1Тим.4:1–4 ; 2Тим.3:5–9 ; Мф.24:23–24 др.); истинное нравственное чувство всегда узнает таких лжепророков по общему складу их нравственной личности, – подобно тому, как по качеству плода узнается дерево, – как и иудейский народ знал фарисеев и отличал от учения их учение Христа (7:28–29), – как узнается, наконец, и всякий истинный христианин по его делам (ср. Иак.2:14–26 ; 1Кор.13:1–3 ; Ин.14:21 ; 1Ин.2:3–4 и др. мн.). Общим заключением всей Нагорной Беседы служит увещание Спасителя не только слушать, но и исполнять слова Его и чрез то осуществлять начертанные Им идеалы Правды в Царстве Христовом – под библейским образом домостроения (ср. Прит.9:1 ; Еф.2:19–22 ; 1Кор.3:10–18 ; 1Тим.3:15 ; Евр.3:6 и др.) мужа разумного на камне, а безумца – на песке (ср. 24–27). Окончив изложение учения Спасителя в Нагорной Беседе, Евангелист считает нужным указать в заключении на то впечатление, какое учение Господа произвело на народ, в отличие от учения книжников и фарисеев. И когда окончил Иисус слова сии, поражался народ учению Его, ибо быль учащим их, как власть имеющий, Коего слово, как Слово Божие об идеалах Правды Божией, начертан- —29— ных Богом в богоподобном духе человеческом, и о блаженстве осуществления их в Царстве Божием, было живо и действенно и острее всякаго меча обоюдуостраго, проницающее до разделения души и духа и судящее помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ), служа благим и легким игом для труждающихся и обремененных, кои находили в Спасителе покой душам своим (12:28–30), – а не как книжники и фарисеи 1075 , – коих заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного, там не много ( Ис.28:10–13 ), с их преданиями старцев ( Мф.15:2 ) и мелочною, большею частью бесцельною и пустою, игрою ученым толкованием закона, – представляли только раскрашенный гроб с мертвыми костями, тяжелое и неудобоносимое бремя, возлагавшееся на плечи людям (23:4, 16–24:27). Этими словами оканчивается та часть евангелия, которая посвящена преимущественному изложению пророческого служения Спасителя человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Свидетельство о том и другом мы имеем в двух особенно словах из «семи слов» Его на кресте: в восклицании «жажду» ( Ин.19:28 ) и в скорбно-молитвенном обращении к Небесному Отцу: Боже Мой, Боже Мой, почто Мя оставил еси ( Мк.15:34 ; Μф.27:46). Что видим мы, напротив, в евангелии Петра? Видим полное отсутствие всего, что, хотя сколько-нибудь указывало бы если не на телесные, то хотя бы на душевные страдания Христа. Взамен Мессии страждущего, Искупителя грехов человечества, каким изображают распятого Господа канонические Евангелия, здесь – в евангелии Петра пред нами является какое-то бесстрастное, таинственное Существо, которому, по-видимому, чуждо всё человеческое. Замечательно, в псевдо-евангелии ничего не говорится также и о каких-либо насмешках и ругательствах над распятым Господом, – что так резко отличает повествование его здесь от повествования в стихах 6–9. Молчит Иисус, молчат и враги Его, поражённые, как надобно полагать, чудесным бесстрастием Его. Для оправдания докетического лжеучения придумать лучшее, наиболее подходящее описание распятия Христа едва ли возможно. Что, впрочем, прежде и более всего обращает на себя внимание в этом описании, – это слова, какие произносит, наконец, уже умирающий Христос: «Сила моя, сила, оставила Меня» (стих 19). В этих-то словах нужно, без сомнения, искать ключа к объяснению как таинственного молчания распятого Господа, Его как бы нечувствительности к мукам крестным, так и других особенностей в изображении Его Лица в псевдо-евангелии. Что слова эти суть те же самые слова, какие приводятся и у евангелистов – Матфея ( Мф.27:46 ) и Марка ( Мк.15:34 ), – ясно с первого же взгляда. Но не менее ясно и то, что автор евангелия Петра не в иной только форме или переводе передаёт их, но и в особом, совершенно отличном от подлинно-евангельского, равно как и ветхозаветного, у Псалмопевца ( Пс.21:2 ), смысле или значении. Усилия некоторых из западных учёных оправдать в этом случае автора, свести всю разность между ним и евангелистами к простой лишь неодинаковости перевода – совершенно напрасный труд 75 . То совершенно верно, что еврейское слово: значит не только «Бог» ( Θες), но и «сила» (δναμις, σχς, что примеры употребления его в последнем значении, хотя и немногие (и при том всюду, заметим, при употреблении одного и того же фигурального выражения – иметь или не иметь силу в руках, т. е. обладать или не обладать силою сделать что-либо), встречаются и в Ветхом Завете: Быт.31:29 ; Втор.28:32 ; Неем.5:5 ; Мих.2:1 (у LXX, впрочем, здесь стоит πρς τν ϑεν); Прит.3:27 . Ссылаются, далее, на то, что и стих Пс.21:2 у Акилы переводится: σχυρ μου, σχυρ μου, и что Евсевий Кесарийский (Demostr. Evang. X, 8, 30), указывая на такой перевод его у Акилы, замечает: τ δ’ κριβς στιν, т. е. точнее такой перевод: σχς μου, σχς μου 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Бог не только определил через кого давать своё Откровение, но и время, а главное, способ передачи. Текст Священного Писания Ветхого Завета говорит о том, что Бог открывается людям посредством как слов, так и действий. Например, Бог объявил Ною: «И вот, Я наведу на землю потоп водный» ( Быт.6:17 ) и велел ему построить ковчег для спасения. Моисею и Аарону Бог дал власть творить знамения, чтобы Израиль поверил, что Господь явился Моисею и повелел ему вывести израильтян из Египта ( Исх.4:1–9,27–31 ). В другой раз Бог использовал сильную бурю на море и чрево огромной рыбы, чтобы подтолкнуть убегающего пророка к выполнению порученной Им миссии ( Иона 1:4–3:3 ) 79 . Подобные Божественные деяния почти всегда связаны с поясняющими Откровениями, которые могли даваться до, непосредственно или после этих событий. Священное Писание называет те способы, с помощью которых божественное Откровение было возвещено: Жребий. К жребию иногда обращались, чтобы узнать волю Бога ( Прит.16:33 ; Деян.1:21–26 ). Урим и туммим впервые упоминаются в книге Исход: «На наперсник судный возложи урим и туммим» ( Исх.28:30 ). Наперсник носил иудейский первосвященник. Это квадратный кусок материи, сложенный вдвое. Он был украшен двенадцатью драгоценными камнями, на которых были выгравированы имена двенадцати колен Израилевых. Урим и туммим, скорее всего – два драгоценных камня, помещённые в карман; они использовались, наподобие жребия, для познания воли Божьей. ( Числ.27:21 ; Втор.33:8 ; 1Цар.28:6 ; 1Ездр.2:63 ). Сны. Бог в ветхозаветные времена давал откровения в вещих снах ( Быт.20:3,6; 31:11 .–13,24; Числ.12:6 ; Дан.7:1 ). Перед вторым пришествием Христа, согласно пророчеству Иоиля, Господь снова будет посылать своё откровения во снах ( Иоил.2:28 ). Также сны часто использовались в откровениях к неизраильтянам ( Быт.20:3–6; 31:24; 40:5; 41:1–7 ; Суд.7:13 ). Чудеса. Согласно Священному Писанию , Бог также являет Себя в чудесах. Чудеса, описанные в Библии, часто предназначены для наказания падших и для помощи людям, идущим к Господу ( Суд.6:37 ; Ион.2 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Ст. 12. Приимите наказание и пр. Приимите наказание, в подлиннике () лобжите, целуйте сына. 4 Лобзание бывает знаком 1) искренней любви, так как Исаак лобызал Иакова ( Быт.27:27 ); 2) уважения и повиновения, так как Самуил лобызал новопоставленного царя Саула (Цар.10:1) и заблудший Израиль идолов ( 3Цар.19:18 Евр.); 3) примирения, так Исав целует Иакова ( Быт.23:4 ), отец блудного сына ( Лк.15:20 ). След., можно думать, что псалмопевец говорит ко враждующим: примиритесь с Сыном Божиим, повинитесь Ему, как вечному Царю, и возлюбите Его от всея души своея. Да не когда прогневается Господь. Последнего слова в подлиннике нет, почему первые должно относить к сыну, коему весь суд дан от Отца. И погибнете от пути праведнаго. С Еврейского: и да погибнете на пути, т.е. дабы не поразил Он вас язвами окончательными и вечными, среди ваших предприятий, в то время, когда вооружаетесь и не видите конца, предположенного вами. Еда, – в подлиннике поскольку. Вскоре возгорится ярость Его. Псалмопевец, предотвращая гнев духовного Царя, могущего погубить врагов своих, среди успехов их, возвещает, что ярость Его возгорится вскоре, прежде нежели кто-либо из нераскаянных воображать может; и хотя вооружения против Христа несколько веков продолжаются, но если рассматривать историю каждого противника отдельно: то откроется столько неожиданно ярость Божия постигает их на пути нечестия. Она возгорается как огнь в чащах дубравных, скоро поядающий тростник Ис.9:18 ; возгорается так, что видят, а многие, ужасаются, и погасити не могут, поскольку ярость его поражая видимо, разнообразными способами, поражает невидимо вечною смертью . Блажени вси надеющийся нань. Сколько бедственна участь не покоряющихся Сыну Божию, столь блаженна повинующихся и надеющихся на Него. Блажени; потому что сам Господь защищает их. Прит.30:5 . Они возвеселятся и вовеки петь будут Имя Его Пс.5:12 ; победят врагов своих, так как псалмопевец говорит о себе, что он был чудо многим, по причине твердого упования и крепкой помощи от Господа Пс.70:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

13:10 . Теперь автор обращается к особого рода пище в Ветхом Завете: о доле священников в скиниихраме (см. коммент. 1Кор. 9:13 ). Он говорит, что верующие служат в качестве священников (13:15) у разного рода жертвенников (ср.: 7:13). 13:11. Сжигание жертв за станом составляло часть ритуала жертвоприношения (ср.: Лев. 9:11 ; Чис. 19:3 ), но здесь речь идет о Дне искупления, когда священник входил в святая святых с кровью жертвы ( Лев. 16:27 ). Это жертва Иисуса, принесенная для небесного жертвенника, о чем уже ранее говорилось в Евр. 13:12,13. Кропление кровью предназначалось для «освящения» (обособления, отделения в качестве святого) или «очищения» по закону (9:22). (Тот факт, что Иисус мог очистить Своей собственной кровью, может указывать на Его превосходство над ветхо-заветным первосвященником, который должен был сам получить очищение, прежде чем вернуться в стан после жертвоприношения, Лев. 16:28 .) Иисус был распят и похоронен вне стен Иерусалима, и это согласуется и с Евангелиями, и с требованиями иудейского закона о том, что мертвые должны быть похоронены за пределами города (дабы избежать ритуальной нечистоты,вызванной соприкосновением с могилами; ср., напр.: Лев. 24:14 ; Чис. 15:35,36 ; Втор. 17:5; 22:24 ). По римскому закону, распятие тоже должно было проводиться за городом. (Некоторые комментаторы также отмечали, что жертвоприношения за грех в День искупления сжигались вне стана, Лев. 16:27 ; но следует отметить, что они также приносились в храме или скинии, Лев. 16:5–19 .) Выход за стан для этих иудео-христианских читателей мог означать желание быть изгнанными из иудейского сообщества, чье уважение они ценили, – чтобы всем сердцем повиноваться Богу (ср.: Евр. 11:13–16 ). 13:14. См. коммент. к 11относительно упования древних иудеев на вечный Иерусалим. 13:15,16. В Свитках Мертвого моря часто вознесение хвалы описывается языком жертвоприношений; это характерно и для произведений других древних писателей (см. коммент. к Рим. 12:1 ); автор Евр., вероятно,здесь особым образом опирается на Ос. 14:2 . О духовных жертвах см. также в ; 118и Прит. 21:3 . Фарисеи также подчеркивали, что Бог принимает благочестие как духовное жертвоприношение, и эта концепция помогла им пережить разрушение Иерусалимского храма в 70 г. н. э.; только незначительная часть участников палестинского движения, напр., последователи фарисеев, а также христиане из иудеев, смогли сохранить свою религию без храма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

25:26,27. Хотя дача денег в рост и противоречила еврейскому закону ( Исх. 22:25 ; Лев. 25:36,37 ; Втор. 23:19,20 ; Неем. 5:7 ; Пс. 14:5 ; Прит. 28:8 ; Иез. 18:8,13,17; 22:12 ), язычники не подчинялись его требованиям. Более того, евреи могли привлечь их для совершения подобных операций, и многие представители еврейской знати следовали греческим обычаям, а не официальному иудаизму. Подобно тому, как раввины могли рассказывать притчи о царях спустя долгое время после исчезновения царей из еврейской Палестины, Иисус мог надеяться, что его слушатели поймут мораль этой притчи. 25:28–30. Тьма в других текстах символизирует ад (8:12). 25:31–46 Суд: овцы и козлы 25:31. Сын Человеческий придет в славе и будет царствовать от имени Бога ( Дан. 7:13, 14 ; ср.: Притчи Еноха – время написания неизвестно), и в некоторых еврейских апокалипсисах (возможно, по аналогии с греческими образами загробного мира) описывается деятельность человеческих судий до наступления Судного дня. Но здесь описание абсолютной власти Иисуса лучше всего согласуется с традиционным еврейским представлением о Боге, судящем народы в Судный день. Об ангелах см. в коммент. к 16:27. 25:32. Бог, Который судит народы (напр.: Ис. 2:4 ; Мих. 4:3 ), – неотъемлемая составляющая картины грядущего в представлениях иудеев. Бог узнает Своих овец в общем стаде ( Иез. 34:17 ). Хотя овцы и козы паслись вместе, известно, что на ночь палестинские пастухи разделяли их, потому что козам требуется теплое помещение, а овцам – свежий воздух. Овцы ценились выше, чем козы, и это различие определяет использование образов этих животных в переносном смысле. Так, в языческом соннике овцы предвещали удачу, а козы – неприятности. 25:33. Правая сторона в древних текстах считалась более предпочтительной; в тех немногих сценах суда, где об этом упоминается, правая сторона предназначена для праведных, а левая -для нечестивых (напр., ЗаветАвраама, вариант А). 25:34. «Наследуйте Царство» – знакомая читателям фраза; в еврейских преданиях царство было уготовано Израилю по предопределению Божьему. В еврейских притчах «царь» фактически означает «Бог». Здесь этоотносится к Иисусу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

17 . И свет окрест его. Потому что, как молния исходит от востока, и блистает до запада; так будет и пришествие Сына человеческого ( Мф.24:27 ). Там никому в это время нельзя будет таить что-либо в сердце своем, потому что он будет проникнут самым светом Судии. Об этом тотчас присовокупляется: и посреде его яко видение илектра посреде огня, и свет в нем. Ибо тогда узрят в страшном величии Самого Повелителя Ангелов и Архангелов и всех Сил, Искупителя нашего, Который как бы наподобие илектра пребыл Единым из двух и в двух естествах, как Бог со Отцом, так и смертный с людьми для нашего искупления, и Ему огнь суда будет служить в отмщение нечестивым. Поэтому-то написано: день явит, зане огнем открывается ( 1Кор.3:13 ). Поэтому Псалмопевец говорит: Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна ( Пс.49:3 ). Поэтому и Апостол Петр говорит: приидет день Господень яко тать в нощи, в оньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся ( 2Пет.3:10 ). А поскольку в то время все Святые, которые решительно отреклись от мира, приидут судиями: то прилично тотчас присовокупляется: 18 . И посреде яко подобие четырех животных. Ибо что обозначается четырьмя животными, если не четыре Евангелиста? И справедливо четырьмя Евангелистами выражается число всех совершенных; потому что все, кто только достиг в Церкви совершенства, научились правильному ведению о своем совершенстве по их Евангелиям. И посреде яко подобие четырех животных: потому что тогда будут видимы соединенными с Его (Спасителя) телом и участниками в Его славе, и вместе с Ним судиями те, которые только творили совершенные дела по заповедям Евангельским. Поэтому-то самим святым Апостолам говорится: вы шедшии по Мне в пакибытие, егда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). Поэтому Исаия говорит: Сам Господь на суд приидет со старейшины людий ( Ис.3:14 ). Поэтому и Соломон о Церкви говорит: славен бывает во вратех муж ея: внегда аще сядет в сонмищи со старейшины жительми земли ( Прит.31:23 ). Итак, взглянув на это кратко, мы, следуя порядку первого пришествия, как начали, обратимся к личности Евангелистов в изъяснении. Далее следует: и сие видение их, яко подобие человека в них (ст. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Состояние разума сокровенного сердца человека    В разуме сокровенного сердца человека постоянно пребывает сила, называемая «помазанием», полученным от Бога, которое учит всему (1Ин.2:27), «познанием славы Божией» (2Кор.4:6), «светом» (1Ин. 2:9), собственно же — премудростью и откровением вещей духовных (Еф.1:16—17), познанием духовным, истинным, «умом Христовым» (1Кор.2:16). Таковое состояние силы в разуме сокровенного сердца человека можно удобно усмотреть, если принять во внимание:    а) причину ее, которая есть Бог — «Свет» (Ин.1:5), «Бог истины» (Пс.30:6); б) средство, которое есть «слово истины» (2Кор.6:3—4, 7; Еф.1:13), которое сравнивается со светом, сияющим во тьме, просвещающим сердца всех (2 Пет. 1:19), даже младенцев (Пс.18:8), освещающим все пути жизни (Прит.6:23); в) образ действия ее на разум, называемый пребыванием Слова Божия внутри человека, любовью к слову Божию, как чистому словесному молоку, возрастанием в разуме Божием, во всяком роде премудрости, сообщение даров духовных, дарование знания языков, сверхъестественное откровение;    г) следствия, которые заключаются в познании истины, в суждении и умствовании, способности понимать все и веровать без малейшего сомнения; д) конец, который есть восстановление образа Божия (Кол. 3:9—10) или божественного ведения премудрости в разуме. Состояние совести сокровенного сердца человека    О совершенстве совести «сокровенного сердца человека» можно заключить из того, что она никогда не перестает действовать свойственным ей образом, всегда бодрствует (1Фес. 5:6), всегда та же; всегда действует правильно, поскольку всегда праведна, свободна, чиста (1Тим.3:9; 2 Тим. 1:3), добра (Евр.13:18), имеет дерзновение (1Ин.3:21) явиться пред престолом благодати (Евр.4:16), славы, суда Божия, имеет дерзновение просить, уповать — и при таких бедствиях, которые приводят целый мир в ужас и трепет. Состояние воли сокровенного сердца человека    Чтобы раскрыть совершенство воли сокровенного сердца человека», рассмотрим начало, которому она следует в своих действиях — отрицательное и положительное, образ и результат ее совершения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Праведен еси Господи, и правы суды Твои! ( Дан.3:27 ). Страшен еси Господи, и кто устоит от лица гнева Твоего? ( Пс.75:8 ; Нав.1:6 ). Представляя всемирный потоп во всей его обширности, во всей потребительной силе, к ужасу неисправимой греховности нашей видим, колико страшен Господь в судах правды своея на грешников – нераскаянных! – Его небеса и земля, в руце Его все концы земли, все животворные, равно как потребительные силы естества, громы, ветры, всепоглощающие воды в деснице Его: отвращает Он лицо милости своей, и все приходит в смятение, разрушение, гибель. Поражается безобразным извращением всего внешнего вида не только братоубийца Каин, зглаждаются с лица земли потребительным огнем и жупелом не только целые, беззаконные города, Содом и Гоморра, когда не обретается в них праведника; но что подлинно ужасно: целый подлунный мир потребляется, гибнет в потопных водах со всем живущим, от человека до скота, когда в этом живущем, кроме, растления и растленной плоти нет пред очами Божиими ничего угодного, ничего живого и оживляемого Духом Божиим. Будем во всей живости представлять страшное потребление людей первого мира, и причину потребления, – дела растленные, дела плоти, отженяющие Духа Божия, и в бренной плоти потщимся ходить духом и творить дела Духа. 2-я Паремья на веч. Чет. 3-й Нед. Пос. Прит. Гл. 10: 174 1–21 «1. Умный сын радует отца, а глупый сын печаль для матери своей. 2. Неправедно приобретенные сокровища не приносят пользы; но справедливость избавляет от смерти. 3. Иегова не допустит душу праведника до голода, а желание нечестивых отвергает. 4. Ленивая рука делает бедным, а рука трудолюбивая богатит. 5. Умный сын летом запасается, а постыдный во время жатвы спит. 6. Благословения изливаются на главу праведника, а уста безумных покроет ругательство. 7. Память праведника благословенна, а имя беззаконных истлеет. 8 Человек с умным сердцем принимает наставление; а с глупыми устами стремглав падает. 9. Кто ходит просто, тот ходит безопасно, а кто кривит дороги свои, тот узнан будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В Вавилоне «седьмые» дни (т.е. седьмой, четырнадцатый, девятнадцатый, двадцать первый и двадцать восьмой дни месяца) имели характер деис нефастус (вав. уму лимну), и к ним нужно было подходить с особенной тщательностью, в частности, царь должен был соблюдать различные меры предосторожности (например, не взбираться на колесницу, не приносить жертвы и т.д.). Об общей приостановке работы не содержится никакого упоминания. Только на пятнадцатый день в Вавилоне приостанавливалась работа, но далеко не потому, что этот день носил радостный, праздничный характер; очевидно, это было вызвано совершенно другими мотивами, а именно, что в этот конкретный день не должно было везти, а также необходимо было умиротворить богов (откуда и название ум пух либби – " день усмирения сердца) и смягчить их гнев посредством дня раскаяния и молитвы» 97 . Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою». Читатель Библии, возможно, ожидал здесь встретить «повинуйся твоему отцу и матери». Но повиноваться легче, чем почитать. Можно ненавидеть, но подчиняться. Но нельзя ненавидеть и почитать. Серьезность заповеди усиливается выбором глагола почитать. Он используется несколько раз, а в качестве объекта действия выступает Бог ( 1Цар.2:30 ; Пс.49:23 ; Прит.3:9 ; Ис.29:13; 43:20:23 ). И Бог, и родители достойны почитания. Это древнееврейское слово иногда переводится как «прославлять» и описывает, как нужно прославлять Бога ( Пс.21:24; 49:15; 85:9, 12 ; Ис. 24:15 ). Это не значит, что родители достойны поклонения. Иисус цитировал и одобрял пятую заповедь ( Мф.15:4 ; Мк.7:10 ; также Павел в Ефес.6:2 ). Но Он также сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» ( Мф.10:37 ). Родители превращаются в ничтожных богов, если их сделать теми «другими богами» перед Ним. Шестая заповедь: «Не убивай». Некоторые богословы переводят этот глагол как «не совершай умышленное убийство». То есть, запрещены не все формы убийства (такие как смертная казнь за определенные преступления или участие в войне), а лишь ненужное убийство в порыве гнева или жадности. Время от времени этот глагол описывает не заслуживающее наказания убийство ( Числ.35:11 ; Втор.4:42 ; Иис. Нав.20:3:5 ), о чем говорят определения вроде «непреднамеренное» либо «по незнанию или нечаянно». Другой пример можно найти в Книге Чисел (35:27) – мститель за кровь невиновен, если он убивает человекоубийцу, который бродил за пределами города убежища.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010