От автора Все рубрики Михаил Моисеев Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть VI. Ум-ар-Расас — Маин В восьмидесяти пяти километрах к юго-востоку от Аммана находится ещё одно место, где христианская Иордания пересекается с Иорданией туристической. Археологический комплекс Ум-ар-Расас, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, знаменит благодаря уникальным мозаикам, которыми были украшены здешние христианские церкви.   Иордания христианская. Ум-ар-Расас «Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля…» Наш автобус едет по дороге, по […] Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть VI. Ум-ар-Расас — Маин В восьмидесяти пяти километрах к юго-востоку от Аммана находится ещё одно место, где христианская Иордания пересекается с Иорданией туристической. Археологический комплекс Ум-ар-Расас, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, знаменит благодаря уникальным мозаикам, которыми были украшены здешние христианские церкви.   Иордания христианская. Ум-ар-Расас «Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля…» Наш автобус едет по дороге, по […] Михаил Моисеев Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/avtorskie-kol...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Опубликован топ-10 археологических открытий в области библейской археологии за 2019 год 22.07.2020 2019 год принес множество археологических открытий, которые помогают людям глубже понять события, о которых говорит Библия . Археологи и библеисты не стремятся использовать науку для оценки содержания библейского текста. Но для СМИ, рассчитанных на широкую аудиторию, важна сенсация. Автор данной подборки наглядно показывает, что библейская археология – это не попытка доказать какие-то заранее подобранные идеи и уж тем более не ключ к разумению Писания. Это трудоемкий и вместе с тем захватывающий процесс, который одновременно отвечает на одни вопросы и ставит другие, еще более сложные. И так – год за годом. 10. Филистимляне происходили из Европы Образцы ДНК, полученные из захоронений в филистимлянском городище рядом с Ашкелоном, свидетельствуют о европейском происхождении филистимлян. Это подтверждает устоявшуюся теорию, а также то, что говорит об этом народе Библия. В книгах Иеремии ( Иер 47:4 ) и Амоса ( Ам 9:7 ) филистимляне упоминаются в связи с островом Кафтор, который отождествляют с Критом – родиной минойской цивилизации. Данные, полученные при исследовании ДНК, указывают на то, что филистимляне быстро смешались с местным населением, растворившись в нем. 9. Данные книги Бытия о жителях Эдома верны Обнаруженные к югу от Мертвого моря (в Тимне, Израиль, и Файнане, Иордания) образцы древнего шлака от выплавки меди свидетельствуют о том, что жители Эдома более 3000 лет назад владели развитой технологией добычи и обработки меди. Благодаря этому открытию ученые поняли, что Эдомское царство сложилось в середине XI века до н.э. – на 300 лет раньше, чем считали прежде. Согласно Книге Бытия ( Быт 36:31 ), царская власть в Эдоме существовала задолго до появления первых израильских царей. 8. Рогатый жертвенник Во время раскопок, проходивших в 2019 году близ Тель-Шилоха, библейского Силома, где несколько веков пребывала скиния с Ковчегом Завета, археологи обнаружили предмет, напоминающий рогатый угол древнего жертвенника. Подобное сооружение упомянуто в 3-й книге Царств ( 3 Цар 2:28 ), где говорится, как «убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника».

http://drevo-info.ru/news/26009.html

Место временной остановки выселившихся из Швеции гаутовготов маркирует уже самим своим наванием остров Готланд; от­туда готы переправились на континент, заняв Балтийское побе­режье от правого берега Вистулы, или Вислы, до устья Прегеля, по соседству с, вероятно, частично оттесненными, а частично поко­ренными и ассимилированными ими на востоке балтами и фин­нами, а на юге славянами. Эти две фазы переселения не поддаются точной хронологи­ческой привязке. По словам Иордана, готы выселились с острова Скандзы «с королем своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, как сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза» (Иордан, цит. изд., с. 65). Внутренняя хронология «Гетики» Иордана, по выкладкам первого ее публикатора Т. Момм­зена, такова, что Бериг, получается, правил готами в середине II тысячелетия до Р. Х., до Троянской войны, но дело в том, что Иордан в своей книге присоединил к истории готов историю дру­гого народа – фракоязычных гетов, именем которых и названа эта книга, «Гетика», и территорию которых впоследствии заняли готы, что наряду с созвучием этнонимов и позволило ему пред­принять подобную контаминацию, так что в одно историческое повествование оказались включенными и готские имена Берига, Гадарига и Филимера, королей из династий Балтов и Амалов, включая Острогота, Германариха и Теодориха Великого и поме­щенные в интервал между Филимером и первым из Амалов Гаптом геты Бурвиста, Комозик и Корилл заодно с мифическими амазон­ками. Но о Филимере, сыне Гадарига, при котором готы еще раз двинулись в поисках лучшей страны обитания, сказано у Иорда­на, что он был «пятым после Берига королем» (Иордан, цит. изд., с. 65) готов. Поскольку начало этого нового переселения датиру­ется, в том числе и на основании археологических данных, сере­диной II века от Р. Х., есть основания предположить, что поселе­ние готов в Прибалтике относится к рубежу эр. Вместе с готами из Скандинавии выселились гепиды, находив­шиеся с ними в самом тесном родстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

К кон. 30-х гг. VII в. в Палестине под властью византийцев оставалось лишь несколько прибрежных крепостей, к-рые благодаря поддержке с моря долго сопротивлялись арабам. В 638 г. арабы после длительной осады захватили Газу, причем ими были казнены 60 визант. солдат, упорно оборонявшихся и отказавшихся перейти в ислам (см. Газские мученики ). Кесария Палестинская пала только в 640 г., Аскалон - в 644 г. Под мусульм. владычеством христиане получили статус зиммиев (покровительствуемых). Они сохранили свободу вероисповедания и значительную внутреннюю автономию своих общин в обмен на политическую лояльность к новым властям и уплату подушной подати (см. Джизья ). В течение нескольких столетий после араб. завоевания христиане преобладали в населении Палестины. По приблизительным оценкам, даже к началу крестовых походов (кон. XI в.) немусульмане составляли не более половины жителей Ближ. Востока. В то же время исламизация была серьезной проблемой для восточнохрист. общин: значительная часть христиан переходила в ислам, чтобы повысить свой социальный статус или избежать дискриминационного налогообложения. Др. фактором исламизации были смешанные браки, дети от к-рых также должны были становиться мусульманами. Археологические изыскания последних десятилетий, проведенные в Палестине и Иордании, подтвердили почти повсеместное присутствие христиан в городах региона в VII-VIII вв.; в неизменном виде оставались визант. традиции градостроительства, ремёсла, быт и культура. Сохранялись церковная организация и иные формы самоуправления христ. общин; строились и обновлялись храмы, к-рые украшали мозаики, почти неотличимые от визант. аналогов. Араб. завоевание с т. зр. археологии было незаметным. Известно неск. церквей в Заиорданье, освященных во 2-й пол. 30-х гг. VII в., т. е. в разгар мусульм. вторжения. Христ. общины демонстрировали творческий потенциал и способности к экономическому развитию ( MacAdam. 1994. P. 51; Zeyadeh. 1994. P. 118; Piccirilo. 1995. P. 48, 53-54). Наиболее известны архитектурные памятники Иордании. Так, в Герасе (Джараше) в нач. VII в. действовало свыше 15 церквей, к к-рым в эпоху Омейядов (до сер. VIII в.) добавилась только 1 мечеть. Мн. церкви Сев.-Зап. Иордании (в Капитолиаде, Ясиле) перестраивались в эпоху Халифата и продолжали использоваться до айюбидско-мамлюкского времени (XIII-XIV вв.). В Хирбат-эс-Самра под Герасой мозаики 3 церквей датируются нач. VIII в. Там же сохранилось ок. сотни христ. надгробных стел с надписями на греч. и арам. языках. В Гадаре найдена украшенная крестом греч. надпись 662 г. о восстановлении общественных терм, проведенном местным правителем-христианином Иоанном по воле халифа Муавии. В Мадабе греч. надписи с упоминанием епископов и строительной деятельности известны до 663 г. В Рамле, основанной араб. наместником в 717 г. в качестве новой столицы Палестины, христиане возвели 2 церкви ( Griffith. 1992. Chap. 10. P. 357; MacAdam. 1994. P. 57-59, 72-74, 76, 82; Zeyadeh. 1994. P. 121-124).

http://pravenc.ru/text/293788.html

В библейские времена они составляли болотистую равнину, переходящую в Хуле – лукообразное озеро около шестнадцати километров длиной. Сейчас болота и озеро высохли, и Верхний Иордан переходит в Средний Иордан, из которого река впадает в Галилейское море (озеро) (208 м ниже уровня моря). (Галилейское море называют еще Геннисаретским, Киннереф (Киннерет) (от евр. киннор – «арфа»), а также Тивериадским.) Оно имеет двадцать один километр в длину и тринадцать километров в ширину, по своей форме действительно напоминая арфу. Море расположено между Галилейскими горами и Голанскими высотами Заиорданского плато. Климат в долине Иордана субтропический, но море подвержено внезапным и сильным штормам. На юго-западном берегу моря находится и ранее плодородная Гинносарская равнина. Иордан приносит довольно много соли в Мертвое море – самое соленое море на земном шаре; глубиной оно в среднем 396 м (самое глубокое место – около 765 м ниже уровня моря). Длина моря – семьдесят семь километров, ширина – четырнадцать километров в самом широком месте. Оно еще называется море Соленое и море Восточное. История древнейших обитателей Святой Земли имеет некоторые, лишь только ей присущие, особенности, рассматривать которые следует согласно общепринятой археологической периодизации. Каменный век. Палеолит Ранний палеолит принято отсчитывать от начала существования человека. На Святой Земле древнейший известный памятник – это Убейдия (ок. 300 000 лет до Р.Х.). Средний палеолит, начавшийся здесь ок. 120000 г. до Р.Х., в основном закончился к 35000 г. до Р.Х. Обряды погребения очень разные. Имеется обычное трупоположение с инвентарем: орудиями, останками животных, «мелками» из охры и т. п. (Схул, Кафзех), встречается и без инвентаря (Схул, Табун, Кебара). Существуют расчлененные погребения (Схул), погребения без черепов (Кебара), захоронения отдельных черепов (Кафзех) – духовная культура здесь была весьма и весьма сложной. Одна и та же группа людей хоронила в одном и том же районе по разным обрядам в рамках одного и того же, пусть и длительного, периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Некоторые из черняховских деревень отличаются значи­тельными размерами, протянувшись на несколько километров. Археологические данные определенно говорят о заметном ро­сте численности населения в ареале этой культуры. На Волы­ни, в Подолье и в Молдавии раскопаны прямоугольные в плане жилища, стены которых строились из прутьев, обмазанных гли­ной. На глинобитные полы клали деревянные настилы. «Многие из домов, – по словам М. Гимбутас, – состояли из двух комнат, в одной – жилой половине – располагался очаг, во второй по­ловине находились конюшни и клети для животных. Подобная планировка характерна для жилищ германцев. Длина дома мог­ла превышать 12 метров» (с. 85). Жилой дом окружен был служ­бами: зернохранилищами, амбарами. В некоторых усадьбах име­лись также хлевы и конюшни. В Приднепровье, на месте порогов, открыты поселения с жилищами в виде землянок, в которых, воз­можно, жили славяне. Поселения в Среднем Поднепровье состоя­ли из полуземлянок с бескурганными захоронениями, принадле­жавшие, очевидно, сарматам. В низовьях Днепра и Южного Буга раскопаны укрепленные поселения полугородского типа с много­комнатными каменными домами. По предположению М. Гимбутас, «они были оставлены греками, покинувшими этот район по­сле прихода сарматов» (Гимбутас. Славяне, с. 85). Всего в ареале Черняховской культуры раскопано более 1000 населенных мест. Для черняховцев характерен высокий технологический уро­вень изготовления керамики. В некоторых горнах одновременно обжигалось более ста изделий. Горшки изготавливались из глины, смешанной с песком, они имели серый цвет, шаровидную форму с невысоким горлом и декорировались насечкой. Столовая посуда в виде блюд, мисок, чашек, стаканов и кувшинов, выделывалась из лучших сортов глины без примеси, эти изделия имели лоще­ную поверхность, окрашенную в красный, желтый или оранже­вый цвет. В могилах найдены были фибулы и стеклянные кубки, бронзовые сосуды, импортированные из империи, бусы из янта­ря и драгоценных камней, костяные гребни. Сразу после покорения народов юго-восточной Европы гепиды и готы вступили в войну между собой. Об обстоятельствах этой войны известно из единственного источника – «Гетики». По очевидно пристрастному и пафосному рассказу Иордана, король гепидов Фастида направил своих послов к Остроготе, «власти которого тогда подлежали как остроготы, так и везеготы.., что­бы выискали они его, засевшего в горах, охваченного дикостью и чащей лесов, и требовали одного из двух: чтобы тот готовил ему либо войну, либо просторы своих земель. Тогда Острогота ...ответил послам, что подобная война ужасает его и что же­стоко и вообще преступно оружием спорить с родичами, но что земли он не отдаст» (Иордан, цит. изд., с. 80). Сражение между готами и гепидами состоялось в верховьях реки Олт, в Трансильвании. «Справедливое дело и быстрота соображения помогли го­там, – резюмирует Иордан... – Фастида, король гепидов, отпра­вился на родину... Победителями возвращались готы» (Иордан, цит. изд., с. 80).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Сегодня оригинальные фрагменты памятника «Стела царя Меши», собранные воедино с помощью эстампажа, сделанного по заказу Ш. Клермон-Ганно, экспонируются в Лувре (зал D, АО 5066). Как упоминалось выше, стела была изготовлена из черного базальта. Памятник имел небольшое округленное сужение к верху. Размеры памятника: высота – 124 см, ширина – 79 см, толщина – 36 см. Оригинальные части стелы датируются 850−840 гг. до P. X. Точные копии «Стелы царя Меши» находятся также в Иорданском национальном археологическом музее (г. Амман, Иордания) и в музее крепости Эль-Керак (Иордания), в библейском прошлом – столице древнего Моава. Другой, не менее важный эпиграфический памятник – «Остракон из Вади-эль-Керака», который мы также подробно рассмотрим, был обнаружен в вади (араб. «ущелье») рядом с древними развалинами крепости Эль-Керак в 1958 г. В настоящее время оригинал экспонируется в Иорданском национальном археологическом музее (г. Амман). Памятник датируется также IX в. до P. X. Научные исследования эпиграфического памятника «Стела царя Меши» (IX в. до P. X.): достижения и недостатки Уникальность этих памятников заключается в том, что на сегодняшний день это единственные сохранившиеся эпиграфические источники с текстами на древнем моавитском языке. Наибольшей популярностью в качестве «модели-первоисточника» в отечественном ученом мире пользуются английские переводы текста «Стелы царя Меши», известного американского археолога, историка, гебраиста Уильяма Ф. Олбрайта и британского семитолога Сэма Кука, а также французский вариант – переводы профессора Сорбонны семитолога Андрэ Лемера, профессора-библеиста Католического института в Париже Жака Брийана и т. д. В существующих переводах на русский язык с языка оригинала автором книги были обнаружены грубые неточности. Так, например, известный израильский семитолог Алекс Луговской 7 в своей версии перевода допустил утрату целой 13-й строки памятника. В данном исследовании будет предложена авторская расшифровка источника, прямой перевод с моавитского на русский язык, и лингвосемантический анализ текста «Стелы царя Меши». В книге учитываются достижения и недостатки всех предыдущих исследований для последующей попытки согласования контекста письменного эпиграфического артефакта с библейским текстом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Экспонаты Национального археологического музея Аммана Удивительно: наш гид рассуждает о роли американцев в регионе, но каждый новый аргумент неизменно заканчивается одним и тем же — положением Израиля. — Сейчас у нас с Израилем всё спокойно, — продолжает Самер. — Вот мы были на месте Крещения — так его совсем недавно открыли для посещения, раньше там, на израильской границе, стояли части нашей армии. Да, профессиональной иорданской армии есть чем заняться: расслабляться в таком неспокойном регионе точно не стоит. — Вокруг нас везде войны идут, — заканчивает свою политинформацию наш гид, и эта констатация факта повисает в воздухе напряжённым многоточием. А пока, как любил выражаться во времена оны отечественный МИД, «дружественные и добрососедские отношения между двумя странами развиваются и укрепляются»: в последние годы Иордания и Израиль реализуют совместный проект строительства скоростного шоссе, по которому добраться от одного города до другого можно будет меньше чем за час. Факт-открытие: Москва и Амман — города-побратимы. А еще побратимом Аммана является Нальчик. Вероятно, исторические связи кавказских народов с Иорданией проявились и в этом случае.   Руины дворца Аль-Каср Вестибюль дворца, интерьер с фрагментами каменной резьбы Экспонат Национального археологического музея Аммана, фрагмент Руины на месте дворца Аль-Каср, включавшего в себя комплекс монументальных ворот, крестообразный зал для приемов и несколько сводчатых залов Храм Юпитера, или Великий храм Аммана был возведён при императоре Марке Аврелии (II в. н. э.) Фрагменты декоративных рельефов Экспонат Национального археологического музея Аммана — стеклянная рыба, один из первых символов раннехристианского искусства  Продолжение следует… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemly...

Основной массив произведений - преимущественно в технике высокого рельефа - сочетает характерное для Ближ. Востока тяготение к остроте, обобщению и даже абстракции с чертами античного натуроподобия. Последние сильнее всего проявились в скульптуре из Петры, напр. во фрагментах рельефов с головами Душары-Диониса, Медузы, музы Мельпомены (все I в., Археологический музей в Аммане). Многочисленные рельефы, происходящие из провинциальных святилищ Хирбат-эт-Таннур (2-я пол. I-II в., в т. ч. тимпан с изображением богини Атаргатиды, Археологический музей в Аммане; Музей искусств в Цинциннати) и Хирбат-эд-Дарих (сер. II в., Археологический музей в Аммане), отмечены постепенно усиливающимся вост. чертами - схематизмом и орнаментальностью. Овальная площадь в Герасе. I–II вв. Овальная площадь в Герасе. I–II вв. Архитектурные комплексы греч. городов Декаполиса - Герасы, Филадельфии (Амман), Гадары, Авилы (Куайлиба, к северу от Ирбида), Пеллы - полностью оформились в рим. время, преимущественно во II в., в ряде случаев к нач. III в. Среди известных городов Востока эпохи имп. Рима Гераса не имеет себе равных по сохранности ансамбля, количеству, качеству и разнообразию построек. В центре города находится окруженная колоннадой ионического ордера площадь уникальной, близкой к овалу формы. Сохранились колоннады кардо и пересекающих ее 2 декуманусов, тетрапилон и основания тетракиониона (4 устоя с колоннами на них), оформлявшие их ключевые точки, многомаршевые лестницы, ведущие к храмам. Помимо сев. (115) и юж. (129-130) ворот выделяется грандиозная триумфальная арка, воздвигнутая перед въездом в город во время посещения Герасы имп. Адрианом (129-130). Монументальные храмы Зевса (ок. 162-163; перистиль 8 на 12 колонн) и Артемиды (ок. 150-170; перистиль 11 на 6 колонн) в Герасе имеют по 2 ряда колонн в портике и характерные для восточных храмов плоские крыши. У храма Зевса-Геракла в Филадельфии (162-166) более традиц. вост. облик: это простиль с 4-колонным портиком. Хорошо сохранились полуциркульный в плане нимфей в Герасе (191) и полуоктагональный с 3 экседрами в Аммане (ок.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010