Санкт-Петербургская духовная академия запускает сайт, посвященный библейской археологии 11 апреля 2019 г. 19:03 10 апреля 2019 года кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии представила новый сайт «Библейская археология», на котором в открытом доступе размещены интернет-версии учебных пособий с описанием археологических объектов Святой Земли, Малой Азии и Иордании, а также фотографии и видеоролики с подробными комментариями. Где было место крещения Господа Иисуса Христа? Почему кладка платформы Храмовой горы в Иерусалиме действительно циклопична? Как выглядят сегодня археологические объекты, которые предположительно были Содомом и Гоморрой? Ответы на эти и другие вопросы теперь можно найти на новом сайте кафедры библеистики Санкт-Петербургской академии — «Библейская археология» ( http://biblical-archaeology.ru ). На сайте, в частности, размещены интернет-версии учебных пособий по библейской археологии Святой Земли, Малой Азии и Иордании, изданных в 2014 году на DVD-дuckax. Ресурс содержит описания 42 археологических объектов, которые включают в себя 1350 фотографий и 247 видеороликов. Все фотографии и видеоматериалы сняли преподаватели и студенты кафедры во время обзорных археологических экспедиций, проводившихся с 2007 года по настоящее время. В 2014 году данный проект стал лауреатом конкурса «Просвещение через книгу». Материал адресован преподавателям и студентам духовных академий, семинарий, теологических кафедр вузов, а также всем, кто желает ознакомиться с материалами библейской археологии с целью более глубокого понимания смысла Священного Писания. Пресс-служба СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5409962.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии представила новый сайт по библейской археологии 11.04.2019 Где было место крещения Господа Иисуса Христа? Почему кладка платформы Храмовой горы в Иерусалиме действительно циклопична? Как выглядят сегодня археологические объекты, которые претендуют на признание их в качестве Содома и Гоморры? Ответы на эти и другие вопросы теперь можно найти на новом сайте кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии – «Библейская археология» - http://biblical-archaeology.ru/ В частности, на сайте размещены интернет-версии учебных пособий по библейской археологии Святой Земли, Малой Азии и Иордании, изданных в 2014 году на DVD-дuckax. Ресурс содержит описания 42 археологических объектов, которые включают в себя 1350 фотографий и 247 видеороликов. Все фотографии и видеоматериалы сняли преподаватели и студенты кафедры во время обзорных археологических экспедиций, проводившихся с 2007 года по настоящее время, сообщает пресс-служба СПбДА. В 2014 году данный проект стал лауреатом конкурса «Просвещение через книгу». Православие.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 11.04.2019 21:22:52

http://drevo-info.ru/news/24855.html

Кафедра библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии представила новый сайт по библейской археологии Санкт-Петербург, 11 апреля 2019 г.      Где было место крещения Господа Иисуса Христа? Почему кладка платформы Храмовой горы в Иерусалиме действительно циклопична? Как выглядят сегодня археологические объекты, которые претендуют на признание их в качестве Содома и Гоморры? Ответы на эти и другие вопросы теперь можно найти на новом сайте кафедры библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии – «Библейская археология» . В частности, на сайте размещены интернет-версии учебных пособий по библейской археологии Святой Земли, Малой Азии и Иордании, изданных в 2014 году на DVD-дuckax. Ресурс содержит описания 42 археологических объектов, которые включают в себя 1350 фотографий и 247 видеороликов.      Все фотографии и видеоматериалы сняли преподаватели и студенты кафедры во время обзорных археологических экспедиций, проводившихся с 2007 года по настоящее время, сообщает пресс-служба СПбДА . В 2014 году данный проект стал лауреатом конкурса «Просвещение через книгу». 11 апреля 2019 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/120533.html

Два небольших серебряных свитка (2,7 x 9,7 см и 1,1 x 3,9 см), использовавшиеся как амулеты, были найдены в 1979 г. Г. Баркаем в одной из гробниц в Иерусалиме. Одна из пластин содержит текст, близкий к тексту Ааронова (священнического) благословения: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир! (Числ 6: 24–26). Другая — текст, практически совпадающий с текстом Второзакония: Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов (Втор 7: 9). Датируются  600 г. до Р. Х. и свидетельствуют о широком использования текстов Пяти­книжия в VII в. до Р. Х. 4. Керамический осколок, найденный в Хирбет Кейафе В конце 2009 года на раскопках в Хирбет Кейафе в Израиле, ведущихся под руководством Й. Гарфинкеля, была найдена древнейшая на данный момент еврейская надпись, датируемая Х веком до н. э. Надпись сделана синими чернилами на керамическом осколке буквами протоханаанского алфавита. Содержание текста полностью отлично от текстов языческих культур, в которых постулируются прославление богов и забота об их благе. «Не делай (этого), но чти (Господа). Суди ра(ба) и вдо(ву), суди сиро(ту) (и) чужеземца. (За)щити ребенка, защити бед(ного и) вдову. Передай бедного в руки царя. Огради бед(ного и) раба, (помо)ги чужеземцу», — приблизительно так гласит текст на черепке из Хирбет Кейафы. Практически идентичная по смыслу запись есть в  тексте из Книги пророка Исайи: Спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову (Ис 1:17). 5. Надпись Валаама Найдена в 1967 г. экспедицией Х. Френкена в Тель-Дейр-Алла (Иордания) в виде кусков слипшейся штукатурки, упавшей еще в древности во время землетрясения со стен святилища VIII в. до Р. Х. Сам текст рассказа имеет более древнее происхождение: филологически надпись на арамейском датируется концом II тыс. до Р. Х. В надписи говорится о Валааме, сыне Веоровом. Содержание не имеет ничего общего с библейской историей (Числ 22-24), но некоторые фразы, характеризующие провидца, точно совпадают с библейским текстом. То есть это внебиблейское свидетельство историчности Валаама. 6. Оссуарии Иакова, брата Иисуса, и первосвященника Каиафы

http://foma.ru/top-10-biblejsko-arheolog...

Странное место в Священной Истории занимает этот человек. С одной стороны, он волхв, гадающий по птицам, а с другой – он слышит повеления Господа, и его духовное око открыто. Столь же странно поведение его и в отношении к послам царя Моава. С одной стороны, он говорит о том, что если Валак будет давать целый дом золота, а Бог запретит, то он не пойдет, но с другой стороны, он очевидным образом все же желает нарушить ясно выраженную волю Бога. Он выпрашивает себе разрешение пойти к Валаку, и в результате происходит чудо с заговорившей ослицей. Когда Валаам выехал на ослице из своей земли, то несколько раз являлся Ангел Господень и вставал на пути его, и после нескольких попыток объехать нечто, невидимое человеку, но видимое животному, ослица легла. Когда Валаам стал бить ее, по воле Бога ослица человеческим голосом сказала о том, что здесь присутствует Ангел. Тут и провидец увидел Небесного вестника, который повелел ему говорить только слова Бога и не пытаться волхвовать против народа Божия. Этот удивительный человек приходит на гору Фасга и выполняет повеление Бога благословить, а не проклясть Израиль, и Валак, царь Моавитский, в ярости лишает его награды. Дух Божий устами Валаама предсказал Пришествие Христа: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» ( Чис. 24, 17 ). На основании этого пророчества ученики Валаама, волхвы, спустя полтора тысячелетия пришли поклониться новорожденному Богомладенцу. Пророчество это читается в храмах накануне Рождества. Но и это явное вмешательство Создателя не приводит к тому, чтобы Валаам стал полностью верным. Он посоветовал Валаку «ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» ( Откр. 2, 14 ), и в битве с мадианитянами был убит. Удивительно, но в 1967 году голландской археологической экспедицией в Иордании на городище Тель Дир-Алла была обнаружена надпись Валаама, сына Веора. Это были куски штукатурки, исписанные чернилами, которые находятся сейчас в Археологическом музее Аммана.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

С работ П. Э. Ботта в Ниневии (1842-1846) и О. Г. Лейарда в городах Вавилонии (1845-1848) началась месопотамская археология. Был обнаружен ряд важных для библейской истории памятников: «черный обелиск» с описанием войн ассир. царя Салманасара III , в т. ч. и с Израильским царством; изображение осады Лахиша, найденное во дворцах Синаххериба на Куюнджике, а главное - библиотека Ашшурбанипала , в к-рой хранились клинописные тексты вавилонской эпохи. В 1850 г. Лофтус продолжил описание памятников в долине Евфрата, начав с библейского Ереха (Урук). Э. Робинсон. Гравюра. 1889 г. В сер. XIX в. археология Др. Египта, М. Азии и Сиро-Палестинского региона делала только первые шаги: в Египте в 1842-1845 гг. работала прусская экспедиция (К. Р. Лепсиус ), опубликовавшая свои исследования «Denkmäler aus Aegypten und Aethiopien» (12 т.); в 1850 г. в Египет за копт. рукописями отправился О. Ф. Мариет; в М. Азии Британский музей начал раскопки Эфеса . Особенно важными для развития А. б. были исследования в Св. земле, однако работы здесь продвигались медленно. Научный этап начался с путешествия по Палестине в 1838 г. амер. гебраиста Э. Робинсона и миссионера Э. Смита. Они на месте описали ряд археологических памятников, отождествив их с известными из Библии городами ( Robinson E. , Smith E. Biblical Research of Palestine and Adjacent Regions. N. Y., 1841-1842, 1956. 3 vol.). Дело продолжил нем. исследователь Т. Тоблер и француз В. Герен, начавший в 1852 г. проект по нанесению памятников на карту и их обмеру. Картографирование памятников Зап. Палестины в 1871-1878 гг. провели К. Р. Кондер и Г. Г. Китчинер; Хаурана и Сев. Иордании в 1896-1901 гг.- Г. Шумахер и А. Мусил; значительно позже Юж. Иордании и пустыни Негев - Н. Глюк. Н. Глюк Н. Глюк Важным шагом стало основание в 1865 г. Палестинского исследовательского фонда для изучения Иерусалима . Раскопки здесь велись уже с 1848 г., когда Л. Ф. де Сольси расчистил урочище «царских гробниц» (могилы царей Адиабены). Научное изучение топографии и истории города начали в 60-х гг. XIX в. сотрудники фонда, брит. офицеры Ч. Уоррен и Ч. Уилсон. Де Сольси и Уоррен не были археологами, поэтому их работа в Иерусалиме и Иерихоне оказалась малорезультативной и породила путаницу: памятники эпохи Ирода Великого (I в. до Р. Х.) приписывали царю Соломону , а Телль-эль-Фуль (крепость Маккавеев ) была отнесена к эпохе крестовых походов . В 1872-1878 гг. для обследования Зап. Палестины Палестинским исследовательским фондом была организована экспедиция под рук. Китчинера и Кондера; книги последнего о результатах его работ служили мн. поколениям исследователей и сохранили значение до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/76476.html

Свитки были изготовлены из практически чистой меди с незначительной примесью олова (1%), а потому длительное хранение в пещере сделало их очень хрупкими и любая попытка развернуть свитки вела к их разрушению. Неск. лет свитки демонстрировались неразвернутыми. И именно на них нем. исследователю К. Г. Куну удалось разобрать слова, позволившие предположить, что в свитках перечисляются места, где спрятаны некие сокровища ( Аллегро. 1967. С. 18-19). В 1955-1956 гг. свитки были распилены на неширокие пластины и развернуты. Благодаря этому появилась возможность прочитать их и стало понятно, что оба свитка - части единого описания спрятанных по всей Иудее кладов, содержавших тонны золота и серебра. Прочтение породило неск. гипотез о том, кому могли принадлежать описанные в тексте сокровища и при каких обстоятельствах они были спрятаны (кумраниты, зилоты , храмовые священники, участники восстания Бар-Кохбы и др.) ( Амусин. 1983. С. 85-89). Были организованы неск. экспедиций с целью найти места, указанные в свитке, но поиски не увенчались успехом. " Медный свиток " . I в. по Р. Х. (Археологический музей, Аммон) " Медный свиток " . I в. по Р. Х. (Археологический музей, Аммон) Еще до потерпевших неудачу экспедиций была выдвинута гипотеза о том, что свиток - фольклорное произведение, воспевающее богатства храма, и на самом деле никаких сокровищ не существовало (DJD; 3. P. 199-302). На сегодняшний день этой гипотезы придерживаются большинство исследователей. В наст. время свиток хранится в Иорданском археологическом музее в Аммане. Греческие тексты Почти все тексты, найденные в пещерах Кумрана, написаны на пергамене на древнеевр. или арамейском языках. Но 7-я пещера стала исключением. Все найденные в ней тексты написаны на папирусе на греческом языке. Тексты очень фрагментарны, тем не менее часть из них практически сразу после обнаружения была идентифицирована как фрагменты Септуагинты: отрывок Исхода (7Q1) и отрывок Послания Иеремии (7Q2). Большая часть фрагментов осталась неидентифицированной.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

Выявление в Иордании большого количества новых памятников позволило перейти к обобщениям и детальному изучению различных аспектов: топографии сельских церквей (этому посвящена диссертация Басемы Хамарнех) 2314 , литургических устройств (они исследованы в книге Анны Мишель) 2315 , особенностей иконографии мозаик Иордании, в которых практически отсутствуют изображения человека (об этом – книга Сусанны Оньибене) 2316 . На протяжении 10 полевых сезонов международная экспедиция с участием польских археологов вела раскопки в Иппосе (совр. Суссита), одном из городов Декаполиса, где были открыты две базилики 2317 . Новые памятники постоянно пополняют корпус ранневизантийских церквей, выявленных на территории Израиля 2318 , и находят отражение в различных трудах обобщающего характера – энциклопедиях, исторических атласах 2319 . Археологические данные обогащают современные представления о библейской ономастике 2320 . Накопление археологических сведений позволяет более глубоко изучить литургические аспекты базилик VI–VII вв. с трехчастным алтарем. В Западной Палестине известно 59 одноапсидных церквей с двумя пастофориями и 36 церквей с тремя апсидами. В нескольких случаях отмечено, что церкви с одной апсидой были превращены в трехапсидные. В Трансиордании насчитывается 58 одноапсидных церквей с пастофориями, в Сирии – 67, но трехапсидных церквей в этих двух регионах меньше. Мнение о том, что развитие трехчастного алтаря связано с расширением культа святых и мучеников, находит свое подтверждение в археологических фактах 2321 . Однако в последнее время эти выводы были пересмотрены в пользу точки зрения о том, что усложнение алтарной части палестинских церквей связано с разитием литургии Евхаристии и именно литургии с двумя Входами. Джозеф Патрик еще раз (и далеко не первый) обращает внимание на употребление терминов и отмечает, что «протесис» и «диаконик» для вв. – явный анахронизм 2322 . Глава 2. Страны центральной и восточной Европы В странах Центральной и Восточной Европы, многие из которых были связаны с коммунистической политической системой, картина развития христианской и византийской археологии весьма неоднородна. Историческая география центральной части Европы всегда была сложной. Например, территория римской провинции Паннония сейчас расположена в трех странах: ее южная часть занимает север Хорватии, Северная Паннония находится в основном в Венгрии, а Сирмиум, крупный город южной Паннонии, – в Сербии (Сремска Митровица). Письменные и эпиграфические источники свидетельствуют о начале христианизации в регионе уже в III–IV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для нас с вами представляет интерес именно изучение Кумранских рукописей по двум причинам. Первая причина: именно там сохранились религиозные тексты. В других местах – хозяйственные, военные, политические. Вторая причина: именно там тексты датируются временем до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, последними тремя веками периода Второго иудейского храма. Поэтому мы с вами будем рассматривать только Кумранские рукописи или рукописи Мертвого моря в узком смысле. В одиннадцати пещерах около Кумрана были найдены только десять, или одиннадцать по другим сведениям, более или менее полных, то есть неповрежденных, свитков. А вот все остальное сохранилось лишь в обрывках, во фрагментах. И вот таких фрагментарных обрывков было найдено 25 тысяч, из них 15 тысяч — в четвёртой пещере. Вообще, четвертая пещера замечательна тем, что там больше всего было найдено рукописей и манускриптов — хотя бы вот в таком, поврежденном, виде. И поэтому, конечно, задачей исследователей, кроме обнаружения Кумранских рукописей, сразу же стала комбинация обрывков в какие-то более-менее осмысленные тексты. Давайте укажем сначала исследования. В 1951 году была первая экспедиция под руководством Ланкастера Хардинга, директора Иерусалимского Института древностей.  Надо сказать, что в тот период — до Шестидневной войны 1967 года — именно Иордания владела этой территорией. Но уже в составе первой экспедиции был известный католический ученый, директор Иерусалимского отделения французского Библейского археологического института, отец Ролан де Во — это католический ученый, аббат, исследователь и, естественно, монах. Так вот,  с 1952 по 1956 год экспедицию возглавляет именно отец Ролан де Во. Надо сказать, что экспедиции проходили только зимой, потому что летом стоит невыносимая жара, и нет возможности работать. В результате этих экспедиций и были найдены те рукописи, которые нам сейчас с вами известны. Но вот то, что происходило дальше, составило такую интригу, которая вызвала огромное количество скандалов, споров, перетолков вокруг тематики рукописей Мертвого моря.

http://azbyka.ru/kumranskie-rukopisi-yur...

Г. была открыта У. Я. Зеетценом в 1806 г., затем ее осмотрели Я. К. Буркхардт (1812), Бакингем (1816) и мн. др.; первое научное описание принадлежит Г. Шумахеру (1902). Ранее Г. посещали, описывали и пытались исследовать рус. ученые Н. П. Кондаков (экспедиция ИППО в Сирию и Палестину, 1891-1892 гг.) и Ф. И. Успенский . Археологические раскопки в городе велись с 1925 г. Важнейшие сезоны 1928-1930 гг. провела экспедиция Йельского ун-та (США) и Британской школы археологии в Иерусалиме под рук. Дж. У. Кроуфута, открывшая не менее 15 раннехрист. памятников; здесь работали Дж. Хорсфилд, К. С. Фишер, Н. Глюк , Л. Хардинг. С 80-х гг. широкие раскопки и реставрации ведутся международными экспедициями под эгидой Департамента древностей Иордании (команды археологов из Великобритании, США, Италии и др.). Археологически город в собственном смысле слова появляется только в эпоху эллинизма (хотя незначительные поселения существовали, по-видимому, уже с позднего каменного века). Его стены (толщиной ок. 3 м) имели 101 башню и образовывали круг диаметром 9,5 км. К 75 г. до Р. Х. Г. имела планировку по гипподамовой системе (сеть улиц, к-рые перекрещивались под прямым углом через равные промежутки). Хорошо сохранилась часть главных улиц, расположенных с севера на юг (Кардо Максимус) и 2 поперечных, протянувшихся с востока на запад (Декуманус Максимус). В I в. по Р. Х. был сооружен эллипсовидный форум, обрамленный полукруглой колоннадой в ионическом стиле, и открытой к югу; на север от него уходила Кардо Максимус. За юж. городской стеной был построен храм Зевса Олимпийского (22-43 гг. по Р. Х.), театр с 33 рядами на 3 тыс. мест (после 50 г. по Р. Х.), ипподром с местами на 15 тыс. зрителей (I-II вв.). Ок. 150 г. был сооружен огромный храм Артемиды на зап. стороне главной улицы. Во II - нач. III в. Г. достигла вершины процветания и насчитывала ок. 20-25 тыс. жителей. Кардо Максимус, названная в честь имп. рода Виа Антониниана, стала колоннадной. Св. Мария. Мозаика одного из христ. храмов Герасы. 611 г.

http://pravenc.ru/text/164537.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010