Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Россия, Архангельская обл., пос. Соловецкий. В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигли Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера, они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобный Савватий и Герман прожили шесть лет. Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу. Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь. Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским, и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями. Зосима стал игуменом обители после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове. В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне. Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (+ 1478) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 17 стр. в день преставления, 8 авг. в день первого и второго перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Родители прп. Зосимы были крестьянами села Толвуй на Онежском озере. Звали их Гавриил и Варвара. Грамоте он научился дома и очень любил читать духовные книги. Когда же родители захотели его женить, он скрылся от них, принял постриг, но в монастырь не пошел и стал проводить отшельническую жизнь, моля Бога, чтобы Он послал ему наставника, который научил бы его правильной иноческой жизни. Такого наставника он обрел в лице прп. Германа (память его 30 июля), сподвижника прп. Савватия Соловецкого (память его 27 сент.). Они положили вместе удалиться на этот остров, но перед отъездом прп. Зосима успел похоронить родителей и раздать их имущество бедным. Высадившись на острове, они совершили всенощное бдение и переночевали в палатке. Но утром прп. Зосима был испуган видением дивной церкви на воздухе, причем яркий свет осиял всю местность; после прп. Герман рассказал ему, что ангелы прогнали с острова мирян, и повторил ему пророчество прп. Савватия, что тут будет обитель. Сподвижники начали строить кельи и обрабатывать землю. Но когда прп. Герман поехал на берег за покупками, то настала зима и разлучила их. В полном одиночестве пришлось прп. Зосиме бороться с бесовскими страхованиями, ободряя себя словами Псалмопевца: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54, 23). Припасы его кончились. Однажды неведомые люди принесли ему корзину с едой, обещали прийти еще и исчезли. Весной вернулся прп. Герман с рыболовом Марком, который после стал монахом. Они привезли припасы и рыболовные сети.

http://sedmitza.ru/lib/text/437090/

Скачать epub pdf Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего игумена Зосимы, основателя Соловецкого монастыря 300 Прошел год после кончины преподобного Савватия, и пожелал Человеколюбец Бог возродить то место, на котором преподобный провел в подвигах многие годы, чтобы труды угодника Божьего не остались в забвении. И захотел Бог еще больше прославить остров Соловецкий, как предсказано было ангелами той женщине карельской: «Это место благоволил Бог избрать для устроения иноческого жительства». И Божьей волей и молитвами Пречистой Богородицы сбылось это предначертание. В одной деревне, называемой Шунга, у богатых и благочестивых родителей был сын по имени Зосима. С юных лет имея ангельский нрав, избегал он детских забав. Прежде родители его жили в Великом Новгороде, а потом поселились в деревне ближе к морю. Ибо на море хотел Бог прославить угодника своего. Отрекся Зосима от мира и жил отшельником. И как олень стремится на источник вод, так желал он найти место пустынное, чтобы уединиться и в молитвах наедине с Богом беседовать. И размышлял он так: «Я лишь наполовину отрекся от мира, только словами. В Писании же сказано: «Не за слова дается награда, но за дела» и «Не слушающие закон спасаются, но исполняющие его» 301 . А я постоянно вижу перед глазами своими родителей и родственников, и друзей, и знакомых, и нахожусь среди них – в чем же тогда отказ мой от мира? Написано ведь: «Не любите мира, ни того, что в нем» 302 . Ведь невозможно одним оком смотреть на небо, а другим – на землю, и одному рабу служить двум господам: либо одного возлюбит, а другого возненавидит, либо одному станет усердствовать, а о другом не радеть, то есть нельзя служить и Богу, и мамоне» 303 . Об этом размышлял постоянно раб Божий Зосима в сердце своем и разгорался любовью к Богу во все дни и ночи, желая от мира уйти. И искал помощника себе в духовном подвиге. И в скором времени, по Божиему промыслу, встретил Зосима старца по имени Герман, который прежде с блаженным Савватием жил на острове Соловецком. И Герман в духовной беседе поведал ему об острове и о том, как блаженный Савватий на нем подвизался. И слушая его, возрадовался духом Зосима и просил Господа, возводя очи к небу: «Господи Владыко Человеколюбие! Наставь меня на путь, которым спасусь, Всемилостивый!» И тогда просветились его очи сердечные, и просил он у Германа разрешения идти вместе с ним на остров Соловецкий. Обратился же к нему с такими словами: «Говорит Давид Богоотец в песнях: «Спроси отца твоего и старцев твоих – и они скажут тебе» 304 , – и открыл Герману сокровенное желание сердца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Соловецкие острова. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Вознесенский скит. Скит. Действует.   Год основания:1857. Адрес: Архангельская область, Соловецкий район, остров Большой Соловецкий. Координаты: 65.10463, 35.5867 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее пешком до Свято-Вознесенского скита. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Гора " Секирная " наиболее почитаемое монахами место и одна из интереснейших достопримечательностей Соловецких островов. Считается, что именно у горы Секирной впервые высадились на Соловки Герман и Савватий. А в 1429 г. они поставили здесь крест и выстроили небольшую келью. " Преподобные руками работали, а устами славословили Господа, приближаясь к Нему путем непрестанной молитвы и пения псалмов Давидовых " . До них на острове не было постоянных жителей, лишь изредка здесь бывали рыбаки. Во времена первого поселения на Соловках преподобных Савватия и Германа в 1430 г. у подножия Секирной горы произошло чудо. Семейство с поморья близ Кеми, узнавши, что на Соловках поселились постоянные обитатели, задумало основаться рядом с отшельниками близ озера. Согласно легенде, Ангелы высекли здесь розгами жену корельского рыбака и запретили местным жителям селиться на Соловках, ибо «на острове этом иноки жить будут, и соберется здесь множество братии, и будет прославляться имя Божие на месте сем, и храм во имя Иисуса Христа воздвигнут ими будет». После этого рыбаки удалились с острова, и уже никто не осмеливался заводить поселения на Соловках. Узнав о происшедшем, Преподобные Савватий и Герман возблагодарили Бога, определившего Соловецкий остров в жилище инокам. В память об этом чуде гора посреди Соловецкого острова получила название " Секирной " . Эта легенда высечена монахами на камне у подножия горы. 

http://sobory.ru/article/?object=03580

Будучи воспитан благочестивыми родителями, святой с детских лет стремился посвятить свою жизнь Богу. Поскольку Г. жил на Карельском берегу Белого м., он бывал с рыбаками-поморами на Соловецких о-вах. Местом подвигов святого было с. Сороки (ныне г. Беломорск) в устье р. Выг, где он жил возле часовни. Там он повстречался с прп. Савватием, мон. Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря . Подвижники решили переселиться для иноческих подвигов на Соловецкий о-в. Достигнув его на 3-й день плавания, они водрузили на месте высадки - в сев. части острова, у губы Сосновой,- крест, затем поставили 2 кельи. Согласно «Соловецкому летописцу» (старший список - РНБ. Солов. 245/245, 2-я пол. XVI в.), это произошло в 1429 г. («в лета 6937 из Валамского монастыря прииде на Соловецкий остров преподобный Савватий и с ним авва Герман из Сумы [совр. Сумский Посад, недалеко от Беломорска.- Авт.], и поживе Савватий з Германом вобше 6 лет» - Л. 326 об.). Эта датировка является наиболее распространенной в историографии и, по-видимому, наиболее надежной, несмотря на то что ее подвергали сомнению нек-рые исследователи ( Лихачёв Д. С. Соловки в истории рус. культуры//Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 12-13; ср.: Дмитриева. О раннем периоде. С. 93-94). По составленному в 1617/18 г. «Написанию о Соловецкой обители», к-рое содержит оригинальные хронологические выкладки, преподобные Г. и Савватий прожили «пустынным житием» 15 лет ( Буров, Охотина-Линд. Три произведения. С. 166), т. е. поселились на Соловках ок. 1420 г. (прп. Савватий скончался 27 сент. 1434 или 1435). Однако сведения этого позднего источника противоречат ранней редакции Жития прп. Савватия, к-рая дает основание считать временем поселения прп. Савватия в Валаамском мон-ре 1426 г. (дата помещена в начале Жития, где повествуется о переселении святого из Кирилловой Белозерской обители на Валаам), следов., переход на Соловки совершился позднее. Косвенно эта дата подтверждается свидетельством свт. Геннадия , архиеп. Новгородского, о своем духовном ученичестве у прп. Савватия в бытность последнего в Валаамском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/164711.html

Соловецкий монастырь в XV – начале XX в История Соловецкого монастыря берет свое начало в то время, которое принято называть золотым веком русской святости. Эпоха, когда Русь стала подниматься на борьбу с ордынским игом, явилась отправной точкой объединения раздробленной страны вокруг Москвы; тысячи и тысячи мудрых искателей Царствия Божия потянулись в дикие леса, призываемые монашеским подвигом. Вокруг лесных отшельников постепенно собирались ученики, пустынные места осенялись небольшими храмами, а уклад жизни в новых обителях, чаще всего, строился на основе строгого общежитийного устава, к тому времени уже почти забытого на Руси. В монастырях-общежитиях устанавливалось полное равенство между насельниками, они вместе молились в храме, имели общий стол, разумно делили между собой хозяйственные заботы. Главное же заключалось в том, что в таких монастырях, если духовно они были выстроены без изъяна, царствовал дух братской любви – начаток настоящей любви к Богу. Ни раньше, ни потом ничего подобного в истории Русской Церкви не было. У основ этого монашеского движения, знаменующего собой пробуждение, доселе скрытых, духовных сил народа, стояла величественная фигура преподобного Сергия Радонежского. Новые монастыри становились центрами духовной, а затем, культурной и хозяйственной жизни целых регионов, играя важную роль в освоении обширных и, прежде, почти безлюдных окраин страны. Первым монахом на Соловках стал сподвижник ученика преподобного Сергия – преподобный Савватий. Желая увенчать свою долгую монашескую жизнь суровой аскезой и решающей битвой с духами зла (которые, согласно древнему монашескому преданию, обитают в пустынных и безлюдных местах), Савватий решил поселиться отшельником на необитаемом Большом Соловецком острове, затерянном в ледяных водах Белого моря. Собирался сделать он это в столь преклонном возрасте, что опытные люди отговаривали его от подобного шага, боясь, что в первую же сумрачную зиму на Соловках старик погибнет. В 1429 г., преодолев на небольшой лодке морское пространство, Савватий и его молодой ученик Герман добрались до острова, отыскали в северной его части удобное место, поставили там крест и крохотные келейки. Соловецкий лес стал для них тем, чем для египетских первоначальников монашества III–IV вв. была пустыня. И, если там отшельники принуждены были выносить зной и песчаные бури, то здесь – злые вьюги и морозы, не прекращавшиеся, порой, по полгода, а то и дольше. В эти зимние месяцы Соловки бывали совершенно отрезаны от материка полосой подвижных льдов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жития Зосимы и Савватия соловецких Подготовка текста Р. П. Дмитриевой, перевод и комментарии О. В. Панченко ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ Жития Зосимы и Савватия Соловецких были созданы на рубеже XV–XVI вв. двумя выдающимися книжниками – соловецким игуменом Досифеем и митрополитом Киевским Спиридоном. Кроме них в создании житий принимали участие преп. Герман Соловецкий и выдающийся деятель Русской Церкви конца XV – нач. XVI в. архиепископ Геннадий Новгородский . История создания житий соловецких преподобных рассказана самим Досифеем в его послесловии к житиям («Слове о сотворении жития первоначальников Соловецких Зосимы и Савватия»). Игумен Досифей был учеником преп. Зосимы и после кончины своего старца жил в одной келий с преп. Германом, со слов которого и записал рассказы о жизни преподобных Зосимы и Савватия («памяти ради»). По словам Досифея, Герман был неискусен в «божественном писании» и рассказывал о жизни соловецких святых просто и незатейливо. Некоторое время спустя записи его рассказов были утрачены: их взял почитать некий священноинок, пришедший из Белозерья, и, уйдя, унес их с собой. Так пропали «памяти» о жизни основателей Соловецкого монастыря – живое свидетельство о них «спостника их» преп. Германа. Будучи человеком весьма деятельным (которого по праву считают одним из создателей библиотеки Соловецкого монастыря), Досифей прибыл по монастырским делам в Новгород и при встрече с архиепископом Геннадием рассказал ему о жизни основателей Соловецкого монастыря. Оказалось, что архиепископ Геннадий в молодости был учеником преп. Савватия. Услыхав рассказ Досифея о жизни своего старца на пустынном острове и о создании на месте его подвигов Соловецкого монастыря, Геннадий тотчас благословил Досифея написать жития обоих подвижников. Так было положено начало созданию житий соловецких святых – благословением, преподанным ученику преп. Зосимы учеником преп. Савватия, и благоговейным желанием обоих сохранить память об их духовных отцах. Уединившись и заново вспоминая рассказы Германа о жизни Зосимы и Савватия (самого Германа к этому времени уже не было в живых), Досифей сочинил некий «первый опыт» житий соловецких чудотворцев. Разумея несовершенство своего сочинения и нуждаясь в помощи другого, более опытного, писателя, Досифей постарался найти такового в Ферапонтовом монастыре, где в это время находилось сразу несколько видных иерархов Русской Церкви: архиепископ Ростовский Иоасаф, епископ Пермский и Вологодский Филофей и митрополит Киевский и всея Руси Спиридон. Было это в 1503 г. (примерно через год после того, как в Ферапонтове трудился Дионисий, расписавший по заказу архиепископа Иоасафа церковь Рождества Богородицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Северная область Архангельская губерния Обителей мужских 23, женских 7.       Мужские обители Соловецкий монастырь. Знаменитый ставропигиальный первоклассный Соловецкий монастырь находится среди Белого моря, на острове, именуемом Соловки, расположенном в пределах архангельской губернии. От города Архангельска до Соловецкого монастыря водяным путем по р. Северной Двине и морем более 300 верст, от ближайшего же берега материка или от Орлова носа – 40, а до острова Мало-Муксаломского 25 верст. Пространство острова в длину по прямой линии 25, в ширину 16 и в окружности – до 100 верст. Вблизи Соловецкого острова находятся пять других островов: Анзерский, Муксаломский большой, Муксаломский малый, Заяцкий большой, Заяцкий малый и несколько небольших прибрежных. Кроме того, с 1897 г. Соловецкому монастырю принадлежит еще и остров Кондостров, лежащий на пути к г. Онеге. Соловецкий остров, как уже было сказано выше, не очень велик по размерам. Тем не менее, природа его весьма разнообразна и живописна: лесистая, с волнистою грядою каменистых холмов поверхность его испещрена множеством озер, число которых доходит до 442. Вокруг Соловецкого острова живописными группами расположился ряд более мелких островов с приютившимися на них обителями, из которых большая часть подчинена Соловецкому монастырю. До первой четверти XV столетия Соловецкий остров был совершенно необитаем. Дикая, суровая природа, отдаленность места и уединенный характер его не привлекали сюда поселенцев. Только изредка захваченные на море неблагоприятной погодой суда приставали к острову для стоянки, да еще промышленники на короткое время появлялись здесь для рыбной ловли и охоты за зверями. Первыми поселенцами острова были преподобные Герман и Савватий, соловецкие чудотворцы и основатели одной из знаменитейших обителей русских – Соловецкой. Прп. Герман, с юных лет посвятивший себя на служение Богу, проводил полную подвигов и суровых лишений отшельническую жизнь на Корельском берегу, близ реки Выги. В 1428 году сюда пришел прп. Савватий, постриженик Кирилло-Белозерского монастыря, с намерением переправиться на Соловки и поселиться там для иноческих подвигов. Савватий встретился с Германом и сообщил ему свое намерение, которое Герман одобрил и решил осуществить его вместе с Савватием. Переправившись с Божьей помощью через бурное Белое море и достигнув Соловецкого острова, иноки избрали себе место для поселения и водрузили крест близ горы Секирной, отстоящей теперь от монастыря на 12 верст. Это событие произошло в 1429 году, который и считается годом основания обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Через год по кончине преп. Савватия, в Поморский край пришел инок, по имени Зосима, родом из села Толвуя, на берегу Онежского озера, искавший удобного места для безмолвия. На устье р. Сумы встретил он блаженного авву Германа, и узнал от него о подвигах преп. Савватия. Зосима обрадовался и вместе с Германом пустился в ладье, через Белое море, на Соловецкий остров. Прибыв безбедно на желаемое место, пустынники ходили по острову с мыслию, где бы Бог благословил устроить обитель, и остановились недалеко от морского берега, на берегу озера с приятною водою. Помолясь Господу, отшельники начали рубить деревья для сооружения кельи; днем они занимались работою, а ночь проводили в молитве. В исходе лета Герман отправился на Сумский берег, чтобы запастись хлебом и надеялся возвратиться осенью. Но ветры и потом снег не позволили ему пуститься в море, и он провел зиму на берегу. Зосима остался один. Весною Герман привез с собою запас хлеба и рыболова Марка с снастью для рыбной ловли. Когда разнеслась молва о новом подвижнике Соловецком, к преп. Зосиме стали приходить любители безмолвия, он принимал их с любовию. Срублен был небольшой храм Преображения Господня и при нем трапеза. Послали одного монаха в Новгород, чтобы испросить благословение владыки и антиминс для храма. Возблагодарив Господа за благодать, одушевившую таким мужеством рабов Его, святитель (вероятно св. Евфимий (1429–1457)) послал игумена Павла с антиминсом для освящения храма и для управления новым братством. Так началась обитель Соловецкая! Для содержания своего, братия рубили дрова, копали под огород землю, доставали из озер соль. Последнюю, по времени, продавали они и для сторонних людей, которые стали ездить на остров и взамен соли привозили хлеб. Как настоятели, посылаемые на остров, не могли уживаться там, то братия решились избрать игумена из среды себя и стали просить первоначальника своего, преп. Зосиму, чтобы он принял на себя игуменство. Смиренный подвижник отрицался, но вызванный архипастырем в Новгород, должен был хотя против воли принять на себя священство и игуменство. Возвратившись на свой остров, преп. Зосима ревностно занялся устроением внутреннего быта обители. Постановив непременным правилом для нее общежитие, он внушил братии вести жизнь иноческую так, как заповедали великие отцы общежития. Поныне известен устав его о жизни братии. Слух о высокой духовной жизни преп. Зосимы привлекал на остров ревнителей вечного спасения со всех сторон. Даже Лопари и Чудь, даже Норвежцы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

“Похвальное слово русским преподобным” — творение Соловецкого инока Сергия (Шелонина) 11 ноября, 2012. Олег Панченко Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 27, 2000 (Из археографических разысканий) Соловецкий монастырь всегда славился своими подвижниками, среди которых было немало общерусских святых: основатели монастыря преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, митрополит Филипп (Колычев), игумен Иринарх, строитель Анзерской пустыни Елеазар и многие другие. Один из наиболее ярких периодов в истории Соловецкого монастыря — вторая треть XVII в., время, на которое приходится деятельность учеников игумена Иринарха, среди которых особое внимание привлекает известный соловецкий писатель-инок Сергий (Шелонин) 1 . В Соловецком монастыре он прожил длинную (с 1619 по 1665 гг.) и чрезвычайно деятельную жизнь. Будучи личностью яркой и многогранной, Сергий (Шелонин) оставил заметный след в духовной жизни Соловецкого монастыря, и особенно — в сфере соловецкой книжности. При его участии и под его руководством в соловецком скриптории были созданы новые редакции сочинений отцов Церкви: аввы Дорофея, преподобного Иоанна Лествичника, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Григория Синаита и святителя Григория Паламы. Собственная литературная деятельность Сергия (Шелонина) также отличалась поразительной плодотворностью: им были написаны службы, жития и похвальные слова многим севернорусским святым 2 . В 40-е годы XVII в. Сергий (Шелонин) принял активное участие в деятельности Московского Печатного двора. По просьбе патриарха Иосифа им было подготовлено к печати первое в России издание “Лествицы” преподобного Иоанна Синайского, вышедшее в свет в 1647 г. 3 . В 1647 г. Сергий (Шелонин) был поставлен патриархом Иосифом в сан архимандрита Костромского Ипатьевского монастыря. Однако пробыл он в Ипатьевском монастыре недолго — всего несколько лет, и в начале 50-х гг. XVII в. возвратился в Соловецкий монастырь, где продолжил свою книжную деятельность 4 .

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010