Его нещадно ругали за разговор с Государем. Иеромонах Серафим оказался как бы «под перекрестным огнем»: с одной стороны, его прошлая военно-аристократическая среда осуждала его за уход из мирской жизни, а с другой стороны, кое-кто из его нового окружения с известной долей недоверия (если не сказать– неприязни) отнесся к нему, распуская о нем некие домыслы, лишенные какого-либо основания. И если к этому добавить, что ко всем этим скорбям добавлялась незажившая боль недавней потери любимой жены, то приходится только поражаться, какую силу воли и характера должен был иметь иеромонах Серафим, чтобы выдержать все эти испытания и тяготы. В это трудное время он не раз обращал свои молитвы к преподобному Серафиму Саровскому , находя в них столь необходимую духовную поддержку. Стойкость иеромонаха Серафима не могла оставить равнодушными тех, кто знал его лично и сопереживал ему. Например, в этот тяжелый период своей жизни он получил поддержку от одной из духовных дочерей преподобного Серафима Саровского – Наталии Петровны Киреевской. В своем письме к архиепископу Харьковскому Флавиану (Городецкому) от 29 ноября 1898 г. Η. П. Киреевская давала самую высокую оценку личности отца Серафима и просила Владыку оказать ему необходимую поддержку. «Молю Вас, Владыко,– писала она, – взять под Ваше покровительство и Ваше отеческое попечение моего возлюбленного о Господе отца Серафима (в миру Леонида Михайловича Чичагова), много пострадавшего от людской злобы; все клеветы, на него возводимые, он переносит с истинно христианским смирением, я его знаю много лет и свидетельствую Вам моей совестью, что он истинный христианин и человек вполне достойный, и Вам, Владыко, будет весьма полезен, это человек, на которого Вы смело можете положиться. Умирая, Владыко, я поручаю о. Серафима Вашей отеческой любви и защите. Твердо верю, Владыко, что Вы исполните просьбу умирающей и будете ему Отцом и Покровителем» 43 . В это нелегкое время о. Серафим сумел обогатить церковную литературу летописными произведениями: очерком «Засимова пустынь во имя Смоленской Божией Матери Владимирской губернии Александровского уезда», которая была приписана к Лавре. Книга выдержала несколько изданий. Иеромонах Серафим (Чичагов) сообщает предание о том, что старец Зосима – основатель Зосимовой пустыни, – сначала был иноком Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В это же время он составляет летописный очерк «Жизнь преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

На зашитых в рогожу останках при вскрытии прочитали надпись «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!». Расследование комиссии, созданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, не оставило сомнений, что мощи принадлежат Саровскому чудотворцу. Когда все необходимые документы были готовы, в Казанском соборе Ленинграда 11 января 1991 года состоялась торжественная церемония передачи мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви. После завершения акта передачи святыня была перевезена в Александро-Невскую лавру, оттуда  Богоявленский кафедральный собор Москвы и 23 июля 1991 года отправилась в Дивеево. Это был Всероссийский крестный ход во главе со Святейшим Патриархом, иерархами и священнослужителями. 1 августа 1991 года, в день рождения преподобного Серафима, его мощи были доставлены в основанный им Свято-Троицкий монастырь в Дивееве. Эта обитель была главным детищем старца: он опекал здешних сестер до конца своих дней. В беседах с ними преподобный говорил о будущем монастыря. «Какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон, со всех сторон!» — услышала однажды от батюшки Серафима дивеевская старица Ирина Семеновна. Помолчав немного, он продолжил: «Но эта радость будет на самое короткое время. Что далее, матушка, будет… такая скорбь, чего от начала мира не было!» Эти слова преподобного Серафима во всей полноте отразили события, коснувшиеся не только Дивеева, но и всей России. В 1903 году действительно среди лета запели Пасху — во время прославления саровского чудотворца в лике святых и первого обретения его честных мощей Саров посетил государь Николай II. В Успенской пустыни, где подвизался великий старец, собралось тогда около трех тысяч паломников, священников и архиереев со всей России. Но вскоре времена изменились. В 1925 году было принято решение о закрытии Саровской пустыни. В 1927 году закрыли и Дивеевский монастырь, который успел к началу ХХ века разрастись в крупнейшее иноческое общежитие. Как и предрекал преподобный Серафим, сестер разогнали. Те из них, что поселились вблизи монастыря, со слезами наблюдали, как рушатся монастырские постройки, как засыпают землей и мусором Святую канавку…

http://radonezh.ru/2021/07/30/v-diveevsk...

Преподобный Серафим Саровский весьма почитался в Царской Семье, в Императорской Фамилии. Именно по настоянию Государя была подготовлена канонизация Святого в 1903 году. Молитвами Государя и Государыни к Преподобному Серафиму год спустя после прославления Саровского Чудотворца родился Наследник Цесаревич Алексей Николаевич. Одним из многочисленных свидетельств такого почитания Святого Царской Семьей было существование Серафимовского «пещерного» (нижнего) храма в Феодоровском Государевом соборе Царского Села. С расположением Серафимовского убежища было тесно связано место Отдельной батареи для противоаэропланной артиллерийской обороны Императорской резиденции под начальством полковника В.Н. Мальцева (1873 – † после 1918) и дислокации Авиационного отряда во главе с командиром — подполковником В.А. Павленко. Обе эти воинские части были предтечами современных Войск противовоздушной и противоракетной обороны в системе Воздушно-космических сил (ПВО и ПРО при ВКС РФ). Чины тех подразделений также окормлялись духовником Серафимовского лазарета иеромонахом Досифеем (Разумовым), и некоторые из них присутствовали при освящении закладки храма Преподобного Серафима Саровского. 21 декабря 1916 года (2 января 1917 года по григорианскому стилю) у северной стены внутри строящегося деревянного храма Преподобного Серафима Саровского был захоронен изуверно убиенный друг Царской Семьи — сибирский крестьянин Григорий Ефимович Распутин-Новый. На погребении присутствовал специально для этого прибывший из могилевской Ставки Верховного Главнокомандования Государь Император Николай Александрович вместе с Государыней Императрицей и Великими Княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией. После совершения «февральской» революции и прихода к власти временного правительства по распоряжению тогдашнего министра юстиции и заместителя председателя исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов эсера А.Ф. Керенского 8 марта 1917 года гроб с телом Г.Е. Распутина-Нового был извлечен из могилы, а в ночь с 10 на 11 Марта тело убиенного крестьянина было сожжено. Сожжение началось в лесу — в районе нынешнего Пискаревского кладбища, а затем несгоревшие останки были уничтожены в котельной Политехнического института.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/05/po...

Кондак 5 Божественный свет осия жилище твое, преподобне, егда болящу ти и на одре смертнем лежащу, Сама Пречистая Дева, пришедши к тебе со святыми апостолы Петром и Иоанном, рече: «Сей есть от рода нашего», — и главе твоей коснуся. Абие же исцелев, воспел еси благодарне Господеви: Аллилуиа. Икос 5 Видя враг рода человеча чистое и святое житие твое, преподобне Серафиме, восхоте погубити тя: наведе бо на тя люди злы, иже беззаконно истязаху тя и еле жива суща оставиша; ты же, отче святый, яко агнец кроток, вся претерпел еси, за обидящих тя Господеви моляся. Темже мы вси, таковому твоему незлобию дивящеся, вопием ти: Радуйся, в кротости и смирении твоем Христу Богу подражавый; радуйся, незлобием твоим духа злобы победивый. Радуйся, чистоты душевныя и телесныя хранителю усердный; радуйся, пустынниче, дарами благодатными преисполненный. Радуйся, подвижниче бого-прославленный и прозорливый; радуйся, наставниче монахов предив-ный и богомудрый. Радуйся, Святыя Церкве похвало и радование; радуйся, обители Саровския славо и удобрение. Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче. Кондак 6 Проповедует пустыня Саровская подвиги и труды твоя, богоносне угодниче Христов: дебри бо и леса ея молитвою облагоухал еси, пророку Божию Илии и Крестителю Господню Иоанну подражая, и явился еси пустыни прозябение многоплодное дарами Духа Святаго, Егоже действием многая и преславная совершил еси, подвизая верных воспевати благих Подателю Богу: Аллилуиа. Читайте также — Молитвы Серафиму Саровскому: о чем просят святого? Икос 6 Возсия в тебе новый боговидец, Моисею подобный, Серафиме блаженне: непорочно бо служение олтарю Господню совершая, сподобился еси зрети Христа, во храме со Безплотными Силами грядуща. Сему Божию о тебе благоволению дивящеся, воспеваем ти сице: Радуйся, боговидче преславный; радуйся, Светом Трисиянным озарен-ный. Радуйся, Пресвятыя Троицы служителю верный; радуйся, Духа Святаго жилище украшенное. Радуйся, Христа со Ангелы телесныма очима лицезревый; радуйся, в бреннем телеси райскую сладость предвкусивый. Радуйся, Хлебом Жизни насыщенный; радуйся, питием безсмертия напоенный. Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.

http://pravmir.ru/akafist-prepodobnomu-s...

В 1848 году, когда Бог привел меня в обитель преп. Сергия юношей, искавшим просвещения в существующей под его кровом высшей духовной школе, казначей лавры, отец Сергий был уже благолепным старцем преклонных лет, но с цветущим, открытым и добродушным лицом, даже несколько тучный. В лавру, на должность казначея, он поступил из Спасо-Вифанского монастыря, куда архимандрит Антоний, настоятель этого монастыря, принял его из Саровской пустыни, как известного ему строгою иноческою жизнью, и где он также занимал казначейскую должность. Воспитанный в иночестве при ногу великих старцев, подвижников саровских, Марка и Серафима, он был проникнут благоговением к их памяти. Имея любовь к литературным занятиям, хотя и был человек, не получивший надлежащего образования, он еще в Сарове начал собирать сведения и сам вести записи о трудах и духовных подвигах обоих старцев, равно как и их наставлениях и поучениях, а также опытах и проявлениях присущего им дара прозорливости и чудотворений. По кончине преп. Серафима, живя уже в лавре, о. Сергий, поощряемый отцом наместником и при его пособии, привел эти записи в порядок и составил «Жития» обоих саровских старцев – подвижников, и Марка и Серафима 1 . Жития эти, как увидим далее, были, благодаря деятельнейшим стараниям архимандрита Антония и митрополита Филарета, напечатаны в назидание благочестивым читателям и чтителям памяти обоих старцев. Итак, архимандрит Сергий был первым жизнеописателем ныне прославленного во святых саровского старца Серафима, и составленное им Житие преподобного есть первое и достовернейшее из всех его жизнеописаний. После этого первого опыта о. Сергий продолжал посвящать литературным занятием время, свободное от монастырских служб и трудов по должности. Эти занятия сближали его с академическими учеными, которые очень любили его и весьма охотно помогали ему в его литературных трудах 2 . Достойно особого внимания, что эти труды его главным образом и даже исключительно посвящены были прославлению имени Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, собранию возможно полных исторических сведений о чудесах и знамениях, явленных ею в церкви православной, и о всех её чудотворных иконах. Изданная им в трех частях книга: «Слава Пресвятыя Владычице нашея, Бегородицы и Приснодевы Марии» доселе не утратила своего значения. Здесь обнаружилась, быть может, наставлением и примером преподобного Серафима внушенная ему особая блегоговейная преданность заступлению Владычицы христианского мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Я здесь всегда воду раздаю!» Вода – освященная вода! – конечно, это образ благодати... Вторая история тоже примечательная: когда копали котлован под новый храм, нашли там иконочку батюшки Серафима, после чего стало понятно, что в честь него нужно освятить престол. К тому же в старом Покровском храме был престол во имя преподобного Серафима Саровского, так что получилась историческая преемственность... С таким воодушевлением люди трудились, такой всеобщий подъем был, что огромный котлован вырыли за три дня. А храм построили всего за год, постоянно чувствуя помощь преподобного Серафима Саровского, которого мы считаем ходатаем и молитвенником этих мест. Обитель в шахтерском городе полюбили. И рады, что она живет, развивается Матушка, если в Ленинске-Кузнецком горожане так радостно встретили строительство дома Божия, значит, по логике вещей, они должны были полюбить и обитель, образованную на территории приходского храма? Думаю, да. Действительно, многие рады, что в нашем небольшом городе появилась православная обитель, и люди всегда могут сюда приехать, прийти, просто помолчать или поплакать в храме. Вздохнуть о Небе, о нашем Отечестве Небесном. Любая чуткая душа тоскует о Боге и чувствует в храме Его присутствие... По воскресеньям у нас совершается молебен перед главной монастырской святыней – местночтимой чудотворной иконой Божией Матери Троеручица, которую подарил монастырю его строитель, его основатель отец Сергий Плаксин. В свою очередь батюшка получил эту икону в дар от одной рабы Божией из Новокузнецка, прятавшей ее у себя дома в советское время. Он посчитал, что святыня, написанная русскими монахами на Святой Горе Афон в 1878 году, должна принадлежать всем верующим, а не только его семье. Конечно, это очень дорогой, щедрый дар. У нашего батюшки – человека смиренного – широкая душа.      А чудесной помощи от святыни было очень много. По свидетельствам людей, это и рождение детей в семьях, где их подолгу ждали; и разные исцеления, начиная от болезней рук и ног и заканчивая онкологией.

http://pravoslavie.ru/145501.html

29 января 1903 года Святейшим Синодом объявлено о прославлении преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Особенно этим новым небесным знамением был утешен Государь, испытывая истинную радость и глубокое умиление. Царская Семья особенно чтила память преподобного Серафима еще с I860 года, когда возложением полумантии праведника была исцелена малолетняя Великая княжна Мария Александровна и облегчена кончина Императрицы Александры Феодоровны, супруги Императора Николая I. Духовное торжество открытия честных мощей угодника Божия назначено было на 19 июля 1903 года. Сам Государь с Государыней и членами царствующего Дома совершил благоговейное путешествие на это великое духовное торжество, собравшее сотни тысяч православного русского народа. Я сам был на этом торжестве, видел, как Государь пешком, благоговейным паломником, ходил к целебному источнику и в Дальнюю пустыньку старца Серафима, на своих царственных плечах нес гроб с честными останками новоявленного чудотворца и причащался вместе с супругою своею Святых Таин Христовых. Они исповедовались у смиренного старца иеросхимонаха Симеона и причащались 18 июля за ранней обедней, которую служил архимандрит Андрей (впоследствии епископ Уфимский), как простые смертные паломники вместе с народом. Я сам среди этих паломников приобщался и видел, с каким благоговением царственные богомольцы приступали к Святому Таинству. Простота и религиозность их сильно повлияли на меня еще тогда, вызывая слезы умиления. Только истинная вера в Бога, истинная преданность Православию и глубокое благоговение к святым мощам праведного убогого старца-отшельника, смиренного пустынника подвигнуло на далекое и трудное путешествие царственных богомольцев, сопряженное с многими трудами и опасностями для самой жизни. Православный народ плакал от радостного умиления при виде того, как Царь и Царица смиренно преклоняли главы пред святыми мощами новоявленного чудотворца. Государь на свои средства соорудил серебряную художественную раку для мощей преподобного Серафима, а Царица собственноручно вышила покров на гробницу и коврик с дорожками. Как было все это для верующего человека трогательно, радостно и поучительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Но значение святых не только в том, что они оставили нам примеры для подражания, но и в том, что они являются вечно живыми членами Церкви, оказывающими нам реальную, живую помощь. «Они не поэтический образ, а люди, и потому не смогут пройти мимо душ страдающих. ...Эта помощь... в свою очередь приобретается нами молитвой святых, их ходатайством перед Господом» 2 . В связи с этим наиболее ценным плодом изучения жизни и наставлений святых подвижников является порождаемое таким изучением непосредственное молитвенное общение с ними, укрепляющееся по мере того, как мы глубже проникаем в их жизнь и в их возвышенный духовный мир. И в этом отношении особенно ценные духовные плоды приносит благоговейное духовное соприкосновение с ближайшим к нам по времени и по силе своей пламенной любви к людям подвижника русской православной церкви, преподобного Серафима Саровского . Реальную благодатную помощь, оказываемую этим святым подвижником всем, кто к нему обращается, прекрасно выразил Е. Поселянин: «Как чудно то, что вы по опыту знаете, какое близкое участие в вашей жизни, во всех ваших обстоятельствах может принимать, если вы призываете, этот небожитель! И чем дальше вы думаете о нем, тем светлее и чище становится на душе – вы точно переродились и на время вернулись назад, в лучшие дни отрочества и юности... Все, все нечистое, печальное, темное смыто с вашей души, когда вам светит преподобный Серафим. И на все зло в мире, на всякое свое горе вы можете воскликнуть: «А преподобный Серафим?» Пусть перед вами люди грызут друг друга, вы не скажете, что жизнь зла, когда мелькнет в вас мысль: «преподобный Серафим». «Пусть люди слабы, и лучшие намерения идут прахом. Вы не скажете, что правда недостижима, когда вспомните: «преподобный Серафим». И легче от всякого горя, светло в темные дни станет кругом вас, когда вы назовете: «преподобный Серафим» 3 . Непостижимая сила духовного влияния преподобного Серафима объясняется тем, что он дал своим современникам живой пример пламенной, не ослабевающей ни на миг любви ко Христу и Божьей Матери, возлюбленным избранником Которой он был по слову тропаря, и благодатный покров Которой осенял его в течение всей его жизни; тем, что колоссальным подвижническим трудом он достиг той высшей цели истинно христианской жизни, которую он сам определил в беседе со своим близким учеником, как стяжание Духа Святого Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

В течение последующих 100 лет какие-либо сведения о храме и церковной жизни прихода отсутствуют. Однако во время ремонта, в 2003 году,  пономарями было обнаружен Акт, написанный в 1910 году, который лежал под горним местом, в запечатанном сосуде. Дальнейшие архивные сведения относятся лишь к 1933 году, когда храм был закрыт и в помещении разместили склад боеприпасов. До закрытия храма в нем была старинная чудотворная икона Божией Матери «Самарская», которая ныне находится в Свято-Троицком Кафедральном соборе. Во время немецко-фашистской оккупации в 1943 году храм был открыт. Предполагают, что уже в послевоенное время был освящен придел в честь преподобного Серафима Саровского. Статус храма восстановлен в 60-х годах XX столетия. Свято-Николаевский храм имеет значение памятника архитектуры, о чем свидетельствует охранный номер Известны имена священнослужителей, служивших на приходе в советское время — протоиерей Ананий Корнейчук, протоиерей Сергий Егоров, протоиерей Владимир Медведь, протоиерей Андрей Панский, протоиерей Павел Крамаренко и протоиерей Владимир Заяц. 8 октября 1993 года указом временно управляющего Днепропетровской епархией митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом (Саввиным) настоятелем был назначен протоиерей Сергий Капов, благодаря которому в храме значительно оживилась приходская жизнь. Среди древних святынь храма находятся частицы мощей архиепископа Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских, а также святых Оптинских старцев. В последние годы проведены работы по дальнейшему благоустройству храма: построено 2-х этажное здание с помещением для крещения. В январе 2004 года при храме организована воскресно-приходская школа во имя преподобного Серафима Саровского. 8 января 2004 года бессменный настоятель храма митрофорный протоиерей Сергий Капов мирно отошел ко Господу и был похоронен на территории храма, которому отдал все свои силы. На его место в том же году 12 января митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней назначил клирика храма протоиерея Анатолия Розвадовского, который с той же ревностью и энтузиазмом продолжает дело предыдущего настоятеля по возрождению великой святыни края.

http://sobory.ru/article/?object=55720

Мы своими собственными глазами увидели, как старец любит Господа и учит нас всех этой любви на каждом шагу, как поддерживает и укрепляет всех нас в столь непростые времена! Обращение к читателям портала Православие.Ru Дорогие братья и сестры! На протяжении нашего пребывания в Москве мы проделали много работы для съёмок третьего фильма о преподобном Гаврииле. Впереди тоже немало важных работ. Обращаемся к вам с просьбой внести вашу лепту в создание фильма – даже самая мизерная денежная сумма нередко оказывается решающей в великом деле. При переводе средств просьба указать свои имена во Святом Крещении, а также имена усопших сродников. Все имена будут помянуты на молебне у мощей преподобного Гавриила (Ургебадзе) в монастыре Самтавро, а также у святынь и чудотворной иконы преподобного Гавриила и преподобного Серафима Саровского. Указать имена вы можете как в комментариях к переводу, так и в письме по адресу: diademas@yahoo.com Рейтинг: 10 Голосов: 513 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 19 октября 2023, 20:36 Галина, я тоже хочу побывать в Грузии, в монастыре Самтавро, но обстоятельства пока не складываются. Галина 16 октября 2023, 16:43 Привезли нам с таким большим трудом в подарок икону Батюшки Гавриила на Донбасс в Свято - Успенский Николо- Васильевский монастырь . Это целая история есть в ютуб . Вечером после службы подходили к иконе Батюшки Гавриила. Не знала что и говорить , одно прошло так я голове: " модет когда-то побывал в Грузии , увижу как там " Долго конечно не пришлось ждать . Это было 21 ноября 2021 года , а 2 мая мы уже были в Тбилсси. Вот так сложилось мне побывать и поклониться Батюшке Гариилу в Мцхети - Самтавро. Я просто влюбилась в Грузию ! Дивны Дела Твои Господи . Наталья 16 октября 2023, 10:31 О здравии Игнатия Никиты Даниила Тамары Нины Игоря Татьяны Галины Натальи Дмитрия Дмитрия Татьяны Татьяны Марии Евгения Матвея Геортия Варвары Ольги Юлии Юлии Георгия Александра Петра Михаила Ефима Любови Матвея Ирины Семиона Артемия Ивана Илии Людмилы Ивана Натальи Олеси Виктории Василия Тамара 13 октября 2023, 19:26 Спаси Господи, за рассказ!! Тоже была на встрече с Вами, когда привозили святую икону Серафима Саровского и старца Габриеле, святыни в Минск ,в Свято-Елизаветинский монастырь!! Эта икона так и осталась в монастыре нам всем на молитву и память!!! С любовью из Белоруссии!! Александра 12 октября 2023, 14:32 Здравствуйте! Спасибо за статью. Я пропустила информацию, когда и где находится икона. Очень хочется поклониться. Где следить за информацией? И второй вопрос: где можно посмотреть уже снятые Вами фильмы? Очень прошу ответить. Спасибо! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/156603.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010