В конце 2009 года на раскопках в Хирбет Кейафе в Израиле, ведущихся под руководством Й. Гарфинкеля, была найдена древнейшая на данный момент еврейская надпись, датируемая Х веком до н. э. Надпись сделана синими чернилами на керамическом осколке буквами протоханаанского алфавита. Содержание текста полностью отлично от текстов языческих культур, в которых постулируются прославление богов и забота об их благе. «Не делай (этого), но чти (Господа). Суди ра(ба) и вдо(ву), суди сиро(ту) (и) чужеземца. (За)щити ребенка, защити бед(ного и) вдову. Передай бедного в руки царя. Огради бед(ного и) раба, (помо)ги чужеземцу», — приблизительно так гласит текст на черепке из Хирбет Кейафы. Практически идентичная по смыслу запись есть в  тексте из Книги пророка Исайи: Спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову (Ис 1:17). 5. Надпись Валаама Найдена в 1967 г. экспедицией Х. Френкена в Тель-Дейр-Алла (Иордания) в виде кусков слипшейся штукатурки, упавшей еще в древности во время землетрясения со стен святилища VIII в. до Р. Х. Сам текст рассказа имеет более древнее происхождение: филологически надпись на арамейском датируется концом II тыс. до Р. Х. В надписи говорится о Валааме, сыне Веоровом. Содержание не имеет ничего общего с библейской историей (Числ 22-24), но некоторые фразы, характеризующие провидца, точно совпадают с библейским текстом. То есть это внебиблейское свидетельство историчности Валаама. 6. Оссуарии Иакова, брата Иисуса, и первосвященника Каиафы Оссуарий (каменный ящик для хранения костей умерших) с надписью «Иосиф, сын Каиафы» был найден в 1990 г. на юге Иерусалима в одной из гробниц, запечатанной в 70 г. по Р. Х. Оссуарий принадлежал первосвященнику, жившему во времена Христа (он упоминается в Мф 26; Лк 3:2; Ин 11:49; Ин 18; Деян 4:6 и у Иосифа Флавия). В оссуарии находились кости шести человек: мужчины примерно 60 лет (видимо, самого первосвященника), двух младенцев, ребенка, подростка и взрослой женщины. Большие споры, которые не окончены до сих пор, вызвал оссуарий с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса», ставший достоянием общего внимания после того, как был выставлен коллекционером О. Голаном. Предположительно, он мог содержать кости апостола Иакова, брата Господа Иисуса Христа. 7. Надпись Пилата

http://foma.ru/top-10-biblejsko-arheolog...

В Иордании предположительно обнаружены руины библейского Содома 13 мая 2006 г. 21:09 Комплекс развалин в местечке Тол аль-Хаммом в Иордании предположительно может оказаться местом расположения ветхозаветного города Содома, который, согласно Книге Бытия, был разрушен Богом за грехи его жителей, сообщает «Интерфакс-Религия». К такому выводу после семилетнего периода археологических раскопок пришла группа ученых из университета штата Нью-Мексико. По словам Стивена Коллинза, руководителя экспедиции, декана колледжа археологии и библейской истории при университете, проведенное исследование установило, что Содом был самым южным городом в группе поселений на данной территории. Он также должен был являться наиболее крупным населенным пунктом этой области, полагает ученый, поскольку в нескольких местах Библии названия соседствующих с ним городов опускаются, в отличие от самого Содома. Результаты раскопок также позволили прийти к выводу, что содомские руины не занимались в течение нескольких веков после разрушения города, говорит С.Коллинз. «Пять комплексов руин на восточной части равнины соответствуют месту и времени населения Содома и других городов — это настолько явственно археологически и географически, что просто не верится», — отмечает ученый. Кроме того, по его словам, археологической группе удалось обнаружить практически нетронутыми городские ворота, на которых, как описывается в Библии, сидел племянник Авраама Лот. С.Коллинз говорит, что основным ключом при раскопках ему служила Книга Бытия. По его словам, главной задачей библейской археологии является научное доказательство правдоподобности содержания Священного Писания. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/111904.htm...

На стройке в Киеве обнаружены руины древнего храма Киев, 16 сентября 2003 г. Фото Вести.Ru В Киеве в одном из центральных районов на месте строительства подземной парковки найдены руины древнего православного храма, сообщает сайт «Вести». «Уникальность этого храма в том, что он до сих пор неизвестен науке. Все храмы, которые были обнаружены в Киеве, упоминались в летописях. Они хорошо известны. То есть когда находился фундамент, сразу становилось ясно, что это за храм», - рассказывает начальник отряда подольской археологической экспедиции Марина Сергеева Сагайдак. Единственная зацепка - легенда о юноше, который во время паломничества в Иордании потерял в реке ковш, но нашел его потом в ручье, уже когда вернулся в Киев. На берегу ручья тогда поставили церковь святого Николая. Возможно, именно ее нашли ученые. В защиту этой версии – две буквы на остатках колокола: Н и И. Но в том, что это первый слог имени Николай, уверенности у археологов нет. Над тайной храма размышляет сейчас все украинское археологическое сообщество. Над фресками предстоит поработать искусствоведам. Они тоже странные. Павлина на стенах храма, рассказывает Марина Сергеева, явно вырезал непрофессионал. Ответы на некоторые вопросы археологи надеются найти глубже под землей. Строительство парковки на месте уникальной археологической находки будет отложено. 16 сентября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7598.html

" А вот цари, которые царствовали в стране Эдом до того, как царствовали цари у Сынов Израиля. И царствовал в Эдоме Бела сын Беора, и имя его города Динхава. И умер Бела, и воцарился вслед за ним Йовав сын Зераха из Боцры… " (Исход 36:31-33) Боцру, древнюю столицу государства Эдом, отождествляют с современной деревушкой Базейрах в Северном Эдоме. Этот древний город стоял на страже как царской дороги, главного пути через Транс Иорданию, так и крупнейшей трассы того времени, ведущей к Вади Арабаху, Негеву и далее в Южную Иудею. Раскопки показали, что это был самый крупный укрепленный пункт региона, с монументальными общественными зданиями. Город возник не ранее VIII века до н.э., а основное время его существования охватывало VII — VI века. Приведенный фрагмент Книги Бытия, таким образом, не мог быть составлен до этого периода. Библия сообщает, что Боцра была населена потомками Исава, и они упоминаются как цари Эдома, правившие еще до того, как в Израиле установилась царская власть. Поэтому принятую датировку правления Саула, первого Израильского царя (обычно 1020-1000 годы до н.э.) придется, видимо, существенно корректировать. Иерихон " Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных. Пойдите вокруг города все, способные к войне, и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней. И семь священников пусть несут семь труб юбилейных перед ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами. Когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом; и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый с своей стороны… Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны и взяли город… А город и все, что в нем, сожгли огнем… " . (Книга Иисуса Навина 6:1-4, 19, 23) Раскопки Иерихона начались в 1907 году немецкой археологической экспедицией под руководством Эрнста Зеллина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

…и двинулись они из Ситтима, и пришли к Иордану… (3:1). Ситтим, представлявший, повидимому, из себя лесок акаций (,yuw=акации) близ источника Абель-ас-Шиттим (ср. Числ. 33:49 ) локализован сегодня в Телль эль-Хаммам, в 2 км на восток от Телль эль-Кефреин, места, археологически и топографически вполне соответствующего библейским описаниям 149 . Преодолев путь приблизительно в 12 км, Иисус и народ пришли к Иордану. Священный текст сохранил нам и другие топонимы. Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла (3:16). Библейский город Адам сегодня идентифицируется с местечком Эд-Дамийе, расположенном примерно в 24,5 км на север от Иерихона, в 32 км на север от Мертвого моря. Труднее определить историческое местоположение Цартана. Некоторыми оно локализуется на холме Карн-Сартабех (379 м), в 6 км на запад от Иордана 150 . Время от времени в нижнем течении Иордана, где его берега представляют собой известняковые скалы, случаются землетрясения и тогда берега обваливаются, преграждая воде путь. Так произошло, например, в 1267 году при султане Бибарсе. По описанию арабского историка Нуваири, водной массе потребовалось 24 часа, чтоб расколоть известняковую глыбу, преградившую путь реке. В 1927 году произошло похожее событие, когда часть скалы высотой в 50 м обрушилась в Иордан. Тогда путь воде был прегражден на более чем на 21 ч 151 . Большинство современных библеистов считает, что такое же природное явление случилось и в те далекие времена. Священный автор знал, что читателю известно об этой неустойчивости известняковых и глинистых иорданских берегов. Однако, сам библейский текст настойчиво подчеркивает именно чудесный характер события: Лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана (Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы), вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною… (3:15–16). Слова, взятые Синодальным переводом в скобки, имеются как в еврейском тексте, так и в греческих переводах. Священный автор хотел отметить этим пояснением насколько чудесный характер носило событие. Переход произошел в месяц нисан (март-апрель), во время максимального разлива Иордана, когда река наполняется дождевыми водами и водами тающих снегов Ермона. В это время Иордан выходит из своих берегов, течение его бывает весьма бурным, так что далеко не каждый, даже на лошади, решится его форсировать. «Это было в первом месяце, когда Иордан от тающих на Ливане снегов переполняется водою. Иисус объявил израильтянам, что Господь иссушит пред ними воду иорданскую, дабы они узнали, что Он сопутствует им» 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Ряд археологических проектов на Ближнем Востоке - под угрозой срыва 18.04.2016 Место расположения упомянутого в Библии города Гай долгое время было камнем преткновения для ученых. С момента начала раскопок в Израиле предпринимались попытки его обнаружить. Ученые сошлись в итоге на том, что библейский Гай соответствует современному эт-Тели. Поскольку не было обнаружено археологических свидетельств, подтверждающих уничтожение города Иисусом Навином, библейский текст ставился под сомнение. Напомним читателям отрывок из Синодального перевода Библии: «Когда Адониседек, царь Иерусалимский, услышал, что Иисус взял Гай и предал его заклятию, и что так же поступил с Гаем и царем его, как поступил с Иерихоном и царем его, и что жители Гаваона заключили мир [с Иисусом и] с Израилем» ( Нав. 10:1 ). Не так давно было выдвинуто мнение, что в действительности город Гай следует считать современный Хирбет эль-Макатир. Были собраны географические, исторические и археологические свидетельства. К ним относятся редкий египетский скарабей 15 в. до РХ, городские ворота эпохи Ранней Бронзы I, остатки городских стен, большое количество сосудов времен Иисуса Навина, археологические свидетельства эпохи Судей, свидетельства пожаров, древние монеты, относящиеся к 1 в. от РХ и византийский монастырь. Дальнейшие раскопки вероятно могли бы пролить свет на принадлежность этих артефактов. После открытия фортификационной системы в Хирбет эль-Макатире в мае 2014 г. доктор Лин Ритмайер, крупнейший специалист по древней архитектуре, возглавлявший ряд археологических проектов, констатировал, что здесь безусловно был город. В то же время, вряд ли раскопки пройдут в спокойной обстановке. Хамаз контролирует значительную часть сектора Газа, присутствует в восточном Иерусалиме на Западном берегу реки Иордан, где располагается Хирбет эль-Макатир. По этой причине раскопки 2015 года вынуждены были отменить. Состоятся ли раскопки, которые могут поставить точку в этом важном вопросе библейской археологии покажет ближайшее будущее. По плану они должны пройти в мае-июне 2016 г. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 18.04.2016 20:07:40

http://drevo-info.ru/news/20531.html

Таким образом, выполнялось главное правило, которое требовалось для микв. Французский паломник писал: «Если человек высокого роста сойдет вниз по мраморным ступеням. то в летнее время воды Иордана достигнут до его груди, а в зимнее – покроют его с головой. В период сильных наводнений вода полностью накроет крытую часовню, стоящую на четырех сваях. Воды реки залили полностью впадины и образовали уникальный крестообразный баптистерий. Единственный баптистерий такой формы на земле, в котором люди могут креститься в водах Иордана». Это естественное явление уже не наблюдается в наши дни, так как за последние 50 лет уровень воды в Иордане стремительно снизился. Сейчас река несколько сместилась. Евангелист Матфей указывает на то, что разные люди приходили к Иоанну Предтече, чтобы совершить погружение. « Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф 3:7-8). Ехидны – это маленькие, но очень ядовитые змейки. Почему он так называет фарисеев и саддукеев? Фарисеи и саддукеи были представители очень влиятельных религиозных течений того времени. Фарисеи тщательнейшим образом постигали и стремились соблюдать Закон Моисея и предписания старцев. Саддукеи же были представителями знати, многие из них являлись священниками. Они ориентировались не на Закон и иудейскую традицию, а на эллинистическую культуру, на то, чтобы служить Риму. Они даже отвергали некоторые идеи Ветхого Завета, например, идеи воскресения из мертвых. И те и другие, услышав о великом пророке, пришли к нему, чтобы внешне раскаяться для того, чтобы избежать суда за свои прегрешения в Царствии Мессии, которое вот-вот наступит. Когда Иисус обличает лжерелигиозных вождей еврейского народа, он говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф 23: 13). Слово, которое на наш язык было переведено, как «лицемер», на еврейском языке дословно звучит как «актер». Часто фарисеи молились напоказ, также они «расширяли хранилища».

http://texts.aquaviva.ru/yurevich/

Донос исцеленного В рассказе о расслабленном не Ангел, сходящий временами в купель, а Иисус ставит на ноги паралитика, из чего следует вывод: встреча с Иисусом «эффективней», так сказать, редкого чуда, которого ждут как иудеи, так и язычники, чуда случающегося редко и действующего по случаю, ни о чем не спрашивая того, кто первым окажется в воде бассейна – «объекте» этой неведомой силы. 24 апреля, 2010 В рассказе о расслабленном не Ангел, сходящий временами в купель, а Иисус ставит на ноги паралитика, из чего следует вывод: встреча с Иисусом «эффективней», так сказать, редкого чуда, которого ждут как иудеи, так и язычники, чуда случающегося редко и действующего по случаю, ни о чем не спрашивая того, кто первым окажется в воде бассейна – «объекте» этой неведомой силы. Завтра – Неделя о расслабленном, исцеленном Христом. Вот как предваряет рассказ об этом евангелист Иоанн: Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по- еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Каждый православный знает, что  эта экспозиция, этот отрывок читается каждый раз на водосвятном молебне, после чего Церковь в лице священника призывает Господа  низпослать Свое благословение причастием же воды сия и окроплением . Это не призывание Святого Духа как в чине великого освящения воды , совершаемом в сочельник Богоявления и на самое Богоявление (Крещение Господня), а также в таинстве Крещения, а более скромное священнодействие, напоминающее не о схождении Духа Святого на Иисуса при крещении в Иордане и ветхозаветные прообразы этого события, а о купальне у Овечьих ворот в северной части Иерусалима. Руины этой купальни, называвшейся по-еврейски Бет-Шесда, что означает «Дом милосердия», где ведутся археологические раскопки, являются одним из объектов приезжающих в Иерусалим паломников. Рядом находится церковь святой праведной Анны, построенной крестоносцами в 1140 году и восстановленной столетье назад. По преданию, в стоявшем здесь доме жители Иоаким и Анна – родители Пресвятой Девы. Пять крытых ходов, о которых упоминает Иоанн, это пруды, самый большой из которых, как выяснилось при раскопках, имел 106 м в длину и 61 м в ширину; его глубина достигала 12 м; его окружали портики с колоннами, а над серединой пруда был перекинут мост. Бассейн, как выяснилось при раскопках, был также популярен среди язычников, почитавших бога врачевания, известного у греков как Асклепий, а у римлян – как Экулап.

http://pravmir.ru/donos-iscelennogo/

О нашем времени такого сказать нельзя, поскольку мы живем в обществе потребления. Сама мысль о том, что человек себя в чем-то ограничивает, кажется противоестественной. Деятельность Иоанна Крестителя конечно же выдающаяся: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11). Однако эта деятельность в той или иной мере перекликалась с духовными и философскими запросами эпохи. Таким образом, Иоанн креститель был величайшим подвижником, на которого смотрели не как на чудака, но с уважением, как на выдающегося человека. Тогда становится понятным пятый стих, который логически вытекает из четвертого: «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.» (Мф 3: 5,6). Подобное возможно только в том случае, если на него смотрели не просто как на необычного человека, а как на того, от которого исходит учение Божие, и, придя к которому, можно получить определенную пользу, благодать от пребывания рядом с ним. В русском языке глагол «креститься» появился как перевод греческого термина «баптизо» (погружаться, погружаю) и это не случайно. Креститься – церковное понятие, этот термин стал ассоциироваться с конкретным церковным таинством. Богословы – переводчики на церковно-славянский язык предлагают очень глубокое осмысление этого термина. Креститься – взойти на крест и оставаться на нем. Апостол Павел говорит: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5,24). Он свидетельствует, что борьба со грехом, взращивание добродетели, путь к Богу требуют колоссального усилия, которое предполагает преодоление своей греховной природы иногда настолько тяжелое, настолько болезненное, что его можно сравнить с восхождением на крест. В десятой главе Евангелие от Марка Господь Иисус Христос заранее предупреждает свих учеников о том, что произойдет в Иерусалиме. «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.» (Мк 10:33,34).

http://texts.aquaviva.ru/yurevich/

Апостол Иаков Младший, Алфеев, называемый также Братом Господним, был первым епископом Иерусалимским, председательствовал на первом Апостольском соборе (51 г.), по свидетельству церковного предания, «был свят от рождения, не пил вина и сикера, не вкушал мяса, не стриг волос». Он мученически скончался в 63 г. по P. X. Предание говорит, что иудеи сбросили его с кровли Храма. В долине Кедрона, у юго-восточного угла городских стен, в ряду древних гробниц указывают также и гробницу апостола Иакова. Вправо от собора – вход во внутренние владения Патриархии, обычно закрытый для посетителей. В глубине двора находится бывший женский монастырь Св. Архангелов, расположенный, по преданию, на месте дома первосвященника Анны. По другому его называют монастырь Масличного Древа. В храме обители (XII в.) показывают помещение, бывшую кухню, где среди ножей и топоров провел несколько часов приведенный на суд к первосвященнику Спаситель – Агнец Божий. Здесь был вбит в землю кол, к которому слуги привязали Спасителя и били Его. ...И кто же первым поднял на Него руку? Тот самый расслабленный, пролежавший 38 лет в параличе, которого Господь исцелил у Овчей Купели. Архангелы у Небесного Престола в ужасе закрыли лица крыльями, чтобы не видеть поругания Сына Божия. Каждый из них уже готов был ринуться из заоблачных сфер, чтобы испепелить грешную землю и все, что на ней. Но: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:16–17). Потому монастырь и назвали обителью Архангелов. Еврейский квартал Армянский квартал граничит с востока, как мы сказали, с Еврейским. После арабо-израильской войны 1948 г. Еврейский квартал, как и весь Старый Город, остался в зоне, отошедшей к Иордании. Многие его архитектурные памятники были разрушены во время уличных боев. Главной археологической достопримечательностью является здесь раскопанная археологом Н. Авигадом в конце 1960-х гг. центральная улица римско-византийского Иерусалима – Кардо Максимус. Она изображена уже на древнейшем плане Иерусалима – мозаичной Мадабской карте (сер. VI в.). Похороненная на долгие века под 4-метровой толщей культурного слоя, широкая торговая улица неплохо сохранилась, – достаточно было поднять ряды колонн с подлинными коринфскими капителями, освободить от позднейших пристроек ниши прежних торговых лавок, и древний город предстал в нестареющем своем великолепии. На отдельных участках улицы сохранились фрагменты рынка крестоносцев, с типичными сводами и стрельчатыми арками, на других, в застекленных люках, видны остатки стен эпохи Первого и Второго Храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010