3 . Далее говорится: «Продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону» ( Быт.47:20 ). Мне кажется, что в этом утверждении выражено порицание египтянам, ибо едва ли можно найти, где было бы сказано о евреях, что «голод одолевал их». Ибо хотя написано, что «голод усиливался на земле» ( Быт.43:1 ), все же не сказано, что голод одолевал Иакова или его сыновей, как сказано о египтянах: «Голод одолевал их». Ибо хотя и праведные претерпевают голод, он не одолевает их. Поэтому праведники славятся в голоде, как Павел радуется в страданиях подобного рода, когда говорит: «В голоде и жажде … на стуже и в наготе» ( 2Кор.11:27 ). Таким образом, что упражнение в добродетели для праведника – то наказание греха для нечестивого. Ибо написано также, что во времена Авраама «был голод в той земле. И сошел Авраам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той» ( Быт.12:10 ). И определенно, если, как считают некоторые, выражения Божественного Писания неловки и небрежны, в нем могло бы быть сказано: «Авраам сошел в Египет, пожить там, потому что голод одолевал его». Но заметь, какое великое различие использует Божественное слово, какое в нем великое предостережение. Когда речь идет о святых, оно говорит, что голод усилился «в земле той»; когда же повествует о нечестивых, то свидетельствует, что «голод одолевает их». Итак, голод не господствует ни над Авраамом, ни над Исааком, ни над их сыновьями. А если он должен одолевать, то сказано, что он одолевает землю. Написано также, что «был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во времена Авраама» ( Быт.26:1 ). Однако этот голод не мог одолеть Исаака, и Господь сказал ему: «Не сходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою» ( Быт.26:2–3 ). Я думаю, что в соответствии с этим замечанием через много лет пророк сказал: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» ( Пс.36:25 ). И в другом месте: «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного» ( Прит.10:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Следовательно, не от силы царствования зависит покорность войска, но от помощи Божией; от ней — как победы над врагами, так и подчинение своих. « Господи! Что такое человек, что Ты открылся ему? Или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем?» (ст. 3)? Другой переводчик (Акила) говорит: что есть человек, и ты знаешь его (και γνση). Третий (Симмах): что ты обращаешь внимание на него (γνωρζεις). Следовательно, велик должен быть тот, кто познает Бога, или — лучше — будет Познан от Него; и не только этот, но и тот, кому Бог откроет Себя. Поэтому весьма хорошо сказали семьдесят толковников: познался еси ему , — выражая, что не мы открыли Его, но Он Сам открыл Себя нам; не сказал пророк: что есть человек, познавший Тебя , но: « что такое человек, что Ты открылся ему »? 2. И Павел непрестанно выражает ту же мысль, — напр., когда говорит: « а тогда познаю, подобно как я познан » (1 Кор. 13:12). И Сам Христос: « не вы Меня избрали, а Я вас избрал » (Ин. 16:16). И еще в другом месте Павел: « но кто любит Бога, тому дано знание от Него » (1 Кор. 8:3). Потому же он непрестанно называет себя званным, показывая, что не сам он прибег, но наперед был призван. Так и в другом месте он говорить: « говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я » (Филп 3:12). Не сказал: я постиг, но: « говорю так не потому, чтобы я уже достиг ». Как же пророк говорит: « что такое человек »? Между тем другой говорит: « многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит » (Прит. 20:6). И еще иной: « по образу Божию сотворил его » (Быт. 1: 27). И действительно, он поставлен господином над всеми тварями. Есть и такие люди, которых « те, которых весь мир не был достоин » (Евр. 11:38). Но все это сказано о добродетели, когда люди исполняют ее; а в словах: « что такое человек » говорится о человеческой природе. Правда, велика и природа человеческая; велика, но если иметь в виду познание, какого она удостоилась, то в сравнении с ним она весьма несовершенна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Книги Ветхого Завета 1. Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых ( Исх.23:8 ). 2. Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров ( Втор.10:17 ). 3. Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых ( Втор.16:19 ). 4. Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь ( Втор.27:25 ). 5. Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно ( 1Цар.8:1-3 ). 6. Итак, да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства ( 2Пар.19:7 ). 7. Приносите жертвы правды [праведности] и уповайте на Господа ( Пс.4:6 ). 8. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек ( Пс.14:5 ). 9. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства ( Пс.25:9–10 ). 10. Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства ( Иов.15:34 ). 11. Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия ( Прит.17:23 ). 12. Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце ( Еккл.7:7 ). 13.Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них ( Ис.1:23 ).

http://azbyka.ru/bibliya-o-vzyatkah-i-ko...

Спросите: Если фраза «сын такого-то...», как показывают древние документы, для людей того времени подразумевала тождественность природы, как следует понимать библейское выражение «Сын Бога»? Писание свидетельствует, что Сыновство Христа вечно 284 . Одно дело сказать, что Иисус стал Сыном Бога, но совсем другое – что Он всегда был Сыном Бога. Если мы предположим, что когда-то Сын не был Сыном, нам придется признать, что и Отец не всегда был Отцом. Если титул первой Личности, «Отец», вечен, это свойство следует признать и за титулом второй Личности, «Сын». С такой точки зрения Христос, именуемый «Сыном Бога», в сравнении с Отцом вовсе не выглядит меньшим или низшим по сущности или положению. Сын до Своего воплощения. Христос уже был Сыном Божьим, когда родился в Вифлееме, и это ясно свидетельствует о Его вечном Сыновстве. Вспомните, к примеру, Его беседу с Никодимом в 3-й главе Евангелия от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» ( Ин.3:16–17 , курсив автора). Христос был послан в мир как Сын Божий, а значит, прежде Своего воплощения Он уже был Сыном Бога. Это же очевидно из 11-й главы Евангелия от Иоанна, где Иисус успокаивает Марфу и Марию, сестер покойного Лазаря. Прежде чем вернуть их брата к жизни, Иисус сказал Марфе: «...Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» ( Ин.11:25–26 ). Марфа отвечала: «...так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» ( Ин.11:27 ). Чтобы правильно оценить слова Марфы, вы должны уловить главную мысль: Сын Бога перешел из небесного мира, из вечности в земной, преходящий мир. Сын Бога в Книге Притчей. Главу Прит.30 написал благочестивый человек по имени Агур. В первых четырех стихах он приходит к выводу, что человек не способен постичь бесконечного Бога, после чего смиренно признает свое невежество. Агур очень четко высказывает мысль, что страх Божий – начало истинной мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Исаак устраивает жертвенник пока еще в законе и раскидывает шатер, а в Евангелиях не ставит шатер, но строит дом и закладывает основание. Послушай, что Премудрость говорит о Церкви: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его» ( Прит.9:1 ). И Павел тоже говорит об этом: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:11 ). Таким образом, там, где есть шатер, даже если его должно раскидывать, он непременно рушится. Но если под домом заложено основание и дом построен «на камне», такой дом никогда не упадет, «потому что основан был на камне» ( Мф.7:25 ). Тем не менее, Исаак выкапывает колодец и здесь; он не перестает копать колодцы, пока не откроет источник воды живой и «речные потоки возвеселят град Божий» ( Пс.45:5 ). 3 . И Авимелех – человек, прежде почитавший Авраама, – приходит теперь из Герара со своими друзьями к Исааку. «Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя? Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла» ( Быт.26:27–29 ) и прочее. Авимелех, как мне видится, не всегда был в мире с Исааком, но когда спорил с ним, а когда и соглашался. Если ты вспомнишь, как выше мы говорили, что Авимелех представляет ученых и мудрых мужей мира сего, которые через изучение философии познали многое, даже об истине, то сможешь понять, почему он не мог ни всегда спорить, ни всегда соглашаться с Исааком, олицетворяющим Слово Бога в законе. Ибо философия ни противоречит всему, сказанному в законе Бога, ни со всем соглашается. Многие философы пишут, что есть один Бог, все создавший. В этом они сходятся с законом Бога. Некоторые философы добавляют, что Бог создал все и всем управляет через Свое Слово и Словом Божьим все направляется. В этом они согласуются не только с законом, но и с Евангелиями. По сути, почти вся философия, называемая нравственной или натуральной, придерживается тех же взглядов, что и мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4:13). « В начале Ты, Господи, землю основал и дела рук Твоих — небеса. Они погибнут, Ты же пребываешь, и все, как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся » (ст. 26, 27). 4. Это выражение — « в начале » — может опровергнуть мнение тех, кто говорит, что земля есть начало всего, что все из нее произошло, так как раньше ее ничего не было. Между тем вот она оказывается не началом, но основания ее имеют какое–то мыслимое начало. Господь и Иову говорил о Себе, как Основатели земли: « где был ты, когда Я полагал основания земли?» (Иов. 38:4). Хотя основал землю Господь, чрез которого произошло все, но и об Отце говорится: « Господь премудростью основал землю » (Прит. 3:19). А сказанное о Боге: « повесил землю ни на чем » (Иов. 26:7) показывает, что она занимает место в самой средине всего. « И все, как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся ». Все видимое состарится и подобно одежде придет в ветхость. Ты же изменишь и обновишь все и из тленного сделаешь нетленным. Это и божественный апостол сказал: « что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих » (Рим. 8:21). « А Ты — тот же, и лета Твои не оскудеют » (ст. 28). Итак, тварь Ты изменяешь как хочешь. Владыка, а Сам Ты имеешь природу неизменную и высшую перемен. В послании к Евреям (1, 10–12), божественный апостол указал на это как на свойство Сына. Но, конечно, чрез Сына мы усматриваем и Отца, так как что Он делает, то делает точно также и Сын, и в том и другом познается одна и та же природа. Мы знаем единое действование Троицы. « Сыны рабов Твоих вселятся, и потомство их во век исправится » (ст. 29). Вместо « исправится », Симмах поставил — «пребудет». Это означает, что, освободившись от рабства, они поселятся в Иерусалиме и их семя пребудет во век. « Сыны рабов Твоих » — нужно понимать не исключительно в плотском смысле, но и в смысле воспитания и усвоения истинного порядка жизни, потому что в этом именно смысле называются некоторые сынами пророков, т. е. как будто произошли от пророков по своей пророческой способности. Семенем (потомством) же их оказались те, которые получили от них пользу. Об этом же семени божественный апостол говорит: « до времени пришествия семени, к которому относится обетование » (Гал. 3:19), и: « Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос » (ст. 16). Это семя во век пребудет. Соединенное с Словом Божиим оно, имеет нескончаемое бытие и дарует жизнь верующим, по слову Самого Господа: « ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную » (Ин. 6:54), в Самом Христе Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Хлеб ангельский ел человек » ( хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек ) (Пс. 77:24, 25), то он пусть покинет удовольствия похоти, подобные свиньям, и пусть не желает более есть стручки. Что такое стручки? Плод дерева. Стручки подобны греху: как стручки при начале вкушения услаждают, а после вкушения раздражают горло, так и грех в начале вкушения сладок, а после вкушения раздражает. Об этом говорит и мудрый Соломон: « Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее оказываются горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый » ( не внимай злей жене: мед бо каплет от устен жены блудницы, яже на время наслаждает твой гортань: последи же горчае желчи и изощренну паче меча обоюду остра ) (Прит. 5:2–4). Если кого–нибудь постиг голод небесного хлеба, то пусть подойдет, пусть ищет: « ибо всякий ищущий находит, и просящий получает, и стучащему отворят » ( и толкущему отверзется ) (Мф. 7:8). Стучи в дверь покаяния несказанным своим сетованием; не бойся ее; она не чужда для тебя: за тебя умерла. И если ты скажешь в самом себе: «Кто это?» — тебе отвечает Христос и говорит: « Я дверь овцам » (Ин. 10:7). Скажи и ты: « Согрешил против неба и пред тобою » ( согреших на небо и пред тобою ). Если кто–нибудь согрешил, приняв небесное крещение, он согрешил против неба. Согрешающий до крещения грешит против земли: « ибо прах ты и в прах возвратишься » ( яко земля еси, и в землю отъидеши ) (Быт. 3:19), — сказано Адаму. Если кто–нибудь облекся во Христа в крещении, тот уже не земля, но небо: « Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные » ( яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацы и небеснии ) (1 Кор. 15:48); « все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись » ( елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ) (Гал. 3:27). Если кто–нибудь согрешил после крещения — согрешил против неба; потому пусть подходит и говорит: « Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим » ( отче, согреших на небо и пред тобою: и уже несмь достоин нарещися сын твой ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Галереи Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 3 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Страшный Суд фрески Ивирон Суд над великою блудницею... Прит.23:27 потому что блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? Доколе унынием слезиши? Что не помышляеши о страшном часе смерти? Что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова? Убо что отвещаеши, или что отречеши? О душе, время наста; тецы, предвари, верою возопий: согреших, Господи, согреших Ти! Но вем, Человеколюбче, благоутробие Твое, Пастырю добрый, да не разлучиши мене одесную Тебе предстояния, великия ради милости Твоея Вспоминается памятник: " Слово о некоем блуднике, иже милостыню творя, а блуда не остави " Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. Здесь " круговая " связь изображений Страшного суда с другими эпизодами Апокалипсиса. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!

http://isihazm.ru/?id=16&sid=50&pid=3

3 . Соломон – создатель храма, и «Премудрость созда себе дом...» ( Прит. 9:1 ). 4 . Соломон – царь Израиля. Над распятым Христом – табличка: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Он Царь не тех, «которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы» ( Откр. 2:9 ), а Царь истинного Израиля, нового. 5 . Соломон – сын Давида, и Господь Иисус – Сын Давидов ( Мф. 1:1 ). Так звали Его в земной жизни. С наименования Его Сыном Давидовым начинается святое Евангелие. 6 . И, наконец, как обращает внимание св. Григорий Нисский , посещением Соломона царицей Савской, царицей Эфиоплян, предуказуется, что «Эфиопия прострет руки свои к Богу» ( Пс. 67:32 ). Черна была как эфиоплянка царица, но принесла премудрому Соломону богатые дары. Черны во грехах идолопоклончества были языческие народы, но пришли к истинному Соломону и к истинной Премудрости и принесли богатые дары своих сердец, уверовав во Христа. 7 . И еще был знаменит Соломон за праведный суд в народе. Об этом так пишет св. Григорий: «И заботливость Соломона о правдивом суде означает истинного Судию всего мира, Который говорит: «Отец не судит никомуже, но суд весь даде Сынови» ( Ин. 5:22 )». Се одр Соломонь... Одр сотвори себе царь Соломон. Речь идет о переносном носильном одре . В повествовательных книгах Царств и Паралипоменон нет дополнительных упоминаний и сведений об этом одре. Что же означает духовно сей носильный одр , на котором носили при царских шествиях царя Соломона? «Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами: в церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» ( Пс. 67:25–27 ). Последние слова являются входным стихом, велегласно возглашаемым диаконом, на малом входе Божественной литургии во дни святой Пасхи, когда все духовенство входит Царскими вратами в алтарь, а диакон при этом вносит святое Евангелие. На ком или чем почиет Господь в этом дивном шествии? Действие малого входа открывает двоякий одр Его – с одной стороны само святое Евангелие, а с другой священнослужители, и в их лице все святые Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

3:1), но припомни при этом слова Иакова, которыми он высказывал жалобу пред тестем: « ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало; я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих » (Быт. 31:39, 40). Все это, конечно, было и с Моисеем, притом в течение еще большего числа лет и в большей степени, так как и страна (мадиамская) была пустыннее страны (месопотамской). Если Моисей не жаловался на это, то и тот блаженный не сказал бы таких слов, если бы не был доведен до великой крайности и не был вынужден к тому неблагодарностью тестя. Так чужбина и сама по себе может угнетать человека, если даже он оставил отчизну только по необходимости. « Как птица », говорит премудрый, « покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое » (Прит. 27:8). Притом Моисей тогда не мог быть уверен даже в собственной безопасности; но как слуга, убежавший от жестокого господина, постоянно страшится и опасается, чтобы его не поймали, так и блаженный Моисей жил в постоянном страхе. Это видно из того, что он даже и тогда, когда Бог после столь долгого времени повелевает ему возвратиться в Египет, отказывается и медлит, хотя и слышал, что « умерли все, искавшие души его » (Исх. 4:19). 2. Когда же он послушался и пошел в Египет, быв принужден оставить жену и детей, тогда опять начинаются укоризны, и оскорбления, и угрозы от тогдашнего царя египетского и жалобы и проклятия от получающих благодеяния. Тот говорит: « для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его? ступайте на свою работу » (Исх. 5:4). А израильтяне говорят: « да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас » (Исх. 5:21). Прискорбно и тягостно это; но всего тяжелее было то, что он пришедший и обещавший евреям множество благ, свободу, избавление от тяготевших над ними бедствий, показался им обманщиком, потому что тяжесть угнетавшего их рабства не только не облегчилась, но увеличилась еще больше, и тот, кто подал надежду быть избавителем всего народа и обещал это, оказался, по–видимому, виновником мучений и побоев, злоумышленником и губителем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010