Древние астрономы использовали такие выражения, как «движущиеся тени», для описания беспорядочных перемещений небесных тел; но философы считали, что на небесах все совершенно, неизменно и не связано непосредственно с землей. Большинство людей в Древнем мире верили в астрологию и боялись сил, связанных со звездами. Иаков не поддерживает астрологов, но, как и другие еврейские авторы, заявляет, что Бог – верховный владыка, управляющий звездными мирами, и тем самым отвергает всякую мысль о непоследовательности Его деяний. Для древних читателей его слова означали следующее: испытания не связаны с действием непредсказуемой судьбы, это свершения любящего Отца, достойные веры. 1:18. Не ясно, идет ли здесь речь о верующих, возрожденных через Евангелие (ср.: 1:21; 1Пет. 1:23 ; см. коммент. к Ин. 3:3,5 ), или о сотворении человека по слову Божьему ( Быт. 1:26 ); «начаток» (первые плоды), вероятно, говорит в пользу начала нового творения. Это ясно в обоих случаях: Бог, дарующий жизнь, противостоит «похоти», которая порождает грех (1:15), и это служит иллюстрацией благодати Божьей, даруемой человеку (1:17). 1:19–27 Истинная религия Иаков теперь обращается к тому, как следует переносить испытания (1:2–18). Пример зилотов, чьи идеи обрели популярность в иудейской Палестине, что в итоге привело к разрушению Иерусалима, не могслужить образцом для подражания. Иаков осуждает не только насильственные действия, но и разговоры о насилии, которые сопутствуют им. 1:19. Это были, насколько известно, одни из самых популярных увещеваний в еврейской литературе мудрости, начиная с притчей (напр.: Прит. 14:29; 15:18; 16:32; 19:11 ); найти подобные параллели в греческих источниках довольно затруднительно. Иаков противопоставляет эту библейскую и традиционную мудрость духу противления, который привел к уничтожению его страны. 1:20. Военное сопротивление иудеев, направленное против власти Рима и его приверженцев из иудейской знати, преподносилось как орудие праведного гнева Божьего. Но Иаков связывает праведность с миром (3:18) и непротивлением злу (5:7).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Когда же утратил ты это крепкое оружие, то враги твои готовы уже напасть на тебя. Так говорил ему пророк. 12. Но блаженный Давид, хоть подлинно слышал слова: Господь снял с тебя грех твой, - впрочем не прекратил покаяния, но вместо порфиры облекался во вретище, а вместо позлащенного престола царь сидел на пепле и на земле; и не только на пепле сидел, но и в пищу употреблял пепел, как и сам говорить: пепел, яко хлеб ядях (Пс. 101, 10). Слезами иссушил он похотливое око; измыю, говорит он, на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6, 7). Когда царедворцы советовали ему вкусить хлеба, он не слушал их, но чрез целые семь дней продолжал пост. Если царь таким образом раскаялся, то ты, частный человек, не обязан ли раскаиваться? И во время возмущения Авессаломова, тогда как многие открывались ему пути для бегства, он захотел бежать чрез гору масличную, как бы обращаясь мыслию к Искупителю, имевшему вознестись с нее на небо. И когда злобно проклинал его Семей, он говорит: отпустите ему (2 Цар. 16, 10). Ибо знал он, что отпущающему отпущено будет. 13. Видишь, что раскаяние есть дело доброе. Видишь, что кающися спасаются. И Соломон пал, но что говорить он? Последи аз покаяхся (Прит. 24, 32). А Ахаав, царь Самарийский, был законопреступнейший идолопоклонник, человек беззаконный, убийца пророков, чуждый благочестия, алчный до чужих полей и виноградов (3 Цар. 21, 27). Но по умерщвлении чрез Иезавель Навуфея, когда пришел пророк Илия и только произнес угрозы, он разодрал одежду и облекся во вретище. Что же говорить ко Илии человеколюбивый Бог? Видел ли еси, како умилися Ахаав пред лицем Моим? (3 Цар. 21, 29) Он как бы убеждает воспламененного гневом пророка снизойти кающемуся. Не наведу зла, говорить он, во днех его. И хотя после прощения не оставит он злочестия, однако ж Господь совершенно прощает ему; не потому, чтобы не знал он будущего, а дарует прощение соответственно настоящему времени покаяния. Ибо судия справедливый судит о каждом деле так, как оно случилось.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

Ибо лишенные ума и мудрости имеют обычай за несчастия, встретившиеся кому–либо в этой жизни, осуждать самую жизнь. Это и мужественному Иову сказали друзья: не по достоинству, не о нихже согрешил ты, уязвил тебя (Иов.33:27). И святого Павла варвары почли человекоубийцею и злодеем, увидев ехидну, повисшую на его руке; потому и сказали: всяко убийца есть человек сей, его же спасена от моря суд Божий жити не остави (Деян.28:4). И этот неудержимый на язык Семей назвал убийцею Песнопевца, гонимого сыном, произнеся о нем тот злой приговор по причине его бедствий. Посему и ты не осуждай всех, подвергающихся бедствиям, но держись той мысли, что иные терпят и ради венцов. А если дивишься и недоумеваешь, то с неба принесем тебе сей приговор. Посему, что сказал ученикам Своим Воспринявший державу над всем? В мире скорбни будете (Ин.16:33). И об Иове сказано: мниши ли Мя инако сотворша, разве да явишися правдив (Иов.40:3)? Ибо подлинно, его же любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, его же приемлет (Прит.3:12). И в этом нет ничего несообразного. Ибо те, которые в дружбе с царем, всего более подвергаются опасности на войнах, принимают раны, посылаются в чужие земли. И сие–то более всего дает им право иметь дерзновение пред царем и с тем, кто выше их, обходиться наконец, как с равным, потому что носят на телах раны — эти залоги дружбы. Если же спросишь: а что из этого тем, для кого служит это преткновением? Отвечу: для них служит это преткновением по их несмысленности, а не по свойству дела, потому что воздаяние за труды не здесь; напротив того, здесь подвиги, награды же после сего. Поэтому да не ищут упокоения во время подвигов и да не смешивают времен. Но скажешь, может быть: «я немощен». Бог промышляет и о тебе; и здесь Он наказывает многих порочных и награждает иных праведных. Посему, если соблазняют тебя те праведники, которые в скорби, то да назидают те, которые в покое и чести. И если служат для тебя преткновением те порочные люди, которые благоденствуют, то да исправят тебя те, которые несут наказание и мучаются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Слово во вторую неделю св. Великого поста 58 Не медли обратитися ко Господу, и не отлагай день от дне ( Сир.5:8 ). Из древней Священной книги беру сии слова и предлагаю вашему вниманию, потому что они весьма близко идут ко времени и делу. Для всякого времени есть своё дело, и для всякого дела есть своё время. Всем время, говорит премудрый, и время всяцей вещи под небесем ( Еккл.3:1 ). Время плакати и время смеятися; время рыдати и время ликовати ( Еккл.3:4 ). Какое теперь у нас время? Время плакати о грехах. И какое дело предназначено этому времени? Дело покаяния, соединённое с исповеданием грехов пред отцем духовным и, по разрешении им от грехов, с приобщением св. Христовых Тайн. Время печальное, дело покаянное! Одни уже исполнили дело покаяния с благоговением веры, другие готовятся исполнить с усердием, а третьи думают отложить дело до другого свободного времени. Не в праве ли Пастырь Церкви напомнить каждому из отлагающих о спасительной необходимости исполнения долга христианского во дни поста и преподать благоразумный совет одного из древних мудрецов: Не медли обратитися ко Господу и не отлагай день от дне? ( Сир.5:8 ) Примем совет во внимание и извлечём из него побуждения к делу спасения. Совет мудрого указывает, хотя не прямо, но довольно понятно, на скоротечность времени. Подлинно, время летит быстро, так – что минута, в которую говорю, уже прошла; но летит неприметно. Если бы не видали мы перемен в материальном мире, то не могли бы иметь понятия о продолжении и величине времени. Много ли предназначено нам особенного времени в году для упражнения преимущественно в делах веры и благочестия? Менее, нежели восьмая часть года, хотя вся жизнь христианина должна провождаема быть в духе покаяния. Две седмицы поста уже прошли; не увидим, как пройдут остальные пять. Если время бежит быстро и невозвратно: то благоразумно ли пренебрегать временем, которому принадлежит дело нашего покаяния? Не опасно ли откладывать дело, которое предназначено времени плакати ( Еккл.3:4 )? Отлагать дело покаяния до другого свободного времени значило бы, отказывать Богу в том, что теперь имеем, что теперь сделать можем, и должны воздать Ему, – значило бы приносить Богу, чего нет у нас, и обещать то, чего, может быть, никогда не достигнем. В таком случае, не походили ли бы мы на того должника, который, имея возможность возвратить сего дня долг своему заимодавцу, по пристрастию к богатству, откладывает и обещает отдать чрез две недели, чрез неделю, и так далее. Премудро сказал премудрый: не хвалися о утрии: не веси бо, что породит находяй день ( Прит.27:1 ). Как бы так сказал: ты отлагаешь благое дело до завтрашнего дня; но знаешь ли, что завтрашний день будет для тебя удобен? Может быть, он несёт тебе какую тяжкую скорбь, болезнь, бедствие. Не хвалися о утрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

1:3–13 Благодарение и молитвы Древние письма обычно открывались благодарением Богу или богам. В посланиях Павла они часто предваряют и вводят главные темы, которые он намеревался раскрыть. Таким образом, они играют роль exordia, предваряя последующие тексты и начиная послание с установления отношений с читателями. 1:3 . В постоянные ежедневные молитвы иудеи включают много благословений; Павел также в своих регулярных молитвах возносит благодарность Богу, а потому это не просто стандартная формула выражения благодарности в письме. 1:4 . О духовном климате в Колоссах Павел узнал от Епафраса, очевидно, его ученика, который работал среди колоссян (1:7; ср.: Деян. 19:10 ) и сам был родом из этого города ( Кол. 4:12 ). 1:5 . В еврейских текстах говорится о грядущей награде, предназначенной праведным, следовательно, раннехристианским читателям была известна эта идея. 1:6. Образ вестника Божьего, приносящего плод свой, восходит к учению Иисуса ( Лк. 8:11 ); в Ветхом Завете Израиль часто сравнивается с виноградной лозой или другим растением и призывается принести плод свой для Господа (напр.: Ос. 10:1; 14:7,8 ; ср.: Быт. 1:28 ). 1:7,8. «Епафрас» – обычное имя; возможно, речь идет о том же Епафрасе, который упоминается в Флм. 23 . «Епафрас» может быть уменьшительной формой имени Епафродит, но Филиппы и Колоссы расположены достаточно далеко друг от друга, поэтому трудно представить себе, что речь идет о Епафродите из Флп. 2:25 . 1:9 .О непрестанной молитве см. в Исх. 28:30 и 1Цар. 12:23 . Философы ищут «мудрости» и «знания», но Павел здесь подчеркивает нравственный аспект значения этих терминов в Ветхом Завете (см., напр.: Прит. 1:2–7 ). 1:10,11. О приношении плодов и возрастании см. в Быт. 1 (термин «возрастание» особенно связан с текстом LXX); см. также коммент. к Кол. 1:6 . О термине «поступать» см. в коммент. к Гал. 5:16 . В греческиххрамах священнослужители выполняли свои функции достойно, надлежащим образом, т. е. «достойно бога» – того божества, в храме которого они служили. В иудейском предании слово «достойно» может означать «должным образом» ( 2Мак. 6:23,24,27 ), заслуживая награды ( 2Мак. 15:21 ); Премудрость ищет тех, кто ее достоин ( Прем. 6:16 ), и праведный, претерпевший до конца, будет «достоин Бога», как достойное приношение ( Прем. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

4:33,34 Тайные учения Иногда еврейские учителя (как и другие древние мудрецы) располагали эзотерическими знаниями, которые они могли передать только ближайшим ученикам, поскольку эти знания не предназначались для широкой аудитории. Народ не мог постичь сокровенную сущность Иисусова Царства до тех пор, пока не раскрылась тайна Его мес-сианства (см. введение к данному коммент.). 4:35–41 Господь-Творец Обращение к спящему пророку с целью заручиться его молитвами в минуту опасности могло напомнить ученикам и первым слушателям Ион. 1:5,6 , хотя, по сравнению с Ионой, Иисус выступает здесь в совершенноиной роли. Древние языческие мифы повествуют о могущественных индивидуумах, способных покорять даже природные стихии, но это почти всегда были боги или герои далекого прошлого. Евреи верили, что природными стихиями, в том числе ветром и морем, управляют ангелы, которые, однако, подчиняются некоей высшей силе. Согласно иудаистской традиции, власть над ветром и морем принадлежит Самому Богу( Пс. 106:29 ; ср.: Ион. 1:15 ), поэтому нетрудно понять изумление учеников при виде могущества Иисуса. На озере, получившем название Галилейского моря, бури часто возникали внезапно, и рыбаки, обычно промышлявшие вблизи Капернаума, были не готовы к плаванию в открытом море. Единственным местом, где можно было отдохнуть в небольшой рыбацкой лодке, когда ее захлестывали штормовые волны, было возвышение на корме, на деревянном или покрытом кожей сидении рулевого или на подушке, котораяобычно лежала под сидением. Крепкий сон Иисуса во время бури свидетельствует о непоколебимости Его веры ( Пс. 4:9 ; ср.: 4Цар. 6:16,17,32 ; Прит. 19:23 ); в некоторых греческих историях подлинность веры философов в их собственные учения о невозмутимости проверялась во время бури. 5:1–20 Победа над легионом бесов Иисус укрощает одержимого, которого никто не мог связать (5:3,4; ср.: 3:27). 5:1. Гадара, или «страна Гадаринская», которая в Мф. 8названа «страной Герге-синской» (•? разночтения в греческих манускриптах; общее между этими географическими названиями то, что они относятся к местности на противоположном Галилее берегу озера), – город примерно в 6 милях к юго-востоку от озера. И Гераза, и Гадара расположены в районе Десятиградия, где преобладало нееврейское население, и Марк, по-видимому, допустил неточность, поскольку писал для читателей, которые жили вдали от этих мест и были мало знакомы с географией Сирии-Палестины, в отличие от читателей Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

22:23,25. Статус «обрученной». Брачный контракт был священным договором, сравнимым с заветом между Господом и Израилем (см.: Иез. 16:8 ). Во время обручения устанавливался выкуп за невесту и оговаривался размер приданого, а родители невесты поручались за ее девственность. Брак был на древнем Ближнем Востоке настолько важным экономическим и социальным фактором, что это послужило основой для огромного количества законов. Например, в законах Эшнунны и Хаммурапи объясняется значение заключения брачного контракта. Кроме того, в законе Хаммурапи изложены правила уплаты выкупа за невесту и рассмотрены случаи, когда одна из сторон выражает желание разорвать контракт (см.: 2Цар. 3:14 ). После того как помолвка была совершена, окружающим полагалось относиться к обрученной женщине как к замужней (см.: Быт. 20:3 ). Поэтому законы о прелюбодеянии начинали действовать в полном объеме еще до совершения брачной церемонии и осуществления брачных отношений. 22:25–27. Условие «в поле». В том случае, когда женщина подвергается насилию за пределами города, где никто не может прийти ей на помощь, израильский закон признает ее невиновной. Этот вывод основывается на допущении, что она оказывала сопротивление. Вероятно, этот закон применялся как по отношению к замужним, так и по отношению к обрученным женщинам, хотя здесь упоминаются только последние. Подобное установление имеется в хеттском законе, который осуждает мужчину только в том случае, если он напал на женщину «в горах», а женщину – если преступление совершилось «в (ее) доме» (см.: Прит. 5:3–14 ). 22:29. Пятьдесят сиклей. Вероятно, выкуп за невесту варьировал в зависимости от статуса и благосостояния семьи невесты. Пятьдесят сиклей серебра были, по-видимому, стандартной суммой (равной цене девственности невесты по среднеассирийским законам), но при этом могли обмениваться и другие предметы (ср.: Исх. 22:16,17 ). Так, например, в угаритских религиозных текстах говорится о том, что лунный бог Йарих предложил в качестве выкупа за богиню Никкаль тысячу сиклей серебра. Эти суммы следует соотносить с тем фактом, что обычный годовой заработок составлял в Древнем мире десять сиклей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

10:1–18 Истинная жертва Нового Завета Только Христос был истинной, единственно необходимой жертвой для небесного святилища (9:23–28). 10:1. Платон писал о земном мире, о чувственном восприятии мира вещей, который представляет собой лишь тень реального мира, постигаемого только разумом. В I в. н. э. даже многие иудейские писатели (в «диаспоре) говорили о чистом и совершенном небе и о подверженной тлению земле. Они также часто рассуждали о том, что душа должна быть устремлена к горнему, к высшим реалиям, где она первоначально и возникла. Не опираясь в целом на платоновское восприятия мира, автор Евр. соглашается, что земная скиния, представляет собой тень небесной (он находит библейское обоснование этого тезиса, см.: 8:5), но он так же, как еврейские «апокалиптические писатели, считает, что небо показывает, чему будет подобен мир грядущий. Для автора Евр., однако, первый этап (9:24,28) этого грядущего, его предвкушение уже проявилось в земной истории (6:5). 10:2,3. Автор снова возвращается к мысли о том, что совершенное не нуждается в изменении или дополнении. В древней системе аргументации риторические вопросы играли заметную роль. «Напоминается» – это может означать, что жертвы ежегодного праздника Дня искупления напоминают людям о их грехах, так же как Пасха напоминала об искупительных актах Бога ( Исх. 12:14 : ср.: Лев. 16:21 ) – в отличие от установлений нового завета (8:12). 10:4. Палестинский иудаизм утверждал, что День искупления, сопряженный с «покаянием, был необходим для прощения большинства грехов, связанных с нарушением «закона. Многие философы решительно выступали против идеи о пролитии крови жертвы, поскольку считали это немыслимым в совершенном храме, где все подчинено разуму. Это мнение автор Евр. не разделяет,признавая, как это принято в большинстве культур в человеческой истории, необходимость пролития крови жертвы (10:19); он просто утверждает, что жертвоприношения животных были недостаточными для искупления человека в небесном святилище (9:23), а потому они представляются ненужными теперь, когда пришел «Христос. Он может опираться на множество «ветхозаветных прецедентов относительно истиннойцены жертвоприношения животных (см., напр.: 1Цар. 15:22 ; Пс. 50:17 ; Прит. 21:3 ; Ис. 1:11 ; Иер. 11:15 ; Ос. 6:6 ; Ам. 5:21–27 ), как он указывает в процитированном им примере ( Евр. 10:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

1:28. Это учение представляет их зрелыми или совершенными перед Христом; ср.: 1:22, 2Кор. 11и коммент. к Флп. 3:12,13 . Таким образом, учение Христа подготавливает его слушателей к последнему дню(1:22,23). «Мы» включает Епафраса (1:7) и других провозвестников, а также и самого Павла. Фраза «всякий человек» снова подчеркивает, что язычники «включены» в искупительный замысел Божий (1:27). 1:29. Философы часто использовали метафоры, связанные с соревнованиями атлетов (здесь на это указывает слово «подвизаюсь»; в Ветхом Завете этот образ встречается гораздо реже, напр, в Иер. 12:5 ). Божественная сила внутри человека («во мне») обнаруживает несколько древних параллелей во внебиблейских текстах о Духе, Который вселяет силу в рабов Божьих; язык Павла здесь должен был произвести особое впечатление на древних читателей (см. введение к Рим. 8:1–11 ). 2:1. Павел продолжает использовать метафору спортивной борьбы из 1(«подвиг»). Хотя он никогда лично не встречался с большинством христиан из Колосс, он выражает им чувства своей любви и привязанности; это было принято в древних «дружественных письмах». 2:2,3. Древние мудрецы (особенно в Ветхом Завете и в еврейской литературе мудрости) часто говорили о мудрости как об истинном богатстве (в Ветхом Завете см.: Иов. 28:12–19 ; Пс. 18:11; 118:14,72,127,162 ; Прит. 3:13–15 ; Ис. 33:6 ). Некоторые писатели также иногда говорили о сокрытом богатстве, мечту о котором лелеяли беднейшие слои населения. 2:4. Мудрецы часто критиковали профессиональных ораторов за то, что они, попирая этические принципы и истину, использовали любые средства в стремлении убедить своих слушателей любой ценой. Многиеобразованные люди в древности обучались искусству таких речей. 2:5. Письма часто были призваны заменить личное присутствие их авторов, как нередко на это указывали древние писатели. Говорить о чьем-то присутствии «духом» означало выразить чувства тесной близости и любви. Речь идет именно о близости, а не о метафизическом единстве (см. коммент. к 1Кор. 5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Начну с голубя. На Древнем Востоке и в античном мире голубь — атрибут богини любви. Афродита Кипрская на многих монетах изображается в виде голубки; голубка служит эмблемой ее храмов (рис. 11, Целующиеся голуби — топос античного изобразительного искусства и литературы (рис. 13). Голубка — один из символов богини любви Иштар (рис. 14) и аналогичной богини или богинь, почитавшихся в Израиле (рис. 15) и Иудее (рис. 16). В изобразительном искусстве Сирии, Месопотамии и Греции нередко встречается такой мотив: голубь летает между двумя влюбленными, от одного к другому, как символ или вест­ник любви (рис. 17-22). Поэтому сравнение глаз с голубями можно перевести как «твои глаза внушают любовь, говорят о любви». Цвет и форма здесь, видимо, не имеют значения. Лани и газели на Древнем Востоке связаны с богиней – хозяйкой зверей и поэтому тоже входят в круг эротической символики вместе с голубем (рис. 33-35). В Прит 5:19 жена названа «ланью любимой и прекрасной серной». Когда героиня просит девушек поклясться дикими газелями и ланями, что они не станут будить любовь, пока сама любовь этого не захочет, то любовь здесь персонифицирована, речь идет почти что о самой богине любви. Тогда логично, что клясться нужно ее животными-спутниками, ее символами. Кроме того, в тексте есть еще игра слов, пропадающая в переводе. Цеваот «газели» омонимично эпитету Яхве (в русской передаче: Саваоф), означающему «воинства». Получается довольно смелая шутка. Тем самым подчеркивается, что речь идет о клятве кем-то божественным, но не национальным богом Яхве, а существами и символами, связанными с эротической сферой. «Лилию» в Песни песней следует понимать как водяную лилию, кувшинку. К числу видов кувшинки относится т. н. египетский лотос — белый и голубой, причем оба представлены не только в Египте, но и в Израиле (египетский лотос надо отличать от орехоносного, или индийского лотоса, который не принадлежит к кувшинкам). Отождествление евр. шошанна с египетским лотосом основано, во-первых, на этимологии. Во-вторых, оно подтверждается и контекстуально. Из Сир 50:8 видно, что шошанна означает цветок, растущий «у потоков воды». Согласно 3 Царств 7:19, 22, форму цветка шошанна имели капители колонн, а согласно 3 Царств 7:26 — бронзовый сосуд («море») в иерусалимском храме. Сосуды (рис. 8) и капители (рис. 9) на Древнем Востоке могли иметь форму лотоса. В древневосточном искусстве египетский лотос — символ жизни и возрождения (рис. 10, 25-28). Возрождающееся солнце изображается в виде младенца, сидящего на цветке лотоса (рис. 29-30). Древо жизни нередко изображается с цветками лотоса (рис. 36-37). Возможно, его символика объясняется тем, что цветки лотоса ночью прячутся под водой, а на заре появляются на поверхности. Таким образом, лотос мог ассоциироваться с солнцем, которое ежедневно возрождается, выплывая из подземного мрака. Лотос может изображаться как символический любовный подарок (рис. 26, 27).

http://texts.aquaviva.ru/cantique-des-ca...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010