Современники считали, что после кончины в 1841 г. братского духовника иером. Илариона (Здобина) именно И. стал «главной опорой пустыни», отмечали его кроткий нрав, мирные отношения с братией. Сохранилось воспоминание монаха, прибывшего в Саров за благословением старца Серафима. Преподобный направил его к И. со словами: «Это ангел, а не человек» (Саровская общежительная пуст. 1908. С. 138; Смолич И. К. Рус. монашество. М., 1997. С. 341). В письмах многочисленные родственники просили И. о молитвах о. Серафима, а он в ответ посылал краткие наставления преподобного. 2 янв. 1833 г. И. присутствовал во время установления факта смерти прп. Серафима, затем участвовал в его отпевании. Возможно, И. достаточно хорошо знал саровского подвижника, т. к. в дек. 1848 г. в письме иером. Авелю (Ванюкову) изложил особенности его жизни на Дальней пустыньке, молитвенного правила и подвига столпничества ( Степашкин. 2008. С. 99, 105, 125). Когда в 1849 г. была опубликована кн. «Сказание о подвигах и событиях жизни старца Серафима...» иером. Иоасафа (Толстошеева Ивана Тихонова), И. отозвался о ней скептически: «Новаго творения Ивана Тихонова о чудесах Серафима я не видел еще, да и не нахожу нужным видеть его, потому что жизнь праведного старца мне известна более, нежели Тихонову. Дивиться надо, как публика слепо верит новому Магомету» (Там же. С. 40, 44). В марте 1842 г., после кончины игум. Нифонта, Тамбовский еп. Николай (Доброхотов) прочил на пост настоятеля Саровской пуст. своего родственника иером. Анастасия, но большая часть братии воспротивилась этому намерению. Поскольку представитель епархии прот. Иоанн Розанов задерживался с приездом в обитель из г. Кадома, саровские насельники решили самостоятельно провести выборы нового строителя и 28 марта 1842 г. единогласно избрали на этот пост И., а выборный лист отправили священноначалию на утверждение вместе с рапортом. Указом от 11 апр. того же года И. был утвержден в должности строителя. Но 16 мая настоятель Чернеева во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря архим.

http://pravenc.ru/text/674848.html

К тому же, братья и сестры, в мире христианства часто происходит такая парадоксальная вещь: даже неправильный выбор в жизни верующего человека, сделанный по совести, может стать со временем правильным. Что имеется в виду? Если человек с годами поймет свою неправоту, оплачет свою ошибку, то покаяние и смирение, рождающиеся от этой ошибки, превратят ее в необходимую для этого человека веху в духовном пути. Как и говорит апостол Павел: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Например, в житии преподобного Серафима Саровского мы читаем, что его трехлетняя молитва на камне была обусловлена сильной духовной бранью, которую воздвиг на него диавол. Из-за чего была эта брань? Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: из-за того, что святой Серафим отказался от игуменства в некоем монастыре, хотя начальство и упрашивало его. По рассуждению великого оптинского старца, это была ошибка преподобного Серафима, за что тот понес тяжелейшую брань; но в контексте всего жития Саровского чудотворца этот подвиг был необходим как новая ступень к его духовному росту. Поэтому мы должны понимать: воля Божия не есть что-то такое, что необходимо угадать, как в спортлото. Нет! иначе нужен был бы не Христос, а оракул. Помолившись, посоветовавшись, человек принимает решение по совести, и Бог уважает такой выбор, ибо он сделан не по лукавству. Ошибся человек – Бог поправит. Упорствует человек – Бог накажет, вразумит. Спасение есть процесс синергичный, в котором участвуют как Божественная воля, так и человеческая. И не нужно представлять нашего Господа, Который есть Любовь, в образе составителя труднорешаемых задач по высшей математике. Господь не хочет нас запутать и не поставляет нам препятствий на пути ко спасению, но убирает их. Бог желает открыть нам Свою волю! Путаемся мы сами, в нашем собственном невежестве и нежелании жить честно. Итак, подведем итог. Фундаментальные положения воли Божией изложены в Писании. Хорошее знание Писания, при правильном, церковном его понимании, образует православное мировоззрение, которое помогает человеку жить по воле Божией. Для отдельных случаев, требующих особых решений, у нас есть голова на плечах, сердце в груди, и совесть – голос Божий в человеке. При этом еще всегда есть те, с кем можно посоветоваться. Воля Божия определяется в синергичном процессе взаимодействия Бога и человека.

http://pravoslavie.ru/117426.html

Кто-нибудь скажет, – да что же это за нанизывание событий и чудес, неужели уж так все это одновременно и на деле происходило? Да, одновременно! Да, почти с 1-го июля и до 21-го в течение трех недель в Сарове было одно сплошное чудо, только смена одного необычайного события другим еще более поразительным. Всего не описать никакому перу, а здесь пред читателем лишь слабый, ничтожный отголосок того, что было в действительности. 18 июля – 6 час. вечера; гулкий колокол Саровской пустыни возвестил, что наступило время первого всенощного бдения в честь преп. Саровского чудотворца. – Бдение совершает высокопреосвященный митрополит Петербургский Антоний с тремя иерархами Казанским, Нижегородским и Тамбовским; двенадцать архимандритов и десять протоиереев сослужат архиерейскому Собору. К началу всенощного бдения прибыл в собор Государь император с Государынею Императрицею – Матушкою Марией Феодоровной и Супругою Императрицею Александрою Феодоровной. Бдение стройно обычным порядком идет до литии. Во время литийных стихир начинается крестный ход за мощами преп. Серафима в Зосимину церковь , потом с мощами св. угодника вокруг Успенского главного собора Саровского и наконец следует внесение их в этот собор. Государь Император впереди всех изволил нести массивную «колоду» – со св. мощами... И вносит в собор и поставляет ее среди собора... И становится рядом с нею и рядом со св. ракою и великолепную сению, которую Он принес в дар преподобному. И снова молится... Снова Царь молится за свою св. Русь, имея рядом такую великую опору Державы Своей – цельбоносные мощи нового Чудотворца Русского. И велика та молитва Его... «И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания израильтян, и воздвиг руки свои к небу, и сказал. Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим... Призри на молитву раба Твоего и на прошение Его, Господи Боже мой, услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне... Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: Мое имя будет там; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй»... (3 Ц. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Во внимание к трудам по восстановлению Свято-Троицкого Болдинского монастыря архимандрит Антоний (Мезенцов) 6 июня 2010 г. был награжден Святейшим Патриархом орденом Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени. Кроме того, за труды явлено новой братии два больших знамения, укрепляющих в подвигах и напоминающих о небесном заступничестве славного основателя монастыря. Первое – это древний антиминс игумена Пафнутия, чудесным образом сохранившийся в годы безбожной власти и, по возрождении, снова оказавшийся в монастыре. Так знаменовано было духовное преемство между воспитанниками преподобного Герасима и новой братией. Второе чудо связано с обретением мощей преподобного Герасима, которые более 400 лет почивали под спудом под каменным Троицким храмом. При закрытии монастыря большевики решили осквернить мощи. В предполагаемом месте захоронения они нашли гробик и объявили то, что нашли, останками святого Герасима. Гробик перезахоронили в другом месте. В 1998 году экспертиза установила, что найденные коммунистами останки принадлежат пятилетнему ребенку. Когда архимандрит Антоний с братией вел расчистку руин взорванного храма Святой Троицы, с помощью археологов были проведены раскопки, в результате которых на глубине 3 метров от уровня пола Троицкого храма открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского. Они покоились в большой выдолбленной колоде (а на ногах преподобного сохранилась кожаная обувка, самим же им и вытачанная). Это произошло в июле 2001 года, спустя три дня после обретения мощей было дано официальное заключение по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму. Тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, благословил 20 июля считать датой обретения его всечестных мощей. Мощи преподобного долгое время находились в возрожденном Введенском храме, под единственной сохранившейся от древнего монастыря иконой. На иконе изображены старец Герасим с Николаем Чудотворцем, держащие Казанскую икону Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=11062

По данным книги архимандрита Макария, «кроме основателя монастыря Ионы и строителя Феодосия было в обители семь игуменов: Афанасий, Макарий, Кирилл, Павел, Исайя, Феодосий и Пётр, восемь архимандритов: Иоасаф, Адриан, Иоанн, Кассиан, Феофилакт, Варсонофий, Никанор и Иосиф... Под ведением обители, до издания штатов в 1764 году, было 113 душ. После того монастырь ещё оставался некоторое время на собственном содержании, но вскоре был упразднён. Вероятно, бедность и немноголюдность явились главными причинами его ликвидации. Церкви обители, по прошению крестьян, были обращены в приходские, а окружавшая его слобода Спасъ Белые Горы переименована в село Спасъ Зелёныя Горы. В 1797 году подле бывшей монастырской ограды на новом месте сельскими прихожанами была построена каменная одноглавая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом святителя и чудотворца Николая. К ней отошла и старинная колокольня строителя Феодосия, ставшая сельской. «На месте бывшего монастыря, с 1800 года началась и постепенно образовалась женская община, состоящая из немалого числа сестер». Так заканчивается повествование архимандрита Макария. И этими же словами можно начать историю второй жизни обители. О первоначальном основании женской общины имеется немного сведений, и связываются они с жизнью преподобного Серафима Саровского. Поселившись в 1778 году в Саровской пустыни, Серафим, по поручению братии, почти каждогодно приезжал на знаменитую в то время Зеленогорскую ярмарку для закупки мёду и нужных обители вещей. Бывавши здесь, он всегда обхаживал место, где находился упразднённый мужской монастырь и скорбел о запустении его. Однажды, во время прогулки своей, Серафим заметил небольшую келью в углу монастырской ограды, в которой поселился какой-то человек для спасения души своей. Возрадовался духом Серафим, прозревая в этом событии начало возрождения обители. Предчувствия преподобного оправдались. С начала нового XIX века, по благословению Преосвященного Архиепископа Нижегородского Вениамина, здесь стали жить: вдова Мавра Матвеевна, Стефанида Корниловна, Татьяна Макарьевна, Татьяна Петровна и Ульяния Михайловна. Жизнь обитательниц, по сказанию многих их последовательниц, была по образу келейной монастырской и отличалась необыкновенною простотою. Жилища келейниц именовались Спасо-Зеленогорской богадельней. Молитвенницы имели совместный стол и одежду, а к богослужениям, за неимением собственного храма, ходили в приходскую церковь, священник которой был их духовным наставником. Утешением и лекарством в болезнях считали они для себя употребление трав: зверобоя, душицы и липового цвета; чай употребляли весьма редко, а в прочем содержались чрез Христово подаяние. Саровский старец Серафим содействовал им своими молитвами, советами и другими разного рода пособиями до блаженной кончины своей в 1839 году.

http://sobory.ru/article/?object=09572

6 февраля 1991 года останки отправили поездом из Ленинграда в Москву . Это событие происходило без официальной огласки, но, как вспоминает очевидец тех событий Митрополит Истринский Арсений, уже на Московском вокзале «так много людей вышло на перроны, что посадка в поезд стала проблематичной. …когда поезд с мощами Серафима тронулся, все, кто был на вокзале, в это время опустились на колени». Крестный ход на колесах В Москве рака с мощами была принесена в Богоявленский кафедральный собор, где люди впервые после долгого перерыва смогли поклониться любимому батюшке Серафиму. Верующие шли к нему безостановочно в течение нескольких месяцев. А затем останки святого повезли из Москвы в Дивеево — туда, где он подвизался при жизни. Это был грандиозный «крестный ход на колесах», который возглавил Патриарх Алексий II. Шествие началось 23 июля 1991 года. Мощи перевозились в микроавтобусе, за которым следовал автомобиль Патриарха. Процессия останавливалась во всех городах и монастырях, которые встречались на пути следования: преподобного встречали в Богородске, Орехово-Зуево, Владимире, Боголюбове, Гороховце, Вязниках, Нижнем Новгороде и Арзамасе. Патриарх совершал Божественную литургию, верующие пели бесчисленные акафисты. Возглашалось и радостное «Христос воскресе!». Так сбылось предсказание святого о том, что в честь него среди лета запоют Пасху. 1 августа 1991 года, в день рождения преподобного, его святые мощи вернулись в основанный им Дивеевский монастырь, тогда еще находившийся в полуразрушенном состоянии. Спустя время под молитвенным покровом преподобного Дивеевская обитель была полностью восстановлена. Теперь это один из духовных центров православного мира, куда ежегодно приезжают тысячи паломников, чтобы обрести утешение и молитвенную помощь Саровского чудотворца. Газета «Православная вера» 01 (645 ) Источник: Православие и современность Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии

http://ruskline.ru/opp/2020/01/14/vozvra...

Открыв мне, — пишет далее Мотовилов, — сию великую и страшную тайну, великий Старец поведал мне, что по воскресении своем он из Серова перейдет в Дивеев и там откроет проповедь всемирного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо воскресения, соберется народу великое множество со всех концов земли, Дивеев станет Лаврой, а Вертьяново — городом, а Арзамас — губернией. И, проповедуя в Дивееве покаяние, батюшка Серафим откроет в нем четверо мощей и по открытии их сам между ними пятым ляжет. И тогда вскоре настанет конец всему». Такова Великая Дивеевская благочестия тайна, открытая мною в собственноручных записях Симбирского совестного судьи Николая Александровича Мотовилова, сотаинника великого прозорливца чина пророческого, преподобного и Богоносного отца нашего Серафима, Саровского и всея Руси Чудотворца. В дополнение к тайне этой вот что лично я слышал из уст 84-летней Дивеевской игуменьи Марии. Был я у нее в начале августа 1903 года, вслед за прославлением преподобного Серафима и отъездом из Дивеева Царской Семьи. Поздравляю ее с оправданием великой ее веры. (Матушка, построив Дивеевский собор, с 1880 года не освящала его левого придела, веруя, согласно Дивеевским преданиям, что доживет до прославления старца Серафима и освятит придел во святое его имя.) Поздравляю ее, а она мне говорит: — Да, мой батюшка Сергей Александрович, велие это чудо, когда крестный ход-то, что теперь шел из Дивеева в Саров, пойдет из Сарова в Дивеев, а народу-то, как говаривал наш угодничек-то Божий, преподобный Серафим, что колосьев будет в поле. Вот то-то будет чудо чудное, диво дивное. — Как же это понимать, матушка? — спросил я, на ту пору совершенно забыв тогда уже мне известную Великую Дивеевскую тайну о воскресении Преподобного. — А это кто доживет — тот увидит, — ответила мне игуменья Мария, пристально на меня взглянув и улыбнувшись. То было мое последнее на земле свидание с великой носительницей Дивеевских преданий, той двенадцатой начальницей, «Ушаковой родом», на которой по предсказанию преподобного Серафима и устроился с лишним 30 лет после его кончины Дивеевский монастырь, будущая женская Лавра.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

При отступлении немцев из Киева образ был вывезен одним русским православным человеком в Лодзь, а затем передан им в Берлинский русский собор, настоятелем которого был протопресвитер Адриан Рымаренко (впоследствии епископ Ново-Дивеевский Андрей). Во время одного из ночных авианалетов на Берлин верующие, вернувшись после бомбежки из бункера, увидели, что зажигательная бомба, пробив купол собора, упала в левый придел. Находившиеся там плащаница, образ преподобного и икона свв. Гурия, Амона и Авива были объяты огнем. Пожар быстро потушили, но поразительно, что ни плащаницы, ни образа преподобного пламя не коснулось, хотя все вокруг обгорело. Прошла тревожная ночь. Началось утреннее богослужение, но запах гари не только не исчезал, но наоборот, все усиливался. Когда стали искать источник дыма, на чердаке собора обнаружили вторую зажигательную бомбу — она продолжала тлеть и, едва ее коснулись, как сноп пламени взметнулся вверх. Таким образом, огонь тлел 12 часов, но не разгорался. Пожар снова удалось потушить. Собор остался не поврежденным, хотя все вокруг него было разрушено. Когда после Второй мировой войны в Америку хлынул поток русских людей, с ними прибыла дивеевская святыня — образ преподобного, а так   же другие великие святыни: частица святых мощей прп. Серафима и кусочек его мантии.   Краткая история Нового Дивеево Днем основания монастыря считается 1 октября 1949 года. Сначала обитель располагалась в небольшом городке Наяк, в часе езды от Нью-Йорка. Вскоре при помощи добрых людей была арендована усадьба, куда и перешла обитель из первоначального, совершенно неподходящего для монастыря помещения. К этому времени из Германии прибыли первые три насельницы, и стала налаживаться жизнь по монастырскому уставу.  Однако строить монастырскую жизнь, не имея собственного угла, было рискованно. Ежедневно служили акафист пред чудотворным Оптинским образом Богоматери — и совершилось чудо. Оказалось, что в соседнем городке Спринг Валлей уже несколько лет пустует усадьба католического женского монастыря. Католики готовы были отдать всю усадьбу за минимальную сумму, поскольку православная женская монашеская община вполне подходила их требованиям.

http://e-vestnik.ru/world/udel_prepodobn...

Так, на двух торжественных довольно многолюдных собраниях почитателей отца Иоанна в 1911 и 1914 годах здесь в столице я оглашал вышеприведенный рассказ о причине болезни батюшки, и никто из присутствовавших не возразил мне ни слова и не сказал: “батюшка, вы говорите неправду” или “ничего подобного не было”, а между тем на собраниях было много лиц, близко знавших отца Иоанна по Кронштадту и по Петрограду и дороживших, как святыней, всеми подробностями его жизни. Наоборот, и во время своего сообщения я слышал неоднократные чистосердечные восклицания слушателей: “Верно, батюшка!”, и после сообщения, беседуя с ними, выносил убеждение, что переданный мной рассказ им известен даже с большими подробностями и что он относится ко второму случаю изуверства, учиненного над отцом Иоанном, а что... первый случай, более ранний, имел место в Вятке, где батюшка был “помят” изуверами. 4) Как дыма без огня не бывает, так и подобные слухи не появились бы, если бы не было самого факта. 5) С попущения Божия, сатана, этот “коварный старец”, как называет его Преподобный Варсонофий Великий, наученный тысячелетним опытом борьбы с христианскими подвижниками, воздвигает против них или свои темные бесовские полчища, как, например, против Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, в самом начале его пустынного подвига, или злых людей, как против Преподобного Серафима, Саровского Чудотворца, на которого злодеи напали в лесу, повергли на землю, ударив обухом по голове, отчего изо рта и ушей страдальца хлынула кровь, и в беспамятстве лежавшего потащили к сеням кельи, продолжая яростно бить кто обухом, кто деревом, кто своими руками и ногами. Врачи, свидетельствовавшие старца после этого истязания, нашли, что “голова у него была проломлена, ребра перебиты, грудь оттоптана и все тело по разным местам покрыто смертельными ранами”. Удивлялись они, как старец мог остаться в живых после таких побоев. Не напоминает ли нам это мучение Преподобного отца Серафима злыми людьми такого же мучения батюшки отца Иоанна? б) Против достоверности случая 24 ноября 1904 года говорит то обстоятельство, что рассказ о нем исходит не от самого отца Иоанна, а от других лиц, которые не были очевидцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Года через два послушник Прохор тяжело заболел. Сначала думали, что он страдал водянкою: тело распухло, невозможно было двинуть ни рукой, ни ногой. В течение трех лет болезнь мучила его, полтора года Прохор провел в постели. Часто в тот период вспоминались слова Киево-Печерского схимника Досифея, предрекшего ему кончину в стенах Саровской обители. В эти месяцы открылось, как все в обители уважали и жалели молодого послушника; отец Иосиф часто сам служил у одра его. По просьбе болящего и по собственному усердию отслужил старец о здравии Прохора всенощное бдение и Божественную литургию, за которой больной был исповедан и причастился Святых Тайн. В тот миг, когда отец Иосиф приблизился к нему со Святыми Дарами, в правом боку Прохора открылась продолговатая рана. Сквозь нее стала истекать водянистая жидкость, причинявшая ему столько страданий. Лишь на склоне дней отец Серафим рассказал ученикам, что в ту минуту ему предстала Матерь Божия с апостолами Иоанном Богословом и Петром и, указав на страждущего, сказала: «Сей нашего рода», а затем возложила руку на голову страдальца. Таким чудесным образом был вторично избавлен от смертельного недуга. Прошло восемь лет со дня поступления Прохора в Саровскую пустынь. 13 августа 1786 года совершено было пострижение его в монашеский чин, при котором он получил новое имя Серафим, то есть, в переводе на русский, – Пламенный. В том же году монах Серафим посвящен был в сан иеродиакона. Обязанности иеродиакона отец Серафим, храня чистоту души и тела, исполнял в течение семи лет. Иногда во время богослужения он видел в алтаре близ Престола облаченных в священнические одежды ангелов, сослужащих и поющих с братией. «Сердце мое, – вспоминал старец, – как воск, таяло от неизреченной радости такого лицезрения, и не помнил я ничего, что было со мною, а только помнил, как я входил в церковь и как после служения выходил из нее». Рассказал он одному из собеседников незадолго пред кончиною и о таком его видении в бытность иеродиаконом: «Случилось мне служить с отцом Пахомием и казначеем Иосифом во Святый Великий Четверг 528 . Божественная Литургия началась в два часа пополудни, и по обыкновению – вечернею 529 . После малого выхода и паремий 530 возгласил я, убогий, у Святого Престола: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», – и, вошедши в Царские врата, навел на предстоящих орарем 531 и возгласил: «И во веки веков». Тут озарил меня свет, как луч солнечный. Обратив глаза на сияние, я увидел Господа Бога нашего Иисуса Христа во образе человеческом, во славе, сияющего светлее солнца неизреченным светом и окруженного, как бы роем пчел, небесными силами: ангелами, архангелами, херувимами и серафимами. От западных церковных врат Он шел по воздуху, остановился против амвона и, воздвигши Свои руки, благословил молящихся. Затем Он вступил в икону, что близ Царских врат. Сердце мое возрадовалось тогда чисто, просветленно, в сладости любви ко Господу...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010