Соловецкий монастырь: 10 важнейших мгновений из истории великой обители Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви видели все. В этом утверждении нет преувеличения — монастырь изображен на 500-рублевой денежной купюре. Без этого одновременно трагического и прекрасного места невозможно представить себе историю России. Сегодня монастырь — известнейший центр паломничества. 1 1429 — как всё начиналось До первой четверти XV столетия Соловецкий остров был необитаем. К диким берегам изредка причаливали промысловики и укрывались от штормов проходящие корабли. Первыми поселенцами стали соловецкие чудотворцы Герман и Савватий. Герман был отшельником на Корельском берегу, Савватий — пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря. Для иноческих подвигов они в 1429 году переправились через Белое море, поставили крест в 12 верстах от нынешнего местонахождения монастыря и поселились в хижине. Молились, трудились, с трудом находя себе пропитание. На шестой год жизни на Большом Соловецком Герман отлучился на материк. Савватий, понимая, что приближается час его смерти, также переправился на берег, причастился и скончался близ деревни Сороки. Преподобный Герман встретил новгородского отшельника Зосиму и вернулся на остров уже вместе с ним. В 1436 году иноки соорудили себе келию, и у Зосимы было видение — в каком месте основать монастырь. Савватий и Герман плывут на Соловецкий остров Скоро к отшельникам начали стекаться из разных мест иноки и миряне, которые просили принять их. Началось строительство келий. На том месте, где Зосиме было видение небесной обители, поставили небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня и Чудотворца Николая. Новгородский архиепископ Иона дал благословение новосоздавшейся обители и назначил игумена Феодосия. Первое время новгородцы и жители Корельского побережья относились к инокам враждебно — им не нравилось, что на землях, которые они считали своими, где привыкли промышлять зверя, появились новые хозяева. Были попытки и монахов выжить, и монастырь уничтожить. Но Зосима вместе с братьями терпели, смирялись и всеми силами старались обитель свою развивать. Им удалось с помощью состоятельных новгородцев приобрести большие участки земли с различными промыслами и угодьями. Одной из щедрых благотворительниц монастыря была известная новгородская посадница Марфа Борецкая. Наконец Зосима выхлопотал от Великого Новгорода грамоту монастырю на вечное и исключительное владение всеми соловецкими островами. С этого времени Соловецкая обитель начала быстро возвышаться. Когда игуменом был назначен сам преподобный Зосима, он смог и определить устав, и дать окончательное устройство иноческой жизни, и перевезти в монастырь мощи преподобного Савватия. Нетленные мощи были погребены за алтарем Успенской церкви в 1465 году. Монахи построили трапезную, поварню, пекарню, определив уже основные элементы будущего соборного комплекса.

http://sever.foma.ru/soloveckij-monastyr...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких после Литургии в Соловецком монастыре 21 августа 2017 г. 22:41 21 августа 2017 года, в день памяти перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы вспоминаем основоположников монашеского жития здесь, на Соловецком архипелаге, — святых преподобных Зосиму, Савватия и Германа Соловецких. Савватий и Герман прибыли на эти острова в 1429 году, в первой половине XV века; позднее присоединился и Зосима. Несмотря на тяжелейшие условия, одиночество, огромные риски, они не просто выжили здесь, на Севере, но совершили чудо, положив начало монашеской жизни. Почему же прибыли на эти холодные острова Савватий, Герман, а затем и Зосима? Что их сюда привело? Даже на материке их жизнь не была простой и безопасной, но они не побоялись опасностей и приплыли именно сюда. Для чего? Разве в другом месте нельзя было молиться? Можно! Или для того чтобы душу спасти, нужно непременно разорвать всякие связи с окружающим миром? Совсем нет. Почему же преподобные отцы погрузили себя в экстремальную обстановку? Ведь преодоление внешних трудностей требовало огромной отдачи физических и духовных сил — где же тогда место для молитвы? А если нет места для молитвы, то зачем сюда приплывать? Чтобы ответить на поставленные вопросы, нужно понять, что означает подвиг в христианском смысле этого слова. Подвиг вообще — это поступок не во имя себя, а во имя чего-то иного — во имя идеи, во имя Родины, во имя ближних своих. Подвиг — это всякое деяние, которое сопровождается рисками для того, кто его совершает, вплоть до положения жизни своей. Тем не менее люди совершают подвиги, и если вдуматься в то, что собой представляет подвижничество, нельзя не задаться вопросом: а есть ли место для подвига в материалистической концепции человеческой личности, никак не учитывающей высшее начало или Божественное присутствие? Ответ однозначен: нет! Ведь материалистический подход предполагает, что главной задачей человека является сохранение собственной жизни. Именно так обстоит дело в животном мире, где главная задача — выжить самому. Правда, и в животном мире встречаются удивительные примеры самоотдачи — чаще всего это действия самки, защищающей своих детей. Но когда период материнства проходит, самка может и сама растерзать собственного детеныша. Не потому, что звери жестокие, а потому что таковы условия выживания: хочешь выжить — употребляй для этого все силы.

http://patriarchia.ru/db/text/4989834.ht...

Соловецкие святые: удивительные истории подвижников с суровых островов В собор Соловецких святых за пять веков было включено 52 имени, а в собор новомучеников и исповедников Соловецких за двадцать лет вошло более шестидесяти имен. Вспомним некоторых из них. 1 Святые чудотворцы Савватий, Зосима и Герман Святые чудотворцы Савватий, Зосима и Герман —основоположники Соловецкой обители. Преподобный Савватий открыл суровые острова, как идеальное место для иноческих подвигов. Преподобный Зосима положил начало монашескому общежитию, а преподобный Герман сделался их верным спутником и помощником. Прибыв на Соловки в первой половине XV века и зажив на пустынных островах, отделенных от обитаемых мест на сорок верст волнами Белого моря и на восемь месяцев отрезанных от берега, они всецело подчинили себя Богу, поставив главной целью не борьбу с внешними врагами, не материальные успехи, не деятельность для мира, а спасение души. 2 Святитель Филипп Московский Святитель Филипп, происходивший из знатного боярского рода Колычевых, до избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря. В обители он проявил себя не только крепким хозяйственником и руководителем, но и образцом для всей братии в монашеском делании. Возглавив братию, Филипп привел хозяйство монастыря в идеальное состояние, устроил каменную пристань, был строгим, но справедливым пастырем. При нем на Соловках началось каменное строительство. В 1566 году он стал митрополитом Московским и всея России. Во время этого служения он открыто выступил против опричнины царя Ивана Грозного. За это он попал в опалу, был лишен сана в 1568 году и отправлен в тверской Отроч Успенский монастырь. Там в конце декабря 1569 года святитель Филипп был убит приближенным царя Малютой Скуратовым. Тело святого сначала похоронили в Отроче монастыре. В 1591 году монахи Соловецкого монастыря получили разрешение на перенесение мощей святого митрополита в родную для него обитель. В 1652 году митрополит Никон (будущий Патриарх) по благословению Патриарха Иосифа торжественно доставил мощи в Москву. В руки святителя была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой тот молил о прощении грехов своего предшественника Ивана Грозного. Мощи святителя Филиппа были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря.

http://sever.foma.ru/soloveckie-svjatye-...

Два пути Соловков Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, в день памяти прпп. Зосимы и Савватия Соловецких Иеромонах Никон (Париманчук) Соловецкий монастырь      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 15:34 мин. Размер 11.3 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня праздник памяти преподобных Зосимы и Савватия – основателей Соловецкого монастыря. В евангельском рассказе о буре, разразившейся на море во время путешествия по нему апостолов, водная стихия есть образ мира – того мира, о котором говорится: «Не любите ни мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2: 15). Это мирское море вздымается волнами страстей, захлестывает и губит тех, кто не имеет в этом плавании надежного Путеводителя – Христа. Но как сильно надо было стремиться к уединению, стремиться к жизни христианской, созерцательной, чтобы не убояться неверной и опасной стихии холодного моря и вдали от житейских берегов создать обитель иноческую! Большим трудом и подвижничеством под суровым небом создавался Соловецкий монастырь. Преподобный Савватий был выходцем Кирилло-Белозерского монастыря, известного своим строгим уставом. Но, прознав, что есть монастырь с еще более строгим порядком жизни – Валаамский, он перешел туда, однако и здесь, живя в уединении и безмолвии, желал большего. Узнав же, что есть еще далее – на Белом море, в 60 верстах от берега, большой и пустынный остров, он душой возжелал достичь его берегов. Уйдя из монастыря, он поселился на берегу холодного моря в ожидании, как Промысл Божий устроит его дело. Вскоре его здесь встретил Герман, уроженец этих мест, любитель иноческого жития, проводивший дни свои у часовни на этих суровых берегах, который впервые посетил заветный остров с рыбаками в 1428 году. Вместе они отважились преодолеть неверную стихию и достигли Соловецких берегов. Здесь они поставили крест и в келье, построенной своими руками, прожили шесть лет. Но надо было пополнить запас продуктов, и Герман отправился в Онегу за припасами. Долго длились тогда путешествия. Два года отсутствовал Герман, и Савватий, чувствуя болезненность, последовал за ним – возвратился на берег большой земли. Здесь он причастился Святых Христовых Таин и почил в мире в 1435 году.

http://pravoslavie.ru/96336.html

Не бойтесь Соловков, там Христос близко Говорят, что на Соловках можно служить Литургию в любом месте, до такой степени вся соловецкая земля пропитана кровью мучеников. Художник Михаил Нестеров, работавший на Соловках еще до революции, в 1920-х годах, напутствуя знакомого, получившего соловецкий срок, сказал: «Не бойтесь Соловков, там Христос близко». 21 августа, 2012 Говорят, что на Соловках можно служить Литургию в любом месте, до такой степени вся соловецкая земля пропитана кровью мучеников. Художник Михаил Нестеров, работавший на Соловках еще до революции, в 1920-х годах, напутствуя знакомого, получившего соловецкий срок, сказал: «Не бойтесь Соловков, там Христос близко». Говорят, что на Соловках можно служить Литургию в любом месте, до такой степени вся соловецкая земля пропитана кровью мучеников. Древний монастырь, с XVI века использовавшийся как тюрьма, соседствует с бараками Соловецкого лагеря особого назначения 1923-1929 годов. Человеческие страдания ощущаются здесь вместе с радостью воскресения и свободой непобежденной веры. Художник Михаил Нестеров, работавший на Соловках еще до революции, в 1920-х годах, напутствуя знакомого, получившего соловецкий срок, сказал: «Не бойтесь Соловков, там Христос близко». Монастырь, крепость, тюрьма… История Соловецкой обители Соловецкий архипелаг, состоящий из шести больших островов и множества малых островков, находится в Белом море, в 165 километрах от Северного полярного круга. Ближайшие населенные пункты на материке — Архангельск, Кемь и Беломорск. Еще в доисторические времена сюда приплывали саамы и устраивали ритуальные танцы перед камнями-идолами. На островах находились их языческие капища. Затем поморы облюбовали ближайшие к материку острова Белого моря для своих стоянок на промысле. В 1429 году монахи Савватий и Герман причалили на небольшой поморской лодке-шняке к берегу Большого Соловецкого острова. Три дня шли они в ледяном море на веслах, для того что бы приобрести желанное уединение отшельничества. С тех пор на Соловецких островах началась совсем другая жизнь. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера Савватий и Герман воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках. Устроителем самой Соловецкой обители стал преподобный Зосима, сподвижник преподобного Германа. Текст жития повествует о чудесном видении: преподобному Зосиме явилась на востоке прекрасная церковь в небесном сиянии. На месте видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Этому монастырю суждено было стать сердцем духовной жизни, миссионерским центром и форпостом российского государства на севере. Он же стал и самой суровой тюрьмой в России. То, что монастырь — бывший лагерь, хорошо видно и сейчас. Следы тюремной жизни — толстые деревянные двери с глазками, кормушками и ржавыми запорами — сохранились до сих пор.

http://pravmir.ru/tam-gde-zemlya-slivaet...

В день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Соловецком монастыре 21 августа 2020 г. 15:55 21 августа 2020 года, в праздник перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря . Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий ; архиепископ Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Одинцовский Порфирий , наместник Соловецкого монастыря; архимандрит Ианнуарий (Недачин), благочинный Соловецкого монастыря; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха; архимандрит Герман (Чеботарь), духовник Соловецкого монастыря; протоиерей Леонид Калинин , председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации ; насельники Соловецкой обители в священном сане. На богослужении присутствовали: председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, временно исполняющий обязанности губернатора Архангельской области А.В. Цыбульский, первый заместитель губернатора Архангельской области — председатель Правительства Архангельской области А.В. Алсуфьев, генеральный директор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Ходос, многочисленные паломники, приехавшие на праздник в Соловецкую обитель. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Соловецкого монастыря под управлением иеродиакона Афанасия (Савельева). На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

http://patriarchia.ru/db/text/5680114.ht...

Савватиевский скит Соловецкого монастыря Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Савватиевский скит Соловецкого монастыря был основан в 12 верстах к северо-западу от монастыря, на месте, где в течение шести лет жили первооснователи обители преподобные Савватий и Герман, придя на Соловки в 1429 году. Содержание История [ править править код ] Место для основании пустыни было выбрано не случайно: всего в километре находится выход в море - Сосновая губа, рядом - озеро и невдалеке прекрасный ориентир - гора. «Видевшие же место некое стройно и водрузиста хижицу себе близ езера и малым вдалее моря имущее яко поприще едино… и ту начат преподобныи к трудом труды прилагати», - сообщает старинное житие. Вскоре пустынниками была возведена деревянная часовня, куда поставили привезенную преподобным Савватием икону Божией Матери «Одигитрия». До XVIII века в пустыни селились лишь монахи-отшельники. В 1757 году старая часовня была отремонтирована, устроены новые кельи «с сенми и полатями», на озере построена пристань. А спустя два года были построены еще одна изба с сенями и новая конюшня, а также расчищена дорога, связывающая пустынь со старой Исаковской дорогой на монастырь. В XIX веке пустынь стала местом, где летом жили монастырские рыбаки и сенокосцы. Была увеличена площадь лугов, построены жилые корпуса, на канале, соединяющем озеро с морской губой, сооружена валунная баня, а в стороне, у дороги, - каменная конюшня. Для паломников построена вместительная гостиница. Наиболее масштабное строительство в пустыни начинается во второй половине XIX века. В 1858-1860 годах при настоятеле монастыря архимандрите Порфирии, в память избавления обителиот англичан в Крымскую войну, построена каменная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» по проекту архитектора Шахларева. В трехъярусном иконостасе храма слева от царских врат помещалась икона, привезенная преподобным Савватием, внизу которой была сделана надпись: «В 1543 году сей образ Пресвятыя Богородицы обретен игуменом Филиппом. А привезен первым на остров Савватием чудотворцем».

http://azbyka.ru/palomnik/Савватиевский_...

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: XV в. Описание: Краткая история Соловецкой обители 1429-1434  Преподобные Савватий и Герман поселились на севере пустынного Соловецкого острова и пять лет жили там пустынножительным уставом. 1435 — конец XV beka  Nocлe кончины святого Савватия преподобные Зосима и Герман основали общежительный монастырь на юге Соловецкого острова, на месте видения «церкви на воздусе» между Святым озером и бухтой Благополучия. В центре обители, на возвышении располагались деревянные Спасо-Преображенский собор с Никольским приделом и Успенская церковь. Вокруг, по периметру, размещались одноэтажные келлии. Деревянный монастырь страдал от пожаров и дважды выгорал до тла. Конец XV — начало XVI beka  B 1503 году митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой со слов игумена Досифея I было составлено первое житие преподобных Зосимы и Савватия. Стараниями игумена Досифея была основана знаменитая соловецкая библиотека, в которой к 1602 году числились 481 рукопись и 38 печатных книг. 1547  При митрополите Макарии причислены к лику святых основатели обители, преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы. 1548-1566  Во время игуменства будущего святителя Филиппа в монастыре развернулось каменное строительство. По проектам игумена Филиппа возведены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566). На Большом Заяцком острове была сооружена первая в России каменная гавань для морских судов, обновлена монастырская ферма на острове Большая Муксалма, начато сооружение канальной системы. Основным вкладчиком обители был государь Иоанн IV. Конец XVI — начало XVII beka  После кончины святителя Филиппа, под руководством монаха Трифона (Кологривова), были сооружены мощная валунная крепость (1582-96), Благовещенская церковь над Святыми вратами (1600) и центральная каменная галерея (1602). Оформилась окончательная планировка монастыря: пятиугольный, вытянутый в плане, он напоминает корабль, устремленный с севера на юг.

http://patriarchia.ru/db/text/964179.htm...

Arhiva De ziua pomenirii Sfinilor Cuvioi Zosima, Savatie i Gherman de Solovki Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Dumnezeiasca Liturghie la Mnstirea din Solovki 21 august 2019 17:38 21 августа 2019 года, в праздник перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе  Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря . Его Святейшеству сослужили:  митрополит Тверской и Кашинский Савва , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил ;  архиепископ Каширский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков ;  епископ Котласский и Вельский Василий ;  епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Плесецкий и Каргопольский Александр ;  архимандрит Порфирий (Шутов) , наместник Соловецкого монастыря; архимандрит Герман (Чеботарь), духовник Соловецкого монастыря;  священник Александр Волков , руководитель  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; иеромонах Капитон (Засыпкин), клирик Илиинского кафедрального собора г. Архангельска; насельники Соловецкой обители в священном сане. На богослужении присутствовали председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, губернатор Архангельской области И.А. Орлов, генеральный директор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Ходос. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Соловецкого монастыря под управлением иеродиакона Афанасия (Савельева). На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Церкви права ношения наперсного креста с украшениями были удостоены: На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5488241...

скит Соловецького монастиря 18 серпня 2013 р. 14:00 Савватиевская пустынь была основана в 12 верстах к северо-западу от Соловецкого монастыря , на месте, где в течение шести лет жили первооснователи обители преподобные Савватий и Герман, придя на Соловки в 1429 году. Место выбрано не случайно: всего в километре находится выход в море — Сосновая губа, рядом — озеро и невдалеке прекрасный ориентир — гора. «Видевшие же место некое стройно и водрузиста хижицу себе близ езера и малым вдалее моря имущее яко поприще едино… и ту начат преподобныи к трудом труды прилагати», — сообщает старинное житие. Вскоре пустынниками была возведена деревянная часовня, куда поставили привезенную преподобным Савватием икону Божией Матери «Одигитрия». До XVIII века в пустыни селились лишь монахи-отшельники. В 1757 году старая часовня была отремонтирована, устроены новые кельи «с сенми и полатями», на озере построена пристань. А спустя два года были построены еще одна изба с сенями и новая конюшня, а также расчищена дорога, связывающая пустынь со старой Исаковской дорогой на монастырь. В XIX веке пустынь стала местом, где летом жили монастырские рыбаки и сенокосцы. Была увеличена площадь лугов, построены жилые корпуса, на канале, соединяющем озеро с морской губой, сооружена валунная баня, а в стороне, у дороги, — каменная конюшня. Для паломников построена вместительная гостиница. Наиболее масштабное строительство в пустыни начинается во второй половине XIX века. В 1858-1860 годах при настоятеле монастыря архимандрите Порфирии, в память избавления обители от англичан в Крымскую войну, построена каменная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» по проекту архитектора Шахларева. В трехъярусном иконостасе храма слева от царских врат помещалась икона, привезенная преподобным Савватием, внизу которой была сделана надпись: «В 1543 году сей образ Пресвятыя Богородицы обретен игуменом Филиппом. А привезен первым на остров Савватием чудотворцем». Рядом с храмом находилась старая деревянная часовня во имя преподобного Савватия, сооруженная в память первоначального пребывания пустынника на этом месте. В часовне находился деревянный крест с надписью: «…сий крест поставил Филипп, игумен Соловецкого монастыря».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3170779...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010