1902 год. Выходит указ Синода о подготовке канонизации Серафима Саровского. 11 января 1903 года. В Саров выезжает комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского, будущего священномученика) для освидетельствования мощей святого Серафима. Мощи были обретены в виде косточек. В Синоде смятение. Почти все его члены против канонизации. Известна знаменитая фраза, которую приводит в своих воспоминаниях монахиня Серафима (Булгакова): «Зачем ехать куда-то в лес, нашли только кости». 29 января 1903 года. Опубликовано заявление первенствующего члена Святейшего синода митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского) с богословским обоснованием того, почему останки Серафима Саровского, найденные в костях, это святые мощи. Почему вопрос с мощами становится одной из главных проблем канонизации прп. Серафима? В традиции Православной Церкви мощам святых угодников придавалось особое значение. Частицы мощей зашивались в антиминс, без которого нельзя служить литургию; до появления антиминсов Церковь совершала литургию на гробах с мощами мучеников, служивших престолом. Чудеса исцелений происходили во множестве именно при их гробах и мощах. Обретение мощей прославляемого святого было важнейшим богослужебным актом прославления. Однако в древней Церкви мощи святых почитались вне зависимости от состояния останков. (На Афоне и сегодня мощами считаются кости подвижника.) Но и на Руси в Средние века мощам святых поклонялись независимо от их состояния: когда переносили мощи святителей Московских при перестройке Успенского собора, митрополит Иона был обретен «в целом теле», митрополит Фотий — в мощах и частично истлевшем теле, а митрополит Киприан — в мощах, то есть сохранились только кости. Основанием для канонизации святых было не нетление останков подвижников, а проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей. Поэтому Православная Церковь прославляла угодников, мощи которых не открыты до сих пор. Таковы, например, Антоний Печерский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоколамский, Пафнутий Боровский и другие. Были и подвижники, которых причисляли к лику святых еще до открытия их мощей — потому что еще до открытия совершались многочисленные чудотворения при их гробах; таковы преподобный Феодосий Печерский, митрополит Московский Петр, преподобный Нил Столбенский, святитель Ермоген, Патриарх Московский, и другие. И напротив, бывали случаи, когда обретались нетленные тела усопших, но не совершалось чудотворений по молитвам к ним, и они не прославлялись.

http://pravoslavie.ru/58775.html

  ЖУРНАЛ 30 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о ходе торжеств, посвященных 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Возблагодарить Господа, даровавшего Церкви Русской радость торжественного празднования 100-летия прославления преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. 2). Особо отметить воссоздание Свято-Серафимовского храма на месте келии преподобного в городе Сарове и возрождение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. 3). Благодарить за участие в торжествах Святейшего Патриарха Сербского Павла, Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Германа, иерархов и других членов делегаций Поместных Православных Церквей, Его Милость Архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса, представителей разных ветвей и уровней российской государственной власти, архипастырей, клириков, монашествующих и многочисленных паломников. 4). Выразить признательность за труды по подготовке и проведению торжеств, а также по восстановлению Саровских святынь высшим органам государственной власти Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С.В.Кириенко и его аппарату, губернатору Нижегородской области Г.М.Ходыреву и правительству области, органам местного самоуправления города Сарова и Дивеевского района, многочисленным благотворителям, епископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, клиру и пастве Нижегородской епархии, настоятельнице Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии, сестрам и труженикам обители. 5). Благодарить за понесенные труды Организационный комитет по оказанию содействия проведению общественно значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием Русской Православной Церковью 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского, во главе с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, и С.В.Кириенко, полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4840990...

Сохранились многие примеры из жизни, когда люди в знак особой благодарности Богу за сохранение и продление жизни стали праздновать память святого, которому молились об избавлении от смерти или чья память совершалась в день их спасения в самых разных обстоятельствах (военное сражение, авария, ситуация, опасная для жизни). Считается, что у сербов очень распространена Слава в честь святителя Николая Чудотворца . Существует даже такое выражение: «В день памяти святителя Николая одна половина сербов празднует эту Славу, а вторая идет к ним в гости». В истории описан интересный пример празднования черногорским племенем Васоевичи памяти русского святого – благоверного князя Александра Невского . По преданию, люди из племени Васоевичей молитвенно обратились к святому Александру Невскому за помощью в борьбе против турок и, получив ее, стали в благодарность отмечать день памяти этого русского святого-воина как Славу своего рода. Память о значительной помощи русских святых бережно сохраняется в сербском народе, а в последнее время можно даже встретить обычай празднования Крестной Славы в честь преподобного Серафима Саровского , Сергия Радонежского , блаженной Матроны Московской . Есть храмы, где в качестве храмовой Славы совершается память святой Царской семьи . Память о русских святых бережно сохраняется в сербском народе, можно встретить празднование Крестной Славы в честь преподобного Серафима Саровского , Сергия Радонежского Совсем недавно прихожанка монастыря Михольска Превлака (некогда древней лавры) близ города Тиват в Черногории рассказала, что ее прислава – день памяти преподобного Серафима Саровского , которому она благодарна за то, что 15 января, когда русский святой отошел ко Господу, по ее горячей молитве он спас ее от неминуемой смерти в автокатастрофе. Обратившись к истории, мы вспомним события Первой мировой войны. Она была победоносной для сербов, но буквально обескровила страну, ведь в ней погибло почти две трети мужского населения. В особенно решающий и трудный момент для сербской армии, когда она с огромными потерями вынуждена была отступить на греческий остров Корфу, союзники не оказали ей никакого содействия и остались равнодушными к страданиям героических сербских воинов. И тогда в это дело решительно вмешался Русский Император Николай II и заставил союзников прислать корабли для спасения сербов и возвращения их на родину. Во время пребывания на Корфу многие сербы взяли в качестве заветной Славы память преподобного Спиридона Тримифунтского в благодарность за свое спасение от верной смерти.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/krestnaj...

Традиционно заседание летней сессии Синода проходит в Троице-Сергиевой Лавре в канун празднования памяти преподобного Сергия Радонежского (17-18 июля). Однако в этом году многолетняя традиция была нарушена в связи с исключительной значимостью церковно-государственных торжеств по случаю 100-летия прославления преп. Серафима Саровского. Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившего 30 июля 2003 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ЖУРНАЛ 30: СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о ходе торжеств, посвященных 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Возблагодарить Господа, даровавшего Церкви Русской радость торжественного празднования 100-летия прославления преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. 2). Особо отметить воссоздание Свято-Серафимовского храма на месте келии преподобного в городе Сарове и возрождение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. 3). Благодарить за участие в торжествах Святейшего Патриарха Сербского Павла, Блаженнейшего Митрополита всей Америки и Канады Германа, иерархов и других членов делегаций Поместных Православных Церквей, Его Милость Архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса, представителей разных ветвей и уровней российской государственной власти, архипастырей, клириков, монашествующих и многочисленных паломников. 4). Выразить признательность за труды по подготовке и проведению торжеств, а также по восстановлению Саровских святынь высшим органам государственной власти Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С.В.Кириенко и его аппарату, губернатору Нижегородской области Г.М.Ходыреву и правительству области, органам местного самоуправления города Сарова и Дивеевского района, многочисленным благотворителям, епископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, клиру и пастве Нижегородской епархии, настоятельнице Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии, сестрам и труженикам обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/429520/

Я очень рад в праздник преподобного Серафима Саровского вновь быть среди вас, молиться о вас и о всей моей пастве.  Вспоминая житие преподобного Серафима, мы обращаем внимание на то, как он относился к людям, которые шли к нему за помощью. Он всегда носил в сердце своем пасхальную радость, и приветствовал каждого словами: " Христос Воскресе, радость моя! " , а потом говорил поучение. Некоторые из этих наставлений дошли до нашего времени. Он говорил: " Радость моя, стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи " . Скончался преподобный Серафим, и что же, оборвалась связь с ним? Нет. Мы знаем, что в 1903 году были обретены его честные мощи и он был прославлен в лике святых.  После кончины святого не прерывается наша с ним духовная связь. В чем это выражается? В Церкви есть священные изображения святых — иконы. В вашем храме есть икона преподобного Серафима, и мы сегодня можем вспомнить о чудотворениях, с ней связанных. Она напоминает нам о подвигах преподобного Серафима, назидает нас вести благочестивую жизнь и укрепляет нас в вере. Молясь перед этим образом, мы получаем от Господа, через небесное предстательство преподобного, все потребное для нашей временной и вечной жизни. Но когда мы молимся святым, мы стремимся подражать им, поэтому сегодня нам нужно подумать о том, с такой ли любовью, как преподобный Серафим, мы встречаем друг друга, общаемся друг с другом, приносим ли мы людям радость в этом общении. Пусть же преподобный Серафим подаст нам вразумление и силу, поможет нам в нашей временной жизни и сподобит вечной жизни в Царствии Небесном.  Мне хочется еще раз выразить мою радость о том, как возрождается здесь община, как постепенно благоукрашается этот святой храм. Несмотря на многие, в том числе материальные, трудности, которые люди испытывают сегодня, забота об этой святыне не прекращается. Сегодня я увидел стены этого храма, благоукрашенные прекрасной живописью, которая располагает прихожан к молитве и богомыслию. Мне хотелось бы сердечно поблагодарить Николая Павловича и всех, кто был неравнодушен к восстановлению этого храма. В первую очередь я хотел бы поздравить с праздником Николая Павловича и вручить ему и его семье это священное изображение преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского. Дорогой Николай Павлович! Молитвами преподобного на этой богоспасаемой земле творятся чудеса. Вы прилагаете много сил, чтобы помочь возродить этот святой храм. Примите от меня образ преподобного Серафима, который да будет постоянным заступником и помощником в Вашей жизни и в Ваших трудах». 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

После завершения постройки, в 1909 г. он был освящён благочинным монастырей архимандритом Даниилом в честь преподобного Серафима Саровского. Настоятелем церкви стал священник Александр Владимирович Русинов. Община развивалась – на территории храма было построено пять домов для монахинь и причта, была заменена ограда, сам храм был оштукатурен снаружи и внутри, в нём появились три картины стенной живописи: изображения двух ангелов и кончины преподобного Серафима Саровского. В 1915 г. от Строительного отделения Московского Губернского правления было получено разрешение на строительство часовни со звонницей, святых врат и помещений для вратниц. Но строительство было приостановлено. Вскоре после создания обители местные крестьяне и дачники прозвали её «Кунцевским монастырём». Возле монастыря появилась Монастырская улица (в настоящее время этой улицы нет). 28-29 сентября 1917 г. Святейший Синод определил Кунцевское подворье Полунинской Крестовоздвиженской общины сделать самостоятельной общиной. Монахиня Серафима из Полунинской общины была поставлена начальницей в «Кунцевский монастырь». То было тяжёлое для православных время. Не прошло оно бесследно и для Серафимовской общины. В 1918 г. у общины отобрали имущество и храм. Чтобы совершать Богослужения, надо было заключить договор с представителями местной власти и сделать описи имущества. Эти договоры между общиной и представителями власти были заключены в том же 1918 г. В конце 1922 г. общину упразднили. Остался лишь храм, который сделали приходским. Сначала он успешно переживал «своеобразие» власти, не считая того, что в 1922 г. у него изъяли 44 серебряных предмета - якобы " в пользу голодающих " - и отобрали большой колокол. Прихожане бережно относились к храму и делали мелкие ремонты. А в 1928 г. был затеян капитальный ремонт, в ходе которого заменили балки и нижние венцы. Потрачено на это было две тысячи рублей. Была достроена колокольня с часовней и святыми вратами по несколько изменённому проекту 1915 года, что стоило также полторы тысячи рублей. На колокольню временно поместили колокол весом 122 пуда 12 фунтов (примерно 1957 кг). Также в первой половине двадцатых годов был построен правый предел во имя святителя Николая Чудотворца. С 1926 г. приход возглавил священник Сергей Николаевич Фелицын. Вместе с ним служили диаконы Шепетилло Адам Осипович, исполнявший обязанности псаломщика, и Владимир Николаевич Соколов. Интересно отметить, что В.Н.Соколов был знаком с диаконом Максимом Дормидонтовичем Михайловым, который впоследствии стал заслуженным артистом СССР. Максим Дормидонтович не раз пел в храме Серафима Саровского. Сам же Владимир Николаевич Соколов родился в городе Клин, окончил семинарию и до 1922 г. был братом милосердия. В 1927 г. он скончался от чахотки и был похоронен около южной стороны храма. Его место занял Владимир Иванович Краснокутский.

http://sobory.ru/article/?object=51915

- Было ли в тот момент в народе, в обществе широкое почитание преподобного Серафима Саровского и его прославление было на это ответом? Или, скорее, благодаря прославлению святой открылся для многих людей? - Несомненно, что в народе, в обществе было широкое почитание саровского старца. Множество людей шло к преподобному с тем, чтобы он утешил или исцелил их, ибо вся его подвижническая жизнь, высоко нравственная по духу, его скромность, смирение, терпение, прозорливость — привлекали к нему русского верующего человека. На рубеже XIX и ХХ столетий стало всё более заметно, что стояние в вере начало ослабевать в русском народе, а в образованной его части наметились разброд и шатания. Не будет преувеличением сказать, что архимандрит Серафим, как никто другой, понял, что обращение к Саровскому чудотворцу, его прославление позволяло обрести в этом святом акте столь нужные нам духовные силы. Издание «Летописи» способствовало тому, что православный мир ещё более глубоко осмыслил подвижническую роль саровского старца и понял неотложную необходимость его прославления. Уместно отметить, что первым, выступившим с предложением канонизировать преподобного Серафима, был начальник московских гимназий Викторов, который предложил «ознаменовать начало царствования (Александра III), перед священным коронованием открытием мощей всей Россией чтимого угодника. Но одно дело выступить с инициативой, какой бы благородной она ни была, но обосновать, добиться признания необходимости этого священного акта и, наконец, организовать торжества по его прославлению с участием царя Николая II и его семьи, высших иерархов Русской Православной Церкви при стечении трёхсот тысяч верующих- это фактически оказалось под силу одному человеку. Им был архимандрит Серафим. В слове к читателям книги «Да будет воля Твоя» Святейший покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что «Прославление преподобного накануне надвигающейся революционной смуты, грозившей России катастрофой, явилось не только церковным, но и историческим событием, имевшим огромное духовное значение»

http://pravoslavie.ru/58130.html

Как минимум 16 древних икон, некоторые из которых датируются VI веком, находятся сейчас во Франции, будучи ранее тайно вывезенными с территории Украины. Пять икон сейчас пребывают на выставке в парижском Лувре, а еще 11 хранятся где-то в районе Парижа, пишут «Известия» со ссылкой на WSJ. Отмечается, что иконы были вывезены из киевского Национального музея им. Варвары Ханенко в мае 2023 года «в условиях строжайшей секретности». Эти и другие реликвии были отправлены через Польшу во Францию под военной охраной в специальных контейнерах с климат-контролем. – Никто, кроме узкого круга, не знал, что мы этим занимаемся, – рассказал глава Отдела византийского и… 26.01.2024 Киот с иконами Богородицы и преподобного Серафима Саровского открыли на трассе М-12 12 декабря 2023 года на площадке отдыха на 421-м км трассы М-12 «Восток» в Нижегородской области состоялось открытие и освящение киота с двумя иконами – Божией Матери «Умиление» и преподобного Серафима Саровского. В присутствии председателя правления Госкомпании «Автодор» Вячеслава Петушенко и зам. губернатора Нижегородской области Сергея Морозова, а также других участников церемонии, киот освятил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, сообщает сайт госкомпании «Автодор». После освящения владыка Георгий поблагодарил всех причастных к возведению киота и вручил им медали Нижегородской митрополии. Установка киота с иконой преподобного Серафима Саровского именно в этом месте неслучайна, т.к. трасса М-12 «Восток» – самая быстрая дорога к… 13.12.2023 Вышла книга патриарха Кирилла о почитании в России Богородицы и Ее чудотворных иконах В свет вышла новая книга Святейшего Патриарха Кирилла «Царица Небесная и Ее Покров над Россией». Книга посвящена почитанию Пресвятой Богородицы в России и Ее чудотворным иконам, сообщает сайт издательства Московской Патриархии. В труде Предстоятеля Русской Православной Церкви рассказывается о помощи Божией Матери в самые тяжелые для страны исторические периоды – во время нашествия монголо-татар на Русь, в период Смуты конца XVI – начала XVII века, в Отечественную войну 1812 года, в годы Великой Отечественной войны. Отмечается, что, прежде всего, новая книга Святейшего обращена к тем, «кто сомневается в вере, кто не принимает ее до конца». В частности, в новом издании…

http://foma.ru/themes/ikony

и прислать в консисторию «письменное показание, располагается ли он остаться в Саровской пустыни или отправиться обратно в Валаамский монастырь». Строитель доносил, что И. «объявил, что желает остаться в сей (Саровской) пустыне». В 1804-1806 гг. еп. Тамбовский и Шацкий Феофил (Раев) переписывался с о. Исаией, требуя удаления И. в Валаамский мон-рь (Там же. Л. 3 об.- 8). Вероятно, поэтому И. и старец Назарий в 1-й пол. 1805 г. отправились на Кавказ, прожили неск. месяцев в екатеринодарском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре, затем вернулись в Саров. Благоволивший к И. строитель Исаия добился офиц. зачисления подвижника 31 июля 1806 г. в состав братии Саровской пуст. (Там же. Л. 9). Первоначально И. служил келейником игум. Назария, подвизавшегося в 3 верстах от пустыни, в уединенной хижине на правом берегу р. Саровки. Уже в эти годы И. пользовался уважением братии. Так, в 1804 г. и особенно в 1809 г. в переписке с братом, саровским послушником Ионой Путиловым, послушник Тимофей, буд. архим. оптинский прп. Моисей (Путилов) , часто упоминал «отца моего Илариона», благодарил «за почтенные писания» к нему, «за любовь» (Там же. Д. 367. Л. 5, 16 об., 27 об.). После кончины старца Назария (1809) И. намеревался вернуться в Валаамский мон-рь, но в 1814 г., «получа от простуды сильную болезнь», остался в Саровской пуст. (Там же. Д. 351. Л. 11-13 об.). Взаимопонимание и доверие связывали И. с прп. Серафимом Саровским , к-рый «всех приходящих» направлял к нему на исповедь «и даже поручил постригать в рясофор дивеевских девушек» ( Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. СПб., 19032. С. 307). И. помогал преподобному в окормлении сестер ардатовской общины-богадельни (см. в ст. Ардатовский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь ). Так, ок. 1808 г. основательница обители В. Д. Полюхова (мон. Вера) обратилась с уставными вопросами к саровским старцам и получила от прп. Серафима и И. благословение принимать благочестивых женщин в общину, как «в семью» (ЖПодв.

http://pravenc.ru/text/389177.html

16. Зосимова пустынь во имя Смоленской Божьей Матери Владимирской губ. Александровского уезда: Летописный очерк/Сост. иеромонах Серафим (Л. М. Чичагов). – М., 1899. – 88 с. То же. – 2-е изд. – М., 1901. То же. – 3-е изд. – М.: Тип. Ф. Пригорина, 1913. То же//Да будет воля Твоя. – М.; СПб., 1993. 4. II. – C. 325–377. 17. Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца/Сост. автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» архимандрит Серафим (Чичагов) . – 2-е изд. – СПб.: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903. – 92 с.: ил. 18. Житие приснопамятного старца Серафима Саровского . – СПб., 1903. – 88 с: ил. То же//Да будет воля Твоя. М.; СПб., 1993. Ч. II. – С. 225–278. 19. Акафист Преподобному и Богоносному Отцу нашему Серафиму, Саровскому Чудотворцу. – Тиснение 2-е. – Спб.: Синод, тип., 1904. –44 с. – Без подписи. Акафист Преподобному и Богоносному Отцу нашему Серафиму, Саровскому Чудотворцу. – Нью-Йорк: Склад книгоиздательства «Путь жизни», 1903 –1978. –47 с. 20. Житие преподобного Евфимия, священноархимандрита Суздальского, чудотворца/Сост. архимандрит Серафим (Чичагов) ко дню 500-летия кончины преподобного Евфимия (1404 – 1 апр. 1904). – СПб.: Тип. Акинфиева и Монтьева, 1904. – 95 с.: портр. То же//Да будет воля Твоя. – М.; СПб., 1993. Ч. II. – С. 175–224. 21. Годовой отчет о деятельности приходских советов в Орловской епархии 1906 г. Орел, 1907. 22. Речь Преосвященного епископа Серафима на торжественном собрании членов Бессарабского губернского отдела Союза русского народа. – Дмитров: Типолитогр. Вашкевич, 1908. – 4 с. 23. Слова, беседы и речи Преосвященного Серафима (Чичагова) , епископа Кишиневского и Хотинского, с епархиальной хроникой и распоряжения его. Кишинев: Тип. В. В. Якубовича, 1908 – 1909. – 237 с. 24. Прощальное слово Преосвященнейшего Серафима Орловской епархии//Кишинев, епарх. ведомости. – 1908. – 43, отд. Неофиц, – С. 1535–1540. – Подпись: Епископ Серафим. 25. Слово, сказанное Его Преосвященством, Преосвященнейшим Серафимом, епископом Кишиневским и Хотинским 28 октября в кафедральном соборе при вступлении в управление Бессарабской епархией//Кишинев, епарх. ведомости. – 1908. – 45, отд. неофиц. – С. 1621–1623.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010