Прор. Илия милотью рассек и остановил воды И. (4 Цар 2. 8) и с берегов реки вознесся в огненной колеснице на небо (4 Цар 2. 11). Чудо Илии повторил прор. Елисей - после вознесения Илии Елисей, получивший дар чудотворения, взял милоть Илии, ударил ею по воде И., и вода расступилась перед ним (4 Цар 2. 14). Здесь, у И., Елисей совершил чудо с топором одного из «сынов пророков», к-рый уронил его в И.: Елисей бросил на воду кусок дерева, и топор всплыл (4 Цар 6. 6). В 4 Цар 5 передается история исцеления от проказы сир. военачальника Неемана, к-рому Елисей повелел омыться 7 раз в водах И., после чего Нееман исцелился (4 Цар 5. 11-14). В НЗ И.- это прежде всего место проповеди Иоанна Предтечи, который крестил в водах И. Иисуса Христа и первым открыл Его избранному народу как Мессию-Спасителя (Мф 3; Мк 1. 1-11; Лк 3. 1-22; Ин 1. 28-34). Евангелисты-синоптики говорят о том, что служение Иоанна Предтечи проходило, с одной стороны, в «пустыне Иудейской» (Мф 3. 1), с другой - возле И. (Мф 3. 5-6; Мк 1. 5). Возможно, эти обстоятельства отсылают к образу прор. Илии, который жил «у потока Хорафа, что против Иордана» (3 Цар 17. 3-5) и в пустыне (3 Цар 19. 4). Евангелист Иоанн указывает на Вифавару (Ин 1. 28) как на место проповеди Иоанна Предтечи (в ранних рукописях Вифания ), а позже сообщает, что он крестил также в Еноне близ Салима, потому что «там было много воды» (Ин 3. 23). (О смысле и символике крещения Иоанна в И. см. в ст. Иоанн Предтеча .) Исследование и археологические памятники долины И. Олицетворение р. Иордан. Фрагмент компози-ции «Крещение Господне». Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. Сер. XIV в. Олицетворение р. Иордан. Фрагмент компози-ции «Крещение Господне». Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. Сер. XIV в. Долина р. Иордан близ мон-ря св. Иоанна Предтечи, Израиль С 1-й трети XIX в. долина И. становится предметом научного изучения ряда брит. и амер. экспедиций. Систематическое изучение многочисленных археологических памятников долины было продолжено в 20-х гг. XX в. У. Олбрайтом , а в 30-х гг.- Н. Глюком . Памятники, датирующиеся разными периодами, от нижнего палеолита до средневековья, интенсивно исследуются иорданскими, израильскими и др. учеными. Иорданский Ярмукский ун-т осуществляет крупный междисциплинарный проект «Иорданская долина»; его задача - историческое, археологическое, этнографическое и проч. изучение региона.

http://pravenc.ru/text/578378.html

20 ноября 2008 Группе ученых из Еврейского университета в Иерусалиме удалось обнаружить театр царя Ирода, сообщает AFP. Небольшой амфитеатр на 750 зрительских мест с пристроенным помещением для особо важных персон найден в ходе раскопок на Иродионе — искусственно насыпанном в годы правления царя Ирода I Великого холме, находящемся в 12 километрах от Иерусалима. 14 ноября 2008 Совместная сирийско-польская археологическая группа раскопала в Сирии церковь, возраст которой, по оценкам специалистов, составляет около 1200 лет, сообщает Associated Press. 3 ноября 2008 Каменный алтарь высотой 1,3 метра был найдем группой археологов во время раскопок на месте античных римских бань. Находка датируется 3 веком н.э. и является важным свидетельством о тех боевых действиях, которые римские легионы вели против войск варваров на территории современной Голландии. 1 ноября 2008 Процесс по делу Одеда Голана и Роберта Дойча, коллекционера и антиквара, обвиняемых в том, что они создали фальшивый оссуарий, то есть погребальный ковчег, с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса», может быть прекращен без вынесения приговора. Об этом пишет газета San Fransisco Chronicle. Судебное разбирательство идет в Иерусалиме уже три года, а сама история с поддельным оссуарием тянется с 2002-го. 28 октября 2008 В южной Иордании найдена медная шахта, относящаяся к периоду правления царя Соломона — X век до н.э. Об этом сообщил представитель ученых, совершивших находку. 16 сентября 2008 Египетская археологическая экспедиция, работающая в каирском районе Эйн-Шамс, обнаружила остатки храма в честь Рамзеса II и изваяние этого фараона. Как сообщает France Presse со ссылкой на египетское агентство MENA, найдены фрагменты «гигантской» статуи Рамзеса II. 8 сентября 2008 На археологических раскопках в Великом Новгороде 1 сентября найдена свинцовая печать. Как полагают ученые, она принадлежала князю Владимиру Мономаху. 14 июля 2008 Капитолийская волчица, знаменитая бронзовая скульптура, хранящаяся в римских Капитолийских музеях, была создана в XIII веке нашей эры, а не в V веке до нашей эры. К такому выводу пришла группа исследователей из университета Салерно во главе с профессором Адриано Ла Реджина, в прошлом - крупным римским чиновником по делам культурного наследия. О новой датировке волчицы пишет The Guardian со ссылкой на La Reppublica.

http://bogoslov.ru/topic/29007

Современное здание греческого монастыря Иоанна Крестителя, ныне называемое Каср эль Иегуд, целиком новое, построенное с фундамента в последнее время. Монахи показали, однако, в нижней церкви, древнюю абсиду, покрытую плесенью и сохранившую остатки позднейших, весьма грубых фресок, а перед церковью монастыря поставлены на колонках две грубые маленькие капители VI–VII стол. Таким образом, остается, по крайней мере, вне сомнения, что здесь, действительно, был этот знаменитый монастырь, но где находилась построенная по близости этого монастыря, или даже против него, церковь Иоанна Предтечи, остается неизвестным. Берега Иордана против монастыря везде круты, река роет и подмывает их, у самого берега по сю сторону глубокие омуты и водовороты, и нигде нет брода. Берега с обеих сторон заросли (фот. 551–558) непроходимою и даже непролазною чащею всякого кустарника, жимолости, тростника, терпентинов, держи-дерева, и на осмотренном нами пространстве (около полуверсты) нигде нет никаких признаков существования каких бы то ни было построек. Правда, церковь И. Предтечи была поставлена на том берегу, но она была утверждена на монументальных сводах, доходивших до средины реки. После осмотра окрестностей Иерихона, экспедиция, не медля долее, отправилась в Иерусалим на остальное время своего пребывания в Палестине; там караван был распущен. Но в то же время в Иерихоне были за это время произведены археологические разведки на месте, принадлежащем Палестинскому Обществу, с 12-го по 21-е Ноября 1891 года, под ближайшим руководством и надзором члена экспедиции Я.И. Смирнова, которому принадлежит и сообщаемый здесь отчет. Археологические разведки в Иерихоне на месте Палестинского Общества, произведенные от 12-го по 21-е Ноября 1891 года. Сад, принадлежащий Палестинскому Обществу (фот. 561), как и окружающие его сады и пустыри, лежит на месте древнего города, простиравшегося к югу до оврага, на краю которого стоит приют архимандрита Антонина. На значительном пространстве обнаруживаются следы разрушенных домов: на пустырях видны небольшие холмики, образовавшиеся от развалившихся зданий, на одном из них лежит база колонны; в садах при работах находят стены, иногда сложенные из больших, хорошо отесанных камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В конце 2009 года на раскопках в Хирбет Кейафе в Израиле, ведущихся под руководством Й. Гарфинкеля, была найдена древнейшая на данный момент еврейская надпись, датируемая X веком до н. э. Надпись сделана синими чернилами на керамическом осколке буквами протоханаанского алфавита. Содержание текста полностью отлично от текстов языческих культур, в которых постулируются прославление богов и забота об их благе. «Не делай (этого), но чти (Господа). Суди ра(ба) и вдо(ву), суди сиро(ту) (и) чужеземца. (За)щити ребенка, защити бед(ного и) вдову. Передай бедного в руки царя. Огради бед(ного и) раба, (помо)ги чужеземцу», – приблизительно так гласит текст на черепке из Хирбет Кейафы. Практически идентичная по смыслу запись есть в тексте из Книги пророка Исайи: Спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову ( Ис 1:17 ). 5. Надпись Валаама Найдена в 1967 г. экспедицией Х. Френкена в Тель-Дейр-Алла (Иордания) в виде кусков слипшейся штукатурки, упавшей еще в древности во время землетрясения со стен святилища VIII в. до Р. Х. Сам текст рассказа имеет более древнее происхождение: филологически надпись на арамейском датируется концом II тыс. до Р. Х. В надписи говорится о Валааме, сыне Веоровом. Содержание не имеет ничего общего с библейской историей (Числ 22–24 ), но некоторые фразы, характеризующие провидца, точно совпадают с библейским текстом. То есть это внебиблейское свидетельство историчности Валаама. 6. Оссуарии Иакова, брата Иисуса, и первосвященника Каиафы Оссуарий (каменный ящик для хранения костей умерших) с надписью «Иосиф, сын Каиафы» был найден в 1990 г. на юге Иерусалима в одной из гробниц, запечатанной в 70 г. по Р. Х. Оссуарий принадлежал первосвященнику, жившему во времена Христа (он упоминается в Мф 26 ; Лк 3:2 ; Ин 11:49 ; Ин 18 ; Деян 4:6 и у Иосифа Флавия). В оссуарии находились кости шести человек: мужчины примерно 60 лет (видимо, самого первосвященника), двух младенцев, ребенка, подростка и взрослой женщины. Большие споры, которые не окончены до сих пор, вызвал оссуарий с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса», ставший достоянием общего внимания после того, как был выставлен коллекционером О. Голаном. Предположительно, он мог содержать кости апостола Иакова, брата Господа Иисуса Христа. 7. Надпись Пилата

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

«Фреска преподобного Кириака в часовне слева над жертвенником и вся западная стена храма сильно подвержены грибку. Мы не можем реставрировать их, потому что пластами начинает все осыпаться, сначала надо делать гидроизоляцию», — поясняет она. Общая смета предстоящих работ составляет 80 тысяч долларов. «Нам надо сохранить этот участок и облаголепить его для паломников, среди которых может оказаться такой же Закхей, который из начальника Налоговой службы стал епископом Кесарии Палестинской, апостолом и впоследствии принял мученическую смерть за Христа», — добавляет монахиня Анна.      Музейно-парковый комплекс Российской Федерации На центральной улице Иерихона, к которой прилегает ещё один русский — Иосафовский участок, приобретенный в 1883 г. Императорским православным палестинским обществом и возвращенный уже в наше время, в 1994 г., — по указу Д.А. Медведева (в бытность президентом России) был построен Музейно-парковый комплекс. На территории парка среди растений, упомянутых в Библии, продолжает плодоносить смоковница Закхея (гигантский фикус-сикомора). В музее представлены находки совместной российско-палестинской археологической экспедиции, датируемые I в. До н.э.- XVIII в. н.э. Среди них иудейские, византийские, римские, исламские монеты, посуда, предметы быта, церковная утварь, византийская мозаика VI века. На основе найденных артефактов археологи предположили, что на месте нынешней Иоасафии мог быть монастырь. Местные жители очень полюбили парк: молодожены приезжают сюда фотографироваться, а улицу назвали именем российского политика.      Монастырь Михаила Архангела От Иерихона до реки Иордан расстояние семь километров. По пути — греческий монастырь Архангела Михаила, в котором в VI веке подвизался преподобный Зосима Палестинский. По традиции ближневосточных обителей, монахи на время Великого поста уходили из монастыря в пустыню или пещеры для большей аскетики и возвращались (иногда не все, кто-то погибал) за неделю до Пасхи, в Вербное воскресенье. Следуя этому правилу, монах Зосима ушёл в пустыню, где однажды повстречал преподобную Марию Египетскую, бывшую блудницу, силой своего покаяния достигшую святости и, собственно, рассказавшую ему свою историю.

http://pravoslavie.ru/100328.html

Примечание. Известны и другие случаи, когда из-за колебаний почвы течение Иордана перекрывалось камнями. Один из них произошел в Средние века, а два раза нечто подобное происходило в нашем столетии (1924 и 1927 гг.). Однако возможные естественные причины этого феномена не лишают событие времен Иисуса Навина провиденциального значения. Свт. Кирилл Иерусалимский (Огласительные слова, Х,11) указывал на прообразовательный смысл перехода народа Божия через Иордан. Река, служившая как бы священным рубежом земли обетованной, стала символом, связанным с новозаветными событиями. Св. Иоанн Предтеча сделал покаянное омовение (крещение) в иорданских водах знаком приготовления к приходу Царства Божия. Поход на Иерихон совершился из Галгала, первого религиозного центра израильтян. Там впервые на св. земле была отпразднована Пасха, и там, в знак закрепления верности Завету, Иисус Навин приказал совершить обряд обрезания, которым в пустыне стали пренебрегать. В окрестностях Иерихона Иисусу является таинственный «вождь воинства Господня». Это видение указывает, что Бог будет сопутствовать Израилю. Иерихон — город греха — должен пасть не от руки человека, а чудесным образом. Ангел повелевает Иисусу Навину, чтобы левиты обошли стены крепости с Ковчегом и трубили в трубы. Вождь выполняет повеление, и трубный звук сокрушает неприступные стены (о заклятии, наложенном на Иерихон, и законах «священной войны» см. §24). Примечание. В 1952 году англо-американская экспедиция под руководством Кетлин Кеньон установила, что от периода между 1500 и 1200 годами до Р.Х. в археологических слоях Иерихона почти ничего не сохранилось. Объясняется это тем, что после Иисуса Навина город долго оставался пустырем, и развалины подверглись разрушительному действию осадков и ветров. Уцелели лишь культурные слои более раннего и позднего времени. Однако некоторые фрагменты керамики времен завоевания все же были обнаружены. После Иерихона был разрушен город Гай (8), неизвестный по другим источникам город на востоке от Вефиля. Слово «гай» означает развалины. Некоторые археологи отождествляют историю его захвата с разрушением Вефиля, о падении которого Иисус Навин не говорит. По данным раскопок, Вефиль был сожжен в конце XIII века.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Les villages antiques de la Syrie du Nord. P., 1953-1958. 3 vol.). Примененный Лассю метод восстановления древней литургии по архитектурным элементам привел его к трактовке церковной архитектуры как исторического источника, позволив раскрыть социальную и экономическую основы храмового строительства; оказалось, что в визант. провинции церкви возводили в складчину владельцы богатых имений или сельские общины (синтез археологических, письменных, материальных и иконографических источников, применявшийся затем на том же материале А. Фестюжьером и мн. др., получил во Франции название «литургической археологии»). Образцом археологической реконструкции жизни общества и Церкви стало исследование Чаленко аграрных поселений Сев. Сирии. Вокруг Антиохии-на-Оронте и на Сирийском нагорье применение аэрофотосъемки позволило выявить руины храмов, фортификационные сооружения, в т. ч. обнесенные стенами сельскохозяйственные угодья - плантации мон-рей V-VII вв., при каждом существовал поселок работников. Обнаружилось, что районы мон-рей, как и вся Сирия визант. эпохи, были населены очень плотно. Сир. церкви, мон-ри и усадьбы, построенные из цельных блоков камня, полностью сохранили планировку и позволили восстановить экономический и социальный контекст жизни общества, а также изучить развитие храмов в сторону постепенного выделения алтарной части и появления в VI-VII вв. иерархии частей храма, слабо выраженной в ранних сир. постройках, где не было жертвенника, диаконника, алтарной преграды и нартекса. Экспедиции Принстонского ун-та в Сирию в нач. ХХ в. за 2 года (под рук. Х. Батлера) изучили ок. 100 объектов архитектуры I-VII вв.; совместная с музеем Лувра экспедиция (под рук. У. А. Кэмпбелла) открыла в Каусье (пригород Антиохии ) церковь-меморию сщмч. Вавилы (ок. 379/80) с планом в форме равноконечного креста и прекрасные христ. мозаики. Здесь же были обнаружены клады церковной утвари, в т. ч. антиохийская чаша . В Иордании успешными оказались раскопки Йельского ун-та в Джараше ( Герасе ; 1928-1930 под рук.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В ходе археологической экспедиции 1924 г. в юго-восточной оконечности Мёртвого моря под холмом Баб-эд-Дра были обнаружены (В.Олбрайт и М.Кайл) остатки древнего укреплённого сооружения, бывшего, как установили учёные, одним из религиозных центров. Жизнь в нём была резко прекращена между 2200–2000 гг. до Р. X. Тогда же произошло и изменение климата, превратившего плодородные земли в пустыню (Albright W.F. The Archaeology on Biblical Research, NDIBA, 1969). В 1958 г. д-р Ральф Банэй обнаружил на дне Мёртвого моря остатки плотины. С воздуха были обнаружены контуры развалин, причём именно в юго-восточной части, т.е. именно в районе местоположения погибших городов. В Аль-Караке (Иордания) археологи (учёный Клод Поншарель) нашли среди многих соляных столпов, находящихся в этой местности, колонну из соли, имеющую очертания женской фигуры. Изучение этой фигуры дало поразительные результаты: внутри столпа специальными методами были обнаружены сердце и прочие внутренние органы. Углеродный анализ позволил определить и примерный возраст находки – 4000 лет! Находка сделана вскоре после того, как в трёх милях от этого места учёные обнаружили руины древних городов, предположительно, Содома и Гоморры. Исследование руин показало, что города действительно были уничтожены в результате страшной и внезапной катастрофы. Этот материал, помимо зарубежных вестников, был опубликован в «Интересной газете», серии G, 1997, N 9 (47). 191 тексте излагается история из жития патриарха Александрийского Иоанна V Милостивого (Αγου ωννου του Πατριρχου Αλεξνδρεις, † между 616–620 гг.). Не будучи ни монахом, ни клириком был избран по желанию народа на патриарший престол, что было утверждено императором Ираклием. Став патриархом в 610 г., роздал всё своё имущество александрийским нищим, послал милостыню ко Гробу Господню, давал приют и помощь бедствующим, выкупал пленных. Первое житие свт. Иоанна было написано в VII в. Леонтием Неаполитанским. Мощи его находились в Константинополе, в 1249 г. перевезены в Венецию.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Профессор Эхуд Нецер получил серьезные травмы во время археологических работ при падении с 3-метровой высоты в древней крепости Иродион в Иудейской пустыне. Именно здесь, в Иродионе, спустя 30 лет упорных поисков, Эхуд Нецер весной 2007 года обнаружил местонахождение гробницы иудейского царя Ирода Великого. По всей видимости, этого ученого, посвятившего всю жизнь изучению личности Ирода Великого, можно сравнить разве что с Говардом Картером, который так же упорно искал могилу самого известного сегодня фараона – Тутанхамона. Наверное, широкий круг русскоязычной аудитории впервые узнал об открытии проф. Эхуда Нецера благодаря прекрасной публикации Тома Мюллера в журнале «National Geographic» (декабрь, 2008). Но несмотря на то, что заявленный тираж (140.000 экз.) гарантировал распространение новых сведений о биографии этого уникального монарха, все же у большинства имя Ирода Великого остается «именем нарицательным» с негативным оттенком. Более 135 лет правила на Святой Земле династия, основанная Иродом I Великим. Имена Иродов, которые в таком количестве встречаются в литературе по истории, способны даже запутать: Ирод I Великий, Ирод Архелай, Ирод Антипа, Ирод Филипп, Ирод Агриппа I, Ирод царь Халкиды и Ирод Агриппа II. Все они принадлежат к генеалогическому древу иудейского монарха Ирода Великого. Зарождение будущей Иродианский династии Основные знания о биографии Ирода Великого мы имеем благодаря Иосифу Флавию – еврейско-римскому историку, который в свою очередь черпал информацию у Николая Дамасского – советника и личного придворного историка Ирода. Ирод ( [Hordos]) был сыном перешедшего в иудаизм правителя Идумеи Антипатра и аравитянки Сипры (по другим источникам Кипры), принцессы из набатейской Петры (современная Иордания). Отец Ирода Великого занимал должность премьер-министра Иудеи, которой в то время формально управлял Гиркан II Иоханан. Именно во времена гражданской войны приверженцы Гиркана, старшего сына Саломеи, открыли ворота Иерусалима римским войскам. Но спустя некоторое время римляне перестали видеть в слабом Гиркане самостоятельного главу Иудеи, способного собирать налоги в пользу Римского престола. И предложение премьер-министра Антипатра, в прошлом личного друга Юлия Цезаря, поставить собственных сыновей Ирода и Фазаэля наместниками в Галилее и Иерусалиме – было воспринято положительно. Мало того, это предложение заложило основу будущей Иродианской династии.

http://pravoslavie.ru/58552.html

Мохаммед Вахиб, руководитель иорданской экспедиции, отождествил это место с Вифанией за Иорданом, где Иоанн крестил Иисуса (Иоан. 1:28). Всеобщего признания его предположение не получило. Находящийся на противоположном берегу, на территории, контролируемой Израилем, греческий православный монастырь св. Иоанна также претендует на то, что он стоит на том самом месте, где свершилось таинство крещения. Разногласия по этому поводу восходят к глубокой древности. Евангелия упоминают по крайней мере две Вифании: городок к западу от Иерусалима (Матф. 21:17) и «Вифанию за Иорданом» (то есть на противоположном, восточном берегу), где проповедовал Иоанн Креститель. Ориген, живший в III b. в Палестине, предположил, что в этом месте Евангелия от Иоанна следует читать не «Вифания» а «Вифавара» (в русском переводе: Вифавара при Иордане, в английской Библии короля Якова — Ветнавага). На мозаичной карте VI b. из Мадабы Вифавара помещена на западном берегу Иордана и изображена церковь, посвященная Иоанну Крестителю. На восточном берегу церковь не показана, хотя в VI b. патриарх Иерусалимский Илия построил там монастырь и церковь. Паломники упоминают о существовании двух церквей на противоположных берегах Иордана начиная примерно с 530 г. В XI b., в начале Крестовых походов, восточный берег оказался в руках мусульман, паломники перестали его посещать, и церковь там была заброшена. Долгое время спорным оставалось местонахождение Вифсаиды. В древности это была небольшая рыбацкая деревушка, расположенная рядом с местом впадения реки Иордан в Галилейское море. В настоящее время руины Вифсаиды (городище эт-Тель) находятся в 1,5 км от берега — очертания береговой линии с тех пор сильно изменились в результате геологических катаклизмов. Раскопки здесь начались в 1987 г. Городище превращено в археологический заповедник. Один из раскопанных здесь домов назван условно «домом рыбака» — в нем были найдены рыболовные крючки, якорь и игла для плетения сетей, оттиск печати с изображением корабля, с которого два человека забрасывают сеть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010