30 апреля день памяти преподобного Зосимы, игумена Соловецкого 30 апреля 2009 г. 00:00 Родиной преподобного Зосимы, которому суждено было основать на необитаемом острове знаменитую обитель Соловецкую, было село Толвуй (или Шунга) на берегу Онежского озера. В те времена эти земли относились к владениям Великого Новгорода. Родители будущего подвижника, Гавриил и Варвара, были простыми крестьянами. Сына своего они воспитали в благочестии и добрых нравах. Поэтому юный Зосима «был тих, миролюбив, кроток, удалялся юношеских игр и занимался делами богоугодными». Родители позаботились и о том, чтобы их сын знал грамоту. Благодаря этому отрок Зосима полюбил читать книги духовного содержания, из которых «приобретал бисер разума». Знакомясь с житиями древних монахов-пустынников, он всей душой восхотел проводить такую же богоугодную подвижническую жизнь. Желая посвятить себя служению Господу, преподобный Зосима «по достижении совершеннолетия не хотел вступить в брак, ушел из родительского дома, надел черное платье и поселился в одном пустынном месте. Это пустынное место было «близ его дома». Возможно, что юный Зосима стремился подражать жизни египетского подвижника IV века, преподобного Антония Великого. Первоначально, до своего ухода в пустыню, этот святой тоже жил в одиночестве недалеко от родного села, готовясь к более суровой жизни вдали от людей. Местом, где преподобный Зосима принял монашеский постриг, был, вероятно, Палеостровский монастырь, вблизи которого находилось его родное село. В это время отец его уже умер. А мать, по совету преподобного Зосимы, приняла постриг в находившемся неподалеку женском монастыре. Оставшееся от родителей имущество преподобный Зосима отдал убогим и нищим людям. Однако сведения о добродетельной жизни и монашеских подвигах, почерпнутые Зосимой из книг, казались ему недостаточными. Он желал найти опытного духовного руководителя, который бы собственным примером показал, чему должен научиться юноша, желающий жить добродетельно. Об этом преподобный Зосима непрестанно молил Господа. И молитва его была услышана. Бог даровал юному иноку человека, который мог бы наставить его в монашеском делании. Таким человеком стал сподвижник преподобного Савватия монах Герман. Он рассказал юноше о пустынном житии на Соловецком острове, а также все подробности о жизни и подвигах преподобного Савватия. Услышав это, преподобный Зосима «пожелал быть наследником преподобного Савватия и просил Германа указать ему этот пустынный остров и наставить в жизни монашеской». Тот, видя горячее желание благочестивого юноши, согласился. Вместе подвижники отправились в морское плавание на Соловецкий остров. Прибыв туда, отшельники поставили шалаш (кущу) и совершили в нем всенощную, моля Господа и Его Пречистую Матерь помочь им в пустынном житии.

http://patriarchia.ru/db/text/233835.htm...

Выступление председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на IV Феофановских чтениях 8 листопада 2010 р. 11:00 С 30 сентября по 2 октября 2010 года в Москве, а также в Свято-Успенском Вышенском монастыре проходили IV Феофановские чтения , посвященные осмыслению духовного и богословского наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского. В рамках чтений председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом, посвященным основным моментам аскетического учения святителя Феофана Затворника. Всечестные пастыри! Досточтимые иноки и инокини! Уважаемые представители церковной и светской академической науки! Дорогие братья и сестры! Я хотел бы сейчас поделиться некоторыми мыслями в связи с начавшейся работой по подготовке двухсотлетнего юбилея святителя Феофана. На Руси подвижничество появилось сразу после Крещения Руси. Первыми подвижниками были преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Они принесли на нашу землю подвиг, полный отшельничества, уход от мира — для спасения самого мира. Мы знаем, что их подвиг потом неоднократно повторялся другими преподобными отцами нашей земли. Так, преподобный Сергий Радонежский поселился на лесистой горке Маковец и там основал всем известную обитель — Троице-Сергиеву лавру . На Руси подвизались преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий и Герман Валаамские или более близкий нам Серафим Саровский, который уходил в затвор и тысячу дней стоял на камне в коленопреклоненном молении перед Богом. Во второй половине XIX века продолжил это дело отшельничества для того, чтобы помогать миру, святитель Феофан (Говоров), Вышенский Затворник. Не буду останавливаться на его биографии — хотел бы сказать несколько слов о его трудах, которые в основном родились в период его затворничества. Труды святителя Феофана имеют, можно сказать, миссионерский, катехизический и апологетический характер. Сам святитель говорит о своем труде как о руководстве, которое должно взять человека вне Бога, обратить к Нему, а потом привести перед лице Его. «Берет человека на распутье греха, приводит огненным путем очищения и возводит до возможной у него степени совершенства», — пишет святитель Феофан в своей книге «Путь ко спасению». Адресат трудов святителя — человек, незнакомый с Преданием Православной Восточной Церкви, или же знакомый очень мало. Труды его обращены в первую очередь и непосредственно к светскому образованному человеку, мирянину его времени. Об этом говорит и его подробное осмысление, описание темы воспитания ребенка от рождения до молодости. И прибавление к книге «Путь ко спасению», приложение — «Святого отца нашего Иоанна Златоустаго уроки воспитания».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1314880...

Проповедь в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе! Сегодня Православная Церковь торжественно празднует светлую память всех святых, в земле Русской просиявших, прославленных Богом за их богоугодные подвиги и святую жизнь. Это первенцы православного русского народа, искупленные бесценной Кровью Христовой и освященные благодатью Святаго Духа, приведенные к Богу Отцу Иисусом Христом. Это благословенные плоды святой православной веры, христианства, насажденного в среде нашего русского народа.      Вспомните, чем было наше Отечество до принятия христианства? Дикой, варварской страной, где идолам приносились человеческие жертвы, где жизнь протекала в войнах, разврате, жестокости и насилии. Но лишь только засиял луч христианской веры в России, как жизнь народа сразу переродилась. Из жестокого, развращенного языческого наш народ под влиянием христианской веры стал народом кротким, отличающимся редкостной добротой души, простотой веры, преданностью Иисусу Христу и Божией Матери, такой преданностью, что за православную веру люди русские всегда готовы были не пощадить и самой своей жизни.      И вот в среде этого просвещенного верою нашего православного народа воспиталось и прославилось множество угодников Божиих: преподобных, мучеников, святителей, святых жен, Христа ради юродивых, так что нет такого уголка в России, нет крупного города, который не имел бы в своих пределах светильников и молитвенников за Землю Русскую. Возжженный на горах Киевских свет христианской веры принес свои обильные плоды в лице преподобных отцов Киево-Печерской лавры. Изобилует святыми и наш юг, где запечатлели верность Христу своей мученической смертью семь Херсонских священномучеников. На севере нашей страны кому не известны прославленные святые, такие, как преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Герман и Сергий Валаамские, чудотворцы? В пределах Новгородских и Вологодских кому не известны подвигами преподобные отцы Кирилл Белоезерский, Кирилл Новоезерский, Нил Сорский, Ферапонт Можайский и многие другие?

http://pravoslavie.ru/47241.html

Валаам: путешествие на остров монахов Веками Валаам притягивал уединенностью, красотой северной природы, но в первую очередь — удивительной обителью, в которой строгий иноческий устав сочетался с техническим прогрессом и обустроенной жизнью. Неудивительно, что после военных и революционных разорений монастырь на скалах возрождался снова и снова. 1 Современник крещения Руси? О времени появления на острове обители— будущего Спасо-Преображенского Валаамского монастыря — существуют две версии. Согласно первой, обитель основали иеромонахи Сергий и Герман еще во времена крещения Руси — в X веке. Новгородские летописи свидетельствуют, что пришли они «от восточных стран». Так, в Древней Руси говорили о выходцах из Византии. Об этом сообщается в житии преподобного Авраамия Ростовского. Кроме того, существуют летописные упоминания о переносе мощей Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году из-за опасности разорения обители внешним врагом. Согласно другой точке зрения, монастырь появился в первой половине XIV века. Монастырская традиция придерживается первой версии — основания во времена святого князя Владимира и не видит противоречия со второй: древний монастырь был основан, позже уничтожен, чтобы возникнуть опять. Как в XIX веке скажет святитель Игнатий Брянчанинов о монастырской библиотеке: «для истории Валаамского монастыря не найдется в ней обильных материалов. Она собрана в конце прошедшего и начале нынешнего столетий; древние рукописи уничтожены, как и все древнее в Валаамском монастыре, пожарами и шведами». Он также заметит (в 1846 году), что на Валааме нет ни дома, ни часовни старше ста лет. В отличие от других великих обителей — Соловецкого монастыря, Печерской и Троице-Сергиевой лавры, Валаам не имел каменных укреплений, не мог выдержать осаду, поэтому каждый визит непрошенных гостей завершался разграблением и пепелищем. Похоронен ли шведский король на Валааме? 2 По Саровскому уставу Согласно тяжелому для России Столбовскому мирному договору, подписанному в 1617 году, Валаамский архипелаг, равно как Ингерманландия со значительной частью Карелии, отошел к Швеции на «вечные времена». Древняя Валаамская обитель прекратила свое существование.

http://sever.foma.ru/valaam-puteshestvie...

Миссионер из Москвы снял серию фильмов о Соловках Москва, 4 сентября 2018 г.      Алексей Волков, член Комиссии по миссионерству и катехизации Москвы, начал работу над созданием серии документальных фильмов о Спасо-Преображенском Соловецком монастыре. 3 сентября 2018 года в Интернет выложен первый эпизод, - сообщает пресс-служба Комиссии по миссионерству и катехизации Москвы со ссылкой на информационное агентство «Днесь». Как сообщили корреспонденту «Днесь» в пресс-службе Комиссии по миссионерству и катехизации Москвы, первый фильм получил название «Соловки. Краткая история монастыря». В качестве ведущего выступает Алексей Волков, катехизатор, член Комиссии по миссионерству и катехизации Москвы. В течение 8 лет он работал на Соловецких островах экскурсоводом, и хорошо знает историю каждой из жемчужин Русского Севера. Материал для фильмов Алексей Волков снял в августе этого года, в ходе 12-дневной поездки по Соловецкому архипелагу. В работе столичному катехизатору помогала супруга Елена - профессиональный телережиссер. «В общей сложности у нас отснято материала на 5 фильмов. Первый посвящен краткой истории Соловецкого монастыря, во втором расскажем о храмах и постройках обители. Третий эпизод будет называться «Преподобные Зосима, Савватий и Герман и святитель Филипп Колычев», четвертый – «Соловецкие озера и каналы». В планах выпустить чуть позже еще два фильма – «Соловки глазами ребенка» и «Дивный Анзер», - поделился Алексей Волков в интервью с «Днесь». Длительность видео – 20 минут. За это время зритель узнает много нового о Соловках и насладится потрясающими видами монастыря, Святого озера и бухты Благополучия. Первый эпизод доступен по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=cfmVxn7yNk0      Это не первая подобная работа в «копилке» московского катехизатора. Совместно с редакцией миссионерского медиа-проекта «ВПравославии» Алексей Волков создал короткометражный фильм о великой княгине Елизавете Фёдоровне Романовой. 18 июня этого года исполнилось 100 лет со дня  мученической смерти святой. Сюжет был опубликован на УоиТиве-канале «ВПравославии» за два дня до памятной даты, 16 июля 2018 года, и уже в первый вечер набрал большое количество просмотров.

http://pravoslavie.ru/115504.html

Освящение храма Распятия Господня на Соловках откладывается из-за непогоды 23 августа 2008 г. 20:05 Великое освящение церкви Распятия Господня на горе Голгофе на острове Анзер (самой высокой точке Соловецкого архипелага) откладывается из-за погодных условий, второй день не позволяющих аэропорту Соловков принимать самолеты, передает корреспондент РИА «Новости». Торжества в Голгофо-Распятском скиту на Анзере должны были начаться еще накануне вечером — архиерейским богослужением, а в субботу в 9.00 предполагалось освятить восстановленный храм Распятия Господня и совершить в нем Божественную литургию и молебен новомученникам и исповедникам Соловецким. Однако местный аэропорт с пятницы закрыт из-за низкой облачности и тумана. Ни архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , викарий Московской епархии , который должен возглавить торжества, ни почетные гости, ни паломники, ни журналисты не могут добраться до островом. Авиарейсы на Соловки час разных городов переносятся час за часом. По словам жителей Соловков, ожидающих вылета домой в аэропорту Архангельска, такие погодные условия для архипелага не редкость. «В прежние времена бывало, и по три недели сидели», — отметила одна из пассажирок. Тем не менее, богослужения и молитвы на Соловках не прекращаются даже ночью. Соловецкие острова расположены в Белом море в 160 километрах от Северного полярного круга. В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали это пустынное место для молитвенного уединения и положили начало Соловецкому монастырю. Голгофо-Распятский скит на острове Анзер был основан преподобным Иовом по благословению архиепископа Варнавы в начале XVIII века. По преданию, святой удостоился особого откровения Богородицы, указавшей ему: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит... Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Жизнь в анзерском скиту отличалась особым аскетизмом. Иноки не употребляли в пищу не только мясо и молоко, но и рыбу, даже в праздничные дни.

http://patriarchia.ru/db/text/451055.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Преподобный Зосима Соловецкий 2 мин., 20.08.2016 Новгородец Зосима – основатель большого Соловецкого монастыря. Он родился в начале XV века в селе Толвуе, на берегу Онежского озера. Уже в юные годы Зосима принял постриг в Палеостровском Рождественском монастыре. Преподобный Зосима обладал деятельным, энергичным характером. У него большое благочестие и высокие иноческие добродетели сочетались с практическим складом ума. Дни его памяти 21 августа и 30 апреля.   После того как умерли родители Зосимы, он, будучи уже иноком, раздал неимущим всё, что получил по наследству. Затем он удалился для пустынножительства на реку Суму, в дикие северные дебри. Там он встретил опытного монаха Германа. Герман рассказал Зосиме, что далеко на Белом море есть Соловецкие острова. Туда трудно добраться, и там тяжело жить: сырые ветра, холод, мало пищи. Но на Соловках  удивительно красиво и повсюду разлит покой. Шесть лет Герман жил там с иноком Савватием и был свидетелем чудес. Герман и Савватий водрузили крест близ морского побережья. Впоследствии Савватий, глубокий старик, скончался, а Герман ушел на материк. Зосима и Герман поплыли на Соловецкие острова, чтобы восстановить там пустынножительство. Добравшись до места, они устроили себе скромную келейку. Первое время Зосима и Герман жили вдвоем, никаких других монахов не было.   Зосиме было Божественное видение: на воздухе, в небесном сиянии появился прекрасный храм. Зосима понял, что призван устроить здесь, на островах, монастырь и возвести въяве ту самую церковь, которая привиделась ему. Слава о добродетельных иноках, поселившихся на Соловецких островах, постепенно разошлась по Новгородской земле. Сюда начали прибывать люди, появились новые кельи.  С течением времени возникла большая монашеская община. Иноки соловецкие жили своим трудом. Они ловили рыбу, собирали грибы и ягоды, занимались солеварением. Однажды, взявшись за плотницкие топоры, они возвели деревянную церковь. Так исполнилось видение Зосимы. Впоследствии на месте скромной деревянной церковки поднялось множество каменных храмов.

http://foma.ru/prepodobnyij-zosima-solov...

Герман Соловецкий, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Герман Соловецкий, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Герман Соловецкий, прп. Преподобный Герман Соловецкий (память 30 июля и 8 августа по старому стилю) Родом из г. Тотьмы. Благочестивые родители воспитали его в строгих христианских правилах и любви к Богу, Которому от юности он и посвятил себя. Летом 1428 г. вместе с рыболовами Герман прибыл на поморский берег и поселился при часовне на реке Выги. Там он встретился с преподобным Савватием, монахом Валаамского монастыря, и вместе с ним переселился на пустынный Соловецкий остров. Там они построили келию, где совершали спасительный подвиг пустынножительства. В суровом воздержании преподобные Герман и Савватий провели около шести лет, после чего преподобный Савватий отошел ко Господу (U 1435 г., память 27 сентября/10 октября). Однако в скором времени Господь привел к Герману другого пустынника — юного отшельника Зосиму (U 1478 г.; память 17/30 апреля). Когда на острове собралось несколько отшельников, то был основан монастырь. Более пятидесяти лет пребывал преподобный Герман на суровом и холодном острове, проводя жизнь в непрестанной Иисусовой молитве и трудах. В 1479 г. он был послан игуменом Арсением в Новгород. Там, в обители Антония Римлянина, исповедавшись и причастившись, святой мирно отошел ко Господу. В 1484 г. мощи святого были обретены нетленными. Они положены в Соловецкой обители, правой стороны алтаря в храме святителя Николая рядом с мощами преподобного Савватия. Около 1602 г. преподобный Герман явился во сне пресвитеру Григорию, служившему в Тотьме, и повелел ему написать его образ вместе с преподобными Савватием и Зосимой и составить ему тропарь. Все, с верой приходившие к иконе преподобного Германа, получали исцеления от недугов Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Герман Соловецкий, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2076

Святейший Патриарх Кирилл: «Соловецкая обитель является одним из символов трагической истории нашего Отечества» 20 августа 2009 г. 22:23 20 августа, в канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в  Спасо-Преображенском соборе   Соловецкого ставропигиального монастыря . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к его участникам с Первосвятительским словом. «С великим внутренним трепетом ступил я на священную землю Соловецкой обители, в истории которой как в капле воды отражается и величие, и падение страны нашей и народа нашего, — сказал, в частности, Святейший Владыка. — Соловецкая обитель является одним из символов трагической истории нашего Отечества. Это место духовных подвигов, и это место человеческих страданий». «Как важно, что здесь снова затеплился огонь веры и благочестия! Как важно, что здесь снова творится молитва и созидается духовная жизнь — в искупление грехов предыдущих поколений, в залог будущего процветания и Церкви, и Отечества нашего, — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. — Вот почему так важно употребить все силы к тому, чтоб процветала Соловецкая обитель, чтобы ее духовный расцвет свидетельствовал о подлинной победе духа нашего народа над силами зла и разрушения». И ныне условия, в которых несет служение братия обители, остаются суровыми, отметил Патриарх, — какой же духовной силой обладали преподобные Зосима, Савватий и Герман, пришедшие на Соловки в далеком XV веке, когда «здесь не было ничего, кроме студеного моря». По словам Его Святейшества, «внутренняя сила преподобных свидетельствует о том, как дух препобеждает плоть, как внутренняя сила способна преобразовать человеческую жизнь». «Пусть пример преподобных отцов помогает всем насельникам этой обители, — сказал в заключение Предстоятель Русской Церкви. — Пусть Господь молитвами святых преподобных и богоносных отцев Зосимы, Савватия и Германа Соловецких хранит эту святую обитель, хранит эту землю, хранит Россию». Краткая история Соловецкой обители Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (справка о современном состоянии) Спасо-Преображенский собор Соловецкой обители (Историческая справка) Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/723363.htm...

Святейший Патриарх Кирилл: «Соловецкая обитель является одним из символов трагической истории нашего Отечества» Москва, 21 августа 2009 г. 20 августа, в канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к его участникам с Первосвятительским словом, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . «С великим внутренним трепетом ступил я на священную землю Соловецкой обители, в истории которой как в капле воды отражается и величие, и падение страны нашей и народа нашего, — сказал, в частности, Святейший Владыка. — Соловецкая обитель является одним из символов трагической истории нашего Отечества. Это место духовных подвигов, и это место человеческих страданий». «Как важно, что здесь снова затеплился огонь веры и благочестия! Как важно, что здесь снова творится молитва и созидается духовная жизнь — в искупление грехов предыдущих поколений, в залог будущего процветания и Церкви, и Отечества нашего, — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. — Вот почему так важно употребить все силы к тому, чтоб процветала Соловецкая обитель, чтобы ее духовный расцвет свидетельствовал о подлинной победе духа нашего народа над силами зла и разрушения». И ныне условия, в которых несет служение братия обители, остаются суровыми, отметил Патриарх, — какой же духовной силой обладали преподобные Зосима, Савватий и Герман, пришедшие на Соловки в далеком XV веке, когда «здесь не было ничего, кроме студеного моря». По словам Его Святейшества, «внутренняя сила преподобных свидетельствует о том, как дух препобеждает плоть, как внутренняя сила способна преобразовать человеческую жизнь». «Пусть пример преподобных отцов помогает всем насельникам этой обители, — сказал в заключение Предстоятель Русской Церкви. — Пусть Господь молитвами святых преподобных и богоносных отцев Зосимы, Савватия и Германа Соловецких хранит эту святую обитель, хранит эту землю, хранит Россию». 21 августа 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31637.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010