287 Во время нахождения Варлаама викарием в Киеве, ему однажды, после обедни, вздумалось заехать к тамошнему генерал-губернатору Бибикову, с которым он уже успел поссориться и даже серьезно. Докладывают Бибикову, что преосвященный викарий хочет его видеть. «Не могу принять, скажи ему», кричит Бибиков своему лакею. Лакей буквально передает Варлааму слова господина. «Скажи, что мне непременно нужно видеть его высокопревосходительство», говорит Варлаам. Лакей идет в кабинет Бибикова и передает ему сказанное Варлаамом. «Так скажи ему, что я в одном халате, а следовательно не могу его принять». Несмотря на это, Варлаам почти насильно проталкивает лакея в кабинет Бибикова и опять с тем же требованием. Взбешенный такою назойливостью, генерал-губернатор кричит в бешенстве: «Так поди и скажи ему, что я нагой и, если он хочет, так пусть идет сюда», и, с этими словами, снимает с себя все платье, даже рубашку, приказывает подать себе сигару и в таком положении ложится на диван. Когда лакей пересказал Варлааму, какой прием готовится ему в кабинете генерал-губернатора, он возразил, что это его, как монаха, не соблазнит, и спокойно вошел в кабинет Бибикова, сел против него на кресла и начал с ним разговаривать. И Бибиков, и Варлаам выдержали свои роли во время разговора, продолжавшегося около получаса; один, нагой, лежал и курил, а другой сидел против него, как бы не замечая этого. 289 См. в св. синоде секретное дело о принятии мер к отвращению вредных последствий по случаю военных обстоятельств, и в нем предложение синоду графа Протасова от 23-го августа 1854 года. 290 См. в вышеприведенном деле копию с рапорта архангельского военного губернатора Бойля военному министру, от 4-го августа 1854 года. 291 См. в том же деле копию с письма вице-адмирала Бойля к военному министру от 11-го августа 1854 года. 292 См. там же копию с секретного отношения военного министра к обер-прокурору св. синода, от 19-го августа 1854 года, за 552. Читать далее Источник: Материалы для истории православной церкви в царствование императора Николая I [Текст]/изд. под ред. Н. Ф. Дубровина. - Санкт-Петербург : Тип. Т-ва " Обществ. польза " , 1902. - 26 см. - (Сборник императорскаго Русскаго историческаго общества). Т. 113, кн. 2: Кн. 2 [Текст]. - 1902. - 404 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филофей Успенский, иеромонах. Преподавал церковную словесность с сентября 1832 г. до октября 1833 г., потом перемещен на богословский класс. Андрен Иван. Смеловский. Из профессоров вифанской Семинарии, бакалавр церковной словесности в 1833 году. В следующем году перемещен на класс общей словесности. Платон Фивейский , иеромонах. Преподавал церковную словесность с 1834 до 1842 года. Иван Никол. Аничков-Платонов. С 1842 года бакалавр, с 1848 года экстраординарный профессор. В 1849 г. рукоположен во священника с причислением к московскому Архангельскому собору. Выбыл в 1854 году. Скончался в 1864 г. в сане священника при церкви Козмы и Дамиана, в Шубине. Александр Федор. Лавров-Платонов. Бакалавр с 1854 года до декабря 1863 года (См. гл. X). Александр Львов. Катанский, магистр Петербургской Академии. Бакалавр с декабря 1863 года. В 1867 году перешел на службу в петербургскую Академию, где в 1877 году получил степень доктора богословия и звание ординарного профессора по кафедре догматического богословия. Иван Данилов. Мансветов. Бакалавр с 1868 до 1870 года, в котором оставил преподавание гомилетики и избрал кафедру церковной археологии и литургики. Церковной археологии Александр Кирилл. Соколов. Первый бакалавр по сему предмету с 1844 г. В 1854 г. поступил во священника церкви св. Троицы, на Грязях. Ныне протоиерей. Петр Алексеев. Смирнов. Бакалавр с 1854 года. В 1858 г. поступил во священника церкви при Вдовьем доме. Ныне протоиерей при церкви Петра и Павла в Басманной и законоучитель 2-й московской гимназии. Михаил Ив. Сабуров. Бакалавр с 1858 г. Выбыл в 1862 г. и поступил на должность священника при церкви Мартина исповедника. Александр Львов Катанский. Магистр петербургской Академии. Бакалавр с декабря 1863 г. до 1867 г. Иван Данил. Мансветов. Бакалавр с 1868 года. С 1873 г. экстраординарный профессор. Церковного законоведения Евсевий Орлинский . Архимандрит и инспектор. Первый открыл преподавание сего предмета в 1840 году. Агавангел Соловьев. Занимал класс церковного законоведения с марта до июля 1842 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Он часто обращался к архиереям с нецеремонными фразами, в роде следующих: «Батюшка, что это у вас за беспорядок? На что это похоже? что вы смотрите?» . В начале царствования Императора Николая I, по штату 9-го июля 1819 и указу 16-го мая 1822 года, присутствовали в московской синодальной конторе, под председательством архиепископа московского, викарий его, получавший во время отсутствия председательствующего из Москвы жалование, положенное сему последнему; архимандрит, назначавшийся большею частью из архимандритов Донского монастыря, и протопресвитер московского Успенского собора; штат же канцелярии состоял из прокурора, секретаря, протоколиста и определенного числа канцеляристов и копиистов. 24-го февраля 1834 года состоялся новый штат этой канцелярии, по которому положено быть в ней: прокурору, письмоводителю, секретарю, двум столоначальникам, протоколисту, архивариусу и канцелярским служителям разных окладов. В 1841 г. определен при конторе чиновник за прокурорский стол и в том же году, по Высочайшему указу 10-го июня, прибавлен к числу её членов уволенный от управления томскою епархией епископ Агапит, после кончины которого место его занял, с 1854 г., уволенный от управления ярославскою епархией синодальный член, архиепископ Евгений, получивший разрешение присутствовать в конторе, когда позволит состояние его здоровья. 160 Вот перечень лиц, присутствовавших в московской синодальной конторе в продолжение царствования Императора Николая I: председательствующий Филарет, сначала архиепископ, потом митрополит московский, во все царствование; члены: 1) из московских викариев: Иннокентий (с 1826–1831), Николай (1831–1834), Исидор (1834–1837), Виталий (1837–1842), Иосиф (1842–1843); 2) из уволенных на покой: Агапит, бывший епископ томский (с 1841–1854), Евгений, бывший архиепископ ярославский (с 1854 и до конца); 3) из архимандритов: донские: Афанасий (1826–1832), Феофан (1832–1850), Симеон (1850–1852) и новоспасский Агапит (1854–1855); 4) из протопресвитеров Успенского собора: Яков Дмитриевич Никольский (с 1826–1839), Василий Иванович Платонов (1839–1855). Прокурорами конторы были: Евреинов (с 1825–1826), Михайлов (с 1826–1848) и Лопухин (с 1848–1855).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иван Никол. Аничковг-Платонов. С 1842 г. бакалавр. с 1848 г. экстраординарный профессор. Выбыл в 1854 году. Александр Федор. Лавров-Платонов. Бакалавр с 1854 года. С 1864 г. экстраординарный профессор. В 1878 г. епископ можайский, викарий московский. (См. гл. X.) Процессоры и бакалавры физико-математических наук Василий Иоаннов. Кутневич. Бакалавр с 1814 г. В августе 1815 года возведен в звание ординарного профессора математики. В марте 1816 года переведен на кафедру философии. Александр Евлампиевич Покровский. Воспитанник первого курса петербургской Академии. Из профессоров московской Семинарии в марте 1816 года переведен бакалавром в Академию. Оставил службу в сентябре 1818 года и поступил в Москву на должность священника. Скончался в 1860 году протоиереем московского придворного верхоспасского собора. Петр Спиридонов. Делицын. Первый магистр первого курса московской Академии. С 1818 года бакалавр, с 1822 г. ординарный профессор. В 1833 году рукоположен во священника московского Вознесенского девичьего монастыря. В 1841 году получил сан протоиерея. Скончался 30 ноября 1863 года, 45 лет быв на службе при Академии. Василий Григорьев. Примеров. бакалавр с сентября 1828 до 1837 года. Преподавал геометрию и физику. Александр Серг. Терновский. Из профессоров вифанской Семинарии бакалавр с 1837 года. Преподавал алгебру и физику. В 1844 г. выбыл на должность священника при церкви св. сорока мучеников. Скончался в сане протоиерея московского Казанского собора в 1877 году. Платон Иван. Капустин. Из бакалавров философии перемещен на класс математики в 1844 году. Преподавал геометрию и физику. Выбыл в 1850 году. Ныне протоиерей при церкви Никиты мученика в Басманной. Николай Александр. Сергиевский. Магистр и бакалавр петербургской Академии. Переведен в бакалавра московской в 1850 г. Преподавал геометрию и физику. В 1854 рукоположен во священника церкви Петра и Павла в Басманной. Ныне профессор богословских наук при московском Университете. Димитрий Федор Голубинский. Бакалавр с 1854 года. Преподавал геометрию и физику. С 1804 г. ординарный профессор. В 1870 году, по случаю закрытия в Академиях кафедры математики, оставлен сверхштатным преподавателем естественно-научной апологетики.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Благие знамения да возбуждают они к ревности и внимательному за собою наблюдению, дабы нашими расположениями и делами веры, правды и упования на Бога, упрочить за нашим отечеством избрание в орудие благих, хотя вместе и грозных, судеб Божиих. Призывая Вам, благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства Милостивого Государя покорнейший слуга и богомолец, Филарет М. Московский . В Лавре Мая 30, 1854 г. Письмо сие, писанное накануне праздника, опоздало тогда на почту. Совершив праздник, воспомянув Вас пред престолом, храма Пресвятыя Троицы, и желая, по возможности, иметь Вас участником сего праздника у нас, препровождаю при сем Вашему Сиятельству от храма Пресвятыя Троицы и от мощей Преподобного Сергия образ Пресвятыя Троицы. Ее Божественное благодатное благословение да будет на Вас, и да благо будет душе Вашей, и житию Вашему, и да управится и благопоспешится благоделание Ваше. Июня 1, 1854 г. Дело Канц. Об. Прокурора. 1854 г. I отд. 2 ст. 204. 194. Письма к епископу Антонию (Амфитеатрову) 158 † а) Преподобнейший отец архимандрит и ректор! Сегодня вечером получил я от Вас три сочинения студентов и часть каждого прочитал, потому что все прочитать еще некогда. Благодарю за внимание ко мне, и за то, что сочинения достойны внимания, по доброму направлению. Призывая Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю Вашего Высокопреподобия усердный слуга Филарет М. Московский . В Москве Февраля 12, 1854 г. Позвольте мне обратить внимание Ваше на одно слово в «Воскресном Чтении», которое невольно у меня осталось в памяти. Там сказано 159 , что писатель Евангелия Св. Лука посвятил свою книгу Феофилу. Посвящают Святому то, что до тех пор еще несвятое. Святое Евангелие можно ли посвятить человеку? – Мне кажется, и тогда, когда человеческое сочинение посвящают человеку, оскорбляют идею Святого. – Прошу прощения, если найдете, что вмешиваюсь в чужое дело. † б) Преосвященнейший Владыко, достопочтенный о Господе брат! Умедлив отвечать Вам на печальное слово, я дождался возможности начать мой ответ непечальным. При окончании праздника праздников, благодаря Вас за воспоминание о мне пред началом его, приветствую начавшееся Епископство Ваше. Господь да дарует Вам свет, и силу, и ревность к полезному служению Святой Православной Церкви. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

23. Иеромонах Феодорит, 1854–1871. По исключении из Рязанской семинарии принят в братство Спасо-Вифанского монастыря 1 сентября 1840 года, где в монашество пострижен 21 ноября 1843 года, рукоположен в иеродиакона 22 июля 1845 года, а 7 июня 1852 года посвящен в иеромонаха. Переведен по прошению его в число братства Сретенского монастыря 21 января 1854 года в возрасте 41 года. Исправлял должность ризничего и клиросное пение. Утвержден ризничим 14 ноября 1856 года. В должность казначея определен 26 октября 1859 года. Имел бронзовый крест в память войны 1853–1856 годов. Утвержден казначеем 23 декабря 1864 года. Награжден набедренником 9 апреля 1867 года. 24. Священник Василий Ширяев, 1855–1859. По окончании курса наук в Спасо-Вифанской семинарии с аттестатом 2-го разряда, вытребован был в Полоцкую епархию, где был рукоположен в священника Исидором, епископом Полоцким и Виленским , в местечко Якиман к Георгиевской церкви 30 августа 1837 года. Определен заведующим свечной соборной епархиальной лавки 24 ноября 1837 года, эту должность исправлял до 1841 года. 28 апреля 1842 года определен на священническое место к Николаевской церкви в село Орлово. Переведен к Дмитровской градской Преображенской церкви 28 октября 1843 года. По вдовству и желанию его в возрасте 38 лет определен в число братства Сретенского монастыря указом от 20 апреля 1855 года. Исправлял священнослужение. 8 февраля 1854 года был послан на две недели в Песношский монастырь для увещания к трезвости и испытания в поведении. По делу о притеснениях, делаемых им пономарю Ивановскому в присутствии местного благочинного перед началом богослужения, положил сто поклонов 26 марта 1854 года. 3 августа 1859 года по прошению был переведен в число братства Бобренева монастыря . 25. Послушник Александр Боголепов, 1855–1860. По исключении из низшего отделения Московской семинарии определен был во дьячка Коломенской округи села Ратмири к Богородице-Рождественской церкви. По отрешении от сего места за незнание и неспособность к пению, по его прошению определен в число послушников Сретенского монастыря 5 октября 1855 года в возрасте 23 лет. Исправлял должность звонаря. 26 октября 1859 года по прошению был отпущен для поклонения святым местам, находящимся в Московской епархии, сроком на 2 месяца .

http://pravoslavie.ru/67954.html

1849. Кн. 1. С. 23-30; 1849. Кн. 3. С. 4-5; Жизнь св. Саввы, 1-го архиеп. Сербского//ПрТСО. 1849. Ч. 8. С. 252-301 (отд. изд.: М., 1849); Ист. описание Троицкого Козловского мон-ря. М., 1849; Письмо к М. П. Погодину о нек-рых предметах, относящихся до русской истории//Москвитянин. 1849. Ч. 2. 5. Смесь. С. 9-11; Критический разбор свидетельств Патерика Печерского о летописи Нестора//ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 1-16; Начало монашества в России//ПрТСО. 1850. Ч. 9. С. 566-641; 1851. Ч. 10. С. 358-396; 1852. Ч. 11. С. 95-135 (отд. отт.: М., 1850-1851); Письмо о монашестве//Там же. 1850. Ч. 9. С. 233-243; Заметка о древнем обряде бить в блюдо на обеде//ЗРАО. 1851. Т. 3. С. 154-155; Исследования о древней рус. монетной системе в XI, XII и XIII вв.//Там же. С. 90-156; О рус. гривне в XI и XII в.//Там же. С. 50-53; Разбор ответа г-на Б[уткова] на новый вопрос о Несторе//Отеч. зап. 1851. Т. 74. 1. Отд. 8. С. 80-99; Учреждение общежития иноческого Пахомием Великим//ПрТСО. 1851. Ч. 10. Кн. 2. С. 528-562; Объяснение некоторых недоумений касательно летописи Нестора//ВОИДР. 1852. Кн. 13. С. 21-23; Основание жен. иноческих обителей в Египте//ПрТСО. 1853. Ч. 12. С. 598-640; Жизнеописание преосв. Кирилла, архиеп. Каменец-Подольского и Брацлавского// Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Полн. собр. слов и речей. М., 1854. Ч. 1. С. 1-57; История правосл. монашества на Востоке. М., 1854-1856. 2 ч.; О времени основания Печерской обители//ВОИДР. 1854. Кн. 19. С. 31-42; Пустынножительство в горе Нитрийской и ее окрестностях//ПрТСО. 1854. Ч. 13. С. 195-249; История правосл. русского монашества от основания Печерской обители прп. Антонием до основания лавры Св. Троицы прп. Сергием. М., 1855; Подвижники Скитской пустыни//ПрТСО. 1855. Ч. 14. С. 31-73; Св. Исидор Пелусиот//Там же. С. 472-547; Св. Петр, архиеп. Александрийский//Там же. 1856. Ч. 15. С. 596-609; Св. Илия, подвижник Синайский//Там же. 1857. Ч. 16. С. 7-53; Св. Анастасий Синаит//Там же. С. 578-605; Обозрение писаний прп. Нила Синайского//Там же.

http://pravenc.ru/text/1319810.html

Святитель Феофан, как и многие русские иерархи и церковные историки, живо реагировал на процессы, происходящие в отношении двух христианских Церквей. У него не было отдельного труда, посвященного этому вопросу. Но в отличие от многих авторов, он имел богатый личный опыт взаимодействия с католическими священниками, проходя свое служение на Святой Земле в составе Русской духовной миссии, в Константинополе и др. 522 , поэтому его высказывания представляют значительный интерес. Например, в письме от 29 июня 1851 г., будучи членом Русской Духовной миссии, он писал иеромонаху Антонину (Капустину) в Афины, что «злии латинове» активно занимаются прозелитизмом, однако «не хочется никому видеть их здесь владычество» 523 . Источниками для анализа взглядов святителя Феофана по вопросу отношения к католичеству являются: письма; проповеди, главным образом во время ректорства в Санкт- Петербургской духовной академии; статьи, опубликованные в журнале «Домашняя беседа» в 1859–1877 гг.; отдельные сборники; рукописные источники – переписка святителя Феофана с князем Н.Б. Голицыным о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, и пометы на полях рукописи С.О. Бурачка «Ключ к Восточному вопросу». Наиболее полно в духовном наследии святителя Феофана разобраны темы: догматическое учение о непогрешимости пап в вопросах веры и морали; догмат о Непорочном зачатии Девы Марии; учение о чистилище; тариф на индульгенцию; Православие, католицизм, протестантство. Догматическое учение о непогрешимости римского папы в вопросах веры и морали В 1854 г. из-за начавшейся Крымской войны Русская Духовная миссия в Иерусалиме вынуждена была приостановить свою работу. Российская империя и Турция, в границы которой входила Палестина, были противниками в этой войне, поэтому сотрудникам миссии пришлось возвращаться на родину через нейтральные страны. В 1854 г. святитель Феофан, будучи иеромонахом, был на краткой аудиенции у римского папы Пия IX, у кардинала Антонелли, о чем сохранились воспоминания в сочинении епископа Порфирия (Успенского) «Книга бытия моего» 524 . Епископ Порфирий подробно описывает эту встречу, передавая и разговор с Папой. Члены миссии провели в Риме неполных три недели (23 июня – 12 июля 1854 г.), поклонившись христианским святыням и знакомясь с живописными полотнами мастеров. В разговоре с членами Русской Духовной миссии понтифик заметил, что его «единственное счастье есть соединение Церквей в Иисусе Христе» 525 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В 1831 году игумения Феврония просила преосвященного митрополита Серафима о дозволении оградить отведенное под кладбище место забором и построить на нем, на средства прихожан, каменную часовню для того, чтобы в ней ставить привозимые поздно вечером мертвые тела до совершения над ними утром отпевания. По силе Синодского указа 22 декабря 1772 года, дозволяющего устраивать часовни на кладбищах, епархиальное начальство разрешило устроение часовни, и в 1831 же году, с согласия светского начальства, часовня устроена. В 1832 году представился благоприятный случай обратить эту часовню в церковь . С.-Петербургский купец Семен Калинин изъявил готовность пожертвовать 4000 рублей и пожертвовал 5000 рублей ассигнациями на пристройку к кладбищенской часовне каменного алтаря во имя св. Алексия человека Божия. Монастырь, имея ввиду, что, с устроением кладбищенской церкви, монастырская Успенская церковь , не отличающаяся при том поместительностью, избавится и от стеснения, сопряженного с отпеванием в ней тел, особенно привозимых не во время – или ночью, или во время служб, с шумом и непорядком, – и от «неприличного запаха», – испросил разрешение епархального начальства на обращение часовни в церковь. В течение 1832 и 1833 годов алтарь к часовне пристроен и 29 октября 1833 года Алексеевская церковь освящена Зеленецким архимандритом Кириллом. 212 Купцу Калинину за пожертвование 5000 рублей объявлено в феврале 1835 года благословение св. Синода. В 1854 году, при осмотре Алексеевской церкви, штукатурка на потолке церкви оказалась совершенно подмокшей и потолок совершенно испорченным. В мае 1854 года непрерывные дожди с бурями обнаружили, что покрывающий средину церкви плоский куполок, который и первоначально был покрыт сборными обрезками старого железа, к 1854 году окончательно изъеденного ржавчиной, течет во всех местах насквозь. Покрытие купола новым железом кроме времени, в случае продолжительности которого потолок мог обвалиться, потребовало бы и значительных издержек; а по?? тесом было и неудобно по форме купола и непрочно. Потому игуменья ??кия спросила разрешение покрыть купол чешуйчатым гонтом, что, по её мнению, было бы весьма красиво, соответствует русскому стилю и требовало небольшого расхода, потому что предложивший покрытие купола гонтом мастер из Владимира соглашался, в виде жертвы, взять за всю работу, при монастырском материале, который с удобством был приготовлен из монастырского леса, только 50 рублей. 213 От 8 июля 1855 года 72) 214 игуменья Маврикия донесла консистории, что к тому времени производство работ в Алексеевской церкви было окончено: купол покрыт деревянным чешуйчатым гонтом и крест новый, обитый белым железом, поставлен на место.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

и по принятии монашества с именем Германа смотритель Звенигородского, Перервинского и Дмитровского духовных училищ, после архимандрит Дмитровского Борисоглебского монастыря и потом Лужицкого (†). языка, после протоиерей Московской Воскресенской, что в Барашах, церкви, (†1886); Константин Озеров, окончивший курс в 1850 г., затем магистр Московской духовной академии, после протоиерей Московской Богоявленской, что в Елохове, церкви; Симеон Владимирский, окончивший курс в 1850 г., затем магистр Московской духовной академии, профессор Вифанской семинарии по кафедре словесности и потом Московской по кафедре Священного писания, после протоиерей Московской Смоленской, на Арбате, церкви, († 1888); Илья Косицын, окончивший курс в 1852 г., затем магистр Московской духовной академии и преподаватель сначала Тульской семинарии по кафедре словесности и потом преподаватель Вифанской семинарии по кафедре Логики, Психологии и Патристики, после протоиерей Московской, Успенской, на Покровке, церкви (†); Николай Фаворский, окончивший курс в 1852 г., потом протоиерей при Клементьевской, в Сергиевом посаде, церкви. Сергий Модестов, окончивший курс в 1852 г., затем магистр Московской духовной академии, после протоиерей Московской Ермолаевской, на Садовой, церкви; Алексий Некрасов, окончивший курс в 1854 г., затем магистр Московской духовной академии и профессор словесности в Московской семинарии, после протоиерей Московского Казанского собора, член духовной консистории и заведующий свечным епархиальным заводом; Александр Лебедев , окончивший курс 1854 г., затем магистр Московской духовной академии, после протоиерей Казанского собора в Петербурге и член Учебного комитета при Св. Синоде († 1898); Иван Левитский, окончивший курс в 1854 г., в монашестве, с именем Иосифа, архимандрит и ризничий патриаршей ризницы, Высокопетровского монастыря и после духовник на Афонской горе в монастыре св. Пантелеимона; Парфений Репловский, окончивший курс в 1856 г., затем магистр Московской духовной академии, потом диакон придворной церкви в Штутгарте и после доцент Киевской духовной академии († 1870); Петр Леонардов, окончивший курс в 1856 г..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010