«...и оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:13–16; Ис. 9:1 –2). У Луки и Иоанна, в греческом оригинале, сказано географически определенней и нагляднее: не «пришел», а «сошел», «спустился» – с гор, из Назарета, в низину, на берег – в Капернаум. Пришел всей семьей, «малой церковью»: «Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его» (Ин. 2:12). Переселение объяснялось религиозным конфликтом: помните, при первых же словах Иисуса в назаретской синагоге: «Дух Господень на Мне», – жители Назарета в фанатическом ослеплении пытались сбросить Сына Божия со скалы. Капернаум (Кфар-Нахум: «село Наума») в действительности представлял собой небольшой рыбачий поселок. Но, как подобает городу, был огражден четырехугольником городских стен – почти игрушечных: в 1000 шагов длины, 500 ширины. Благодаря положению на границе двух тетрархов – братьев Иродов, Антипы и Филиппа, а тем паче «на пути приморском» – римской Via Maris, военно-торговой дороге, соединявшей Кесарию Стратонову (на Средиземном море) и Дамаск, в городе была таможня. Таможенную пошлину, «мыт», взимал здесь с пересекавших границу «мытарь Матфей», призванный Господом будущий Евангелист. Был в городке и военный блокпост, во главе с римским центурионом – тем самым «капернаумским сотником», слугу которого исцелил Иисус. Вследствие небольших размеров, Капернаум в большей своей части раскопан и превращен в археологический музей-заповедник, который содержат францисканцы. Здесь все, как во времена Спасителя. Узкие улочки с тесными рыбачьими домами из темного базальта – и синагога, единственное светлое и величественное здание в городе, сложенное из плит белого, отполированного, как мрамор, известняка. Она, конечно, на два века «моложе», – воздвигнута в III в., перестроена в V в., – но стоит на месте той, евангельской, в которой учил Иисус, построенной для горожан центурионом («он любит народ наш и построил нам синагогу», – говорили Христу иудейские старейшины Капернаума).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

При нашествии Иисуса Навина город должен был отойти колену Манассии, но, как сказано в Библии, «Манассия не выгнал жителей Беф-Сана и зависящих от него городов, и остались Хананеи жить в земле сей» (Суд. 1:27). В XI в. до P. X. город был завоеван филистимлянами, «народами моря», от которых и получила свое географическое название Палестина. В последний раз город упоминается в Ветхом Завете в годы царствования Соломона (965–928 до P. X.). Несколько веков мы ничего не слышим о нем, пока в ГГГ столетии до P. X. он не появляется в источниках уже с новым, греческим названием – Скифополис. Трудно сказать, почему греки, владевшие Галилеей во времена Селевкидской династии, именно Беф-Сан назвали «городом скифов». С памятью о скифском нашествии VIII-VII вв. до P. X. связаны многие археологические памятники и топонимы в Палестине и на Ближнем Востоке. Скифы прошли, в свое время, всю Переднюю Азию «до врат Египта». Этноним «скифы» хорошо известен клинописным памятникам Передней Азии в форме «скузи». В Библии он отразился в форме «аскеназ» (Иер. 51:27). Возможно, о них сказано в книге пророка Иеремии: «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля» (Иер. 8:16). Некоторые ученые считают возможным производить от скифских (ираноязычных) корней даже само название Иордана. По мнению академика О. Н. Трубачева, крупнейшего современного лингвиста, корень «дан» – тот же самый, что и в названиях рек Причерноморья, также скифо-иранских по происхождению: Дон, Данепр, Данестр, Данай. Слово «иор» может, в свою очередь, соответствовать славянскому «яр», тогда «Иордан» означает не что иное, как попросту «русло». Так или иначе, именно отсюда скифы ушли в наши причерноморские степи, оставив в Палестине лишь память о себе в географических названиях. Царь Иоанн Гиркан, по сообщению Иосифа Флавия, в 107 г. до P. X. разрушил город до основания, но уже при его преемнике Александре Яннае (103–76 гг. до P. X.) он вновь был восстановлен. Помпей, завоевав Палестину, вывел Скифополь из-под власти Иудеи и включил в состав Десятиградия – объединения десяти греческих городов, составлявших своеобразный греко-римский анклав в регионе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Мк.6:42 .  И ели все, и насытились. Мк.6:43 .  И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Мк.6:44 .  Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей. О чуде насыщения пяти тысяч пятью хлебами см. Мф.14:14–21 . Евангелист Марк прибавляет, что Христос, сжалившись над народом, который был похож на овец без пастырей (ср. Мф.9:36 ), много учил здесь народ (стих 34). Он же определяет ту сумму, какую апостолы считали возможным истратить на покупку хлеба для народа (200 динариев – ок. 40 руб., что соответствует стоимости 800 г серебра), и замечает, что Христос велел «рассадить» народ «на зеленой траве» – время было весеннее, перед Пасхой (ср. Ин.6:2 ) – «отделениями» (стих 39). Мк.6:45 .  И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. Мк.6:46 .  И, отпустив их, пошел на гору помолиться. Мк.6:47 .  Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. Мк.6:48 .  И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Мк.6:49 .  Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Мк.6:50 .  Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. Мк.6:51 .  И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, Мк.6:52 .  ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. О чуде укрощения бури см. Мф.14:22–33 . Евангелист Марк замечает, что Господь понудил своих учеников отплыть раньше Его по направлению к Вифсаиде (стих 45). Некоторые предполагают, что было два города с таким именем: Вифсаида Юлиева на восточной стороне моря, где и произошло насыщение пяти тысяч, и Вифсаида западная – родной город апостолов Андрея и Петра (еп. Михаил). Но с таким предположением нельзя согласиться. Археологические исследования не открыли какой-либо другой Вифсаиды, кроме той, которая находилась на северо-восточной стороне Тивериадского моря ( Мк.8:22 ). Лучше поэтому принять перевод (Воленберга): «понудил: плыть вперед на другую сторону – к месту, которое выходит на Вифсаиду», т.е. «лежит на противоположной стороне от Вифсаиды», около которой в настоящее время находились ученики с Христом. Таким образом, ученики отправились в лодке, а Господь, по-видимому, намеревался пройти берегом моря, перейдя вброд через Иордан, отделявший Его от того места, куда Он направил Своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, он говорил, что вы погрузитесь в Дух Святый, погрузитесь в благодать, которая будет охватывать вас со всех сторон. По настоящее время, освещая что-либо, священнослужитель в молитве призывает Святой Дух, а видимым образом совершает окропление святой водой. Вода – зримый образ незримой благодати. Иоанн также говорит, что погружение в Святой Дух, напоминает погружение в огонь. В Ветхом Завете описываются два случая погружения в огонь. Первый указывает на Моисея, который видит горящую и несгорающую купину (куст). То, что куст горит и не сгорает было символом пребывания Божия. Именно в этот момент пророк получает божественное откровение о спасении еврейского народа и откровение, каково есть имя Господа. Второй же случай описает трех отроков Вавилонии, которые были брошены в печь, но не сгорели, поскольку благодать Божия их сохранила. Огонь очень опасная стихия, и это также стихия, которая меняет то, к чему прикасается. Погружение в воду, которое будет производить Господь Иисус Христос – это погружение в благодать Божию, которое равносильно погружению в огонь. Церковные авторы говорили, что погружение в благодать – это погружение в огонь, который не только сжигает наши страсти, но и придает нам силы на то, чтобы взращивать в себе добродетель. Далее евангелисты рассказывают в этой главе о приходе Господа Иисуса Христа. Иоанн рассказывает об этом событии словами самого Иоанна Предтечи, остальные евангелисты описательно, от третьего лица, повествуют о том, как происходило крещение Господа: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3: 13-14). Иоанн смущается и не понимает, зачем Мессии принимать от него погружение, ведь Иисус выше его. То погружение, которое будет осуществлять сам Христос намного превосходит его (Иоанна) погружение. Важно обратить внимание на ответ Господа Иисуса Христа Иоанну.

http://texts.aquaviva.ru/yurevich/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Возле реки Иордан археологи нашли возможные свидетельства исхода евреев из Египта 28.09.2018 Возле реки Иордан археологи нашли возможные свидетельства исхода евреев из Египта – это остатки стоянки кочевников, пересекших Иордан и осевших в нагорьях Израиля, сообщает christianpost. Книга Исход , вторая в Библии, всегда была предметом нескончаемых научных споров касательно ее исторической точности, поскольку многие ученые сомневаются в том, что древние израильтяне действительно пришли в эту землю из Египта. Однако археологи Ральф Хоукинс (Ralph Hawkins) и Давид Бен-Шломо (David Ben-Shlomo) недавно сообщили, что раскопки в долине реки Иордан в районе Хирбет аль-Мастарах принесли важные исторические свидетельства и вещественный материал, проливающий свет на этот вопрос. Остатки жилищ, керамика и вещественные находки с обнаруженной стоянки кочевого племени дают основания предполагать, что это могли быть еврейские переселенцы из Египта. По данным британского издания Daily Express, Бен-Шломо высказал мнение, что остатки обнаруженной стоянки можно считать доказательством истинности сведений, приводимых в Библии. «Мы пока еще не собрали достаточно твердые свидетельства того, что эти стоянки датируются периодом появления в этих местах первых израильтян, но это весьма возможно, –отметил Бен-Шломо. – Если имеющиеся вещественные свидетельства будут подкреплены дальнейшими раскопками, тогда можно будет определенно утверждать, что эти переселенцы были первыми израильтянами, которые пришли в эти земли с востока, прошли далее за Иордан и осели в нагорьях земли Израильской». Научная статья Бен-Шломо и Хоукинса, в которой приводятся предварительные результаты раскопок, опубликована в выпуске журнала библейской археологии Biblical Archaeology Review за июль-август 2018 года. В ней отмечается, в частности, что поселение кочевников в целом можно ориентировочно датировать на данном этапе исследований началом железного века, то есть приблизительно периодом Библейского Исхода евреев из Египта. В более подробной информации и комментариях, опубликованных Библейским археологическим обществом, Бен-Шломо и Хоукинс указывают, что археологические материалы и вещественные свидетельства были собраны в результате раскопок, проведенных на объекте летом 2017 года. Помимо остатков каменных кладок на месте стоянки в Хирбет аль-Мастарах, археологи обнаружили и древнюю керамику, которую предварительно можно датировать концом эпохи бронзы (1400–1200 гг. до н.э.) и началом железного века (1200–1000 гг. до н.э).

http://drevo-info.ru/news/24119.html

Те, кто отрицает достоверность Священного Писания, отстаивают точку зрения, что Лот не мог выбрать место, которое, как они утверждают, тогда было необитаемым. Они спрашивают: почему он не выбрал привлекательную приморскую равнину, или другой район с холмами, покрытыми лесом, или центральную гористую часть Палестины? Священное Писание, говорят они, в данном случае неточно. Но критикующие Библию совершенно не правы, так как археологические раскопки в Кирбет Керак, в Бефсане (позднее переименованном в Скифополь), в Иерихоне, в Телейлат-эль-Гассуле, в Баб-эд-Дра и в других местах доказали, что в 3–2 тыс. до Р.Х. в Иорданской долине и в области Мертвого моря, то есть в «окрестности Иорданской», как называет эту местность Священное Писание, жило много людей. Кроме того, профессор Нельсон Глюк, один из ведущих археологов, занимающихся библейскими вопросами, доказал своими исследованиями, проведенными в 1930–1940 гг., что эта местность была густонаселенной: он лично обнаружил более 70 древних поселений, многие из которых были основаны еще пять тысяч лет назад. 92 Имея в виду свои находки, Глюк сказал следующие характерные слова: «Больше не надо продолжать “глупую болтовню» о якобы “пустой, незаселенной Иорданской равнине! " » – «Таким образом, – пишет археолог Фри, – археологические раскопки доказали, что никто из тех, кто знает вышеизложенные факты, не может считать выдумкой то, что говорит Священное Писание о выборе Лотом окрестностей Иордана». 93 После того как Лот поселился в долине Иордана и поставил шатры в Содоме, произошла, как сообщает Ветхий Завет, война – первая война, описанная боговидцем Моисеем. Четыре царя из Месопотамии объединились, вторглись в долину Иордана и сразились с пятью царями, которые жили рядом с Мертвым морем. В числе этих пяти правителей были цари Содома и Гоморры. Эти пять правителей области Мертвого моря в течение двенадцати лет были данниками царя Ходоллогомора, но на тринадцатый – восстали. И вот Ходоллогомор попросил помощи у трех других царей и пошел наказать восставших. Четыре правителя Месопотамии одержали победу и, после того как разграбили вражеские города, предали их огню. Возвращаясь в свои земли, они захватили с собой богатую добычу и взяли, в качестве пленника, Лота. Но Авраам с 318 рабами, которые родились в его доме, пустился в погоню за четырьмя царями, победил их у города Дан (на севере Палестины, неподалеку от истока Иордана) и освободил своего племянника Лота. Все эти события описываются в 14-й главе богодухновенной книги Бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января В Иордании реконструировано место мученичества Иоанна Предтечи 8 февраля 2022 – 8 февраля 2022 События В Ватикане 1 февраля была вручена папская награда венгерскому археологу и архитектору Дьёзё Вёрёшу. Учёный идентифицировал и реконструировал крепость Ирода Антипы, место заключения и мученичества святого Иоанна Крестителя, расположенное к востоку от Мёртвого моря, на территории сегодняшней Иордании. Эта находка стала главной темой трёхтомного издания «Археологические раскопки в Махероне», опубликованного издательством Terra Santa. Именно этот проект и был отмечен престижной наградой Папских академий археологии и Cultorum Martyrum: профессор Вёрёш был награждён Золотой медалью понтификата 2020 года. Сам профессор Вёрёш называет своё открытие «невероятным, практически чудом», поскольку оно относится к исторической эпохе, следы которой в основном утрачены. В конце Первой Иудейской войны место, где находился дворец, было разрушено римлянами, только в 1968 году немецкий учёный Аугуст Штробель обнаружил фрагменты стены, воздвигнутой римскими легионами, и сформулировал гипотезу, согласно которой именно здесь находился древний город Ирода. Позднее археологи-францисканцы Вирджинио Канио Корбо и Микеле Пиччирилло также занимались раскопками на этом месте, однако не оставили об этом никаких публикаций. В 2009 году во время апостольской поездки в Иорданию папа Бенедикт XVI выразил пожелание, чтобы эти исследования продолжались, и Королевский департамент древностей в Аммане поручил это профессору Вёрёшу. Работы были проведены в тесном сотрудничестве с Францисканской библейской школой, Французской библейско-археологической школой в Иерусалиме и Институтом археологии Кобба при Университете Миссисипи. В результате раскопок были воссоединены более ста тысяч архитектурных фрагментов. Это позволило осуществить графическую реконструкцию места, столь значимого для истории и христианской веры. Источник: Vaticannews.va Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6172305

Подвергшись языковой ассимиляции итали­ками, кельтами, иллирийцами, германцами и славянами, они передали отдельным племенам этих народов свое имя. Что же касается славян, то в германской среде этноним «венеды» стал общим названием всех славян, напоминанием о чем служит по­ныне употребляемое немцами по отношению к лужицким сер­бам и словенцам не лишенное уничижительного оттенка сло­вечко «винд». Иордан, живший в VI столетии, писал, что венеты «происходят от одного корня и ныне известны под тремя име­нами: венетов, антов и склавенов» (Иордан). Исключительно воинственный во времена Иордана народ – «теперь, по гре­хам нашим, они свирепствуют повсеместно» (Иордан), в про­шлом они, как это видно и из его «Гетики», были миролюбивы и представляли угрозу своим соседям только благодаря своей многочисленности. Конечным местом миграции гепидов стала северная Дакия. К югу от гепидов в устье Дуная несколькими столетиями раньше обосновались бастарны, или певкины, первыми из германцев пе­ребравшиеся на юг Европы. К востоку от них и к западу от герулов поселились готы, которые своей численностью превосходили другие германские племена – гепидов, герулов, ругов и скиров, – переселившиеся из Балтийского региона в Скифию. В некоторых источниках этноним «готы» служит в качестве общего наимено­вания германоязычных народов припонтийской области. В общих чертах путь, по которому пошли готы, был известен издревле – по нему еще в эпоху бронзового века доставляли в Сре­диземноморье с Балтики янтарь, а оттуда привозили изделия из драгоценных металлов, бронзы и меди, дорогие ткани, масло и ви­но. По словам М. Гимбутас, «археологические раскопки показы­вают, что в I в. н. э. готско-гепидская культура распростанилась из бассейна нижней Вислы на юго-восток через Польшу вверх по до­лине Западного Буга на Волынь и Подолье. На направление миг­рации указывает ряд изолированных захоронений, могильников и предметы «тришинского типа», получившего название от мо­гильника, расположенного в Брестской области, где В.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Бывшие ханаанские вассалы Египта теперь почувствовали себя независимыми суверенами. Стремясь расширить границы своих крохотных государств, они вели между собой бои за каждый участок земли. Вражда ханаанских царей дошла до такой степени, что в минуту величайшей опасности они не смогли создать общий фронт обороны. О степени этой раздробленности свидетельствует книга Иисуса Навина, в которой говорится, что он убил тридцать одного царя. На фоне этих политических отношений и того нравственного развращения ханаанских племен, о которых упоминается в Библии, становится совершенно понятным успех Иисуса Навина, единственным, но всемогущим союзником у которого был Иегова. Чудесный переход Иордана Упомянутый в тексте город Адам дал возможность исследователям Библии выдвинуть предположение и об Иорданском чуде. Археологи раскопали руины города Адама, который был расположен на берегу Иордана. Иордан течет там по глубокому оврагу между стен из извести и глины. Оба берега часто испытывают подземные толчки вулканического происхождения. Не раз случалось, что скалистые стены обрушивались в русло реки и создавали плотину, которая останавливала течение воды. В 1927 году Иордан был таким образом перекрыт почти на целые сутки. В то время, как воды скопились к северу от бывшего города Адама, южный отрезок реки от плотины до Мертвого моря стал таким мелким, что его можно было перейти, едва замочив ноги. Возможно, и в то отдаленное время, когда израильтяне стояли у Иордана, готовясь к его переходу, Господь совершил для них чудо посредством естественного природного явления – землетрясения. Для подтверждения этой гипотезы мы находим следующие места в Священном Писании . Так, например, пророчица Девора говорит в своей вдохновенной песне победы: «Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась» ( Суд. 5:4 ). А в псалме сто тринадцатом мы находим следующие слова: «Иордан обратился назад. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» ( Пс. 113:3–4 ). Следы завоевания

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОАВ Моавитский саркофаг. IX в. до Р. Х. (Иорданский археологический музей, Амман) Моавитский саркофаг. IX в. до Р. Х. (Иорданский археологический музей, Амман) [В моавитских текстах  ; в евр. Библии  ,  ], название территории в Заиорданье, к востоку от Мёртвого м., и проживавшего там во II-I тыс. до Р. Х. народа. Оседлое население древнего М. концентрировалось на узкой полоске вдоль Мёртвого м.- между крутым береговым откосом и Аравийской пустыней (90 км вдоль побережья, с севера на юг, и 25 км от моря к пустыне, с запада на восток). Эта территория - по большей части холмистое плоскогорье высотой ок. 1 тыс. м над уровнем моря (1300 м над уровнем Мёртвого м.). Плоскогорье прорезано глубоким ущельем, в к-ром протекает р. Арнон (ныне Эль-Мауджиб), разделяющая сев. и юж. части М. На юге протекает еще одна крупная река с библейским названием Зеред (совр. Эль-Хаса) в ущелье Аравим, впадающая в Мёртвое м., к-рая служит естественной границей М. на юге. Сев. граница со временем менялась, города в сев. части М. в разные исторические периоды становились предметами споров. В рассказах о завоевании Заиорданья (Числ 21. 10-32; Втор 2. 26-37) библейский повествователь (VI в. до Р. Х.) многократно повторяет, что сев. граница М. проходит по р. Арнон (Числ 21. 13b; Суд 11. 18вв), а территория между реками Арнон и Яббок (ныне Эз-Зарка), ранее принадлежавшая аморейскому (хешбонскому) царю Сигону, была отвоевана Израилем. Говорится также (Числ 21. 26) о том, что Сигон отобрал эту землю у прежнего царя М. В Суд 11. 12-28 отвергаются и претензии аммонитян на эту территорию. На моавитские земли севернее Арнона претендует «Израиль» (Втор 2. 36; 3. 8; 4. 46-48; 4 Цар 10. 33), население и города этих земель включены в созданную девтерономическим автором систему «двенадцати племен Израиля» ( Weippert. 1993. S. 320): они распределяются между племенами Рувима и Гада (Числ 32. 33-38). Название некоторых из этих городов встречаются в надписи моавитского царя Меши. В списке городов сев. М. из моавитского документа упомянуты Мадаба (  ), Баал-Меон (  ), Кирьятен (  ), Атарот (  ), Кериот (  ), Нево (  ), Яхац (  ), Дивон (  ), Ароер (  ), Бет-Бамот (    ), Бецер (  ), Бет-Дивлатен (    ), Бет-Баал-Меон (    ), Хавронан (  ).

http://pravenc.ru/text/2563876.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010