Исихазмът в България. Св. Григорий Синаит – практикът и учителят по исихия, – създал школа в Праория (в северната част на Странджа), където сред най-добрите му ученици били българският патриарх св. Теодосий Търновски и св. Ромил Видински (Бдински). Самият Теодосий по-късно се установил около Търново, където проповядвал учението на много монаси, сред които бил и бъдещият български патриарх Евтимий. Исихазмът бил официално признат като религиозна доктрина от българския цар Иван-Александър през 1360 година. Искони – «в начало» (ц. слав.); оттам «исконен, исконно» – изначално, от самото начало, от древни, незапомнени времена, винаги, вечно – боговдъхновена дума, с която започва Св. Писание: «Искони создал Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неукрашена и Тма верху бездны, и Дух Бжии ношашеся верху Воды» (Бит. 1:1–2). «Престол Твой утвержден искони: Ты – от века» ( Пс. 92:2 ). «Искони бе слово и слово бе от Бога и Бог бе слово. Се бе искони у Бога и тем вся быша» ( Иоан. 1:1–2 ). По своя смисъл думата препраща към исконното Слово – Господ Иисус Христос, защото «Всичко чрез Него стана, и без Него не стана нито едно от онова, което е станало.» ( Иоан. 1:3 ). Виж също Прит. 8:22 и др. Ислям (араб.) – монотеистична религия, възникнала през VII в. сл. Р.Хр. Нейният родоначалник Мохамед (570 – 632) през 622 г. положил основите на теократична ислямска общност в Медина, като бил неин духовен и светски водач до самата си смърт. Вж. също Шиитски ислям и раздела Православие и инославие. Италия – общоизвестна европейска страна със столица Рим. В Новия Завет с Италия се означава Италийският полуостров, от Алпийските планини на север до остров Сицилия на юг (Деян. Гл. 18 и 27, 28 и Евр. гл. 13). От най-дълбока древност страната се славела със своята просвета и изкуства. Италия била една от първите европейски страни, в която било проповядвано Евангелието. По времето на Спасителя и свв. апостоли в Италия живеели много иудеи, въпреки че скоро преди това бил издаден императорски указ на Клавдий за изгонването им от Рим. И още преди посещението на апостол Павел в Италия учението на Спасителя Христа вече било проповядвано там от Христовите ученици. Виж също Ватикана (папска държава).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

8. Ты страшен ecu и кто противостанет Тебе? оттоле (с того времени) гнев Твой. Ты, говорит, Господи, страшен силою; и кто может противостать Тебе? то есть: никто. С того времени, то есть, как злословили Тебя ассириане, Ты прогневался на них, и восхотел истребить их; позволяя впрочем им, по словам Феодорита, покаяться, как этого требует закон благости и человеколюбия Твоего. Или это: с того времени, значит: в древности, или давно По словам Оригена , выражение: С того времени, изъясняется так: не теперь начинается месть Божия, но по учинении греха ожидает до времени, потом начинаем получать воздаяния за грехи спустя некоторые лета, когда суд будет произведен. Итак хорошо было бы мщение Божие погасить добрыми делами, и прекратить гнев делами покаяния, который приготовляет грех. 9. С небесе слышат сотворил ecu суд. Суд, говорит, или приговор, сделанный Тобою против ассириан, Ты, Господи, дал мне слышать, то есть внушил мне, как пророку. Так перевел это и Симмах. Можно сии слова разуметь и о будущем суде, то есть, что Ты, Господи, сделал его чрез богодухновенные писания твои известным всем людям, чтобы наказываемые в защиту свою не могли сказать, что они не знали. С сею мыслию согласны и последующие слова. 10. Земля убояся и умолча, внегда востати на суд Богу спасти вся кроткия земли. Землею здесь называет каждого человека, которому сказано: земля ты и в землю отойдешь (Быт. 3, 19). А особенно называет землею человека мудрствующего о земном. Итак когда, говорит, Бог восстал на означенный всеобщий и последний суд, тогда все люди умолкли, потому что кончилось и прекратилось всякое дело их. Но Бог восстает, говорит, на суд, чтобы спасти всех кротких, то есть праведных; так как кротость есть особенное свойство праведника По словам Оригена , назвал кроткими земли, чтобы мы упражнялись в кротости еще находясь на земли, еще будучи в теле, и прекратили гнев—сию скверную страсть, противную ублажаемой кротости. Слова Афанасия : Те, которые подвергнутся наказанию, будут, говорит, вовсе безответны. Ибо (Бог) наперед сказал им о Божественном суде. А землею здесь называет всю человеческую природу, которая тогда и убоится, ибо когда наступит оный день, тогда не будет никого, кто бы не убоялся. Безыменного : Благоустройство души, сосредоточивающее силы ее, составляет добродетель; а бесчинное движение и мятеж есть порок. И Каин, будучи движим грехом, услышал: ты согрешил? Умолчи, и прекрати безрассудное стремление. Итак, поелику речение: умолчал, есть ограничение греха и восприятие правды; то, когда Бог восстал на суд, убоявшись умолчала земля, т.е. живущие на ней люди. Ибо страхом Господа устраняется всякий от зла (Прит.15, 27). А возвещение о суде показывает уже не долготерпение, но угрозу согрешающим, и поелику молчать значит быть кротким, то спасает кротких земли уже по восстании на суд.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

7) Для чего Христос из уст младенчествующих злобою верных совершает хвалу? Конечно для того, чтоб псалмопением сокрушить врага и мстителя, тиранствующаго без меры, — врага добродетелей, мстителя злобнаго, диавола. Ибо, говорится, множеством славы Твоея стери еси сопротивных (Исх. 15, 7) и супостатов, ратующих против нас. 8) Всякой от плодов своего пути вкушает, — одну половину ныне, а другую в будущем веке. 9) Монах должен держаться всегда добрейшаго пощения, не прельщаться страстями и великое возделывать безмолвие. 10) Ненавистники душ наших, бесы внушают неким воздать нам какую либо ничтожную похвалу, а потом и нас подущают порадоваться о том. Если после сего расслабев от самомнения, дадим место и тщеславию, то врагам нашим не много уже будет труда совсем забрать нас в плен. 11) Принимай лучше поносящего тебя, чем хвалящего, который, по Писанию, ничем не разнится от кленущего (Прит. 27, 14). 12) Когда ревностно проходя подвиг пощения; по немощи послабишь себя в нем; тогда сокрушив сердце, обратись с благодарением к Промыслителю и Судии всех. Если так будешь всегда смиренным являть себя пред Господом, то никогда ни пред одним человеком невознесешся. 13) Враг зная, что молитва есть самое победоносное для нас оружие, и для него сокрушительное, и стараясь всячески отторгнуть нас от нея, влагает в нас иногда желание заняться эллинскими писаниями, от которых мы отстали. Но не будем слушаться его внушений; чтоб не уклониться от законов и порядков нашего делания духовнаго, и не собрать, вместо смокв и гроздий виноградных терний и волчцев. Премудрость бо мира сего буйство у Бога есть (1 Кор. 3, 19). 14) Радость велию, говорит Ангел, благовествую вам, яже будет всем людям (Лк. 2, 10), а не части некоей. И еще: вся земля да поклонится тебе и поет тебе (Пс. 65, 4), а не часть земли. Петь же свойственно не слезно молящимся получить что, а радующимся о получении желаемаго. Если это так, то не будем отчаиваться, но, радуясь, будем проводить настоящую жизнь, из сказаннаго заимствуя побуждение к такой радости и благодушию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Еже вемы, глаголем. Никодим сам признал Иисуса Христа за Посланника Божия. Если же Иисус – Посланник Божий, то он знает, что говорит; он свидетельствует только о том, что видел. Значит, Никодим был против себя самого, когда, слушая Посланника Божия, не преставал спрашивать: како могут сия быти? Особенно же виновен был синедрион со своим упорством, не желавшим и слышать свидетельства Иисусова. Вемы, глаголем сказано в соответствие фарисейскому: вемы, чтобы привести в сознание себя фарисея Никодима. Аще земная рекох вам, и не веруете: како аще реку вам небесная, уверуете? Как ни высоко учение о возрождении, но оно к тайнам, которые желал открыть Иисус, так же относится, как земное к небесному, чувственное к сверхчувственному. Если же и сказанное кажется полным соблазна, глупостью, как же примут небесное? Мысль о нужде духовного возрождения не так далека от ума человеческого, чтобы он, наблюдением над душою и историей человеческого рода не мог усвоить ее себе. Но советы и тайны божества – другое дело. Учитель Израилев утих, смирился теперь. В продолжение последующей речи небесного Учителя он уже не говорит ни слова, а только слушает и слушает. Ст. 13. И никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси. У евреев, вместо того, чтобы сказать: никто не в состоянии понять сего, говорили: кто может взойти на небо? ( Прит.30:3–4 ; Втор.30:12 ; 2Пар.30:27 ; Рим.10:6 ). Говоря на таком языке о восхождении на небо, Спаситель поучает такой истине: никто не может знать тайн неба, кроме того, Кто сошел с неба, Сын человеческий, Тот, Который по человеческому естеству живет на земле, а по высшей природе, пребывает на небе. Этого нельзя сказать ни о пророке, ни об ангеле. Пророки получали откровение от Бога, но не сходили с неба и, пребывая на земле, не могли говорить, что они на небе. Тот, Кто и на земле и на небе, конечно, вездеприсущ, чего нельзя приписать ангелу. Так Иисус открыл Никодиму о Себе, что Он есть человек и вместе Бог . То же говорил о себе Сын Божий в других случаях ( Ин.17:5, 16:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

12. Мать не так бывает привязана к младенцу, которого кормит грудью, как сын любви всегда прилепляется к Господу. 13. Истинно любящий всегда воображает лицо любимого, и с услаждением объемлет образ его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно в телесной любви, так и в духовной. Некто, уязвлен будучи такою любовию, сказал о самом себе то (чему я удивляюсь): аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит (П. Песн. 5, 2) по великой любви моей. 14. Заметь, о премудрый брат, что когда олень душевный истребит ядовитых змей, тогда душа желает и скончавается (Пс. 83, 2) от любви ко Господу, будучи жегома огнем ее, как неким ядом. 15. Действие голода бывает как-то неопределенно и неясно, а действие жажды ясно и ощутительно; ее узнают по внутреннему жару. Посему любящий Бога и говорит: возжада душа моя к Богу крепкому, живому (Пс. 41, 3). 16. Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет, и делает веселыми, радостными и беспечальными: то какого изменения не сделает присутствие Небесного Владыки, невидимо в чистую душу приходящего. 17. Страх Божий, когда он бывает в чувстве души, обыкновенно очищает и истребляет нечистоту ее. Пригвозди, — говорит Пророк, — страху Твоему плоти моя (Пс. 118, 120). Святая же любовь в действии своем иных снедает, по оным словам Песни Песней: сердце наше привлекла еси, сердце наше привлекла еси (П. Песн. 4, 9). А некоторых она просвещает и радует действием своим, по сказанному: на Него упова сердце мое: и поможе ми, и процвете плоть моя (Пс. 27, 7); и сердцу веселящуся, лице цветет (Прит. 15, 13). И когда человек весь бывает внутренне соединен и срастворен с любовию Божиею, тогда и по наружному своему виду, на теле своем, как в зеркале, изъявляет светлость души своей. Так прославился Моисей Боговидец. 18. Достигшие сей равноапостольной степени часто забывают телесную пищу; думаю же, что они очень часто и не желают оной. И это не удивительно, потому что нередко и противным сему желанием томимые отвергают пищу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Поражает отдельное упоминание о Моаве в отрывке такого вселенского масштаба (ср.: Едом в 34:5), здесь же он предстает как воплощение гордыни (116; ср.: 16:6), вероятно, в особенности такой гордыни, которая бывает характерна для маленьких людей. Образ соломы в навозе или выгребной ямы выражает презрение и окончательность суда над гордыми (ср. последствия в 14:14–15,19). 26:1 – 27:1 Торжество после тягот 26:1–6 Вечный город. Наконец темой пророчества становится родной город Исайи, одолевший противника, который назван здесь по–новому, высоко стоящим городом (5), вдобавок к определениям из 25:2 («твердая крепость») и 25:3 («города страшных племен»). Наш город крепкий силен не грубой силой, но спасительными действиями (1б) Бога Живого, твердыни вечной. Поэтому наше ликование об этой личной незримой защите также должно быть личным, проявляющимся в истине (2) и уповании (3–4). Эти стихи также последовательны, как и прекрасны, поскольку в основе их лежит истина о Боге. Совершенный мир (буквально «мир, мир») – это Его дар преуспевания и полноты разума не просто твердому духом, но верному (здесь слово стоит в пассивной форме, «уповающий»). Призыв к вечному упованию (4) тоже вполне логичен, полагая в основу нашей веры непоколебимую как скала верность Господа, а в основу наших обязательств во веки – Его вечное существование. В дальнейшем Иисус указывал на вечность Божьих обязательств перед Своим народом ( Мф. 22:31–32 ). 26:7–18 Долгая ночь ожидания. «Стремление» или «ожидание» в этом отрывке частично относятся к свержению зла путем судов праведных (9–11) или уничтожением (Ив, 13–15) злых врагов, но в основном это стремление к Самому Господу (к Тебе… к Тебе, 8–9). Перевод NIV уравниваешь и делаешь гладким (7) неверен, поскольку контекст не содержит в себе ни намека на беззаботность. Стих следует читать: «…прям; Ты обдумываешь путь…» (ср.: Прит. 5:6 ). Воззвание к имени Господа (8) может относиться к практике общественного поклонения Ему (ср.: Пс. 33:3; 67 ). Последняя фраза ст. 13 намекает на это и порицает тиранов, осмеливавшихся посягнуть на царственные права Яхве. То, что речь идет о земных правителях, а не о лжебогах, указано в ст. 14а (см. 14:9 о Рефаимах, духах загробного мира). Это предсказание сделано с такой уверенностью, что в нем даже использовано прошедшее время (так называемое «пророческое»). Еще об одной причине общего стремления к добру говорится в ст. 16–18, где звучит полное признание своей духовной несостоятельности (что тоже вполне применимо к христианской церкви). Похожие чувства выражены во второй «Песне о Рабе», 49:4. Здесь, как и там, ответ Господа выводит ситуацию на новый уровень, который и становится темой следующего отрывка.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

3. Научимся же из сказанного уступчивости и кротости Спасителя: « научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем » (Мф. 11:29), — и отвергнем всякую гневливость. Восстанет ли кто против нас, — мы будем смиренны. Станет ли кто поступать с нами нагло, — мы будем услужливы. Будет ли кто язвить и терзать нас насмешками и ругательствами, — не будем отвечать тем же, чтобы мщением за себя не погубить себя. Гнев есть зверь, зверь жестокий и лютый. Чтобы укротить его, будем припевать себе стихи из божественного Писания и говорить: « прах ты » и « пепел » (Быт. 3:19; 18:27), и: « что гордится земля и пепел » (Сир. 10:9), также: « движение гнева есть падение для человека » (Сир. 1:22), и еще: « муж гневливый не благовиден » (Прит. 11:25). Подлинно нет ничего хуже, ничего безобразнее гневного лица; если же — лица, то тем более — души. Как тогда когда разрывают грязь, обыкновенно бывает зловоние, так и тогда, когда душа возмущается гневом, появляется великое безобразие. Но не могу, скажешь, вынести поношения от врагов. Отчего же, — скажи? Если враг сказал правду, то, еще прежде его, тебе самому следовало бы укорить себя, и ты должен благодарить его за обличение; если же ложь, не обращай на то внимания. Он назвал тебя нищим, — посмейся этому. Назвал низким или бессмысленным, — пожалей о нем, потому что, кто скажет « брату своему: «безумный», подлежит геенне огненной » (Мф. 5:22). Итак, когда кто станет поносить тебя, помысли о том наказании, которому он подлежит, — и не только не будешь гневаться, но и прольешь слезы. Никто не сердится на одержимых лихорадкой или горячкой, но все жалеют о подобных людях и плачут. А такова и душа разгневанная. Если же хочешь и отомстить, смолчи, — и тем нанесешь врагу смертельный удар. Если же будешь отвечать на укоризну укоризною, то зажжешь огонь. Но присутствующие, скажешь, будут обвинять в малодушии, если стану молчать. Не в малодушии будут обвинять, а подивятся любомудрию. Если же ты, подвергшись поношению, станешь огорчаться, то чрез это будешь поносить сам себя, потому что заставишь думать, что сказанное о тебе справедливо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Первую книгу написал я тебе, друг латинянин, по поводу возбуждённого тобой вопроса о первой и неизвинительной хуле на Духа Святого, явно отделяющей Его от Божества, так как Он потому Началом имеет не Отца только, единый Источник Богоначалия, но и Сына – Которого точное ведение богословов называет и Богом, и Богоначалием, как и Самого Духа, но не называет и источником Богоначалия, так что очевидно усвояет Ему отличительное свойство Духа. И, думаю, ты уже убедился и не нуждаешься ещё в больших доказательствах, как человек разумный довольствуясь и одним, по пословице, и: «мудрый, приняв наставление, делается ещё мудрее» ( Прит.9:9 ). Теперь же стану говорить тебе о второй хуле, подобной первой – хуле, возводимой на Сына. Потому что тотчас когда исконный общий враг, ненавистник и противник правой Веры и сеятель еретических плевел, приманкой благоговения к Сыну прикрыв уду хулы на Духа, поймал тебя, живым уловив на крючок, и в сетях своих заключив, затем и кажущееся благоговение к Сыну уничтожает в тебе, подготовляя преступление и против честного тела Его через новоизмышленное священнодействие, именно через опресноки. Таков у него искони обычный ему способ прельщения. Потому что и Адама, оного первого человека, обольстив надеждой обожения, таким образом соделал преступником заповеди, отступником от Бога и лишённым рая, в одно и то же время обманувшимся в надежде и потерявшим блага, что были в руках. Но слово [Божие] повелевает нам не быть не знающими умыслов его ( 2Кор.2:11 ; 1Пет.5:8 ), да и закон божественной любви предлагает наставлять друг друга ( Евр.3:13 ), напоминать о хитростях лукавого против нас и стараться взаимным вспоможением отражать врага без всякого успеха для него и насилия ( Еф.4:25–27 ). Посему ныне ради самой истины, которой служим, оставим ведущие к спорам ( 1Тим.1:4 ) измышления или тонкие догадки – потому что нам, христианам, и предпринимающим доискиваться истины, не следует шутить и издеваться над божественными предметами, а больше для собственного обольщения, чем других, опорочивать истину; а поставив руководителем настоящего слова, направителем и судьёй, Самого истинного Бога нашего, рождённое от Отца прежде веков, а в последнее время и с нами пожившее во плоти Слово, Премудрость ( 1Кор.1:24 ), Путь ( Ин.14:6 ), Жизнь ( Ин.11:25 ), Свет ( Ин.1:4 ), Истину ( Ин.14:6 ), богоначальнейшего Иисуса, так уже приступим к решению предлежащего предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mefons...

Вот так, между молельней и будуаром, пакт заключается и с грешником, и, увы, с грехом. Автор формулы про молельню и будуар, товарищ Жданов, сам был изрядным пошляком: мысль о том, что " музыкой мы называем то, что можно напеть " , в сочетании с фортепьянными руладами в присутствии товарищей Сталина и Ворошилова – это пошлость. Увы, пошлость как явление гнездится во всех политических лагерях и во всех эпохах, на то она и пошлость, чтобы всюду хотеть быть своей. Состоять. Присутствовать. Казаться. До свидания. До следующего рейтинга пошлости. скрыть способы оплаты Комментарии Инок Антоний (Давидюк) 9 сентября 2013, 12:18 " Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя " . (Прит. 9;8) - в этих словах премудрого Соломона говорится, как мне видится, об одном и том же обличаемом - внутреннем человеке, который в зависимости от обращения к нему может быть кощунником (пошляком), а может быть носителем Образа Божия допустившим некое беззаконие в свою жизнь и пытающимся это беззаконие тиражировать. Но нам-то, пусть и рассерженным, зачем использовать методы врагов Православия и предвосхищать Суд Божий. Лариса 3 сентября 2013, 13:34 /Я гей. – Я знаю. Очень давно. И ты очень хороший в моих глазах " . Он удивился. Я долго объяснялась. Грустно это " ./ Какая патетика... г-жа Бакушинская до седых волос дожила, а все перед кем-то оправдывается. Нина 30 августа 2013, 17:09 Как приятно прочитать под этой великолепной статьёй имя Лев и фамилию Майский. Вот такими я люблю " наших людей " ! Лев, никого не слушайте! Ваша статья выстрелила в десятку. Спасибо! Ольга 29 августа 2013, 23:27 Мне очень близка реплика Ивана. Я читала статью с таким же ощущением. Но смущает то, что лукавый враг становиться все более изощренным. Он не просто уводит человека от истины в мир виртуальных миражей, где нет разделительной черты между истиной и ложью, добром и злом, добродетелью и грехом, духом и материей..., но и пытается лишить всяких ориентиров - интеллектуальных, нравственных, биологических, в том числе и понятийных. При помощи интернета,социальных сетей профанирует любые проблемы.

http://pravoslavie.ru/63670.html

Беззаконник жряй Ми тельца, яко убываяй пса: и приносяй семидал, яко кровь свиную ( Ис.66:3 ; Прит.15:8;21:27 ), так вещает, Боже, твой правосудный глас; так, Сердцеведец, Ты требуешь от человека сердца, создав для Себя сердца человеческие. Посему когда, принося Тебе жертвы и всесожжения, не закалаем ни единые мысли порочные, ни единого нечистого желания, когда воскуряем фимиам, а зловонием страстей проникнуты все наши расположения, когда совершаем по наружности праздники, а главным предметом празднеств составляет объедение и пьянство, и удовлетворение похотей; приносим по видимому молитвы, но это только безжизненные слова, возносим горе и очи и руки, но это только наружное, без всякого внутреннего чувства, движение: то можно ли Сердцеведцу и взирать на все это иначе, как не с отвращением, негодованием, омерзением? Бог как Творец наш, как Господь сердца нашего, требует от нас в служении Ему чистоты, непорочности, по крайней мере сокрушенного и смиренного, с скорбью кающегося и непрестанною заботою о исправлении своем занятого сердца. «16. Омойтесь, очиститесь, удалите злонравие ваше от очей моих. Перестаньте делать зло. 17. Научитесь делать добро, примитесь за правоту, исправьте повреждение, защитите сироту, разберите дела вдовы. 18. Тогда предстаньте и рассчитаемся, говорит Господь. Если грехи ваши будут, как алая ткань, они будут белы, как снег. Если же будут красны, как багровый цвет, то они сделаются как чистая волна. 19. Если вы по доброй воле будете меня слушать, то будете наслаждаться благами земли. 20. Если же не будете повиноваться и останетесь непокорны: то поест вас меч; ибо уста Иеговы это говорят». Такой чистоты требует Бог для достойного служения Ему, и для того, чтобы услышаны были молитвы наши, требует чистоты внутренней: измыйтесь, говорит, покаянием в содеянных преступлениях; очиститесь, изриньте нечистые расположения ваши из сердец, удалите злонравие ваше, отвергните ваши растленные склонности, ваши порочные привычки пред очами моего всеведения; перестаньте делать, злонамеренно, обдуманно, с услаждением, с мыслью продолжать не исправлено зло; научитесь делать добро по чистым и правым основаниям, по страху Божию, для угождения воли Божией, для соделывания своего спасения; примитесь за правоту, совершайте каждое дело по здравому смыслу, по доброму чувству, с благою целью, исправьте поврежденное, исправьте то, что требует исправления в делах ваших, в делах ближних ваших, имеющих, к вам отношение по должности, по делу человеколюбия, благотворительности, каковы: призреть странного, защитить обидимого, оправдать сироту и вдовицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010