Глава 13   Свидетельства такой твердой нашей веры встречаются во всем Писании. Из многих я по возможности предложу немногия, чтоб и в настоящем случае не оставить учение о Духе без свидетельств. Прежде всего Отец говорит о пришествии Сына: «положу Дух мой нань, и суд языком возвестит» (Ис.42:1). Сими словами Он проповедует Духа Святаго истинным Богом всем верным во спасение. Единородный, присовокупивши к томуже свидетельству, говорит: «Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя» (Ис.61:1). Сим свидетельством Христа о плотском Его пришествии, утвержденном и Духом Святым и возвещаемом верным, ясно исповедано, что Дух не чужд Бога. И еще Господь говорит о Духе: «Дух Отца моего глаголяй в вас» (Мф.10:20). И опять, дабы показать, что Дух не чужд Божественности Бога, Господь дунул в лице учеников и сказал: «приимите Дух Свят» (Ин.20:22). И еще, дабы показать равенство Свое и единосущие со Святым Духом Своим и Отчим, говорит: «аще любите мя, заповеди моя соблюдите, Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам» (Ин.14:15—16); как бы Сам Господь есть Утешитель и Дух Святый подобным образом есть Со-утешитель. Апостолы, показывая, что Дух не есть раб, но одного и того же Божества, указывают на его самостоятельное владычество, говоря: «рече Дух Святый: отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах» и т. д. (Деян.13:2). А Апостол ясно говорит о Нем: «Господь же Дух есть, а идеже Дух Господень, ту свобода» (2Кор. 3:17); и еще: «вы храм Божий есте, и Дух Господень живет в вас» (1Кор.3:16). Итак, если мы называемся храмом Божиим по причине обитания в нем Духа Святаго, то кто осмелится отвергать Духа и отчуждать Его от существа Божия, когда Апостол ясно говорит, что мы соделались храмом Божиим по причине обитающаго в достойных Духа Святаго? Каким же образом будет чужд Бога Дух, испытующий глубины Божии? Не говори мне: «испытует» (1Кор. 2:10), но еще не знает, как некоторые дерзают хулить и губить себя. Поелику они то же должны сказать и об Отце, что и о Нем написано, именно что Он «испытает тайная утробы» (Прит. 20:27). Если ты будешь нечестиво мыслить, потому что о Духе к слову «испытывать» не прибавлено слово «знать», то ты нечестиво стал бы мыслить и об Отце, будучи принужден произносить и о Нем то же мнение, потому что по отношению к Отцу, испытующему «тайная утробы», не присоединено, что Он знает. И не нужно было этого говорить, когда ясно показывается предведение Божие, и заключается совершенный смысл в слове «испытывать». Таким образом и Духу и Сыну и Отцу следует приписывать единое знание и предведение, так как Святая Троица очевидно имеет совершенство и тождество.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

9:27–31. Хотя «Сын Давидов» – это титул Мессии, большинство евреев связывали свои ожидания Мессии с некоей военно-политической фигурой, а не с целителем. Но эти слепцы осознают связь между целительством и мессианством Иисуса, что не характерно для иудаистской традиции. Бог делает человека слепым или зрячим ( Исх. 4:11 ; Прит. 20:12 ) и может отнимать или возвращать зрение в ответ на молитвы пророков ( 4Цар. 6:18–20 ). 9:32–34. Илия и Елисей творили великие чудеса исцеления; Давид – единственный герой Ветхого Завета, которого Бог использовал при изгнании злых духов ( 1Цар. 16:23 ). Таким образом, Мф. 9показывает, что на людей эти исцеления произвели огромное впечатление. 9:35–38 Требуется больше делателей Деяния Иисуса в 8– 9должны стать деяниями Его учеников в гл. 10. 9:35,36. Как сказано в Писании, в отсутствие Моисея ( Чис. 27:17 ) или царя ( 3Цар. 22:17 ; 2Пар. 18:16 ) Израиль был как «без пастыря» или «без начальника». Когда у Израиля не было верных пастырей (религиозных вождей), Бог Сам становился его пастырем ( Иез. 34:11 –16 ); в обязанности пастыря входили забота о пропитании стада (34:2,3), врачевание (34:4) и отыскание заблудших овец (34:4–6). Мф. 9свидетельствует о том, что те, кому вверено пасти Израиль, его вожди, не справились со своими обязанностями. 9:37,38. Иногда «жатва» символизирует конец времен (ср. коммент. к 3:12), но выраженная здесь идея напоминает скорее пророчество Исайи о свидетелях Божьих. Один раввин, живший в конце I в., высказал ту же мысль, что и в 9:37; неясно, однако, была ли это уже известная еврейская поговорка, или раввин находился под впечатлением изречения, которое восходило к Иисусу, или это обычное совпадение. 10:1–4 Избрание Двенадцати В Израиле было двенадцать колен, и группы, которые избрали двенадцать руководителей (как и в Свитках Мертвого моря), поступили так, считая, что именно они представляют истинный, верный «остаток» Израиля. В Евангелии от Луки и в Деяниях Апостолов вместо имени «Фаддей», представленного в перечне учеников в Евангелиях от Матфея и Марка, упоминается «Иуда Иаковлев» (ср. также: Ин. 14:22 ). Как известно, в древности существовал обычай давать человеку несколько имен, так что в разных списках апостолов на самом деле представлены одни и те же люди. Прозвища были очень употребительны и встречаются даже в надгробных надписях. Кананит («хананеянин») по-арамейски означает «зилот» ( Лк. 6:15 ), поэтому в некоторых переводах он назван просто «Симон Зилот». Во времена Иисуса это слово могло означать «ревностный», но не исключено, что прозвище указывало на участие этого человека в повстанческом движении до того, как он стал учеником Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

61, 1). Симъ свидетельствомъ Христа о плотскомъ Его пришествіи, утвержденномъ и Духомъ Святымъ и возвещаемомъ вернымъ, ясно исповедано, что Духъ не чуждъ Бога. И еще Господь говоритъ о Духе: Духъ Отца моего глаголяй въ васъ (Матф. 10, 20). И опять, дабы показать, что Духъ не чуждъ Божественности Бога, Господь дунулъ въ лице учениковъ и сказалъ: пріимите Духъ Святъ (Іоан. 20, 22). И еще, дабы показать равенство Свое и единосущіе со Святымъ Духомъ Своимъ и Отчимъ, говоритъ: аще любите мя, заповеди моя соблюдитее, Азъ умолю Отца и иного Утешителя дастъ вамъ (Іоан. 14, 15–16); какъ бы Самъ Господь есть Утешитель и Духъ Святый подобнымъ образомъ есть Со–утешитель. Апостолы, показывая, что Духъ не есть рабъ, но одного и тогоже Божества, указываютъ на его самостоятельное владычество, говоря: и рече Духъ Святый: отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвахъ и т. д. (Деян. 13, 2). А Апостолъ ясно говоритъ о Немъ: Господъ же Духъ есть, а идеже Духъ Господень, ту свобода (2 Кор. 3, 17); и еще: вы храмъ Божій есте и Духъ Господень живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16). Итакъ, если мы называемся храмомъ Божіимъ по причине обитанія въ немъ Духа Святаго, то кто осмелится отвергать Духа и отчуждать Его отъ существа Божія, когда Апостолъ ясно говоритъ, что мы соделались храмомъ Божіимъ по причине обитающаго въ достойныхъ Духа Святаго? Какимъ же образомъ будетъ чуждъ Бога Духъ, испытующій глубины Божіи? Не говори мне: испытуетъ (1 Кор. 2, 10), но еще не знаетъ, какъ некоторые дерзаютъ хулить и губить себя. Поелику они тоже должны сказать и объ Отце, что и о Немъ написано, именно что Онъ испытаетъ тайная утробы (Прит. 20, 27). Если ты будешь нечестиво мыслить, потому что о Духе къ слову: испытывать не прибавлено слово: знать, то ты нечестиво сталъ бы мыслить и объ Отце, будучи принужденъ произносить и о Немъ тоже мненіе, потому что по отношенію къ Отцу, испытующему тайная утробы, не присоединено, что Онъ знаетъ. И не нужно было этого говорить, когда ясно показывается предведеніе Божіе, и заключается совершенный смыслъ въ слове: испытывать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   Мы не в силах понять, ни в какой степени Бог в своей деятельности по поддержанию миропорядка продолжает творить новое, ни всего того, что невозможно объяснить в рамках привычного нам мира, но нет сомнения в том, что Его мир в любой своей точке открыт для действия Его созидающей силы.    Знание, что Бог создал окружающий нас мир и нас самих как часть этого мира, является основой истинной религии. Все должны восхвалять Бога как Творца, ибо Его творения обладают удивительным совершенством, разнообразием и красотой, и такие псалмы, как 103 й, дают образец хвалы, которая должна звучать из наших уст. Мы должны верить в Бога как в суверенного Господа, имеющего вечный замысел, согласно которому происходят все события и складываются все судьбы без исключения, и обладающего властью искуплять, воссоздавать и обновлять Свое творение. Такая вера будет рациональной, если мы будем помнить, что Тот, в Кого мы верим, является всемогущим Творцом. Осознание, что само наше существование ежесекундно зависит от Бога Творца, помогает нам жить жизнью, посвященной, преданной, благодарной и верной Ему. Бог видит и знает: божественное всеведение    Слово «всеведущий» означает «знающий все». Писание говорит, что очи Бога обращены на все (Иов 24:23, Пс 32:13—15, Пс 138:13—16, Прит 15:3, Иер 16:17, Евр 4:13), что Он испытывает все сердца и наблюдает за путями каждого человека (1 Цар 16:7, 3 Цар 8:39, 1 Пар 28:9, Пс 138:1—6,23, Иер 17:10, Лк 16:15, Рим 8:27, Откр 2:23), другими словами: Он всегда знает все обо всем и обо всех. Также Он знает будущее не хуже, чем прошлое и настоящее, а события, которые никогда не случатся и относятся только к области возможного, не хуже, чем события, действительно имеющие место (1 Цар 23:9—13, 4 Цар 13:19, Пс 80:15—16, Ис 48:18). Он не испытывает необходимости искать информацию о чем-либо; все Его знание всегда и непосредственно находится в Его сознании. Авторы Библии склоняются в благоговейном трепете перед этой способностью Божественного разума (Пс 138:1—6, Пс 146:5, Ис 40:13—14,28 ср. Рим 11:33—36).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

6) Возжигают в нас нечистые страсти, обновляют их, возвышают и размножают злые бесы; а размышления о божественном слове, особенно с излиянием слез бывающие, умерщвляют их и истребляют, хотя бы они были закоренелы, и мало по малу как бы не сущими делают пагубные греховные действия, душевные и телесные: только не поленимся молитвою и упованием, неослабными и бесстыдными, приседеть Господу. 7) Для чего Христос из уст младенчествующих злобою верных совершает хвалу? Конечно для того, чтоб псалмопением сокрушить врага и мстителя, тиранствующего без меры, — врага добродетелей, мстителя злобного, диавола. Ибо, говорится, множеством славы Твоея стерл еси сопротивных (Исх.15,7) и супостатов, ратующих против нас. 8) Всякий от плодов своего пути вкушает, — одну половину ныне, а другую в будущем веке. 9) Монах должен держаться всегда добрейшего пощения, не прельщаться страстями и великое возделывать безмолвие. 10) Ненавистники душ наших, бесы внушают некиим воздать нам какую–либо ничтожную похвалу, а потом и нас подучают порадоваться о том. Если после сего расслабев от самомнения, дадим место и тщеславию, то врагам нашим не много уже будет труда совсем забрать нас в плен. 11) Принимай лучше поносящего тебя, чем хвалящего, который, по Писанию, ни чем не разнится от клянущего (Прит.27,14). 12) Когда ревностно проходя подвить пощения; по немощи послабишь себя в нем; тогда сокрушив сердце, обратись с благодарешем к Промыслителю и Судии всех. Если так будешь всегда смиренным являть себя пред Господом, то никогда ни пред одним человеком не вознесешься. 13) Враг зная, что молитва есть самое победоносное для нас оружие, и для него сокрушительное, и стараясь всячески отторгнуть нас от нее, влагает в нас иногда желание заняться еллинскими писаниями, от которых мы отстали. Но не будем слушаться его внушений; чтоб не уклониться от законов и порядков нашего делания духовного, и не собрать, вместо смокв и гроздей виноградных терний и волчцев. Премудрость бо мира сего буйство у Бога есть (1 Кор.3,19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Отбросив уважение к закону, как бесполезное для них, не обращая никакого внимания на содержащиеся в священном писании постановления и не удостоив памяти заповедь: „невинного и справедливого не убивай“ ( Исх.23:7 ), они страдают несправедливейшей яростью против Христа. Но по божественной силе их предприятия опять обращаются в совершенно противоположный им исход, ибо „не получит коварный добычи“, по написанному ( Прит.12:27 ). Итак, „ищут Его схватить“, как говорит Евангелист, представляя своё молчание при обличениях добровольным и самовнушённым и последовавшим за тем гневом отклоняя мысль, что они были (невольно) удержаны Им. Ведь это именно некоторые из Иерусалимлян принимали за доказательство того, что Иисус есть Бог по природе, говоря: „вот с дерзновением —185— говорить, и ничего Ему не говорят: неужели узнали начальники истинно, что Он есть Христос“ ( Ин.7:26 ). Но „Уловляющий мудрецов в лукавстве их“ ( 1Кор.3:19 ) являет бездейственною дерзость рассуждавших так, а тихо высказывавшиеся догадки и предположения народа подтверждает, ибо им препятствует божественная сила, налагающая узду на их беззакония и их замыслам дозволяющая простираться только до одних попыток. Также и причину того, что они оказались не в состоянии привести в исполнение предположенную цель, благополезно указал при этом премудрый Евангелист, ибо „ещё не пришёл, говорит, час Его“, часом здесь очевидно назвав время, и именно страдания и честного распятия. Вот и отсюда наконец разве не ясным становится для каждого, что Христос отнюдь не пострадал бы, если бы не имел желания пострадать? Ведь не по насилию Иудейскому, но добровольно Он возшёл на крест за нас и ради нас. Поэтому то и говорит, отклоняя укоризну в кажущемся бессилии Своём: „никто не отъемлет душу Мою от Меня, Я полагаю её Сам от Себя; власть имею положить её, и опять власть имею взять её“ ( Ин.10:18 ). Он, как мы уже прежде сказали, не против воли претерпел за нас крест, – Он Сам Себя, как святую жертву, принёс Богу и Отцу, купив кровью Своею спасение всех.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4:26. Призыв избегать гнева взят из Пс. 4:5 ; о нечестивых, кто постоянно пребывает в гневе, см. в Ос. 7:6 ; ессеи и некоторые греческие философы также требовали, чтобы все споры были улажены в тот же день, до захода солнца. Умение преподносить истину, используя приличествующие случаю слова, избегая худого «речения», тоже подчеркивалось особо (4:29). 4:27. Здесь, вероятно, прослеживается связь с терминологией военных действий: согрешающий мог легко попасть на территорию дьявола (в тыл врага; ср: 6:10–20). 4:28 . Иудаизм ценил ручной труд и помощь бедным. Хотя греческие ремесленники, несомненно, гордились своей работой, представители высших слоев общества по всему Средиземноморью презирали физическийтруд, считая, что он предназначен для низших слоев. 4:29. В древней литературе часто подчеркивалась важность умения говорить правильно (ср.: 4:25; 5:3,4); многие изречения и сентенции в притчах подчеркивают эту мысль, в том числе умение произноситьблагородные, возвышенные речи (см., напр.: Прит. 12:25; 15:23; 25:11 ; ср.: Зах. 1:13 ). 4:30 . «Оскорбление» Духа является очень серьезным грехом. В Ис. 63 (в одном из двух случаев употребления в Ветхом Завете титула «Святой Дух») это относится к мятежу в пустыне, который привел к отказу от Бога. Аналогичным образом, мятеж Израиля против Духа заставил Моисея «согрешить устами», согласно Пс. 105 (ср.: Чис. 20:10 ; Втор. 3:26 ). О термине «запечат-ление» в значении печати, охраняющей товары от подделки, использовавшемся в торговле, см. коммент. к Еф. 1:13,14 . Эфесяне должны сохранить свою аттестацию до дня окончательного искупления (ветхозаветный «День Господень», когда Бог будетсудить мир и оправдает Свой народ). 4:31. Перечень пороков – это обычный литературный прием древних моралистов; иногда все эти грехи перечисляются в рамках конкретного прегрешения, как здесь (гнев). 4– 5:2. Разные моралисты, в том числе греческие, римские нехристианские и Филон, призывали к подражанию образу Бога, на котором зиждется вся этика. Но нехристианские писатели во времена Павла не могли сослаться на пример бога, который, руководствуясь безграничной любовью к людям, принес бы себя в жертву ради них (4– 5:2). (Некоторые богословы приводили в пример титана Прометея, который пострадал за то, что выдал людям божественные секреты. Но не ясно, осознавал ли Прометей возможность сурового наказания за свой труд, а потому данный пример не мог быть убедительным; с точки зрения наказания титанов и ран, которые получали бессмертные в греческой мифологии [напр., ранение Ареса в «Илиаде» Гомера], пример Прометея не мог служить параллелью христианской идее об Иисусе, Который, обладая Божественной природой, добровольно предложил Себя в жертву во имя человечества. Качественная разница между греческой и иудейской концепциями божественности делает сравнение между историями Прометея и Иисуса бессмысленным.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010