ростовский стр. 148. Бароний кончину его относит к 4 апреля. 397 г., Геншений в Деяниях (Apr. I, 38) к 7 апр. 398 г., согласуясь с преданием миланским. Против него за Барония восстали Паги и Тильмон (X, 761) и вообще Баронию следуют и все новейшие. Он скончался в великую субботу, а она падает на 4 апр. 397 года. Рукоположен он 7 дек. 374 года. Мощи его хранятся ныне в особой кустодии Амвросиевой церкви в Милане. Сн. Филарета Уч. об отцах § 159, Фесслера Патрологию (Instit. Patrol. Т. И) и Православн. Обозрен. 1861 г. Богородица в Кураторовых . В Константинополе был храм во имя Божией Матери, построенный Вериною супругою Льва Макелла. Начальствовал над работою некто Куратор, отсюда и название храма ( ν τοισ Κουρτορισ). Храма был построен на подобие гроба Господня близ площади Тавра. Хотя Куратор значит: целитель, но икона Божией матери целительницы (см. 18 сент.) имеет другое происхождение; ибо изображается исцеляющею клирика. 8 Пр. Патапий . Есть на Патапия два слова св. Андрея критского (изданы у Комбефизия и в Патрологии Миня Т. 97 стр. 1206–1254); на основании их написана Метафрастом его жизни на греч. языке опять у Миня (Т. 116. стр. З58) В месяцеслове Василия сказано, что мощи его положены в Константинополе, где он и скончался. Св. Андрей в словах повествует; о 3 чудесах им совершенных: о исцеления слепого, о исцелении страдавшего водяною болезнию и одержимого бесом, о исцелении рака на грудях женщины. Жизнь его написана св. Андреем вследствие явления ему Патапия во сне, так как св. Андрей сначала, слышав много чудесного о Патании, с пренебрежением и недоверием относился к сему; из всего слова видно, что св. Андрей жил не долго спустя после кончины Патапия, след. жизнь Патапия относится к 7 же веку или началу его. 9 Зачатие Богородицы . О сем празднике довольно сказано у Ассемани (Cal. un. eccl. V, 432–460). Он относит начало его ко временам Иоанна Дамаскина († ок. 780 г.). Начало его гораздо ранее – не позднее 7 века; ибо св. Андрей критский († 712 г.) написал ухе канон на сей праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

162 Там же. Ск. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православн. исповедания, т. 7, стр. 306; «Киев. Академия в первой половине 18 столетия», Д. Вишневского, стр. 156. 174 Архив Св. Синода, д. 1737, 380, т. 1, л. 141. Значение Киев. Акад. в развитии дух. школ в России 180 Указн. книги Киевск. Дух. Консистории за 1746–7 годы, 53: указ Св. Синода от 8 октября 1748 г. 184 Акты Киево-Братского монастыря и Академи, собранные В. Аскоченским, в библиотеке Киев. Академии, т. 1, 26. 185 Архив Св. Синода, д. 1737 г., 380, т. 4, л. 98 и сл.; сн. Историко-Статистич. описание Чернигов. епархии, 1873 г., ч. 2, стр. 207. 193 Там же, т. 5, л. 385 и сл.; Историко-Статистич. Описание Чернигов. епархии, ч. 2, стр. 208; Список студентов Киев. Академии 1727 года в Описании документов и дел архива Св. Синода, т. 7, прилож. 8. 195 Историко-Статистич. Описание Черниговской епархии, ч. 2, стр. 98 и 208; Акты, относящиеся к истории Киев. Академии, собранные Д. Вишневским, в библиотеке Церковно-археол. Музея при Киев. Дух. Академии, Муз. 817, д. 6. 197 Акты, относящиеся к истории Киев. Академии, собранные Д. Вишневским, в библиотеке Церковно-археол. Музея при Киев. Дух. Акад., Муз. ея д. 6. 198 Русский гомилет начала 18 века Иоакам Богомолевский, Д. Совицкого, Киев, 1903 г.. стр. 90–93. 201 Указн, кн. Киев. дух. Консистории за 1742 г., 60. В 1740 г. Викарий Григорович был еще Киево-Братскимъ экономом. См. Акты Киево-Братского монастыря и Академии, собранные В. Аскоченским, т. 1, 15. 207 В письме ректора Александро-Невской семинарии иеромонаха Гавриила Кременецкого от 5 октября 1745 года Викарий Григорович называется уже «покойным». См. «Акты Киево-Братского монастыря и Академии, собранные В. Аскоченским», т.1, 25, л. 231. 210 «Киев с древнейшим его училищем Академиею», В. И. Аскоченского, ч. 2. Киев, 1856 г.. стр. 126. 218 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Правосл. исповедания, т. 2, 944, стр. 665. 221 Списки иерархов.., П. Строева, стр. 207 и 636. В 1751 году он бежал из Москвы. См. Указн. кн. Киев. дух. Консистории за 1751 г., 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Роспись Суздальской архиепископии городам и монастырям. В Суздале монастыри с вотчинами: Спасо-Евфимьев, Покровский девичий; без вотчин: Васильевский, Ризположенский девичий, Троицкий девичий, Александровский девичий, Николаевский девичий; в Суздальском уезде – монастыри с вотчинами: Спасский-Куноцкий; без вотчин: Успенский, Золотниковская пустынь, Макарьевская пустынь, Богоявленская пустынь на Истре, Ивановский девичий монастырь, Козмодемьянова пустынь, Николаевский монастырь – Пищикова пустынь, Петропавловский монастырь, Покровская пустынь, что в с. Иванове, Городецкая пустынь – Девичий монастырь, Покровский девичий монастырь, что на Куксе, Богородицкий девичий, что на Котме, Свято-озерская пустынь, Ламская пустынь, Холуйская пустынь; в Юрьеве – Архангельский монастырь с вотчиной; в уезде – Черевский монастырь – Дубовые церкви с вотчиной, Введенский девичий без вотчин; в Шуе – Троицкий монастырь с вотчиной; в уезде – Николаевский Шартомский монастырь с вотчинами, Введенский девичий монастырь без вотчин. Дополнительные сведения о названных монастырях можно найти у В. В. Зверинского – в его «Материале для историко-топогр. исследования о православн. монастырях в Росс. Империи», вв. I–III; у священ. Ратшина в «Полном собр. истор. свед. о монастырях», у Амвросия – История Иерархии тт. II–VI; у П. Семенова в географ.-стат. словаре Российской Империи тт. I–V... Но по епархиям монастыри нигде не указаны, что и имелось в виду в представленном примечании. Более обстоятельная ведомость монастырей с распределением их по епархиям, относящаяся к первой половине XVIII в. помещена в конце тома особым приложением II. 744 Напр., роспись о том, сколько в Тверской епархии городов и в них монастырей, помечена 25 сентября 190 года, а вся ведомость об епархиальных городах и монастырях помечена сентябрь-октябрь 7190/1681 г. В ней не указано количества дворов за казанскими, нижегородскими, ростовскими и другими монастырями... Эти справки, очевидно, наведены после того, как проект от 2 сентября 1681 г. был уже составлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Сего ради всяк чтый да разумеет сия, яко не просто ниже всуе восточная церковь прияла есть, из единыя просфоры, святых частицы, не множае ниже менше девяти полагати, но по подобию якоже прежде рехом, небесных девяти чинов благочинне расположи. Якоже бо тамо от единаго существа всем силам небесным быти, по великому в богословии дионисию ареопагитск ому, в девять чинов всему воинству сих разделитеся, сице и зде, от единыя просфоры, рекше от единаго существа всем святым быти, в различныя же чины разделитися, якоже божественный павел глет, и тои дал есть, овы убо апслы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители ( Еф.4 ; 1Кор.12 ), к совершению святых, в дело служения в создание тела христова. 1 κ προσφορς τρας τ λγχ μερδας ξγων σταυροειδς κ τς σφραγδος ερες, τν γων πντων μνμην ποιεται κα τϑησι. Κα τν μν ες τιμν κα μνμην προσφρει τν τιμων πουρανων δυνμεων. Κα ααγκαον προσφρειν πρ ατν, τι κα τ μυστηρ τς οκονομας ατο καϑυποργησαν· κα τι νϑησαν μν, κα μα σμν κκλησα· κα τι πιϑυμοσι παρακπτειν ες τ τς κκλησας μυστρια, κομιζμενοι κα οτοι νβασιν· κα τι μεϑ’ μν εσι φλακες μν κα διαλλακτα πρς Θεν ντες.–Migne, Patrol. Curs. Complet., Series Greca, tom. 155, colum. 280. Писания отцов и учителей церковн., относящиеся к истолкованию православн. богослужения, том II, СПб. 1856 г., стр. 123–124. 2 У Павла Манутия (Pauli Manutii Epistolae, Venetiis, MDLIIX) имеются письма к молодому Николаю Нафанаилу, который хотя и готовился к медицинской карьере, но имел познания в латинском языке, свойственные ритору (Pauli Manutii Epistolarum liber quartus, p. 217). Он называется сыном Иоанна Натанаила, имевшего драгоценную и обширную библиотеку, которая вместе с кораблём, на котором переправлялась на остров Крит, попала в руки пиратов (perculerat me graviter acerbus ille nuncius de navi a piratis abducta, qua vehebatur in Cretam exquisite multorumque nummorum bibliotheca parentis tui... p. 211), тут же восхваляются познания отца его Иоанна Нафанаила в языках и священном Писании (... scientiae non modo graecae verum etiam latinae linguae, quarum alteram magistro patre tuo Iohanne Nathanaelo, sacrarum litterarum peritia... p. 213).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Утвержденный вселенскими соборами, догмат этот, как непреложная истина, таковою же исповедуется и во все последующие века. Вместе с восточною православною церковью он исповедуется и остальным христианским миром, – схизматическою римскою церковью 279 и протестантскими общинами 280 . 2 Православ. Исповед. ч. 1-я, отв. на вопр. 64. 65; Послан. восточн. Патриарх. о православн. вере, гл. 18. 3 или по словам Освальда (Eschatologie, прим. к § 60) и других есть имя первоначального владельца, а Бёттхер (Op. cit. §§ 167 и 172) доказывает, что гинном не собственное имя и должно быть принимаемо в смысле Gewimmer – плач, стон (следовательно долина плача. Ср. Винера, Bibl. Reatw., Art Gehenna). Как бы то ни было, но во всяком случае этим именем называлась прекрасная долина подле Иерусалима, к юго-востоку; во время идолопоклоннических царей иудейских она служила местом для жертвоприношений Молоху ( 4Цар.16:3 ; 2Пар.28:3 ). Отвращение иудеев после плена вавилонского ко всякого рода идолопоклонству было отчасти причиною того, что туда стали свозить всякого рода нечистоты. Тут же совершаемы были иногда и смертные казни. Огонь, который там постоянно поддерживался для очищения постоянно зараженного воздуха, был причиною прозвания этого места «долиною огненною». Христом Спасителем оно избрано символом вечных мучений грешников в загробной жизни, или символом всегдашнего местопребывания отверженных после всеобщего суда ( Мф. 5:22 ; Мф. 5:29 ; Мк. 9:43 ; Лк. 12:5 и др.). Следует ли полагать какое-нибудь различие между геенною и адом? Обыкновенно и название ад употребляется в приложении в месту мучений времени после воскресения и признается только другим названием одного и того же предмета. См., напр., Макария Прав. догмат. богосл. т. V, стр. 237, 1853. Споры о том, где и в каком месте будет геенна, Златоуст решает таким образом, и это единственно возможное решение; «Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается». 31-я бес. на посл. к Римл. Русск.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

187 И самое написание имени Иисус упорные старообрядцы, особенно беспоповцы, хулят, считая истинным писанное с одною буквой Ис. Вероятно, были близки к сей книге издатели Кирилловой книги, когда они напечатали на листе 61 в строке 6-й, Исус Христос, тогда как у Зизания: Иисус Христос (на лист. 81 обор.). Если даже признать у Зизания здесь первое и союзным (как это инде объясняют старообрядцы), то тем более не следовало бы и опускать в Кирилловой книге. 189 Этим собственно учением книга Кириллова и обращает на себя внимание старообрядцев; об остальном ее содержании они мало заботятся. – В особенности им не нравится в ней то, что говорится в обличение их самих. Напр., они готовы вымарать следующие слова из 10-го послания блаж. Мелетия: «Наша восточная вера истинная и не прелестная, Духа Святаго дарования вмещает, пришествия Его сподобляется. Освящаются богоугодницы, богословствуют от Духа наставляеми, по совлечении ветхаго человека, и по смерти тело нетленно богоугодников пребывает, вонями благоуханными благоухает. И чудотворят кости мертвыя...еже в прочих верах ни в единой ничтоже от сих обрящеши, ниже услышиши...». Лист. 505 и на обор. 190 Она носит название Сборника, и, кажется, теперь единственный экземпляр, напечатанный на Белорусском наречии; выходного листа не имеет; но есть подпись, сделанная покойным соревнователем общ. ист. и древн. А. К. Кочуевым, обозначающая год и место напечатания (в 1602 г. в Вильне), с заметкою: «см. второй экземпляр в Импер. публ. библ. в С.-Пб; внизу приписка покойного В. М. Ундольского, которому досталась книжка эта после Кочуева: «ныне в публич. библиотеке сей книги нет». 191 Синод. библ. рукоп. 857 лист. 510 и след. слич. Обзор Дух. Литер. 208. Слов. о пис. дух. чина стр. 434 и след. 192 Первая из сих шести глав сборника имеет у Азарии значительное дополнение, которое, надобно думать, сделано лицом принадлежащим к Римской церкви. Так, дополнитель ссылается на „Стефана Востранес и на святаго Леонтия Неаполя на острове Кипру епископа». (Православн. церковь не признает сего епископа святым).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

37 Маюм (от египетских слов: та-место и jam-мope А. А. Оленицкий. Святая Земля, т. II, стр. 213. 38 «Житие Петра Ивера, пер. с груз. Проф. И. Я. Марра, прав. Пал. Сборн. т. XVI, вып. втор.; проф. А. А. Цагарели. Паи. Груз. Стар, в св. земле и на Синае, прав. Пал. Сборн. т. IV, в л. пер., стр. 33–36; Церковная история Евагрия, кн. 2, гл. 8; Арх. Феодосий- Палестинское монашество, в IV–VI в. в. стр. 221; . . I, . 102–105. 40 В старом грузинском часослове напечатанном по повелению царя Вахтанга VI в 1710 г., в Тифлисе, Петр, епископ Маюумсюй, значится под 2 числом декабря святым, а в часослове, напечатанном гражданскими буквами в 1722 году, не находим уже памяти о нем. Иоселиани Жизнеописание св. православн. груз, церкв., стр. 13; проф. Марр житие Петра Ивера, стр. XIII. 41 Житие Петра Ивера, царевича-подвижника, епископа Матумского V в. «Правосл. Палест. Сборн.», 47 выпуск. сведения св. Петра Маюмскаго внесены в Картлис Цховреба по приказанию ц. Вахтаига VI. Ф. Д. Жордания. Опис. рук. кн. 131. 49 Отыскались более полные тексты «Диалогона» Ф. Д. Жордания. Опис. рукоп. кн. I, 67, 167, 199, 238, II, 425, 800. 52 На подобный обычай указывает и Мономах в своем поучении «... взем Псалтырю, в печали разгнух я, и то ми ся выня. вскую печалуеши, душе? вскую смущаеши мя?» (Лавр. стр. 233) 53 Эти сведения заимствованы у Болландистов из «Acta Sanctorum». Епископ Порфирий.Путешествие в Метеорские и Осоолимпсюе монастыри в Фессалии, Спб. 1896 г. стр. 175; Профес. Н. Я. Марр. Жур. засед. II отд. Предс. Прис. стр. 114.а-в 54 Профес. А. С Хаханов. Пред. разс. груз. по Мал. Аии стр 5, прим. 13; Мосхи или Месхи упоминаютс.я в кн. Бытия (гл.Х, I), у пророка Иезекшля (гл. XXXVIII). 55 Мудрость Балавара, грузинская версия душеполезной истории о Варлааме и Иосафе. Зап. Вост. отд. имп. Арх. общ. т. I, вып. I, стр.166–174, Ibid. т. III, стр. 223–260; .. . 134–157. Древний фрагмент (XI в.) зтой повести, открытый мною и священ. П. Карбеловым, издан в Москве проф. А. С. Хахановым с примечаниями филологическими и с русским переводом. Об историческом значение сочинения И. Мосха, см. М. Хитрово (издан. истор общ. при Москов. универ. Рефераты, М. 1897 г.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почести и богатства ваши поберегите себе, мне же они не нужны». Святитель предан был пыткам, которыми принуждали его принять магометанство. Мужественный страдалец перенес все терпеливо и благодарил Господа, что удостоил его страдать за св. веру. Потеряв всякую надежду отвлечь святителя от христианства, привели его на место казни и повесили. Это было в октябре 1659 года. В печской обители хранится его посох с надписью: «Патху Ку (патриарху Кириу) Гавриилу». (Истор. православн. церк. Болгарск., Сербск. и Румынск. Е. Голубинск. Стр. 449–482). Кроме ризы Пресвятой Богородицы, между христианами сохранился и честной Ее пояс, который по свидетельству историка Никифора Каллиста, по Успении Богоматери, передаваем был между верующими также как и риза ее, преемственно от одного к другому. Император Аркадий, сын Феодосия Великого, получив пояс Богоматери из Иерусалима, где он был храним до того времени с честною ризою некоторою девицею, положил его в Константинополе. Император Феодосий младший, обратив в Халкопратии (медном торжище) иудейскую синагогу в храм, посвятил его Богоматери; в этом новосозданном храме Пульхерия, сестра и соправительница Феодосия, положила честной и священный пояс Богоматери в ковчег св. престола, и с того времени храм Богоматери назывался св. ковчегом или ракою. В следующем столетии пояс, как и глава Иоанна Предтечи, во время волнений и вообще общественных бедствий был взят из Константинополя и оказался в городе Зиле в Каппадокии; обретенный в Зиле в царствование Иустина, пояс был перенесен опять в Царьград. При император Льве VI Мудром честный пояс Богоматери был прославлен особенным чудесным знамением. Супруга Льва, Зоя, мучимая нечистым духом, получила однажды во сне откровение, что она немедленно выздоровеет, если на нее будет возложен пояс Пресвятой Богородицы. Царица объявила об этом видении императору и патриарху. Тогда был открыт ковчег, в котором хранился честной пояс; он был найден как бы ново сотканный и блистающий, запечатанный в золотой коробке со свитком, в котором с точностью означено время, когда он принесен в Константинополь, и как положен руками царя и им запечатан. Царь Лев облобызал честной пояс, и он, возложенный руками патриарха на царицу, исцелил ее от болезни. Все прославив Христа Бога и воспев благодарственные песни Пресвятой Его Матери, положили честной пояс в честном ковчеге, в котором он был прежде. Часть пояса Богоматери ныне хранится в афонском ватопедском монастыре – в кресте, который пожертвовал монастырю Лазарь князь сербский в 1101 году, другая – в Трирском монастыре на западе. (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Замет. стр. 263–264). Св. Геннадия, патриарха Константинопольского

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

201 Никольский думает, что рассматриваемое сочинение Южно-Русского происхождения. Но для нас все равно, написано ли оно на Юге, или на Севере России. Если оно так распространено было в Северной России, более даже, чем в Южной, если здесь его с таким интересом читали, то значит оно, как нельзя лучше, соответствовало настроению и нуждам здешних православных, было, так сказать, родственным им произведением и вполне выражало их отношение к противникам: и там и здесь, на Севере и Юге России, интересы и нужды православия были одни и те же, одинаковую нужно было выдерживать борьбу, средства обороны были большей частью одни и те же. Если бы и было доказано Южно-Русское происхождение сочинения, то от этого для нас произошло бы только то небольшое неудобство, что, раскрывая ближайший повод к написанию сочинения, утверждая, что оно есть воспроизведение личного состязания с противниками, мы несколько забегали бы вперед: в таком случае ближе всего говорить бы об этом предмете при обзоре отношений протестантизма к Южной России. Но так как Южно-Русское происхождение сочинения вполне не доказано и так как важное историческое значение имело оно для северной России, то мы здесь считаем нужным коснуться и этого предмета. 206 Подробный разбора Катехизиса Лаврентия Зизания помещен в Православн. Собеседнике за 1855 г., т. 1 и 2, стр. 117–164, 305–348, 399–430. 207 Во многих рукописях, напр. в рукописи Царского (полулист в четверку 651 лист), Изложение на Лютеры заканчивается следующими словами: «слава Богу, в Троице певаемому! Аминь! совершена бысть сия книга в лето 7150 (1642 г.) июля в 14 день, рукою многогрешного и непотребного раба Иоанна». Кроме того, на некоторых листах внизу писец обозначил свое имя, также месяцы и числа, когда списывал (Опис. Рукоп. Царск., 694, стр. 453). 208 У Царского, кроме цитированного сборника «Изложения на Лютеры» 394, сохранился другой экземпляр того же сборника 690, стр. 730–733, который назван сочинением неизвестного автора. В том и другом сборнике есть варианты, примирить которые нетрудно. Сборник 690 состоит из 50 глав, а 394 & из 47 гл. Вей 47 глав 394 вмещаются в 44 главах 690. Это произошло оттого, что 40-я глава его состоит из трех наших глав сборника 394:40–42, 29-я – из двух, 28 и 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Он начал жаловаться только на митрополита Алексия после известного случая в 1368 г. и в это время был действительно великим князем тверским. 2135 Две грамоты патриарха по этому случаю к тверскому князю в Act. Patriarch. Constantinop. 1. 586, 590 (425). 2137 См. в конце патриаршего послания к нашему митрополиту от 1371 г. авг., индикт. IX. Acta Patr. Const. 1. 584 (425). 2138 Ibid. 1. 577 (425). В словах Казимира о Галицкой митрополии очевидно преувеличение: «От века веков... Галич славился митрополиею». Из поименованных будто бы Галицких митрополитов Петр был митрополитом всея России, а Феодор, вероятно, митрополитом Галицким в 1345 г. (см. выше прим. 31); два остальные вовсе не известны. 2140 Все это о Киприане изложено в акте Цареградского Собора 1380 г. (Acta Patriarch. Const. 2. 12 (425)). О путешествии Киприана вместе с святым Алексием в 1373 г.– Никон, лет. 4. 40 (374). О рукоположении в митрополита в 1376 г.– П. собр. р. лет. 8. 25 (351). 2143 П. собр. р. лет. 8. 28–30 (351); Ник. лет. 4. 63–69, 233 (374); Степ. кн. 1. 464–468 (308); Карамз. 5. Прим. 54 (301). Каких лет скончался святой Алексий см. выше в прим. 41. 2145 Это обстоятельство, вовсе не известное из наших летописей, упоминается в акте Цареградского Собора 1389 г. (Act. Patriarch. Constantinop. 2. 120 (425)). 2147 Послания митрополита Киприана с предварительными соображениями об них напеч. в Православн. собеседнике. 1860. 2. 75–106 (356). 2148 Письмо митрополита Киприана – там же. 103. О прочем говорит он сам в житии святого Петра (Степ. кн. 1. 422–423 (308)) и, между прочим, выражается, что он отправился в Царьград третиему лету наставим) по прибытии своем в Россию. А он прибыл к нам зимою 6884 г. и, следовательно, или к концу 1376 г., или даже в начале 1377 г. (П. собр. р. лет. 3. 91 (351)). 2149 П. собр. р. лет. 8. 29, 30 (351); Степ. кн. 1. 468 (308); Ник. лет. 4. 70–74 (374); Карамз. 5. Прим. 57 (301). В Никоновой лет., где помещена особая повесть о Митяе, замечено, что он, убеждая великого князя созвать в Москву епископов, выразился: «Да мя поставят епискупа и первосвятителя», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010