И. захватили крестоносцы. Вскоре он стал собственностью лат. патриарха Иерусалима, с 1112 г.- владением Э. Гарнье, синьора Кесарии и графа Сидона, и его наследников. В 1134 г. владения в И. были конфискованы и вскоре переданы Приорату Четыредесятницы (мон-рю на горе Искушения), а в 1143 г.- монастырю в Вифании. Именно в эпоху крестоносцев гора, где находилась крепость Док, почиталась как место, где Иисус Христос постился 40 дней и был искушаем диаволом. При крестоносцах были восстановлены нек-рые храмы и мон-ри в И. и окрестностях. После взятия И. Салах ад-Дином (1187) крестоносцы оставили город. К 1212 г. оазис уже заселен мусульманами. Хотя араб. источники XIII-XIV вв. говорят о высоком качестве производимого здесь сахара (араб. географ Якут в 1226) и упоминают серные шахты (Абу аль-Фида (XIV в.)), город постепенно приходит в упадок. Паломник Феликс Фабер ок. 1480 г. упоминает дом Закхея, представлявший собой, по-видимому, башню эпохи крестоносцев (сохр. до XIX в.). В период господства Османской империи город превратился в небольшую деревню, здесь было поселение оседлых бедуинов, с кон. XIX в. жили арабы из Судана. С сер. XIX в. И., как и др. места Палестины, стали изучать европ. археологи, посещать миссионеры. В И. начали восстанавливать некоторые церкви и мон-ри. К нач. ХХ в. население И. составляло 3 тыс. чел., среди к-рых было и неск. евр. семейств, покинувших город в 1936 г. Во время второй мировой войны англичане возвели здесь укрепленный форт (используется до наст. времени). В 1948 г. И. заняли войска Иордании и созванный здесь съезд провозгласил эмира Абадаллу I «королем всей Палестины». В 1950-1967 гг. И. официально являлся частью Иордании. Его население выросло до 80 тыс. чел., в основном за счет беженцев из перешедших под контроль Израиля районов Палестины, лагеря которых разместились в окрестностях города. В период непосредственного израильского управления проводились археологические исследования. По соглашениям в Осло (1993) И. вошел в состав Палестинской автономии, но с началом второй интифады (2000) стал зоной активных выступлений и был вновь взят Израилем под контроль; с марта 2005 г.

http://pravenc.ru/text/Иерихон.html

Уильям Г. Девер, Аарон Берк Скачать epub pdf Узнать больше об Израиле? Или Израиль? Обзор Уильяма Г. Девера Уильям Девер – почетный профессор ближневосточной археологии и антропологии Аризонского университета. До этого он четыре года занимал пост директора Американской школы восточных исследований в Иерусалиме (ныне Институт археологических исследований Олбрайта). Профессор Девер, всемирно известный археолог, проводил раскопки многочисленных объектов в Иордании и Израиле. Руководил крупными раскопками в Гезере с 1966 по 1971 год. Его самая последняя книга «Жизни простых людей в Древнем Израиле» вышла в 2012 году («Eerdmans»). Невозможно подытожить последнюю книгу Израиля Финкельштейна «Забытое царство» в кратком обзоре, потому что ее многочисленные ошибки, искажения, чрезмерные упрощения и противоречия делают ее слишком громоздкой. Специалисты знают об этих недостатках, поскольку все основные взгляды Финкельштейна были опубликованы в других источниках. Здесь я могу только предупредить неопытных читателей журнала BAR (Biblical Archeology Review, „Дайджест библейской археологии “), что эта книга на самом деле не про здравое историческое исследование: всё-фикция. Финкельштейн – волшебник,создающий «потерянное королевство» с помощью ловкости рук, намеревающийся убедить читателей в том, что иллюзия- реальна, и ожидающий от них восхищения умом мага. Финкельштейн когда-то был учёным-новатором, автором новых методов; теперь он стал шоуменом. Трагическая трата таланта, энергии и обаяния – и ущерб нашей научной дисциплине. Эта книга-такое хорошее чтиво, настолько драматичное и хитросплетённое, что мне – специалисту – понадобилось некоторое время, чтобы понять его до конца. Например, Финкельштейн реконструирует раннее израильское «святилище» в Шило (где он проводил раскопки), чтобы придать ему необходимое значение в период становления Израиля (стр. 23–27; 49:50). Он приводит три аргумента: (1) Хотя теперь он признает, что не нашел археологических доказательств (как он утверждал в своем первоначальном отчете о раскопках на Шило), библейская «культурная память», тем не менее, требует, чтобы там было такое культовое место. (2) В раннем железном веке (1200 – 1000 годы до н. э. – период становления Израиля) не было «ни одного жилого помещения» в Шило, только – общественные здания. (3) Позднее Шило был уничтожен, как и упоминается в еврейской Библии .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/o-knige...

Военные действия Ассирии против Иудеи (725 г. до Р. Х.)    Военные действия Ассирии против Израиля (725 г. до Р.Х.). В 725 г. до Р.Х. Салманассар V вторгся в пределы Израиля и дошел до Самарии. После трехлетней осады Самария пала (722 г. до Р.Х.). Саргон II, преемник Салманассара, оставил письменные свидетельства о победе ассирийцев. Военные действия Ассирии против Иудеи (701 г. до Р. Х.)    Военные действия Ассирии против Иудеи (701 г. до Р.Х.). В 701 г.до Р.Х. Сеннахирим двинулся на юг по прибрежной равнине, разгромил египетскую армию и подорвал силы антиассирийской коалиции. Используя Лахис как плацдарм, Сеннахирим двинул войска на Иерусалим. Однако взять город не смог. Военные действия Навуходоносора против Израиля (605—586 гг. до Р. Х.)    Военные действия Навуходоносора против Иудеи (605–586 гг.до Р.Х.). Навуходоносор, став царем Вавилона в 605 г. до Р.Х., предпринял несколько военных кампаний против Иудеи. Он подавил восстание царя Иоакима в 602 г. до Р.Х., затем – выступление царя Иехонии и привел последнего в Вавилон (597 г. до Р.Х.). В 586 г. до Р.Х. Навуходоносор разрушил Иерусалим. Места важнейших археологических раскопок    Места важнейших археологических раскопок. В течение нескольких последних десятилетий на территории Израиля производились интенсивные археологические раскопки. Многие города строились на местах разрушенных прежде поселений, практически на том же месте. В течение столетий эти культурные наслоения продолжали расти. Современным археологам приходится пробиваться через многовековую толщу, чтобы откопать культурные реликты древнейших эпох. В городах, указанных на карте, археологические работы продолжаются, и каждая новая находка проливает дополнительный свет на жизнь и обычаи людей, живших в библейские времена. Израиль: география    Израиль: география. В географической характеристике Израиля прежде всего сле-дует отметить разнообразие ее ландшафта. Протянувшиеся с севера две горные цепи с высоко вознесшимися вершинами, такими, как гора Ермон, разделяет река Иордан, которая течет через Галилейское озеро к Мертвому морю. От подножия горы Ермон до Газы и далее протянулась узкая полоса равнин Средиземноморского побережья. С восточной стороны Иордана – от Галилейского озера до Мертвого моря и далее – рельеф сформирован Трансиорданским плато, к которому с востока и юга подступает пустыня, образующая естественную границу региона.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Третьим из соседей иудеев, предпринявшим попытку помешать возведению стен Иерусалима, был Гисам Аравитянин ( Неем. 2, 19; 6, 1, 2 ). До последнего времени об этом человеке не было никаких сведений, помимо библейских. В еврейском тексте он фигурирует под именем Тешем ( Неем. 6, 6 ). Последние археологические находки дали нам сведения о Гисаме: теперь его имя известно по одной надписи, которая была найдена в Хегре (Аравия). Кроме того, важный материал был обнаружен на границе с Египтом в храме, который, возможно, принадлежал арабам (их влияние распространялось и на эту территорию). При Неемии правителями обширной области к востоку от реки Иордан, которая простиралась также и на юг, были цари Дедана. Находясь под персидским владычеством, они, несмотря на это, контролировали обширную территорию. Цари Дедана оставили большое количество разнообразных надписей, одна из которых гласит: «Ниран, сын Хадира, написал свое имя во дни Гасма, сына Сахара, и Авда, правителя Дедана». 493 Фраза «Авд (раб), правитель Дедана» напоминает фразу из Священного Писания – Товия, Аммонитский раб ( Неем. 2 . К), 19). Товия назван «рабом», «рабом» назывался и правитель Дедана. Другой характерной чертой надписи является употребление слова pht (то есть pahat), что значит «правитель». Это же слово встречается и в Первой книге Ездры и в книге Неемии как составная часть имени собственного Pahat–Moab, то есть Фааф–Моав ( 1Езд. 2, 6; 8, 4; 10, 30 . Неем. 3, 11:7, 11; 10, 14 ). Археолог Олбрайт отмечает, что имя, имеющее значение «правитель Моава», легко могло произойти от имени одного из таких правителей, давшего имя всему роду. Употребление слова pahat не было бы уместным, если бы речь шла о времени до вавилонян и персов, поскольку у Моава еще были свои собственные данники–цари, по крайней мере, до 645 г. до Р. X. «Эти факты, – приходит к выводу археолог Томпсон, – абсолютно независимо от имени Гисам подводят нас к заключению, что надпись из Хегры датируется временем персидского правления». Эта надпись была единственным имеющимся у нас историческим материалом вплоть до недавнего времени, когда новейшие археологические открытия помогли окончательно установить личность Гисама.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Завоевание Ханаана   Что касается завоевания Ханаана и пребывания Израиля в земле обетованной, то в книге Иисуса Навина изложены два основных этапа военных действий. Один раз выступление произошло на юге страны и второй раз – на севере. На юге израильтяне захватили и разрушили города Иерихон, Гай, Лахиш, Давир, Авлон [Эглон] и Ливну. Почти все эти города были раскопаны археологами, и, когда было можно составить достоверную картину прошлого, ученые пришли к выводу, что эти города подверглись значительным разрушениям около 1250 г. до Р. X. Иначе говоря, дата разрушения этих городов совпадает со временем исхода евреев и переправой израильтян во главе с Иисусом Навином через реку Иордан с целью завоевания Ханаана Безусловно, окончательно пока еще не решен целый ряд вопросов, к примеру, неизвестно, где именно находился город Гай, который захватил Иисус Навин после взятия Иерихона ( Нав. 7; 8 ). Однако ответы на эти вопросы непременно будут найдены, как утверждают даже такие либеральные археологи, как Олбрайт, который пишет: «Археологические находки и обретенные надписи позволили обосновать историческую достоверность множества сообщений и свидетельств Ветхого Завета, причем в количественном отношении подобных мест намного больше, чем тех», по поводу которых у нас есть только одни предположения. 207 В связи с сообщением о захвате Иерихона в Ветхом Завете говорится, что посланные в город Иисусом Навином соглядатаи нашли укрытие в доме блудницы Раавы; она же помогла им позже бежать через окно своего дома, который был пристроен к городской стене ( Нав. 2, 1–15 ). Археологические раскопки, проведенные под руководством Гарстанга в Иерихоне (1930–1936 гг.) показали, что в те времена в стенах Иерихона действительно существовали жилые строения. Гарстанг установил, что в Иерихоне были возведены двойные стены: внешняя толщиной 1,82 м, а внутренняя – 3,65 м. Внутренняя стена была отделена от внешней пространством в 4,57 м. Между двойными стенами нередко делали распорки, которые использовали в качестве мостиков и которые подпирали также дома, построенные на городских стенах, поскольку плотность населения города была значительной. Фрагменты этих распорок видны в развалинах раскопанных археологами стен. В северной части города основания этих домов были более прочными: здесь вместо распорок были сооружены узкие поперечные стенки, сложенные из кирпича, которые заполняли пространство между внутренними и внешними укрепленными стенами. 208

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Строительные работы у Храмовой горы спровоцировали столкновения палестинцев с израильскими солдатами 6 февраля 2007 г. 19:05 Столкновения палестинцев с израильскими солдатами произошли во вторник в районе Вифлеема на Западном берегу Иордана, передает «Интерфакс». Несколько сот человек попытались прорвать кордон на дороге, ведущей в Иерусалим, забрасывая охранявших его солдат камнями и пустыми бутылками. Для разгона толпы были применены гранаты со слезоточивым газом. Ранее ряд палестинских лидеров, в том числе премьер-министр Исмаил Ханийе, призвали мусульман не допустить проведения строительных работ, начатых у одной из главных святынь ислама — мечети Аль-Акса, расположенной на Храмовой горе в Восточном Иерусалиме. Израильские власти утверждают, что речь идет о ремонте дороги, ведущей на Храмовую гору, однако многие палестинцы убеждены, что работы могут нанести ущерб фундаменту мечети. Для предотвращения возможных демонстраций протеста израильские власти с воскресенья ограничили доступ к Аль-Аксе — туда пускают только мужчин старше 45 лет и женщин. В российском МИДе выразили обеспокоенность сообщениями о том, что израильские ученые проводят археологические раскопки в районе Храмовой горы в Иерусалиме. «Очевидно, что любые непродуманные действия в вопросе об Иерусалиме способны спровоцировать всплеск напряженности в регионе», — заявил журналистам официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин. Ранее иностранные СМИ сообщили, что в районе Храмовой горы активизировались археологические раскопки, которые проводят израильские ученые. По словам М. Камынина, такие публикации, «бесспорно, настораживают». Официальный представитель российского МИД напомнил о серьезных конфликтах вокруг «тоннеля Хасмонеев» в 1996 году и о последствиях посещения премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном Храмовой горы в 2000 году. По словам М. Камынина, «определение статуса Иерусалима относится к числу тех вопросов, которые должны быть решены в ходе прямых израильско- палестинских переговоров по проблематике окончательного статуса палестинских территорий». «В таком контексте считаем необходимым, чтобы конфликтующие стороны воздерживались от односторонних шагов, способных усугубить положение дел на этом весьма деликатном направлении арабо- израильского урегулирования», — подчеркнул он. Как отметил М. Камынин, это тем более важно на нынешнем этапе, когда международное сообщество прилагает энергичные усилия с целью стабилизации обстановки на палестинских территориях и возобновления израильско-палестинского диалога. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/192990.htm...

В 725 г. до Р.Х. Салманассар V вторгся в пределы Израиля и дошел до Самарии. После трехлетней осады Самария пала (722 г. до Р.Х.). Саргон II, преемник Салманассара, оставил письменные свидетельства о победе ассирийцев. Военные действия Ассирии против Иудеи (701 г. до Р. Х.) ( 4Цар.18:17 – 4Цар.19:37 ) В 701 г. до Р.Х. Сеннахирим двинулся на юг по прибрежной равнине, разгромил египетскую армию и подорвал силы антиассирийской коалиции. Используя Лахис как плацдарм, Сеннахирим двинул войска на Иерусалим. Однако взять город не смог. Военные действия Навуходоносора против Израиля (605–586 гг. до Р. Х.) ( 4Цар.25:1–21 ) Навуходоносор, став царем Вавилона в 605 г. до Р.Х., предпринял несколько военных кампаний против Иудеи. Он подавил восстание царя Иоакима в 602 г. до Р.Х., затем – выступление царя Иехонии и привел последнего в Вавилон (597 г. до Р.Х.). В 586 г. до Р.Х. Навуходоносор разрушил Иерусалим. Первая книга Паралипоменон Места важнейших археологических раскопок ( 1Пар.11:4–7 ) В течение нескольких последних десятилетий на территории Израиля производились интенсивные археологические раскопки. Многие города строились на местах разрушенных прежде поселений, практически на том же месте. В течение столетий эти культурные наслоения продолжали расти. Современным археологам приходится пробиваться через многовековую толщу, чтобы откопать культурные реликты древнейших эпох. В городах, указанных на карте, археологические работы продолжаются, и каждая новая находка проливает дополнительный свет на жизнь и обычаи людей, живших в библейские времена. Израиль: география ( 1Пар.27:28 ) В географической характеристике Израиля прежде всего следует отметить разнообразие ее ландшафта. Протянувшиеся с севера две горные цепи с высоко вознесшимися вершинами, такими, как гора Ермон, разделяет река Иордан, которая течет через Галилейское озеро к Мертвому морю. От подножия горы Ермон до Газы и далее протянулась узкая полоса равнин Средиземноморского побережья. С восточной стороны Иордана – от Галилейского озера до Мертвого моря и далее – рельеф сформирован Трансиорданским плато, к которому с востока и юга подступает пустыня, образующая естественную границу региона. Вторая книга Паралипоменон

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛЮК [англ. Glueck] Нельсон (1901, Цинциннати, шт. Огайо, США - 1971, там же), один из израильских основоположников археологии библейской , ученик У. Ф. Олбрайта, внесший вклад в полевые исследования Сиро-Палестинского региона (особенно Иордании) и в создание методики территориального обследования (см. ст. География библейская ). Н. Глюк. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Н. Глюк. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Окончил ун-т в Цинциннати (1920), затем Еврейский объединенный колледж (Hebrew Union College; 1923); получил диплом раввина. В ранний период находился под влиянием директора колледжа Моргенштерна (один из последователей Ю. Велльгаузена , сторонник изучения ВЗ на широком фоне древневост. культуры). Из этой школы Г. вынес представление о сложности и неоднозначности исторической информации, содержащейся в библейских текстах. Отправившись в том же году в Германию, он продолжил образование в Берлине и Йене, где защитил диссертацию на тему о понятии «хесед» (правда) в ВЗ (Йена, 1926). Во время учебы Г. понял большую роль археологического исследования в библеистике. Вскоре Олбрайт предложил Г. возможность реализовать свои интересы при раскопках на Бейт-Мирсиме в качестве работника Американских школ исследования Востока . Г. выработал собственный метод, основанный на тщательном изучении древней палестинской керамики, составлении ее типологии и прослеживании развития одного типа от зарождения до исчезновения, иногда в течение неск. стадий культуры. В 1932-1947 гг. Г. совершил исследовательское путешествие по пустынным районам Трансиордании и пустыни Негев (территория ветхозаветных гос-в Аммона, Эдома и Моава ). Он составил точные планы, описал и сфотографировал ок. 1500 дотоле неизвестных памятников. Его умение датировать объекты по керамическому материалу обеспечило прорыв в исследованиях. Г. удалось заполнить лакуны на археологической карте Сиро-Палестинского региона, отразив на ней результаты сплошного обследования территории, а не только наиболее заметных памятников, т. о., он ввел в археологию библейских территорий абсолютно новую тогда технику сплошного картографирования поселений, к-рые существовали на определенный период.

http://pravenc.ru/text/165177.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 15 Фев 2023 Фото: christianheadlines.com Надпись на знаменитом 2900-летнем черном базальтовом камне, известном как «стела царя Меша», ныне находящемся в Музее Лувра в Париже, содержит упоминание святого царя, пророка и псалмопевца Давида. Данное археологическое открытие подтверждает историчность знаменитого библейского персонажа, считают ученые. Об этом пишет «Православие.Ru» со ссылкой ha chrismianheadlines.com и научный журнал Biblical Archeology Review. Стела Меша (другое название: Моавитский камень) была обнаружена в 1868 году немецким миссионером в местности к востоку от Мертвого моря, где некогда находилось древнее царство Моав. Однако в следующем 1869 году стела была сильно повреждена бедуинами, расколовшими ее на тысячи кусочков (позднее она была чудом восстановлена). По данным Общества библейской археологии, хотя из-за повреждения некоторые фрагменты надписи на стеле из 36-ти строк стали нечитаемыми, еще до повреждения был сделан слепок из папье-маше, что в наше время позволило расшифровать древние знаки. Сохранившаяся часть надписи на стеле рассказывает о войнах, победах и завоевании ряда израильских городов моавитским царем Мешей (также Месой), который упоминается в 4-ой Книге Царств Ветхого Завета. Моавитяне – родственное израильтянам семитское племя, которое происходило от племянника Авраама Лота и его старшей дочери. Моав находился на западе нынешней Иордании. Согласно французским ученым Андре Лемеру и Жану-Филиппу Делорму, новейшие технологии подтверждают, что надпись на стеле Меша действительно содержит упоминание «Дома Давида». «В 2015 году группа из Западносемитского исследовательского проекта Университета Южной Калифорнии сделала новые цифровые фотографии как восстановленной стелы, так и слепка из папье-маше. Они применили технологию RTI (визуализация поверхности путем преобразования ее отражений), в которой большое число цифровых изображений объекта, сделанных под разными углами, обрабатывается и объединяется в подробное трехмерное цифровое изображение. Этот метод особенно полезен, ибо позволяет управлять освещением артефакта с высеченной надписью таким образом, чтобы скрытые, тусклые или изношенные надписи стали видимыми», — рассказали ученые.

http://azbyka.ru/news/nadpis-na-2900-let...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010