Святынями храма Свт. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе являются частицы мощей Свт. Мартина Исповедника, Митрополитов Московских Иннокентия и Филлипа, преподобного Серафима Саровского, преподобного Саввы Сторожевского, святого праведного Алексия Мечева, святой равноапостольной Нины и некоторых Киево-Печерских подвижников. После открытия мощей прп. Матроны Московской, в храм Свт. Мартина Исповедника были переданы для поклонения рубашечка (срачица), в которой она была похоронена и частица мощей. Мартина Исповедника, папы Римского, святителя, в Алексеевской Новой слободе церковь (Большая Коммунистическая улица, дом 15/2, строение 1). Первый храм в этой местности был выстроен в 1492 г. Современное церковное здание создано по проекту RR Казакова в стилистике развитого классицизма в 1793–1806 гг. Это – монументальное двухярусное здание, основной объем которого завершает купольная световая ротонда. По углам основного четырехугольного объема поставлены четыре глухих невысоких барабана. На боковых фасадах храма помещены торжественные восьмиколонные тосканские портики; коллонады опоясывают притвор и апсиды; ротонду и верхний ярус колокольни украшают колонны с лепными композитными капителями. Ордерные обрамления венчают и большие окна нижнего яру Трехъярусная колокольня (верхний ярус – цилиндрический) состоит из объемов, постепенно уменьшающихся к верху, и завершается цилиндром, увенчанным шпилем. Храм являлся одним из основных высотных ориентиров всего Заяузья, господствуя над окружающей застройкой и определяя градостроительный силуэт этой местности. В начале XIX в. церковь была расписана (фрески частично сохранились). Ограда относится к концу XIX столетия. Главный престол освящен в честь праздника Вознесения Господня, храм же называли и называют по приделу. Храм закрыли в 1931 г. Вначале 1950-х гг. он ремонтировался. В 1980-е гг. здесь размещалось хранилище Всесоюзной книжной палаты. Богослужения возобновились в 1991 г. Среди святынь храма чудотворная Грузинская икона Божией Матери, частицы мощей святителя Мартина, святителя Филиппа, митрополита Московского, преподобного Серафима Саровского, погребальная срачица (рубашка) блаженной старицы Матроны.

http://sobory.ru/article/?object=02328

Много уже сделано на Дмитровской земле для восстановления порушенных святынь. А в этом году, как урожай грибов после хорошей погоды в лесу, у нас на очереди стоят еще несколько храмов, которые готовы к великому освящению. Порой я не успеваю все их освятить и прошу это делать Преосвященного владыку Романа. Мне сегодня, когда мы находимся в этом благолепном храме, хочется сказать, что в созидании церковном, в восстановлении порушенных святынь на Дмитровской земле есть великая заслуга Валерия Васильевича — главы Дмитровского района. Если бы не было его горячей веры и приверженности этому святому делу, многие храмы, как еще во многих районах нашего Подмосковья, пребывали бы в руинах. Таких у нас еще 250 храмов, которые мы стремимся, по мере своих сил, восстановить и спасти от гибели, потому что это не только наши святыни, но и культурное наследие нашего народа. Я поздравляю Вас с событием, которое останется в памяти у всех нас — с великим освящением Ильинского храма. Я прошу Вас, отец настоятель, принять для этого храма мой личный дар — эту намоленную икону святителя Николая Чудотворца. Пусть святитель Христов исполняет все молитвы, с которыми верующие будут обращаться к нему, и пусть эта икона напоминает Вам о нашей сегодняшней совместной молитве. Святейший Патриарх, зная о таком бурном церковном возрождении благодаря трудам Валерия Васильевича, за его храмоздательство и восстановление порушенных святынь удостоил его ордена Русской Православной Церкви преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского I cmenehu. Я с радостью выполняю поручение Святейшего Патриарха и вручаю Вам, дорогой Валерий Васильевич, эту Первосвятительскую награду и от всей души возглашаю: " Аксиос! " ». В дар Ильинскому храму Патриарший наместник передал икону святителя Николая Чудотворца. Затем Его Высокопреосвященство вручил главе Дмитровского района В.В. Гаврилову орден преподобного Серафима Саровского I cmenehu. Валерий Васильевич обратился к митрополиту Ювеналию и участникам торжеств с приветственным словом:

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Отец Антоний устроил в Лавре школу иконописания, иконописную и литографическую мастерские. Исключительное внимание наместник уделял заключенным в сергиево-посадской пересыльной тюрьме. На пожертвования духовных детей отца Антония было построено новое тюремное здание с храмом в честь иконы Божией Матери Утоли моя печали», богослужения в которой совершали монахи Лавры; обитель помогала в обеспечении заключенных продовольствием. Отец Антоний покровительствовал также частным лицам, назначая из денег, вверенных ему благотворителями, пособия нуждающимся. Наместник проявлял большую заботу о духовной жизни иноков. Помня заповедь преподобного Серафима: «Будь не отцом, а матерью братии», – он следовал наставлению Саровского чудотворца: не бранить за порок, но исправлять его. Архимандрит Антоний был духовником многих мирян; торжественностью совершаемых им богослужений и даром слова он снискал любовь и уважение богомольцев. Он собирал переводы аскетических сочинений преподобного  Паисия Величковского , помогал оптинским монахам в издании книг, с большим вниманием относился к лаврским старцам. Своими трудами на благо Лавры и духовной мудростью архимандрит Антоний расположил к себе митрополита Филарета, который избрал его своим духовным отцом и посылал к нему людей, нуждавшихся в назидании или утешении. С одобрения митрополита Филарета были напечатаны «Монастырские письма», в которых архимандрит Антоний описал разные случаи особого проявления благодати Божией и явлений из мира духовного. После кончины преподобного Серафима отец Антоний взял на себя заботы о Дивеевской общине. Благодаря совместным трудам архимандрита Антония и митрополита Филарета в 1841 году было напечатано первое «Житие преподобного Серафима». За неустанные труды на благо обители Святейший Синод наградил архимандрита Антония правом ношения панагии. С 1873 года отец Антоний был прикован к постели и лишь изредка совершал Литургию в домовой церкви. Управление Лаврой было передано духовному собору, к отцу Антонию обращались за советом лишь в наиболее важных делах. В 1876 году, после начала войны с Турцией, архимандрит Антоний при мощах преподобного Сергия Радонежского благословил великого князя Николая Николаевича, командовавшего русскими войсками, а в январе 1877 года, собрав последние силы, приветствовал императора Александра II u abrycmeйшyю семью. Архимандрит Антоний скончался 12 мая 1877 года, попрощавшись с братией, напутствованный таинствами Елеосвящения и Причащения. В отпевании участвовали более 60 священнослужителей. Прославлен архимандрит Антоний (Медведев) как местночтимый святой 16 октября 1998 года. Мощи преподобного Антония пребывают в Духовском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Память его празднуется в день кончины, а также 6 июля – в Соборе Радонежских святых. Читать далее Источник: Минея дополнительная. Вып. 1. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2005. - 416 с. ISBN 5-94625-058-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Очевидно нравственно-эстетическое воздействие «Запечатленного Ангела» (1873) Н.С. Лескова (жанр сам писатель определил как «рождественский рассказ») на русский литературный процесс в целом, и в частности - на пасхальный рассказ А.П. Чехова «Святою ночью» (1886). «Запечатленный Ангел» стал общепризнанным шедевром, который, по словам автора, «нравился и царю, и пономарю» . «Проста, изящна, чиста прекрасная маленькая повесть г. Лескова «Запечатленный Ангел», - отмечал К.Н. Леонтьев. - Она не только вполне нравственна, но и несколько более церковна, чем рассказы графа Толстого» . «Чудо» в «Запечатленном Ангеле», пожалуй, - ключевое слово-образ, играющее разными красками, смыслами и даже сверхсмыслами, насыщенное сакральными знаками Сил Небесных. Весь свод «чудес», «дивес», «преудивительных штук» повести неуклонно подводит к главному чуду - общечеловеческому единению, осуществлению желания с Божьей помощью «воедино одушевиться со всею Русью» . В этом смысле знаменательно, что артельные строят мост , символизирующий прорыв раскольничьей замкнутости в православный мир. Лесков устами отшельника Памвы выражает свою горячую веру в то, что все - «уды единого тела Христова! Он всех соберёт!» (1, 436). Образ жизни в лесном скиту «беззавистного и безгневного» (1, 436) смиренного «анахорита»: «согруби ему - он благословит, прибей его - он в землю поклонится, неодолим сей человек с таким смирением!» (1, 438) - напоминает житие аскета-пустынника преподобного Серафима Саровского, с его благодатным путём подвигов молитвы и самоотречения. Эту параллель подтверждает авторитетный источник: «изрядный, по основному образованию, знаток церковности, А.А. Измайлов без колебаний признал в беззавистном и безгневном лесковском праведнике Памве Серафима Саровского» , - затворника Саровской пустыни, чудотворца. Образ преподобного связан с многочисленными знамениями, чудесами, окутан легендами, свидетельствующими о его почитании в народе. Так и старец Памва возникает в «Запечатленном Ангеле» среди лесной глуши внезапно, точно сказочный добрый помощник, Божий посланник, стоило только заблудившимся героям попросить высшие силы о помощи: «Ангеле Христов, соблюди нас в сей страшный час!» (1, 434). Появление Памвы и воспринимается вначале как явление «духа» - «из лесу выходит что-то поначалу совсем безвидное, - не разобрать» (1, 434). Но, приглядевшись, герой-рассказчик не может про себя не воскликнуть: «Ах, сколь хорош! ах, сколь духовен! Точно Ангел предо мною сидит и лапотки плетёт для простого себя миру явления» (1, 437).

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/22/...

Соч.: Ист. описание Николаевской Берлюковской пуст. М., 1889; Акафист св. мц. Вере, Надежде и Любови и матери их Софии. СПб., 1893. М., 1992; История подлинного Нерукотворенного образа Спасителя. М., 1894. СПб., 2000; Жизнь и страдания св. мц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. М., 1897; Жизнь и творения св. Ефрема Сирина, проповедника покаяния. М., 1897; Житие, чудеса и открытие честных мощей новоявленного угодника Божия св. Феодосия Углицкого, архиеп. и чудотворца Черниговского. М., 1897; Сказание о мытарствах прп. Феодоры. М., 1897; Великий пост: Святоотеческое учение о посте и беседы христианина со своей душой во дни св. четыредесятницы. М., 1898. СПб., 2000; Жизнь и подвиги св. Алексия, человека Божия. М., 1898; Жизнь и страдальческая кончина св. вмч. Евстафия Плакиды, супруги его Феопистии и детей их Агапия и Феописта. М., 1898; Жизнь и чудеса св. вмч. и Победоносца Георгия. М., 1898; Жизнь св. Макария Египетского. М., 1898; Жизнь и страдания св. мч. Трифона и почитание его в России. М., 1898, Жизнь и страдания св. вмц. Варвары. М., 1899; Жизнь и страдания св. вмц. Екатерины. М., 1899; Явления и чудотворения святых семи архангелов. М., 1899, 1996; Ад и рай: Святоотеческое учение о вечных муках ада и вечном блаженстве рая и видение рая святыми. М., 1900, 2003р; Жизнь и покаяние прп. Марии Египетской. М., 19002; Покровители брака: Жизнь св. мучеников Гурия, Самона и Авива и св. чудотворцев муромских кн. Давида и кнг. Евфросинии, в иночестве Петра и Февронии. М., 1900; О памятниках древнерус. иконописи в Берлюковской пуст.//Моск. ЦВед. 1901. 30. С. 348-351; Плач Пресв. Богородицы при Кресте Господнем. М., 1901; Небесные друзья трезвости: Жизнеописания прп. Моисея Мурина и св. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского. М., 1903, 1996; Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие св. мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1904 (то же, под назв.: Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 2003р); Правосл. мон-ри Рос. империи: Полный список. М., 1908.

http://pravenc.ru/text/171685.html

Преподобный Серафим Саровский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых летом 1903 г. при деятельном участии и даже по настоянию св. царя Николая II, лично весьма почитавшего Саровского старца. К моменту прославления почитание преподобного Серафима уже было широко распространено по всей России. Сведения о случаях его благодатной помощи, рассказы о его чудотворениях, воспоминания лично его знавших людей, душеполезные поучения старца — всё это передавалось в православном народе от поколения к поколению, сохранялось для потомков и сообщалось церковному священноначалию. Известно было и предсказание преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии в точности и произошло. Вскоре после октябрьского переворота большевиками было воздвигнуто неслыханное гонение на  Православие, причём началось это гонение не столько с живых свидетелей православной веры, сколько с уже почивших её исповедников , прославленных во святых. Была развязана кощунственная кампания по вскрытию и изъятию святых мощей. Специальные комиссии, в которые для видимости соблюдения законности включали представителей духовенства, вскрывали раки со св. мощами, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили св. мощи в неизвестном направлении. Немалое смущение верующих, возникавшее при виде такого безнаказанного святотатства, было непередаваемо. Утешать могло только то, что, как свидетельствовал один из очевидцев тех событий профессор И.М. Андреев, «издевательства над мощами святых нельзя рассматривать иначе, как соучастие святых в общенародных страданиях и пытках: страдает весь русский народ, и с ним страдают русские святые». Правоту этих слов подтверждали неоднократные явления русских святых почитавшим их православным людям со словами утешения, ободрения и благословения на подвиг верности Христу. Иногда частицы св. мощей благочестивым православным христианам удавалось укрывать в своих домах, некоторые из св. мощей тайно сохраняли священнослужители, но большинство было предано поруганию.

http://patriarchia.ru/db/text/182687.htm...

скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Тарас 15 января 2014, 18:10 А если говорить именно об описываемой в приведённом выше " Сказании... " встрече, то в книге Анатолия Мацукевича, вышедшей, в 2004 году, автор предполагает, что не получил тогда благословения у старца один из двух братьев Волконских - генерал-майор князь Сергей Александрович Волконский (1788 - 1865), бывший членом Союза благоденствия и Южного общества (осуждён впоследствии по 1-му разряду на 20 лет каторжных работ, потом срок сократили до 15 лет, отправлен на Нерчинские рудники, а затем переведён на поселение). Правда, очевидец того события из книги А. Мацукевича свидетельствует о том, что к старцу приходили оба брата, один из которых удостоился благословения, а второй - нет. Информацию привожу из книги " Всюду Серафим! " о Всероссийском праздновании в 2004 году 250-летия со дня рождения в городе Курске преподобного Серафима Саровского чудотворца. Составитель - Андрей Александрович Эдоков. С уважением и наилучшими пожеланиями, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Тарас 15 января 2014, 18:08 Понимаю, что мой ответ вряд ли будет прочитан Павлом, автором предыдущего сообщения, так как оставлено оно было около полутора лет тому назад, однако, надеюсь, что справедливости ради, предположу, что Павел имел в виду лжеученика преподобного Серафима и гонителя дивеевских сестер Ивана Тихоновича Толстошеева. Что же касается " сомнительного " посещения, то и здесь, я полагаю, вмешались отголоски воспоминаний о другом - о ставящемся многими под сомнение факте посещения батюшки Серафима императором Александром Первым предположительно перед тем, как стать старцем Фёдором Кузмичом (эта " встреча " даже вдохновила художника М. Маймона на написание в начале ХХ века живописного полотна). Павел 1 августа 2012, 19:26 Насколько я припоминаю более-менее серьезные исследования жизни отца Серафима, там эта история с декабристом ставилась под сомнение. А насчет иеромонаха Иоасафа было бы не лишним напомнить, что он, насколько мне известно, завидовал отцу Серафиму и интриговал против него, а после его смерти попытался захватить власть в Дивеевской общине и тем самым нанес ей вред. Впрочем, надеюсь что меня поправят более знающие люди, если я ошибаюсь.

http://pravoslavie.ru/55215.html

Родные сестры, из дворян, девицы Екатерина и Анна Васильевны Ладыженские 9 , находившиеся в числе сестер Дивеевской обители, повествовали следующее: «В 1832 году, родной брат наш О. В-ч Ладыженский, бывший после председателем военной комиссии в Оренбурге, был послан в Китай, для сопровождения духовной миссии. Так как дорога эта лежала через Нижний-Новгород, где мы имели родную бабушку игуменью в Крестовоздвиженском Девичьем монастыре, то желая, как посетить престарелую свою бабушку, чтимую всеми, знающими ее, и даже отцом Серафимом, так равно и повидаться с нами, сестрами своими, жившими тогда в Пензе, еще в мире, брат наш вызвал нас в Нижний-Новгород. Сам он прибыл туда на страстной неделе Великого поста, в самую распутицу, и по необходимости должен был дожидаться здесь лучшего пути, тем более, что от дурной дороги занемог. В последнюю турецкую кампанию он был ранен в левую руку, и теперь боль в руке возобновилась и заставила его лечиться и брать ванны. Мы же, четыре сестры, имея счастье знать и питая горячую веру к молитвам преподобного о. Серафима, воспользовались этою невольною остановкой брата, и начали убеждать его съездить с нами в Саровскую обитель, чтобы удостоиться видеть и получить благословение о. Серафима на такой долгий и опасный путь. После многих усилий, он, наконец, склонился на нашу просьбу, но не по вере в святость жизни и прозорливость о. Серафима, которого хотя и уважал, но далеко не разделял к нему наших чувств, а единственно для успокоения нашего, по любви к нам, так как мы твердили ему беспрестанно, что только тогда будем спокойны на его счет, когда он посетит с благоговением чтимого нами старца. Накануне отъезда мы имели с братом большой разговор и спор о св. иконах. Мы называли многие иконы чудотворными, а брат опровергал нас, говоря, что различать иконы и называть некоторые из них чудотворными, есть дело суеверия, и что все иконы одинаковы. Поехали же мы в Саров с таким расчетом, чтобы пробыть там воскресный, или какой-нибудь другой праздничный день; нам хотелось, чтобы брат увидел о. Серафима первый раз в церкви, когда он будет приобщаться св. Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

В то время я очень часто болела ангиной, и доктора решили мне вырезать гланды. В больнице меня прооперировали, напичкали всякими лекарствами, но я все равно как-то не поправлялась. Таблеток давали все больше, а толку не было никакого. В конце концов, хирург сказал, что с горлом у меня все в порядке и причина недомогания в чем-то другом. Как оказалось, я была беременна, и врач предложил сделать аборт. Он уверял, что из-за всех тех лекарств, которые мне давали, ребенок родится неполноценным. Через неделю после этого из Австралии на заседание Синода в Нью-Йорк прилетел отец Ростислав. На обратном пути он отслужил литургию у нас в Монтерее, после которой подошел ко мне, взял за руку и сказал: “Выбери себе святого и молись ему, а потом в его честь назови сына”. Заметьте: в те времена еще и речи не было об УЗИ, и никто не мог заранее определить пол ребенка. Стояли мы тогда с отцом Ростиславом перед большой иконой преподобного Серафима. Вот так и родился у меня сын Серафим, который теперь стал отцом Серафимом». После такого незамысловатого, но проникновенного рассказа мне было важно узнать, чему именно моя собеседница научилась благодаря общению с Саровским чудотворцем. «Преподобный Серафим лично меня научил доверяться Богу, и через него Сам Господь откроет нам правильный путь», – сказала она. Весь собор наполнился благоуханием, как только открыли крышку гроба, где находились мощи преподобного Серафима Ответ этот поразил меня до глубины души. Дело в том, что я и сам сейчас, пожалуй, больше всего на свете прошу у Бога научиться доверять Ему. И словно само собой случилось так, что молиться о помощи в этом я стал… преподобному Серафиму. Возможно, сыграли свою роль любимые мною его слова: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». С другой стороны, как-то невзначай и без видимых усилий с моей стороны разные люди рассказывали о своих взаимоотношениях со святым Серафимом, причем многие из них просили у него смирения. Тот же отец Серафим Ган поведал мне о том, как помощь преподобного всегда сопутствовала его семье, как его дальний родственник – будущий архиепископ Цицикарский Ювеналий (Килин) – в юности принимал участие в торжествах по прославлению Саровского чудотворца. Особое впечатление на отца Серафима произвел рассказ его бабушки о том, что весь собор наполнился благоуханием, как только открыли крышку гроба, где находились мощи святого.

http://pravoslavie.ru/143889.html

Приближался конец строгоподвижнической жизни старца Серафима в Сарове и на слово сокрушения о близости этого конца, высказанное одной почитавшей блаженного дивеевской старицей, он сказал: «а когда меня не будет с вами, вы на гробик-то мой и ходите. Припадите к могилке и мне, как живому, все и расскажите, в чем имеете нужду. Я услышу вас и помогу вам». Так говорил блаженный в пророческом предведении своей посмертной славы и в духовной радости об этой славе, как об счастье служения ближним, вседейственною благодатью Божью, как бы делясь этой радостью с теми, кого он любил – кому уповал служить. Понимаемое в таком разуме, как напоминает собою это пророческое слово любимца Божией Матери Её собственную песнь, в которой она радовалась духом своим о Боге Спасителе, яко призри на смирение рабы Своея; се бо отныне ублажат ю вси роди ( Лук.1:46–49 )! И сбылось желание старца и исполнилось пророческое слово его; ибо с самого, можно сказать, дня блаженной кончины угодника Божия, всю жизнь свою бегавшего славы людской, трудом, постом и бдениями молитвенными измождавшего плоть свою – томившего томящего его – началось то ублажение его, которое Господу угодно было увенчать и как бы печатию Духа Своего запечатлеть в только что совершившемся торжестве 19 июля. II В самый час кончины преподобного Серафима старец Глинской пустыни Курской губ. Филарет видел столп света, восходившего от земли на небо и, прозрев духом кончину праведника, объяснил окружавшим его это видение, как образ вознесения на небо ангельски чистой души его; а гробик – колоду, в котором положено было честное тело почившего едва на восьмой день по кончине его могли с церковно-уставными песнопениями и молитвами об упокоении души усопшего и воздыханиями сердечными схоронить в намеченной самим почившим у южной стены соборного храма обители могиле – так велико было стечение желавших воздать последнее целование усопшему старцу почитателей его, которые сошлись в Саров, откуда только было возможно. И эта тропа народная в обитель Саровскую – к могилке и скрытому в ней гробику преп.Серафима с той поры не пустела и не зарастала ни на один, можно сказать, день, а, разветвляясь от этой дорогой могилки, как от центра радиусами или лучами по всему лицу земли русской, охватила собой всю ее – Святую Русь до самых отдаленных уголков её и глухих захолустий даже в Сибири, и каждая из этих ветвей возвращаясь от крайних пределов своих назад и на этом пути своем вбирая в себя все новые и новые притоки, как многоводная река, сливалась у центра своего с другими такими же, здесь – у самой могилки преподобного образуя как бы целое море славы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010