения сведений о движении эмигрантской части церкви, зачистки контрреволюционных документов, для обсуждения вопросов о воздействии на непокорных самарино-саблеровской указке, как например, о воздействии на митрополита Михаила и т.п., проделывая всё это для отвода глаз или за обедом, или тотчас после него». ЦА ФСБ РФ. Арх Н-3677, т.5, л.254-255; ЦА ФСБ РФ. Арх. Н-3677, т.2, л.158; т.3, л.473-а, т.4, л. 82. Цыпин В., прот. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-1918 (Актовая речь). Журнал Московской Патриархии. 1994. С.26.

http://bogoslov.ru/article/5467078

Это поясняется в первую очередь тем, что доходы духовенства очень низкие, да и, кроме того, многие ведут себя плохо среди верующих (бытовое разложение)… Отсюда низкая посещаемость верующими молитвенных домов и очень низкие доходы приходов. Кроме того, среди духовенства большие склоки» (Там же. Д. 55. Л. 51). Еп. Феодосию удалось частично исправить положение дел. Своими частыми поездками в приходы, организацией в авг. 1948 г. семинара для священников и старост в Касперовском соборе в Николаеве епископ сумел повысить дисциплину и образовательный уровень духовенства. Однако мн. приходы оставались вакантными. В 1949 г. в Николаевской обл. были арестованы свящ. Константин Абрамов из с. Воссиятского Еланецкого р-на и Сергий Соловьёв из г. Снигирёвка. В 1952 г. был репрессирован диак. Василий Стукало из с. Благодатного Лысогорского р-на, обвиненный в связях с «истинно православным» подпольем (Там же. Д. 114. Л. 218). (По сообщению уполномоченного, в 1953 в Николаевской обл. существовало катакомбное движение - неск. десятков семейств под рук. некоего Татаренко принадлежали к «прокопиевцам», последователям еп. сщмч. Прокопия (Титова), возглавлявшего Николаевское викариатство в 1918-1921.) 21 окт. 1949 г. архим. Евстратий (Подольский), секретарь Кировоградской епархии, был назначен епископом Кировоградским, викарием Херсонской и Одесской епархии, с поручением ему управления приходами в Николаевской обл. 17 марта 1950 г., после преобразования Кировоградского викариатства в епархию, Евстратий получил титул «епископ Кировоградский и Николаевский». Еп. Евстратий за короткое время пребывания на кафедре 4 раза посетил Николаев, служил не только в городских, но и в пригородных церквах. После конфликта с благочинным Николаева свящ. Александром Житинским епископ упразднил городское благочиние, объединив в один округ Николаевский и Варваровский районы (Там же. Д. 100. Л. 149). Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Николаеве (бывш. греч. церковь). 1803–1817 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010