Воронин, командир лагерной роты 221, 223, 285, 290–292 Воронов, охранник 285, 290 г Г.Б., автор воспоминаний «Страстная неделя и Пасха на Соловках» (1949) 152–156 Гавриил (Абалымов Николай Николаевич; 1881 – 31 июля 1958), епископ Осташковский. Арестован в 1926 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 74 Гай, заключенный журналист 404–405 Ганешин Дмитрий Сергеевич (1904–1979), участник скаутского движения. Арестован в апреле 1926 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки 346 Ганусовский Борис Казимирович (1908 – 5 ноября 1993), доверенное лицо Б.Л. Солоневича 354 Гарднер Вадим Данилович (полн. фам. де Пайва-Перера Гарднер; 1880 – 20 мая 1956), поэт 28 Георгий Победоносец (6 мая 303), великомученик, небесный покровитель русских скаутов 405, 476, 479, 504, 524 Герман (12 августа 1479), преподобный, один из основателей Соловецкого монастыря 56,154,179,181 Гессен Иосиф Владимирович (1865 – 22 марта 1943), публицист 28 Глаголев Михаил (ум. ок. 1929), священник, погиб на Соловках 359–361, 384–389, 401 Глеб (Покровский Виталий Никитич; 1881 – 3 ноября 1937), архиепископ Свердловский. Арестован в сентябре 1925 г. в сане епископа Михайловского, приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 74,167, 216, 226, 261, 263 Гольман, сотрудник администрации ББК 332 Горький Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков; 1868 – 18 июня 1936), писатель. Посетив Соловки летом 1929 г., написал одноименный очерк, опубликованный в пятом и шестом номерах журнала «Наши достижения» за 1930 г. 274 Грабовский Сергей Александрович (ок. 1897 – 29 октября 1929), офицер, погиб на Соловках 346, 398–401, 403 Греков Лонгин, диакон 73 Гривопотский, предприниматель, погиб на Соловках 327, 329 Григорий, соловецкий монах 263 Григорий (Козырев Сергей Алексеевич; 1882 – 9 февраля 1937), епископ Барнаульский и Бийский. Арестован в 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 75 Грищук, заключенный староста рабочей артели 378

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изображение М. встречается на 3 миниатюрах, иллюстрирующих «Чудо о просфоре» (Там же. Л. 48, 48 об., 49 об.). На 1-й М. показан в правой части композиции склонившимся к прп. Зосиме, к-рый, не увидев на трапезе приезжих купцов, посылает М. на их поиски. На следующей миниатюре М. изображен трижды: наблюдает за псом, который «скаче брехавше» вокруг горящей просфоры, поднимает просфору и возвращает потерявшим ее гостям. На последней иллюстрации М. приводит купцов к прп. Зосиме и рассказывает братии о чуде. На миниатюре, посвященной истории «О пожаре и о поставлении новыя трапезы» (Там же. Л. 100), М. изображен на 2-м плане - спешащим в мон-рь из своей пустыни, на 1-м - утешающим иноков на фоне пожара. Во всех случаях М. показан старцем с небольшой бородой, в охристой рясе, в коричневой мантии и куколе. Образы И. и М. присутствуют на совр. иконах «Собор Соловецких святых» (напр., на иконе «Соловецкие чудотворцы» 2005 г. из ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Ендове, подворье Соловецкого мон-ря в Москве). Лит.: Повесть о Зосиме и Савватии: Факс. воспроизв. М., 1986. Л. 109 об., 159 об. С. 136, 145. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593-1633), прп. (пам. 27 нояб., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/471224.html

Ист.: Житие прп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей//ПС. 1859. Ч. 2. С. 89-120; Старинный датский документ о разорении Печенгского мон-ря в 1589 г.//СбОРЯС. 1890. Т. 51. С. 5-6; Никодим (Кононов), архим. Прп. Трифон, Печенгский чудотворец, и его ученики: Ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 9, 14-15; Грамоты Кольского уезда//Сб. грамот Коллегии экономии. Л., 1929. Т. 2. С. 437-442; Летописец Соловецкий старца Петра Ловушки//Летописи и хроники, 1980. М., 1981. С. 241. Лит.: ЖСв. Кн. 1 доп. С. 537-538; Никодим (Кононов), архим. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 156-159; Голубинский. Канонизация святых. С. 352; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 559, 564; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143; Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский мон-рь, основанный прп. Трифоном. СПб., 1908. С. 24, 44; Митрофан (Баданин), иером. Прп. Трифон Печенгский и его духовное наследие. Мурманск, 2003. С. 141-143, 162, 224-243, 267, 288-289. Иером. Митрофан (Баданин) Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иоанн; † 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/168364.html

Кирилла Белозерского († 1427)). В этой обители С. прожил много лет, снискав любовь братии и настоятеля послушанием, кротостью и смирением. Тяготясь похвалами, С. испросил благословение игумена и перешел в спасо-преображенский Валаамский мон-рь , известный особой строгостью устава. На Валааме С. провел в иноческих подвигах «немало время». Возможно, здесь его учеником стал буд. Новгородский архиеп. св. геннадий (Гонзов), в сер. 80-х - нач. 90-х гг. XV в. рассказавший Досифею: «Саватие, началник вашь, старець ми был, аз у него в послушании бых немало время и вем достойна житием старца велика и свята» ( Дмитриева. Житие Зосимы и Савватия Соловецких. С. 280). В нек-рых списках краткой редакции Жития З., созданных на рубеже 40-х и 50-х гг. XVI в., прямо сообщается, что свт. геннадий был учеником С. в Валаамском мон-ре ( Минеева. Т. 2. С. 396). Однако и на Валааме преподобный слышал много похвал в свой адрес, из-за чего он решил удалиться на безлюдный Соловецкий о-в в Белом м. Игумен Валаамского мон-ря не пожелал отпустить С., чтобы не лишать братию образца иноческой жизни. Тогда С. тайно покинул мон-рь и достиг устья р. Выг. У часовни на р. Сороке (рукав р. Выг) он встретил прп. Германа Соловецкого, к-рый уже бывал на Соловках и согласился сопровождать туда С. Неск. лет пустынники прожили на Соловецком о-ве (в первоначальной редакции «Летописца соловецкого» нач. XVIII в. сообщается о 6 годах, проведенных С. на Соловках; в ряде списков краткой редакции, зависимой от первоначальной, содержится информация о 6 годах совместного пребывания на острове С. и прп. Германа), после чего Герман отправился на материк по хозяйственным нуждам, где ему пришлось задержаться почти на 2 года. С., оставшись один, подвизался еще усерднее и получил свыше извещение о близкой кончине. Желая перед смертью причаститься Св. Христовых Таин, он на лодке приплыл к часовне в устье р. Выг. Там он встретил игум. нафанаила, посещавшего местных христиан, к-рый исповедал его и причастил. Когда С. после причастия молился, в келью к нему вошел купец Иван, плывший из Новгорода.

http://pravenc.ru/text/200051.html

Монастырский катер назывался «Преподобный Зосима», но его не было, и отец Савватий сел на гражданский под названием «Печак». Несколько часов плыли по морю, немного болтало, в борт били волны, но эти волны уже не представляли опасности для катера. Проплывали мимо каменистых пустынных островов. Братия монастыря приняли его радушно, дали келью. Поразила печка: ее истопили перед его приездом и больше не топили, и она все четыре дня его пребывания в обители грела своим теплым боком, хотя на улице было уже холодно, лежал снег. Сразу зашел в храм, с благоговением подошел к мощам Соловецких старцев: они все трое – Герман, Савватий и Зосима – лежали в одной большой раке рядышком, сверху – сень, деревянная, резная. В полутьме храма не видно надписей на раке – где кто из старцев почивает. Помолился своему небесному покровителю, поблагодарил за возможность приехать сюда и стал прикладываться к мощам преподобных – к одному, другому, третьему. Кто же из них преподобный Савватий? И вдруг – благоухание. Такой невещественный аромат, который даже и не носом – а вроде всей душой чувствуешь. Запах дерева, холод стекла раки – и вдруг – мгновенное – благоухание. Двадцать сантиметров справа, слева – ничего, а от мощей одного из старцев – сильнейшее благоухание. Пахло чудесно, с чем сравнить – непонятно. С цветами? На земле нет таких цветов. Такой невещественный аромат, который даже и не носом – а вроде всей душой чувствуешь, такое духовное состояние… Сначала не придал значения, не понял, и лишь потом то, что почувствовала душа, – дошло до головы. И подойдя ближе, разглядел надпись, увидел то, что уже знал сердцем: это был он, преподобный Савватий Соловецкий. Приветствовал паломника, своего духовного подопечного, благоуханием. Это было настоящим чудом преподобного Савватия. Прожил в обители несколько дней. Заметил, что погода на Соловках меняется очень быстро: темные холодные тучи мгновенно рассеивались, ярко светило солнце, а потом так же мгновенно небо снова заволакивало свинцом, и падал тяжелый густой снег. Здесь было много озер, как он узнал, ледникового происхождения и несколько реликтовых – бывших морских лагун.

http://pravoslavie.ru/75448.html

ОЛДП. Q. 626; 1844 г.). Иконогр.: Смирнова Э. С. Житийная икона Александра Ошевенского из Кеми//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 327–334; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 674; Каргополье: Художественные сокровища/Авт.-сост. Г. П. Дурасов. М., 1984. Ил. 85, 87, 118; Преподобный Сергий Радонежский/Авт.-сост. Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 206–207. Ил. 114; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Русские иконы XVI – начала XX в. с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. Кат. 2, 3, 64; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 43; Северные письма: Кат. Архангельск, 1999. С. 100. Кат. 188. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/82048.html

С подчинением Новгорода Москве, все побережье Белого моря вошло в состав Московского государства под названием Двинской области или северного Поморья – последнее сохранилось в народе и доныне. Все, вообще, Соловецкие острова отличаются крутыми и каменистыми берегами и покрыты лесами преимущественно хвойных пород: пихта, сосна, ель, но встречаются и лиственные: малорослая береза, осина и др. В средней, центральной части главного Соловецкого острова сохранился до сих пор прекрасный строевой лес. Кроме леса, на всех островах растет масса самых разнообразных плодовых кустарников: малины, смородины и т. п., дающих летом убежище бесчисленным стаям птиц, оживляющих своим криком и пением эту дикую местность; из плодовых деревьев на островах растет только рябина и черемуха. Поверхность Соловецкого острова сравнительно гористая. Высшие точки: на южной стороне гора Печак, подымающаяся на 140 футов от уровня моря, а в северной части Межеозерная и Секирная или Савватева, высотою 280 ф.; эта последняя гора замечательна тем, что первые поселенцы острова, преподобные Савватий и Герман, первоначально поселились подле этой горы. Ныне на ней устроен Савватиев скит, а на вершине есть еще несколько горных хребтов, напр., Гремучьи горы, но они совершенно не наследованы; нужно сказать, что вполне известна только самая незначительная часть острова около монастыря, внутренность же его, как равно восточные и северные берега, до сих нор не исследованы. На Анзерском острове высшая точка – гора Голгофа с Распятским или Иисусовым на ней скитом. Из заливов главные: Соловецкий, в северо-западном углу которого расположен Соловецкий монастырь; Сосновый – на северной стороне острова; Долгий – на восточной и другие. Как на особенность морской воды подле островов, можно указать на ее необыкновенную прозрачность и чистоту. Вся поверхность островов усеяна озерами, которых всех считается до 300 и которые, напр., на Соловецком острове, составляют такой лабиринт, что нужно очень хорошо знать местность, чтобы оттуда выбраться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я имел возможность общаться с одним из таких заключенных — моим родным дедом, который сидел здесь, в этом лагере. Я спрашивал его о том, что здесь происходило. И что удивительно — он говорил о самых ужасных вещах так спокойно и мирно, как мы с вами говорим об обычных обстоятельствах человеческой жизни. Он даже о трудностях не говорил — он больше всего говорил об этом месте как о святом месте; и в пример приводил иноков Соловецких, которые в то время еще жили и практически тоже были заключенными: их жизнь не была ничем более спокойной и ничем не отличалась от жизни заключенных. Но как эти иноки жили своей жизнью, так они и жили; как они радовались молитве, так они и радовались; как они научились с Богом преодолевать трудные обстоятельства, так они и преодолевали. И те из заключенных, кто жил той же жизнью, что и соловецкие иноки, каким-то удивительным образом вливались в эту монастырскую общину, жившую в условиях тюрьмы. И святители наши, и монахи, и священники, и миряне, которые взошли на Соловки как на Голгофу, обрели здесь общение во Христе со своими братьями-иноками, и, друг друга поддерживая, жили, помнили о праздниках и постах, совершали богослужения на пеньках в лесу! Это был великий пример для тех, кто не разделял христианских убеждений, кто будучи неверующим, попал сюда по другим обстоятельствам и действительно страдал. Таким удивительным образом все то, что применимо к таким преподобным отцам, как Зосима, Савватий и Герман, оказалось применимо к соловецким инокам, определенным в ГУЛАГ, и к тем благочестивым людям, которые оказались здесь и вместе с иноками разделяли и радости, и скорби этой соловецкой жизни. Куда еще больший пример? Нужно быть глухим, слепым и вообще неспособным воспринимать историю, чтобы ставить под сомнение то, каким путем должен сегодня идти человек, каким путем должна сегодня идти Россия. Есть только один путь путь с Богом. И если мы пойдем по этому пути, то никакие опасности ни в общественной, ни в государственной жизни не поколеблют нашего духа; никакие скорби не надломят нас и не омрачат нашу жизнь. Потому что если с нами Бог, то нет никакой силы, которая могла бы преодолеть силу Божию и которая могла бы разрушить нашу жизнь. Это, может быть, самый важный вывод, который следует сделать из всей истории Церкви, из истории рода человеческого, но, может быть, особенным образом из истории нашего Отечества. Аминь. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/723567.htm...

Аркадий Гайдар 5. Б.Н. Ширяев. Неугасимая лампада Константин Михайлович Антонов, профессор ПСТГУ: На перекрестке двух школьных предметов: литературы и истории – стоит тема советского концентрационного лагеря. Из огромного пласта так называемой «лагерной литературы» в школьную программу включен, если не ошибаюсь, только «Один день Ивана Денисовича». Эта вещь, которая когда-то пробила плотину лжи, — теперь кажется доброй и безобидной. Ее гуманистический пафос, традиционная для русской литературы тема страданий «маленького человека» позволяют без особого труда включить ее в благостную картину непрерывной русской истории, в которой даже трагедии должны иметь позитивный смысл, подчеркивать величие свершений народа и его правителей. И, однако, это даже не верхушка айсберга. Не имеет смысла перечислять все эти тексты: романы, рассказы, поэмы, песни, философские трактаты и записи мистических прозрений – им нет числа, как до сих пор нет точного числа погибших и пострадавших. «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева — рассказ очевидца о первых годах Архипелага ГУЛАГ, о Соловках – особенном месте, которое как никакое другое дает увидеть как вершину русской истории в святости создателей этого места (а это не только преподобные Герман, Зосима и Савватий, но и все его насельники вплоть до сокармеников Ширяева: «соловецких узников») — так и ее изнанку в пьяном угаре его осквернителей. Борис Ширяев Эти линии, переплетаясь, образуют ткань повествования, в котором основными подспорьями служат автору удивительный русский язык и композиция отдельных новелл, каждая из которых имеет собственный, зачастую острый, сюжет и в то же время занимает определенное место в повествовании в целом. Если добавить к этому убийственную точность морального суждения, присущую автору, — можно понять, почему эта книга не оставляет равнодушным никакого читателя. «Лагерная литература» – тяжелое чтение. Но тот, кто пройдет через ужас и боль, кто увидит, как распадается на части история нашей страны и концов не собрать — получит ли он что-то взамен?

http://pravmir.ru/5-idey-dlya-semeynogo-...

И пришел на реку Выгу в селение, называемое Сорока. Была же в нем часовня. И встретил в ней Савватий монаха, по имени Герман, родом из корелов. И сотворили они молитву, и, когда сели, начал блаженный Савватий расспрашивать его с кротостью об острове и о пути к нему. Герман же рассказал ему все подробно, так как сам бывал на острове том. И предложил он Савватию не только сопроводить его на остров Соловецкий, но и жить там вместе с ним. И в скором времени отправились они в путь по морю на малом судне. И охранял Господь рабов своих – и было плавание их благополучным. На третий день достигли они острова Соловецкого. Возрадовался блаженный Савватий радостью великою, что не презрел Бог моления его. Вышли они на сушу, устроили шалаш и, сотворив молитву, установили крест на месте том, где к берегу пристали. И начали искать, где хижину себе поставить. На берегу озера, всего в одной версте от моря, нашли они место удобное. Была над тем озером большая гора. И начали раб Божий Савватий с другом его Германом строить келий себе невдалеке от моря и от озера. И, благодатью Христовой, вскоре их завершили. И снова начал преподобный усердно к трудам труды прилагать. Разгорелся он теплотою духа оттого, что исполнилось желание сердца его. Радуясь и к небесному ум устремляя и духу плоть повинуя, предавался он всенощным бдениям и молитвам беспрестанным, всегда же в псалмах и пении духовном поучаясь и поя Господу в сердце своем: «На Тебя, Господи, уповала душа моя и Ты помощник мне был» 333 . И работали они вместе с Германом, землю копая мотыгами, и этим трудом пищу себе добывали. И, как сказано, «в поте лица ели хлеб свой», и питал их Бог с многим обилием. Узнавали же люди, живущие на побережье, что поселились иноки на острове Соловецком. И стали завидовать им некоторые, напротив острова того жившие, и захотели изгнать их с острова, так рассуждая: «В корельской земле мы ближайшие наследники этого острова. Возьмем же его в отчину себе и детям нашим и для последующих родов наших, а этих пришельцев прогоним с него».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010