Он не оспаривает сего: но не видит средства улучшить порядок сего дела. Из моих денег назначаю я тысячу рублей с. на поминовение усопших рабов Божиих протоиерея Михаила и Евдокии, в скит, или по частям в Лавру, и Вифанию и скит. Рассудите о сем, и, как рассудите, исполните. Марта 11-го 1854. 984 Мир и здравие отцу наместнику и братии. О военных больных сказал я Графу: он желает иметь обстоятельное сведение. Посему и прилагаю при сем особое предписание, которое исполните вы или Собор. Командира Поляка спросил он имя: и, как оно неизвестно, то записал день выхода его из Лавры. Когда прочитал я писанное вами о болезни отрока Феодора Торовского: мне тогда же пришло на мысль, не будет ли судьба его судьба Досифея. Теперь вы то же пишете по событии. Да идет ко Господу, как и Феофил прежде. Скажите матери, чтобы сохранила послушание воле Божией, и умеряла печаль свою словом Писания: благоугоден Богови быв преставлен бысть. Скажите ей также, что, если она сохранила мысль вступить в Борисоглебский Аносинский монастырь, может с надеждою помышлять о приближении обстоятельств, при которых она может войти туда с миром и доброю надеждою. Здравие о. Филарету. У меня был граф Александр Петрович, и доставил мне сведения об арестанте магнитизере, о котором я писал пред сим. Сей сказывал о себе, что он читал добротолюбие, имел притом необыкновенные ощущения, и думал, что получил дар. Но нравственность его сему не соответствовала. В Нижнем преосвященный требовал, чтобы ему не допускали действовать: но преосвященного не послушали. От магнитизера оказывалось сильное действие на больных, так что параличный стал ходить: но потом всем стало хуже, нежели было до магнитизера. Примеч. Письмо без подписи и означения времени, когда писано; сохранилось между письмами 1854 года. Полагается на сем месте 1) потому, что следующее за сим письмо начинается словами; «и другой раз пишу к вам ныне», но другого письма от 12 марта 1854 г. не видно между сохранившимися; 2) потому, что слова этого письма «о военных больных» и «командира» представляются состоящими в связи со словами письма 981 о «служении воином», а сообщение «об арестанте магнитизере», о котором писано «пред сим», состоят в ясной связи с известием письма 983 о том же; да и слова: «здравие о.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

При Александре II раскол практически был легализован, и неожиданно оказалось (по данным П. И. Мельникова-Печерского, которые, скорее всего, значительно завышены), что в «расколе» находилось от 12 до 14 млн человек, т. е. около 1/5 русского населения С. 202]. Политика гонений против раскола сменилась систематическим изучением раскола и сектантства на местах. Для этого началась подготовка специальных миссионерских кадров. В духовных академиях и семинариях Поволжья, Урала, Сибири были созданы «противораскольничьи» кафедры и введены специальные дисциплины. В качестве попытки позитивного решения проблемы раскола продолжалось создание единоверческих монастырей и приходов 194 . Еще в 1854 г. митр. Филаретом (Дроздовым) был открыт Никольский единоверческий монастырь в Москве, у Преображенского кладбища. Здесь издревле располагались молельни беспоповцев различных согласий, прежде всего феодосьевцев. В 1854 г. в связи с разными обстоятельствами у них были отобраны Успенская молельня и надвратный храм Воздвижения Креста. Был пристроен алтарь, и первый Никольский придел освящался в декабре 1854 г. Митр. Филарет надел греческое древнее облачение, митру и панагию первого Патриарха Московского Иова. Священники сослужили ему также в древних облачениях, с лестовками вместо обычных четок. Все богослужение проходило по старопечатным книгам. Вместе с некоторыми постройками образовался Никольский единоверческий монастырь, сохранявший полностью старый обряд. Монастырь с самого начала создавался как миссионерский. В 1868 г. его возглавил архим. Павел Прусский 195 , бывший ранее настоятелем монастыря Феодосьевского согласия в Восточной Пруссии; все его труды и усилия теперь были направлены на то, чтобы просветить прежде всего своих прежних братьев по согласию – феодосьевцев. В этом миссионерском центре прошли 1-й и 2-й Всероссийские миссионерские съезды, которые в основном были направлены на решение проблемы раскола. Официально преследование старообрядцев в государстве прекратилось в 1890 г., а осталось преследование лишь пропаганды раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыко принял нас очень милостиво. Усадил и спросил у дочери, чему она учится. Та с робостью ответила: всему. Владыко улыбнулся и сказал ей отеческое поучение, которое в подробности я не могу, не умею передать, но смысл был тот, что когда кончит учиться, чему заставляет учиться тебя отец, тогда поучись хорошенько у вовсе не учившихся ничему: любви, кротости, не палять (?) злобою и трудолюбию – и по окончании довольно продолжительного наставления встал и благословил ее образком преподобного Сергия в пустыни» 578 . Мария Верховская воспитывалась в московском пансионе г-жи Кноль 579 . Далее, прожив на испытании в Одигитриевском общежитии, она в начале 1854 года провела много времени в Оптиной пустыни подокормлением игумена Антония (Путилова), который отметил в своих келейных записках 9 марта 1854 года: «В сей день, в бытность свою в Оптиной пустыни, высокородная девица Мария Ивановна Верховская дала обет пред иконою Казанской Божией Матери посвятить себя на службу Богу в иноческом звании. Господи, благослови ее доброе начало и укрепи ее на пути сем и даруй ей конец благий!» 580 . Официальной датой ее вступления в Одигитриевское общежитие стало 30 мая 1854 года. Облечена в рясофор в Троице-Одигитриевском монастыре в 1859 году 581 , определена в число послушниц монастыря 30 июня того же года, несла послушание в золотошвейной. Во времена настоятельства матушки Веры инокиня Магдалина выполняла несколько заказов владыки Саввы (Тихомирова) , который благодарил ее в личных письмах: «Усердно благодарю Вас за тщательное исполнение моего поручения. Художественные изделия Ваши, как настоящие, т. е. поручи, так и прежние – епитрахиль и омофор, возбуждают здесь во всех восторг и удивление к Вашему искусству» 582 . К. началу 1881 года инокиня Магдалина была «старшей в золотошвейной и наблюдала за постройками» 583 . По смерти настоятельницы Троице-Одигитриевского монастыря игумений Афанасии (4 марта 1881 года)управление монастырем до избрания и утверждения новой настоятельницы было поручено трем сестрам: состоящей в должности благочинной монастыря монахине Аполлинарии, исправляющей должность казначеи рясофорной послушнице Христине и заведующей строительной частью по монастырю рясофорной послушнице Магдалине 584 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

П.В. Безобразов Н. И. Любимову от 10 апреля 1854 г. В промежуток времени между 28-м днем марта, в который я писал к вам, и днем настоящим огласились здесь такие распоряжения Порты и такие происшествия в Турции, кои заслуживают внимания движителей дел церковных и народных на Востоке. В Иерусалиме по фирману из Порты закладены окна в надхрамном гареме, из которого мусульманки смотрели в ротонду Гроба Господня. Это исполнено в 26-й день прошлого месяца марта, несмотря на просьбы хозяина гарема Абдаллы отсрочить скорбь его жен на несколько дней по случаю свадьбы его дочери. Железные решетки из окон вынуты, и прозоры наполнены камнями с известью. Сие распоряжение Порты походит на прикрытие зловонной раны тряпичкой без излечения оной. Ибо им отнюдь не избавлена христианская святыня от гаремного осквернения. Поругание ее осталось. Помнится, министр иностранных дел Али-паша обещал поверенному в делах наших г. Озерову уничтожить помянутый гарем при починке купола над Гробом Господним. Но, видно, обещание его забыто, или оно было не искренно. Верь после этого слову турок! Я не думаю, что у них есть задняя мысль мало-помалу вытеснить Абдаллу с крыши Святогробского храма и угодить христианам. Такой мысли они не могут почерпать в равнодушии и презрении своем к христианству. Посему их надобно понудить мечом и договором у жерла пушки очистить Гроб Господень от такого осквернения, которое нестерпимо для сердца христианина, и в прилежащей к нему древней патриархии латинской (ныне мечеть) учредить общественную больницу. Когда это сбудется, тогда история церкви скажет: «Русское воинство в 1854 г. проливало драгоценную кровь свою за невесту Христову и возвратило ей гроб Его, очистив оный от скверны агарянской». Я, смиренный труженик у сего Гроба, прошу и молю всех, иже во власти суть, подумать середи побед и после оных о полном торжестве православия в Иерусалиме и успособить вековечное ликование и веселие Сиона и чад его. Не успело кончиться здесь Бетжальское дело, а французский консул уже затевает новое, подобное ему. Он домогается купить дом в деревне Рамалле, отстоящей от Иерусалима на три часа ходьбы и населенной только православными христианами, дабы и там водворить духовенство, которое здесь вносит ад в единомысленные общины и семейства, разделяя их учением своим на несоединимые противоположности и на непримиримые неприятельства. Доколь это продолжится? Доколь воды адовы с Запада будут устремляться на матерь церквей христианских? В Риме надлежало бы поставить преграду сему устремлению, повторив то, что сделано было там после того, как Дашков посетил св. места.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Теперь все три грамоты находятся в архиве министерства внутренних дел, в «Деле департамента общих дел» 1854 года. Поминки делались в конторе во исполнение 7й статьи «Постановления о единообразном действию, состоявшегося на Рогожском кладбище в 1825 г. Подлинник, за подписью семи попов, двух дьяконов, уставщика Терентия Заболоцкого и попечителей: Павла Дунякова, Лариона Абрамова, Ивана Окорокова, Трифона Лубкова, Давида Щекина, Федора Бокова и Николая Царского, находится в архиве министерства внутренних дел («Дело департамента общих дел министерства внутренних дел» 1853 г. Вот эта статья: «Для поминовения усопших, по случаю смешения с неверными, и дабы не подать соблазна и претыкания, то на обеде как священникам, дьяконам, так и всем при них служащим от сего не ходить и не ездить, а если кому из желающих будет угодно, то может уготовить всем на то изготовленным, во всеобщем гостином покое, оную исполнить во славу Божью и на память усопшему в следующем порядке». Поп Петр Ермилович этого постановления не подписал и ему не подчинялся. Он любил ездить по гостям, даже и незваный, и наводил трепет на хозяев и гостей своим безобразием в пьяном виде. Впрочем, и прочие попы не соблюдали правила 1825 г. и обедали обыкновенно и в конторе и у хозяина: два обеда зараз. «Записка протоиерея Арсеньева», находящаяся в «Следственном деле о действиях Авфония Кочуева и других раскольников» 1854 и 1855 годов. «Дело департамента общих дел министерства внутренних дел» 1854 года, Вот их перечень: «Евангелий служебных» 2 экземпляра, «Благовестник» 1, «Уставов» 3, «Кормчих» 2, «Номоканон» 1, «Псалтырей» 11 (следованных 3, учебных 7, толковых 1), «Служебник» 1, «Триодь цветная» 1, «Трефолой» 1, «Осмогласник» 1, «Канонник» 1, «Требников» 5, «Торжественник» 1, «Святцев» 2, «Соборник» 1, «Апокалипсисов» 2, «Златоустов» 3, «Дионисия Ареопагита» 2, «Григория Синаита» 2; затем по одному экземпляру: «Иоанн Схоластик», «Матвей Иерусалимский», «Исаак Сирин», «Иосиф Волоцкий», «Просветитель Максим Грек», «Цветник» Симеона Новаго, «Цветник» Корнилия, «Пролог», «Патерик Египетский», «Патерик Киевский», «Синаксарь жития» Филиппа митрополита, Соловецких чудотворцев: Александра Свирского (2 экземпляра), Николая Чудотворца, Иоанна Богослова, «Хронограф», «Летописец», «Степенная книга», «Бароний», «Раймунд Люлий» (2 экземпляра), «Сын церковный», «Цепь златая», «Яков Жидовкин», «Прение о вере», «Духовныя грамоты», «Алфавит», «Стоглав», «О церковных мятежниках», «Изложение правил апостолов», «Величание праздников», «Уложение царя Алексея Михайловича» и два «Демественника».

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

1712. Размышление о честном кресте Господнем. 1845. IV. 116. 1713. Размышление при конце года. 1857. II. 349. 1714. Родственное и дружеское собрание в последний день года. 1856. II. 459. 1715. Вечер под новый год. 1856. I. 3. 1716. Размышление на новый год. 1846. IV. 452. 1717. Письмо христианина к другу в день новолетия. 1854. I. 83. 1718. Старый и новый годы. 1855. I. 70. 1719. Новый год. 1854. I. 3. 1720. Новый год. 1852. I. 3. 1721. Старое и новое время. 1856. II. 218. 1722. Время и вечность. 1856. I. 81. 1723. Чувствования при размышлении о последнем дне мира. 1843. I. 488. 1724. Размышление в день сошествия Св. Духа. 1849. I. 356. 1725. Размышление в день рождества Христова. 1851. II. 533. 1843. I. 111. 1726. Размышление при вступлении в страстную седьмицу. 1843. II. 158. 1727. Размышление о слове Божием. 1846. III. 396. 1728. Евлогий и увечный. 1849. II. 408. 1729. Размышление в день воскресения Христова. 1843. II. 187. 1730. Мысли при чтении повествования св. Луки о принесении Иисуса Христа во храм и о сретении Его Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей. 1846. I. 306. 1731. Мысли при чтении повествования о преображении Господа нашего И. Христа ( Мф. 17:19 . Лк. 9:2836 ). 1844. III. 242. 1732. Мысли при чтении повествования о искушении Господа нашего И. Христа. [ Мф. 3:111 ). 1843. II. 325. 1733. Мысли у подножия креста Господня. 1868. II. 331. 1734. Преображение И. Христа укрепляет нашу веру и нравственность. 1831. XLIV. 55. 1735. Христос рождается. 1838. IV. 370. 1736. Письмо на рождество Христово. 1821. I. 120. 1737. Мысли при чтении сказания о рождестве Христовом и поклонении пастырей. 1840. IV. 423. 1738. Мысли при чтении евангельских сказаний о поклонении волхвов рождшемуся Спасителю. 1843. IV. 437. 1739. Размышление о воскресении Господа нашего И. Христа. 1845. II. 132. 325. 1740. Всевидящие око. 1845. II. 107. 1741. Расположение души, приступающей ко св. причащению. 1854. I. 278. 1742. День смерти и день рождения. 1855. I. 483. 1743. Два конца и два пути. 1853. I. 459.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если на Преображенском распоряжение не полно: трудно на сие жаловаться. И того, что делается, трудно было ожидать, и против сего есть сильные прекословия. Идут к тому, чтобы тут было просто человеколюбивое заведение. Если скитский Михаил самочинно приобрел славу пожертвования; и скромно корпию щипать отказался: что же из него будет? Надобно ли таким быть в ските. Не надобно ли, по крайней мере, настоять, чтобы щипал корпию, дабы не поспел в самочинии, и не представлял соблазна другим. Тихон по летам может быть иеромонахом: но недавно в обители. Не произвесть ли в иеродиакона, и остановиться на некоторое время. О храме милосердия можно поговорить по времени. Мне надобно будет дать ответ в обещании данном при рукоположении в епископа: церквей свыше потребы не строить. Матери Феодора принять служение при доме призрения, вероятно, было бы полезно для дома: но будет ли мирно для нее. Будут ли довольно удобны отношения между ею и княжною? Вы можете лучше сие видеть и предвидеть. Для меня это не ясно, и несколько представляется сомнительным. Мир вам и братии, о. Филарету мир и здравие. Марта 26-го 1854. 989 Возвращаю вам, отец наместник, Тихона иеромонахом. Умыл я ему и ноги, с мыслию, что в лице его, как представителе, умываю ноги всей братии Лавры и скита. Апреля 7-го 1854. 990 Целую вас, отец наместник, и братию лобзанием святым: Христос воскресе. Не смотря на мое недостоинство, свято сие лобзание именем Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего, да очистятся грехи наши, умершего, да умертвятся страсти наши, воскресшего, да воскресит нас к жизни праведной и святой. Усердно желаю вам пользования сими плодами воскресения Христова. Надеюсь, что сего же от Него просите и мне. Апреля 18-го 1854. Один из военных начальников сказывал мне, что дивизия, которой воины благословлены от Преподобного Сергия крестами, совершила долгий путь в необыкновенной сохранности, имея не более трех или четырех, больных. Давно забываю написать: скажите казначею, чтобы на издание творений С. Отец подписался от меня, по прежнему на три экземпляра, с тем, чтобы два доставлять мне, а третий Андрею Николаевичу Муравьеву. 991

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

С 06.05.1906 г. архиепископ; с 17.10.1908 г. именовался «Томский и Алтайский».С 25.11.1912 г. митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода. 20.03.1917 г. уволен на покой с местом пребывания в Николо-Угрешском монастыре Московской епархии. 01.09.1920 г. во внимание к великим 50-летним миссионерским трудам на Алтае отмечен Святейшим патриархом Тихоном пожизненным почетным титулом «митрополита Алтайского». В 2000 г. причислен к лику Московских святителей. День памяти 16 февраля/1 марта. Сергий (Воскресенский Алексей Сергеевич, 02.02.1835–26(29?).03.1906) – епископ Угличский, викарий Ярославской епархии. Родился в семье пономаря. Окончил Вифанскую ДС (1854). В 1855 г. рукоположен во диакона к церкви Архистратига Михаила в Москве. Учредил в Москве первую воскресную школу, где и преподавал. Был законоучителем в разных учебных заведениях Москвы: женском училище, приходской школе Пятницкой церкви, частных учебных заведениях Войлошниковой и княгини Друцкой. В 1873 г. рукоположенво иерея к Троицкой, в Больших Лужниках, церкви; был законоучителем и инспектором Александро-Мариинского училища. В 1900 г. возведен в сан протоиерея, пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Московского Данилова монастыря. 18.03.1901 г. хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Подробнее о епископе Сергии (Воскресенском) см.: Наречение и хиротония архимандрита Сергия во епископа Угличского//ПрибЦВед. 1901. С. 443–445; Мануил (Лемешевский) , митр. 1989. Т. 6. С. 95.) 169 (Преосвященный Ионафан – Ионафан (Руднев Иоанн Наумович, 18.04.1816–19.10.1906) – архиепископ Ярославский и Ростовский. Родился в семье псаломщика Орловской губернии. Окончил КДА со степенью кандидата богословия (1843), назначен смотрителем Белгородской ДС, с 1846 г. учитель Орловской ДС. 30.09.1854 г. пострижен в монашество и 03.10.1854 г. рукоположен во иеромонаха. С 06.05.1855 г. инспектор Орловской ДС. С 06.10.1860 г. ректор Вологодской ДС, с 1864 г. ректор Олонецкой ДС.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Но еще «стоят» ее стены, еще читается надпись на чудом уцелевшем памятнике: «Покойся родная наша, до всеобщего радостного утра»… Татьяна Фёдоровна Мельник, Архангельск, 2011 г. Источник: http://refdb.ru/look/2328091.html Первосоломбальский приход Первосоломбальский приход находится вблизи г. Архангельска и отделяется от 1-й и 2-й части его рекой Кузнечихой, а от 3-й узкой рекой Курьей [Соломбалкой]. Приход этот открыт был в 1854 году, по указу Святейшего Правительствующего Синода, от 16 сентября 1854 г. за 9005, и причислен по штату к приходам 5 класса. По распоряжению Преосвященного Варлаама, бывшего Епископа Архангельского, в новооткрытый приход Первосоломбальский перемещен был из Тойнокурского прихода священник Георгий Костылев, который, с разрешения Епархиального Начальства, в том же 1854 году перенес из Заостровского прихода Архангельского уезда древнюю деревянную Николаевскую церковь в первую Соломбальскую деревню и, при помощи разных благотворителей, в шесть месяцев окончательно устроил церковь, которая и освящена была 15 января 1855 года Высокопреосвященным Аркадием, Архиепископом Олонецким, временно управлявшим Архангельской епархией. Церковь эта крестообразная, однопрестольная во имя Святителя и Чудотворца Николая, в одной связи с колокольней на каменном фундаменте, внутри оштукатурена, а снаружи обшита тёсом и окрашена. В пользу церкви имеются три небольших сенокосных пожни, с которых в год выручается арендной платы до 30 руб.; из них 10 руб., согласно воле жертвователя, поступают в пользу причта. Церковного капитала до 300 рублей. Причт, состоящий из священника и псаломщика, владеет 27 десятинами пахотной и сенокосной земли, с коей выручается свыше 150 р., получает жалованья 210 руб. и доходов за требоисправления до 600 р. Для помещения причта имеются два одноэтажных дома из них один для священника устроен в 1858 г. и капитально ремонтирован в 1891 и другой для псаломщика - в 1878 году. В состав Первосоломбальского прихода входят следующие деревни: 1, 2 и 3 Соломбальские, Повракульская, Талагинская, Юрьеминская, Реушевская и деревня Козлики.

http://sobory.ru/article/?object=48137

Несмотря на многочисленные нововведения, которым папство подвергло католическое учение, никогда оно не осмеливалось открыто провозглашать новый догмат; оно всегда сохраняло некоторую учительную стыдливость и прикрывало свои нововведения достаточно непроницаемым покровом. Пий IX не имел этой стыдливости, называемой католичеством. В 1854 году он провозгласил новый догмат, и позаботился сказать епископам, собранным вокруг него, как клирошанам по весьма верному выражению аббата Комбало, что он определяет догмат в силу своей собственной власти. Итак, Римская церковь , при посредстве органа своего папы, и с согласия всех своих епископов, с 8 декабря 1854 года имеет новый догмат. Однако же не боятся утверждать, что этот новый догмат есть лишь древнее католическое учение, принадлежавшее к тайному преданию церкви, и что булла только пролила на него свет. 45 Осмелились даже утверждать, будто даже католическая Восточная церковь исповедовала учение, вознесенное Римской церковно на степень догмата. Нам не трудно будет показать, что Пий IX своей буллой от 8 декабря 1854 года провозгласил догмат, безусловно, новый, и что Римская церковь , принявши его, исповедует ересь, противоречащую догмату искупления. Дабы опровергнуть не только буллу Пия IX, но и богословов, защищающих ее, мы должны установить всегдашние правила, которым следовала Церковь при догматических определениях. Иисус Христос не был философом, творцом системы, способной к бесконечному усовершенствованию с развитием наук и человеческого разума; Он есть Сын Божий, Слово воплощенное, вечное и существенное выражение истины, изшедшей из недр Отца и пришедшей просветить всякого человека, грядущего в этот мир. Итак, учение Иисуса Христа есть истина; оно может быть только залогом, вверенным миру, по прекрасному выражению св. Павла ( 1Тим.6:20 ). «О, Тимофей! пишет он своему возлюбленному ученику; о Тимофей! храни преданное тебе (залог), отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного разума». Послушаем толкование на эти божественные слова св. Викентия Лиринского (§ XXII):

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010