4 сентября 2011 года в состоялось освящение и торжественное открытие после реконструкции Свято-Николаевского собора бывшего Успенского Николаевского мужского монастыря.  http://valuyki-orthodoxy.ru/mon.shtml Это четырёхстолпный пятикупольный кирпичный собор в русско-византийском стиле. Высота храма около 55 м, длина - 37,6 м, ширина - 32 м, глубина фундамента - до 4,5 м. В настоящее время храм четырёхпрестольный: центральный престол освящён в честь святителя Николая Чудотворца; правый придел освящён в честь мученика Евгения; левый - в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского, а в нижнем храме находится престол во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. В XVII веке монахом Корнилием на берегу реки Валуй был основан Успенский мужской монастырь, который получил официальный статус в 1613 году при царе Михаиле Фёдоровиче Романове. Свято-Николаевский собор был заложен на территории монастыря 22 мая (4 июня) 1906 года как его главный храм при архимандрите Игнатии (Алексеевском) и освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном при стечении более 50 тысяч паломников 1 (14) сентября 1913 года - к 300-летию царствующей династии Романовых и 300-летию со дня основания монастыря. Храм был возведён из кирпича монастырского завода и первоначально был украшен снаружи гипсовыми изваяниями святых, покрыт коричневой клеевой краской, имел железную кровлю и позолоченные кресты и купола. Храм вмещал во время богослужений 3 тысячи человек, имел фаянсовый иконостас и иконы, изготовленные в Москве. Изначально храм был трёхпрестольным: первый престол был освящён в честь Святителя Николая Чудотворца (Мирликийского) и святой мученицы царицы Александры (по аналогии с именами правившего императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны; второй престол - во имя преподобного Михаила Малеина (в связи с именем царя - основателя монастыря Михаила Романова), священномученика Игнатия Богоносца (в связи с именем настоятеля обители архимандрита Игнатия) и в честь преподобного Серафима Саровского; а третий престол - в честь Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и святителя Дмитрия Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=15810

В монастыре хранится множество святынь: частица мощей свт. Николая, привезенная из г. Бари, стопа преподобного Антония, старца Оптинского, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня, иконы с мощами святых: преподобных отцов Киево-Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь, основанный в конце XV века, является местом подвигов блаженного Андрея Христа ради юродивого и преподобного исповедника Георгия (Лаврова). Здесь в возрожденной в 2001 г. обители, находится точный список иконы с чудотворного образа святого великомученика Георгия Победоносца, находящегося в обители Зограф на святой горе Афон. Образ почитается как чудотворный, и через молитвы перед ним люди получают исцеления. В Богородично-Рождественской Девичьей пустыни в селе Барятино хранится чудотворная икона Божией Матери " Ломовская " (25 июня). Название иконы происходит от слова " разломанная " . По преданию, этот образ нашли в реке Угре. Её части, ничем не скреплённые, плыли вместе по воде. Благочестивые верующие сделали для иконы серебряную ризу, которую украсили крестами. Вскоре икона прославилась чудесами исцелений. До революции чудотворная икона находилась в церкви Рождества Христова, построенной на том месте, где он был найден. Когда храм закрыли, то икону перенесли в храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Барятино. С открытием монастыря он стал главной его святыней. Любят паломники посещать Спаса-Нерукотворнаго пустынь в с. Клыково недалеко от Козельска. Расположена она в тихом живописном месте. В нем имеется много святынь. Здесь провела последние годы жизни схимонахиня Сепфора, известная своей строгой духовной жизнью. Многие храмы имеют свои святыни, которые почитаются калужанами. Свято-Георгиевский собор в Калуге имеет почитаемые образы Божией Матери " Утоли моя печали " и Иерусалимская, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым, а также иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В соборе с 1934 по 1937 гг. служил священномученик Августин (Беляев).

http://religare.ru/2_96420.html

Дронов М. , протоиерей. Православная аскетика и психоанализ//Альфа и Омега. М., 1998. 2 (16). С. 265. Дурылин С. Н. Маросейский батюшка//Пастырь добрый: Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечёва . М., 1997. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: в 2 т. Оптина Пустынь, 2003. Евагрий Понтийский , авва. Творения. Аскетические и богословские трактаты/пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова . М., 1994. Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина Пустынь, 1994. (Репр. воспроизведение с изд. 1917 г.). Житие преподобного Серафима Саровского . Киев, 2005. Житие преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Киев, 2005. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского и всея России чудотворца. М., 2005. Жития преподобных старцев Оптиной пустыни. Минск, 2004. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению: в 2 т. Том первый: основоположительный. Книга первая: критический обзор важнейшей литературы вопроса. СПб., 1907. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Киев, 2006. Зеньковский В. В. Идея православной культуры//Православие и культура: сборник религиозно-философских статей. Берлин, 1923. Игнатий Брянчанинов , епископ. Аскетические опыты: в 2 т. Минск, 2001. Иларион (Алфеев) , архиепископ. Православие. М., 2009. Т. 1. Ильин В. Н. Преподобный Серафим Саровский . 3-е изд. Нью-Йорк, 1971. Иоанн (Снычёв), митрополит. Посох духовный. СПб., 2000. Иоанн (Снычёв), митрополит. Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб., 2007. Иоанн Кронштадтский , святой. Моя жизнь во Христе: в 2 т. Б. м., 1991. (Репр. воспроизведение с изд.: СПб., 1893) Иоанн Кронштадтский , святой. Христианская философия. М., 1992. (Репр. воспроизведение с изд.: СПб., 1902) Иосиф Волоцкий , преподобный. Послание иконописцу и три «слова» о почитании святых икон//Философия русского религиозного искусства XVI- вв. Антология/сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М., 1993. (Сокровищница русской религиозно-философской мысли ; Вып. I)

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В 1902 г. купец Бабалов подарил Строительному комитету землю под строительство храма: «Пермским купцом Александром Павловичем Бабаловым во исполнение Высочайше Государя Императора соизволения последовало 5 декабря 1902 года пожертвовал Пермскому Епархиальному начальству под построение храма во имя Святителя Феодосия Черниговского Чудотворца недвижимое имение – пустопорожнюю усадебную землю, находящуюся в 3-й части г. Перми на углу Екатерининской и Шадринской улице мерой по улице Екатерининская 28 сажен и по Шадринской – 15 сажен, а всего 420 квадратных сажен, оцененную жертвователем в 4 тысячи рублей». Акт о даре имения был совершен Пермским нотариусом Золотавиным 7 августа 1903 г., и утвержден старшим нотариусом Пермского окружного суда 23 сентября 1903 и записан в реестровой книге под 413». Годом позже строительный комитет еще купил у Бабалова землю: по расходной части «уплачено 1 тысячу рублей А.П. Бабалову Пермскому 2-й гильдии купцу за купленную усадьбу» и «уплачено 1353 рубля 53 копейки пермскому мещанину Филиппу Филипповичу Татаринову пермскому купцу А.П. Бабалову за проданное последним Комитету под постройку церкви усадебной земли мерой 84 квадратные сажени…». Закладка Вознесенской церкви происходила 14 мая 1903 г. по храмозданной грамоте данной 13 мая 1903 г.: «Божьей Милостью смиренный Иоанн Епископ Пермский и Соликамский по благодарению даруемой нам власти Всесвятого и Животворящего духа данной нам от самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа …благословил протоиеререя Градо-Пермского кафедрального собора о. Александра совершить закладку нового каменного храма в г. Перми в честь Вознесения Господня и двух приделов, первый во имя Феодосия Черниговского Чудотворца и 2-й во имя святых пермских Герасима, Питирима и Ионы. Дана сия грамота в день 13 мая 1903 года». Сооружение Вознесенской церкви велось на народные средства, собранные в храмах г. Перми, во временной часовне на месте закладки нового храма, на частные пожертвования денежных средств, стройматериалов, церковной утвари и икон в новый храм; многие важные работы, как-то, земляные и плотницкие работы по устройству фундаментов для храма подрядчиками были произведены бесплатно. Строительство Вознесенской церкви и ее приделов происходило в течении 14 лет: Вознесенская церковь была заложена 14 мая 1903 г.; нижний храм в честь преподобного Серафима Саровского освящен 18 июля 1904 г.; в верхнем храме главный средний придел во имя Вознесения Господня был освящен 10 декабря 1910 г., правый придел во имя Святого Феодосия Черниговского Чудотворца освящен 26 октября 1914 г. и левый придел во имя Первосвятителей Пермских: Герасима, Ионы и Питирима – 17 декабря 1917 г.

http://sobory.ru/article/?object=02914

После 1905 года работы по строительству храма были приостановлены. Вызвано это было, в первую очередь, революционными событиями 1905-1907 годов, взбудоражившими весь Форпост. Пожертвования на строительство почти прекратились, что привело к вынужденной консервации уже выстроенной части храма. Стали раздаваться голоса о невозможности завершить постройку и о том, что нужно соорудить временный молитвенный дом, способный вместить хотя бы большую часть верующих посёлка, выросшего к тому времени до 520 дворов. Лишь только отступили смутные времена, был поставлен вопрос, на что употребить уже собранные средства: на строительство молитвенного дома или на завершение постройки храма. Жители посёлка поддержали предложение о постройке храма. Храм строился в честь Святителя Николая Чудотворца, что было выражением горячей любви всех местных жителей к этому святому угоднику. О наименовании двух боковых приделов долгое время шли споры. По предложению Астраханского епископа Георгия один из них решено было назвать в честь Преподобного Серафима Саровского, чудотворца, недавно прославленного святого, очень почитаемого владыкой. Второй же придел по приговору Форпостинского сельского общества – жителей Архиерейской земли 24 апреля 1911 года по случаю 50-летия служения владыки Георгия в священном сане, решено было назвать в честь Великомученика и Победоносца Георгия – небесного покровителя Астраханского архипастыря. Владыка Георгий очень внимательно относился к построению Никольского храма в Архиерейском посёлке, и, когда строительство замедлилось, он очень болезненно отнёсся к этому. Благодаря его старанию в течение 1911-1912 годов из сумм экономического Архиерейского домоуправления было изыскано 20 000 рублей. По мысли архипастыря, нужно было не дожидаться отделки всего храма, а, достроив стены до надлежащей высоты, сделать деревянные своды потолка, устроить полы, окна, печи и, поставив иконостас, освятить храм в таком виде. Увлекаемые примером своего архиерея, ратующего за скорейшее освящение храма, известные астраханские благотворители Губин, Захаров, Куликов, Рябиков решили приложить все усилия, чтобы поддержать инициативу владыки Георгия. Особенно старался избранный на место церковного старосты Семён Иванович Захаров. Благодаря его усилиям в ближайшее время храм был покрыт, но неожиданная кончина архиепископа Георгия в июне 1912 года опять отсрочила время освящёния Никольского храма.

http://sobory.ru/article/?object=39253

  2 декабря. День памяти святителя Филарета Московского . [Его называли московским Златоустом — так прекрасны и глубоки были         проповеди этого святого. Один из величайших богословов XIX века,         человек-эпоха, ученый, переводчик, он прожил долгую жизнь и был свидетелем пяти царствований. Виднейшее место в государстве занимал     при Александре I, Николае I и Александре II. С ним нельзя было не считаться — таков был его духовный и политический вес. Не случайно митрополиту Филарету было поручено сделать редакцию важнейшего        документа  XIX века - «Высочайшего манифеста об отмене крепостного права»]. Ил.: Святитель Филарет Московский. Портрет. - С.7;   19 декабря. День памяти святителя Николая. [Николай Угодник родился  в 270 году в городке Патары, который находился  в Малой Азии и был греческой колонией. Родители  будущего архиепископа были весьма     состоятельными людьми, при этом верили в Христа и активно помогали бедным. Святитель с детства полностью посвятил себя вере, много         времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский. После смерти родителей Николай раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. Позже взошел на         епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции. Нового архиепископа очень полюбили люди — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством и защитник христианства. Еще при жизни святитель прославился многими  чудесами — своими молитвами спасал тонущих моряков, освобождал из заточения несправедливо осужденных]. Ил.: Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский). Киотная скульптура. XVIII век. - С.7;   11 декабря. День памяти священномученика Серафима (Чичагова). [Особое место среди трудов митрополита Серафима занимает его деятельность по прославлению преподобного Серафима Саровского.    Составленная им «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» была      лично  преподнесена императору Николаю II в 1896 году и впоследствии    послужила основой для канонизации святого. Митрополит Серафим всю жизнь боролся за чистоту Православия. Был участником Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Вместе со всей Церковью испил чашу гонений от безбожной власти, несколько лет провел в тюрьмах и      ссылках. Последний арест произошел, когда митрополиту было уже  больше 80-ти лет. 11 декабря  1937 года его расстреляли на полигоне Бутово]. Ил.: Митрополит Серафим (Чичагов) в сане епископа. 1910-е годы. Фото. - С.7.  

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12200-...

В 1893-м в московском храме Двунадесяти Апостолов он был рукоположен в сан диакона, а вскоре стал там священником. Служа в этой церкви, о. Леонид реставрировал ее на собственные средства. Супруге недолго довелось быть матушкой — тяжело заболела и в 1895-м скончалась. Поскольку их семья не раз бывала в Дивееве и очень любила это место, покойную отец Леонид похоронил именно там, а рядом, на монастырском кладбище, приготовил место для себя... Дивеево стало для него еще ближе и дороже. Приезжая туда, несчастный вдовец слышал тамошние предания и решил написать книгу. Спустя годы многие наши соотечественники прочтут ее под названием «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Когда автор начинал собирать материалы, ему подсказали: еще живы три монахини, лично знавшие батюшку Серафима Саровского. Одна из них, старица Пелагия, вдруг встретила священника словами: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю. Преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления». Отец Леонид опешил, сказал, что не вхож к царю, но та отмахнулась: «Я ничего не знаю, передаю только то, что мне повелел Преподобный». Это казалось невероятным — процесс канонизации батюшки Серафима уже давно натыкался на всевозможные препоны. Через некоторое время о. Леонид получил повышение, стал настоятелем церкви Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. Храм должен был окормлять московские артиллерийские части, но оказался совсем запущен, 30 лет стоял закрытым. Новый настоятель энергично взялся за дело возрождения — снова на собственные средства, даже иконы взялся писать сам. На стенах этой церкви до сих пор сохранились созданные им изображения Евангелистов. Еще две прекрасные иконы его письма можно увидеть в храме Илии Обыденного. О. Леонид уже готовил себя к монашеству. Особое значение для него получило имя, которое он обрел в 1898 году при постриге, — Серафим. Священноначалие обратило внимание на его успехи в деле восстановления святынь, в 1899-м назначило настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, находившегося к тому времени в довольно плачевном состоянии. Новоиспеченный игумен и его взялся отреставрировать. Тоже изучал здесь предания, обращался к памяти местных святых, написал житие преподобного Евфимия Суздальского. Авторитет настоятеля быстро рос, он стал архимандритом.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/11/krest_...

В эти минуты выражаю чувство искренней признательности и благодарности архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию , с которым в последние годы разделял труды, исполняя послушания на различных поприщах. Плоды трудов этих открыли новую страницу в истории Нижегородской епархии , и Вы, Ваше Святейшество, явились этому свидетелем, посещая ее в настоящем году. В год 20-летия моего монашеского пострига промыслительно и мое последнее назначение в Саровскую пустынь, в которой я явился 20-м настоятелем от ее основания. А потому паки незримая десница Божия привела меня на место подвигов преподобного Серафима, у мощей которого в Дивеевской обители началось мое священническое служение в 1990 году. Сыновне благодарю Вас, Ваше Святейшество, за оказанное мне доверие и высокую честь быть епископом Церкви Христовой, за отеческое отношение, за мудрые наставления и утешения, которые Вы мне дали у мощей святителя и чудотворца Николая в городе Бари. Заступничество и Ваша отеческая поддержка послужили укреплением моих духовных сил в дальнейшем служении. В жизни каждого человека бывает момент, когда Промысл Божий особенно ясно показывает ему, что Господом утверждаются стопы человека (Пс. 36:23). Сейчас, стоя перед вами, я должен сказать о трепете и смущении, которые объемлют мою душу при мысли о предстоящем мне, недостойному, высоком епископском служении, которого избегали, как известно, и великие подвижники, и святые. Но сегодня же я должен свидетельствовать, что милостию Божиею и по молитвам Святой Церкви, смиренным чадом которой я являюсь с момента рождения в купели Крещения уже сорок шесть лет, я постоянно чувствовал благую десницу Всевышнего на протяжении всех лет моей жизни. Она с отеческой любовью наставляла меня на путь истины, помогала в трудных случаях жизни сохранять душевный мир и спокойствие, призывала меня к покаянию, указывая на грехи и их последствия, от которых не свободен ни один человек. Она же незаслуженно одаривала меня благодатной силой. Сознавая свои духовные немощи и недостатки, я избрание свое приемлю, благодарю и ничесоже вопреки глаголю. Но приемлю лишь потому, что уже опытно знаю, что послушание воле Божией — основа жизни Святой Церкви. Верю, что с возложением ваших святительских рук услышу и я голос Божий: Не говори: « я молод » ; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь (Иер. 1:7). Верю, что, укрепленный благодатью, найду в себе силы сказать всякой пастве, к которой Господь меня пошлет, слова пророка Осии: Ты мой народ (Ос. 2:23), ибо, как учит нас Святая Церковь, образ Божий сокрыт во всех людях и даже в тех, которые того сами и не осознают. А в сей час прошу заступничества и молитв помогающих мне в течение всей моей жизни преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, чудотворцев.

http://patriarchia.ru/db/text/951711.htm...

И в истории Нового Завета мы видим, как ради одного праведника, святого апостола Павла, во время морского путешествия его на корабле спасены были от неминуемой гибели все плывшие с ним спутники; Ангел при этом сказал апостолу: « Бог даровал тебе всех плывущих с тобою»(Деян. 27:24). Почему же так важно пребывание праведных среди народа? Прежде всего потому, что они являются показателями и свидетелями духовной жизни и духовного роста народа, они своим существованием показывают, что народ не умер для Бога, для святости и для духовной жизни, что среди него есть люди, достойные благоволения Господа, и что таких людей немало. Прославленные праведники, угодники, чудотворцы – это как бы высочайшие горные вершины. Здесь, в области духовно-благодатной, наблюдается то же, что и в области видимой природы на земле. Горные высочайшие вершины никогда не стоят совершенно одиноки и особняком на равнине, около них всегда поднимаются меньшие, но все же возвышенные горы, целые цепи гор, целые горные пространства. В области духовно-благодатной видим то же – около великих святых есть меньшие, но добрые и высокие души: их почитатели, ученики, подражатели, люди, напоенные единым с ними духом, единой верой, единым благочестием. Праведники не бывают совершенно одиноки, вот почему прославление праведного есть признак, что в обществе, где он жил, воцарилось не одно зло, что напротив, в обществе этом есть живые духовные силы, вот почему прославление праведного есть радость Церкви, которая видит, что она не бесплодно молилась о сынах своих, не бесплодно учила их вере и благочестию, и действительно ведет их к небу и блаженной вечности. Так, у святого Серафима была высокого благочестия мать, щедродательный брат, были же добрые люди, от которых в детстве и отрочестве он получил расположение к вере и благочестию и святым подвигам, были и в обители Саровской не один, а много-много таких людей, которые сочувствовали святому Серафиму: многие из иноков обители, и в их числе ее начальники, имена которых сохранились в житии святого старца, многие послушники, монахини соседнего женского монастыря, посетители и почитатели старца, которых также было великое множество. И то обстоятельство, что память святого старца не умерла в народе и свято хранилась, что не заросла дорога к его могиле, что имя его из скромной обители, из лесной глуши пронеслось и призывается с верою на протяжении всего великого царства Русского, – это все приносит сердцу отрадную уверенность, что родная Церковь наша, Церковь Русская Православная, спасает своих чад, что не оскудела она духом и святынею, что не мертва она, а жива и действенна и что уходящие от нее уходят от источника жизни и спасения. Пусть подумают об этом наши несчастные заблуждающиеся братья, сектанты и отступники, которых, к прискорбию, так много в нашем крае и в нашем городе и которые так упорно закрывают очи и не хотят видеть истины Православия нашей Святой Церкви.

http://pravoslavie.ru/50916.html

Известен рассказ сторожа дамбы на Финском заливе, который в день расстрела до поздней ночи справлял свои именины. Веселье было нарушено шумом двигателя подъехавшего грузового автомобиля, выгрузкой людей, погребальным молитвенным пением и выстрелами. Собравшиеся у сторожа слышали и отчетливо произнесенную фамилию " Орнатский " ... Дошло до нас и свидетельство водителя (лично знавшего отца Философа), который по приказу чекистов перевозил арестованных из ЧК с Гороховой, 2, к месту казни; начальник расстрельной команды спросил отца Философа: " Кого расстреливать первым - тебя или сыновей? " Батюшка ответил: " Сыновей " , - и стал читать молитвы на исход души...  Имеется несколько версий рассказов о том, как принял отец Философ мученическую кончину. Для всех рассказов характерна одна общая деталь - подвижник встретил земную смерть, стоя на коленях и совершая молитву. Вместе с отцом Философом и его сыновьями Николаем и Борисом было тогда расстреляно еще тридцать петроградских офицеров, верных Царю и Отечеству. По пути к месту расстрела батюшка являл собою образец полнейшей невозмутимости и с несказанной духовной умиротворенностью утешал и укреплял взволнованных сомучеников. Перед началом казни отец Философ кротко произнес: " Ничего, ко Господу идем. Вот, примите мое пастырское благословение и послушайте святые молитвы " . И, став на колени, начал спокойным, ровным голосом читать отходную... В 1903 году в Сарове отец Философ, бывший главным оратором на торжествах по прославлению великого угодника Божия Серафима Саровского чудотворца, в присутствии августейшей семьи в поучении о праведной кончине преподобного Серафима произнес удивительные слова: " Какая чудная, блаженная кончина - венец праведной подвижнической жизни! Умереть на молитве - это высшее счастье для христианина. На молитве человек, становясь лицем к лицу с Невидимым Богом, переживает все святые чувствования, изливает пред Ним всю свою душу, предает всего себя в руки Его. Смерть на молитве, освобождая дух человека от уз плоти, возвращает его в родную стихию блаженства вечного в лицезрении Божества, что составляет счастье и самой молитвы. Умирающий на молитве находит то, чего искал, к чему пламенно стремился. Так, с молитвою на устах, умер на Кресте Господь наш Иисус Христос, с молитвою же за врагов своих умер и святой Стефан первомученик, и многие другие праведники. Да не лишит и нас, братие, Господь Бог этого счастья! " Эти слова протоиерея Философа Орнатского оказались по отношению к нему самому поистине пророческими.

http://mitropolia.spb.ru/docs/umeret-na-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010