Основной объем часто был оформлен боковыми портиками, массивный восьмерик венчался главкой, колокольня - шпилем. Аналогичная архитектура встречается и в более ранних по времени постройки деревянных храмах, таких как Димитриевская ц. в урочище Кострицы Боровичского р-на (1711, не сохр.); Никольская ц. в дер. Мроткино Батецкого р-на (1753). Такого типа церкви: каменные Духовская в д. Подмошье Шимского р-на (1756, руины); Покровская в с. Мошенском (1764, полностью перестроена); Успенская в с. Опеченский Посад Боровичского р-на (после 1764); деревянная Преображенско-Сретенская в дер. Оксочи Маловишерского р-на (1767, не сохр.); Екатерининский собор в пос. Крестцы (1777, перестроен); деревянная Ризоположенская ц. в дер. Шарья Любытинского р-на (1782, не сохр.); Никольская в дер. Осиновец Боровичского р-на (1795, разрушается); Благовещенская в с. Молвотицы Марёвского р-на (1797, не сохр.); Успенская в дер. Нальцы Боровичского р-на (1798, с ярко выраженной барочной отделкой, разрушается); Флоро-Лаврская в дер. Вел. Порог Боровичского р-на (1798); 3-престольная Успенская в дер. Сабле Батецкого р-на (1804); Троицкая в с. Подгощи Шимского р-на (1805); Благовещенская в дер. Порожки Волотовского р-на (1807). Два ступенчато расположенных восьмерика и луковичная главка венчали Преображенскую ц. в Боровичах (1797, разрушена в 1953), 3-частную, 2-этажную, с колокольней, и Пантелеимоновскую (блж. Николая Кочанова) в Новгороде (вероятно, 1772-1773, перестроена). Четверик Никольской ц. на Рождественском кладбище (1768, не сохр.) имел скругленные углы и завершался относительно малым световым восьмериком, над притвором была построена колокольня (1779) с круглыми в плане ярусами, декор был характерен для переходного периода от барокко к раннему классицизму. Троицкий собор в г. Валдае (1744, расширен в 1802-1803, колокольня - 1838, архитекторы Л. Руска, Д. Висконти (?)) по композиции - четверик с восьмериком и луковичной главкой на глухом барабане, с трапезной и колокольней над притвором - восходит к типу ц.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

В дер. Паперня в 1865 г. был разобран Троицкий храм, вместо него построен новый, деревянный - в стиле народного зодчества, к-рый освятили во имя арх. Михаила. На Рыночной пл. г. Слонима на месте сгоревшего католич. мон-ря М. В. Сильвестров предложил построить часовню в память «воинов и всех честных граждан, погибших во время мятежа». 3 сент. 1868 г. М. совершил освящение часовни и отслужил панихиду (Освящение часовни в г. Слониме//Литовские ЕВ. 1868. 18. С. 815-816). 4 сент. 1868 г. он освятил каменную ц. апостолов Петра и Павла в дер. Мизгири (Литовские ЕВ. 1869. 1. С. 40). В сер. июля 1867 г. был закрыт костел большого прихода в мест. Ляховичи Слуцкого у. Капитальный ремонт здания был произведен за неск. недель, от имени императора в переделанный храм придворный протопр. В. Б. Бажанов прислал образ Спасителя. Богослужение возглавил М. в присутствии минского губернатора П. Н. Шелгунова. М. совершал и поездки по епархии - напр., 1-4 мая 1860 г. с целью знакомства с приходами Борисовского у. посетил Косинскую, Логойские и Плещеницкую церкви. В эпоху реформ 60-х гг. XIX в. в ряде епархий были образованы благочиннические советы. В 1865 г. М. впервые собрал благочинных своей епархии для обсуждения вопросов религ. воспитания и нравственности. Его примеру последовали др. правящие архиереи. М. устраивал «соборики» духовенства во главе с благочинными. Первый такой «соборик» состоялся в квартире минского благочинного свящ. Никанора Смолича 13 дек. 1865 г. Они начинались с соборного церковного богослужения, затем проводилось заседание. В конце духовенство совершало панихиду по усопшим родственникам хозяев дома, в котором проходило собрание. 18 апр. 1865 г. при минском кафедральном Петропавловском соборе было учреждено братство, получившее наименование Николаевского в память о цесаревиче Николае Александровиче. Своими задачами оно ставило заботу о процветании правосл. веры, повсеместное учреждение при церквах школ, содействие церковному благолепию и расширение сферы благотворительности. Первое общее собрание братства прошло в нововозведенном доме М. Он, в частности, предлагал обсудить возможность проведения воскресных уроков для обучения правосл. женщин (преимущественно из прислуги) правилам веры и нравственности. 31 дек. 1867 г. открылось еще одно, Преображенско-Николаевское Слуцкое братство. С 1868 г. издавались «Минские епархиальные ведомости» - офиц. епархиальный печатный орган.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Клинцы. Клинцовский Успенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты В 1837 году единоверческий монах Мелхиседек (Якубовский) по благословению епископа Саратовского Иакова составил документ, озаглавленный «Краткая записка о раскольничьих монастырях, вновь возникших сектах и прочих тому подобных». Среди прочих монастырей Стародубья он называет Успенско-Клинцовский женский монастырь. Клинцы тогда были одним из наиболее крупных старообрядческих посадов Стародубья. Как сказал протоиерей о. Тимофей Верховский, посад Клинцы «имел преимущество перед другими посадами как в умственном отношении, так и по торговым оборотам». Успенский женский монастырь разместился за мужскими: Преображенско-Никольским и Предтечевым Красноборским монастырем в урочище Полоса в 4 верстах от Клинцов. Уничтожению последний в 1848 году (как не принявший единоверия) не подвергся и просуществовал до 1933 года. А вот Успенскому женскому монастырю (в тогдашнем виде) не удалось избежать закрытия. Позже, в истории старообрядчества, он вспоминается в связи с хиротонией клинчанина епископа Флавиана (Феодора Разуваева) в сан старообрядческого епископа, произошедшей 29 июня 1912 года. По своем рукоположении он посетил строящийся Успенский девичий монастырь. Есть основания полагать, что он благословил тогда сестер трехчастной иконой-деисусом, центральная часть которой была возвращена монастырю одной прихожанкой в 2006 году. Исследователь клинцовского единоверия и старообрядчества М.В. Кочергина разыскала в Российском государственном историческом архиве свидетельства об имущественном порядке существования обительских земель. При покупки земли и зданий поручителями сделки выступали зажиточные жители посада – купцы. Здания обители принадлежали по купчим грамотам и духовным наследствам там живущим и передавались по завещанию последующему поколению инокинь-насельниц. Так, инокиня Минодора (Мария Авраамовна Лаптева), настоятельница Княжей обители, завещала свои кельи сестрам-инокиням. Среди которых была ее родная сестра, инокиня Анастасия, и ее племянницы-инокини: Серафима и Олимпиада. Там же в фондах РГИА имеются заключения чиновников Министерства внутренних дел, что все клинцовские обители подчинялись Успенской девичьей обители.

http://sobory.ru/article/?object=47433

Таким именно путем шла первая Даурская миссия, основанная в 1681 г. на р. Селенге, по воле царя Феодора Алексеевича и по благословению святейшего патриарха Иоакима, состоявшая из 12 человек братии, под начальством игумена Феодосия. Эго можно видеть из древних монастырских актов Селенгинского, Посольского и Киренского монастырей, при разсмотрении которых, Преосвященному Мелетию, еще в бытность миссионером, удалось проследить колонизационную деятельность древней Даурской миссии. Означенныя акты им были изданы в Казани под названием: «древния церковныя грамоты Восточно-Сибирскаго края и материалы для истории Даурской миссии». (Казань. 1875 г.). В 1881 году исполнилось 200 лет с основания забайкальской духовной миссии первыми миссионерами-игуменами Феодосием и Макарием. Юбилейное празднование этого события ознаменовано преосвященнейшим архипастырем Мелетием обозрением всего Забайкалья из конца в конец, в течение трехмесячного срока, со служением во всех церквах. Торжество юбилея завершено было служением 1 н 6 августа в Троицко-Селенгинеком и Преображенско-Посольском монастырях основанных приснопамятными веропроповедниками – Феодосием и Макарием. Труды его снова обратили на него внимание свыше. 15 мая 1893 г., в день священного коронования Их Императорских Величеств, всемилостивейше сопричислен он к ордену св. Анны 1-й степени. В следующем году владыка успел открыть в Чите церковное Братство свв. Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия для усиления средств к открытию церковноприходских школ. По случаю вызова архиепископа Вениамина для присутствия в Св. Синоде в 1886 г., преосвященному Мелетию епископу Селенгинскому было поручено управление церквами Забайкальской области уже на правах епархиальнаго архиерея. 30 декабря 1887 года исполнилось 25 лет плодоноснаго служения преосвященнейшего Мелетия в священном сане 12 . В приветственной телеграмме, посланной из Иркутска, высокопреосвященный Вениамин архиепископ Иркутский и Нерчинский, между прочим, так охарактеризовал заслуги архипастыря-юбиляра: «Преосвященнейший владыко! Сегодня исполнилось 25 лет служения вашего в священном сане.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

1011 . Описание Козелецкого монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 30с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1874. – Кн. 5. 1012 . Описание Крупицкого монастыря св. Николая. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 38 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 3. 1013 . Описание Максаковского Спасского монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 24 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 4. 1014 . Описание монастырей Гамалеевского Харлампиева и Каменского Успенского//Черниг. епарх. изв. – 1862, 1863. 1015 . Описание Нежинского Благовещенского второклассного монастыря, называемого «Назарет» Пресвятые Богородицы. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 52 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 3. 1016 . Описание Нежинского женского монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 18 с. -Извлеч: из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 4. 1017 . Описание Новгород-Северского Спасо-Преображенско-го первоклассного мужского монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 122 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 3. 1018 . Описание Черниговского Елецкого монастыря. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 34 с. – Извлеч. из: Историко-стат. описание Черниг. епархии. – Чернигов, 1873. – Кн. 3. 1019 . Опыт объяснения на послание Апостола Павла к галатам высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Черниговского. – Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1862. – 174, 2с. – Извлеч. из: Черниг. епарх. изв. – 1862. 1020 . О старинных школах, богадельнях и братствах//Черниг. епарх. изв. – 1862. 1021 . Откуда коренные жители Лифляндии получили христианство : с Востока или с Запада?//Москвитянин. – 1843. 1022 . Письма Филарета, архиепископа Черниговского [В.Г. На-заревскому]. – М.: Унив. тип., 1883. – 24 с. – Из: Рус. вестник. – 1883. – Февр. 1023 . Письма Филарета, архиепископа Черниговского, к А.В. Горскому/С примеч. протоиер. С. Смирнова . – М.: Тип. Волчанинова, 1885. – 309 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В скором времени преосвященным Павлином был приобретен дом на этой же улице, на берегу Оки. После предварительного ремонта в нем поселилась его престарелая матушка, всюду следовавшая за своим сыном. Домик был старый, но добротный, с мезонином-светелкой и запущенным, заросшим сорными травами садиком. Во дворе был колодезь. Домик стоял на тихой, поросшей зеленой травкой улице. А из его окон открывался чудесный вид на заречные дали. Из березовой рощи, которая казалась совсем близко, ранним весенним утром доносилось пение соловья и кукование кукушки. «Здесь покой мой, здесь вселюся…», — радовался духом преосвященный. Но Господь судил иначе… Служить постоянно преосвященному Павлину предназначено было в Казанском храме, находящемся в нескольких шагах от его квартиры. Это был большой, старинной архитектуры храм с позолоченным, потемневшим от времени иконостасом и выстланным чугунными плитами полом. Главный придел в этом храме был в честь Преображения Господня, а называли его Казанским потому, что там находилась местночтимая икона Божией Матери Казанской. Впоследствии храм был переименован преосвященным Павлином в Преображенско-Казанский собор. Тридцатые годы в экономическом отношении были трудными. Дров в храме не было, да и средств, чтобы приобрести дрова, тоже не было. Храм находился на одной из окраин города, под горой. К нему вел крутой спуск. Осенью и зимой, особенно в гололедицу, желающих посещать этот храм было мало, а поэтому и средств в храме не было. Преосвященного очень огорчало то, что ему приходилось служить в почти пустом храме. Но так было только в начале его служения, в первые месяцы. Со временем, когда люди узнали и оценили по достоинству его богослужения, храм был всегда полон. По причине невозможности отопить обширное помещение храма, церковным советом был оборудован для совершения служб подвал под церковью. Внутренность подвального храма была до крайности проста и бедна. Кое-как сколоченный, покривившийся иконостас, низкий потолок со сводами, давно не беленые стены. Бедность и убожество. Было сыро и сильно пахло кислой капустой из соседнего, занятого «Овощебазой» подвала, но зато было тепло.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

К 1914 г. в М. е. действовали братства: минское Свято-Николаевское народное с отд-ниями, Минское Кирилло-Мефодиевское, Слуцкое Преображенско-Николаевское, Николаевское Бобруйское, Богородичное Мирское, Свято-Троицкое Даревское, Свято-Ильинское Одаховское, Богородичное Плотницкое, Рождество-Богородичное Литвянское, Покровское Койдановское, Анненское Столбцовское, Ильинское Любчанское, Казанское Негневичское, Свято-Троицкое Загорьевское, Успенское Лавришевское, Богородичное Полберегское, Свято-Михайловское Вселюбское, Спасо-Преображенское Райцовское, Варфоломея и Варнавы Тимковичское, Покровское Семежовское, Копыльское, Пинское во имя вмч. Феодора Тирона. В окт. 1907 г. начал работу Минский церковный историко-археологический комитет, имевший целью изучение церковно-религ. и общественной жизни края, сохранение памятников старины. Его основателями стали преподаватель Минской ДС Д. В. Скрынченко, директор народных уч-щ М. Н. Былов, который стал 1-м председателем комитета, и др. Деятельность комитета в основном заключалась в описании исторических памятников, церковных и монастырских архивов, в собирании фольклора, поисках предметов старины. На заседаниях комитета читали лекции по истории Минской губ. («Минск в XVII столетии», «Памятники старины», «Белорусы, их разговорный и книжный язык при свете истории» и др.), в 1909-1913 гг. вышли 4 тома трудов комитета - «Минская старина». В 1908 г. комитет организовал церковно-археологический музей, разместившийся первоначально в 2 комнатах архиерейского дома. К 1913 г. для музея построили отдельное здание, названное Юбилейным домом в честь празднования 300-летия Дома Романовых. К тому времени собрание музея насчитывало 1717 книг и рукописей, в т. ч. Евангелие кн. Юрия Олельковича, архив слуцкого Троицкого мон-ря, а также 1284 предмета старины. Из-за нем. наступления летом 1915 г. экспонаты музея эвакуировали в Рязань и др. города Российской империи. В Минск они вернулись в 1922 г. и впоследствии составили основу собраний Национального исторического музея Республики Беларусь.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Невзирая на малочисленность сослужащих и бедность обстановки, преосвященный умел придать своим богослужениям торжественность и поднять молитвенный дух предстоящих. Служил он восторженно, весь отдаваясь молитве, вкладывая всю душу в смысл произносимых им святых слов. Понятно поэтому, что все, имеющие «душу живу», стремились присутствовать при его богослужениях, чтобы самим принимать участие в совместных молитвах. Особенно много молящихся привлекали своею необычностью вечерние воскресные богослужения, так что вместительный Преображенско-Казанский собор всегда был полон. Калужским духовенством эти «новшества» были встречены более чем холодно… Так, окруженный любовью и уважением народа, скромно жил и трудился над возделыванием нивы Христовой преосвященный Служение его на Калужской кафедре длилось недолго — с декабря 1930 года по осень 1933 года. Летом 1933 года он получил телеграмму от одного, близкого ему по духу, епископа из Москвы, извещающую его о том, что он переводится в Могилевскую епархию. Известие это поразило преосвященного своей неожиданностью. Не предполагал он, что так быстро придется оставить ему Калугу, и не хотелось ему отсюда уезжать. Сообщение о переводе было неофициальным, поэтому никто не подозревал, что скоро наступит день, когда придется расстаться с любимым архипастырем. С этого времени преосвященный заметно изменился в своем обращении, всегда радушном и ласковом. Он стал как-то суровее, озабоченнее. Чувствовалось, что его что-то тяготит. Чувствовалась даже какая-то отчужденность. Трудно объяснить причину этого. Предвидел ли он тяжесть скорбей, ожидающих его в Могилеве, или были другие причины, омрачающие его светлую душу, — неизвестно. Это была его тайна. Ходили неясные слухи, что кто-то из калужского духовенства сделал на него донос в Св. Синод, но слухи остались только слухами… Матушка его тоже ходила с озабоченным и замкнутым видом. Когда было получено официальное извещение из Синода о переводе преосвященного на Могилевскую кафедру и это уже не было секретом, она рассказывала своим близким, что незадолго до получения телеграммы видела сон, содержание которого указывало, что Могилев будет для нее могилой…

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

180 Выражения, встречающиеся в III т. Актов Холмогор. и Уст. еп. Относительно некоторых часовен, что в такое-то время оне были приписаны к приходской церкви «на строение» (см. стр. 391, 393 и др. ), показывают, что до того оне были самостоятельными в имущественном отношении. Но если некоторыя часовни были приписаны Афанасием к приходским церквам, то большинство их все-же, как можно видеть из того-же III т. Акт. Холм.. и Уст. еп., остались на прежнем положении. 181 Акты Холмогор. и Уст. еп., т. III: «Важескаго уезда Верховажской четверти на Верховажском посаде часовня во имя св. великомуч. Флора и Лавра стоит от церквей Божиих разстоянием близ церквей Божиих. В той часовне в праздник св. мученик Флора и Лавра денежной казны збираетца малое число того-жь Внрховажского посаду в церковную Успенскую казну на церковное строение и на всякие церковные головые припасы; а во иные де дни в той часовни денежной и никакой часовенской казны никогда нисколько не збираетца». (Стр. 449–450. Ср. стр. 414, 356, 398, 360, 383, 589 и др.). 182 Ibid.: “И по их священника и церковного и часовенного прикащиков и мирских людей по скаске та часовня (Важ. у. Шенк. чет. Нижнекицкой вол.), по ево преосвящ. Архиепископа указу, в прошлых годах Березницкой десяцькой священник Степан Иванов приписал к церкви Знамению Пресвятей Богородицы на церковное строение». (Стр. 391). «И по их священника и прикащика и мирских людей по скаске, по указу преосвящ. Архиепископа, в пошлых годех Благовещенского собора льякон Иов приписал ту часовню (Георгиевскую, Шидровской деревни, Устьважской волости – в Шенкур. четверти Важ. у.) к церкви Успения Пресвятыя Богородицы в дом на строение». (Стр. 392–393). Несколько спустя, очевидно – по челобитью священника и церковнаго прикащика Устьважской волости, на имя Березницкаго десятскаго священника Стефана сделано было такое распоряжение относительно Георгиевской Шидровской часовни: «в Устьважскую волость в Пречистенскую казну к новому церковному строению Шидровской деревни из Георгиевской часовенной казны наличныя деньги, сколько ныне в заборе есть, отдать». (Пошл. кн. Архиер. Дома за 195 г., отд. грам. и пам. по челоб. д., стопка 15, л. 2-ркп. Арханг. Дух. Сем. 233). См. Также Акты Холм. и Уст. еп., т. III, стр. 513 (относительно Афанасиевской часовни Боровинскаго прихода Кокшенской четверти), стр. 515 (относительно Преображенско-Сретенской часовни того-же прихода), стр. 517 (Ильинская часовня того-же прих.), стр. 512 (часовня во имя Параскевы Пятницы того-же прих.)

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Большое число монастырских построек находилось за его стенами. Ближе к южным воротам стояли два дома причта (1886 и 1893) с надворными постройками. Недалеко от восточного входа размещались две гостиницы для богомольцев (1887 и 1890), за первой из них располагалась конюшня. Кроме этих сооружений в подмонастырской слободе числилось более двадцати хозяйственных, жилых и служебных построек (в том числе большой скотный двор, конюшенный двор, сарай для пожарных машин, многочисленные амбары и сараи). Монастырское кладбище находилось в 200 метрах от ограды обители. Здесь в 1911 году на средства благотворительницы московской купчихи Е.Ф. Чижовой была поставлена деревянная часовня в русском стиле. Проект для нее выполнил А. Федосеев – строитель монастырского собора. Монастырю принадлежала также каменная часовня на главной площади Пошехонья, возведенная в 1891 году в память спасения царской семьи в 1888 году во время крушения поезда и освященная 28 августа 1892 года. Известно, что святейший патриарх Тихон (Белавин) посетил Севастианову пустынь. Вот цитата из его жизнеописания: «Владыка проследовал далее по трудному пути в Севастианов женский монастырь, отстоящий от города Пошехонья в двадцати пяти верстах. Это была истинная глухомань. До ближайшего села от монастыря было тринадцать верст. Но и там, в глуши, Владыка не остановился. Он отправился в Успенский скит, расположенный в глухом лесу в трех с половиной верстах от обители». В 1919 году монастырь был закрыт. Храмы были обращены в приход. Сестры, которых было более ста, некоторое время продолжали жить в обители под видом трудовой артели. В 1930 году обитель была окончательно закрыта. http://sohot.cerkov.ru/ Преображенско-Севастьяновский монастырь в Пошехонском уезде, в 25-ти верстах от города Пошехонья, среди обширнаго лесного пространства, называемаго Сохотским лесом. Основан монастырь на месте духовных подвигов и блаженнаго упокоения Священно-инока Преподобнаго Севастиана, Пошехонскаго Чудотворца, который пришел в сие пустынное место в конце XV века и был основателем и первым начальником монастыря, «на Сохти реце». Мощи почивают под спудом. С 1697-1702 годах обитель числилась в Вологодской епархии; с 1725 года состояла приписною к Черновецкому Воскресенскому монастырю, Новгородской епархии, а в 1764 году, при учреждении монастырских штатов, была упразднена и пришла в крайний упадок. Над мощами преподобнаго существовала лишь деревянная часовня, устроенная и поддерживаемая усердием окрестных жителей, среди которых свято хранилась память о лесном великом подвижнике и чудотворце и месте его блаженнаго покоя. В 1853 году купцом Петром Денисовым устроена и 9 января 1856 года освящена, вместо часовни, деревянная церковь во имя преподобнаго Севастиана. Указом Святого Синода от 13 декабря 1885 года учреждена и открыта Севастианова женская община, возведенная в общежительный женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=15660

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010