показан в числе благочестивых княж. Литовского и приписанных к Духову Вилен. м-рю); VI, 1726 г., 10 (значился приписным к Духову Вилен. м-рю, но его хотел взять к себе еписк. Витебский); “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 42. Благовещенский – Митрофанов , мужской, 1-го класса, в губерн. гор. Воронеже, в юго-зап. части, на конце Ново-Московской улицы. Основан в 1836 г. при кафедральном Благовещенском соборе, в котором открыто почивают в серебряной раке мощи святителя архиеп. Воронежского Митрофана, в схиме Макария, скончавшегося в 1703 году 23 ноября и погребенного в присутствии Импер. Петра 4 декабря. Открытие нетленных мощей последовало 6 августа 1832 г.; 25 июня 1833 г. они торжественно перенесены из Архангельского собора в Благовещенский, а 23 ноября того же года совершено переложение мощей в новую серебряную раку, сооруженную городским обществом. Память святителя чтится церковью 23 ноября. В 1867 г. в м-ре жил на покое архиеп. Воронеж. Иосиф. “Истор. свед. о жизни св. Митрофана, первого Воронеж. еписк.”, Спб., 1842 г.; Л. Ефремов, “Уроки из жизни св. и чудотв. Митрофана, еп. Воронеж. или поучительная для нас жизнь его”, Ворон., 1873 г.; Преосв. Игнатия, “Поучения при св. мощах св. чудотв. Митрофана Воронеж.”, Спб., 1848 г.; “Полн. собр. Закон.”, 1836 г., XI, 9182; Ратшин, 87; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.”, 63 (описание собора), 191 (житие св. Митрофана); “Воен. стат. обозр. Ворон. губ.”, 61; Михалевич, “Воронеж. губ.”, 281; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и мон.”, 147; “Памят. кн. Воронеж. губ. на 1856 г.”, Отд. III, 41, 81; на 1887 г., 310; “Словарь ист. о свят.”, 182; “Истор. свед. о жизни Митрофана, первого Воронеж. епископа”, Москва, 1832 г.; “Сказанве о обретении и открытии честных мощей Митрофана, напечат. по определ. св. Синода”, Спб., 1832 г.; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 98 (пожертв. земли с домом); 1845 г., 93 (покупка 3 домов); 1857 г., 106 (пожертв. 2 дерев. дома); 1860 г., 12 (покупка дома); “Воронеж. губ. вед.”, 1848 г., 21 (св. Митрофан, еп. Воронеж.); 1850 г., 46 (Челобитная его, в которой он жалуется на распоряж. Коротояк. и Олшан. воевод в неправильной нарезке межев. границ в домовой его Баршевской Богатской вотчине); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 275, 476; Второв, “Воронеж. акты”, II, прилож. объясн. плана гор. Воронежа, стр. V; Москвитянин, 1842 г., IX. 154 (письмо около 1700 г. святит. Митрофана Воронеж. к архим. Александру Никол. – Шартомин. м-ря); 1843 г., I, 240 (грам. и благослов. 1693 г. Митрофана игумену Ионе Макарьев. – Желтовод. м-ря, о сыне святителя Иване); 1844 г., I, 250 (письмо 1692 г. свят. Митрофана к стольнику Петру Алексеевичу о своей домовой вотчине, что на р. Лиме); Григорович, ‘Обзор учрежд. православ. м-рей, 1764–1869 г.”, 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Инстр. Благочин. подробно перечисляются книги, которыЙ должны быть при каждой церкви, как необходимые к руководству священникам и к наставлению прихожан, как-то: Библия , Православное Исповедание Петра Могилы , Грамматы об учреждении Св. Синода с исповеданием Веры Восточных патриархов, Творения Св. Отцов в русском переводе, Четьи-Минеи, Пролог, Катехизис пространный и краткий и книги, указываемые начальством, как полезные для увещания раскольников и обличения неправых раскольнических толков (Прим. к § 1). Для сей же цели Св. Синод при Указе от 15 февр. 1832 года разослал список книг, составленный преосвящ. Григорием архиеп. Тверским, с предписанием завести при каждой церкви библиотеки и выписать означенные в том списке книги. В списке этом поименовано 38 книг, именно: 1) Библия , 2) св. Амвросия Медиоланского о Должностях; 3) Его же о Покаянии и некоторые поучительнае слова; 4) Его же избранные поучительные слова; 5) Св. Василия В. Богоугодных трудов 4 части; 6) Св. Григория Назианзина поучительных слов 2 части; 7) Св. Ефрема Сирина разные поучительные слова; 8) Св. Иоанна Златоустог о Беседы на Ев. Матфея и Иоанна, на кн. Деяний св. апостолов и на 14 Павловых посланий; 9) Св. Игпатия Богоносца послания к верующим во Христа; 10) Св. Иоанна Лествичика Лествица, возводящая на небо; 11) Св. Иоанна Дамаскина Богословие или Обстоятельное изложение прав. христ. веры; 12) Св. Иустина Мученика Разговор с Трифином иудеянином об истине христианского закона; 13) Св. Дионисия Ареопагита о Небесной Иерархии; 14) Его же о Церковном священноначалии; 15) Св. Кирилла Иерусалимского Огласительные и Тайноводственные поучения; 16) пр. Макария Египетского слова; 17) Его же Беседы о христианском совершенстве; 18) Бл. Августина Единособеседование души с Богом·, 19) Его же святые и душеспасительные размышления; 20) Его же Таинственное богословие; 21) Благовестник или толкование на 4 Еванг. Феофилакта Болгарского ; 22) Жития св. или Четьи-Минеи; 23) Пролог или Синаксарий; 24) Св. Димитрия Ростовского полное собрание сочинений; 25) Полное собрание сочинений Тихона Воронежского; 26) Собрание поучительных слов в св. четыредесятницу Илии Минятия ; 27) Православное исповедание веры Петра Могилы ; 28) Катехизис православно-восточной Греко-Российск. Церкви; 29) О должностям пресвитеров приходских; 30) Наставление правильно состязаться с раскольниками; 31) Увещание на раскольников; 32) Начертание церковно библейской истории; 33) Начертание церковной истории от библейских времен; 34) Ответы Никифора архиеп. Славенского на вопросы, предложенные ему старообрядцами; 35) Известие о возникшей в Польше Унии, соч. Каменского, 36) О служении и чиноположении православн. Церкви; 37) Кормчая книга и 38) Духовный Регламент.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

677. Борколабовский – Вознесенский или Ворколабовский, женский, заштатный (с 1795 г.), Могилевской губ., Старобыховского у., в 12 вер. к сев. от Быхова, на прав. берегу Днепра, при рч. Лихве. Основан в 1623 г. Богданом Стеткевичем на урочище, называемом «борок». В соборном храме Вознесения находится чудотвор. икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 г. кн. Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. При присоединении края в 1771 г. в штат не положен, но при издании штатов в 1795 г. оставлен на своем содержании. При м-ре существует школа. “Ист. Росс. Иер.», III, 428; Ратшин, 176, 178; “Опис. монаст.», 1817 г., 17; Безъ-Корнилович, “Ист. свед. о Белорус.», 205; “Могилев. губ. вед.», 1851 г., 2; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1849 г., 81 (надел. лесом); 1884 г., 249 (школа); Строев, “Спис. иер. и наст.», 505, 506, 508; “Акты Зап. Р.», V, 18 (Ж. гр. 1641 г. Богд. Стеткевича на влад. остров. Борком с условием, чтобы навсегда пребывала в православии под надзор. Оршан. Кутеин. игуменов; игуменья Фотинья Киркоровна); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан в числе благочестивых); “Архив юго-зап. России», ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа, 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 678. Боровенская – Гордеева – Архангельская или Николаевская, мужская пустынь, ныне погост Сытенский – Боровенский, Новгородской губ., Валдайского у., в 35 вер. к сев. от Валдая, при оз. Боровном. Существовала еще в XVI ст. и в 1581 г. в нем были церкви св. Николая и арх. Михаила, а игуменом тогда был Исаия. В 1656 г. значилась приписною к Иверскому м-рю, а в 1690 г. приписана к Новгород. архиер. дому; в 1764 г. обращена в приход. Нынешняя церковь во имя арх. Михаила построена в 1812 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 428, 741; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Географ. Общ.», VIII, прилож., 263; “Акты истор.», V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); “Памятн. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 18; Строев, “Спис. иер. и наст.», 118, 76; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 30; “Временник Общ. ист. и древн.», 1852 г., XIII, 18 (Расходн. книга митроп. Новгор. Никона 1652 г.; уплочено 4 руб. за рыбу черн. попу Никодиму да старцу Ефросиму); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 198, 139 (Челобитье XVII ст. игум. Тихона на крестьян в неповиновении); “Русск. истор. Библиот.», V, 285, 97 (в 1656 г. Боровенский-Никол. м-рь имел 17 дворов крестьян), 922, 379 (грам. 1690 г. митроп. Корнилия властям Ивер. м-ря о смерти строителя Венедикта Буторина и о дознании, что именно он взял при жизни из Ивер. м-ря, уезжая в Боровенский).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

77 А в греческом сборнике того же музея за 473 (in 8), XIV в. в чине погребения умерших после: χαιρε σεμνη равно как и после апостола стоит: λληλοια γ (л. 144 и 150). Изложенные здесь сведения об указанных сборниках сообщены нам проф. И.Е. Троицким , которому приносим нашу искреннюю благодарность. 78 Прав. Собесед. 1882 г. ч. 2, стр. 360–361, примеч. После указанных данных нет оснований сомневаться, что и в греческом часослове, который раскольники на соборе в Грановитой палате показывали холмогорскому архиепископу Афанасию (Три челоб. стр. 130), стояла сугубая аллилуйя. 81 О стоглав. соб. против раскольников – в Чт. моск. общ. любит. дух. просв. 1875 г. стр. 85; Древне-русск. жит. святых, стр. 256–257; Прав. Обозр. 1872 г. ч. 2, стр. 719. 82 Истор. русск. церкв. Филарета, арх. чернигов., пер. 3, стр. 131; спес. Обз. русск. дух. литер, т. I, стр. 163; Памятн. стар. русск. литер. т. IV, стр. 117; Истор. русск. церкв. арх. Макария, т. VIII, стр. 137–138; Журн. минист. народн. просв. 1881 г. Ноябрь, стр. 19. 84 Mign. Patrol. curs. complet., series graeca, t. 155 cap. 352, pag. 652. Сочинение это переведено на русский язык, только приведенные слова переданы не совсем точно относительно занимающего нас вопроса: «и поется третий антифон с прибавлением по стихам аллилуйя» (Писан. св. отц. и учит. церковн., относящ. к истолк. православн. богослужения, С.-Петербург 1856 г. т. 2, стр. 500). Трудно сказать, от чего произошла эта неточность. Как в греческом тексте ясского издания (1683 г.) сочинений блажен. Симеона (гл. 316, стр. 253), с которого сделан был перевод (там же, стр. 7), так и в издании тех же сочинений на новогреческом языке, сделанном в Венеции в 1820 году (стр. 330), стоит: λληλοια διπλον. 85 По недостатку данных, трудно сказать, по каким соображениям и под какими влияниями греческая церковь , употреблявшая, говоря вообще, трегубую аллилуйю, в XV–XIV вв. стала употреблять в некоторых случаях и сугубую. Нельзя не отметить только того обстоятельства, что сугубая аллилуйя встречается в греческих богослужебных книгах преимущественно в чине погребения умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/k...

В конце семинар. курса любознательный ученик посещал лекции университета, проф. словесности Шевырева и истории – Грановского. Будучи в семинарии, составил на лат. языке заслужившую похвалу диссертацию «О почитании и призывании святых в православн. Церкви». Поступив в Академию, усердно работал и изучил в интересах знакомства с соврем. греч. литературой новогреческий язык. В Академии хотел заниматься составлением «Свода церк. законов», подобно тому, как составлен был Сперанским «Свод гражданских». После окончания акад. курса снова слушал лекции в университете и сошелся с проф. М. Н. Катковым и П. М. Леонтьевым, познакомившим Г. П. с миросозерцанием Шеллинга, имевшем влияние на ход умственного развития первого. Спустя полгода по окончании курса, как бакалавр, преподавал в Академии библейскую историю и греческий язык, а затем патрологию. В 1852 г. по прошению перемещен в Московскую семинарию профессором логики, психологии, патристики и латинского языка. В то же время Г. П. изучал историю масонства и писал статьи по этому предмету в «Москвитянине» и «Библиографических записках», а равно занимался описанием рукописей и книг Моск. Синод. типографии. В 1855 г. выбыл из семинарии и назначен был на место священника церкви Воскресения, что на Остоженке. По выборам духовенства был членом правления семинарии. Известен как духовный писатель и общественный деятель, поддерживавший знакомство с А. С. Хомяковым, А. К. Кошелевым, Ю. Ф. Самариным , И. С. Аксаковым и др. Вместе в протоиер. П. А. Преображенским; и Н. Сергиевским издавал «Прав. Обозр.», в котором поместил ряд статей богослов. содержания, а с 1869–74 г. был самостоятельным редактором журнала. Кроме того, печатал статьи в «Радости Христианина», «Богослов. Вестнике», «Москов. Церк. Ведомостях», «Русском Архиве» и др., Из отдельных его произведений известны: «О литургии преждеосвященных даров» (М. 1850 г. магистерская диссертация), « Минуция Феликса – Октавий», по патрологии («Прибавл. к тв. св. отц.» – 12), «Опыты изложения Закона Божия по нормальной программе на испытание зрелости» (М. 1893 г.)., а из статей: «О неканонических книгах В. Завета», «О книге Товит», «О книге Иудифь», «О русск. переводе Библии », «О религиозном состоянии народов, остающихся вне христианства», «Материалы для внутренней истории русской Церкви» и др. С восьмидесятых годов Г. П. с увлечением отдался общественной благотворительности и с этой целью устраивал ясли, издавал журнал «Детскую помощь», участвовал в комиссии по вопросу об общественном призрении; кроме того, организовал в Москве публичные богословские чтения и Епархиальную библиотеку. Скончался в сане протоиерея 16 февр. 1898 года 371 . По своему образованию и деятельности Г. П. представлял собой высокий образец пастыря и гражданина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По Павлову, собор должен составляться из одних епископов, – Курс права стр. 273 fin. и 280 fin. По Остроумову, тоже, – Введение в православн. церковн. право, стр. 206. По архимандр. Иннокентию в Начертании церковн. истории поместные и вселенские соборы составлялись из епископов, пресвитеров и диаконов, – век 4-ый, состояние иерархии, изд. 1817 г., стр. 218. Миряне участвуют и не участвуют в заседаниях соборных, смотря по тому, какие вопросы решаются в заседаниях: при решении иных вопросов их совещательный голос желателен и может быть полезен; при решении других вопросов они с своим голосом неуместны. (Первая категория вопросов: умножение числа епископий, способ назначения епископов и приходских священников, организация приходских попечительств при церквах. Вторая категория вопросов: объем власти патриарха, объем власти епископов, реформа монашества, вопросов переходе епископов с епархии на епархии, о награждении орденами и крестами...). На соборах дело вести так, что сначала рассуждать о вопросах, относительно которых желателен и голос мирян, а потом, отпустив мирян с миром, рассуждать о вопросах, которые должны быть решаемы без них. – У сербов австрийских национальный конгресс из епископов и духовенства с мирянами, – мой Краткий очерк, стр. 635. – Во времена апостольские: апостолы, пресвитеры и вся церковь приговорили: Деян. 15, 22 ; апостолы, пресвитеры и братия, – ibid. 15, 23. На 1-м всел. соборе присутствовало множество клириков, пресвитеров и диаконов, – Πηδλιον, стр. 120 нач. Еп. Арсений в Летописи церковных событий, изд. 1900, о присутствии на вселенских соборах священников и мирян: на 1-м всел. соборе «кроме епископов и священников в залу заседаний допускались и миряне, так что иногда бывало до двух тысяч присутствующих», – стр. 94 нач. На 4-м всел. соборе присутствовали светские чиновники и участвовали в рассуждениях собора, – стр. 182. На 7-м всел. соборе присутствовали два императорских сановника, множество монахов и других лиц, – стр. 278. На Константиноп. соборе 869 г. двенадцать императорских чиновников, – стр. 316 fin.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но вместо того, чтобы, из побуждений ересебоязни, задерживать мысль в известных пределах, они совсем остановили течение ее, заковали ее в цепи рабства умственного. Свободный всеоживляющий дух науки безвозвратно заключен в холодные бесчувственные формы. По причине крайнего и повсеместного развития духа партий политических и религиозных, господствующими и почти единственными литературными формами сделались панегирики с похвалой для своих и сатиры или пасквили, с остротой и бранью на противников. Подражание древней классической литературе было самое рабское, мертвое и то, одной латинской. Прекрасный эллинизм снова ожесточенно изгоняется. Искаженная латынь не представляет уже цветов благоухания, какими дышат сочинения великих писателей времен Сигизмундов, но одни сухие былинки, причудливо вооруженные мертвыми иглами научности. Чистый язык времен Сигизмундовых сделался уже не способен к выражению истинных вдохновенных мыслей. Не проникавшаяся духом древней поэзии, но наряжавшаяся в безжизненный остов ее форм, поэзия латино-польская потеряла свою красоту, из нее улетает лиризм и чувство, и берет верх умствование и сатирическая брюзгливость. Словом, везде во всех сферах литературы – состояние омертвения, застоя. В русские школы иезуитский схоластицизм внес тот же мертвящий дух, дыханием фанатизма оледенил науку и дал ей направление превратное, от времени до времени в них едва обнаруживались признаки жизни (Ис. П. Л. Кондратовича т. I, стр. 538 и т. II, 430 и 431 стр.) 887 Послание галицко-русских православных дворян к киевскому митрополиту Онисифору в Вестн. Юг.-Зап. и Зап. Рос. 1865 г. сентябрь, I отд. стр. 90. 891 Археогр. Сборн. докум., относящ. к ист. С. 3. Р. т. II, 79, стр. 137–139 и Арх. Юго-запад. Рос. т. I, ч. I, 5, 6, 33, 41, 51 и 52. 892 Послание инока афонского Иоанна Вишенского к православн. южно-руссам. Ист. Рос. Соловьева т. X, стр. 60 и 61. 893 Из влияния протестантизма на церковно-практическую, или религиозно-обрядовую жизнь западнорусского православия нельзя не подметить следующего грустного явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

– Вся забота демонов в том только и состоит, чтобы ввергнуть душу в грех и потом довести до отчаяния с целью окончательно погубить. Демоны непрестанно внушают душе: когда умрет и погибнет имя его (Пс. 40, 6)? Но если душа бодрствует, она сама будет вопиять против них: не умру, но жив буду и повем дела Господня (Пс. 117, 17). Но демоны бесстыдны и снова устремляются на душу, внушая ей: превитай по горам яко птица (Пс. 10, 1). На это у нас должен быть готов ответ: Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся (Пс. 61, 7). – Будь стражем сердца своего, – сказал в заключение старец, – чтобы не вошел кто-либо чужой со словами: наш ли еси ты, или от супостат? (Иис. Нав. 5,13.) К главе 110 Об Александрии и окрестных монастырях см. «Ист. православн. монашества на Востоке». П. Казанский. Москва, 1854. Стр. 190. Речь старца показывает нам, как глубоко подвижники изучали св. Писание, особенно Псалтирь. Глава 111 Поступок юродивого Положив деньги на землю, удалился. Однажды в Александрии вместе с другом Софронием мы отправились в храм в честь Феодосия. Нам встретился человек плешивый, одетый во власяницу до самых колен. Он нам показался как бы юродивым. – Дай мне денег, – сказал авва Софроний, – и ты увидишь добродетель прохожего. Даю ему пять фолер, а он отдал их тому, кто казался нам юродивым. Тот молча принял. Мы потихоньку пошли за ним. Свернув в переулок, он простер правую руку с фолерами к небу, выше головы, потом повергся пред Богом и, положив деньги на землю, удалился. К главе 111 Память св. мученика Феодосия 27 марта. Глава 112 Жизнь и смерть инока Льва из Каппадокии Я буду царствовать. В царствование благоверного императора и кесаря Тиверия мы пришли в Оазис. Там увидали инока, великого пред Богом, родом из Каппадокии. Имя ему было Лев. Нам многие и много дивного рассказывали о нем. Познакомившись с ним и близко узнав этого святого мужа, мы получили от него великую пользу – особенно от его смирения, безмолвия, нестяжательности и любви, которую он имел ко всем. Этот достопочтенный старец говорил нам:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Свет Христов просвещает всех. К 10-летию Службы Катехизации Данилова монастыря г. Москвы. Игумен Иоасаф (Полуянов) Наша Служба катехизации зародилась в 1989 году в стенах воскресной школы, открытой в небольшом двухэтажном здании напротив Святых врат монастыря. Но дело религиозного просвещения началось еще раньше, с простого общения, бесед братии c людьми, которые приходили помочь восстанавливающейся обители. Со временем, благодаря этим встречам, появилась необходимость в создании воскресной школы — одной из первых в Москве. Вскоре были открыты и катехизические курсы. И вот уже почти десять лет мы ведем нашу просветительскую деятельность под покровом благоверного князя Даниила Московского. Задачи и направления нашей деятельности Цель православной проповеди, православн ого образования и катехизации, говоря словами одного современного богослова, — вложить в сердце человека веру, любящую Бога, веру благоговейную, веру деятельную, светящую миру любовью и истиной. Наше дело — заронить, посеять в сердце человека семя веры, прорастит уже Господь — Он делатель. Имея в виду эту цель, мы условно определяем для себя две задачи, две начальные ступени в ее осуществлении. Первая — через проповедь нести в мир правду о Боге, мире и человеке, нести, чтобы человек мог услышать, принять ее и сделать свободный и осознанный выбор. Вторая — помочь человеку, определившемуся в выборе, сделать первые шаги в Церкви. А это значит — правильно осмыслить Церковь по отношению к своей жизни. В нашем обществе практически нет людей, совсем ничего не знающих о Церкви. Но часто их знание искажено. Говоря словами диакона Андрея Кураева, люди создали себе миф о Православии и вполне успешно с этим мифом борются. Наша задача — показать, что Православная церковь не миф, а живая реальность, близкая и дорогая всем нам. На практике обе задачи катехизации неразделимы, так как невозможно проповедовать, не обучая при этом началам жизни во спасение. Духовный мир постигается не только в беседах или путем размышлений, но прежде всего духовным деланием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2300...

VIII, C. VI, § 2 и др. Cp. H. Заозерский. «Что есть православный приход и чем он должен быть?“ «Бог. Вести“. 1911, 12, стр. 664. И. Бердников . «Сепаратный проект положения о православн. русском приходе“. «Ц. Вед“. 1907, 2, стр. 2. А. С. Павлов . «Курс церковного права“. Сергиева Лавра. 1902, стр. 445, и др. Принятая большинством голосов общим пред соборным присутствием формула IV отдела пред соборного присутствия 1906 г. гласит: «Православная Церковь Российская является собственником всего церковного, причтового и приходского имущества“. 15 Деян. 6, 1 – 6 . См. о них у Helle, op. cit., 43 и у др. «Эти мужи, говорит Н. Соколов, были прототипами церковных экономов позднейшего времени“. (»0 составе еписк. упр. в древней церкви“. Пр. 06. 1870, II, 470.. Ср. Иером. Михаил. «Законодательство римск. – виз. императоров о внешних правах церкви“. Казань. 1901, стр. 125. При Игнатии Богоносце и Поликарпе Смирнском , мужах апостольских, диаконы и пресвитеры были призваны к соучастию (с епископами в деле управления имуществами церкви, но с полной подчиненностью епископу – об этом см. у П. Соколова, «Ц.-им. Право в гр.-р. империи“. Новгород. 1896, стр. 220. 21 21 Ср. 39. 41 ап. пр.; 24, 25 Антиох., 26–ИУ вс. соб., 12–ТН-го, 2-е Кир. Ал. По 4-му ап. правилу, епископу было предоставлено право производить раздел приношений; раздел мог быть совершен или лично епископом, или же – иногда – по его назначению, диаконами (Никодим I, 51). См. толкование Вальсамона на 38 и 39 пр. 25 «Отчуждать же посвященное богу непозволительно» (Matthaei monachi, sive Vlastaris. Syntagma alphabetica во Συνοδικν, стр.121). Эта идея о неотчуждаемости церковных имуществ, жившая в таком виде в сознании церкви в первые века, нашла себе более полное выражение в 12 пр. VII вс. соб., 15 пр. Анк. соб., 22 и 24 – IV в. с., 35 и 49 – VI соб., 13 – VII соб., 2 – Кирилла, 35 и 42 пр. Каре. соб. По двум последним, епископ не мог продавать церковного имущества без самой крайней нужды, и не иначе, как по совещанию о том со своим митрополитом и несколькими другими епископами его епархии: в случаях безотлагательной необходимости и вызванной этим продажи епископ должен был после продажи представить объяснение об этом последнему собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010