23:41. Великолепное ложе. Иерусалим изображается в образе блудницы, как в Прит. 7:10–23 . Соблазнительница завлекает своих любовников на ложе, используя благовонные курения и сладкие речи. До эллинистической эпохи все упоминания о ложе связывались со спальней (см.: 2Цар. 4:7 ; Пс. 6:7 ), а не с банкетным залом. 23:41. Благовонные курения и елей на столе. Блудница-Иерусалим использовала благовонные курения для окуривания своей спальни (см.: Песн. 1:3; 4:10 ) и умащала тело и волосы благовонными маслами ( Есф. 2:12 ). Аналогичные картины знакомы нам по египетской любовной лирике, образцы которой найдены археологами в Луксоре, в храме Карнак. 23:42. Пришедшие из пустыни. Возможно, речь идет об арабском племени, которое в ряде переводов названо «савеями» (см.: Иов. 1:14,15 : Иоил. 3:8 ), либо просто о пьяных вождях небольших кочевых племен, что подчеркивает пренебрежительное отношение к блуднице, которая опустилась до связи с разбойниками и чужеземцами. 24:1–27 Притча о кипящем котле 24:1. Хронология. Если исходить из того, что Седекия вступил на престол в 596 г. до н. э., то начало осады Иерусалима войсками Навуходоносора приходится на 5 января 587 г. до н. э. (десятый день десятого месяца [тебеф] девятого года; по другому счислению – 15 января 588 г. до н. э.). 24:3. Кипящий котел. Котел обычно представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, хотя иногда он был медным (ст. 11). В храме же использовались лишь серебряные или золотые сосуды. Котлы были разных размеров, их могли ставить на открытый огонь или на плиту, иногда на подставку из «трех камней», как в 4Цар. 4 (•£ в русской Библии это выражение отсутствует). Об использовании посуды для приготовления пищи как составляющей пророческого предвидения см. Иер. 1:13 . 24:6. Накипь в котле. Накипь, вероятно, образовалась в процессе варки мяса. Жребий обычно бросали, чтобы определить, какие куски оставить для храма. Но в данной метафоре испорченными и негодными для священных целей признаны даже отборные куски мяса. 24:7. Пролитая кровь. Поскольку в крови жизнь, израильтянам запрещалось употреблять ее в пищу. См. коммент. к Втор. 12и Лев. 17:11,12 . Однако здесь речь идет не об этом, а о том, что кровь осталась на голой скале. Когда проливалась кровь животного, она должна была покрываться землей ( Лев. 17:13 ). Оставшаяся на поверхности кровь «взывала» к отмщению ( Быт. 37:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:9. Перепрыгивают через порог. Порог обычно делали из каменного монолита, который слегка возвышался над полом. В пороге были выдолблены прорези, гнезда, в которые вставлялись ворота или дверь. Вход в дом всегда считался одновременно и священным, и опасным. По распространенным суевериям, наступить на порог означало разрешить духам, которые часто находились у входа, войти в дом. Подобные суеверия бытовали в древности во всем мире – от Сирии и Ирака до Китая, – однако в дошедших до нас древних источниках информация о происхождении этого суеверия отсутствует. 1:10. Ворота рыбные. В Иерусалиме было много ворот в разных его районах. Рыбные ворота открывали проход через северную стену на запад к башне Хананела ( Неем. 12:38,39 ). Археологические раскопки подтвердили, что они открывались к холму, который вел от храма к плато Вениамина. Название ворот, вероятно, связано с существованием на площади рыбного рынка, основанного тирскими купцами (см.: Неем. 3:3 ). 1:11. Новый квартал. ( В русском переводе – «на холмах»). Этот новый квартал был построен во времена Езекии, когда была возведена первая защитная стена вокруг западных холмов города ( 2Пар.32:5 ). Манассия, очевидно, перестроил эти стены ( 2Пар. 33:14 ). Раскопки Авигада обнаружили стену VII в. до н. э. длиной более 225 футов и шириной 24 фута. Вероятно, она окружала весь западный холм, обеспечивая дополнительную защиту северной части города. 1:11. Торговая часть города. Как и остальным районам Иерусалима, торговому району в западной части города также предстоит присоединиться к плачу. Его название происходит от древнееврейского слова maktesh (чаша или ступа; см.: Прит.27:22 ); по-видимому, он находился в одной из впадин Тиропеонской долины в пределах укреплений, сооруженных в VII в. до н. э. 1:14–2:15 День Господень – пророчество о судьбе народов 1:14. День Господень. См. соответствующую статью в коммент. к Иоил. 2 . 2:4. Филистимские города в конце VII в. до н. э. После военных кампаний Саргона II и Сеннахирима в конце VIII в. до н. э. и завоевания многих филистимских городов на их месте ассирийцы построили новые города, и некоторые из них (в том числе Фимна и Экрон) стали процветающими центрами, известными производством оливкового масла. Археологические данные позволяют установить районы производства оливкового масла и текстиля. Есть свидетельства присутствия египтян в Филистии после распада Ассирийской империи (см. коммент. к Иез. 25:15 ). Эти города позднее, в 600 г. до н. э., были разрушены во время вавилонской военной кампании Навуходоносора.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9:24. Требование «воздай славу Богу», вероятно, означало, что свидетель должен произнести некую клятву, или исповедальную формулу, подтверждающую истинность его показаний (ср.: Нав. 7:19 ). 9:25–27. Тщательный перекрестный допрос играл важную роль в еврейском законе. 9:28. Раввины называли тех, кто изучал Писание, учениками Моисея; о понятии «ученик Моисея» часто рассуждал Филон. Но Иоанн ясно дает понять, что эти обвинители заблуждаются (5:45). 9:29,30. Обвинители признают, что не знают, откуда пришел Иисус. Обстоятельства рождения человека, обвиняемого в том, что он сбивает с пути истинного народ, иногда тщательно расследовались с целью определить, не является ли этот возмутитель спокойствия незаконнорожденным; если здесь речь идет об этом, то обвинители не удосужились выяснить этот вопрос. 9:31. Изложенное здесь воззрение являет собой пример истинного еврейского благочестия: все учителя единодушно утверждали, что Бог слушает праведников, но отвергает молитвы нечестивцев (ср.: Пс. 33:16 ; Прит. 15:8,29; 21:27; 28:9 ) Данное положение составляет большую посылку силлогизма в рассуждении прозревшего человека. 9:32,33. Малая посылка силлогизма (9:31) состоит в том, что было совершено неслыханное чудо; отсюда следует логическое заключение: Иисус – праведник. Силлогизм – рассуждение, позволяющее прийти к выводу из двух допустимых посылок, – был в древности обычным способом доказательства. Врожденная слепота считалась наиболее трудным для лечения физическим недостатком; в тех редчайших случаях, когда подобные исцеления (напр., появление глаз в пустых глазницах) якобы совершались в языческих святилищах, они давали повод для безмерного восхваления божества, которому приписывались эти чудеса. (Убежденность прозревшего, что подобное «от века не слышано», весьма показательна, однако это не более чем риторическое преувеличение; он просто не был осведомлен о редких исключениях, предположительно имевших место в языческом мире.) 9:34. Позднейшие раввины придавали большое значение смирению и способности внимать верным доводам; однако, несмотря на безупречное, с иудейской точки зрения, доказательство, приведенное прозревшим человеком в 9.31,32, старейшины изгоняют его на том основании, что он «родился во грехах», – которое, как знает читатель, является ложным (9:2,3). Насколько официально производилось отлучение от синагоги в тот период, неясно, но, несомненно, этолишало человека возможности участвовать в религиозной жизни местной общины (ср, коммент. к 9:22,23).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Моавитяне находились в кровном родстве с израильтянами (ср.: Быт. 19:36–37 ) и частично с родом Давида (ср.: Руф. 4:17 ; 1Цар. 22:3–4 ), но на протяжении столетий враждовали с ними (ср.: 4Цар. 3:4–27 ). Моавитяне были язычниками, и в текстах Писания упоминается об их дурном влиянии на богоизбранный народ и отдельных его представителей (ср.: Чис. 25; 31:15–17 ). Все пророчество о Моаве пронизано сочуствием, даже скорбью о горькой судьбе моавитян и сознанием того, что их судьбу изменить невозможно. 15:1–9 Поражение и бегство. Местонахождение Ара (1) неизвестно; согласные могут означать слово «город», образовывая другое выражение со значением Кир, то есть Кирхарешет (ср.: 16:7,11) – главная крепость Моава (современный Керак), расположенная на юге. С падением Кира все было потеряно, однако попытка населения южной части страны спастись бегством в Сигор (5) в Эдоме позволяет предположить, что вторжение началось с северной части страны, и население северных городов, упоминаемых здесь (в основном расположенных по Царской дороге; ср.: Чис. 21:21–30 ), ожидало найти временное пристанище в Кире. Душевные переживания, описанные в ст. 5, вновь звучат в 16:7,9,11. Нельзя сказать, что в Ветхом Завете редко встречаются эмоциональное восприятие военных бедствий (ср.: Иер. 4:19–21 ) или великодушное отношение к врагу (ср., напр.: Исх. 23:4–5 ; Прит. 25:21–22 ), однако редко где они так тесно переплетаются, как здесь. Беженцы, спасая свое имущество (7; ср.: Лк. 12:21 ), по–видимому, пересекают границу; Тополиным ущельем здесь может быть названо Вади аль–Хеси, лежащее между Моавом и Эдомом. Однако несмотря на то что Бог сострадает людям, Он не отменит, а наоборот, только увеличит наказание (ср.: Мф. 23:37–38 ). 16:1–5 Моав может обратиться к Сиону. Моавитянам был дан совет переселяться «на гору» (евр. Села; ср.: 4Цар. 14:7 ; то есть эдомитская крепость, ныне известная как Петра), подобно вьющим гнезда ласточкам (ср.: Иер. 48:28 ). Но в данном случае Господь выбросил их из гнезда (2), чтобы вынудить их искать лучшее укрытие – в качестве вассалов Сиона. Ягнята были обычной данью в этой овцеводческой стране (ср.: 4Цар. 3:4 ). В ст. 1 стоит или посылайте, или «они послали» (RSV), но первое предпочтительней.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Вопрос в том, каково значение этого стиха в данном контексте. Возможно, речь идет о неисправимости (ср.: Мф. 7:1–5 ) тех, кто не желает слушать (ср.: Прит. 23:9 ). Возможно и другое толкование: подобно тому какпоступает Бог ( Мф. 7:7–11 ), давать следует только тем, кто охотно принимает дары; в таком случае этот текст отвечает представлению о даянии и взаимности в ст. 12. 7:7,8. В древней литературе редко можно найти столь ясное и твердое обещание исполнения молитвенной просьбы. 7:9–11. Иисус применяет типичный раввинский метод убеждения, переходя от меньшего к большему (если меньшее верно, то большее тем более верно). Рыба и хлеб были основными продуктами питания большинства еврейских слушателей; они не стремились к излишествам. 7:12. Положение о том, что человек не должен поступать с людьми так, как он не хотел бы, чтобы они поступали с ним, было общим для многих древних учений; оно встречается в Книге Товита, в трудах знаменитого еврейского раввина Гиллеля, а также в греческих источниках. 7:13–27 Два пути 7:13,14. Слушателям Иисуса, несомненно, был знаком образ «двух путей» – один из которых вел к жизни, а другой к смерти; это одна из основных доктрин иудаизма. Утверждение о том, что не многие стоят на верном пути, встречается в 4 Езд., но оно не было столь распространенным, как образ двух путей. Большинство иудеев были уверены, что весь Израиль будет спасен, а немногие погибшие будут исключением из общего правила. 7:15. Хотя большинство образованных евреев считали, что пророки ветхозаветного толка остались в прошлом, они признавали, что лжепророки (ср., напр.: Иер. 2:8; 5:30 ) еще существуют; «Иосиф Флавий упоминаетмногих лжепророков, действовавших в I в. Выражение «волк в овечьей одежде» заимствовано из поговорки. 7:16. Подобно пшенице и ячменю среди зерновых, виноград и смоквы были наиболее ценимыми и популярными плодами в Палестине. Терновник и репейник как сорняки доставляли много хлопот сборщикамурожая, о чем часто говорится и в Ветхом Завете. О символическом значении «плодов» в Ветхом Завете см. в Ис. 5и коммент. кМф. 3:8.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

" В поте и труде будешь есть хлеб» ( Быт.3:19 ). Видишь ли, какая первая приправа пищи, по Писанию? Достаточно для тебя этой только потребностью занимать мысль свою – лучше же сказать, до этого только связывать душу попечениями о хлебе. Но скажи Тому, Кто изводит «хлеб от земли» ( Пс.103:14 ), скажи Тому, Кто питает воронов ( Пс.146:9 ), «даёт пищу всякой плоти» ( Пс.135:25 ), отверзает руку и насыщает «всё живущее по благоволению» ( Пс.144:16 ): «От Тебя моя жизнь, от Тебя да будет и средство к жизни. Ты «дай» хлеб, то есть даруй иметь пищу от праведных трудов». Прекрасно же и присовокупление слова «день». Ибо сказано: «Хлеб насущный дай нам на сей день». В этом слове заключается другое любомудрие; произнося это, должен ты познать, что жизнь человеческая однодневна. Собственность каждого – одно только настоящее, а надежда на будущее остается в неизвестности; " не знаем , что родит тот день?» ( Прит.27:1 ). Для чего мучим себя неизвестным, томим заботами о будущем? Сказано: «Довольно для каждого дня своей заботы» ( Мф.6:34 ), где заботой называется злострадание. Для чего прилагаем попечение «о завтрашнем»? Поэтому Господь тем, что повелевает говорить «день», запрещает тебе заботу «о завтрашнем», как бы следующее внушая тебе этим словом: «Кто дал тебе день, Тот даст и потребное на день. Кто «повелевает солнцу... восходить» ( Мф.5:45 ); Кто уничтожает ночную тьму; Кто показывает тебе луч света; Кто вращает небо, чтобы над землей стало светило; Кто дает тебе это и многое другое, Тот неужели имеет нужду в твоем содействии, чтобы удовлетворить твоей плоти, снабдив ее потребным? Какую тщательность о собственной жизни привносит от себя естество бессловесных? Какие пашни у воронов, какие житницы у орлов? Не одна ли у всех снабдительница жизни – Божия воля, которой все содержится? Вол, или осел, или другое какое бессловесное, не учась, от природы имеют любомудрие и хорошо располагают настоящим, о том же, что будет после, нет у них никакой заботы». Неужели мы имеем нужду в советниках, чтобы уразуметь эту кратковременность и однодневность плотской жизни? Не вразумляемся тем, что бывает с другими? Как не уцеломудриваемся собственной своей жизнью? Что было пользы от большого заготовления тому богачу, который обольщал себя неосуществимыми надеждами, разорял, строил, собирал, роскошествовал; чего достало бы на многие годы, то в суете надежд запирал в житницы? Не одна ли ночь обличала всю эту мечтательность надежды, как суетное некое сновидение о чем-то не стоящим внимания? Жизнь телесная ограничивается одним настоящим, а жизнь, предоставляемая надежде, есть собственность души.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Гл. 4. Получили они это гибельное ученіе отъ чрезмерной простоты некоторыхъ братій; ибо некоторые изъ нашихъ братій и православныхъ, не зная меры жительства во Христе, не поняли повеленія объ отреченіи отъ міра, объ отказе отъ собственнаго имущества и денегъ, о продаже собственности и раздаяніи нищимъ, о взятіи креста и о последованіи истине, о томъ, чтобы не быть ленивымъ или празднымъ и безвремено ядущимъ, ни уподобляться пчелиному трутню, а чтобы, напротивъ, делать все своими руками, какъ и святый Апостолъ Павелъ, отрекшійся отъ міра, но проповедникъ истины, котораго руце послужисте не только ему самому, но и сущимъ съ нимъ (Деян. 20, 34) — хотя эти последніе и не были бездеятельными, но находились вместе съ нимъ въ труде, какъ онъ похваляется въ одномъ месте и весьма ясно научаеть, говоря: не трудящійся ниже да ястъ (2 Сол. 3. 10). Некоторые же изь вышесказанныхъ братій, быть можетъ, наученные отъ Манеса, пришедшаго, какъ говорятъ, изъ Персіи, учили тому, чему не должно. Такъ слово Божіе повелеваеть смотреть за теми, которые ничего не делаютъ; между темъ умы некоторыхъ введены въ заблужденіе словомъ Спасителя: делайте не брашно гиблющее, но пребывающее въ животъ вечный (Іоан. 6, 27). Они думаютъ, что гиблющее есть доброе дело, которое мы совершаемъ ради праведности; такое дело проявлялось въ Аврааме, когда онъ приготовлялъ тельца (Быт. 18, 7); также въ заботливости вдовицы объ Иліи (3 Цар. 17), въ распоряженіи Іова относительно своихъ детей и имущества, и въ деланіи всехъ рабовъ Божіихъ, трудившихся своими руками ради праведности, какъ напримеръ, для вспомоществованія нуждающимся. Такъ трудятся ради праведности въ каждомъ монастыре въ стране Египетской и во всехъ странахъ. Какъ пчела, имея на ногахъ воскъ для выделыванія, а во рту крошку меда, своимъ жужжащимъ голосомъ, по своему уменью, воспеваетъ Владыку всехъ, какъ и Соломонъ свидетельствуетъ, что она премудростію почтена произведеся (Прит. 6, 8): такъ и рабы Божіи, поистине основанные на твердомъ камне истины и прочно созидающіе домъ свой, собственными руками делаютъ самомалейшія дела свои сообразно съ уменьемъ каждаго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

4:8. Сенир и Ермон. Это названия одной горной вершины, более известной как Ермон (см. коммент. к Втор. 3:9 ). В ассирийских источниках упоминается Сенир в Ливанских горах, на севере Трансиордании. Здесь названия этих далеких гор используются как символ тоски и одиночества человека, разлученного со своей возлюбленной. 4:8. Львы и барсы. Дикие животные часто были спутниками богинь, особенно Иштар, месопотамской богини любви. Киль говорит, что этот известный сюжет классической греко-римской мифологии берет свое начало в искусстве эпохи неолита. 4:12. Сад. Сады как место отдохновения и услады нередко служили источником метафор для аллегорического изображения влюбленных. В шумерской литературе любовник уподобляется хорошо ухоженному саду, а в аккадских пословицах женщина именуется садом наслаждений. В египетских «Любовных песнях» женщина называет себя полем, засаженным всевозможными растениями. 4:13,14. Пряности и благовония. Как и в египетских «Любовных песнях», красота и соблазнительность возлюбленной сравниваются с ароматными плодами, благовонными деревьями и пряностями (см. коммент. к Прит.27:9). Число и разнообразие перечисленных здесь экзотических растений не более чем поэтическая гипербола, отражающая восторженность влюбленного. Из девяти представленных в этом перечне благовоний три получали из местного сырья: бальзамин ( в русском переводе отсутствует), киперы (лавсония, или хенна) и шафран. Для получения одной унции пряности из темно-красного шафрана (крокуса) требуется более 4 тыс. цветков. Ладан, алоэ и нард привозились из Аравии, Индии, Непала и Китая, а потому были очень дороги. Менее ценный нард получали из травы, произрастающей в пустынях Аравии и Северной Африки, а так называемый «чистый нард» (см.: Мк. 14:3 ), считавшийся возбуждающим средством, – из цветков растения, которое произрастает в Гималаях (на высоте 13 тыс. футов). Мирра, корица и сладкий тростник (аир) также были привозными. Аир относится к благовонным травам и произрастает в Индии; ныне он используется для производства масла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Стихи 1–13-й предписывают выделение шести городов-убежищ – три по каждую сторону реки Иордан. Это явление уже вкратце описывалось в Книге Исход (21:12–14) и более подробно – в Книге Чисел (35:9–34). Эти города предоставляют убежище тем, кто совершил убийство без умысла, но не совершившим умышленное убийство. В предыдущей главе устанавливалось различие между истинным и ложным пророком, который должен был предаваться смерти. " Эта идея разграничения переносится и в 19-ю главу, разграничение между совершившим убийство, по неосторожности и убившим преднамеренно, для которого, как и для самонадеянного пророка, наказанием была смерть. Вайнфельд большее значение придает тему факту, что Второзаконие, в отличие от 35-й главы Книги Чисел, не оговаривает, как долго человек, совершивший убийство без умысла, должен оставаться в городе-убежище: «Чтоб он жил там до смерти великого священника» ( Чис.35:25:28 ). Вайнфельд не только рассматривает это как позднейшую секуляризацию во Второзаконии, но и предполагает, что закон Второзакония молчаливо допускает, что человек должен оставаться в убежище «до тех пор, пока не утихнет ярость мстителя» 247 . А что если этого никогда не произойдет? Разве может субъективное настроение человека служить основой для закона? Не может ли так быть, что Второзаконие просто воспроизводит закон об убежище, не воспроизводя при этом части, касающейся первосвященника? 248 От закона об убежище Второзаконие переходит к закону, состоящему из одного предложения, запрещающего нарушать межу соседа (ст. 14), и к закону о показаниях свидетелей, особенно свидетелей несправедливых (ст. 15–21). Закон о нарушении межи (попытка богатых притеснять бедных?) содержится вновь в 27:17, а также в литературе мудрости ( Прит.22:28; 23:10 ). Но каким образом он может относиться к предшествующему и последующему законам, и связаны ли друг с другом три закона в этой главе – убежище, нарушение межи и свидетели? Вероятно, в случае первых двух законов существует некая общая терминология, позволяющая связать оба закона вместе. «Устрой себе дорогу, и раздели на три части всю землю (гебул) твою» (19:3), и «Не нарушай межи (гебул) ближнего твоего, которую положили (габал) предки» (19:14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Иначе слышащий от тебя о том будет опасаться тебя, и по времени возненавидит тебя (19:8–9). Обличи друга, ежели худо говорят о нем; ибо, может быть, он того и не сделал; если же и сделал, то, чтоб впредь от того воздержался ( Сир.19:13 ). Обличи друга, ежели обвиняют его, что он говорил что-нибудь неприличное; ибо, быть может, он того и не говорил; а если и говорил, то, чтобы впредь не повторял того (14). Бросающий камнем в птиц разгонит их; и делающий другу своему оскорбительные укоризны разорит дружбу (22:22). Тот не достоин доверенности, кто открывает тайны, сладко говорит в глаза и дивится речам твоим; но после будет говорить иначе, и превратит слова твои (27:23, 25–26). Прикасающийся к смол очернится ею, и связывающийся с гордым человеком сделается ему подобным (13:1). Не давай взаем денег человеку, который сильнее тебя. Если же дашь, то почитай их погибшими (8:15). Не вступай в сообщество с человеком, который богатее тебя. Какая может быть связь у горшка с котлом? Когда они столкнутся, то горшок расшибется (13:2–3). Ежели зовет тебя человек сильный, уклоняйся от него; ибо он тогда еще больше звать тебя будет. Не навязывайся к ему, чтобы он не отказал тебе; но и не слишком отдаляйся от него, дабы он не забыл тебя (12. 13). Доколе ты будешь ему нужен, он будет пользоваться тобою; когда же ему нечего будет ожидать от тебя, оставит (5). Не люби пировать с винопийцами: ибо всякой любящий пьянство и мотовство, обнищает: ( Прит.23:20–21 ). Любящий пиры будет в бедности; любящий вино и масло никогда не обогатится (21:17). Ругатель – вино, виновник беспорядков – пьянство. Поставляющий в нем свое удовольствие, не будет мудрым (20:1). Умеренное употребление вина полезно для жизни человеческой; но что за жизнь, когда человек побеждается вином? ( Сир.31:31–32 ). Вино от начала сотворено веселить человека; а не пьяным его делать (32). С излишком питое вино производит горесть души, ссоры и бедствия: умножает буйство безумного, так что он спотыкается, лишается сил, и получает раны (34.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010