фасад здания, украшенный традиционными для XVII в. лопатками и полуколонками, фризами и ширинками, разнообразными узорными наличниками окон и нишами-киотами, карнизами и кокошниками. Великолепны нарядные перспективные порталы с колонками, оформляющие проезд и боковые входы. В XVIII в. обитая белым железом луковичная глава была заменена на железную шаровидную, деревянный крест - на ажурный металлический. Во 2-й пол. XIX в. с юж. стороны к храму были пристроены палатки и одноэтажные больничные кельи. В 1695 г. по грамоте Великоустюжского архиеп. Александра на сев.-вост. стороне мон-ря, при больничных кельях, была построена каменная ц. во имя Всех святых, одноэтажная, с небольшой полукруглой апсидой. В 1786 г. храм был перестроен в домовую церковь архимандритов мон-ря: устроены проходы во внутренние покои, к зап. стене пристроены хоры. Церковь в честь Преполовения Пятидесятницы. 1710–1711, сер. XVIII — нач. ХХ в. Фотография. 2003 г. Церковь в честь Преполовения Пятидесятницы. 1710–1711, сер. XVIII — нач. ХХ в. Фотография. 2003 г. По храмозданной грамоте архиеп. Великоустюжского Иосифа (1710) над могилой прп. Киприана Устюжского в 1711 г. была построена небольшая ц. в честь Преполовения Пятидесятницы. По богатству декоративного убранства фасадов ц. Преполовения Пятидесятницы уступала др. устюжским храмам нач. XVIII в. Пилястры в простенках между окнами и по углам были уравновешены 2 горизонтальными валиками вдоль всего фасада над и под окнами, дополнительно обрамленными вертикальными валиками с 2 сторон, и 3-м валиком по верху четверика под городчатым карнизом. При оформлении окон четверика впервые в устюжском зодчестве был применен новый тип декора, придававший нарядность,- наличники в виде прорисованных бровок. В сер. XVIII в. с зап. стороны к церкви была пристроена каменная паперть, декоративное убранство к-рой в целом повторяло декор четверика. В 1809 г. с сев. стороны к храму пристроили 2 небольшие каменные палатки, одна из к-рых в 1848 г. стала приделом во имя прп.

http://pravenc.ru/text/150145.html

Так как воспоминаемое ныне чудо было совершено Спасителем при овчей купели, в которую для уврачевания страждущих, «ангел Господень на всякое лето схождаше и возмущаше воду», то в некоторых тропарях канона прославляется еще св. архистратиг Михаил. Восхваляя его, как «начальника ангелов», «предводителя» «вышних служителей», св. Церковь воспевает его и как «наставника забдуждающих» и, в виду нашего духовного расслабления, молитвенно взывает к нему: «просвещение нам испроси», «умири нашу жизнь, напастьми всегда змиевыми и обстоянми жития зыблемую присно», «с нами проси нам прегрешений избавление, исправление же жития», и «наслаждение благ вечных». Тропарь воскресен, гл. 3. Кондак, гл. 3. Душу мою Господи, во гресех всяческих, и безместными деянми люте расслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и расслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаемь: щедрый, слава Христе державе Твоей. Утр. (Ев. 4-е. Ап. Деян.9:32–42; 23 зач.; Ев. Ин.5:1–15; 14 зач.). См. 139 стр. См. Восследование расслабленного поется в неделю, в понедельник; во вторник же отдается. В среду 4-й седмицы празднуется Преполовеніе Пятидесятницы, т.е., половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В этот день воспоминается то событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. 409 Преполовение св. Пятидесятницы относится к древним христианским праздникам. Если начала его нельзя видеть в правилах Апостольских (37 пр.) и собора Антиохийского (20 пр.) о собрании поместных соборов на четвертой неделе Пятидесятницы, то уже во времена св. Иоанна Златоуста он является существующим и установленным св. Церковью. В V в. Анатолий Константинопольский, в VII пр. Андрей Критский , в VIII св. Иоанн Дамаскин , в IX пр. Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми и теперь св. Церковь восхваляет Господа в этот праздник. Стоя между днем Пасхи и днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами: вместе с продолжающимся чествованием первого из них в Преполовение напоминается о приближение праздника Сошествия Святого Духа, а также и праздника Вознесения Господня. «Просветившеся братие, – взывает к нам св. Церковь , – воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святаго Духа»; «Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелью обучитися потщимся, Богомудрии».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Тексты Триоди соединяются с текстами Минеи, и это соединение чрезвычайно интересно, потому что представляет собой богослужение, построенное по принципу попразднства. Попразднство — это празднование какого-либо праздника не один день, а в течение некоторого периода. В нашем богослужении существуют попразднства всех двунадесятых праздников, во время которых соединяется богослужение праздника и Минеи. Каковы же общие правила богослужения по Триоди Цветной? В важнейшие моменты службы на первом месте стоят тексты праздника. Важнейшие моменты — это тропари на Бог Господь, канон, тропари по входе на литургии, прокимен и киноник. Что является праздником для каждого конкретного дня периода пения Триоди Цветной? Праздником является предыдущая неделя, т. е. воскресенье: что вспоминалось в неделю, в день воскресный, то и является праздником последующей седмицы; кроме того, таким праздником является Преполовение, которое всегда приходится на среду.   Итак, праздники и недели Пятидесятницы: Неделя 3-я по Пасхе, свв. жен мироносиц, прав. Иосифа Аримафейского и Никодима. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном; среда 4-й седмицы — Преполовение Пятидесятницы. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне; среда 5-й седмицы — отдание праздника Преполовения. В богослужении этого праздника все время говорится о воде: «Преполовившуся празднику жаждущую душу мою благочестия напой водами…» Дело в том, что новозаветный праздник Пятидесятницы соответствует ветхозаветному празднику Кущей, который тоже в свою очередь имел преполовение, т. е. как бы половину пути от Пасхи до праздника Кущей. Так и у нас есть Преполовение Пятидесятницы. Церковное Предание связывает этот ветхозаветный праздник Преполовения с проповедью Христа в храме, о которой говорится в Евангелии от Иоанна (7:14): «Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил», и дальше сказано: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). На этом евангельском тексте основано все богослужение новозаветного праздника Преполовения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Ибо как первый день творения явился начатком дней во времени, так и день Воскресения Христова является начатком жизни вне времени, т. е. указанием на тайну будущего века, Царствия Духа Святаго, где Бог всяческая во всех ( 1Кор.15:28 ). Преполовение Пятидесятницы Преполовение Пятидесятницы. Новгород. XV в. Галерея Темпл. Лондон По тому месту, которое Преполовение (среда четвертой седмицы после Пасхи) занимает между Воскресением Христовым и Сошествием Святого Духа, оно облечено сугубой славой, свойственной «превеликих праздников корню» (ср.: Утреня, канон Феофана, песнь 5-я). Как и большинство «идейных» праздников, это таинственное празднование благодати (на Западе неизвестное), по-видимому, восходит к глубокой древности. В самом деле, наш нынешний праздник Преполовения содержит, помимо стихир более позднего времени (начала VIII в.), литургические элементы, приписываемые некоторыми свт. Илии Иерусалимскому (494–513) или свт. Анатолию Константинопольскому (449–458). Евангельское чтение Преполовения (см.: Ин.7:14–30 ), которое начинается словами: «В преполовение Пятьдесятницы (τς ορτς μεσοσης) взыде Иисус во церковь , и учаше», относится к событию, происшедшему посередине праздника кущей. Однако этот еврейский праздник, отмечавшийся в течение семи или восьми дней осенью (в сентябре – октябре), четко отличался от праздника Пятидесятницы. Еврейское же «Преполовение кущей» в христианской Пятидесятнице вспоминается потому, что в этот последний великий день праздника ( Ин.7:37–39 ) Христос сказал слова о Сошествии Святого Духа, которое должно было произойти вскоре после Его страстей и прославления. Евангельское чтение в день Пятидесятницы (см.: Ин.7:37–52; 8:12 ) начинается там, где кончается чтение Преполовения, и содержит обетование Святого Духа в образе потоков воды живой. Эта тема «воды живой» как образа благодати и составляет лейтмотив богослужения Преполовения, оправдывая перенесение праздника кущей на Пятидесятницу. В противоположность богослужению, иконография Преполовения Пятидесятницы не развила «тему воды».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Необходимо, наряду с песнями Постной Триоди, коснуться и канона преподобного Феофана на Преполовение Пятидесятницы в Триоди Цветной, также имеющего высокие достоинства. Этот канон в праздник Преполовения поется вместе с каноном преподобного Андрея Критского, причем канон преподобного Феофана поставлен первым. Здесь преподобный Феофан с большой твердостью и дерзновением свидетельствует о Христе как о Том, Кто есть начало и конец и преполовение всего сущего в мире, находя для этой мысли прекрасное словесное выражение. Преполовение всех и конец имеяй, и начала яко безначален обдержай , — пишет Преподобный, — стал еси посреде вопия: божественных богомудрии приидите даров насладитеся 46 . Этим тропарем преподобный Феофан таинственно означает суть самого праздника Преполовения. В этом каноне, растворяя свое часто суровое сердце, преподобный песнописец именует Христа праздником , ходатаем , премудростью , избавлением и т. п. П раздник бо радостный спасаемых еси , — пишет он, — и спасения нашего ходатай 47 . Премудрость, правда, Господи, и избавление у Бога Ты был еси нам , — свидетельствует он ниже, — от земли к небесной преводя высоте 48 . Дальше преподобный песнописец говорит о Христе как об источнике вод животворных. Вод животворных источники отверзл еси Церкви , — пишет он, — аще кто жаждет, усердно да приходит и пиет, вопия, Блаже 49 . Здесь преподобный Феофан дает своему исповеданию Христа очень сильный художественный образ: человеческая жажда и животворные божественные воды объединены воедино, и потому слова эти принимаются душою, глубоко печатлеются в ней и запоминаются. Ниже Преподобный возвращается к уже изложенному с тем, чтобы определить и духовное значение праздника для человека. Воистинну священное настоящее торжество преполовение: превеликих бо праздников корень, и светится обоюду 50 , — утверждает он и наставляет: “ Божественных праздников преполовения достигше, совершенною божественною добродетелию обучитися потщимся, богомудрии 51 . Этою же глубоко запавшею в его сердце мыслью преподобный Феофан и кончает свой канон на Преполовение. Новому и чистому жительству от Христа научившеся , — пишет он в 9-й песни канона, — сие даже до конца сохранити полезно вси потщимся 52 .

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

«Господь падшыя человеки воскресили хотя, на земли, яко человек, обхождал, исцеляя всех недуги» 1054 . Спаситель показал, что «Он воистинну есть жизнь», когда Он «всего человека показал здрава, прежде разслаблена суща 1055 , человека, бывшего как бы непогребенным мертвецом, которому одр был гробом» 1056 . Последование Недели расслабленного поется в воскресный день, также в понедельник и вторник. В среду (4-й седмицы по Пасхе) седмицы расслабленного празднуется Преполовение Пятидесятницы, или 50-ти дней; день, соединяющий собою два великие праздника – Пасху и Пятидесятницу. В праздник Преполовения воспоминается событие из жизни Господа, бывшее в Преполовение Пятидесятницы ветхозаветной ( Ин.7:14 и друг.). Господь открыл божественную силу и славу, видя которую, люди уверовали в Него, как Мессию. Господь в последний день праздника Кущей явил Себя в храме, яко Царь святый и Бог» 1057 , великим гласом воззвал: «Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет». Он показал Себя Мессией, ходатаем и примирителем нашим с Богом Отцом 1058 . В песнях Преполовения слышим то благодарственную песнь Воскресшему 1059 , то обетование Господа о ниспослании Святого Духа верующим 1060 . На день Преполовения совершается великая вечерня. На вечерне указано стихословить не «Блажен муж», а рядовую кафизму (см. выше). На утрени не положено полиелея, а поется лишь великое славословие. Катавасия в день Преполовения Пятидесятницы и на отдание Пятидесятницы. «Море огустил еси» (Тип., гл. 19). На утрени и литургии, вместо: «Достойно», поется не «Светися, светися», а ирмос «Чужде матерем». Звон к службам в колокол воскресный (см. выше). В праздник Преполовения в некоторых церквах бывает выход на воду, для освящения ее. Преполовение празднуется 8-мь дней – от среды этой седмицы до среды следующей седмицы, в которую бывает отдание. В отдание Преполовения поется, вместо «Достойно», ирмос – «Чужде матерем». Преполовение не имеет предпразднства. После воспоминания, как в Преполовение Пятидесятницы Господь, стоя в святилище, обещал всем воду, от которой пияй, не вжаждется во веки, в пятую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает, как Господь, придя в Сихарь на источник Иаковлев около шестого часа дня, в беседе с самарянкою преподал ей «воду живую, изсушающую источники грехов» 1061 , открыл, что Он есть сердцеведец, и ясно исповедал Себя Мессией (помазанником) 1062 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010