Катавасия: Пророк Аввакум умныма очима/провиде, Господи, пришествие Твое,/тем и вопияше: от юга приидет Бог./Слава силе Твоей,/слава снизхождению Твоему. Катавасия: Пророк Аввакум очами ума/провидел, Господи, пришествие Твое,/и потому восклицал:/«От Фемана придет Бог!»/Слава славе Твоей, Христе,/слава сошествию Твоему! Песнь 5. Ирмос: Ты Господи мой, Свет в мир пришел еси./Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения,/верою воспевающих Тя. Песнь 5 Ирмос: Ты, Господи мой, светом в мир пришел,/светом святым, от мрака неведения обращающим/с верою воспевающих Тебя. Божественных праздников преполовения достигше,/совершенное божественною добродетелию обучитися потщимся, богомудрии. Середины Божественных праздников достигнув,/совершенной Божественной добродетелью/постараемся украситься, богомудрые. Яко воистинну священное настоящее торжество, преполовение:/превеликих бо праздников корень и светится обоюду. Как поистине священно нынешнее торжество:/ведь оно середину величайших праздников определяет/и сияет с обеих сторон! Богородичен: Ум архангельский не может разумети/Твое неизреченное из Девы и пречистое рождество, Спасе Многомилостиве. Богородичен: Ум архангельский не в силах уразуметь/Твое неизреченное и пречистое от Девы рождение,/Спаситель Многомилостивый! Ин. Ирмос: Господи Боже наш, мир даждь нам: Иной канон. Ирмос: Господи, Боже наш, мир дай нам: Чудесы украсил еси апостолы Твоя,/дивесы возвеличил еси ученики,/во всем мире прославил, Спасе наш, и дав им Царствие Твое. Чудесами украсил Ты Апостолов Твоих,/дивными делами возвеличил учеников,/во всем мире прославив их, Спаситель наш,/и дав им Царство Твое. Вся просветиша земли концы ученицы, чудесы и ученьми,/и различными образы слово проповедавше, Христе Спасе, Царствия Твоего. Все концы земли просветили ученики/чудесами, и учениями,/и различными способами провозгласили, Христе Спаситель,/слово о Царстве Твоем. Хвалу возсылаем Царствию Твоему, пение же Тебе приносим,/нас ради на земли явившемуся, и мир просветившему, и Адама воззвавшему.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepolove...

Преполовение празднуется 8 дней. Отдание – в среду 5 седмицы. На отдание за Литургией поется задостойник: «Чужде матерем девство». Между праздником Преполовения и его отданием поется задостойник: «Ангел вопияше» и «Светися, светися». ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ – О САМАРЯНЫНЕ Воскресное богослужение пятой Недели и службы ряда следующих седмичных дней посвящены евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женой самарянкой, беседе, происходившей в первый год Его евангельской проповеди во дни Пятидесятницы, когда Господь шел после Пасхи из Иудеи в Галилею ( Ин. 4, 5–42 ). Эта беседа относится ко дням Пятидесятницы и служит вместе с тем ясным свидетельством Божественной славы Воскресшего Господа, подающего «воду живую, изсушающую источники грехов» и «скверны душевныя омывающую» (канон и Синаксарь 5 Недели по Пасхе). В службах праздника говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой, ликом совершенно перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращая на прямой, истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», у Которого Она просила воду жизни, и, «напившись обильно водой Премудрости Божия», унаследовала Царство Небесное и явилась «вечно приснославной» 584 . Служба самаряныни поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник и вторник – служба попразднства Преполовения, в среду – отдание Преполовения. ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ – О СЛЕПОМ В эту Неделю воспоминается, как Иисус Христос в третий год Своей Евангельской проповеди в праздник Кущей и в праздник обновления храма во Иерусалиме ( Ин. 7:2, 10:22 ) даровал зрение слепорожденному ( Ин. 9, 1–41 ). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света податель, от Света сый Свет» 585 . Песнопения службы повествуют и о другом чуде – о духовном прозрении слепого, о постепенном возрастании его веры в Господа Иисуса Христа. Песнопения службы Недели о слепом, составленные богодухновенными отцами, проникнуты глубокими мыслями и святыми чувствами. Здесь мы находим и глубокое сострадание к несчастному, для которого с самого рождения был закрыт мир Божий со всей его дивной красотой, и трепетное благоговение перед несказанным всемогуществом Господа, Который отверз очи слепому. Слышится в них скорбь о духовном ослеплении фарисеев, которые даже после такого великого несомненного чуда не прозрели своими духовными очами и продолжали в слепой злобе говорить о Христе: «Не от Бога этот Человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Глаголяй от себе, славы своея ищет, а ищяй славы Пославшаго Его, Сей истинен есть, и несть неправды в Нем. Не Моисей ли даде вам закон; и никтоже от вас творит закона. Что Мене ищете убити? Отвеща народ и рече: беса ли имаши; кто Тебе ищет убити? Отвеща Иисус и рече им: едино дело сотворих, и вси дивитеся. Сего ради Моисей даде вам обрезание, [не яко от Моисеа есть, но от отец,] и в субботу обрезаете человека. Аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон Моисеов: на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу? Не судите на лица, но праведный суд судите. Глаголаху убо нецыи от иерусалимлян: не Сей ли есть, Егоже ищут убити? И се, не обинуяся глаголет, и ничесоже Ему не глаголют: еда како разумеша князи, яко Сей есть Христос? Но Сего вемы, откуду есть. Христос же егда приидет, никтоже весть, откуду будет. Воззва убо в церкви уча Иисус и глаголя: и Мене весте, и весте, откуду есмь, и о Себе не приидох, но есть истинен Пославый Мя, Егоже вы не весте. Аз вем Его, яко от Него есмь, и Той Мя посла. Искаху убо, да имут Его: и никтоже возложи Нань руки, яко не у бе пришел час Его. В половине Пятидесятницы вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepolove...

Преполовения Пятидесятницы или Отдания Пасхи выпадают на среду, разрешается рыба. Далее Типикон дает следующее указание: «Нецыи же разрешают и в прочия (дни)». Сложившаяся к настоящему моменту практика подразумевает, что в среды и пятницы всей Пятидесятницы разрешается употребление рыбы. Уставные указания о том, как следует поститься в течение Рождественского и Петрова постов Указания Устава о пощении в Рождественский и Петров пост совпадают и объединены в одной главе, в которой говорится следующее. 1 . В течение Рождественского и Петрова постов во вторник и четверг разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и вина. 2 . В понедельник, среду и пятницу разрешается употребление пищи без растительного масла. 3 . В субботу и воскресенье разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. 4 . Если в понедельник, вторник или четверг празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная 13 служба, то в эти дни разрешается употребление в пищу рыбы. 5 . Если же день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, празднуется в среду или пятницу, то в эти дни разрешается употребление в пищу вареной пищи с растительным маслом и вина. 6 . Если празднование памяти святого, которому положено «бдение», совершается в среду или пятницу, то в эти дни разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. 7 . Если на среду и пятницу выпадает день памяти святого, в честь которого освящен храм, в эти дни также разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина. Практика соблюдения постов в некоторых современных приходах Русской Православной Церкви несколько мягче, чем это положено по Уставу. В основе такого подхода к вопросу церковной практики поста лежит так называемая икономия, то есть учет внешних обстоятельств жизни современного православного человека. Исходя из этого, в некоторых церковных приходах сложилась такая традиция воздержания в Рождественский и Петровский посты: 1) во все дни поста, кроме среды и пятницы, разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом и рыбы;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Митрополит Ростовский Меркурий встретился со студентами Донской духовной семинарии 7 декабря 2017 г. 18:05 6 декабря 2017 года в Донской духовной семинарии в Ростове-на-Дону состоялась встреча председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия со студентами богословско-пастырского отделения семинарии. Владыку Меркурия приветствовал ректор учебного заведения протоиерей Тимофей Фетисов. В ходе встречи отец Тимофей представил проект реконструкции Преполовенского комплекса, куда в сентябре 2018 года переедет Донская духовная семинария. В настоящее время проектный этап завершен, начаты строительные и ремонтные работы. Новый семинарский комплекс вокруг храма Преполовения Пятидесятницы в Ростове-на-Дону объединит учебные и жилые корпуса богословско-пастырского, регентско-певческого и иконописного отделений, библиотеку, большой читальный зал, музей, спортивный зал, трапезную. В разработке проекта реконструкции комплекса активное участие принимал митрополит Ростовский Меркурий, по инициативе которого в новом здании Донской духовной семинарии будет основан домовый храм в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского. «Территория семинарского комплекса спланирована как единое целое: здания, уже существующие и вновь построенные, храм, парковая зона создадут новый городской ансамбль. Мне бы очень хотелось, чтобы студенты прониклись идеей появления этого учебного комплекса и внесли посильный вклад в общее дело, потрудились на строительных площадках, тогда здание оживет и станет нашим домом. В сентябре мы войдем в него, а в октябре торжественно отметим 150-летие Донской духовной школы», — сказал председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации. По окончании презентации проекта семинарского комплекса состоялась беседа митрополита Меркурия со студентами семинарии. Глава Донской митрополии дал ректору и наставникам ряд поручений по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса. В частности, речь шла об улучшении практических навыков церковного служения. Отметив необходимость добавления в учебную программу практики работы с тяжелобольными людьми в больницах и онкологическом центре, владыка Меркурий сказал: «Столкнувшись с реальной человеческой болью, вы поймете, зачем учитесь в духовной семинарии». В ходе встречи митрополит Меркурий также объявил о присуждении лучшему студенту семинарии архиерейской стипендии, которая будет назначаться по итогам учебного года. «Православное образование» /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Слава, и ныне, глас 8:  Преполовившуся празднику,/учащу Ти, Спасе, глаголаху иудее:/како Сей весть писмена, не учився?/Не разумеюще, яко Ты еси/Премудрость устроившая мир, слава Тебе. По Ныне отпущаеши:  и по Отче наш: Слава, и ныне, глас 8:  На середине праздника/когда учил Ты, Спаситель,/говорили Иудеи:/«Как Он знает Писания, не учившись?»/– не ведая, что Ты – Премудрость, устроившая мир,/слава Тебе! Тропарь, глас 8: Преполовившуся празднику,/жаждущую душу мою благочестия напой водами,/яко всем, Спасе, возопил еси:/жаждай да грядет ко Мне и да пиет./Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе. Тропарь, глас 8 На середине праздника/жаждущую душу мою благочестия напой водами,/ибо всем, Спаситель, Ты воззвал:/«Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет»./Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе! Таже иерей: Премудрость.  И отпуст по обычаю. На Повечерии святаго рядоваго поем стихиры, и канон. Кондак праздника. На Полунощнице по 1-м Трисвятом тропарь праздника. По 2-м Трисвятом кондак праздника. Таже, Господи помилуй,  12. И отпуст. Молитвы заупокойныя: Помяни Господи в надежди: не глаголем. В СРЕДУ ПРЕПОЛОВЕНИЯ, НА УТРЕНИ, В СРЕДУ ПРЕПОЛОВЕНИЯ НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь праздника, глас 8: На Бог Господь: тропарь праздника, глас 8 Преполовившуся празднику,/жаждущую душу мою благочестия напой водами,/яко всем, Спасе, возопил еси:/жаждай да грядет ко Мне и да пиет./Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.  Трижды. На середине праздника/жаждущую душу мою благочестия напой водами,/ибо всем, Спаситель, Ты воззвал:/«Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет»./Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!  (3) По 1-м стихословии седален, глас 4. Подобен: Скоро предвари: После 1-го стихословия седален, глас 4 Всех сердец помышления ведый,/посреде святилища став,/взываше лживым, глаголя истину:/что ищете убити Мя, животодавца, празднику преполовляющуся, вопия дерзостно? Не на лица зряще суд судите, законопреступницы. Всех сердец помышления знающий,/посреди святилища став, восклицал,/лжецам возвещая истину:/«Что вы ищете убить Меня, жизни Подателя»,/– на середине праздника взывал Он дерзновенно,/– «не по внешности суд совершайте, беззаконники!»

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepolove...

Седальны по кафисмам: седален праздника; «Слава, и ныне»: еще раз тот же седален. Канон : праздника на 6, канон 1-го святого на 4, канон 2-го святого на 4. Катавасия – ирмос канона 2-го святого, поется по каждой песни. По 3-й песни: кондак и икос 1-го святого 216 , кондак и икос (если есть) 2-го святого; седален 1-го святого; «Слава»: седален 2-го святого; «И ныне»: седален праздника. По 6-й песни: кондак и икос праздника. По 9-й песни: «Достойно есть…» не поется. Читается светилен 1-го святого, «Слава»: светилен 2-го святого; «И ныне»: светилен праздника. Однако если только один из святых имеет светилен, то читается светилен святого; «Слава, и ныне»: светилен праздника. Если же ни один святой не имеет светильна, то читается светилен праздника дважды (через «Слава, и ныне»). Если же имеется два праздничных светильна, то читается 1-й светилен праздника; «Слава, и ныне»: 2-й светилен праздника. Стихиры на стиховне: стихиры праздника с их (то есть праздничными) припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же нет стихиры святого, то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. По «Благо есть...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: тропарь праздника. §3. Утреня с великим славословием Дни, когда совершается утреня с великим славословием. В церковном году можно насчитать всего около трех десятков дней, когда полагается совершать утреню с великим славословием. При этом можно выделить три основных типа славословных служб: – службы святым со славословием, когда на утрене поется Октоих (23 сентября, 23 октября, 25 июля); – службы славословным Богородичным праздникам, когда Октоих не поется (9 декабря, 2 июля, 31 августа); – богослужения в дни отдания двунадесятых праздников. Существует также немало славословных богослужений, которые нельзя отнести ни к одному из этих видов и которые, в сущности, представляют собой исключения (1 и 13 сентября, 26 декабря, 7 января, 5-я и 6-я субботы Великого поста, Преполовение Пятидесятницы, 1 и 16 августа и другие). §3.1. Последование утрени с великим славословием

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Хор: «Господи, помилуй» (трижды). «Слава». Чтец: «И ныне». Кафизмы по Уставу. Практика чтения кафизм (Псалтирь) В современной богослужебной практике две или три кафизмы на утрени объединяются в одну, причем на каждую «Славу» читается по одному псалму (по выбору псаломщика или чтеца). Далее возможны два варианта: В период пред- и попразднства двунадесятых праздников, период пения Цветной Триоди и по субботам (по совершении кафизмы): Чтец: «Слава, и ныне». «Аллилуия» (трижды). Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...» Священник (возглас): «Яко Твоя Держава...» Хор: " Аминь». Чтец читает седальны Минеи или Триоди (в субботу – Октоиха). Если читались две кафизмы, то возглас по 2-й кафизме – «Яко благ и человеколюбец...» В остальные седмичные дни, по кафизме: Чтец: «Слава, и ныне». «Аллилуия» (трижды), «Господи помилуй» (трижды), седальны Октоиха. После седальнов во всех случаях: Хор: «Господи помилуй» (трижды), «Слава». Чтец: «И ныне», 50 псалом («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...»). Хор исполняет ирмос первой песни канона. Канон на утрени В период пения Октоиха: Служба малому святому: 1-й канон Октоиха на 6, 2-й канон Октоиха на 4, канон Минеи на 4. Служба шестеричному святому: 1-й канон Октоиха на 4, 2-й канон Октоиха на 4, канон Минеи на 6. Службы двум святым: 1-й канон Октоиха на 6, 1-й канон Минеи на 4, 2-й канон Минеи на 4. В   период пред- и попразднства (все из Минеи): Служба малому святому: канон праздника на 8 (Минея, служба праздника) и канон Минеи, рядового святого на 4. Служба шестеричному святому: канон праздника на 6 (Минея, служба праздника) и канон Минеи, рядового святого на 6. Служба двум святым: канон праздника на 6, канон 1-го святого на 4 и 2-го святого на 4. В период пения Цветной Триоди: Схема исполнения канона на утрени соответствует периоду попразднства, но необходимо учитывать, что под каноном праздника подразумевается канон службы воскресного дня (ближайшего из прошедших), или канон Преполовения, Вознесения или Пятидесятницы (в их попразднства).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Богородичен: Яко корень, источник и вину нетления,/Тебе, Дево, вси вернии уведевше, похвалами почитаем:/Ты бо ипостасное безсмертие нам источила еси. Богородичен: Как корень, источник и причину нетления,/Тебя, Дева, мы, все верные познав,/похвалами прославляем:/ибо Ипостасное Бессмертие Ты источила для нас. Ин. Ирмос: Чужде матерем девство: Иной канон. Ирмос: Чуждое матерям девство: Празднику преполовляющуся иудейскому,/возшел еси, Спасе мой, во святилище Твое, и научал еси всех:/чудяхуся же иудее, и откуду Сей весть письмена не научився, глаголаху. На середине праздника иудейского/взошел Ты, Спаситель мой, во святилище Твое, и всех учил;/Иудеи же удивлялись и говорили/«Откуда знает Он Писания, не учившись?» Исцеления дарований Избавитель мой источая,/сотворяше чудеса и знамения,/прогоня недуги, целя немощствующия:/но иудеи неистовствовахуся множеством чудес Его. Исцеления благодатные, Избавитель мой, источая,/совершал чудеса и знамения,/прогоняя недуги, исцеляя немощных;/но Иудеи приходили в бешенство/от множества чудес Его. Непокоривыя иудеи Избавитель мой обличая, вопияше:/не судите на лице, но праведен суд судите:/ибо закон и в субботу обрезоватися повелевает всякому человеку. Непокорных Иудеев обличая,/Ты, Искупитель мой, взывал:/«Не судите по внешности, но праведным судом судите:/ведь сам Закон повелевает и в субботу/принимать обрезание всякому человеку. Большая чудес учеником Твоим, Спасе, якоже обещав, подал еси,/послав в языки проповедати славу Твою:/они же мирови проповедаху Твое Воскресение, благодать и воплощение. Большие чудеса ученикам Твоим, Спаситель,/как обещал, дал Ты совершить,/послав их к язычникам провозгласить о Твоей славе;/они же миру провозглашали воскресение Твое,/благодать и воплощение. Аще человека обрезуете в субботу, да не како разорится закон:/ныне на Мя что гневаетеся,/яко человека всего здрава сотворих словом?/По плоти вы судите, глаголет иудеем Христос. Если человека вы обрезываете в субботу,/чтобы не был нарушен как-нибудь Закон,/что ныне на Меня негодуете, за то,/что Я всего человека здоровым сделал словом?/Вы по плоти судите»,/– Иудеям говорит Христос.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepolove...

Предстал Ты, Христе,/блистания Божества испуская,/посреди праздника явственно:/ибо Ты Сам – праздник спасаемых радостный/и спасение нам приносящий. Премудрость, правда, Господи,/и избавление у Бога Ты был еси нам,/от земли к небесной преводя высоте,/и Дух Божественный даруя. Премудростью, праведностью/и искуплением, от Бога данным,/Ты, Господи, сделался для нас,/приводя от земли к небесной высоте/и Дух Божественный даруя. Плоть Твоя истления во гробе не виде, Владыко,/но яко составися кроме семене, тления не прият,/последованию естества, пресущественно не работавшая. Плоть Твоя истления во гробе не увидела, Владыка,/но, как образовавшаяся без семени,/она распаду не приобщилась,/природному порядку сверхъестественно неподвластная. Другий канон, творение господина Андреа Критскаго, глас 8. Песнь 1. Другой канон, творение преп. Андрея Критского, глас 8. Песнь 1 Ирмос: Море огустил еси: Ирмос: Море Ты сгустил: Языцы восплещите, евреи восплачите,/животодавец бо Христос, узы адовы расторже,/и мертвыя воскреси, и недуги исцели словом:/Сей есть Бог наш, давый жизнь верующим во имя Его. Народы, рукоплещите, евреи, возрыдайте:/ибо жизни Податель, Христос,/узы ада расторг,/и мертвых воскресил,/и недуги словом исцелил;/Он – Бог наш, давший жизнь/верующим во имя Его. Чудо показал еси, воду в вино прешедшую,/во Египте реки преложивый, Владыко, в кровь,/и мертвыя воскресил еси, знамение сие второе скончав./Слава, Спасе, несказанному Твоему совету:/слава истощанию Твоему, имже обновил еси нас. Чудо показал Ты, Владыка, –/воду в вино претворившуюся,/реки во Египте превративший в кровь;/и мертвых воскресил,/это знамение второе совершив./Слава, Спаситель, несказанному Твоему замыслу;/слава умалению Твоему,/которым Ты обновил нас. Струя приснотекущая сый, Господи, жизни истинныя,/Ты еси воскресение наше,/хотя трудился еси, Спасе мой,/и волею вжаждался еси, законом естества повинуяся,/и в Сихарь шед плотию, воды просил еси у самаряныни пити. Поток вечно текущий жизни истинной,/Ты, Господи, воскресение наше,/по Своей воле утомился, Спаситель мой,/и добровольно жажду претерпел,/естества законам повинуясь;/и, в Сихарь придя во плоти,/у самарянки попросил воды испить.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepolove...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010