Рубрики Священномученик Прокопий (Титов) - архиепископ Одесский и Херсонский 7 мин., 22.11.2017 Поделиться «Изложите ваши политические взгляды», — попросил следователь архиепископа Прокопия, арестованного в сентябре 1934 года. «Я считаю себя человеком аполитичным, — ответил владыка, — однако я являюсь убежденным последователем Православной Церкви и, как представитель последней, естественно, не могу относиться безразлично к тому, какая власть существует в стране, — преследующая Церковь или, наоборот, покровительствующая Церкви. Совершенно естественно, что к политическому режиму, который покровительствует деятельности Церкви, у меня больше симпатий, чем к политическому режиму, который преследует Церковь или ограничивает свободу ее деятельности... Добиваться свержения советской власти и вести в этом направлении какую-либо политическую работу я не считаю для себя возможным, как для представителя Церкви, к тому же я считаю, что идея неограниченной монархии в настоящее время отжила свое время и наиболее желательным в существующих условиях для меня представляется строй, обеспечивающий отделение Церкви от государства и гарантирующий Церкви свободу и невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви».   Священномученик Прокопий родился в 1877 году в семье священника города Кузнецка Томской губернии Симеона Титова и в крещении был наречен Петром. Начальное образование Петр получил в духовном училище, в 1897 году он закончил Томскую духовную семинарию, в 1901 — Казанскую духовную академию. 21 августа 1901 года в Успенском монастыре города Уфы он был пострижен в монашество с именем Прокопий, 23-го — рукоположен в сан иеромонаха и назначен заведующим Томской церковно-учительской мужской школой. Одним из главных элементов религиозно-нравственного воспитания учеников было их участие в богослужениях: они посещали все воскресные и праздничные службы, читали и пели на них. Ученики двух старших классов, изучавшие церковный устав, поочередно посещали службы и в будние дни. В воскресные дни в школе устраивались религиозно-нравственные чтения, в которых принимали участие не только учителя, но и наиболее способные ученики. При церковно-учительской школе была воскресная школа, которой также руководил иеромонах Прокопий.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-proko...

Сщмч. Парфений (Брянских), еп. Ананьевский. Тюремная фотография. 1937 г. (Брянских Петр Арсеньевич; 30.10.1881, Иркутск - 22.11.1937, Архангельск), сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Балтских святых, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Ананьевский, викарий Одесской епархии. Из семьи купца 2-й гильдии, гласного Иркутской городской думы (в 1889-1897), потомственного почетного гражданина Арсения Петровича Брянских, члена комитета Иркутского епархиального правосл. миссионерского об-ва. Брат мц. Антонины Брянских. Учился в начальной школе «Детский сад», окончил 4 класса Иркутской гимназии. При переходе в 5-й класс заявил о желании получить духовное образование и поступил в Иркутскую ДС, к-рую окончил в 1902 г. по 1-му разряду. Поступил в КДА. В 1907 г. окончил ее со степенью канд. богословия за соч. «Книга святого пророка Захарии. Объяснение I-VI глав». В том же году был направлен для продолжения образования в Германию и в течение неск. месяцев слушал курс библейских наук в Берлинском ун-те. 5 дек. 1907 г. назначен преподавателем в Красноярскую ДС на кафедру обличительного богословия, истории и обличения рус. раскола. С 1 нояб. 1908 г. также исполнял обязанности библиотекаря фундаментальной и бесплатной б-к. Там он начал подготовку магистерской диссертации о пророке Захарии и 6 авг. 1909 г. обратился к синодальному начальству с прошением перевести его в др. семинарию, где у него была бы возможность работать с лит-рой по теме. В том же году переведен преподавателем ВЗ и НЗ в Рязанскую ДС. 31 авг. 1912 г. архиеп. Антоний (Храповицкий ; впосл. митрополит) в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре постриг Петра Арсеньевича в монашество с наречением имени Парфений. 1 сент. рукоположен во диакона и 2 сент.- во иерея. 6 сент. назначен преподавателем в Житомирское уч-ще пастырства, где помощником инспектора уч-ща был в то время архим. сщмч. Прокопий (Титов ; впосл. архиепископ). 5 сент. 1914 г. П. стал помощником начальника уч-ща, возведен в сан архимандрита. В 1915 г. по предложению возведенного ранее на Елисаветградскую викарную кафедру Херсонской епархии еп. Прокопия (Титова) назначен инспектором и преподавателем ВЗ пастырско-миссионерской ДС при Бизюковом Пропасном во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужском монастыре Херсонской и Таврической епархии. С 26 дек. 1916 г. начальник семинарии. После того как в 1918 г. семинария была закрыта, П. переехал в Херсон, где проживал в архиерейском доме и исполнял обязанности секретаря Николаевского еп. Прокопия (Титова).

http://pravenc.ru/text/2579069.html

Рубрики 4 ареста епископа Парфения 6 мин., 21.11.2014 Поделиться " Скажите, что конкретно вы обсуждали во время вашей встречи с архиепископом Прокопием Титовым? " — спросил следователь у владыки Парфения. Епископ ответил: «Конкретных политических разговоров между нами не было, за исключением разговоров о положении Православной Церкви в Советском Союзе. Архиепископ Прокопий подтвердил свою непримиримую точку зрения по отношению к советскому правительству и митрополиту Сергию, изложенную в его письме к митрополиту Сергию, копия которого найдена у меня при моем аресте. Прокопий Титов утверждал, что политика митрополита Сергия — угодничество перед советской властью — пагубна для Русской Церкви и сознания верующих, и я с этим вполне согласен. Взгляды Прокопия Титова на положение Православной Церкви в настоящее время и его отношение к советской власти изложены в его письме достаточно ясно и определенно: “Каковы же для Церкви Божией результаты Вашей деятельности и реформы? Самые прискорбные!.. Церковь Русская лишилась своей внутренней свободы и оказалась в порабощении у антирелигиозного государства...”» Этот допрос проводился после третьего ареста епископа Парфения. Впереди была ссылка на Север, еще один арест и смертный приговор. Священномученик Парфений родился в 1881 году в городе Иркутске в семье Арсения Петровича Брянских и в крещении был наречен Петром. Арсений Петрович был управляющим у сибирского купца Немчинова, который за его безупречную службу отписал семье Брянских значительное состояние. Эти средства позволили бы Петру получить блестящее светское образование и впоследствии при его незаурядных дарованиях сделать блистательную карьеру, но он пожелал служить исключительно Богу. Окончив Иркутскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию, он был назначен преподавателем в Красноярскую духовную семинарию. В Красноярске он начал работать над магистерской диссертацией о пророке Захарии, что сделало для него насущной необходимостью работу в библиотеках, и он направил начальству прошение с просьбой перевести его из Красноярска в один из городов, где имеются необходимые для научной деятельности библиотеки.

http://foma.ru/45620.html

Неонилинское. Церковь Прокопия Устюжского. Свято-Прокопиевский храм Карта и ближайшие объекты Неонилинское село с его приходом находится на юго-восток от городов: епархиального и уездного, в расстоянии 230 в. от первого и 40 в. от второго. Расположено село в ложбине на берегу крайне загрязнённой речки " Ичкино " . Недостаток хорошей воды для питья вредно отзывается на здоровье жителей. Климат в приходе умеренный. Почва чернозёмная. Деревня Неонилина получила своё название, как гласит о сём народное предание, от имени первой поселившейся здесь женщины Неониллы. До 1895 года деревня эта принадлежала к приходу Кондинской Параскевиевской церкви, а в сём году указом Св. Синода от 28 ноября за 5287 выделена в самостоятельный приход, в состав которого причислены: деревня Ширяева в том же году и д. Коширцева в 1900 году. В виду малочисленности прихода, по распоряжению епархиального начальства, в 1899 году в состав Неонилинского прихода была причисляема ещё д.Титова, но вследствие ходатайства жителей сеё деревни вскоре же была и отчислена. Жители прихода русские крестьяне, из коих православных 750 м. п. и 868 д. ж. п. и раскольников 300 д. м. п. и 321 д. ж. п. В 1884 году православные жители деревни Неонилиной стали ходатайствовать пред епархиальным начальством о разрешении построить в своём селении каменный храм, каковое разрешение последовало только в 1886 году. В 1886 году 27 мая состоялось заложение храма, а 21 февраля 1891 года с благословения Поликарпа, епископа Екатеринбургского его освящение, во имя Блаженного Прокопия, Устюжского Чудотворца. Постройка храма производилась на средства прихожан и доброхотных дателей. Иконостас перевезён из Кондинской Параскевиевской церкви, где он, вследствие постановки нового, находился без употребления. Первоначально храм сей, в виду малочисленности православных жителей в селении Неонилинском, был приписан к церкви села Кондинского, но в 1895 г. по усиленной просьбе неонилинцев, по указу Св. Синода 1895 г. от 28 ноября за 5287, сделан самостоятельным. В приходе есть небольшая ветхая часовня во имя Прокопия Устюжского Чудотворца, а в самом селе существует земская школа. В пользование причта (свящ. и диак.) предоставлены общественные дома.

http://sobory.ru/article/?object=48215

Данная статья написана по результатам проекта по истории, над которым работали ученики 6-го класса города Сыктывкара. Также по итогам расследования был сделан небольшой фильм. В Сыктывкаре существует кладбище, которого нет на карте, оно не числится и по документам – фактически его нет. Но люди – коренные тентюковские жители – продолжают там хоронить своих близких. Александра Ивановна Эта история берет свое начало в 1930-е годы. В селе жила зажиточная семья Александры Ивановны Деминой. Лишь этот дом был обшит доской, имел большие окна на русский манер. Ее отец владел участком леса . В городе началась эпидемия дифтерии, забравшая многих родственников Александры Ивановны. Она унесла жизнь и единственной ее дочери Нины 24 лет, и младшего внука – 9-месячного Жени. Двухлетнего внука Александра Ивановна выходила сама, когда Нину с младшим сыном положили в больницу. Александра Демина (Титова) (крайняя слева) с внуками и своей мамой Александра Ивановна с мужем похоронили дочь и внука в лесу, принадлежавшем ее отцу. Место они выбрали на возвышенности, посуше, открытое. Вскоре Александра Ивановна лишилась и второго внука: вернулся из дальней командировки зять и забрал сына навсегда. Она была верующим человеком. Лично знала блаженного Александра Сорвачева, по прозвищу Тентюковский, – он был ее соседом, жил буквально через несколько дворов. Жили в селе и ссыльные – репрессированные священнослужители . В ее доме, помимо прочих ссыльных, жила монахиня из Краснодара. Немногие тогда брали в дом чужих людей, тем более таких и зачастую умирающих у них, найдя там последнее пристанище. «Священная дружина» В середине 1930-х годов Нижнеконскую церковь в Тентюково закрыли, все стали ходить в Кочпонский храм. В Кочпоне сложилась православная община из ссыльных монахов, священников, мирян. Александра Ивановна дружила с ними. При обстоятельствах, обычных для 1930-х годов, прятала у себя под домом, закапывая, священнические облачения. Матушка Мария с супругом – о. Прокопием Шаламовым Среди кочпонских православных была матушка Мария Шаламова. Когда НКВД арестовал ее мужа, священника Вотчинского прихода в местечке Дырнос дор, она приехала в Сыктывкар – поближе к нему, а когда его расстреляли – решила принять монашество. Она писала архиепископу Великоустюжскому Питириму, испрашивая его благословение на постриг. Владыка, понимая, что время неспокойное, советовал ей оставаться в миру, утешая и называя их дружное православное общинное жительство «священной дружиной».

http://pravoslavie.ru/124499.html

Синицкая Людмила Ивановна, Синицкая Ольга Григорьевна, Синицкая Серафима Григорьевна, Синицкая Фаина Григорьевна Семья Синицких. Слева направо: Ольга Григорьевна. Фаина Григорьевна, Татьяна Григорьевна. Людмила Ивановна. Серафима Григорьевна. Кострома. 1962 г. Архив семьи Медведевых Семья Синицких – пример православной семьи священника, достойно прошедшей все испытания эпохи гонений на Церковь . Вдова протоиерея Григория Синицкого Людмила Ивановна Синицкая (урожд. Бабура; 1878–1964) родилась в в Херсонской губ. в семье священника. В 1896 г. окончила Одесское епархиальное училище. В том же году обвенчалась с Григорием Синицким, псаломщиком Успенского собора г. Александрия Херсонской губ. У протоиерея Григория и Людмилы Ивановны было пятеро детей – Ольга (1897–1985), Фаина (1899–1977), Серафима (1903–1986), Татьяна (1907–1992) и Людмила (1910–1922). 1 октября 1896 г. Григорий Синицкий принял священство и получил назначение в с. Троицкое -Сафоново Херсонского уезда Херсонской губ., где прослужил 20 лет. В 1916 г. семья переехала в г. Николаев, куда был переведен и назначен настоятелем собора Рождества Богородицы о. Григорий. Во время обновленческого раскола остался верен Православной Церкви. По благословению Патриарха Тихона и архиепископа Херсонского Прокопия (Титова) о. Григорию было поручено принимать покаяние примкнувшего к обновленчеству местного духовенства. Отца Григория несколько раз подвергали арестам – сначала за отказ поддержать обновленцев, позже – за отказ признать декларацию митрополита Сергия. С 1928 г. он был полностью отстранен от службы в церкви. Старшим дочерям пришлось уехать в Москву, так как власти лишили их возможности учиться и работать. 15 января 1931 г. о. Григорий был арестован за принадлежность «к к[онтр]-р[еволюционной] организации «Истинно-Православная Церковь " » и заключен в одиночную камеру николаевской тюрьмы. Людмила Ивановна была арестована спустя две недели после ареста мужа. В апреле 1931 г. были арестованы также две их дочери, работавшие в Москве, – Серафима и Фаина. После 2-месячного пребывания в Бутырской тюрьме они были сосланы на 3 года в Казахстан. Людмилу Ивановну продержали в николаевской тюрьме в камере с уголовниками и проститутками полгода. В августе 1931 г. она была освобождена без ограничения места проживания. Протоиерей Григорий провел в одиночке год и в январе 1932 г. был отправлен на 3 года в ссылку в Вологодскую область. В 1934 г. Людмила Ивановна уехала с тремя старшими дочерьми в Самарканд. В 1935 г. к ним приехал и о. Григорий, у которого окончился срок ссылки.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Прокопий (Титов). Аще кто епископства хощет. Опубликовано: 24 марта 2023 Слово священномученика Прокопия (Титова) при наречении во епископа Елисаветградского «Служение епископское поистине есть подвиг и труд. Главный труд святительский заключается как бы в усугублении подвига общехристианского, подвига очищения своего сердца и жизни добродетельной, терпения, любви и снисхождения к немощам братий и чад духовных, несовершенных, но грядущих ко спасению; подвига смирения и непревозношения пред меньшими, несмотря на высокость сана. Ведь если архипастырь должен научить пасомых добродетели поста и благодатной молитвы, он сам должен непрестанно возносить свои сердечные воздыхания ко Господу, пребывая в посте и воздержании. Чтобы не допустить чад своих до превозношения и гордыни, он сам должен явить пример Христовой кротости, терпения и любви, и только своим смирением посрамит он гордыню человеческую. И потому, хотя епископ и не может быть совершенно чужд всякой немощи, греха и нечистоты, ибо " несть человек, иже жив будет и не согрешит " , но во всяком случае он должен непрестанно трудиться и подвизаться добрым подвигом всей своей жизни ради очищения сердца, искоренения страстей, изгнания всякой нечистоты чрез непрестанное самоукорение, молитву, постное воздержание и труд. Но посему-то святой апостол Павел и пишет апостолу Тимофею: «аще кто епископства хощет, добра дела желает» (1 Тим. 3, 1); ибо таковой желает подвига благочестия, чистоты и святости». 1914 год   Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/829-...

26 января Александро­Невская Лавра. Благовещенская церковь 1918 год – Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Александро-Невской Лавры в Петрограде, в том числе покоев митрополита, для своих нужд под богадельни и приюты. В этот же день в Лавре появился вооруженный отряд, который произвел детальный осмотр зданий. На следующий день на имя настоятеля, епископа Прокопия (Титова), поступило официальное отношение с требованием сдать все имущество вышеназванному наркомату. Александро­Невская Лавра. Митрополичий дом Митрополит Вениамин (Казанский) и два его викария на общем собрании духовенства и прихожан постановили «твердо заявить народным комиссарам, что православный русский народ не допустит отобрания имущества у монастырей и храмов... встанет на их защиту от поношения тех, кто, будучи не русскими и не православными, эти святыни не могут понимать и ценить». 1924 год – Петроград переименован в Ленинград. Новое имя город св. Петра получил после смерти В. И. Ульянова (Ленина) (21 января 1924 г .) Патриаршее богослужение в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя в Рождественский сочельник. 6 января 1998 г. 1998 год – В Москве открылись VI Международные Рождественские образовательные чтения (26 - 30 января). 28 января в рамках Рождественских чтений в Академии МВД была проведена конференция «Духовность, правопорядок, несовершеннолетние». В работе конференции принял участие Святейший Патриарх Алексий II. 29 и 30 января состоялись заседания тематических секций, научно-практические конференции и круглые столы по 37 направлениям, связанным с православным образованием и воспитанием, а также с актуальными проблемами медицины, экологии и культуры. 26 января 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5338.html

И) От действительного члена, профессора Новороссийского Университета А.И. Маркевича рукописная карта имений Гунна и Гранов, нынешней подольской губернии, XVIII века. I) От действительного члена, настоятеля Киево-Спасской на Берестове церкви, протоиерея Кл. И. Фоменка: 1) шитое шелком изображение тела Спасителя, от плащаницы, начала XVIII века; 2–3) кусок китайской и кусок французской шелковой материи XVIII века, от риз. К) От действительного члена, законоучителя Киевского Института благородных девиц, священника Ф.Д. Хорошунова – «История Киевского Института благородных девиц», М.М. Захарченко. Киев. 1889. Л) От действительного члена, преподавателя Одесской дух. Семинарии Л.С. Мацеевича: 1–8) бронзовые ольвийские монеты; 9–10) бронзовые римские монеты Аврелиана и Максимиана; 11) Польский серебряный грош 1600 г., 12–13) Эрекционные записи князя Яблоновского Таращанским церквам: Андреевской и Покровской, 1750 г., в копиях; 14) Historia de orin et profectu controversiae Graecos inter et Latinos de processione Spiritûs Sancti, Феофана Прокоповича , 1767 г., in 8-о; 15) «Краткий и легчайший способ приобрести внутреннюю, сердечную молитву», г-жи Гион, изд. 2-е, С.-Петербург, 1822 г., in 8-о. М) От действительного члена А.А. Титова : «Летопись Двинская». Издание П. А. Фокина . Москва. 1889 г., in 8-ο. H) От члена-корреспондента, инспектора народных училищ г. Одессы и Одесского района Л.П. Шпановского – «Путешествие из С. Петербурга в Москву», Радищева, – рукопись in 4–0. О) От члена-корреспондента, преподавателя Полтавского Епархиального Женского училища В. Ковалевского – большая картина страшного суда, из Троицкой церкви села Власовки, Зеньковского уезда, полтавской губернии. Писана она, по рассказам старожилов, лет 60 тому назад, уроженцем того же села Власовки, отставным гвардейским солдатом Ливошко. Лицо Люцифера на картине намеренно испорчено церковным старостой, которого односельчане находили похожим на Люцифера. П) От члена-корреспондента, чиновника А.Ф. Новицкого: 1–2) бронзовые монеты Филиппа и Александра Македонских; 3) серебряная города Ираклии; 4) серебряная Тарентская и 5) серебряная неизвестная со львом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

26 января 1918 года он был назначен епископом Николаевским, викарием Херсонско-Одесской епархии. В 1921 году он стал епископом Херсонским и Одесским. Наступило время его активной деятельности как православного архипастыря в условиях гонений на Русскую Православную Церковь, время самоотверженного служения Церкви в условиях заключения и ссылки, опытного погружения в историю Церкви в один из ее лучших периодов — гонений. Чистота и безупречность его нравственной жизни, твердые убеждения, подвижничество — все это создало ему заслуженную репутацию архипастыря высокой духовной жизни. 16 февраля 1923 года епископ Прокопий был арестован и заключен в херсонскую тюрьму. 26 августа он был переведен в тюрьму в Одессе. Популярность епископа Прокопия была столь велика, что православное население Херсона выбрало группу уполномоченных, которые стали настойчиво добиваться его освобождения. Было подано прошение Патриарху Тихону с просьбой ходатайствовать об освобождении епископа Прокопия. Они писали: «Осмеливаемся ходатайствовать перед Вашим Святейшеством о направлении по адресу прилагаемого обращения нашего к советской власти об освобождении нашего дорогого архипастыря епископа Прокопия (Титова) и об оказании возможного содействия с Вашей стороны к наискорейшему возвращению епископа Прокопия к его любящей пастве». Ходатайство Патриарха было подано в ОГПУ. Архиепископ Евгений (Зернов), епископ Иларион (Троицкий), епископ Прокопий (Титов) и монашествующие в Соловецком лагере особого назначения. Фото из архива ЦАК МДА Епископ Прокопий был приговорен к расстрелу с заменой его на высылку за пределы Украины. 12 января 1925 года он был освобожден и выехал в Москву. В июне 1925 года епископ Прокопий был возведен в сан архиепископа и назначен на Одесскую кафедру. Осенью 1925 года власти арестовали Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и вместе с ним десятки выдающихся архиереев, среди них и архиепископа Прокопия. 26 мая 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам заключения, и он был отправлен в Соловецкий концлагерь.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-proko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010