Православные вспоминают перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких 21 августа, 2014. Новостная служба Сегодня Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Также в этот день православные вспоминают преподобного Германа Соловецкого. 21 августа. ПРАВМИР. Сегодня Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Также в этот день православные вспоминают преподобного Германа Соловецкого. Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь искали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам, потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл туда с преподобным Германом. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий отошел в вечность. Преподобный Герман отплыл с острова и вскоре в устье реки Сумы встретил инока Зосиму, искавшего уединенного места. Вместе они отправились в плавание к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Постепенно к преподобному присоединилось еще несколько отшельников. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. Скончался преподобный Зосима 17 апреля 1478 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/pravoslavnye-vspominay...

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил из села Толвуя Новгородской епархии. Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению Богу, поэтому еще в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей. В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием. В это время скончались родители преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки. В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель. Однажды преподобный Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение было для иноков благословением Божиим основать монастырь. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставили кельи и ограду. Немало испытаний преодолели иноки. Преподобный Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволила его сподвижнику Герману вернуться к зиме с материка, куда он отплыл для обеспечения зимовки. Преподобный Зосима противостоял искушениям и тяготам. Все запасы истощились. Чудесное посещение помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок не спросил, откуда они. Незнакомцы, посетив его, более не возвращались. Преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который вскоре принял монашеский постриг. Другие жители Поморья также стали приходить в обитель. Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая. Устроив монастырь, преподобный Зосима послал к Новгородскому архиепископу одного из монахов за благословением на освящение храма и с просьбою о назначении игумена. Вновь прибывший игумен Павел освятил храм, но в дальнейшем не смог вынести тягот жизни на острове. Второй игумен, Феодосий, также возвратился, и третий из назначенных игуменов, Иона, тоже удалился обратно на материк. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство наставника их преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения во священника и поставления в игумена. Когда преподобный Зосима совершал в своей обители первую Литургию, лицо его светилось, как лицо ангела.

http://pravoslavie.ru/37431.html

VIII. Уставы а. Харатейный. 23. Устав Церковный, имеющий в начале оглавление: «Образ церковного состава иже в Иерусалиме святой Лавры преподобного и богоносного отца нашего Савы.» Писан уставом на пергамене в ¼ листа Сербским наречием на 266 листах, скреплен рукою Патриарха Никона . На 266 листе, на обороте, подписано: «Сий типик Иеромонаха Афанасия кратовца радоника попа и матере его.» По письму относится к 14 веку. Марковы же главы, писанные на бумаге, к 15 веку. По Описи 1846 года значится под 37. б. Бумажные. 24. Церковный Устав, со многими нравоучениями, в лист, на бумаге. Список с первопечатного 1608 года, который напечатан в Москве мастером печатных дел, Онисимом Михайловым Радошевским, с товарищи, повелением Царя и Великого Князя Василия Ивановича Шуйского. «А переписана бысть сия богодохновенная книга устав в дому Пресвятой и Живоначальной Троицы и Великих Чудотворцев Преподобных Отец Сергия и Никона, иж в Маковцы Радонежском, при державе Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России, в 18 лето государствия его. И той же великой обители при Архимандрите Дионисие Старицком, и при Келаре старце Александре и при Казначее Пафнутие Соловецких. А писал сию св. книгу многогрешный и немощный и грубый чернец Герман Тулупов Стариченин, по повелению Священника старца Дионисия Можаитина в лето от создания мира 7138 (1630).» По Описи 1846 года значится под 6. 25. Церковный Устав, в лист, полууставом мелкого письма, писан по повелению Патриарха Филарета Никитича в 1622 году, скреплен по листам рукою Патриарха Никона . В конце есть «Поучение Антония, Митрополита Московского и всея России, в лето 7084 (1576) Попом и Диаконом,» доселе не известное в обзорах церковной письменности этого периода. В Месяцелосове при сем Уставе, под 18 числом Генваря, показано: «Память Св. Мученик, триех отроков Спеусипа, Велесипа и Иеласипа, иже бяху учаша кони. Кондак им: «Яко светила трие в Руси восиявша, мучения лучами светом озариста страсторепца славная: Спеусипе, Велесипе, от них же Иевласип, яко солнце посреде восия. тем же свопияста никто же нас отлучит от любви Христовы.» нет нигде иных сведений о сих Св. мучениках, по своим именам, очевидно, принадлежавших к языческим времена Руси! 4

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути» (23, 27), и, внимательно всматриваясь в их подвиги и «взирая на кончину их жизни», стараемся, с помощью Божией, «подражать вере их» ( Евр. 13:7), дабы Господь и впредь не оставлял бы землю нашу Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века. День всех святых, в земле Российской просиявших – праздник, который совершается во вторую неделю по Пятидесятнице, т.е. во второе воскресенье после Троицы. Святые Церкви — наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник» (14, 495-496). Впрочем, «в русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути» (23, 27), и, внимательно всматриваясь в их подвиги и «взирая на кончину их жизни», стараемся, с помощью Божией, «подражать вере их» ( Евр. 13:7), дабы Господь и впредь не оставлял бы землю нашу Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века. Подвигом русских святых освящена вся Россия. Они не только спасали души, но и руководили духовной и повседневной жизнью мирян – св. Серафим Саровский, Оптинские старцы. Они создавали русскую литературу, начиная с праведных летописцев и заканчивая свв. Димитрием Ростовским и Тихоном Задонским. Они устраивали государственную жизнь – святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Алексий Митрополит Московский, Патриарх Ермоген; они покоряли и преображали дикую природу – Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие, Псковские преподобные и многие другие. Нет сословия в России, из которого не вышли бы святые угодники Божии. Благодаря им из всех многочисленных народов только русский народ избрал в названии своей страны слово «Святая» – Святая Русь.

http://pravmir.ru/6-iyunya-prazdnik-vsex...

Документальные фильмы можно будет посмотреть на YouTube 4 сентября. ПРАВМИР. Член Комиссии по миссионерству и катехизации Москвы,катехизатор Алексей Волков снял серию документальных фильмов о Спасо-Преображенском Соловецком монастыре. Съемки на Соловках велись в августе этого год, сообщает информационное агентство «Днесь. Насущные новости» . В общей сложности в планах авторов выпустить цикл фильмов. Первый из них посвящен краткой истории Соловецкого монастыря, он уже доступен для просмотра в интернете. Вторая серия расскажем о храмах и постройках обители, третий эпизод будет называться «Преподобные Зосима, Савватий и Герман и святитель Филипп Колычев», а четвертый расскажет про «Соловецкие озера и каналы». Позже авторы проекта намерены еще два фильма – «Соловки глазами ребенка» и «Дивный Анзер». Алексей Волков работал на Соловецких островах экскурсоводом восемь лет. Ранее совместно с редакцией миссионерского медиа-проекта «ВПравославии» он создал короткометражный фильм о великой княгине Елизавете Фёдоровне Романовой. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 декабря, 2023 7 ноября, 2023 21 августа, 2009 21 августа, 2010 25 ноября, 2010 8 февраля, 2024 6 февраля, 2024 25 января, 2024 1 января, 2024 16 декабря, 2023 7 ноября, 2023 21 августа, 2009 21 августа, 2010 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/moskovskiy-katehizator...

Его Блаженство приветствовал владыку Панкратия Пасхальным приветствием и рассказал о том, что принимал утром участие в освящении Никольского собора в Кронштадте, отметив, что это «двойной праздник: для Кронштадта и всего православного мира». Его Блаженство напомнил также слова апостола Павла о том, что, когда страждет один член тела, с ним состраждут и другие, и когда радуется один член — с ним радуются и другие (ср. I Кор. 12:26-27). Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь расположен на островах Валаамского архипелага в Карелии. Самый большой остров — Валаам, давший название архипелагу, второй по размерам — остров Скитский. По преданию апостол Андрей Первозванный установил на «горах Валаамских» каменный крест. Первыми христианами, поселившимися на Валаамских островах и положившими начало обители, стали двое иноков — Сергий и Герман. Известно, что пришли они из «восточных стран» (так в средние века называли славяне территорию Византийской империи). Основанный, по мнению ряда историков, в XI-XII вв., к концу XV века Валаамский монастырь называли уже «честною и великою лаврою». Основатели многих знаменитых русских обителей (например, преподобные Александр Свирский, Савватий Соловецкий) были выходцами с Валаама. К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но периодические нападения шведов привели к запустению обители. В 1715 году Петр I издал указ о восстановлении Валаамского монастыря. Наибольший подъем обители пришелся на XIX век. При игумене Ионафане II был построен величественный Спасо-Преображенский собор, рассчитанный более чем на 3000 человек. К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек. После Октябрьской революции Валаам вошел в состав Финляндии. Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. монастырь попал в зону боевых действий, и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, в начале февраля 1940 года покинули острова, увезя с собою все самое ценное (включая подлинник иконы Валаамской Божией Матери, другие святыни и колокола). Они основали Ново-Валаамский монастырь, а на старом Валааме иноческая жизнь прервалась почти на 50 лет.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3008925...

Преподобный Савватий Соловецкий (+ 1435) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 27 сент. в день преставления, 8 авг. в день перенесения мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых В начале XV в. Савватий из Кирилло-Белозерского монастыря, избегая славы человеческой, перешел на Валаам, но оттуда он по той же причине удалился на Белое море. Здесь он услышал о Соловецких островах, хотя и богатых лесом, рыбой и ягодами, но крайне неудобных для жизни по трудности сообщения с берегом. Тщетно отговаривали местные крестьяне немощного старца поселяться там. Он отвечал им: «Я, чада, имею такого Владыку, Который природу у старика делает юной, равно как и младенца возвращает до лет преклонной старости; Он обогащает бедных, одевает нагих, дает потребное нищим и малой пищей досыта насыщает алчущих, подобно тому как некогда в пустыне насытил Он пять тысяч человек». При устье реки Ваги прп. Савватий встретил инока Германа из Валаамского монастыря и вместе с ним в простой рыбачьей лодке отплыл на Соловецкие острова. Это было в 1429 г. Поселились они в красивой горной местности около горы Секирной, на берегу озера, в 12 верстах от теперешней обители. Они стали обрабатывать землю, непрестанно творя молитву. Но злые люди позавидовали им, и, чтобы изгнать оттуда святых старцев, на острове поселился рыбак с семейством. Тогда жене его явились светозарные грозные юноши, которые повелели ей с семейством скорее уходить с острова, чтобы не погибнуть злой смертью, потому что Бог назначил этот остров для одних иноков, и изгнали их оттуда. С тех пор никто из мирян не дерзал больше селиться там. Через несколько лет прп. Герман ушел на реку Онегу, и прп. Савватии остался один. Пустыннические труды его ведомы одному Богу, но самая природа острова достаточно говорит о них. Достигнув глубокой старости, прп. Савватии вернулся на реку Вагу, так как он опасался умереть, не причастившись Святых Христовых Тайн. Там в часовне, при которой была устроена келья, он встретил игумена Нафанаила, пришедшего навестить местных жителей. Он исповедал и причастил святого старца, после чего пошел в деревню причащать больного, а преподобный остался ждать его у часовни. В это время пришел туда некий раб Божий Иоанн, купец, плывший с товарами, и, увидев святого старца, просил его благословения. Они вступили в беседу, и преподобный наставлял его от Священного Писания к доброй жизни. Потом сказал ему: «Ночуй здесь, ты увидишь благодать Божик». Иоанн хотел плыть далее, но разразилась гроза, и он поневоле остался ночевать. Утром, войдя в келью, чтобы принять от преподобного напутственное благословение, он увидел, что святой старец сидит в клобуке и мантии, а рядом с ним стоит кадильница, и вся келья полна благоухания: он уже скончался. Когда вернулся игумен Нафанаил, они оба много и горько плакали, рассказали друг другу о преподобном и похоронили его святое тело (1435), а в 1465 г. прп. Зосима перенес его на Соловецкий остров.

http://sedmitza.ru/lib/text/437696/

сейчас происходит процесс передачи исторических объектов музея монастырю, и необходимо продумать все последствия, все плюсы и минусы такого перехода В Москве начинает работу выставка, иллюстрирующая уникальность Соловецкого историко-культурного комплекса, сообщает Интерфакс-Религия . «Выставка посвящена Соловкам как уникальному объекту всемирного наследия. Представлена большая экспозиция карт по Соловкам, артефакты, исторические предметы, связанные с дореволюционным паломничеством в Соловецкий монастырь, книги, путеводители, фотографии», — рассказал во вторник один из организаторов, сотрудник НИИ культурного наследия, руководитель Морской арктической комплексной экспедиции Вячеслав Столяров. По его словам «сейчас происходит процесс передачи исторических объектов музея монастырю, и необходимо продумать все последствия, все плюсы и минусы такого перехода», а также возможности дальнейшего сотрудничества с ЮНЕСКО, включившего историко-культурный ансамбль Соловецких островов в свой список Всемирного наследия еще в декабре 1992 года. На выставке также представят издательскую деятельность монастыря и концепцию восстановления и сохранения Соловецкой обители. Выставка откроется в рамках начинающего свою работу международного научно-практического семинара по управлению духовным наследием, организованного под эгидой ЮНЕСКО. Экспозиция подготовлена Спасо-Преображенским Соловецким монастырем в сотрудничестве с Соловецким отрядом Морской арктической комплексной экспедиции Института наследия. Гостей ждут по адресу ул. Космонавтов, д.2, станция метро «ВДНХ». Историческая справка: В середине XV века на пустынные Соловецкие острова прибыли православные подвижники преподобные Зосима, Савватий и Герман, искавшие уединения для молитвенного подвига во славу Господа. В результате многовекового коллективного труда монастырской братии архипелаг площадью в три сотни квадратных километров превратился в особое духовное пространство  этому способствовали и удаленность монастыря, шесть месяцев в году изолированного от материка, и отсутствие здесь светских поселений. На Соловках сложился особый монашеский мир с совершенно иными ценностями и иным течением времени. В народном сознании Соловки являлись вместилищем особой святости; многое, связанное со Спасо-Преображенским монастырем, воспринималось как чудо. Исполинские стены и башни монастырской крепости формировали образ духовной твердыни Беломорья.

http://pravmir.ru/vystavka-posvyashhenna...

Скачать epub pdf Наказание притеснителю иноков 600. Пастух, отнявший у монастыря пещеру, был жестоко наказан: он лишился своих стад и впал в тяжкий недуг; после покаяния преподобный Дионисий вернул ему здоровье По удалении Дионисия из обители принадлежащее ей место, весьма полезное и в том отношении, что там находилась пещера с живительным источником воды, занял пастух, устроив свой шалаш и скотный двор. Ученики преподобного напрасно просили его удалиться, пастух и слышать не хотел. Наконец, преподобный возвратился и, узнав об этом насилии, кротко убеждал пастуха оставить обитель в покое и не отнимать иноческого достояния. Но тот, вместо повиновения, досаждал старцу и знать его не хотел. Тогда преподобный присовокупил: “Если есть воля Божия жить здесь инокам, то ты увидишь это.” И несчастный пастух увидел последствия своего безрассудства. В тот же день, когда стада его рассыпались на пустынных пажитях вокруг монастыря, от скалы отвергся огромный камень и передавил значительную часть овец. Мало того, в стадах пастуха день ото дня умножался падеж, так что в короткое время он лишился всех стад и сам впал в тяжкий недуг, от которого никакие обыкновенные средства не могли его восставить. Когда о его несчастии узнали соседи и выведали о причине недуга, то посоветовали ему обратиться к преподобному и просить у него прощения и исцеления. Больной так и сделал. Преподобный, тронутый его страдальческим положением, благословил и в течение седмицы, питая его братской трапезой, совершенно возвратил ему здравие. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 46). 601. Жена рыбака, нарушившего покой соловецких подвижников, была наказана Ангелами К утешению пустынников, Господь особенным знамением показал будущее предназначение Соловецкого острова. Прибрежные жители стали завидовать преподобным, считая себя наследственными владельцами всего побережья и островов Белого моря. И вот по общему совету один рыбак с женой и со всем домом приплыл на остров и поселился недалеко от келии иноков. Преподобные Савватий и Герман не прерывали порядка своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

История Соловецкой обители В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга. 20 июля, 2009 В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга. Чем знаменит Соловецкий монастырь? Где находится Соловецкая обитель? Что мы знаем о подвижниках и насельниках монастыря? Соловецкий монастырь находится на Соловецких островах в Белом море. Точный адрес: Россия, Архангельская область, Приморский район, Соловецкое сельское поселение, посёлок Соловецкий, Соловецкие острова. Добраться на Соловки можно через Архангельск (из аэропортов Васьково и Талаги или через Северное морское пароходство) или Кемь (из порта в пригороде Кеми — Рабочеостровска). Карта архипелага Официальный сайт Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Основатели Соловецкого монастыря В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга. В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему». Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу.

http://pravmir.ru/istoriya-soloveckoj-ob...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010