32:34–42. География расселения колен в Трансиордании. Исходя из расположения городов этого перечня (см.: Чис. 32:3 ), можно сделать вывод, что колено Гада построило города в южных, северных и северо-западных областях Трансиордании (в основном, в Галааде и Васане). Сыны Рувимовы обосновались в Есевоне и окружающих селениях. Окончательное распределение городов представлено в Нав. 13:15–31 , где колену Рувимову отданы города, постоенные Гадом. Места, которые можно считать городами, не отмеченными в Чис. 32:3 , включают Ароер, в 3 милях от Дивона на реке Арнон; Иогбегу (­Jubeihat), в 5 милях к северо-западу от Раввы; Беф-Гаран (­Tell er-Rame или Tell Iktanu), к югу от Нимрина; Кириафаим (­Khirbet el-Qureiyat), в 6 милях к северо-западу от Дивона. Внимание археологов к этому региону в последние десятилетия значительно возросло, однако раскопки большинства этих селений еще впереди. 33:1–56 Перечисление стоянок Израиля в пустыне 33:1–49. Маршрут странствий. Описание маршрута – распространенная на древнем Ближнем Востоке литературная форма, в том числе у ассирийских царей IX в. до н. э., которые описывали свои военные экспедиции в виде перечисления стоянок и завоеванных городов. Еще ближе к интересующему нас периоду находятся маршруты египтян, сохранившиеся в описаниях их походов в сиро-палестинский регион. Данный перечень представляет собой довольно полное описание путешествия от Раамсеса Египетского до перехода через Иордан накануне завоевания Ханаана. Однако отсутствие некоторых важных пунктов (Масса, Мерива) указывает на то, что этот перечень не является исчерпывающим. Странствия израильтян разделяются на несколько стадий: 1) от Египта до Синайской пустыни (ст. 5–15; см. коммент. к Исх. 13–17 ); 2) от пустыни до Ецион-Гавера (ст. 16–35); 3) от Ецион-Гавера до Кадеса в пустыне Син (ст. 36); 4) от Кадеса до Моава (ст. 37–49). Многие названия неясны, так как встречаются только в библейском повествовании и неизвестны из других древних источников или современных географических и археологических исследований. Из всех этих географических названий можно приблизительно идентифицировать только: Раамсес (­Tell el-Dab " a, см. коммент. к Исх. 1:8–14 ); Ецион-Гавер, портовый город на побережье залива Акаба ( 3Цар. 9:26 ), либо Tell el-Kheleifeh, либо остров Jezirat Far " on (единственное место в этом регионе, где сохранились следы большой гавани); Пунон (­Khirbet Feinan), в 30 милях к югу от Мертвого моря; Аваримские горы, близ горы Нево, на восточном побережье Мертвого моря (см. коммент. к Чис. 27:12 ); Аве-Ситтим (Ситтим, см. коммент. к Чис. 25:1 ), на месте которого теперь находится либо Телль-эль-Хаммам на вади Кефрейн (текущем с востока на запад и впадающем в Иордан напротив Иерихона), либо более удаленный к востоку Телль-Кефрейн. 34:1–29 Земля для унаследования

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЦИОН-ГАВЕР [евр.    ,    ], ветхозаветный город-порт в сев. части Акабского зал. Красного м., на границе между Др. Израилем и Идумеей. Традиционно отождествляется с Телль-эль-Хелейфе, древней крепостью, расположенной между совр. городами Акабой (Иордания) и Элатом (Эйлатом) (Израиль). Вероятно, Е.-Г. означает «хребет мужчины», но точная этимология неизвестна. Возможна тесная связь или тождественность топонима Е.-Г. с древним Елафом (3 Цар 9. 26; 2 Пар 8. 17). Упоминается в Свящ. Писании как один из последних станов израильтян во время их странствования по пустыне (Числ 33. 35-36; Втор 2. 8). Впосл. о Е.-Г. говорится как о верфи и торговом порте царя Соломона, откуда в Африку и Аравию отправлялись торговые экспедиции, снаряженные царем вместе с Хирамом, царем Тира. Подданные Соломона в сопровождении финик. корабельщиков, хорошо «знающих море» (3 Цар 9. 27), уходили в плавание из Е.-Г. и, достигая Фарсиса и страны Офир, возвращались, привозя с собой «великое множество красного дерева и драгоценных камней» (3 Цар 10. 11), «золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов» (3 Цар 10. 22). После распада державы Давида и Соломона сев. часть побережья Красного м. становится ареной постоянной борьбы между израильтянами и идумеями. Об этом свидетельствуют надписи на обоих языках и многочисленные археологические находки в р-не побережья Акабского зал., в частности фрагменты гончарной посуды иудейского производства и лепная идумейская керамика. Во времена правления иудейского царя Иосафата (ок. 870-848 гг. до Р. Х.) была предпринята неудачная попытка вновь превратить Е.-Г. в крупный морской порт (3 Цар 22. 48; 2 Пар 20. 36-37). В 1933 г. Ф. Франк отождествил Е.-Г. с небольшим холмом Телль-эль-Хелейфе, располагающимся в 500 м к северу от Акабского зал. Масштабные археологические раскопки, проводившиеся в 1938-1940 гг. амер. исследователем Н. Глюком , выявили следы укрепленного поселения, древнейший слой которого был датирован Х в.

http://pravenc.ru/text/182173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла План храма в Беф-Сане позднего бронзового века [Вефсан, Бет-Шеан; евр.      ], г. в уделе колена Манассии (Нав 17. 11, 16; Суд 1. 27), к-рый израильтянам не удавалось завоевать вплоть до эпохи царей. Тело царя Саула было вывешено филистимлянами для поругания в Б.-С. после поражения при Гелвуйской горе (1 Цар 31. 10-12). Овладеть городом евреи смогли лишь при царе Давиде (X в. до Р. Х.). В правление царя Соломона он был причислен к району Мегиддо и Фаанаха (3 Цар 4. 12). Б.-С. часто упоминается в Свящ. Писании (1 Макк 5. 52; 12. 40-42; 2 Макк 12. 29-31). В эпоху эллинизма он назывался Скифополь и превратился в главный город Десятиградия (единственный по зап. сторону р. Иордан). Город разросся и в пределах новых стен достиг площади почти в 100 га. Он фактически был центром Галилеи, имел статус епископии, в эпоху крестовых походов - архиепископии. Б.-С. располагался на месте совр. Телль-эль-Хусн, на развалинах холма юж. берега вади Джалуд (библ. Харод - Суд 7. 1), в стратегически важной точке Сев. Палестины: на соединении долин Иордана и Изреель, в месте, откуда на Сирию и Трансиорданию отходят ветви главного приморского пути (Via maris). Удобные для обработки земли, круглогодичное поступление речной воды, обилие рыбы и дичи способствовали заселению местности: поселение на месте Б.-С. существовало почти с эпохи халколита (ок. 5000-3500 гг. до Р. Х.). Исследования Б.-С. и большого кладбища на сев. берегу долины проводила экспедиция Пенсильванского ун-та (США) под рук. К. С. Фишера (1921-1923), A. Роу (1925-1928) и Дж. М. Фицджералда (1930-1931, 1933). Наиболее полно реконструировать историю Б.-С. помогли археологические раскопки, проведенные в 1950 г. Израильским департаментом древностей (Н. Тцори), и начатые в 1991 г. под рук. А. Мазар новые работы экспедиции Пенсильванского ун-та (США). Древнейшие уровни Б.-С. определены по находкам кон. позднего каменного - нач. раннего медного века (ок.

http://pravenc.ru/text/149089.html

Никакие оккультные способности и физические силы не помогли аморреям. Во время битвы с евреями на хананеев напали шершни, они обратились в бегство и были казнены. Но враги Бога не остановились на просто физическом сопротивлении. Царь Моава, Варак, решил воздействовать на евреев оккультными силами. Он пригласил из Междуречья известного провидца Валаама, сына Веорова, которого просил проклясть Израиль. Странное место в Священной Истории занимает этот человек. С одной стороны, он волхв, гадающий по птицам, а с другой – он слышит повеления Господа, и его духовное око открыто. Так же странно он ведет себя по отношению к послам царя Моава. С одной стороны, он говорит о том, что если Варак будет давать целый дом золота, а Бог запретит, то он не пойдет, но, с другой стороны, он очевидным образом все же желает нарушить ясно выраженную волю Бога. Он выпрашивает себе разрешение пойти к Вараку, и в результате происходит чудо с заговорившей ослицей. И вот, этот удивительный человек приходит на гору Фасга, и Бог вынуждает его благословить Израиль. Но и это явное вмешательство Создателя не приводит к тому, чтобы Валаам стал полностью верным. В битве с мадианитанами Валаам был убит, потому что он посоветовал врагам, как совратить евреев блудом к идолопоклонству. Удивительно, но в 1967 году голландской археологической экспедицией в Иордании, на городище Тель Дир-Алла, была обнаружена надпись Валаама, сына Веора. Это были куски штукатурки, исписанные чернилами, которые находятся сейчас в Археологическом музее Аммана «выполненная черными и красными чернилами надпись оказалась одним из интереснейших для библеистики археологических открытий XX века, поскольку речь в ней шла о библейском персонаже – пророке Валааме, сыне Веора. Облицовка из извести первоначально покрывала каменную стелу и, по-видимому, осыпалась в результате землетрясения. Если правильно предположение ученых, что надпись относится ко второй четверти восьмого века до н.э. (775–750 гг. до н.э.), то это могло быть упоминаемое в Библии землетрясение времен царя Озии. Обычай устанавливать стелы с надписями упоминается в Торе (Второзаконие 27:2), где содержится повеление установить подобную стелу на горе Эйваль «И установи себе большие камни, и покрой их известью, и запиши на них все слова этой Торы». Гора Эйваль является следующей остановкой после Тель Дир-Аллы на «дороге солнечного заката» (Второзаконие 11:30), ведущей из Иорданской долины к Средиземному морю. Остатки подобных надписей были обнаружены также на севере Синайского полуострова.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Особая роль в изучении визант. археологии в послевоенный период принадлежит музеям, организующим международные выставки: Византийский музей (Афины) - «Византийское искусство: европейское искусство» (1964, под рук. М. Хадзидакиса); Лувр (Париж) - «Византия» (1992); Британский музей (Лондон) - «Сокровища византийского искусства и культуры» (1994; выставки при его участии в Эдинбурге (1958) и в музее Виктории и Альберта в Лондоне (1978)); в копенгагенской Глиптотеке - «Византия: поздняя античность и византийское искусство в скандинавских собраниях» (1994); «дидактические» экспозиции в Метрополитен-музее (Нью-Йорк) - «Год 1200» (1970), «Век Духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство III-VII вв.» (1977), «Слава Византии» (1997), «Византия: вера и мощь» (2003); особое место среди них занимают большие научные выставки визант. искусства, проводившиеся в СССР. Важную роль играли конференции и публикации по «сквозным» темам, напр. по истории погребального обряда Византии в его археологическом аспекте. С 60-х гг. XX в. визант. археологи приступили к обобщению материалов по изучению церковной архитектуры на новом уровне (Р. Краутхаймер , Манго и Р. Оустерхаут ) и к анализу литургической организации визант. архитектуры (книги Т. Мэтьюса о ранневизант. архитектуре, работы Р. Тафта ). Важнейшим фактором развития археологии В. и. стало возникновение независимых Сирии, Иордании и Ливана, где сложились национальные археологические службы, с 60-х гг. XX в. разрешившие международным экспедициям вести раскопки на территории своих стран. Наиболее продвинулись вперед работы в Св. земле, Палестине, к-рую сегодня считают самой исследованной в археологическом отношении из территорий Византии. Несмотря на достижения в этой области в ХХ в., целенаправленное развитие визант. археологии началось в зап. науке только в посл. трети XX в. Визант. древности долго не могли найти себе места в общей истории культуры и искусства, рассматривались как «промежуточные» между вост. и европейскими, порой полностью «исчезая» из пространства мировой культуры.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Последовавшие затем поиски и археологические раскопки привели к открытию в окрестностях Мертвого моря новых тайников с рукописями. В настоящее время найдено более 40 000 фрагментов различной величины, в том числе мелких и мельчайших обрывков и клочков, представляющих остатки около 600 книг. Эти рукописные фрагменты на коже, пергаменте, папирусе и надписи на медных таблицах, составленные на восьми языках и диалектах, охватывают огромный промежуток времени: от III в. до Р.Х. до VIII в. по Р.Х. С июля 1958 г. в Париже начал издаваться специальный журнал «Revue de Qumran». Найденная библиотека принадлежала ессеям, иудейской секте, члены которой проживали в Иудейской пустыне со II в. до Р.Х. до 68 г. по Р.Х. Рукописи обнаружены в одиннадцати пещерах Кумрана, в нескольких пещерах Вади-Мурабба’ат и в развалинах монастыря Мирд. К послевоенному времени относятся замечательные открытия К. Кеньон, которая раскапывала Иерихон в 1957-м и 1979 гг. и нашла остатки совершенно неизвестной цивилизации, создавшей древнейший в мире город, что во многом изменило научные теории о путях сложения цивилизаций, значительно приблизив эти теории к библейским представлениям. Для библейской археологии важным является открытие итальянской экспедицией П. Матье в районе Алеппо (Северо-Западная Сирия) города-государства Эбла, существовавшего во второй половине III тысячелетия до Р.Х. и сильно повлиявшего на всю историю библейских стран. К 1950–1980-м гг. относятся наиболее результативные раскопки Иерусалима, Гацора/Асора (Хацора), Лахиса, Арада, Мегиддо, Газера, Гая (Ая; возм., совр. Эт-Телль), Сихема (Шехема; совр. Наблус). С этого же времени ведутся и раскопки в Иордании, сделавшие известными памятники библейских народов Заиорданья – аммонитян, моавитян, идумеев (эдомитян) и набатейцев (набатеев). Отдельные школы зарубежной библейской археологии Время между двумя мировыми войнами можно считать периодом оформления особых школ библейской археологии – европейской, американской и израильской. Разница между ними столь существенна, что рассматривать их следует отдельно друг от друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Седьмая – десятая пещеры. Эти четыре «малые» пещеры были открыты археологами в 1955 году. Малыми они названы из-за незначительного количества найденных в них рукописей. Из рукописей дошли папирусные фрагменты греческого текста книги Исход и Послания Иеремии. Одиннадцатая пещера. Обнаружена в 1956 г. бедуинами, нашедшими здесь пять почти полностью сохранившихся рукописей, в том числе книгу псалмов, несколько хуже сохранившуюся книгу Левит, написанную палеоеврейским письмом персидского времени, значительную часть «Описания нового Иерусалима». Наиболее известные находки – «Храмовой свиток» и фрагмент «Устава общины». Из других отождествленных произведений большой интерес представляет арамейский таргум Книги Иова. Пещеры Вади-Мураббаат. Осенью 1951 г. бедуины обнаружили новые хранилища рукописей. С января 1952 г. объединенная археологическая экспедиция Иорданского департамента древностей, Французской археологической школы в Иерусалиме и Палестинского археологического музея во главе с Дж. Хардингом и Р. де Во начала систематические раскопки и археологические обследования пещер в районе Вади-Мурабба’ат, в двадцати пяти километрах к юго-востоку от Иерусалима, в восемнадцати километрах к югу от Хирбет-Кумрана, в двух – трех часах ходьбы от берега Мертвого моря. В результате обследования пещер в них обнаружены памятники материальной культуры начиная от эпохи энеолита (IV тысячелетие до Р.Х.) и до арабского времени. В пяти пещерах Вади-Мурабба’ат были обнаружены письменные памятники самого разного характера, содержания и времени на арамейском, еврейском, набатейском, греческом и арабском языках. Из библейских рукописей дошли фрагменты книг Пятикнижия, Книги пророка Исаии, книг двенадцати малых Пророков. Дошедшие до нас рукописи из Вади-Кумрана, Вади-Мурабба’ат и Хирбет-Мирда написаны на восьми языках и диалектах: библейском иврите, мишнаитском иврите, арамейском, греческом, латинском, набатейском, позднеарамейском и арабском. В настоящее время уже отождествленные и частично опубликованные рукописи условно можно разбить на следующие группы: 1 ) библейские канонические тексты на еврейском и арамейском языках, а также греческие и сиро-палестинские переводы канонических книг Библии; 2) неканонические и апокрифические (еврейские и арамейские) тексты, одни из которых были известны ранее в греческом, эфиопском, латинском, славянском переводах, другие же открыты впервые; 3) мидраши на ветхозаветные книги; 4) памятники, относящиеся непосредственно к кумранской общине («Устав общины», «Текст двух колонок», «Война сынов света против сынов тьмы», гимны или благодарственные молитвы, «Медный свиток» и др.). Кроме того, среди рукописей из Вади-Мурабба’ат обнаружены деловые и хозяйственные документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Собрание приняло устав П. П. о., отразивший по сравнению с уставом 1922 г. новые реалии и терминологию. Так, 1-й параграф устава гласил: «Российское Палестинское Общество при Академии наук СССР имеет целью: а) изучение Палестины, Сирии, Ливана, Египта, Ирака и сопредельных с ними стран Ближнего Востока в историческом, археологическом, филологическом и культурно-бытовом отношениях; б) участие в международных мероприятиях по изучению и охранению в этих странах памятников искусства и старины; в) организацию научных экспедиций и образовательных экскурсий граждан СССР для знакомства с достопримечательностями и историческими памятниками этих стран» (Там же). Опекуном имуществ П. П. о. и РДМ в Палестине была англ. администрация, назначавшая с 1925 г. специального администратора, призванного, как надеялось руководство об-ва, стать «промежуточным звеном между Советом общества, находящимся в Берлине, и Управлением подворьями, имеющим постоянное пребывание в Иерусалиме». После Шестидневной войны 1967 г., когда Израиль оккупировал иорданские территории, на к-рых сохранилась собственность, контролируемая П. П. о., последнее решило обезопасить себя, перейдя под покровительство США. 19 июня 1969 г. Синод РПЦЗ «временно, до восстановления в России Императорского Правительства» принял под свое покровительство П. П. о. с предоставлением ему автономии в составе РПЦЗ и сохранением за ним всех имущественных прав. Вскоре было решено образовать отдельную ветвь П. П. о. на Св. земле, признав Совет в Париже высшим административным органом. 26 сент. Совет в Париже одобрил этот проект, хотя, как гласит протокол совета от 6 нояб. 1969 г., «образование новой ветви ППО представлялось ему импровизацией, вряд ли имеющей солидное юридическое обоснование». В нач. 1970 г. был принят новый устав П. П. о., предполагавший существование 3 независимых друг от друга «Советов ППО»: в Иерусалиме, Америке и Франции, каждый из которых мог самостоятельно вести финансовые дела, а также приобретать и продавать земельные участки в своей географической зоне.

http://pravenc.ru/text/Палестинскому ...

О. считается основателем библейского археологического движения. Особенно примечательно то, что, используя методы нем. радикальной библейской критики и основываясь на результатах своей археологической работы, он пришел к выводу, что библейские источники в целом довольно достоверны. О. поощрял публикации, к-рые иллюстрировали, помогали понять и в конечном счете подтверждали данные библейских источников. Так, он настаивал на том, что в целом картина книги Бытия - исторична, и нет причин сомневаться в общей точности биографических деталей (напр., таких исторических фигур, как Авраам). Аналогичным образом он утверждал, что археология доказывает историчность кн. Исход и завоевания Ханаана, описанные в книгах Иисуса Навина и Судей. Первые раскопки О. провел на Телль-эль-Фуль (1922), к-рый он идентифицировал как библейскую Гиву Саулову, затем в течение 4 (вместе с М. Г. Кайлом) сезонов раскопок на Телль-Бейт-Мирсим (1926, 1928, 1930, 1932) он отождествил этот телль с библейским Давиром (Дебиром) (Кириаф-Сефер). Эти работы и публикации материалов в 1932 г., а также инновационный подход к обработке керамики закрепили за О. репутацию ведущего специалиста-археолога. Созданная им хронология (публикации 1926-1933 гг.) керамики железного и бронзового веков, несколько скорректированная в последующие десятилетия, не утратила актуальности и по-прежнему используется учеными. О. вслед за У. М. Питри , впервые предпринявшего попытку датировать палестинскую керамику, разработал систему керамических типов II и раннего I тыс. до Р. Х., способствовавшую углубленному подходу к изучению керамики. Он установил новые стандарты для публикации найденных артефактов: внимание уделялось не только целым сосудам, но также и их фрагментам, профили предметов рисовали с большой точностью, делали качественные фотоснимки. Типология О. послужила началом систематического исследования библейских памятников Палестины, а впосл. и вост. берега Иордана, изученного его учеником Н. Глюком . О. принял участие в экспедициях в Беф-Цуре (1933) и Вефиле (1934), еще раз исследовал Телль-эль-Фуль (1933) и копал на Хирбет-эль-Адар (1934), присоединился к экспедиции, работавшей в Петре. Последние его раскопки были в Сарабит-эль-Хадиме (Синайская пустыня) (с У. Филипсом, 1947-1948) и в вади Байхан (Йемен, 1949-1951).

http://pravenc.ru/text/Олбрайтом.html

Для иллюстрации этой мысли ниже рассмотрены несколько ярких примеров археологических открытий последних 50 лет, имеющих значение для изучения Священного Писания. Ветхозаветная библейская археология Свидетельство о Валааме В марте 1967 году на востоке Иорданской долины, на холме под названием Телль Дейр Алла (Tell Deir ‘Alla) голландская экспедиция во главе с профессором Хенком Фрэнкеном (Henk J. Franken) производила раскопки древнего языческого святилища (капища). Этот телль был идентифицирован некоторыми учеными как библейский Сокхоф ( Быт. 33:17 ), другими – как Пенуэл (Бы. 32:30). 20 Холм Тель Дейр Алла В святилище была обнаружена обрушившаяся со стен во время одного из землетрясений штукатурка с надписью на древнем диалекте арамейского языка. К 1972 году слипшиеся куски штукатурки были аккуратно отсоединены друг от друга, и восстановлен исходный текст, который распадается на два больших фрагмента, имеющих совершенно различное содержание. 21 В 1976 году текст был впервые опубликован, 22 но его восстановление и уточнение продолжилось. Слипшиеся фрагменты надписи Валаама Культурный слой, в котором находилась штукатурка с надписью, был датирован VIII веком до Р. Х. по керамике и IX-VIII вв. – радиоуглеродным методом. Палеографический анализ надписи окончательно дал окончательную датировку – середина VIII в. до Р. Х. 23 Однако особенности арамейского языка надписи показывают, что, прежде чем текст был написан на стене святилища, он претерпел определенную редакцию в течение долгого времени – возможно, нескольких сотен лет. 24 Фрагмент I замечателен тем, что в нем говорится о личности, известной прежде только из Священного Писания Ветхого Завета – о Валааме, сыне Веоровом (rA[B.B, [ " l.Bi, Билам бен Беор), который почитался в данном святилище как прорицатель. 25 Уже первые слова фрагмента I, написанные красными чернилами и являющиеся подзаголовком части текста, гласят: «Книга [или: слова] [Ва]лаама, [сына Веорова], человека, который был боговидцем». 26 Надпись Валаама в святилище Тель Дейр Алла Как и повествование книги Чисел в 22–24 глав, надписи описывают Валаама в качестве прозорливца и называют его «боговидцем».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010