В 1947—1949 гг. в Олонецкой епархии вновь были собственные епископы, причём хоть название епархии было сохранено как Олонецкая, титул епископов в 1947 году был изменён на «Петрозаводский и Олонецкий» (а не наоборот, как ранее). Но в этот период в епархии не удалось открыть даже 10 храмов. В 1949 г. управление епархией было вновь поручено митрополиту Ленинградскому. В период с 1962 по 1986 гг. Олонецкая епархия насчитывала всего 4 прихода. 19 июля 1990 г. епархия вновь получает самостоятельный статус. 14 августа 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II хиротонисал настоятеля Крестовоздвиженского собора архимандрита Мануила во епископа Петрозаводского и Олонецкого. В 1991 году епархия официально была переименована из Олонецкой в Петрозаводскую, а с 17 июля 1996 года правящий архиерей носит титул «Петрозаводский и Карельский». Решением Священного Синода Русской православной церкви от 29 мая 2013 года из состава епархии была выделена Костомукшская и Кемская епархия и образована Карельская митрополия, включающая в себя Петрозаводскую и Костомукшскую епархии. Населённые пункты [ править править код ] Петрозаводск Святые Карелии [ править править код ] Среди имен духовных светильников Карелии, тех, кто просвещал Карелию верой Христовой, – преподобные Сергий и Герман Валаамские, Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, Александр, игумен Свирский , Геннадий и Никифор Важеозерские, Лазарь и Афанасий Муромские, Александр Ошевенский, Варлаам Керетский, Афанасий Сяндебский, Адриан Ондрусовский, Корнилий Палеостровский, Елисей Сумский, Иона Яшезерский, Кирилл Челмогорский, Иона Клеменецкий, святой блаженный Фаддей Петрозаводский. Святыни [ править править код ] Монастыри Карелии [ править править код ] Как добраться до действующих Карельских монастырей Все монастыри республики Карелия Валаамский монастырь [ править править код ] Валаамский Спасо-Преображенский монастырь — ставропигиальный (т.е. такой, что пребывает под наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси) мужской монастырь, который находится в Карелии, на островах Валаамского архипелага.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

(ГМЗК) Прп. Герман Соловецкий Икона. XVIII в. (ГМЗК) В апр. 1989 г. мощи Соловецких преподобных были предъявлены церк. комиссии во главе с Ленинградским и Новгородским митр. Алексием II (Ридигером ; ныне Патриарх Московский и всея Руси). 16 июня 1990 г. состоялась торжественная передача останков преподобных Зосимы, Савватия и Г. правосл. Церкви, они временно были помещены в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В ночь с 19 на 20 авг. 1992 г. св. мощи, сопровождаемые патриархом Алексием II, были перевезены из Архангельска на Соловки, установлены в монастырском Преображенском соборе. 22 авг. Святейший Патриарх освятил надвратную ц. Благовещения Пресв. Богородицы, куда и были перенесены мощи 3 соловецких основателей, упокоившиеся под одной сенью; летом, когда богослужения совершаются в Преображенском соборе, туда переносят и мощи преподобных. 3 апр. 1993 г. было установлено празднование 2-го перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Г. под 8/21 авг.- одновременно с празднованием 1-го перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Житие и службы В 1612 или 1615 г. Г. явился во сне свящ. Григорию в Ст. Тотьме и повелел сложить тропарь ему, написать образ («подобен Александру Свирскому») и построить ц. во имя Соловецких преподобных Зосимы, Савватия «и мене, Германа» (ИРЛИ. Карельское собр. 7. Л. 195 об.). В ту же ночь Григорий составил тропарь (опубл.: Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 337), образ святого он попросил написать иконописца Симеона. Житие Г. появилось, очевидно, в Ст. Тотьме после описанных событий, вероятно ранее 1618 г. В пространной редакции «Написания о Соловецкой обители», датируемой 1617/18 г., Г. уже назван «доблим их [преподобных Зосимы и Савватия.- Авт.] наставником... святым и блаженным» ( Буров, Охотина-Линд. Три произведения. С. 162) (преподобный не упоминается в краткой редакции этого сочинения, составленной в 1603/04). В рукописях Житие Г. обычно имеет название - «Повесть о блаженном старце Германе, спостнице преподобным отцем Зосиме и Саватию, како поживе с ними на острове Соловецком, и о преставлении».

http://pravenc.ru/text/164711.html

Когда же наступила весна, приплыл старец Герман, а с ним человек по имени Марк. Был он в рыбной ловле искусен. И привез с собой много рыболовных снастей и другого снаряжения, нужного для устроения монастыря. Был он для этого весьма пригоден. В скором времени приплыли еще люди на остров. Был среди них инок по имени Феодосии. Пришел он к преподобному Зосиме, желая жить с ним в обители. Имел же он священнический сан. Святой с великой радостью принял его и прославил Бога, удостоившего его жить вместе с братией. И повелением преподобного постриг Феодосии Марка в иноческий образ и дал ему имя Макарий. И потом многие иноки стали приходить на остров, желая вместе с Зосимой подвизаться. Святой же принимал их с радостным сердцем, говоря: «Владыко Господи, призри с неба, увидь и посети место это, которое сотворила десница Твоя!» И начали они деревья рубить и келий строить. Потом же и небольшую церковь воздвигли и трапезную к ней пристроили на том самом месте, где старец увидел сияние невыразимого света и храм, высившийся над землей. Поставили же они церковь во имя Святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Потом, посоветовавшись с братиею, посылает он одного из иноков в Великий Новгород архиепископу Ионе, чтобы получить у него благословение и испросить священную утварь и антиминс для освящения храма и прислать игумена, чтобы тот освятил церковь и пекся о братии. И тот скоро снарядился, по благословению святого, и в путь отправился. И молитвами преподобного благополучным было его плавание до самого Новгорода.И придя к архиепископу, испросил инок у него благословения. Архиерей же благословил его и спрашивает: «Откуда ты, инок, и ради чего к нам пришел?» Отвечал же ему монах: «Владыка святой, новый храм построен на острове морском во владениях твоих. Благослови же освятить храм во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа и дай нам антиминс! И поставь нам игумена твоим благословением!» Архиепископ же сказал: «Брат, но кто может жить там, вдали от людей? Близко там земли иноверцев – Мурманская и Каянская, как же будет там церковь стоять?» Потом, поразмыслив немного, говорит: «Невозможно это для людей, но все возможно для Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свящ . Максим Максимов Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (Лавров Герасим Дмитриевич; 1868-1932), архим., преподобноисп. (пам. 21 июня, 28 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Волков Георгий Нилович; 1878-1938), архим., прмч. (пам. 12 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕННАДИЙ (Ребеза Григорий Матвеевич;1880-1937), архим., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901 - 1937), архим., прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА (Декалина Екатерина Дмитриевна; 1875-1938), прмц. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИННОКЕНТИЙ (Беда Дмитрий Пантелеймонович; 1881-1928), архим., прмч. (пам. 24 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Соловецких новомучеников и исповедников) ИОАНН (Кевролетин Иван Афанасьевич; 1875-1961), иеросхим., преподобноисп. (пам. 14 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИРАКЛИЙ (Мотях (Митяха) Иосиф (по др. данным, Сергей); 1863 - 1937), преподобноисп. (пам. 28 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), схим.

http://pravenc.ru/text/161265.html

А. Л. Третьякова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИГНАТИЙ Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский († кон. XVI в.), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/62956.html

Возобновление монашеской жизни 25 октября 1990 Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря; исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь). Осенью того же года появились первые послушники. Указом от 9 февраля 1992 года Патриарха Алексия II наместником монастыря был назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев). Поставление во игумена в домовом храме обители совершил епископ Владимирский и Суздальский Евлогий. 19—21 августа 1992 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в обитель. Торжества возглавлял Патриарх Алексий II; 22 августа (по новому стилю) стало праздноваться как Собор Соловецких святых. 22 августа 1992 года Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Патриарха Алексия II, с 1993 года установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8/21 августа, а на следующий день, 9/22 августа, совершается память собора Соловецких святых. В ноябре 2007 года министр культуры М. Швыдкой заявил о принятии решения о полном выводе музея из стен монастыря. После его отставки с поста министра культуры речь о выводе музея из стен монастыря больше не заходила. Документальные фильмы (видео 360) Современное состояние [ править править код ] Архитектурно-художественные памятники [ править править код ] Постройки монастыря разбросаны по четырём островам Соловецкого архипелага: Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова. Пятиугольная территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 метров, толщина — от 4 до 6 метров) с семью воротами и восемью башнями, построенными в 1584—94 гг. зодчим Трифоном. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 метров, их протяженность 1084 метров. На территории монастыря сохранились храмы и другие монастырские сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями:

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Лит.: Барсегян Т. В. Нилова пустынь: Мон-рь и мир. М., 2005. С. 83, 124-133. Т. В. Барсегян Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/164713.html

Не наряжати, лесов не полесовать никомуж чрез сию жалованную Великого Ново-города грамоту. А кто придет на те острова ловлю, или на добыток на. сало или на кожу 6 , и но всем тем давати в дом Св. Спаса и Св. Николы изо всего десятина. А теми островы, и «землею, и водою, ловищами, и тонями, и пожнями владети Игумену и всем старцам Св. Спаса и Св. Николы, по сей жалованной грамоте в веки. А боронити Игумена и всех старцев всим великим Новым-городом. А кто имеет наступиться на те острова чрез сию жалованную великого Ново-города грамоту, и той даст великому Нову-городу 100 рублев в стену 7 . В сей грамоте, приложил господин Преосвященный Архиепископ великого Нова-града и Пскова, Владыка Иона, свою печать, Степенный Иван Лукиничь и Тысяцкой Степенный Трифон Юрьевич приложиша свои печати. Повелением всего господина Государя великого Нова-города изо всех пяти концев приложиша по печати 8 .» Игумен Иона, кроме сей грамоты получил и от частных обывателей Новгородских, имевших поместья свои в помории, несколько купчих и вкладных крепостей, на владение монастырю разных по морскому берегу угодий; а Посадница Марфа Борецкая из недвижимого имения своего в Сумской волости отдала монастырю для поминовения родителей и детей своих деревню с крестьянами, землею и рыбными ловлями. Сия крепость, доныне; в подлиннике в монастырской ризнице хранящаяся, следующаго содержания: «Се яз Марфа Исака Андреевича жена и сын мой Федор Исаков дали есми в дом Святому Спасу и Пречистой Его матери и Святаго Николы на Соловки игумену Ионе и старцам на море в Суме реке у часовни два лука земли. Парфенко да першица живут и по той земли страдомыи и пожни и лес полешей и ловища водныя и лешия озера тыи два лука в дом Святаго Спаса и Пречистыя Его Матери и Святаго Николы, по сей данной моей грамоте володети Игумену и старцом и вовеки, а помшиатп им мужа моего Исака и родителей моих, да и детей моих, а ставити им обед на Дмитриев день.» После вышеупомянутых трех Игуменов, оставивших свое начальство, по непривычке к приморскому климату и многотрудной пустыннической жизни, Преподобный Зосима по совету с аввою Германом и с прочею братией, решились просить о постановлении им Игумена уже из братии Соловецкого монастыря, а Герман и братия упросили его самого, яко начальника н соградителя обители сея, быть Игуменом оной; почему Преподобный Зосима поставлен во Игумена тем же Архиепископом Ионою 6960 (1452) года, а по пришествии его на остров в 16-е лето.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пчёлка, пожалуй, — один из самых замечательных образов, раскрывающих суть монашеского делания: тихое и мирное жужжание соответствует речитативу молитвы, которая сопровождает неустанный труд с зари до зари, и плодом этого труда является собирание мёда — той сладости, которая обетована подвижникам в Царствии Небесном. И никаких отходов: мёд — человеку, воск — Церкви, молитва — Богу. Да и прополис, и перга — великолепные средства врачевания. Мы иногда пчёл слегка побаиваемся, так как они могут укусить. Но вот на Красной Поляне близ Сочи сам лично наблюдал и гладил пчёл, облепивших сотовую рамку и не выказывавших ни малейшей агрессии к тем, кто к ним прикасался. В этом году исполняется 575 лет со дня кончины преподобного Савватия Соловецкого. И этой своей кончиной он преподаёт нам святой опыт своей жизни во Христе, желания быть с Ним, которые стали той закваской, что в дальнейшем позволила основанной им обители утвердиться как образцу восточно-христианской мистики и подвижничества с Евхаристией как центром притяжения. Случилось так, что преподобный Герман удалился на реку Онегу, оставив преподобного Савватия одного. Наступило время сугубого уединения подвижника, спасавшегося в непрестанном молитвенном бдении и богомыслии. Можно только предполагать, какие лишения и труды испытал глубокий старец и как его поддерживали ангелы на этой суровой земле. Почувствовав приближение кончины, подвижник лишь молил Бога, чтобы Он сподобил его добраться до материка и причаститься Святых Таин. Насколько же важно это было праведнику! Он не причащался с тех пор, как покинул Валаам, и очень об этом тосковал, но это удел всякого пустынника, прокладывающего дорогу для устроения новой обители. Он сел в свой челнок, по его молитве море успокоилось, и за два дня Преподобный доплыл до Большой земли 5 , где в десяти вёрстах от реки Выги и встретил игумена Нафанаила, который шёл в далекое селение причащать больного крестьянина. В суровых Поморских землях и сейчас непросто встретить на пустынных дорогах живого человека, а Своему угоднику Господь послал навстречу священника со Святыми Дарами.

http://pravmir.ru/pchela-severnoy-fivaid...

«Вашему высокопреосвященству благоугодно было поручить мне исследование смут, волнующих ныне Валаамскую обитель, и обозрение оной во всех отношениях. С благоговейным усердием приняв сие послушание и исполнив оное сообразно скудным моим силам, представил я в Консисторию при рапорте подлинные допросы следователей и показания ответчиков; и здесь имею честь изложить пред Вашим высокопреосвященством в шести статьях те мои замечания и мысли о Валаамском монастыре, кои подлежат единственно взору архипастыря. Древность Валаамского монастыря. Местоположение. Почва. Произведение царства растительного. Рыба. Климат. Строения монастырские. Средства улучшения оных. Средства содержания. Основание Валаамского монастыря относят к веку равноапостольной княгини Ольги. В ее время, говорит предание, два греческие инока, преподобные Сергий и Герман, освятили благочестивыми подвигами пустыни Валаама. История безмолвствует о подробностях их жизни, но нетленные их мощи громко возвещают, что жизнь сия состояла из деяний благоугодных Богу. После них Валаам был постоянным жилищем иноков. Неоднократно мирные хижины монахов были разоряемы шведами, и самые иноки предавались острию меча. Однако удобность места опять привлекала к себе любителей уединения. Здесь обучался монашеской жизни преподобный Александр Свирский , отсюда преподобный Савватий отправился к берегам Белого моря и положил основание пустынно-житию на Соловецком острове. Скалы, состоящие из дикого камня, называемого в сем месте лудою, подымаясь из глубокого Ладожского озера, образуют остров, имеющий до тридцати верст в окружности и на двадцать пять отстоящий от ближайшего берега. Местоположение острова живописное, но дикое: повсюду торчат обнаженные камни. Грунт на всем острове есть сплошной камень, на пол-аршина или и менее прикрыт землею. Лес, состоящий наиболее из сосны и ели, не достигает надлежащего роста, напрасно корни дерева, ища большей пищи, стараются проникнуть в глубину земли: ее нет, и они принуждены тянуться и переплетаться по поверхности. Но сей тонкий земляной слой очень плодороден: камни, испущающие из себя влагу в самую сильную и продолжительную жару, вполне предохраняют почву от засухи. Сена может быть собрано до десяти тысяч пудов. Хлеба сеется немного, но, судя по множеству удобных к пашне мест и по плодородию земли, при устройстве хозяйства Валаамский монастырь может довольствоваться своим хлебом. Равно и сенокос может быть усилен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010