Ты еси воистинну Христос, в мир сей пришедый,/из Негоже спасение и оставление отеческих согрешений:/Ты еси воистинну живот, в Тя веровавшим. Ты – воистину Христос,/в мир сей приходящий,/от Которого – спасение/и отпущение отеческих грехопадений;/Ты – воистину жизнь в Тебя уверовавшим. Премудрость Божия, преполовившуся празднику, якоже писано есть,/во святилищи предста и учаше,/яко воистинну Сей бяше Мессиа Христос, Имже спасение. Премудрость Божия на середине праздника/во святилище предстала и учила, как написано;/ибо воистину Это был Мессия,/Христос, в Котором спасение. В субботах Христос, и по вся дни показоваше знамений дела,/исцеляя сущия в недузех различных:/но прельщеннии людие яростию распыхахуся. Христос по субботам и во все дни/показывал знамения – Свои дела,/исцеляя в недугах различных пребывавших;/но народ заблудший в ярости негодовал. Разслабленнаго, глаголет, в летех же мнозех лежащаго,/в субботу Сей исцели, и преступи закон,/иудеи Христа горько укоряху. «Расслабленного и в течение многих лет лежавшего,/Он, говорят, в субботу исцелил/и преступил Закон»,/– Иудеи Христа сурово порицали. Не Моисей ли вам, закон давый, повелевает обрезатися,/и в субботу мужа обрезуете, да не како закон отеческий разорится,/Христос иудеем глаголаше. «Не Моисей ли давший вам Закон,/повелевает совершать обрезание?/И вы в субботу обрезываете человека,/чтобы ни в чем нарушен не был Закон отцов»,/– Христос говорил Иудеям. Неблагодарни всегда в пустыни жившии,/Благодетеля завистию прогневаху, хуляще,/движуще неправедныя языки, тщетным поучающеся. Неблагодарные во всем,/в древности поселенцами живя в пустыне,/неприязненно нападали на Благодетеля,/хулы произнося языками неправедными,/тщетное замышляя. Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа. Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа. Троичен: Един Бог убо Троица,/Отцу не преступившу в сыновство,/ниже Сыну преложшуся во исхождение:/но свойтвенная и обоя, Свет Бога, три прославляю во век. Поистине Троица – Единый Бог:/ни Отец в сыновство не перешел,/ни Сын не изменился во исхождение,/но и каждое из Лиц в Себе/и все вместе Они – Свет;/Бога в Трех я прославляю вовеки.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepolove...

Не разумея Писаний,/заблуждаетесь все вы, евреи беззаконные!/Ибо воистину пришел Христос и всех просветил,/и среди вас показал многие знамения и чудеса,/и вы напрасно отрекаетесь от истинной жизни. Едино дело показах вам, и вси уже дивитеся, взываше иудеем Христос. Вы обрезуете и в субботу человека, рече,/Мене же что оклеветаете прочее,/воздвигшаго словом разслабленнаго? «Одно дело показал Я вам,/и все вы уже удивляетесь», –/взывал Иудеям Христос./«Вы обрезываете и в субботу человека», – Он сказал, –/«что же все еще обвиняете Меня,/воздвигшего словом расслабленного?» Дела сотворих многая, и коего ради дела камением биете Мя?/Иудеем Христос, обличая, взываше:/еда зане человека здрава всего словом сотворих,/не судите на лице человецы. «Дел Я соделал много, и за какое дело/вы камни бросаете в Меня?»/– Иудеям Христос взывал, их обличая, –/«За то ли, что словом всего человека здоровым сделал?/Не судите по наружности, люди!» Во апостолех действуяй, и во пророцех Сам почиваяй с Духом,/безначальное рождение Отеческаго естества Христе,/языки к познанию возвел еси знаменьми Твоими. В апостолах действующий/и в пророках Сам почивающий с Духом,/безначальное Порождение Отеческого Естества, Христе!/Ты народы возвел к познанию Тебя/знамениями Твоими. Слава, Троичен:  Троице нераздельная Единице,/безначальне Отче, Сыне и Душе Святый,/во Единице Троица равночестная, сопрестольная, животворящая,/несозданный Боже, спасай воспевающия Тя,/и избави от бед и скорбей. Слава, Троичен:  Троица, нераздельная Единица,/безначальный Отче, Сын и Дух Святой!/Во Единице – Троица, равная честью, единая престолом,/животворящая, несотворенный Боже,/спасай воспевающих Тебя,/и избавь от бед и скорбей! И ныне, Богородичен:  Во чреве Твоем Бога неописанно вместившая,/Богоневесто, Дево Мати Чистая,/не престай молящи о нас, яко да Тобою избавимся от обстояний,/к Тебе бо присно прибегаем. И ныне, Богородичен:  Во чреве Твоем вместившая Бога/невыразимым образом, Божия Невеста,/Дева-Матерь чистая!/Не прекрати ходатайствовать за нас,/чтобы нам с Твоею помощью избавиться от напастей,/ибо мы к Тебе всегда прибегаем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepolove...

Последование расслабленного отдается во вторник. Глава 7. Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы Служба вся только по Триоди. На вечерне – кафизма рядовая. После каждого антифона («Славы») кафизмы малая ектения. На «Господи, воззвах» стихиры на 6. Вход, прокимен дня и паримии. Ектения «Рцем вси», «Сподоби, Господи», ектения «Исполним вечернюю молитву». На стиховне стихиры праздника. По «Ныне отпущаеши» – тропарь праздника, глас 8-й: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водáми, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе». На утрене, на «Бог Господь» – тропарь праздника (трижды). Кафизмы. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны Преполовения на 14. Катавасия «Море огустил еси...» По 3-й песни – седальны праздника. По 6-й песни – кондак, глас 4-й: «Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси, Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия. Темже Тебе припадаем и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси Источник жизни нашея», и икос. «Честнейшую» не поем. Светилен праздника (трижды). На «Хвалите» стихиры празднику на 4, «Слава, и ныне» – «Просветившеся, братие». Славословие великое. По Трисвятом – тропарь праздника. Утреня заканчивается по праздничному чину. На Литургии Блаженна праздника, 3-я песнь 1-го канона на 4 и 6-я песнь 2-го канона на 4. По входе тропарь Преполовения, «Слава, и ныне» – кондак его. Прокимен, глас 3-й: «Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа». Стих – «Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление». Апостол: Деян., зач. 34. Евангелие: Ин., зач. 26. За «Достойно» – ирмос «Чужде матерем девство», без запева. Причастен «Ядый Мою плоть». По Литургии по обычаю совершается малое освящение воды. Празднуется праздник Преполовения 8 дней, до среды 5-й седмицы включительно. О служении в день Преполовения с бдением или полиелеем святому или храму см. том 1, с. 117, 118.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    Хор: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем.    Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем! (То же повторяется по окончании каждого следующего стиха.)    Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.    Яко сотвори Мне величие Сильный и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.    Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.    Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи.    Восприят Израиля, отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.    Вместо «Честнейшую» на 9-й песни поются праздничные припевы:    во все дни пасхальной седмицы;    в великие праздники Господни, кроме Недели ваий. Эти праздничные припевы на 9-й песни содержатся в Псалтири и в Ирмологионе, а также в последовании данной службы;    в великие праздники Богородичные, в дни отдания Господних и Богородичных праздников, а также 26 декабря, 1,7 и 30 января (по церковному календарю), если эти праздники и отдания приходятся на седмичные дни. Если же они совпадут с воскресеньем, следует петь «Честнейшую»;    в дни от субботы Лазаря до дня Пасхи; в Недели ваий, о Фоме, жен-мироносиц, расслабленного, самаряныни и слепого; в Преполовение и отдание его; в понедельник Святаго Духа; в отдание Пятидесятницы поется без припевов ирмос 9-й песни канона. Глас 9     Хор: Бога человеком не возможно видети, на Него же не смеют чини Ангельстии взирати: Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Его ж величающе, с небесными вои Тя ублажаем.     Чтец: Слава, Господи, святому Воскресению Твоему!     Тропари: Страстей непричастен Ты пребыл еси (по Божеству), Слове Божий, плотию приобщився страстем: но решиши от страстей человека, страстем быв страсть, Спасе наш: Един бо еси безстрастен и всесилен!    Слава, Господи, святому Воскресению Твоему!    Тлю смертную прием, тления соблюл еси тело Твое невкусно (непричастно), Твоя же животворящая и Божественная, Владыко, душа во аде не оставлена бысть: но яко же от сна воскрес, нас совоздвигл еси.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи. Восприят Израиля, отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века. Вместо «Честнейшую» на 9-й песни поются праздничные припевы: во все дни пасхальной седмицы; в великие праздники Господни, кроме Недели ваий. Эти праздничные припевы на 9-й песни содержатся в Псалтири и в Ирмологионе, а также в последовании данной службы; в великие праздники Богородичные, в дни отдания Господних и Богородичных праздников, а также 26 декабря, 1,7 и 30 января (по церковному календарю), если эти праздники и отдания приходятся на седмичные дни. Если же они совпадут с воскресеньем, следует петь «Честнейшую»; в дни от субботы Лазаря до дня Пасхи; в Недели ваий, о Фоме, жен-мироносиц, расслабленного, самаряныни и слепого; в Преполовение и отдание его; в понедельник Святаго Духа; в отдание Пятидесятницы поется без припевов ирмос 9-й песни канона. Глас 9 Хор: Бога человеком не возможно видети, на Него же не смеют чини Ангельстии взирати: Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, Его ж величающе, с небесными вои Тя ублажаем. Чтец: Слава, Господи, святому Воскресению Твоему! Тропари: Страстей непричастен Ты пребыл еси (по Божеству), Слове Божий, плотию приобщився страстем: но решиши от страстей человека, страстем быв страсть, Спасе наш: Един бо еси безстрастен и всесилен! Слава, Господи, святому Воскресению Твоему! Тлю смертную прием, тления соблюл еси тело Твое невкусно (непричастно), Твоя же животворящая и Божественная, Владыко, душа во аде не оставлена бысть: но яко же от сна воскрес, нас совоздвигл еси. Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе! Троичен: Бога Отца, Сына Собезначальна, вси человецы устнами убо чистыми славим, неизреченную же и преславную Духа Всесвятаго силу чтим: Едина бо еси всесильная Троица неразлучная. Хор (катавасия 9-я): Всяк земнородный да взыграется Духом просвещаемь, да торжествует же безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная, Богородице чистая, Приснодево.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Проповедник отмечает похвальный обычай собираться в этот день «ν τ θησαυρ τν νεκρν», где, в кладбищенской церкви, и произнёс вышеупомянутое слово (Patr. t. 89, col. 1848). В гимнографическом отношении оно замечательно как источник, из которого позднейшие песнописцы заимствовали мотив, а отчасти и литературные приёмы, для изображения посольства Иосифа Аримафейского к Пилату и его плача при погребении Спасителя. В конце слова есть указание на крещение оглашенных в Великую субботу, говорится о помазании их миром и о причащении 44 . Подобный же намёк делается и в слове на Великую субботу, издаваемом с именем патриарха Прокла (Patr. t. 65, col. 788), а в первом слове на Пасху его же рисуется картина сошествия Спасителя во ад и смятение ада в выражениях, сходных со стихирами на вечерне Великой субботы, и вероятно последние заимствовали отсюда своё содержание 45 . Аналогия тем более понятная, что в древней церкви стихиры «днесь ад стеня вопиет» полагались на вечерне первого дня Пасхи, а воскресение Христово изображалось в древне-церковном искусстве под образом сошествия во ад. Не будем приводить свидетельств о Пасхе и пасхальной неделе: они слишком известны и дают очень немного литургического материала. Кроме того, что сказано было нами об образовании пасхального круга, можно прибавить название после-пасхального воскресенья «κυριακ δευτεροπρτη» (Vit. Evtych. Patr. t. 86, col. 2381), упоминание о дне преполовения под именем « γα μεσοπεντεκοστ» (Пасхал. хрон. Patr. t. 92, col. 1004) и ссылку на четвёртую неделю по Пасхе, как на срок для открытия ежегодных областных соборов (Прав. Ап. 37. Ант. соб. 20) 46 . Праздник пятидесятницы был последним днём пасхального круга и отличался некоторыми литургическими особенностями, которые отразились и в позднейшем уставе. Накануне этого дня оглашенные, готовясь к крещению, держали пост, который, весьма вероятно, разделяли с ними все верующие, вследствие чего на Западе упоминается о посте накануне 50-цы. В самый праздник происходило крещение и произносились молитвы о ниспослании Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Д. Муретовым 324 . 2.3.i. Праздничные заамвонные молитвы Последняя группа особых литургийных молитв в древнерусских Служебниках – это праздничные заамвонные молитвы. По греческим Евхологиям периферийных редакций известны десятки таких молитв 325 (среди них – и молитва, которая в древнерусских Служебниках служит собственной заамвонной молитвой ЛВВ; в текущем разделе эта молитва не рассматривается, поскольку в древнерусских Служебниках она функционально отлична от праздничных заамвонных молитв – она входит в состав формуляра ЛВВ, а не выписывается, как те, в виде отдельной статьи; о ней см. в разделе 2.3.a). Необходимо отметить, что в дофилофеевских древнерусских Служебниках праздничные заамвонные молитвы не связаны с собственно формуляром литургии даже по положению в рукописях – между литургийным формуляром (формулярами) и праздничными заамвонными молитвами помещаются другие статьи Служебника (например, светильничные молитвы). Чаще других в древнерусских Служебниках встречается заамвонная молитва на Пасху; среди Служебников XIV в. она представлена в 10, 12 (здесь, впрочем, позднейшим почерком), 14, 18, 21, 23, 28 и 36. В последних 4-х рукописях, помимо заамвонной молитвы на Пасху, выписана и молитва на Рождество Христово. В 24 заамвонная молитва на Рождество Христово приведена без молитвы на Пасху, зато здесь есть еще одна заамвонная молитва, никак не озаглавленная; эта же молитва, озаглавленная как молитва «в неделю» (т. е. в воскресенье), выписана в 23. В 18 сохранилась молитва на Преображение Господне (выписана иным почерком по сравнению с почерком основного текста рукописи), а в 21 – заупокойная заамвонная молитва; фрагменты заупокойной заамвонной молитвы присутствуют в 4. Совершенно уникальный полный цикл праздничных заамвонных молитв на весь год содержится в 36 – помимо молитв на Рождество Христово и на Пасху, здесь есть молитвы на Богоявление, Сретение Господне, Благовещение, Вербную неделю, Антипасху, Преполовение Пятидесятницы, Вознесение Господне, Пятидесятницу, Преображение Господне, Успение Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Крещение было совершено полным погружением и приурочено к дням празднования 69-й годовщины Победы. 14 мая. ПРАВМИР. Трое ветеранов Великой Отечественной Войны приняли таинство святого крещения во Владивостоке. Таинство состоялось 14 мая 2014 года, в среду 4-й седмицы по Пасхе, в преполовение Пятидесятницы, в Покровском кафедральном соборе, — сообщает пресс-служба Владивостокской епархии . Ветераны-женщины в годы Великой Отечественной войны находились в составе морской пехоты. Крещение было совершено полным погружением и приурочено к дням празднования 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Желание креститься у ветеранов возникло во время праздничных мероприятий, проходивших на Покровском приходе в День Победы. Для ветеранов тогда был организован приходской концерт, а также прошла встреча ветеранов боевых действий с воспитанниками Воскресной школы.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2023 9 мая, 2022 6 мая, 2022 13 октября, 2021 21 августа, 2021 22 июня, 2021 8 мая, 2021 2 февраля, 2021 2 февраля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/tainstvo-kreshheniya-p...

Глава Архангельской митрополии совершил Литургию в Новодвинском интернате для детей с нарушениями в развитии 3 мая 2018 г. 10:31 2 мая 2018 года, в день преполовения Пятидесятницы, празднование памяти блаженной Матроны Московской, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил Литургию в Новодвинском детском доме-интернате для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии. Домовый храм учреждения в этот день отмечает престольный праздник — память святой блаженной Матроны. За богослужением молились подопечные интерната, директор заведения Наталья Несен, ее заместитель Анатолий Борисов, а также министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Елена Молчанова. «Мне приятно видеть в этом храме и ребят, и тех, кто за ними ухаживает, — сказал митрополит Даниил в проповеди. — Страдающий человек и помогающий ему получают от Бога одинаковую награду. Блаженная Матрона, которую мы сегодня молитвенно вспоминали, была слепорожденной, не могла ходить, но усиленно молилась Богу, Он дал ей такие дары, что здоровые люди приходили к ней, говорили о своих несчастьях, и она утешала и помогала. Прозрение, исцеление и многие другие дары имела святая Матрона». Глава Архангельской митрополии отметил, что претерпевая земные страдания, люди стяжают небесные венцы: «Пребывающие здесь дети близки Богу. Их страдания временны, и Господь уготовал им великую награду. Несчастны не они, а те, которые родились красивыми, здоровыми, умными, но не стали жить по заповедям Божиим. А страдающие в этой жизни дети получат безграничные блага, счастье и радость». «Блаженная матушка Матрона тоже страдала, она не видела, не имела своего дома, близких родственников, — продолжил проповедь митрополит Даниил. — Но она всегда улыбалась, всегда была радостной, потому что с ней был Господь. Она видела духовным зрением больше, чем люди видят телесными глазами». Глава митрополии призвал верующих благодарить Бога за все, что происходит в жизни. «От человека требуется только одно — жить так, как повелел Господь. Весь тварный мир живет по законам Божиим, и лишь человек может восстать против своего Творца. Потому что Бог дал человеку дар свободы, но Господь промышляет и о нашем спасении. Одному Он дает здравие, а другому не дает, зная, что с этим здоровьем, красотой и умом человек, прожив жизнь, окажется после исхода не в райских обителях, а в совершенно другом месте. Когда человек не ропщет, принимая все, что случается с ним в жизни, а благодарит Бога, это приносит не просто прощение грехов, но и небесные венцы — радость, любовь, милосердие, сострадание к людям. Будем же помнить о том, что каждому из нас предстоит дать ответ перед Господом за прожитую жизнь!» — завершил проповедь митрополит Даниил.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

И это действительно так: суетно богатство, суетны удовольствия и слава, не насыщают они души человека, не дают ей истинного мира. Иногда, например, читаешь в журнале интервью какого-нибудь известного в прошлом актера, или режиссера, или музыканта и поражаешься, насколько это человек усталый, насколько он опустошенный и во всем разочарованный. Ведь, казалось бы, он прожил самую насыщенную, самую полноценную и творческую жизнь, приобрел славу, снялся в прекрасных фильмах, написал много хорошей музыки, имел в этой жизни все, к чему обычно стремятся люди, — и вот на закате жизни состояние его души можно охарактеризовать как глубокая усталость, пустота и разочарование. Почему, откуда такой печальный результат? Ответ простой: потому что человек всю жизнь питал свою душу земным, а земное не может насытить человеческой души. Да нам это знакомо и по собственному каждодневному опыту. Например, прочитав газету или журнал и даже найдя там что-то интересное, человек не может этим удовлетвориться и ищет новую газету, новый журнал, новую информацию. Попробовав какое-нибудь развлечение, человек хочет попробовать что-нибудь еще, развлечься каким-нибудь другим способом. Посмотрев фильм, послушав музыку, хочется смотреть все новые и новые фильмы, слушать все новую и новую музыку — и так без конца. Это похоже на бег белки в колесе, и конец его будет всегда один — усталость, пустота и разочарование. Совершенно по-другому бывает, когда человек дает своей душе не земную, а небесную пищу — соединение и общение с Богом. Такое соединение происходит действием Благодати Божией, когда она приходит в душу человека. Душа тогда изменяется: приняв в себя свет Благодати, она и сама становится светом, становится, по словам святых отцов, миром, радостью, любовью и совершенством. И в этом состоянии общения со своим Создателем она находит полное насыщение, ибо Бог становится для нее всем, чего она может пожелать. Это и есть истинная небесная пища или истинная небесная вода, удовлетворяющая ничем другим не удовлетворимую жажду человеческой души.

http://zavet.ru/b/ipavlov/086.htm

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010