Возгоревшись непреодолимым желанием быть преемником подвигов преподобного Савватия, Зосима просил Германа проводить его на Соловки. Зосима и Герман отправились на Соловецкий остров. Прибыв, они поставили для жительства шалаш из древесных ветвей и предались подвигам. Пустынники молили Господа благословить жительство их. Однажды преподобный Зосима, выйдя из шалаша, увидел необыкновенный свет, озаряющий всю окрестность, и на воздухе прекрасную великую церковь . Удивленный видением, он поспешил в шалаш. Герман, заметив перемену в лице своего сожителя, спросил о причине этой перемены. Выслушав рассказ Зосимы о виденном, Герман сказал: «Не ужасайся и будь внимателен, мне кажется, что через тебя Господь соберёт здесь множество монахов». Помолясь усердно Богу, они стали рубить лес, поставили кельи и ограду; телесные труды свои они сопровождали молитвенными подвигами. Но, прежде чем увидеть обитель свою населенной, преподобному Зосиме пришлось перенести испытание. Отец Герман, по встретившейся нужде, отправился на материк, а возвратиться на остров поднявшаяся осенняя буря ему помешала; – запас же хлеба на острове истощился. Преподобного Зосиму смущала мысль умереть голодной смертью ; он недоумевал, чем прокормиться ему до лета; к тому же и зима была суровая и продолжительная. Утешаемый надеждой на Бога, он не поддавался унынию, и скоро Господь помог ему. Пришли два незнакомца и, вручив ему запас хлеба, муки и масла, сказали: «Возьми, отец, и употребляй, а мы, если Господь повелит, придём к тебе». Преподобный в изумлении не спросил, откуда они, незнакомцы же ушли и более не возвращались. Так Промысл Божий хранил своего избранника. Весной возвратился отец Герман, привёз жизненные припасы, и с ним прибыл рыбак Марко, пожелавший разделить с преподобными уединение и труды. Этот Марко был первый ученик преподобного Зосимы и вскоре принял монашество. Затем понемногу стали приходить и другие, привлекаемые святой жизнью преподобного Зосимы, ищущие спасения, жаждущие истины; и он, как добрый отец, принимал людей всякого звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вернувшись на материк, я отправился в Санкт-Петербург и там, в Российской национальной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, два дня изучал архивы Соловецкого монастыря. В 1429-м году два инока, Савватий и Герман, после трехдневного плавания на лодке добрались до Соловков. На севере Большого Соловецкого острова они воздвигли крест и построили келлию. Так было положено начало монашеской жизни на острове. На Соловках преподобные прожили 6 лет. «К трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом к Всевышнему». После смерти преподобного Савватия преподобный Герман привез в 1436-м году на Соловки нового спутника – Зосиму. Текст жития преподобного Зосимы повествует о чудесном видении – ему явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке острова. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня. Также была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Таким образом, датой основания монастыря принято считать 1436 год. За свою историю Соловецкий монастырь переживал разные времена. Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычева). Игумен Филипп много сделал для внутреннего и внешнего обустройства монастыря. Благодаря денежным вкладам от Царя и благотворителей были сооружены два больших храма – Успенский и Спасо-Преображенский. В последний перенесли мощи основателей обители – Зосимы и Савватия. По Божией воле, благодаря удивительной энергии и организаторскому таланту игумена Филиппа, впоследствии ставшего Митрополитом Московским, монастырь стал богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья, да и всей России. По свидетельству историков, соловецкий напорный водопровод – один из первых, построенных на Руси (раньше Московского и Коломенского), – был настоящим чудом технической мысли... В 1920-м году советская власть упразднила Соловецкую обитель. Наиболее значимые материальные и художественные ценности вывезли в Москву. А еще через 3 года монастырь превратили в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Среди заключенных было много тех, кто пострадал за Господа и православную веру. Так, в числе узников оказалось 8 митрополитов, 46 архиепископов, 49 епископов, тысячи православных священнослужителей и мирян. К настоящему времени более 50 страстотерпцев Соловецких прославлены в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

http://pravoslavie.ru/123567.html

была связана с тем, что новоизбранный в Москве Новгородский архиеп. Сергий (1483-1484) резко увеличил подати с новгородского духовенства (Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 63). Вероятно, Г. ездил хлопотать об уменьшении налогов с мон-ря. Согласно Житию, Г. был первоначально похоронен в дер. Хавроньиной, на р. Свири, т. к. из-за весенней распутицы ученики, к-рые везли останки святого в Соловецкий мон-рь, не смогли их туда доставить. Судьба мощей При игум. Исаии (1483-1485) состоялось перенесение мощей Г. из дер. Хавроньиной в Соловецкий мон-рь, тело святого было обретено нетленным. Г. погребли рядом с прп. Савватием, мощи к-рого с 1465 г. почивали под спудом справа от алтаря монастырской Успенской ц.; Житие Г. сообщает о погребении Г. близ алтаря монастырской Никольской ц. Согласно «Соловецкому летописцу» по спискам XVIII в. ( Бороздин. С. 44), 30 июля 1623 г., при игум. прп. Иринархе , совершилось обретение мощей Г., над захоронением устроили деревянную гробницу (впервые упоминается в монастырской описи 1632 г.). В 1663 г. гробница была перестроена в деревянную часовню, к-рую в 1753 г. сменила каменная. В 1859 г. на месте часовни была построена ц. во имя Г. (освящена в 1860); над мощами, покоившимися под спудом, установили посеребренную раку. 21 сент. 1925 г. состоялось вскрытие мощей Г., сопровождавшееся актами вандализма (в ходе раскопок могильной ямы Г., проведенных в 2002 В. А. Буровым, были обнаружены части мощей святого: куски раздробленных черепа, челюстной кости и др.). Изъятые мощи Соловецких преподобных хранились в историко-археологическом отд-нии музея Соловецкого об-ва краеведения, существовавшего при СЛОН. 19 янв. 1940 г., после упразднения лагеря, мощи были переданы в Центральный антирелиг. музей в Москве. После закрытия музея в 1946 г. мощи преподобных вместе с большей частью фондов попали в Гос. музей истории религии и атеизма (ныне Гос. музей истории религии), располагавшийся тогда в Казанском соборе Ленинграда. Прп. Герман Соловецкий Икона. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/164711.html

Бл. Герман старался как можно более быть полезным для обители. И при жизни пр. Зосимы и после него не раз он путешествовал на твёрдую землю для выполнения нужд обители. Святая любовь его не взирала при том ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудобства пути, не лёгкие особенно для дряхлой старости. Он и скончался на службе обители. При игумене Арсении, преемнике св. Зосимы, авва Герман, быв послан в Новгород по нуждам обители, в обители пр. Антония Римлянина почувствовал близость кончины своей, исповедовался, приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Богу. Ученики его везли тело его в Соловецкую обитель, но за распутицей принуждены были оставить его на берегу р. Свири у часовни деревни Хавроньиной. Спустя 5 лет (в 1484 г.) при игум. Исаии решились перенести гроб аввы в Соловецкую обитель; когда посланные откопали в земле и открыли гроб аввы, то нашли мощи его нетленными; перевезённый гроб с честью был поставлен близ алтаря, по правую сторону церкви св. Николая, рядом с мощами пр. Савватия. Ныне мощи аввы Германа почивают в часовне его имени 415 . Здесь же стоит каменный четвероконечный крест, стоявший в келье пр. Савватия и перед которым молился вместе с ним и авва Герман 416 . Вот древний тропарь авве Герману: «украсившись, премудре, постническим житием, спостник был еси и сожитель в морском отоце преподобным отцом Зосиме и Савватию, сподвизався в молитвех и трудех и в пощениих, преподобне отче Германе: но яко имея дерзновение к Богу, моли избавити нас от враг, и спасти души наши». Этот тропарь написан был в 1602 г. на старой Тотыме пресвитером Григорием, по приказанию явившегося ему Германа, и им же потом одобрен. По тому же видению написан был образ пр. Германа, вместе с Зосимой и Савватием, и от того образа истекло несколько исцелений больным 417 . 412 О житии пр. Германа говорит ученик его Досифей в житии Зосимы и Савватия. Особое житие написано в начале XVI века неизвестным, который дополнил сказания Досифея рассказом видевшего перенесение мощей аввы в 1484 году. 415 Ркп. житие Германа, написанное со слов видевшего переносе мощей его. Опис. Соловецкого монастыря, стр. 41–45. 62. 65. 66. 244. 3 . 416 Истина о св. Соловецкой обители, стр. 61. СПб. 1834. Опис. Соловецкой обители 292. Μ. 1836 года. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июль. – 332, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каменные ограды Соборной горы с подпорными стенками возвели в 1761-1765 годах. В их комплекс входят ограда Соборного двора, бывшего архиерейского двора и две подпорные стенки. Они пришли на смену деревянным оградам, из которых до XVIII века состоял весь ансамбль. Ограды двух смежных дворов расположены на вершине горы и проходят по периметрам их территорий, подпорные стены опоясывают значительную часть подножия горы, повторяя ее профиль. Трехчастную церковь Благовещения возвели в 1773 году на месте деревянной церкви Михаила Архангела. Средства на новый храм в стиле барокко пожертвовали смоленские дворяне Лесли и купец Щедрин. Церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. В 1952 году разобрали колокольню и трапезную. Первую реставрацию провели в 1980 году, восстановив апсиду. В рамках подготовки к празднованию 1150-летия Смоленска: Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь Архангельская область, поселок Соловецкий Соловецкая обитель с высоты птичьего полета Реставрация фасадов зданий Реставрация и укрепление кирпичной кладки Замена перекрытий и кровель Воссоздание медных куполов и звонниц Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь – особое место среди монашеских обителей. У истоков Соловецкого монастыря стоят подвижники Зосима, Савватий и Герман. В середине XV века иноки Савватий и Герман начали пустынное жительство на Соловках. После кончины Савватия преподобные Зосима и Герман основали общежительный монастырь на Большом Соловецком острове. В середине XVI века Соловецкий монастырь стал центром огромного Беломорского края. Возведены Успенская церковь с трапезной и Спасо-Преображенский собор. В 1854 году, в разгар Крымской войны, стены монастыря устояли против нападения с моря англо-французской эскадры. В начале XX века в монастыре было 6 скитов, 3 пустыни, 19 храмов и 30 часовен. На островах воздвигли больше трех тысяч поклонных и памятных крестов. Работали училище и ремесленные классы, типография и обширное хозяйство. В монастыре работала гидроэлектростанция, радиостанция, метеостанция. Был ботанический сад и ферма, флотилия пассажирских и грузовых морских судов.

http://pravmir.ru/creative/voskresshie-o...

17 апреля 1479 г. в глубокой старости преподобный Зосима отошел ко Господу. К смерти он приготовился заранее, как делали это благочестивые люди того времени. Сам приготовил себе могилу и сделал гроб. Преемником себе назначил монаха Арсения. Простился с безутешной братией, завещав не отступать от монастырского устава. А также дал такое обетование: «Вы узнаете, что я обрел благодать пред Богом, когда, по моем отшествии, обитель распространится, соберется много братии, это место процветет духовно, и в телесных потребностях не будет иметь скудости». После этого преподобный обратился к Господу с молитвой: «Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя в последний день, когда придешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его!» . С этой молитвой на устах игумен Зосима почил о Господе. Братия погребла тело преподобного Зосимы за алтарем Преображенского собора. «В девятый день по преставлении своем он явился иноку Даниилу и возвестил, что по милости Господа он избавился от духов воздушных и многочисленных их козней и причтен к лику преподобных». Вскоре от его гробницы стали совершаться чудеса. Неоднократно видели угодника Божия во время бурь правящего кораблями и сохраняющего их от потопления. Иногда видали его в церкви, стоящим среди братии. И многократно являлся он на море и на суше, помогая в нуждах и обстояниях. И поныне помогает преподобный Зосима тем, кто обращается к нему с молитвами о помощи и заступлении. Преподобный Герман пережил преподобного Зосиму. Во время игуменства Арсения он отправился по делам монастыря в Новгород. Там, добравшись до монастыря, основанного преподобным Антонием Римлянином, старец Герман принял праведную кончину. Ученики не сумели довезти его тело до Соловецкой обители. Поэтому похоронили Германа у часовни деревни Хавроньиной на берегу реки Свирь. Уже при новом настоятеле, игумене Исайе, были обретены его мощи, оказавшиеся нетленными, и перевезены на Соловки. В 1547 году преподобные Зосима и Савватий Соловецкие были причислены к лику святых. Позднее, в 1692 году, стали праздновать и память их сподвижника, преподобного Германа. Память преподобного Савватия празднуется 27 сентября/10 октября, преподобного Зосимы 17/30 апреля, а преподобного Германа 30 июля/12 августа. Днем же памяти всех Соловецких святых является 9/22 августа.

http://patriarchia.ru/db/text/233835.htm...

У преподобного Феодора Студита (п. 4, тр. 5) У инока Сергия (Шелонина) (п. 4, тр. 5) Честь добродьтелем Макарие Великий,Градскии же — хвала благочестия… Честь добродьтелем Макарие Колязиньскии,Унежъскии же — хвала благочестия… В другом тропаре 4-й песни соловецкий пустынножитель Савватий уподоблен отшельнику Петру Афонскому (тр. 3), а сподвижник Савватия Герман Соловецкий — основателю святогорской Великой лавры Афанасию Афонскому (тр. 6). Основанием для этих уподоблений послужил признак духовно-топографический, в соответствии с которым уподобляются прежде всего святые места (Соловецкий остров и Святая Гора Афон), а затем — подвизавшиеся в этих местах святые. Уподобление в данном случае осуществлено благодаря устойчивому представлению русского религиозного сознания о том, что Соловки — это и есть “русский Афон” 16 . Ср.: У преподобного Феодора Студита (п. 4, тр. 3; п. 1, тр. 7) У инока Сергия (Шелонина) (п. 4, тр. 3, 6) В пьснех да восхвалится Петр,постивыйся в горе Афоньстъи изрядно .Пьсньми восхвалим священными великаго Афанасия, иже в горъ Афоньстъи свьтло постившагося, свьтилника великого всеи вселенньи…. В пьснех да восхвалится прехвалный Саватие, постивыйся в Соловецком отоцъ изрядно .Пьсньми восхвалим священными великаго Германа, иже во отоцъ Соловецком свьтло постившагося, свьтилника великого всеи вселенньи… Принцип “уподобления” был использован иноком Сергием и при создании им других песен “Канона”. Например, в 3-м тропаре 5-й песни “Канона” он подыскал агиотип для “троицы” святых ярославских князей-иноков — Федора Черного и его сыновей Константина и Давида, которых уподобил “троице” византийских святых — Ксенофонту и его сыновьям Иоанну и Аркадию. Основанием для такого “замещения” послужило сходство одной семейной “троицы” — отца и двух его сыновей — с другой такой же преподобной “троицей”. В 4-м тропаре той же песни инок Сергий нашел агиотип для еще одного русского преподобного — Павла Обнорского, уподобив его (с помощью приема “замещения”) преподобному Герасиму Иорданскому. Общим признаком, послужившим основой для их уподобления, стал образ жизни обоих подвижников, обитавших вместе с дикими зверьми и деливших с ними хлеб и молитву. Ср.:

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

В 1858 году монастырь посетил император Александр II. В свите государя были великие князья, дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство. В связи с увеличением количества паломников в 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор (убранство интерьеров завершено в 1862 году). Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII b., построена в 1860 году и освящена в его честь церковь. В начале ХХ в. монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция – первое научное учреждение на Беломорье. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда». Святую обитель прославили подвижники благочестия. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV b.), преподобный Елисей Сумский (XV–XVI b.), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI b.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI b.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI b.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII b.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII b.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII b.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII b.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII b.).

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 60 – 70-е годы XVII в. Соловецкий монастырь оказался центром вооруженного сопротивления введению новопечатных богослужебных книг. Тем не менее ставший к тому времени уже архиманд- ритией, монастырь после перевода во вновь созданную Холмогорскую епархию в 1683 г. объявлен лаврой (архимандритом соловецкий игумен стал в 1651 г., в бытность Никона, ученика преподобного Елеазара Анзерского, новгородским митрополитом). В 1765 г. Соловецкий монастырь объявлен ставропигиальным, т. е. подчиняющимся непосредственно Св. Синоду, еще в 1632 г. он относился к казне Большого дворца, откуда и получал царские пожертвования. Монастырь постоянно заботился о сохранении строгости своего устава и «духовной крепости» своих иноков. Человек, изъявивший желание поступить в обитель, сначала принимался в качестве «годового богомольца», обязанного трудиться на благо монастыря. В течение этого срока проверялась его способность переносить тяготы жизни в северном монастыре и искренность его желания отречься от соблазнов и благ мира, после чего только он становился послушником. Обязательный трехлетний послушнический искус на Соловках мог быть, по усмотрению монастырского начальства, продлен на несколько лет. Послушники участвовали не только в монастырском труде, но и присутствовали на церковных службах и имели свое келейное правило, трапезовали вместе с монахами. После длительного испытания послушник удостаивался чести принять монашеский постриг. Строгий возрастной ценз для пострижения (для мужчин 30 лет) начал вводить Петр I, до этого времени в монастырь можно было постричься и значительно раньше. Из жития блаженного Фе- одорита (XVI в.), например, известно, что он пришел в Соловецкую обитель тринадцатилетним отроком и был пострижен через год 897 . О возможности раннего пострижения (сразу по достижении брачного возраста – 15 лет для юноши и 12 – для девушки) пишет в одном из своих посланий и Иосиф Волоцкий 898 . Соборное пострижение (т. е. посвящение в монахи в монастырском соборе) упорядочивалось указом в 30-е годы ХпТП в. 899 Ранее обряд пострижения мог иногда совершаться и вне храма. (Преподобные Зосима и Герман постригли Марка, ставшего их первым учеником, до возникновения Соловецкого монастыря). Неясно и место пострижения святого Зосимы, поскольку в 90-е годы в Новгороде он был посвящен сразу в иеромонахи и игумены 900 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда в 1937 году над иеромонахом Гедеоном нависла угроза обыска и ареста, он пере-дал иконы глубоко верующему семейству Климовых, жителям села Монастырское. Амплий Иванович Климов был иконописцем. В 30-х годах ХХ-го столетия его арестовали и расстреляли в Наровчатской тюрьме. Дочери Амплия Ивановича Антонина Амплиевна и Мария Амплиевна и были в последующие десятилетия хранительницами чудотворных икон. Пред святыми образами не угасали лампады и свечи, совершались молитвы, читались акафисты и каноны. Тайна хранения чудотворных икон скрывалась даже от близких родственников. В дом, где хранились святые иконы, не пускали посторонних. И только спустя год после того, как на месте разрушенного монастыря над святым источником была построена часовня, Антонина Амплиевна открыла тайну хранения святых икон своему двоюродному племяннику Александру Петровичу Мамыкину. Святые иконы Антонина Амплиевна завещала ему после своей смерти. Скончалась она 8 марта 2008 года на 87-м году жизни. Александр Петрович вернул святые иконы во вновь построенную Казанскую церковь в Страстную Субботу 13/26 апреля 2008 года, в самый канун Пасхи Христовой. Вскоре были вызваны иконописцы из Москвы для освидетельствования икон. Древность и соответствие икон описанию,приведенному в Летописи монастыря, были подтверждены. Смотрите также: Историко-статистическое Нижне-Ломовскаго Казанскаго второклассного монастыря (1891 год, 52 страницы) Современное состояние [ править править код ] Указом Высокопреосвященнейшего Филарета, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого от 22 июля 2008 года, постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года определено было Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь возродить. 27 октября 2008 года Высокопреосвященнейшим Филаретом, Архиепископом Пензенским и Кузнецким, состоялось освящение храма Казанской иконы Божией Матери. Святыни [ править править код ] 1) святитель Дмитрий Растовский, 2) святитель Феодосий Черниговский, 3) святитель Феофан Затворник, 4) преподобный Максим Грек, 5) преподобный Засима Соловецкий, 6) преподобный Савватий Соловецкий, 7) преподобный Герман Соловецкий, 8) преподобный Гавриил Седмиезерский , 9) преподобный Гавриил Мелекесский исп., 10) преподобный Антоний Радонежский, 11) Преподобных старцев Оптинских, 12) преподобных матерей Девеевских, 13) преподобномученницы Елисаветы, 14) преподобной Софии Суздальской, 15) священномученика Климента папы Римского, 16) блаженнаго Василия Московского, 17) преподобных старцев Глинских, 18) преподобных отцов Гортинских.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Нижн...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010