Триумф Мардохея. Роспись синагоги Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. В Палестине велись раскопки святых мест на принадлежавших разным конфессиям участках земли, особенно активны были ин-ты, созданные монашескими орденами. Библейская школа доминиканцев (Ф. М. Абель , Л. Венсан , А. Лагранж) с 10-х гг. XX в. вела в Иерусалиме раскопки базилик эпохи имп. Константина, в 20-30-х гг. изучала «вымостку» Антониевой башни и карту-мозаику из Мааина. Итал. ученые-францисканцы (Библейская францисканская школа) начали в 90-х гг. XIX - 10-х гг. XX в. работы в Назарете, Капернауме, Айн-Кареме и древнейших мон-рях, а позже внесли вклад в изучение пустынь Иордании. С ними соперничали основанный в 1865 г. англикан. Палестинский исследовательский фонд, особенно активный в 1934-1948 гг., Американские школы исследования Востока и экспедиции главных ун-тов США (Йельского, Принстонского). В числе их достижений - работы Дж. У. Кроуфута в Герасе (1928-1930, Британская археологическая школа в Иерусалиме); открытия в Дура-Европос и Антиохии на Оронте. К изучению А. х. Палестины и Сирии стремились и российские ученые, до Октябрьской революции 1917 г. опиравшиеся на Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1847) и Палестинское православное об-во . Становление метода Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Развитие метода А. х. в 1-й пол. XX в. отставало от полевых работ. Стратиграфический и типологический подходы осваивали медленно, раскопки ограничивали «очисткой» древней архитектуры, ее обмерами, копированием мозаик и надписей; часто уничтожались средневек. слои (визант., копт. и др.). А. х. оставалась «ведомственной» наукой католич. Церкви, профессионально занимались ею в основном священнослужители, ее изучали в церковных учебных заведениях, большинство светских ученых ею пренебрегали. Рим. школа опиралась на архаичную и противоречивую методику, католич. традиция требовала следовать при анализе определенной иерархии источников: предпочтение отдавалось письменной традиции (библейской, патрологической и др.), А. х. лишь дополняла ее. Это вело зачастую к ошибочным выводам и датировкам. Считалось, что возникновение христианства должно было отчетливо отразиться в древностях I в., в действительности христ. элементы оставались неразличимы в среде античности. А. х. подтверждает их несомненное выделение начиная с 80-х гг. II в.

http://pravenc.ru/text/археологии ...

377 В данной главе автор не ставит своей целью сравнительный анализ древнееврейской и ханаанской религиозных традиций. Подробнее о перипетиях отношений между этими народами, об их культурных и духовных традициях можно прочитать, например, в следующих книгах: Day J. Yahweh and the gods and goddesses of Canaan. Journal for the study of the Old Testament. Supplement series 265. Sheffield Academic Press, 2002; Noll K.L. Canaan and Israel in Antiquity. London – New York: Bloomsbury, 2013. 378 См. F. Brown, S.R. Driver and C.A. Briggs. A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament. Oxford, 1967. В русском синодальном переводе Библии в указанных местах используется греческий аналог термина: «финикийцы», «финикийские купцы». 379 Вспомним стоянку раннего палеолита Гешер Бенот Яаков (ок. 780 тыс. лет до н. э.) и пещеру Кесем (ок. 300–200 тыс. лет до н. э.) на территории современного Израиля (см. гл. II. Религиозные представления эпохи палеолита). 380 Вспомним поселения в долине реки Иордана, относящиеся к натуфийской (13–10 тыс. лет до н. э.) археологической культуре (см. гл. III. Религиозные представления эпохи мезолита и неолита). 382 Согласно библейскому тексту, племя амореев происходило от Аморея – сына Ханаана (см. Быт.10:15–16 ). От Ханаана, согласно книге Бытия, также происходили Сидон, Гергесей, Иевусей и др., давшие названия соответствующим семитским племенам. 383 Угарит был открыт на территории современной Сирии (в 12 км к северу от Латакии) в ходе экспедиций французского археолога Клода Шеффера в 1929–1939 и 1948–1963 гг. 384 Угарит поставлял соседней Месопотамии и Египту ценную кедровую древесину, оливковое масло и вино. 385 В учебной литературе для удобства жители прибрежных районов Средиземноморья часто именуются финикийцами, а жители внутренних территорий – амореями. Вместе с тем нельзя забывать о том, что Угарит хоть и располагался на побережье, но всё же был аморейским поселением. 386 Финикииские города, как и многие города Северного Ханаана, находились в вассальной зависимости от Хеттской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Глава III Путешествие по Заиорданью. Развалины Пеллы. Деревни Аджлун и Суф. Памятники Герасы, ее шесть христианских базилик. Сальт. Пещеры и здания Арак эль-Эмира. Общий характер древнего Раббат-Аммона или Филадельфии и значение его отдельных зданий. Дворец Эль-Казра, система и орнаментальные детали его декорации по отношению к сассанидскому периоду искусства и образованию арабского стиля. Стоянка экспедиции в Иерихоне и археологические разведки на месте, принадлежащем Имп. Правосл. Палестинскому Обществу Мы вышли из Тибне на Пеллу, направляясь сначала все вниз по уади Гаммам, по замечательно отлогому спуску одного и того же ущелья, пока не дошли до источников этого ущелья, необыкновенно обильных, но нерасчищенных и пропадающих у истока в песках. Отсюда мы поднялись налево на гору, направляясь прямо на юг и скоро увидели деревню Абу-Дейр (которая на английской карте Комиссии Палестинского Общества показана в масштабе на 7–8 верст, расстояния от уади, тогда как, в действительности нет и половины). Затем мы перешли, держась на юг, три ущелья и достигли большой деревни, которую нам назвали Джюферель – на той же английской карте ее нет, но она есть на старых немецких картах – господствующей над равниною. Отсюда, с верхних террасс, открывается панорама всей северной Палестины (см. фот. 450–453), от Тивериады до пределов Иудеи. Спуск, весьма продолжительный, рядом перевалов через холмы и ущелья, по местности, заросшей только кустарником, привел наконец по ту сторону гор, на отлоге склоны к Иорданской долине. Мы пришли к красивому натуральному мосту из проточенных в виде арки скал над серным источником, бьющим из-под гор и составившим целебную славу городка в богатой некогда и высококультурной местности, излюбленном курорте времен Селевкидов, по традициям которых и городок получил название Пеллы (по имени македонского города). Для нас любопытная эпоха Пеллы начиналась с 68 года по Р. X., когда сюда ушли из Иерусалима первые христиане, теснимые восставшими иудеями и не желавшие примкнуть к их национальной обороне. В те времена Пелла должна была быть значительным и в известном смысле международным пунктом, где римские ветераны, греческие торговцы жили рядом с сирийцами. И потому мы ожидали найти по крайней мере значительные развалины и уже совершенно не ожидали в Сирии, после Гаурана, увидеть картину подобной пустоты, зрелище города, почти исчезнувшего под илом от реки и распашкою холмов с лица земли. Если бы, наконец, в этом месте, где мы ожидали найти Пеллу, не было никаких развалин, мы могли бы считать, что ошиблись местом, что развалины настоящей Пеллы неизвестны и т. д., но никакого сомнения не было, так как здесь были все признаки древнего города и на лицо были развалины. Это были, во-первых, у ручья развалины храма: куча (фот. 454, кат. 307) камней, много упавших и полузатянутых илом и песком колонн, два, три куска орнаментированного карниза, одна хорошая и довольно сохранившаяся коринфская капитель IV–V века по Р. X. (фот. 456, кат. 309).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Всего в районе Кумрана было обнаружено 11 пещер, в которых было найдено более 10 хорошо сохранившихся свитков и около 25 тысяч фрагментарных обрывков, многие из которых не превышают по размеру почтовую марку. Первоначально, когда свитки были неповреждёнными, в библиотеке находилось, видимо, не менее тысячи манускриптов. В настоящее время из обрывков путём сложного анализа и сопоставления удалось выделить около 900 фрагментов древних текстов 8 . В 4-ой пещере было найдено максимальное количество фрагментов – около 15 тысяч 9 . Рукописи написаны преимущественно на древнееврейском и арамейском языках, и лишь немногие – по-гречески. В 1951 году в районе Хирбет Кумрана работала экспедиция под руководством Ланкастера Хардинга (Lankester Harding), директора Иорданского департамента древностей, и отца Ролана де Во (Roland de Vaux) из иерусалимского Французского библейско-археологического института. Несколько сезонов подряд раскопки проводились зимой (поскольку летом там стоит невыносимая жара), причём с 1952 по 1956 год работами руководил отец Ролан де Во. Он публиковал предварительные отчёты о своих исследованиях, однако окончательный отчёт, в котором были бы проанализированы все найденные на месте раскопок предметы, так никогда и не увидел свет 10 . Отсутствие итогового отчёта не позволяет археологам сделать точные выводы о том, чт же было найдено в Хирбет Кумране 11 . Это – одна из причин продолжающихся дискуссий об идентификации Кумрана. В начале 1950-х годов правительство Иордании (на территории которой находился тогда район открытий) разрешило иностранным учёным сформировать группу исследователей, которые имели бы дело с поступающими из пещер текстами. Была создана группа из 8 молодых учёных, на которых была возложена ответственность – но в то же время и привилегия! – публиковать все тексты 12 . Молодые исследователи положили хорошее начало своей работе, издав в 1955 году первый том из последовавшей за тем многолетней серии «Открытия в Иудейской пустыне» (Discoveries in the Judean Desert, далее сокращённо: DJD), посвящённый манускриптам из 1-й пещеры 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

После объявления о первых находках последовали поиски и археологические раскопки в Палестине в 1951–1956 годах. В результате свитки были обнаружены не только в пещерах неподалеку от Кумрана, но и в некоторых других местах Иудейской пустыни (в руинах древней израильской крепости Масада, в 4-х пещерах Вади Мурабаат и т. д.). Взятые в совокупности, все эти манускрипты называются «рукописями Мертвого моря» в широком смысле. Однако в данной работе будут привлекаться к рассмотрению только манускрипты, найденные в 11 пещерах неподалеку от Кумрана, известные как « кумранские рукописи » или «рукописи Мертвого моря» в узком смысле. Всего в районе Кумрана было обнаружено 11 пещер, в которых было найдено более 10 хорошо сохранившихся свитков и около 25 тысяч фрагментарных обрывков, многие из которых не превышают по размеру почтовую марку. Первоначально, когда свитки были неповрежденными, в библиотеке находилось не менее тысячи манускриптов. В настоящее время из обрывков путем сложного анализа и сопоставления удалось выделить около 900 фрагментов древних текстов 2 . В 4-ой пещере было найдено максимальное количество фрагментов около 15 тысяч 3 . Рукописи написаны преимущественно на древнееврейском и арамейском языках, и лишь немногие – по-гречески. В 1951 году в районе Хирбет Кумрана работала экспедиция под руководством Ланкастера Хардинга (Lankester Harding), директора Иорданского департамента древностей, и католического аббата Ролана де Во (Roland de Vaux) из иерусалимского Французского библейско-археологического института. Несколько сезонов подряд раскопки проводились зимой (поскольку летом там стоит невыносимая жара), причем с 1952 по 1956 год работами руководил отец Ролан де Во. Он публиковал предварительные отчеты о своих исследованиях, однако окончательный отчет, в котором были бы проанализированы все найденные на месте раскопок предметы, так никогда и не увидел свет 4 . Отсутствие итогового отчета не позволило археологам сделать точные выводы о том, что же было найдено в Хирбет Кумране и стало одной из причин продолжающихся до сих пор дискуссий об идентификации Кумрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

В определённой мере разделение археологических памятников по зонам влияния между различными школами библейской археологии было обусловлено сложившейся геополитической картиной. Так, например, памятники на территориях восточного берега реки Иордан после второй мировой войны фактически были доступны для исследования только американцам. Кумран Важнейшей находкой археологии ХХ века является обнаружение собраний рукописей Мёртвого моря , первая из которых была найдена случайно пастухом-бедуином в 1947 году. Последовавшие за этим археологические и поисковые экспедиции в окрестностях Вади-Кумран обнаружили ещё целый ряд тайников с рукописями, возраст некоторых из которых превышал 2000 лет. В настоящее время эта библиотека представлена фрагментами рукописей, общее число которых составляет около 40 000. Обнаруженные фрагменты являют собой остатки порядка 600 древних книг, значительная часть из которых – библейские тексты, зафиксированные в межзаветный период и период начала новой эры. Их изучение сформировалось в отдельную дисциплину, называющуюся кумранистикой. Сосуды из Кумрана со свитками. Фото: Bahnfrend, commons.wikimedia.org , CC BY-SA 4.0 Смежные дисциплины Как и любая современная отрасль знания, археология не существует изолированно от других. Однако за время развития библейской археологии, ряд направлений исследований выделились в самостоятельные дисциплины. Кроме специализации по археологическим памятникам и объектам (как это случилось при изучении находок Кумрана) в отдельную отрасль оформились сфрагистика и нумизматика Ближнего Востока, типирование керамики, библейская география, палеоботаника, реконструкция архитектурных памятников и множество других вспомогательных дисциплин. Стела царя Меша. Фото: ru.wikipedia.org , CC BY 3.0 Проблемы библейской археологии Кроме общих для археологии проблем, связанных с корректностью извлечения и консервации археологических объектов, разрушением археологических памятников, уточнением методов датирования и т.п., библейская археология имеет ряд специфических проблем. Вот только некоторые из них:

http://azbyka.ru/biblejskaya-arxeologiya

6:5. Валак/Валаам . Пророк напоминает своим слушателям известный случай, когда столкнулись интересы народа и знаменитого провидца из чужеземцев. Вместо требуемого проклятия на Израиль ему было даровано благословение. В Чис. 22говорится, что Валаам был человеком, чьи благословения и проклятия считались действенными. Он был родом из Верхней Месопотамии, из местности близ Кархемиша, и имел репутацию истинного пророка. Валак был моавитским царем в эпоху исхода израильтян из Египта. Его интерес к Валааму определялся способностью этого пророка вызывать благословения или проклятия – независимо от того, какого бога он призывал. В 1967 г. голландская археологическая экспедиция под руководством Г. Дж. Франкена обнаружила несколько фрагментов штукатурки в Иордании, в Дейр-Алла. Эти фрагменты, на которых, вероятно, был арамейский текст, относят к 950 г. до н. э.; на них упоминается Валаам, сын Веора, та же самая личность, которая в Чис. 22–24 описывается как «провидец». Хотя текст сохранился крайне фрагментарно, со многими пропусками и неясными словами, можно установить, во-первых, что Валаам был провидцем; во-вторых, что он получил божественную весть ночью, и, в третьих, что эта весть была совсем не та, которую ожидали услышать его соседи. Относится ли этот текст к событиям, описанным в Библии, неизвестно, но он подтверждает небиблейское предание, которое существовало за столетие до Михея, о пророке по имени Валаам. 6:5. От Ситтима до Галгала. См. коммент. к Нав. 2и 4:19. Ситтим был местом к востоку от Иордана, где расположился станом Иисус Навин, а Галгал был местом, где израильтяне пересекли Иордан и установили там базовый лагерь, откуда должно было начаться завоевание земли обетованной. Упоминание крайних точек маршрута, как в данном случае, обычно для царских летописей в Месопотамии, которые включают списки городов по пути победоносного шествия царя. 6:6. Телец однолетний. Однолетние животные ценились больше, чем новорожденные. Таким образом, принесение в жертву всесожжения однолетнего тельца было делом дорогостоящим и обычно сопровождало важный ритуал очищения или посвящения. Однако в основе этой практики лежало полемическое противопоставление формализованным ритуалам Месопотамии и Египта, где преувеличенное внимание к процессу жертвоприношения оборачивалось выхолащиванием его религиозного смысла. Как и Самуил (см. коммент. к 1Цар. 15:22 ), пророк понимает, что Яхве требует от народа послушания и любви, а не просто совершения акта жертвоприношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3) 229 . ИМПЕРАТОРСКОЕ Православное Палестинское Общество чуждо мысли о соперничестве с грандиозными изысканиями и раскопками западноевропейских исследователей, но считает, однако, не лишним напомнить и почтенному докладчику, и кружку «лиц, интересующихся делами Ближнего Востока», и даже «специалистам по палестиноведению», что деятельность его и в этом направлении заслуживала бы несколько большего к себе внимания и более справедливой оценки. Вот краткий перечень предпринятых Обществом научных экскурсий на Ближний Восток за время его существования: 1) в 1882 году был командирован Обществом на Синай и в Иерусалиме проф. A. A. Цагарелли для изучения грузинских древностей; 2) в 1883 году начаты были раскопки в Иерусалиме архим. Антонином и К. Шиком; 3) в 1886 году отправлен был доктор A. B. Елисеев для исследования древнего пути в Св. Землю через Кавказ и Малую Азию; 4) в 1886 году проф. A. A. Олесницкий производил научные исследования места храма Соломона, изложив результаты своей поездки в монументальном труде под заглавием: «Ветхозаветный храм»; 5) в том же 1886 году приват-доцент П. В. Безобразов командирован был на острова Архипелага и в Грецию для описания в тамошних книгохранилищах византийских паломничеств в Св. Землю; 6) в 1891 году профессора Н. П. Кондаков , A. A. Олесницкий и Я. И. Смирнов в сотрудничестве других лиц предпринимали научное исследование памятников христианских древностей в Хауране, Аджлуне и в Заиорданье. Результатом этой экспедиции являются капитальный труд Н. П. Кондакова : «Сирия и Палестина», 1000 фотографических снимков с редчайших памятников древности, свыше 50 акварелей и 20 планов. (Материал этот пока составляет достояние архива Общества); 7) в 1898 году получил от Общества 5 тыс. рублей на своё научное путешествие в Сирию, Баальбек, Пальмиру, Иерусалим и др. места директор Археологического Института в Константинополе Ф. И. Успенский; 8) в том же 1898 году художник Клуге был командирован в Мадебу (за Иорданом) для воспроизведения древней мозаической карты Палестины, в то время только что открытой; 9) в 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Если предполагать все же, что , это имя собственное, тогда следует упомянуть также и знаменитый дипломатический архив (насчитывает более 350 писем), найденный в 1887 г. в руинах египетского города Эль-Амарна, и известный сегодня как «Письма Тель-эль-Амарны». Среди переписки ханаанских монархов со своими египетскими властителями Аменхотепом III и Аменхотепом IV (Эхнатоном), очень часто встречается имя собственное Du " do. Упомянутый нами выше, исследователь С. Кук также выдвинул гипотезу, что это имя местного бога, которому некоторые израильтяне поклонялись на восточном берегу Иордана. В связи с реконструкцией этого фрагмента 12-й строки – как «жертвенник Давида», нужно отметить, что согласно 1Пар. 26:32 , после покорения Израилем заиорданских территорий, в том числе Моава, царь Давид поставил две тысячи семьсот левитов над коленом Рувимовыми, Гадовым и полуколеном Манассииным, по всем делам Божиим и делам царя. Некоторые библеисты относят к этому периоду и учреждение Левитских городов ( Числ. 35:1 −8; Нав. 21 ; 1Пар. 6:78 −81) в Заиорданье. Но в ходе археологических экспедиций, проводившихся в местах, ассоциируемых с левитскими городами в Заиорданье, пока обнаружено крайне мало артефактов, датируемых временем до X в. до Р. Х. По всей видимости, левиты, действовавшие по инициативе глубоко религиозного царя Давида, распространяли монотеистическую традицию на присоединенных к Израильскому царству заиорданских территориях, и именно в свете этой деятельности, вероятно, и следует рассматривать установление, в конечном счете, по указанию Давида, жертвенника Господу в Атароте на территориях колена Гада. Именно того жертвенника, который захватил в качестве трофея (согласно приведенной выше реконструкции) моавитский царь Меша. 15 В качестве определенной параллели можно указать на тексты 2Цар. 23:20 и 1Пар. 11:22 . Приводя эти параллельные места, автор данного исследования хотел бы предупредить, что в Синодальном переводе под словом (ariyel) в указанных местах подразумевается собственное имя Ариила Моавитского, двух сыновей которого поразил Ванея, сын Иодая. Но на языке оригинала в этих фрагментах упоминаний о сыновьях вообще нет: (shney ariel Moav), что правильней было бы перевести как «два жертвенника Моава»: именно их уничтожил Ванея. Это согласуется с реконструкцией 12-й строки

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

В ходе Шестидневной войны 1967 года между Израилем и Иорданией израильскими военными здесь были установлены тысячи противотанковых, противопехотных мин и мин-ловушек. В 1970 году израильское правительство официально эвакуировало отсюда все население. После подписания мирного договора в 1994 году, по которому граница между государствами прошла точно по руслу Иордана, власти Иордании начали разминирование восточного берега. К 1996 году в минных полях на западном берегу Иордана были расчищены лишь небольшие проходы, обеспечивавшие работу в этом регионе археологических экспедиций. После того как в конце 1990-х годов было объявлено о том, что исследователям удалось обнаружить место крещения Христа на Иордане — древнюю Вифавару, или Вифанию, объемы паломничества и религиозного туризма в Израиле стали неуклонно расти. Однако работы по разминированию заняли несколько лет, и лишь к 2001 году место крещения стало доступно для поклонения. При этом доступ к Иордану со стороны Израиля для православных паломников, например, еще в 2008 году израильское военные открывали лишь один раз в году — в день праздника Богоявления. В 2011 году израильский Кнессет (парламент) принял закон о разминировании (Minefield Clearance Act), а в 2012 году была создана Комиссия по противоминной деятельности, которая приступила к целенаправленной и планомерной расчистке минных полей. Работа началась с разминирования долины Арава в 2012 году и продолжилась в 2013-м расчисткой минных полей на западном берегу Иордана и Голанских высотах. Поводом к принятию закона стал инцидент, произошедший в феврале 2010 года, когда 11-летний мальчик Даниэль Юваль (Daniel Yuval) во время прогулки по заснеженным холмам Голанских высот подорвался на мине и потерял ногу. По сообщениям СМИ, в 2012 году в районе Каср-аль-Яхуд со стороны Израиля насчитывалось порядка 1,5 тыс. не обезвреженных мин, а общее количество мин на западном берегу реки Иордан, по информации министерства обороны Израиля, оценивалось в 12 тысяч. До сих пор долина Иордана представляет собой хорошо укрепленный район со стороны обоих государств, а посещение места Крещения как на израильском, так и на иорданском берегах сопряжено с необходимостью соблюдения целого ряда требований военных.

http://drevo-info.ru/news/24406.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010