Она была простой крестьянкой, однако я позволю себе сказать кое-что о ее «неграмотности»: по приезде из деревни в райцентр (город Камен-ка-Белинская) какое-то время мы жили при школе, где работал мой отец. Как-то он срочно понадобился директору. Телефоны тогда были редкостью, поэтому директор лично пожаловал в наше жилище. Дав указания отцу, он повернулся к выходу. Стена с входной дверью вся была увешана иконами, среди которых особо выделялся Господень Крест. Прославленный директор, награжденный орденом Ленина, увидев иконы, просто оторопел (шел 1937 год, объявленный безбожным). Оправившись от шока, он повернулся к отцу и строго спросил: «что это?» Отец молчал. Мама же размеренным шагом с достоинством прошла мимо директора и, встав между стеной с иконами и директором, сказала: «Сергей Иванович (так его звали), вы что, забыли? Это — иконы и крест!» Произнесла это она столь убедительно, с таким достоинством, которого дотоле я в ней не замечал. После этих слов директор выскочил из квартиры как ошпаренный. Учитывая страшные атеистические годы, я поступок мамы расцениваю ныне как исповедничество. Потому и говорю, что формирование моей личности обходилось не без ее участия. Однако решающую роль сыграла мама в одну из наших поездок в Пензу, что фактически изменило всю мою дальнейшую судьбу. Было это на Пасхальной седмице 1944 года. В Пензе, войдя в храм, мы были поражены неожиданностью — там служил архиерей епископ Кирилл (Поспелов) 51 . Облачен он был в изумительный саккос, который был повторением патриаршего 50  саккоса — красного бархата, с золотом. Никогда не видел я ничего подобного. Потому молился я тогда не на иконостас и иконы, а на архиерея. Это-то и не ускользнуло от мамы. Епископ Кирилл обычай имел после службы всех до единого благословлять. Мама со мною подошла к архиерею под благословение и вдруг спросила: «Владыка! А не нужен ли вам мальчик?» (явное свидетельство ее знакомства с архиерейской службой). «Мальчики-то мне очень нужны, — сказал архиерей,— вот только не знаю, имею ли я право на то, чтобы они прислуживали мне на богослужении. Я узнаю и тогда скажу». Жили мы за восемьдесят километров от Пензы, посему наш следующий приезд в храм пришелся то ли на Преполовение Пятидесятницы, то ли еще на какой-то другой праздник, помню только, что было это еще на пасхальных днях. Подходим к архиерею; увидев нас, он говорит: «Где ж вы были? Я так вас искал!» Тут все и решилось. Владыка сразу же взял меня к себе келейником и назначил первым иподиаконом (чистая катастрофа!). что понимал я в богослужении, придя «от сохи»?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Помнится, что прежде предлагал я, чтобы, если какое украшение сделано в недавнее время в церкви, указали на оное для поставления оного на счет завещанной суммы, что дало бы право дать ей другое назначение. Впрочем, я даю теперь сему делу новое движение. Письмо 13(102). 3 июля 1844 г. Рукопись Ваша, М[илостивый] Г[осударь] Анд[рей] Ник[олаевич], послана чрез эконома 24-го дня прошедшего месяца, как говорит наша почтовая книжка. Есть ли тут медленность моей канцелярии, теперь не знаю, а то помню, что за мною медленности не было. Болезнь, о которой, помнится, упоминал я Вам в письме при отправлении рукописи, продолжается и не допускает меня в Лавру. Богови да повинется душа моя ( Пс.61, 6 ). Мир Вам. Ф[иларет], м[итрополит] Московский Письмо 14(114). 11 мая 1845 г. Москва Господь да продлит благословение и хранение над путешествием Вашим, возлюбленный о Господе Ан[дрей] Ник[олаевич], как было доныне. Письмо Ваше, писанное в Риме на Страстной неделе, получил я в Москве в день преполовения Пятидесятницы. И приятно и горько. Горько, потому что я уже сетовал на себя за мои нечастые к Вам письма, а теперь узнаю, что Вы и из тех ни одного не получали. Я писал к Вам 21 февраля, 22 марта, 4 апреля и имею сведение, что каждое из сих писем в свое время вручено Льву Григорьевичу Сенявину и принято с обещанием препроводить немедленно. Пошлю сие с особенною просьбою о незамедлении. Но приятно мне было странствовать с Вами по Риму и освободиться от заботливой мысли, что Вы там и как увидите, и видеть начинающееся оправдание опытом той надежды, что путешествие Ваше будет полезно не одним Вам. Может быть, не излишне будет Вам узнать, что, ходя с Вами по Риму и катакомбам, я не думаю усиливать встречающиеся прекословия, а мирить Вас. Прочитав, например, что Вы довольны были видеть папу без суетной пышности, я взял карандаш и оградил вместительными знаками слово суетной, предлагая Вам чрез сие отказаться от сего упрека, который хотя может найти виноватого, но, надеюсь, не в Григории XVI, не по воле следующем обычаю предшественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Самаряне – народ, образовавшийся из смешения переселенцев (4 Цар 17, 24) с остатками местного израильского населения. Самаряне исповедовали своеобразную религию, основанную на Пятикнижии. Иудеи находились в древней вражде с самарянами, относились к ним с презрением, избегали ступать на их землю. Тропарь Преполовению Пятидесятницы, глас 8 Преполовившуся празднику,/жаждущую душу мою благочестия напой водами,/яко всем, Спасе, возопил еси:/жаждай да грядет ко Мне и да пиет.//Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе. Царица Елена над колодцем Иакова воздвигла большой храм в форме креста; место, где сохранялись еще развалины этого храма, в XIX столетии было куплено у турок Иерусалимской Патриархией. Сейчас здесь храм, под алтарем которого – колодец, наполненный водой. В раке под сенью – нетленные мощи священномученика архимандрита Филуменоса (†1979). Кондак, глас 4 Празднику законному преполовляющуся,/всех Творче и Владыко,/к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:/приидите и почерпите воду безсмертия./ Темже Тебе припадаем и верно вопием:/щедроты Твоя даруй нам,//Ты бо еси Источник жизни нашея. Кондак Самаряныне (мученице Фотине Самарянке), глас 8 Верою пришедшая на кладязь Самаряныня/виде Тя, премудрости воду,/еюже напоившися обильно,//царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная. Из службы в Неделю о Самаряныне (5-ю по Пасхе) Стихира, глас 1 На источник пришел еси, Источниче чудес,/в шестый час, Евин уловити плод./ Ева бо в той изыде из рая, прелестию змиевою./ Приближи бо ся Самаряныня почерпсти воду,/юже видев, рече Спас:/даждь Ми воду пити, и Аз воды текущия насыщу тя./ И во град текши целомудренная, народом возвести абие:/приидите, видите Христа Господа,//Спаса душ наших. Стихира, глас 6 При студенце Иаковли обрет Иисус Самаряныню,/просит воды от нея,/облаками покрываяй землю./ О чудесе! Иже Херувимы носимый,/блуднице жене беседоваше,/воду прося. Иже на водах землю повесивый,/воды иский. Иже источники и езера вод изливаяй,/хотя привлещи сию воистину,/уловляему от сопостата врага,/и напоити ю водою живою,/палимую в безместиих лютее,//яко един Благоутробный и Человеколюбец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Богородичен: Стань для меня защитой и стеною непоколебимой,/единая Божия Родительница,/от мирских соблазнов избавляя меня/и излиянием божественного света озаряя. Ин. Ирмос: Яко воды морския: Иной канон. Ирмос: Как воды морские: Вся содержай концы, возшел еси, Иисусе,/и учил еси во святилищи народы слову истины,/празднику преполовляющуся, якоже Иоанн вопиет. Все концы мира заботливо хранящий,/взошел Ты во святилище, Иисусе,/и учил толпы народа слову истины/на середине праздника,/как возглашает Иоанн. Отверзл еси устне Твои, Владыко,/проповедал еси мирови безлетнаго Отца, и Всесвятаго Духа,/сродное обоих храня и по воплощении. Отверз Ты уста Свои, Владыка,/проповедал миру сверхвременного Отца и Всесвятого Духа,/сродство с Обоими сохраняя и по воплощении. Дело Отчее совершил еси,/делы уверил еси словеса Твоя,/исцеления совершая Спасе, и знамения,/разслабленнаго исправляя, прокаженныя очищая, и мертвыя воскрешая. Дело Отца Ты завершил,/делами подтвердил слова Твои, Спаситель,/совершая исцеления и знамения:/расслабленного воздвигая, прокаженных очищая/и мертвых воскрешая. Безначальный Сын начало бысть прием,/еже по нам вочеловечися,/и посреде праздника учаше, глаголя:/притецыте ко источнику приснотекущему, жизнь почерпите. Безначальный Сын обрел начало,/приняв наше естество, вочеловечился,/и посреди праздника учил, возглашая:/«Прибегните к источнику вечно текущему,/чтобы жизнь почерпнуть!» Слава, Троичен:  Едино в Троице Божество,/Существо триипостасное, несозданное, нераздельное вси славим,/Отца, и Сына, и Святаго Духа, яко три сущее, и едино. Слава, Троичен:  Единое в Троице Божество,/Существо в трех Ипостасях,/несозданное, нераздельное все мы славословим:/Отца, и Сына, и Святого Духа,/существующее как Три и Одно. И ныне, Богородичен:  Деву по рождестве поем Тя,/Деву и Матерь славим Тебе едину,/Чистая Богоневесто Отроковице,/из Тебе бо воистинну Бог воплотися, обновив нас. И ныне, Богородичен:  Деву после родов воспеваем Тебя,/Деву и Матерь славим, –/Тебя, единственную, Чистая/Божия Невеста, Отроковица,/ибо из Тебя воистину Бог воплотился,/обновив нас.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepolove...

Катавасия: Яко воды морския, Человеколюбче,/волнами житейскими обуреваюся,/темже, яко Иона, тако вопию Ти:/возведи от тли живот мой,/Благоутробне Господи. Катавасия: Как воды морские, Человеколюбец,/волны житейской бури носят меня./Потому, как Иона восклицаю Тебе, Слово:/«Изведи от гибели жизнь мою,/милосердный Господи!» Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Кондак, глас 4 Празднику законному преполовляющуся,/всех Творче и Владыко,/к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:/приидите и почерпите воду безсмертия./Темже Тебе припадаем и верно вопием:/щедроты Твоя даруй нам,/Ты бо еси Источник жизни нашея. На середине праздника законного/Ты, Творец всего мира и Владыка,/возглашал присутствующим, Христе Боже:/«Приходите и зачерпните воды бессмертия!»/Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем:/«Даруй нам милости Твои,/ибо Ты – источник жизни нашей!» Икос: Оляденевшую мою душу прегрешений беззаконьми,/теченьми Твоих кровей напой,/и покажи плодоносну добродетельми:/Ты бо рекл еси всем, еже приходити к Тебе, Слове Божий Всесвятый,/и воду нетления почерпати, живую же и очищающую грехи,/поющих славное и Божественное Твое востание,/подая, Благий, с высоты сшедшую воистинну учеником Твоим Духа крепость,/Тебе Бога ведущим:/Ты бо еси источник жизни нашея. Синаксарий Минеи. Таже Триоди. Икос: Душу мою, иссохшую от согрешений беззаконных,/потоками Твоей крови ороси,/и яви ее плод добродетелей приносящей;/ибо всем сказал Ты приходить к Тебе, Слово Божие всесвятое,/и воду нетления черпать, живую и очищающую грехи/тех, кто воспевает славное и божественное Твое воскресение;/подавая, Благой, с высоты воистину сошедшую силу Духа,/ученикам Твоим, признающим Тебя Богом,/ибо Ты – источник жизни нашей. Песнь 7. Ирмос: В пещи Авраамстии отроцы персидстей,/любовию благочестия паче,/нежели пламенем опаляеми взываху:/благословен еси в храме славы Твоея Господи. Песнь 7 Ирмос: Чада Авраамовы в печи Персидской,/любовью к благочестию более, чем пламенем разжигаемые, восклицали:/«Благословен Ты в храме славы Твоей, Господи!»

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepolove...

Пасха – еврейское слово – значит: «мимо идти, перейти». Таким образом «Пасха» значит «происхождение» ангела губителя, прошедшего дома еврейские в Египте, без погубления живущих. Другие производят слово «Пасха» от греческого Πσχεν – «пострадать», потому что Христос пострадал во время еврейской пасхи. Под словом Пасха подразумевают также праздник Пасхи, Иисуса Христа и агнца пасхального. Плащаница – полотно, пелена. Потир – от греческого ποτριον – чаша, сосуд, употребляемый в литургии. Посягати – выходить замуж. Потчение сени и кущей – разставление шатра или шалашей. Это был праздник Иудейский: по собрании плодов, в сентябре месяце, они шли в поля, разставляли сени или шатры и собирали плоды своих трудов. Праздник этот установлен в память того дня, в который Моисей в первый раз устроил скинию на горе Синайской через Веселеиила. Предержащий – верховную власть имеющий. Предтеча – тот, который наперед идет. Преображение – изменение наружного вида на другой. Преобразование – принятие на себя иного вида или образа. Преполовение – половина, разделение пополам. Пресуществление – преложение единого существа на другое, так хлеб изменяется в тело, а вино в кровь Христа на литургии, а остаются виды хлеба и вина. Присно – всегда, непрестанно, безпрерывно. Проказа – особый вид коросты. Проображение – предварительное изображение, образец, начертание. Просвети лице – милостиво взглянуть на кого. Прости – вставши, стоя прямо, а не сидя. Пятидесятница – праздник, установленный в воспоминание того, что в 50 день от Пасхи сошел на апостолов Святой Дух. Рай – Богом насажденный сад. Раскол – раскалывание, разделение. Руно – овчина, шерсть. Саваоф – еврейское слово – значит: «сил» или «воинств». Этим именем называется Бог, т.е. говорят: «Господь Саваоф – «Господь сил», создатель и правитель всего созданного как видимого мира, так и невидимого или ангелов. Сведение тоже, что свидение, от сведети – ведать, знать. Сенипы – вши разного рода. Скрижаль – таблица, доска. Смирна – благоуханная смола. Этою смолою иудеи помазывали мертвых, так как она предохраняет от тления. Смола эта горькая, а потому сразу растворяли ее в вине, которое подали находившемуся на кресте Иисусу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В субботу Лазареву, Великие Четверток и Субботу, в среду Преполовения Пятидесятницы, в отдание Пасхи, в понедельник Святого Духа, 26 декабря/8 января, 1/14 и 7/20 января отменяются решительно все заупокойные моления даже и на полунощнице, не исключая тех случаев, когда в последние дни Страстной седмицы в монастырях она переносится из храма в келии. Рассуждая строго, в эти дни не должно быть допускаемо в храме никаких заупокойных молений даже и в виде частных треб, так как перечисленные дни по своим священным воспоминаниям, имеющим важнейшее значение в домостроительстве нашего спасения, приравниваются и по исключительному строю служб своих к великим вселенским праздникам. Значение записок «об упокоении» 120 Любимый православными и широко распространенный обычай подачи поминаний имеет значение, конечно, не сам по себе, и даже не потому, будет ли поминание гласное, прочитанное священнослужителем, или почему-либо случайно не будет прочитано совсем 121 . Значение подачи поминаний [состоит] в том, что оно является выражением любви к вписанным в помянник: любви, побуждающей просить священнослужителей и собратий о молитве за них; любви, побуждающей непременно соединять с подачей поминаний милостыню в память поминаемых, приносимую в пользу церкви 122 , священнослужителей 123 и бедных людей; любви, ограничиваемой послушанием Церкви и самым этим ограничением возвышающей и усиливающей свою действенность. Но истинная любовь не может ограничиться только тем, чтобы так или иначе побудить других молиться о наших близких. Любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и самому успокоиться. «Не все на священника возверзем, но сами якоже об общем теле, о Церкви всей тако да печалуем», – говорит Типикон вообще об участии молящихся в богослужении. Также, в частности, должно рассуждать и о молитве за братий наших живых и усопших. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших. При служениях, например, общих панихид, особенно в родительские субботы, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминания и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого [заупокойного] возгласа, значит – неоднократно во время панихиды или заупокойной утрени, помянуть своих близких, прочитать свой помянник. Поминовение усопших на домашней молитве 124

http://azbyka.ru/so_svyatymi_upokoj

— Многие учились здесь в институтах. Мой отец получил вузовский диплом на родине, в Абхазии, но потом его распределили в Ростовскую область. Отработал восемь лет, вернулся домой. Естественно, тут остались знакомые, друзья, товарищи. Когда в Абхазии начались межнациональные распри, переселенцы распределились примерно поровну: половина в Россию, половина в Грузию, но там была безработица. Мы прожили три года у родственников в грузинском селе. Потом решили перебираться в Российскую Федерацию... У готовящейся к чтению часов перед Литургией Русудан Есебуа примерно такая же история. С началом нестроений бывшие коллеги уговорили их с мужем оставить Родину и перебраться на Дон. Так и вышло, что на излете советской эпохи ее муж устроился работать на мясокомбинат в райцентре Семикаракорск в Ростовской области. И тогда, и теперь, говорит Русудан Шотаевна, большинство обращений в национально-культурную автономию «Вардзиа» — с просьбами о помощи в получении различных документов: паспортов, виз, вида на жительство и т. п. Приближается время богослужения, и я успеваю спросить только, где и как собеседница училась церковному чтению на грузинском. — Самостоятельно, — улыбается она. — Пока не было этой церкви, я была прихожанкой храма Преполовения Пятидесятницы в Западном районе рядом с домом. Слушала чтецов, по крупицам постигала эту премудрость. А традиции церковного чтения в наших Церквах практически не различаются, вы это сейчас заметите! — Если наш соотечественник, у которого проблемы с документами, обращается в «Вардзию», это значит, что у него нет возможности ехать в Москву и решать их самостоятельно, — развивает тему Дмитрий Гвазава. — Как вы знаете, сегодня между нашими странами нет дипломатических отношений. Но грузинский консул постоянно работает в столице в швейцарском посольстве. И наша диаспора полностью взяла на себя решение вопросов такого вида помощи для всех нуждающихся. Мы говорим с Дмитрием о том, что в сложнейшей международной обстановке особенно больно ощущать, как рвутся живые связи между вчера еще братскими народами. Все мысли — о том, чтобы эта напряженность не отразилась на бытовом уровне.

http://patriarchia.ru/db/text/6020785.ht...

И ныне: Женам-мироносицам/представ у гробницы, Ангел восклицал:/«Миро приличествует мертвым,/Христос же явился тлению неподвластным;/лучше возгласите: Воскрес Господь,/дарующий миру великую милость!» Кондак, глас 2: Радоватися мироносицам повелел еси,/плачь праматере Евы утолил еси/Воскресением Твоим, Христе Боже,/апостолом же Твоим проповедати повелел еси:/Спас воскресе от гроба. Кондак, глас 2 «Радуйтесь» мироносицам возгласив,/плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже;/Апостолам же Твоим повелел провозглашать:/«Спаситель воскрес из гроба!» НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ ПО ПАСХЕ О РАССЛАБЛЕННОМ Тропарь воскресный, глас 3: Тропарь воскресный, глас 3 Да веселятся Небесная,/да радуются земная;/яко сотвори державу/мышцею Своею Господь,/попра смертию смерть,/первенец мертвых бысть;/из чрева адова избави нас,/и подаде мирови велию милость. Да веселится все небесное,/да радуется все земное,/ибо явил могущество руки Своей Господь:/попрал смертию смерть,/сделался первенцем из мертвых,/из чрева ада избавил нас/и даровал миру великую милость. Кондак, глас 3: Душу мою, Господи, во гресех всяческих/и безместными деяньми люте разслаблену,/воздвигни Божественным Твоим предстательством,/якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле,/да зову Ти спасаемь:/Щедрый, слава, Христе, державе Твоей. Кондак, глас 3 Душу мою, Господи, от грехов всяческих/и от дел недолжных тяжко расслабленную,/воздвигни божественным Твоим попечением,/как и расслабленного воздвиг Ты некогда,/дабы я, спасенный, взывал Тебе:/«Слава, Христе Милостивый,/могуществу Твоему!» ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ Тропарь, глас 8: Преполовившуся празднику,/жаждущую душу мою благочестия напой водами,/яко всем, Спасе, возопил еси:/жаждай да грядет ко Мне и да пиет./Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе. Тропарь, глас 8 На середине праздника/жаждущую душу мою благочестия напой водами,/ибо всем, Спаситель, Ты воззвал:/«Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет»./Источник жизни (нашей), Христе Боже (наш), слава Тебе!» Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

Адам, наш прародитель, до своего падения жил в Раю, и блаженство его заключалось в общении с Богом, своим Создателем. Но Адам пал и разорвал общение с Богом, и через это он потерял небесное блаженство, потерял Рай. С этого времени потомство Адама, то есть все человечество, рождается в состоянии разорванного общения с Богом, оно лишено Рая, лишено небесной славы. Пытаться земному человеку объяснить, что такое райское блаженство, — все равно, что пытаться рассказать слепому от рождения, как выглядят звезды, луна, облака или синее небо, — ведь ничего этого он никогда не видел и потому не знает, что такое белый цвет или синий... После падения Адама Рай для людей оказался закрытым, и люди стали насыщать свою душу земным: земными удовольствиями, земным богатством, земной славой. Появилась земная человеческая культура: науки, искусства, музыка, поэзия, живопись. Все это стало как бы заменителем и суррогатом потерянного Рая. Однако никакая земная пища не может удовлетворить и насытить созданную для богообщения человеческую душу. Все земное дает только видимость насыщения, удовлетворяет человека лишь на малое время, после чего в его душе снова образуется неудовлетворенность и пустота. Человеку постоянно хочется чего-то еще, чего-то нового, новых ощущений, новых впечатлений, он стремится к этому, но когда получает, то снова наступает разочарование. В книге Деяний про язычников, жителей Афин, сказано, что они ничего так не любили, как говорить или слушать что-нибудь новое. Такое состояние является обычным для язычников, и происходит оно от той же самой причины: питаясь земным, душа человека никогда не может обрести покой и насыщение. И этот опыт неизменно повторяется в истории человечества от Адама и до наших дней: ничто земное не может насытить человеческой души. Не насыщают ее земные удовольствия, не насыщают ее земная власть и слава. Царь Соломон имел великую власть, богатство и славу, испытал все удовольствия мира сего, и вот он, обозревая свой жизненный путь и подводя итог, говорит, что все это — прах и суета, а важно только одно — исполнить в своей жизни волю Бога.

http://zavet.ru/b/ipavlov/086.htm

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010