Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ВЕНИАМИН (кон. XIII-XV в.?) прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 13 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123220_2.html

Семнадцатый день. Поучение 1-е. Препод. Зосима, Соловецкий чудотворец. (О том, что иночество должно быть уважаемо). I. Преподобный Зосима Соловецкий, память коего св. Церковь совершает в настоящий день, был родом Новгородской области из села Толвуя, близ Онежского озера. От юности возлюбив иноческое житие, он отказался от супружества и искал уединенного места для жительства. По устроению Божию встретивши инока Германа, жившего (с преподобным Савватием) на одном из Соловецких островов, Зосима узнал от него, что этот остров лежит на Белом море, на расстоянии двух дней плавания от берега, совершенно не населенный и только изредка, в летнее время, посещаемый рыбаками, в прочее же время недоступный по причине бурь и плавающих льдов. На этом острове и вознамерился пр. Зосима начать свое пустынное житие и " упросил Германа довести его туда. Прибывши на остров, Зосима и Герман остановились близ одного озера, имеющего пресную воду и, построивши кущу, или шалаш, совершили всенощное бдение и молили Господа, да благословит их новое жительство. Утром пр. Зосима, вышедши из кущи, был поражен необыкновенным светом, осиявшим место их остановки и, поднявши взоры к верху, увидел на воздухе изображение великой и прекрасной церкви. Познав в этом видении Божие благоволение к предпринятому ими намерению, одинокие насельники пустынного острова, воодушевляемые примером подвизавшегося здесь прежде пр. Савватия, начали свое иноческое житие, пребывая в непрестанной молитве, в гладе и жажде, зиме и наготе, возделывая землю для своего пропитания. К уединенным подвижникам мало по малу начали присоединяться желающие спасения и таким образом собралось довольно братии. Пр. Зосима, устроив малую церковь в честь Преображения Господня, испросил благословение у новгородского архиепископа освятить храм: архиепископ прислал новоустроенному монастырю игумена Павла. Так положено начало знаменитой Соловецкой обители!.. Когда игумен Павел и другой, присланный на его место, Феодосий не могли снести сурового климата и удалились, братия единодушно избрала игуменом пр. Зосиму, который и был рукоположен в Новгороде. По прибытии в обитель новопосвященного игумена, при первом совершении им Божественной литургии, Бог утешил братию чудесным знамением, свидетельствовавшим о достоинстве нового настоятеля и о Божием к нему благоволении: лице пр. Зосимы просветлело, как лице ангела Божия, и во всем храме распространилось необыкновенное благоухание. И действительно, при пр. Зосиме обитель его быстро процвела, украсилась обширною соборною церковью и многочисленною братиею. Вскоре препод. игумен перенес в свой монастырь мощи пр. Савватия, начального подвижника, долго жившего на острове и прославленного Богом нетлением и чудотворениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Краткая история Соловецкой обители 20 августа 2009 г. 17:00 1429-1434   Преподобные Савватий и Герман поселились на севере пустынного Соловецкого острова и пять лет жили там пустынножительным уставом. 1435 — конец XV beka   После кончины святого Савватия преподобные Зосима и Герман основали общежительный монастырь на юге Соловецкого острова, на месте видения «церкви на воздусе» между Святым озером и бухтой Благополучия. В центре обители, на возвышении располагались деревянные Спасо-Преображенский собор с Никольским приделом и Успенская церковь. Вокруг, по периметру, размещались одноэтажные келлии. Деревянный монастырь страдал от пожаров и дважды выгорал до тла. Конец XV  — начало XVI beka   В 1503 году митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой со слов игумена Досифея I было составлено первое житие преподобных Зосимы и Савватия. Стараниями игумена Досифея была основана знаменитая соловецкая библиотека, в которой к 1602 году числились 481 рукопись и 38 печатных книг. 1547   При митрополите Макарии причислены к лику святых основатели обители, преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы. 1548-1566   Во время игуменства будущего святителя Филиппа в монастыре развернулось каменное строительство. По проектам игумена Филиппа возведены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566). На Большом Заяцком острове была сооружена первая в России каменная гавань для морских судов, обновлена монастырская ферма на острове Большая Муксалма, начато сооружение канальной системы. Основным вкладчиком обители был государь Иоанн IV. Конец XVI — начало XVII beka   После кончины святителя Филиппа, под руководством монаха Трифона (Кологривова), были сооружены мощная валунная крепость (1582-96), Благовещенская церковь над Святыми вратами (1600) и центральная каменная галерея (1602). Оформилась окончательная планировка монастыря: пятиугольный, вытянутый в плане, он напоминает корабль, устремленный с севера на юг. Времена смуты (до 1615)   Настоятели монастыря святые игумены Антоний и Иринарх возглавили оборону Беломорья от поляков и шведов. В историю борьбы с захватчиками вписаны имена пострижеников Соловецких — митрополита Новгородского Исидора и старца Авраамия (Палицына), келаря Троице-Сергиевой лавры.

http://patriarchia.ru/db/text/722934.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобные Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы (+ ок. 1353) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 28 июня, 11 сент. в день перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых О житии прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудртцорцев, и времени их жизни сохранилось в их монастыре очень мало изустных преданий. Древнее житие их, все мопастырские летописи и книги погибли во время многочисленных войн и неприятельских нашествий, опустошавших Приладожский край до XVIII в. включительно. Валаамский монастырь расположен на островах этого имени, на огромном озере Ладога, к северу от Петербурга, на Финляндской границе. Монастырь этот существовал с незапамятных времен, но он много раз разрушался до основания, а потом опять возобновлялся. По Валаамскому изустному преданию, монашество в нем было начато прпп. Сергием и Германом, греческими иноками, при св. равноапостольной княгине Ольге. В 1696 г. валаамский архимандрит Макарий называет их в своем прошении к царям Иоанну и Петру «великими и преславными чудотворцами», говорит об их даре пророчества и о том, что они предсказали разорение их обители шведами в 1611 г. Далее в том же прошении сказано: «Якоже в житии их достоверно повествуется», что показывает, что еще в XVII в. их житие было известно. Известно также, что на Валааме был храм во имя их, где хранились их святые мощи, и что мощи переносились в Новгород. В память их последнего возвращения из Новгорода и был установлен их праздник 11 сентября и была написана их икона. Почивают они оба под спудом в своей обители. Общецерковное их почитание было установлено в 1819 г. К тому времени было уже известно великое число их чудес. Но чудеса эти продолжали твориться в изобилии и в новейшие времена не только в Приладожском крае, но и по всей Руси, и даже за границей, при молитвенном обращении к ним. Валаамский монастырь привлекал к себе не менее богомольцев, чем Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры, Соловецкий и Саровский монастыри и иные русские святыни. Значение его, особенно для ближайшей местности, было огромно. В Валаамском монастыре хранится предание, что его посетил св. апостол Андрей Первозванный и водрузил здесь каменный крест.

http://sedmitza.ru/lib/text/437396/

Церковь вспоминает перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких 21 августа, 2016. Новостная служба Засвидетельствовано множество чудес, совершенных по их молитвам 21 августа. ПРАВМИР. Русская Православная Церковь вспоминает перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в Новгородской епархии, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии, и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял постриг. В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом (память 30 июля), который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием (память 27 сентября) прожил 6 лет. Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Преподобные своими руками построили келью и ограду, начали возделывать и засевать землю. Однажды поздней осенью преподобный Герман отправился на материк за необходимыми припасами. Из-за осенней непогоды он не смог вернуться. Преподобный Зосима провел всю зиму один на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голодная смерть, однако чудесно появившиеся два незнакомца оставили ему запас хлеба, муки и масла. Весной возвратился на Соловки преподобный Герман с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли. Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе преподобного Зосимы из Новгорода был прислан в новосозданную обитель игумен с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрали игуменом преподобного Зосиму.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-per...

Церковь празднует перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких 21 августа, 2019. Новостная служба 21 августа. ПРАВМИР. Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких было 8 августа (ст. стиль) 1566 года на третий день престольного праздника Соловецкой обители Преображения Господня. Мощи святых были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь. Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в Новгородской епархии, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии, и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял постриг. В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом (память 30 июля), который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием (память 27 сентября) прожил 6 лет. Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Преподобные своими руками построили келью и ограду, начали возделывать и засевать землю. Однажды поздней осенью преподобный Герман отправился на материк за необходимыми припасами. Из-за осенней непогоды он не смог вернуться. Преподобный Зосима провел всю зиму один на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голодная смерть, однако чудесно появившиеся два незнакомца оставили ему запас хлеба, муки и масла. Весной возвратился на Соловки преподобный Герман с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли. Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе преподобного Зосимы из Новгорода был прислан в новосозданную обитель игумен с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрали игуменом преподобного Зосиму.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pere...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период от учреждения автокефалии в 1448 г. до 1589. Монастыри и монашество ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ГУРИЙ (Тушин Григорий Иванович; 50-е гг. XV в.- 1526)), мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, ученик прп. Нила Сорского, книгописец ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИОНИСИЙ (Даниил Васильевич Звенигородский Лупа, кн.; † 1538), постриженик и ученик прп. Иосифа Волоцкого, библиофил ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан не позднее сер. XIV в. в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ (Турков Елеазар Иванович; ранее 1524 - после 1587), писатель, книгописец, один из организаторов ведения документации в Волоколамском мон-ре и сохранения письменного наследия прп. Иосифа Волоцкого и его учеников ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/136479_2.html

Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь отличали преподобного Савватия среди других подвижников 10 октября. ПРАВМИР. Преподобный Савватий Соловецкий пришел в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1396 году, где принял иноческий постриг. Там он подвизался долгое время, беспрекословно исполняя все послушания. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь отличали преподобного Савватия среди других подвижников. Вскоре он стал тяготиться вниманием и уважением братии и приходивших мирян и, узнав, что на Ладожском озере есть каменистый остров Валаам, решил переселиться туда. На Валааме мирская слава также стала беспокоить смиренного старца. Но он узнал, что на севере есть необитаемый Соловецкий остров; он стал просить у игумена благословения поселиться там в уединении. Игумен и братия не пожелали расставаться со святым старцем. По указанию Божию преподобный Савватий ночью оставил Валаамскую обитель и направился к берегам Белого моря. Когда он узнал от местных жителей, что остров находится в двух днях плавания, что на нем много озер и что на острове никто не живет, он еще больше захотел там поселиться. Некоторое время преподобный Савватий оставался в часовне, стоявшей вблизи устья реки Выги, в местечке Сороки. Там он встретился с подвизавшимся в отшельничестве преподобным Германом, и они вместе решили переселиться на остров. На утлой ладье, помолившись Богу, старцы отправились по суровому морю и через три дня достигли Соловецкого острова. Подвижники поселились около Секирной горы, где водрузили крест и поставили келлию. Однажды, когда преподобный Герман отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. За два дня преподобный доплыл до материка и в десяти верстах от реки Выги встретил игумена Нафанаила, шедшего в далекое селение причащать больного крестьянина. Игумен Нафанаил обрадовался встрече с преподобным, исполнил его желание и выслушал при этом рассказ о подвигах на острове. Простившись, они условились встретиться в храме на реке Выге.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Соловецкие острова. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Вознесенский скит. Часовня Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской Год постройки:2008. Адрес: Россия, Архангельская область, Соловецкий район, остров Большой Соловецкий. Координаты: 65.104235, 35.585146 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее пешком до Свято-Вознесенского скита. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Скит на горе основан в XIX веке. В 1860–1862 годах при настоятеле монастыря архимандрите Порфирии здесь возвели каменный трехъярусный одноглавый храм по проекту архангельского губернского архитектора Шахларева, много потрудившегося на Соловецкий монастырь. На первом ярусе храма престол в честь чуда архистратига Михаила в Хонех, на втором – в честь Вознесения Господня. На третьем ярусе была колокольня с четырьмя колоколами. Интересной особенностью этого храма является то, что на главе, венчающей храм, устроен маяк. С 15 августа по 15 ноября он аккуратно зажигался иноками скита в ночное время, указывая путь рыбакам и мореплавателям, которым маяк был виден почти за 100 верст. Маяк работает и поныне. С западной стороны к церкви примыкает деревянный двухэтажный корпус для проживания немногочисленной братии и приезжающих гостей. На склоне горы были построены валунная баня, конюшня, выкопан колодец, посажены ягодные кустарники, разбиты огороды. Под горой, на том самом месте, где ангелы высекли «рыбареву жену», была построена каменная часовня в честь чуда архистратига Михаила в Хонех. В советское время часовню разрушили. В 1861 году скит получил официальный статус со своим уставом. В летнее время здесь жили до шести человек братии, на зиму оставались два-три человека, которые вели жизнь отшельников. Отсюда хорошо видна Сосновая губа, к берегу которой в 1429 году пристали преподобные Савватий и Герман. В 1627 году в этой губе на большой сосне явилась чудотворная икона Божией Матери с Младенцем. Икона была перенесена в монастырь и установлена в Спасо-Преображенском соборе на правом столпе, а на месте явления иконы была построена часовня в честь Корсунской иконы Пресвятой Богородицы. До сих пор в Сосновой губе сохранился поклонный крест, установленный в 1812 году. В последующие времена скит находился в ведении военных, здесь жили смотрители маяка. Во времена СЛОНа в Вознесенском скиту было устроен штрафной изолятор, где заключенные терпели мучительные пытки и наказания. У подножия горы проводились одиночные и массовые расстрелы.

http://sobory.ru/article/?object=11058

архим. Кирилл (Павлов) Все святые земли российской, молите Бога о нас! Возлюбленные во Христе! Сегодня Православная Церковь торжественно празднует светлую память всех святых, в земле Русской просиявших, прославленных Богом за их богоугодные подвиги и святую жизнь. Это первенцы православного русского народа, искупленные бесценной Кровью Христовой и освященные благодатью Святого Духа, приведенные к Богу Отцу Иисусом Христом. Это благословенные плоды святой православной веры, христианства, насажденного в среде нашего русского народа. Вспомните, чем было наше Отечество до принятия христианства? Дикой, варварской страной, где идолам приносились человеческие жертвы, где жизнь протекала в войнах, разврате, жестокости и насилии. Но лишь только засиял луч христианской веры в России, как жизнь народа сразу переродилась. Из жестокого, развращенного, языческого наш народ под влиянием христианской веры стал народом кротким, отличающимся редкостной добротой души, простотой веры, преданностью Иисусу Христу и Божией Матери, такой преданностью, что за православную веру люди русские всегда готовы были не пощадить и самой своей жизни. И вот в среде этого просвещенного верою нашего православного народа воспиталось и прославилось множество угодников Божиих: преподобных, мучеников, святителей, святых жен, Христа ради юродивых, так что нет такого уголка в России, нет крупного города, который не имел бы в своих пределах светильников и молитвенников за землю Русскую. Возжженный на горах Киевских свет христианской веры принес свои обильные плоды в лице преподобных отцов Киево-Печерской Лавры... На севере нашей страны, кому не известны прославленные святые, такие, как, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Герман и Сергий Валаамские чудотворцы? В пределах Новгородских и Вологодских, кому не известны подвигами преподобные отцы Кирилл Белозерский, Кирилл Новоезерский, Нил Сорский , Ферапонт Можайский и многие другие? Рязань красуется прославленным своим святителем Василием Рязанским, мучеником Романом. Переславль имеет своими светильниками преподобных Даниила и Никиту Переславских. Москва имеет своих покровителей и молитвенников в лице первосвятителей – святых Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. Города Ярославль, Смоленск, Вологда, Казань, Астрахань, Муром, Ростов, Владимир – все имеют своих заступников и молитвенников пред Престолом Божиим. Даже далекая Сибирь – и та сияет такими светильниками, как, например, Иннокентий и Софроний Иркутские, Симеон Верхотурский, Иоанн Тобольский .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010