Итак в преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм и учил. От Божественного учения Господа преполовение сделалось праздником для Церкви Христовой. Ибо Иудеи, слыша учение, произносимое Им в праздник почтения сеней, дивляхуся, глаголюще: како Сей книги весть, не учився? Мнозии от народа вероваша в Него, и глаголаху, яко Христос, егда приидет, егда больша знамения сотворит? Мнози глаголаху о Иисусе Христе, и Сей есть воистину пророк. Друзии глаголаху: Сей есть Христос. Божественное учение Его было столь вразумительно, могущественно и славно, что когда первосвященники и фарисеи, враждовавшие против Иисуса Христа, послали схватить Его, служители возвратились к ним, не исполнив их приказания, и отвечали: николиже так есть глаголал человек, яко Сей человек. Сим учением Своим Господь ясно показал Себя, как говорит синаксарь на Преполовение, Мессиею, ходатаем Бога и человеков, законодателем и равным Богу Отцу. «Тоя ради вины настоящий праздник празднующе и средопятидесатницу именующе, Мессию воспеваем Христа». Став научает, посреде праздника, Христос Мессия среде учителей 553 . Это учение Иисуса Христа, соответственно половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Св. Духа, прилично предвозвещает и о приближающемся времени сошествия Св. Духа; ибо в последний день праздника, во время коего Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Св. Духе, Егоже хотяху приимати верующия во имя Иисуса Христа ( Ин.7:37–39 ). Таким образом Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, яко Мессии, пославшего Св. Духа. День Преполовения есть древний христианский праздник; об нем упоминает в своих поучениях св. Иоанн Златоустый . В V веке Анатолий Константинопольский, в VII преподобный Андрей Критский , в VIII св. Иоанн Дамаскин , в IX преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа среди Преполовения Пятидесятницы. Празднуя Преполовение Пятидесятницы, Церковь , как и в прочие дни, исповедует Божественную благость, мудрость и славу Спасителя. Паримии в праздник Преполовения служат истолкованием и как бы дополнением той проповеди, которую Спаситель произнес в праздник Кущей. От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима и проч. ( Мих.4:2–3,5; 6:5; 8:5,4 ). Этот закон и это слово есть то же самое, о котором говорил Спаситель на горе Сионской в конце праздника Кущей. Это Его Евангельская вера, долженствовавшая стать посреди вселенной, как столп облачный посреди пустыни Аравийской, и светит всем народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Приготовление к празднованию сошествия св. Духа на Апостолов начинается с преполовения Пятидесятницы, то есть, со среды четвертой недели по Пасхе. Св. Церковь , предлагая в праздник Пятидесятницы благовествование Иоанна о торжественном воззвании Господа к иудеям, коим призывал Он в последний день праздника кущей идти к живоносной воде Его, давая тем разуметь имевшее скоро последовать обильное излияние Духа Святого ( Иоан. 7:37 – 39 .), – гласом Самого Господа начинает возбуждать жажду к сему новому, божественному питию, еще со дня преполовения праздника. В сем намерении воспоминает она в день преполовения и богодухновенные вещания древних Пророков, относящиеся к сему излиянию Духа Святого: предречение Михея о новом закон от Сиона 16 , воззвание Божие чрез Пророка Исайю: жаждущие идите на воду 17 и приглашение Премудрости, создавшей себе дом и созывающей к себе на чашу чрез премудрого Соломона ( Притч. 9 .). В сем же намерении она влагает в уста каждого верующего сию, часто повторяющуюся в день преполовения, песнь: преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами; яко всех Спасе возопил еси, жаждай да грядет ко Мне и да пиет 18 . И в других молитвенных песнях своих обращаясь к Господу Иисусу, Источнику жизни и бессмертия, молит Его, чтобы Он по неложному Своему обетованию ниспослал верующим Духа Своего Святого, от Отца исходящего 19 : а обращаясь к верующим, заповедует им хранить чистое жительство, яко да св. Духа пришествие восприимут 20 . Таким образом день преполовения Пятидесятницы, хотя, по выражении церковной песни, озаряется светлостию от обоих великих праздников, – отсюду божественныя Пасхи божественейшею светлостию, отеонуду же Утешителевою благодатью 21 ; но в образе празднования более приготовляет к предстоящему празднеству, нежели напоминает о совершившемся. Таким же духом проникнуты службы и прочих дней до отдания праздника преполовения. Ближе к празднику Пятидесятницы воспоминается девятидневным торжеством вознесение Иисуса Христа на небо; но этим не прекращается приготовление к великому дню Пятидесятницы, напротив становится еще торжественнее. Обращаясь к вознесшемуся Господу, св. Церковь умоляет Его от лица чад своих. Владыко, не остави нас сирых, но посли, якоже обещал еси, нам Духа Твоего пресвятого, наставляюща и утверждающа и просвещающа и освящающа души наши 22 . Как Апостолы по вознесении Господа неотлучно пребывали в молитве и ожидании обетованного Утешителя с небеси; так св. Церковь своими песнопениями часто напоминает каждому стоять на духовной страже, в ожидании великого дня сошествия Св. Духа 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В четвертую неделю по Пасхе Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет ( Ин.5:1–14 ), совершенное словом Иисуса Христа во второй год Его евангельской проповеди, во время иудейской Пятидесятницы. Установление недели о расслабленном по Пасхе относится к древним временам христианства. В IV веке об исцелении расслабленного беседовали при богослужении св. Кирилл Иерусалимский и св. Иоанн Златоуст . Купно с Господом, исцелившим расслабленного, Церковь в четвертую неделю по Пасхе прославляет и св. архангела Михаила, ибо Евангелие о расслабленном благовествует, что ангел Господень возмущает воду в купальне Силоамской. А Михаил есть архистратиг Небесных сил, служащих верующим. Последование недели расслабленного поется в воскресный день, также в понедельник и вторник. Преполовение Пятидесятницы Преполовение есть половина Пятидесятницы – средина 50 дней между праздниками Пасхи и Сошествия Св. Духа. Наименование праздника Преполовения Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он в дни земной Своей жизни, в 3-й год Своей евангельской проповеди, в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей, «взыде в церковь и учаше» ( Ин.7:14–36 ). День Преполовения есть древний христианский праздник; о нем упоминает в своих поучениях св. Иоанн Златоуст . В V веке Анатолий Константинопольский 128 , в VII – прп. Андрей Критский , в VIII – св. Иоанн Дамаскин , в IX – прп. Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа среди Преполовения Пятидесятницы. Праздник Преполовения, подобно ветхозаветному празднику Кущей, в пределах предпразднества и попразднества продолжается 8 дней, со вторника 4-й недели до вторника 5-й недели по Пасхе. На день Преполовения совершается великая вечерня. На вечерне указано стихословить не «Блажен муж...», а рядовую кафизму. На утрени не положено полиелея, а поется лишь великое славословие. Катавасия в день Преполовения Пятидесятницы и на отдание Пятидесятницы: «Море огустил еси...» (Типикон, гл. 19). На утрени и литургии вместо «Достойно...» поется не «Светися, светися...», а ирмос «Чужде матерем...» Звон к службам в колокол воскресный. В праздник Преполовения в некоторых церквах бывает выход на воду, для освящения ее. Преполовение празднуется 8 дней от среды этой седмицы до среды следующей седмицы, в которую бывает отдание. В отдание Преполовения поется, вместо «Достойно...», ирмос «Чужде матерем...» Преполовение не имеет предпразднества. Пятая по Пасхе неделя о Самаряныне

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Новое место так же не удовлетворило Киприана, о чем свидетельствует новое явление келарю Иосифу. Идя в Архангельский собор, Иосиф увидел сидящего у окна под папертью Киприана, а гробница находилась в углу холодной церкви Архангела Михаила. Сидящий старец сказал Иосифу: «моего изволения нет опочивати здесь». Далее в описании использована статья А. Голосова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1900 году. 19 апреля 1710 года преосвященный Иосиф, архиепископ Великоустюжский и Тотемский, дал благословящую грамоту Михайло-Архангельскому монастырю на постройку церкви Преполовения Пятидесятницы . Одноглавая низменная церковь, построена в том же 1710 году, вместо старой деревянной часовни, куда была перенесена и гробница Киприана. В храме простой иконостас местами посеребренный в 1757 году. В 1809 году иконостас заменен новым резным золоченым со стеклами для икон. Напротив северных дверей алтаря у стены находится гробница преподобного Киприана. На ней деревянный с литым рельефным распятием святой крест и тот самый белый камень, с которым не расставался Киприан. В 1845 году храм Преполовения Пятидесятницы был расширен. С западной стороны построена большая трапезная, отделенная от церкви аркой. Справа от арки находился образ Преполовения Пятидесятницы (Иисус Христос учит в храме) с серебряными золочеными венцами и жемчужным ожерельем. По краям образ обведен каймою из китайского жемчуга. Слева от арки образ Пресвятой Богородицы Знамение с посеребренными венцами, возглавие жемчужное с камнями. В 1846 году вместо небольшой палатки с северной стороны был пристроен небольшой придел во имя священномученика Киприана, празднование которому отмечается 2 октября. Посвящая храм данному святому, как бы увековечивали имя основателя монастыря Киприана. Кроме этого на южной стороне придела, за правым клиросом, находилась гробница иеромонаха Платона. На гробнице написано: «умеръ 1762 г. 4 октября, а погребенъ 6 октября – въ Воскресенье». С южной стороны церкви Преполовения Пятидесятницы, около средней части, находился массивный из белого камня памятник на могиле строителя Архангельского собора и Введенской церкви Н.Ф. Ревякина. На памятнике было написано: «лета 7165-го февраля 9 на память св. мученика Никифора преставися тотемския сотни рабъ Божий Никифоръ Федоровъ сынъ Ревякинъ а рождение его июля 2 день, а память по немъ творимъ въ семъ числе».

http://sobory.ru/article/?object=06299

Господь исцелил расслабленного в субботу и тем явил нам, что дни праздничные преимущественно святятся добрыми делами. По исцелении расслабленного небесный Врач сказал ему: се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет. Итак болезни, по непреложному свидетельству слова Божия, происходят от недугов душевных – от грехов! От наших грехов приключаются многие болезни; все же неисчислимые болезни произошли от первого греха. Врач душ и телес для предохранения от болезней внушал исцеленным не грешить и тем внушает всем заботящимся о сбережении здоровья своего и других особенно заботиться об удалении себя и других от грехов. Преполовение Пятидесятницы Преполовение есть половина Пятидесятницы – средина 50 дней между праздниками Пасхи и сошествия Св. Духа. Как средину Великого поста Церковь отличает, называя ее Средокрестною или Среднею неделею, так прешед половину Пятидесятницы, Церковь в среду на четвертой неделе по Пасхе празднует Преполовение Пятидесятницы, соединяющее два великие христианские торжества – Пасхи и сошествия Св. Духа. «Празднику преполовляющуся Твоего, Христе, воскресения и Божественнаго пришествия Св. Твоего Духа, сшедшеся чудес Твоих воспеваем таинства», взывает Церковь в день Преполовения 550 . Настало преполовение дней, начинаемых от спасительнаго восстания и Божественною Пятидесятницею скончаемых, и святится, имея обоюдную светлость: отсюда преполовение озарилось Божественною светлостию Пасхи, оттуда сияет благодатию Утешителя». Наименование праздника преполовением Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни земной Своей жизни, в 3 год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветнаго праздника кущей, взыде в церковь и учаше ( Ин.7:14–36 ). Праздник Кущей был один из трех великих всенародных Еврейских праздников, в память пребывания Евреев в кущах во время странствования их и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи ( Исх.25:40 ), по образу которой Моисей поставил Скинию ( Исх.39:43;40:1 ) 551 . Праздник продолжался восемь дней, из коих первый и последний дни были нарочито святы ( Лев.23:34–43 ). Замечательнейший обряд осьмого дня, состоявший в связи с нашим преполовением, было торжественное возлияние воды. При безчисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому у подошвы Сіона, золотою чашею черпал свежую и чистую воду; при звуке труб возвращался во храм; смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда неумолкно пел великое аллилуия, т. е. шесть псалмов (112–117). Возлияние воды было знамением излияния Св. Духа ( Исх.12:3 ) 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же. Примечание. Если в попразднство Преполовения случится святой, которому Типикон назначает всенощное бдение (например, храмовый святой), то на благословении хлебов не должен петься тропарь праздника Преполовения, так как в последовании этих дней составитель Цветной Триоди придерживается обычного общего порядка богослужения, свойственного вообще всем дням Святой Пятидесятницы (до отдания праздника Пасхи включительно). Именно поэтому попразднство Преполовения мало чем отличается от обычного попразднства дня воскресного. Таким образом, устав пения тропарей на великой вечерне, если случится великий святой с бдением, – обычный, т. е. поется тропарь святого (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь прп. Евфросинии, глас тот же, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален прп. Евфросинии, глас 5-й: «Доблественне Богу работавши…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя посреде святилища…» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален прп. Евфросинии, глас 4-й: «Плоть распяла еси со страстьми…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя посреде святилища…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание прп. Евфросинии и избранный псалом. Седален прп. Евфросинии по полиелее, глас 2-й: «Твердое изволение…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя посреде святилища…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен прп. Евфросинии, глас 4-й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»; стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Евангелие прп. Евфросинии. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобныя матере нашея Евфросинии…». Стихира прп. Евфросинии.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же. Примечание. Если в попразднство Преполовения случится святой, которому Типикон назначает всенощное бдение (например, храмовый святой), то на благословении хлебов не должен петься тропарь праздника Преполовения, так как в последовании этих дней составитель Цветной Триоди придерживается обычного общего порядка богослужения, свойственного вообще всем дням Святой Пятидесятницы (до отдания праздника Пасхи включительно). Именно поэтому попразднство Преполовения мало чем отличается от обычного попразднства дня воскресного. Таким образом, устав пения тропарей на великой вечерне, если случится великий святой с бдением, – обычный, т. е. поется тропарь святого (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь прп. Евфросинии, глас тот же, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален прп. Евфросинии, глас 5-й: «Доблественне Богу работавши...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя посреде святилища...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален прп. Евфросинии, глас 4-й: «Плоть распяла еси со страстьми...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя посреде святилища...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание прп. Евфросинии и избранный псалом. Седален прп. Евфросинии по полиелее, глас 2-й: «Твердое изволение...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Стоя посреде святилища...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен прп. Евфросинии, глас 4-й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»; стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Евангелие прп. Евфросинии. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобныя матере нашея Евфросинии...». Стихира прп. Евфросинии.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-30/

Великий Устюг. Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Преполовения Пятидесятницы. Церковь. Действует.   Престолы: Преполовения Пятидесятницы Год постройки:1710. Адрес: Вологодская обл., Великоустюжский р-н, г. Великий Устюг Координаты: 60.76321, 46.305509 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Преполовения Пятидесятницы (Киприяновская церковь) 19 апреля 1710 года преосвященный Иосиф, архиепископ Великоустюжский и Тотемский, дал благословящую грамоту Михайло – Архангельскому монастырю на постройку церкви Преполовения. Одноглавая низменная церковь, построена в том же 1710 году, вместо старой деревянной часовни, установленной в 1276 году над могилой Киприяна. В церкви над самым гробом Преподобного Киприана, у северной стены, была сооружена каменная гробница, поверх которой находилось писанное на холсте изображение Киприяна. Кроме того в изголовье гробницы Киприяна находился дикий камень, величиной с большую человеческую голову. По преданию, когда преподобный Киприян (вероятно постриженик Троице-Гледенского монастыря) выбирал место для монастыря и обходил город, то на том месте где сейчас стоит обитель, было болотисто, на небольшом расстоянии друг от друга там находилось семь озер. Вознеся к Господу Богу усердную молитву, взывая о Его помощи, Киприан взял попавшийся ему тут шарообразный камень и прокатил его по той черте, где должна была быть монастырская ограда. Милосердый Господь повелел тому месту просохнуть, и оно стало совершенно удобным к возведению на нем предполагаемой обители. Этот же камень служил преподобному Киприану для возбуждения себя к бодрствованию, так как он имел привычку держать его в руках, чтоб его тело, утомленное трудами и молитвенными подвигами, не предавалось неблаговременной дремоте. Кроме того, соскобленные частицы этого камня врачуют от недугов. После революции 1917 года мощи Киприяна из гробницы были убраны и вывезены, дальнейшая судьба их неизвестна. Низкое здание, прежде увенчанное восьмигранником с главкой, всем своим обликом контрастирует с более ранними соседними сооружениями. Несмотря на пристройки первой половины XIX века (перестраивалась в 1788, 1809, 1845,1846 годах) с северной и западной стороны, этот храм сохранил на южном фасаде скромное убранство в барочном духе, характерное для начала XVIII века: карниз с зубчиками, плоские пилястры и фигурные сандрики - бровки над окнами.

http://sobory.ru/article/?object=06299

«Господь падшыя человеки воскресили хотя, на земли, яко человек, обхождал, исцеляя всех недуги» 1054 . Спаситель показал, что «Он воистинну есть жизнь», когда Он «всего человека показал здрава, прежде разслаблена суща 1055 , человека, бывшего как бы непогребенным мертвецом, которому одр был гробом» 1056 . Последование Недели расслабленного поется в воскресный день, также в понедельник и вторник. В среду (4-й седмицы по Пасхе) седмицы расслабленного празднуется Преполовение Пятидесятницы, или 50-ти дней; день, соединяющий собою два великие праздника – Пасху и Пятидесятницу. В праздник Преполовения воспоминается событие из жизни Господа, бывшее в Преполовение Пятидесятницы ветхозаветной ( Ин.7:14 и друг.). Господь открыл божественную силу и славу, видя которую, люди уверовали в Него, как Мессию. Господь в последний день праздника Кущей явил Себя в храме, яко Царь святый и Бог» 1057 , великим гласом воззвал: «Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет». Он показал Себя Мессией, ходатаем и примирителем нашим с Богом Отцом 1058 . В песнях Преполовения слышим то благодарственную песнь Воскресшему 1059 , то обетование Господа о ниспослании Святого Духа верующим 1060 . На день Преполовения совершается великая вечерня. На вечерне указано стихословить не «Блажен муж», а рядовую кафизму (см. выше). На утрени не положено полиелея, а поется лишь великое славословие. Катавасия в день Преполовения Пятидесятницы и на отдание Пятидесятницы. «Море огустил еси» (Тип., гл. 19). На утрени и литургии, вместо: «Достойно», поется не «Светися, светися», а ирмос «Чужде матерем». Звон к службам в колокол воскресный (см. выше). В праздник Преполовения в некоторых церквах бывает выход на воду, для освящения ее. Преполовение празднуется 8-мь дней – от среды этой седмицы до среды следующей седмицы, в которую бывает отдание. В отдание Преполовения поется, вместо «Достойно», ирмос – «Чужде матерем». Преполовение не имеет предпразднства. После воспоминания, как в Преполовение Пятидесятницы Господь, стоя в святилище, обещал всем воду, от которой пияй, не вжаждется во веки, в пятую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает, как Господь, придя в Сихарь на источник Иаковлев около шестого часа дня, в беседе с самарянкою преподал ей «воду живую, изсушающую источники грехов» 1061 , открыл, что Он есть сердцеведец, и ясно исповедал Себя Мессией (помазанником) 1062 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Так как воспоминаемое ныне чудо было совершено Спасителем при овчей купели, в которую для уврачевания страждущих, «ангел Господень на всякое лето схождаше и возмущаше воду», то в некоторых тропарях канона прославляется еще св. архистратиг Михаил. Восхваляя его, как «начальника ангелов», «предводителя» «вышних служителей», св. Церковь воспевает его и как «наставника забдуждающих» и, в виду нашего духовного расслабления, молитвенно взывает к нему: «просвещение нам испроси», «умири нашу жизнь, напастьми всегда змиевыми и обстоянми жития зыблемую присно», «с нами проси нам прегрешений избавление, исправление же жития», и «наслаждение благ вечных». Тропарь воскресен, гл. 3. Кондак, гл. 3. Душу мою Господи, во гресех всяческих, и безместными деянми люте расслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и расслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаемь: щедрый, слава Христе державе Твоей. Утр. (Ев. 4-е. Ап. Деян.9:32–42; 23 зач.; Ев. Ин.5:1–15; 14 зач.). См. 139 стр. См. Восследование расслабленного поется в неделю, в понедельник; во вторник же отдается. В среду 4-й седмицы празднуется Преполовеніе Пятидесятницы, т.е., половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В этот день воспоминается то событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. 409 Преполовение св. Пятидесятницы относится к древним христианским праздникам. Если начала его нельзя видеть в правилах Апостольских (37 пр.) и собора Антиохийского (20 пр.) о собрании поместных соборов на четвертой неделе Пятидесятницы, то уже во времена св. Иоанна Златоуста он является существующим и установленным св. Церковью. В V в. Анатолий Константинопольский, в VII пр. Андрей Критский , в VIII св. Иоанн Дамаскин , в IX пр. Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми и теперь св. Церковь восхваляет Господа в этот праздник. Стоя между днем Пасхи и днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами: вместе с продолжающимся чествованием первого из них в Преполовение напоминается о приближение праздника Сошествия Святого Духа, а также и праздника Вознесения Господня. «Просветившеся братие, – взывает к нам св. Церковь , – воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святаго Духа»; «Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелью обучитися потщимся, Богомудрии».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010