Как же сын строительного подрядчика, рано оставшийся без отца, вынужденный в детстве помогать в торговле скобяной лавочки его старшего брата, не получивший систематического образования, ни специального духовного, стал великим молитвенником и чудотворцем. Ответ на этот вопрос можно найти в словах самого старца. В беседах своих он любил повторять : «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». Ему самому удалось стяжать этот дух «мирен», и сколько тысяч или десятков тысяч душ спаслось вокруг него, ведает лишь един Бог. Носил любимый нами батюшка Серафим простой белый полукафтанчик-балахончик, камилавку, кожаные чулки, лапти и рукавицы. На груди его всегда висел железный крест, а за плечами была сумка со Святым Евангелием. Летом он готовил дрова на зиму, возделывал огород и собирал для удобрения его мох в болоте. Причем ходил туда полуобнаженным, как бы отдавая свое тело на съедение комарам и мошкам. «Страсти, – объяснял он это самоистязание, – истребляются страданиями или произвольными, или посылаемыми нам Промыслом». Трудясь, любил петь священные песнопения. Иногда так погружался в богомыслие, что лопата или топор выпадали из рук его, и он весь умом переходил на Небо. Видевшие его в такие минуты, не смели нарушать его внутренней благодатной тишины, и незаметно удалялись. Ежедневно читал он Святое Евангелие и Апостол, а также святоотеческие творения: Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Иоанна Златоустого и других. «Душу надо снабдевать Словом Божиим ибо Слово Божие есть хлеб ангельский… более всего должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От чтения Священного Писания бывает просвещение в разуме… Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Божием, по руководству которого должно устроять и жизнь свою. Очень полезно … прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит дара разумения»,– так наставлял он всех. Сам он обладал этим великим даром – разумения. Был у него и мир душевный и еще дар сердечного умиления, от которого человек, по его признанию, согревается весь и исполняется духовных сил. «Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух!» – сказал отец Серафим одному иноку. И тут же стал объяснять ему, что значит это стяжание мирного духа. Это значит – привести себя в такое состояние, чтобы дух человека ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому или слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые приходят ко всем, желающим идти спасительным путем Христовым, ибо многими скорбями подобает человеку войти в Царство Небесное.

http://pravoslavie.ru/44107.html

На проходившем в 1935 году XV Международном конгрессе физиологов ученые всего мира назвали Ивана Петровича Павлова старейшиной физиологов планеты.  В течение многих лет, до самой своей праведной кончины 27 февраля 1936 года, Иван Петрович был почетным старостой двух петроградских храмов: церкви в честь Входа Господня в Иерусалим (Знаменской), которая располагалась на Лиговском проспекте, 29, напротив Московского вокзала (ныне на этом месте находится станция метрополитена " Площадь Воссания " - храм был взорван богоборцами в 1940 году), и церкви во имя святых апостолов Петра и Павла в поселке Колтуши, где находилась " столица условных рефлексов " - знаменитая Биологическая станция (ныне Институт физиологии имени Ивана Павлова РАН). До последних дней своей земной жизни академик Павлов спасал эти два храма от закрытия и разрушения. Когда в 1933-1934 годах в России повсеместно был запрещен колокольный звон, Колтушская церковь стала исключением благодаря категорическому требованию великого русского ученого. 14 июня 1934 года районный инспектор Брапман докладывал в Областную комиссию по делам религиозных культов: " Сего числа для передачи Вам заместитель председателя Пригородного райисполкома т. Гутнер сообщил мне, что профессор И.П. Павлов, узнав, что в Петропавловской церкви в селе Колтушах прекращен колокольный звон согласно постановлению Облисполкома, пришел в негодование и заявил, что сам он лично поедет в Москву и будет жаловаться соответствующим организациям... В силу сложившихся обстоятельств т. Гутнер считает целесообразным разрешение колокольного звона в Колтушах " . Таким же образом Иван Петрович делал многое и для Знаменской церкви. Вот такой человек приходил на исповеди и беседы к отцу Серафиму (Муравьеву) в Александро-Невскую лавру. Промыслом Божиим Ивану Петровичу Павлову суждено было состоять в духовной близости и с митрополитом Серафимом (Чичаговым). По пятницам владыка читал акафист преподобному Серафиму в Знаменской церкви, где был придел, посвященный Саровскому чудотворцу. В миру владыка Серафим немало времени посвятил углубленному изучению медицинских наук и имел медицинскую практику. Все это, безусловно, также роднило Ивана Петровича с митрополитом Серафимом. И оба они глубоко почитали смиренного духовника лавры...

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Наконец, из времен, гораздо более близких к нам, припомним известные страдания преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, который с изумительным терпением и смирением перенес жестокое нападение на него злых людей, надеявшихся найти у него, великого бессребренника и нищелюбца, золото. После этого преподобный Серафим на всю жизнь остался согбенным от понесенных им телесных повреждений; но эта согбенность является для нас умиляющим сердце свидетельством той великой нравственной борьбы со злом, из которой преподобный вышел полным победителем. Известно, что он горячо заступился за злодеев, после того как спустя некоторое время они были обнаружены. Когда их хотели предать законному наказанию, преподобный Серафим обнаружил высочайшее благородство души, решительно заявив, что навсегда уйдет из своей обители и вообще покинет тот край, если с ними что-нибудь сделают. Растроганные этим разбойники порвали со своим преступным прошлым. Если мы обратимся теперь к более внутреннему духовному смыслу сегодняшнего евангельского рассказа, то образ скорченной женщины, которую связал своими узами сатана, не напомнит ли нам о том, что нередко бывает уже не с телом, а с душой нашей? Обремененные грехами, впадающие в сомнения и малодушие, не бываем ли мы виновниками того, что душа становится немощной, связанной, согбенной, пригнетенной к земле и не чувствующей в себе силы распрямиться? Носящие в самой богозданной природе нашей нетленные черты образа Божия, призванные чрез искупление быть чадами Божиими и »открытым лицом ... взирать на славу Господню, преображаясь в тот же образ от славы в славу« ( 2Кор. 3:18 ), не утрачиваем ли мы вследствие расслабления нашей воли и нашей беспечной жизни »по стихиям мира, а не по Христу« ( Кол. 2:8 ) достоинство христианина, призванного к богоуподоблению и к святой жизни во Христе? " Я, – говорит нам в сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел, – узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» ( Еф. 4:1 ). Святое звание христианина, получаемое нами в священных таинствах крещения и миропомазания, будучи великой почестью, которой мы удостоиваемся, в то же время ко многому обязывает нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Но если бы мы даже собственными глазами видели согрешение нашего ближнего, то и в таком случае мы не должны осуждать его. А св. Пимен Великий говорит, чтобы мы и глазам своим не верили, если бы увидели брата совершающим грех, ибо часто диавол принимает на себя всевозможные образы, чтобы побудить нас к осуждению, так как знает, что осуждение есть начало нашей вечной гибели. Не ближних должны мы осуждать, а самих себя, памятуя слова Ап. Павла: мняйся стояти, да блюдется, да не падет ( 1Кор. 10:12 ); блюдый себе, да не и ты искушен будеши ( Гал. 6:1 ). По учению св. Исаака Сирина , только тогда мы будем чистыми, когда себя будем считать грешниками, а ближних своих святыми. Конечно, нелегко приобрести такое неосуждение. Здесь требуется величайший подвиг борьбы с нашею гордостью, с укоренившимся в нас сознанием, что мы лучше других. Но если этой борьбы у нас не будет, то мы никогда не будем способны прощать ближних, никогда не получим от Бога прощения наших грехов и не наследуем небесного Царства Христова. Как же нам быть в таком случае? Свв. Антоний Великий и Серафим Саровский говорят, что без решимости жить свято мы никогда не сделаемся подвижниками, не приобретем ни одной христианской добродетели. Все дело в решимости нашей. Так и в данном случае: надо нам раз навсегда решиться не осуждать своих ближних, т.е. встать на путь истинного христианского смирения. Церковь и здесь идет нам навстречу. Она призывает нас осуществить эту решимость в очень удобное для сего время – при наступлении Великого поста, почему и установила спасительный обычай, чтобы в прощеное воскресенье все чада ее смирились друг перед другом, взаимно испросивши себе прощение, без всякого рассуждения, кто прав и кто виноват. Во исполнение этого обычая Церкви, я прошу вас, мои возлюбленные о Христе чада, теперь же испросить друг у друга прощение и тем положить начало своему спасению, которое невозможно без смирения и покаяния. Поэтому и я, как ваш архипастырь, от всего сердца прошу вас простить меня во всех моих грехах вольных и невольных, которые я совершил против вас. С своей стороны, прощаю и вам все ваши согрешения против меня. Властию, данною мне от Бога, разрешаю все ваши согрешения против ближних, в надежде, что вы, как чада нашего Спасителя, искупленные бесценною Его кровию, от всего сердца, по-христиански примиритесь с ними и простите им все причиненные вам обиды, чтобы исполнились над вами слова Господа: Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный ( Мф. 6:14 ). Тогда за ваше смирение и незлобие Господь дарует вам здравие, утешение в скорбях и радость вечного спасения в Его неизреченном Царстве молитвами Богородицы, святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского и всех святых. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Перевод: О, великий угодник Божий, преподобный и Богоносный отче наш Серафим! Призри от вышней славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехами многими, твоей помощи и утешения просящих. Склонись к нам благосердием твоим и помоги нам заповеди Господни непорочно сохранять, веры Православной крепко держаться, покаяние во грехах наших усердно Богу приносить, во благочестии христианском благодатно преуспевать и быть достойными твоего о нас молитвенного к Богу ходатайства. Да, святой Божий, услышь нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не пренебреги нами, нуждающимися в твоем заступничестве; ныне и в час кончины нашей помоги нам и защити нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не овладеет нами их сила, но да сподобимся с помощью твоей унаследовать блаженство обители райской. Ибо на тебя мы упование наше ныне возлагаем, отче благосердный: будь нам воистину ко спасению путеводителем и приведи нас к немеркнущему свету жизни вечной богоугодным твоим ходатайством у Престола Пресвятой Троицы, дабы нам славить и воспевать со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь. Молитва 3я О, преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена) , благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Перевод: О, преподобный отче Серафим! Вознеси о нас, рабах Божиих (имена), мощную во благости твою молитву ко Господу Сил, да дарует Он нам все, потребное в жизни сей и все к душевному спасению полезное, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, чтобы без преткновения войти нам в вечное Небесное Царство, где ты ныне сияешь в немеркнущей славе, и там воспевать со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Личное прошение

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-pre...

После смерти отца в 1876 году десятилетним отроком Василий отправляется на заработки в Санкт-Петербург. Здесь он обращается в Александро-Невскую лавру и просит принять его в монастырь. В ответ же слышит наставление, оказавшееся пророческим: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. Во исполнение этого благословения в 1890 году Василий женился на молодой девушке Ольге. В 1892 году Василий Николаевич открыл собственное дело. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. В 1895 году он стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе. Деятельность общества отличалась патриотической направленностью. Его члены считали своим долгом, прежде всего, всемерно содействовать Императору и правительству в области национального экономического развития. Государь, со своей стороны, также находил работу общества весьма полезной и своевременной, и в 1896 году выделил из личных средств 100 тыс. рублей на его развитие. После революции 1917 года семья Муравьевых, всегда готовая разделить любые испытания с горячо любимой Отчизной и своим народом, выехала за город и проживала по большей части в поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском. В 1920 году Василий по обоюдному согласию с женой принял монашество в Александро-Невской Лавре с именем Серафим. После тяжелых подвигов и трудов во славу Божию, будучи уже старцем, иеросхимонах Серафим стал ее духовником. С 1930 года и до своей кончины в 1949 году он жил в Вырице. За любовь к людям Господь даровал вырицкому подвижнику великую духовную мудрость, слово врачевания немощных душ, слово истинного провидения и пророчества. Подражая своему небесному учителю преподобному Серафиму Саровскому, вырицкий старец принял на себя новый подвиг – он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. С началом Великой Отечественной войны старец усилил свой подвиг – стал совершать его ежедневно. И достигали Престола Божия молитвы незабвенного старца – Любовь отзывалась на любовь!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/03/de...

Придерживаясь именно таких гносеологических позиций, я не стану скрывать от Вас, дорогие коллеги, жизненных мотивов данного выступления и предшествующих ему исследований.   Как я стал царистом   Примерно к концу лета 1986 года я мipoboзpehчecku осознал себя в качестве православного монархиста, хотя сейчас предпочитаю называться царистом. Такому осознанию соответствовало три основания. Первое основание. Читанные примерно за десять месяцев до того Пророчества Преподобного Серафима Саровского и некоторых других Святых о грядущем Воскресении Русского Царства. Из житийных материалов о Преподобном Серафиме знал о глубоком почитании Саровским Чудотворцем Русских Монархов, в том числе и современных ему Императрицы Елизаветы Петровны, Императора Петра Феодоровича, Императрицы Екатерины Великой, Императоров Павла Петровича, Александра и Николая Павловичей. Второе основание. Только что прочитанные книги о Екатеринбургском цареубийстве Н.А. Соколова, М.К. Дитерихса и Р. Вильтона, из которых я уяснил, что целью изуверного сатанинского преступления было разрушение Русского Царства. Мне стало понятно, что Православное Самодержавное Русское Царство ненавистно сатане, а потому среди земных идеалов оно должно представлять особый интерес для православного христианина, и пророчества Святых о его Воскресении никакого отношения к политической программе, политической стратегии не имеют, а являются духовным и гражданским ориентиром для русского христианина в море советских и постсоветских политически страстей. Поскольку в некоторых пророчествах говорилось о необходимости народного покаяния, которое будет предшествовать Воскресению Русского Царства, с той поры моей жизненной стратегией стало посильное споспешествование и содействие таковому покаянию. Третье основание. Молитва СВЯТОМУ ДУХУ, начинающаяся словами: «ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ, УТЕШИТЕЛЮ, ДУШЕ Истины…» и чтение её истолкования в каком-то из катехизисов Царского Времени и в учебнике «Закона Божия» Протоиерея Серафима Слободского, который уже тогда был мне доступен. Если СВЯТЫЙ ДУХ — ДУХ Истины именуется ЦАРЕМ в Царствие Небесном, то и сами Образы законного православного земного Царства и земного Царя как-то духовно связаны с Царствием Небесным и СВЯТЫМ ДУХОМ.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/01/...

С благодарностью вспоминаю своих родителей, сумевших привить мне уважение и любовь к христианскому образу жизни и церковному благочестию. С душевной теплотой вспоминаю духовные наставления дивных псково-печерских старцев — архимандрита Иоанна (Крестьянкина), схиигумена Мелхиседека, оставивших в моей душе глубокий след. Практически всё мое пастырское служение проходило в Самарской епархии, где я нес свои послушания по строительству и устроению Свято-Воскресенского мужского монастыря, благочинного епархиальных монастырей, возглавлял отдел по связям с общественностью. Теперь же смею надеяться, что опыт, приобретенный мною под руководством архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, который по-отечески взращивал меня все эти годы, послужит мне на новом церковном послушании под омофором нашего Святейшего отца, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Вступая на новую ступень служения Русской Православной Церкви, я всецело предаю себя водительству Святого Духа, Божией Матери и своему небесному покровителю преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу. Со смирением и покорностью преклоняю главу под святые руки ваши для восприятия преемственной благодати апостольской. Ваше Святейшество! Сыновне, трепетно благодарю Вас за оказанное мне огромное доверие и честь быть епископом Церкви Христовой. С Божией помощью и под Вашим первосвятительским руководством надеюсь усердно потрудиться на новом послушании в претворении всех начинаний и проектов, которые совершаются сегодня во вверенной Вам Русской Православной Церкви. Ваше Святейшество, милостивый отец! Боголюбивые архипастыри! Смиренно испрашиваю ваших святых молитв, чтобы быть мне достойным делателем в вертограде Христовом, а посему смиренно молю коленопреклоненно: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Серафиму, епископу Воскресенскому Преосвященный епископ Серафим! Великий Архиерей Господь наш Иисус Христос благоизволил призвать тебя к высокому и ответственному епископскому служению. Ныне, в Неделю о самарянине, в день памяти Святителя и Чудотворца Николая, за Божественной литургией, совершенной в сей обители силою, действием и наитием Святого Духа, возложением на твою главу архиерейских рук и соборными молитвами ты возведен на высшую степень иерархического служения. С сего дня ты епископ Русской Православной Церкви, наш собрат и сослужитель.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_serafim...

Тесно соприкасаясь с обстоятельствами этого путешествия, невольно поражаешься тому, как все в нем, оказывается, взаимосвязано. Дважды на этом пути Великая Княгиня своими честными останками встретилась с теми Угодниками Божиими, святым мощам которых она поклонялась еще при жизни. В 1902 году она присутствовала на торжественном прославлении и обретении мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. В год 250-летия со дня рождения Небесного покровителя Белогорья, в канун главных юбилейных торжеств ковчег с ее десницей был выставлен для поклонения в том самом храме, где ныне почивают мощи святителя Иоасафа. В 1914 году настоятельница Марфо-Мариинской обители внесла значительную лепту в подготовку празднества канонизации святителя Питирима, просветителя Тамбовской земли, а затем совершила паломничество к его мощам. Девяностолетняя годовщина прославления святителя Питирима вновь оказалась отмечена ее благодатным присутствием на Тамбовщине. В 1903 году вся Царская семья, а с нею и Елисавета Феодоровна присутствовала на торжествах по случаю прославления в лике святых великого подвижника и молитвенника Земли Русской преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Именно здесь Великой Княгине впервые был представлен орловский священник Митрофан Сребрянский, впоследствии принявший на себя служение духовника Марфо-Мариинской обители. Общеизвестно, что Саровский старец появился на свет двести пятьдесят лет назад в семье курского купца Исидора Мошнина. И, конечно, промыслительно, что в этот юбилейный год родной город батюшки Серафима принял у себя доставленную из Иерусалима святыню. Промыслительно и то, что местом постоянного пребывания главного ковчега с десной рукой преподобномученицы Елисаветы стал Знаменский кафедральный собор Знаменской обители, возведенной в честь и для хранения прославленной Курской-Коренной иконы Божией Матери. Эта икона, вывезенная из страны во время гражданской войны, являлась Одигитрией Русского Зарубежья и чтится нашими православными соотечественниками за границей. Чтится также, как честные останки преподобномучениц Елисаветы и Варвары - единственные целые нетленные мощи во всей РПЦЗ: после революции русским эмигрантам были доступны только небольшие мощевики, сохранившиеся в посольских церквах. Православные куряне не теряют надежды на то, что чудотворный Лик Заступницы рода христианского вновь вернется к ним.

http://pravoslavie.ru/248.html

13 сентября 1920 году Василий Николаевич подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры о принятии его в число братии, на что получил согласие, был принят послушником и получил послушание пономаря. Наместником Лавры в то время был архимандрит Николай (Ярушевич), но он страдал «нервным переутомлением, выраженным в сильных головных болях и острых болях в области сердца. Ему необходим абсолютный покой один месяц и пребывание на чистом воздухе», как гласило заключение врача. В то же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича — Ольга. Всё имевшееся Муравьёвы пожертвовали на нужды обителей. Только в Лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете. Первое духовное имя Серафима было Варнава. 11 сентября 1921 года митрополитом Вениамином (Казанским) рукоположен в иеромонахи. В 1922 году Лавра подчинилась обновленческому Высшему Церковному Управлению, но вскоре примкнула к Патриаршей Церкви. 26 сентября 1924 году был арестован сын — Николай. Из документов допросов последнего ясно, что следствие интересовала вменяемая связь Муравьёвых с эмигрантскими монархическими кругами за границей. Сам о. Варнава не арестовывался. 2 января 1925 года Николай был освобождён и вскоре уехал к месту ссылки — в Рыбинск. В 1926—1929 годах о. Варнава — духовник Александро-Невской Лавры. Точная дата принятия иноком Варнавой великого ангельского образа пока не установлена: предположительно в 1929 году принял великую схиму и был наречён именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца, которому всеми силами стремился подражать о. Варнава в течение всей предыдущей жизни. Предположительно весной 1930 года о. Варнава, по рекомендации врачей и с благословения митрополита Серафима (Чичагова), покинул свою келию в Феодоровском корпусе Александро-Невской Лавры и поселился в Поповке, на даче у протоиерея Леонида Богоявленского. Избегнул повальных арестов монашествующих, которые прошли в Ленинграде 17 февраля 1932 года. В 1933 году поселился в Вырице.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010