19. Послушник Иван Смирнов, 1853. Московской губернии Подольского уезда Николаевской в селе Кленове церкви пономаря Гавриила Ионова сын . По исключении из высшего отделения Московского Перервинского духовного училища по собственному желанию и по прошению его отца, определен в число послушников Сретенского монастыря 31 августа 1853 года в возрасте 20 лет. Исправлял послушание в должности пономаря. 20. Послушник Василий Архангельский, 1853–1854. Московской губернии Подольского уезда Успенской церкви дьячка Стефана Сергеева сын . По исключении из низшего отделения Московского Перервинского духовного училища по безуспешности в 16 лет был определен в Сретенский монастырь на послушническое положение на год на испытание 31 июля 1853 года. 3 сентября 1854 года был определен в число послушников монастыря . Исправлял послушание пономаря. Указом от 9 апреля 1855 года определен на пономарское место Подольского уезда в село Станиславль(?) . 21. Инок Илья (Алексеев), 1854–1859. Послушник Яков Алексеев. Из московских мещан. По увольнении от общества первоначально определен был Костромской епархии Троицкой Кривоезерской пустыни в число послушников 26 октября 1851 года. А 15 февраля 1854 года в возрасте 23 лет определен в число послушников Сретенского монастыря. В стихарь посвящен епископом Дмитровским Алексием в Георгиевской церкви, что в бывшем Георгиевском монастыре 11сентября 1855 года. Исправлял чтение и клиросное пение. В 1857 году облачен в рясофор. 18 августа 1859 года по прошению был переведен в число братства Николаевского Угрешского монастыря . 22. Иеродиакон Парфений (Никаноров), 1854–1869†. Инок Павел. Из вольноотпущенных графини Паскевич-Еривинской. Первоначально определен был в число братства Николаевского Песношского монастыря 12 сентября 1850 года. В Сретенский монастырь перемещен 29 октября 1854 года в возрасте 33 лет. Исправлял чтение и клиросное пение, был свечником. 25 октября 1859 года разрешено ему было отправиться для поклонения к Гробу Господню в Иерусалим и на Афонскую гору сроком на один год . В монашество пострижен 17 января 1861 года. В стихарь посвящен 23 декабря 1865 года, 25 декабря того же года был рукоположен в иеродиакона. Умер 24 января 1869 года. Похоронен в Покровском монастыре.

http://pravoslavie.ru/67954.html

С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга и Богомолец Филарет М. Московский . В Москве. 8 Апреля 1854 г. Дело Канц. Об.-Прокур. 1854 г. I отд. 2 ст. 171. 117. Поздравление графа Н. А. Протасова с праздником Рождества Христова в 1854 году 22 Декабря 1854 г. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! С рождением Христа Бога и Спасителя Мира Ангелы возвестили земле мир, – мир свышний, премирный, умиряющий души с прогневанным грехами Богом, и взаимно соединяющий души в общей вере, ненарушимый внешними бранями и нестроениями, сильный победить их. В духе сего мира простираю к Вам слово искреннего сорадования о рождшемся Спасителе нашем: и лик Его да исполняет дух Ваш Своим миром и радостию, и как явившийся нам источник жизни, да обновит жизнь Вашу и продолжит в крепости, к продолжению полезной Церкви и отечеству деятельности. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга и Богомолец Филарет М. Московский . В Москве. Декабря 22, 1854 г. В прошедшее воскресенье освящена мною другая (теплая) церковь единоверческая на Преображенском кладбище, с четырьмя единоверческими священниками, в присутствии единоверцев и не единоверцев. А в единоверческой церкви Рогожского кладбища в сей день присоединено к единоверию около шестидесяти человек. Дело Канц. Об.-Прокур. 1854 г. отд. 1. ст. 2. 195. 118. Письмо Преосвященного Филарета к А. И. Карасевскому 88 об увольнении заграницу, находящегося при Преосвященном Никаноре Фиваидском, архимандрита Дионисия 10 Мая 1856 г. Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! Преосвященный Никанор Фиваидский 89 и его архимандрит не дают покоя мне, а я Вам. Нельзя ли ускорить разрешение увольнения сего архимандрита заграницу. Прося прощения, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Превосходительства покорнейший слуга Филарет М. Московский . 1 Мая 1856 г. Дело Канц. Об.-Прокур. 41807. 119. Замечание Митрополита Филарета на проект определения Св. Синода об исправлении чина исповедания и обещания архиерейского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

разрешения снять крест для произведения необходимых починок в нем и в яблоке. Указом от 10 июля 1854 г. разрешено «снять крест, и, по произведении необходимых починок в главе соборного здания, поставить оный с прочным укреплением». К 4 октября 1854 г. крест был приготовлен и было донесено, что в непродолжительном времени он будет поставлен. Это непродолжительное время продолжалось, однако же, до июля 1855 г. крест был на церковь поставлен. Успенская церковь первоначально была холодная, а Благовещенский придел – теплый. В 1854 г. признано возможным и разрешено соединить Успенскую церковь с Благовещенскою и устроить в ней печи, и с 1855 – 1856 гг. Успенская церковь сделалась теплою. Сколько было в Успенской церкви престолов в древнейшие времена, до разорения ее шведами и по воссоздании ее в начале XVII в. до вторичного разорения ее пожаром в 1702 г. и воссоздания после пожара: один ли только был Успенский престол или были кроме него и придельные престолы – сведений о том мы не имеем. В переписи 1628 г. упоминается только об Успенской церкви, без раздельного означения в ней престолов. Но по воссоздании церкви в начале XVIII в. после пожара 1702 г., в ней были устроены три престола: главный Успенский и придельные: Благовещенский и Варваринский. Документы монастырского и консисторского архива с 1727 г. упоминают об этих трех приделах. В 1855 – 1856 г. к ним присоединен четвертый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. С 1854 г. в Успенской церкви оставался «иконостас простой столярной работы и образа в нем простого иконного письма, но к 1854 г. он обветшал. Сверх того, по недостатку размерности и стройности в расположении частей его и по безвкусию и стилю отделки, он был весьма неблаговиден, потому этот иконостас с разрешения епархиального начальства в 1855 г. снят; храмовые иконы церкви Успения Божией Матери вставлены в новый иконостас. Некоторые иконы для придельных иконостасов писаны художником Василием Васильевым. Прочие работы по иконостасам производил мастер Савельев… В тех же 1854 – 1856 г.

http://sobory.ru/article/?object=00124

9      февраля 1854 г. Россия объявила войну Англии и Франции. 28 марта последовало объявление того же этими государствами, войну вызвавших, но желавших, чтобы вызов исходил не от них. 26 января 1855 г. войну России объявило королевство Сардиния. Предательством оказалось поведение Австрии, императору которой Государь так доверял. Он ожидал в острое время переговоров давления Австрии и Пруссии на султана. Позднее Царь рассчитывал на их благожелательный нейтралитет. В Вене же камень уже вытаскивался из-за пазухи. Князю А.Ф. Орлову, посланному туда в начале 1854 г., осмелились задать вопрос – сможет ли Государь дать обещание не интересоваться впредь судьбой славян. Решительный отрицательный ответ Государя повлек за собой открытие Австрией своих карт. «Позволишь ли ты себе, апостольский император, интересы турок сделать своими? Допустит ли это твоя совесть? Произойди это, Россия одна под сенью святого креста пойдет к своему святому назначению. Если же ты будешь поддерживать дело турок и пойдешь против меня под знаком полумесяца, то это приведет к отцеубийственной войне...» Государь укорил его в этом письме, сказав, что его славный дед (император Франц I) так не поступил бы. Те же мысли, напоминанием о том, как недавно еще Россия, жертвуя кровию своих сынов, спасала его от взбунтовавшихся подданных, излагал Государь в письме к Францу Иосифу от 18 февраля (1 марта) 1854 г. Прусский король Фридрих Вильгельм IV, брат Императрицы Александры Феодоровны, некоторое время колебался. 20-го же апреля 1854 г. Пруссия заключила в Вене договор с Австрией, и обе державы потребовали очищения Россией Молдавии и Валахии. Княжества были очищены и заняты турецкими и австрийскими войсками. 2 декабря 1854 г. Австрия заключила союз с Англией и Францией. Естественное негодование Императора Николая I вызвало поведение Пруссии, своим существованием во время господства в Европе Наполеона I обязанной России и ею окончательно освобожденной от его гнета. Но там приобрели значение те силы, о планах которых писал Бисмарк, говоря о положении в Европе в середине прошлого столетия: «В этой обстановке наша либеральная партия вела курьезную двойную игру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В начале 1854 года Государь Император Николай получил доклад военного министра о выборе места для крепости в Семиречье и незамедлительно наложил резолюцию: «Согласен. Укрепление назвать Верным». И присовокупил, что устройство передовой линии по рекам Или и Чу является «делом первостепенной важности и необходимости». Резолюция Царя была датирована 4 февраля 1854 года. Русский путешественник П. П. Семенов-Тянь-Шаньский, посетивший Заилийский край в 1856-1857 годах, писал: «Для укрепления Верного было выбрано идеально прекрасное место. Хотя на этом предгорье не росло ни одного дерева, но долина, на него выходящая, была богата лесной растительностью, а обилие воды в ней давало возможность для искусственного орошения всей предгорной площади». Весь 1854 год прошел в строительстве укрепления. Сооружались казармы, крепостной вал, пороховые погреба, склады для оружия и боеприпасов. К осени 1854 года временное укрепление было готово. Оно представляло собой неправильный, обнесенный частоколом и окаймлено рвом пятиугольник, одна сторона которого тянулась параллельно берегу Малой Алматинки. Люди поселились в казармах и бревенчатых избах. 17 сентября 1854 года, в день святых мучениц Софии и ее дочерей Веры, Надежды и Любови Заилийское укрепление было торжественно освящено. Утром, после развода гарнизона, команды выстроились в каре, и военный священник совершил благодарственный молебен. Пропели многолетие Царствующему дому, «Коль славен наш Господь в Сионе», «Отче наш». Командующий офицер отдал приказ, и с крепостных валов раздались многократные пушечные залпы. Под раскатистый грохот артиллерии состоялся крестный ход. Священник с иконами и хоругвями обошел и окропил святой водой новоустроенное укрепление. В тот же день была направлена депеша в г. Омск, в которой сообщалось о переименовании укрепления Заилийского в укрепление Верное. Название же реки Или воспринималось русскими как местность святого пророка Илии. В 1868 году на берегу реки была поставена часовня в память о первой переправе русских войск в Заилийском крае. В самом же выселке Илийском, основанном в 1856 году, была возведена церковь во имя святого пророка Илии. В это же время в память небесных покровительниц Семиречья были названы первые казачьи станицы, основанные у подножья Заилийского Алатау переселенцами из Западной Сибири – Надеждинская (Иссык), Софийская (Талгар), Любавинская (Каскелен).

http://pravoslavie.ru/36355.html

10. Монах Венедикт (Первенцев), 1850–1854. Послушник Василий Первенцев. В 1821 году первоначально определен был Жиздринского уезда в село Фоминичи в пономаря. В 1822 году был посвящен в стихарь. 31 марта 1850 года определен в число послушников Георгиевского монастыря. 22 ноября 1850 года в возрасте 41 года определен в Сретенский монастырь. Пел на клиросе. С 1851 года – инок Вениамин. 4 декабря 1853 года пострижен в монашество. Исправлял послушание в должности свечника. 16 июня 1854 года по прошению определен в число братства московского Покровского монастыря . 11. Инок Иероним, 1851–1855. По исключении из низшего отделения Рязанской семинарии без свидетельства, 27 августа 1813 года определен был в село Новопокровское на дьяческое место. А 1 сентября 1814 года посвящен в стихарь, вдов. В Сретенский монастырь определен 26 марта 1851 года в возрасте 55 лет. Исправлял послушание в должности часовенного, потом был помощником свечника. 17 января 1855 года по прошению его уволен из монастыря и духовного звания для избрания другого рода жизни . 12. Послушник Агапий Петров, 1850–1855†. Из воспитанников Императорского воспитательного дома. В Сретенский монастырь определен 6 мая 1850 года в возрасте 19 лет. Исправлял клиросное послушание. 12 октября 1851 года посвящен во стихарь. Умер 17 августа 1855 года. 13. Послушник Алексей Смирнов, 1852–1854. Находящийся на послушническом положении Алексей Смирнов. Из духовного чина. По исключении из высшего отделения Звенигородского уездного училища в возрасте 17 лет определен в Сретенский монастырь 21 июля 1852 года на год на испытание. Исправлял чтение и церковное пение. 7 августа 1853 года принят в братство Сретенского монастыря и 29 ноября того же года посвящен в стихарь в домовой церкви преподобного Саввы, что на Саввинском подворье . Исправлял должность пономаря. В 1854 году был уволен «в село во дьячки». 14. Послушник Семен Никифоров, 1853–1854†. Из вольноотпущенных графа Шереметьева. В Сретенский монастырь в число послушников определен в возрасте 21 года, с надеждою пострижения в монашество 12 июня 1853 года. Исправлял клиросное пение. Умер в 1854 году .

http://pravoslavie.ru/67954.html

616 В том обстоятельстве что Антоний, как принятый в поповщину не чрез вторичное крещение, остался при еретическом крещении, Софроний указывал главное препятствие к общению с ним даже в 1856 г., на что Антоний с своей стороны горько жаловался в митрополию («Переписка раскольнических деятелей». вып. III, М., 1899, стр. 176–177). 617 В письме Кирилла к Онуфрию, от 15 ноября 1854 г., писанном рукою Колона, читаем: „известный вам Софроний преобразился ныне, на удивление света, во лжехриста, действительного в самой высочайшей степени, и смущающего повсюду в восточных губерниях благочестивых християн (Белокриницкий архив). 618 В „Памятнике происходящих дел“, 147 записано Павлом: „1854, генваря, Алимпий инок отправлен для взыскания долгов по врученному ему контракту“. Эта „под завесою“ запись была последняя, сделанная в Памятнике самим иноком Павлом. Доселе весьма аккуратный в ведении здесь записей, он, очевидно, не мог уже по болезни вести их далее. И настоящая сделана уже не так аккуратно, как прежние, – не поставлено число, тогда как ранее оно всегда выставлялось. Тут же, в графе „Какое последовало решение“, не Павлом уже, а Пафнутием, который некоторое время вел потом записи в Памятнике, сделана об Алимпие следующая отметка: „Возвратился без успеха по причине русского преследования“. 622 Что в Белой-Кринице без возражений даже благосклонно принято было известие о поставлении Аркадия, это доказывается тогда же начатыми митрополиею братскими с ним сношениями, как видно из Аркадиева письма к Кириллу и Онуфрию от 12 июля 1854 г. Из этого же письма видно, что известия о добруджинских событиях были доставлены в Белую-Криницу из Ясс («Переписка раскольнических деятелей». вып. II, М., 1889, стр. 26–34). 623 В „Памятнике происходящих дел“, под 5 мая 1854 г. 154), записано рукою о. Пафнутия: „Сего числа в 9-м часу пополудни, т. е. в вечер, в среду Преполовения праздника Пасхи, преставился от сея жизни верховного совета член и основатель и правитель сей Белокриницкой митрополии, преподобный отец инок Павел-великий в вечное наследие, идеже и всем нам подобает быти“. Запись эта достаточно свидетельствует о степени уважения к почившему со стороны его почитателей, к числу которых принадлежал тогда о. Пафнутий. Экзарх Аркадий, которому вскоре же послано было известие о кончине Павла, в письме к Кириллу и Онуфрию от 12 июля 1854 г. писал: „“Отцу Павлу буди от нас вечная память. Вси бо умрем, цари же и князи. («Переписка раскольнических деятелей». вып. II, М., 1889, стр. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В 1854 году?? на главе Успенской церкви, с давнего времени находившийся неск?? ненным на сторону, весенними ветрами был раскачан до того, ч?? обрушиться. Рабочие с трудом и опасностью взмостившиеся при ?? средствах для осмотрения порчи, нашли как яблоко, в которое ?? крест, так и саму пяту креста совершенно сгнившими. По возмо?? было увязано и перепутано веревками; но, очевидно, долго держать ?? могло. В следствие сего и во избежание пробития самой главы, в ?? дения креста, игуменья Маврикия просила, 18 мая 1854 года ?? ния снять крест для произведения необходимых починок в нем и в яблоке. Указом от 10 июля 1854 года 3502) разрешено «снять крест, и, по произведении необходимых починок в главе соборного здания, поставить оный с прочным укреплением». К 4 октября 1854 года крест был приготовлен и было донесено, что в непродолжительном времени он будет поставлен. Это непродолжительное время продолжалось, однако же, до июля 1855 года, когда крест был на церковь поставлен. 202 Успенская церковь первоначально была холодная, а Благовещенский придел – теплый. В 1831 году, когда игуменья Феврония просила разрешения на распространение теплой Благовещенской церкви, с ассигнованием 13509 р. 65 коп. на эту перестройку, епархиальное начальство спрашивало игуменью: «не возможно ли самый Успенский собор сделать теплым? и если сего сделать нельзя, то по каким именно причинам?» Игуменья отвечала, что сделать собор «теплым за малопространством его внутренности, состоящей в 4саж. от иконостаса до входных дверей длины и в 5 саженях между побочных оного стен ширины, невозможно; тем паче, что в середине его же находятся два каменные порознь для поддержания над упоминаемым собором сводов, купола и арок столпа по 2 аршина во все стороны толщины; а поместить при двух оного собора углах печки, будет он несравненно теснее нынешнего придала Благовещенского. 203 В следствие этого заявления мысль сделать собор теплым оставлена, и разрешено было распространить Благовещенский придел. Но в 1854 году признано возможным и разрешено соединить Успенскую церковь с Благовещенской и устроить в ней печи, и с 1855 – 1856 года Успенская церковь сделалась теплой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

18 февр. 1868 г. в Слуцке возродилось Преображенское братство, учрежденное в 1586 г. кн. Юрием Олельковичем. Новое братство было названо Преображенско-Николаевским, поскольку состояло при слуцком Николаевском соборе. Первым председателем братства стал настоятель собора прот. Петр Сулковский, к-рый и был инициатором его восстановления. Первоначально братство активно проявляло себя, но со временем утратило самостоятельность, став в 1888 г. уездным отд-нием минского Николаевского братства. В 1902 г. в Минске было основано Об-во хоругвеносцев для улучшения организации крестных ходов, а также с целью «капитальной перестройки и большего благоукрашения» храма в дер. Крупцы близ Минска, где хранилась чудотворная Крупецкая икона Божией Матери . Об-во находилось под покровительством Минского архиерея. 2 февр. 1907 г. в Минске открылось правосл. народное братство в честь Животворящего Креста Господня. Его появление связано с последствиями выхода 17 апр. 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости» , когда в М. е. усилились католич. прозелитизм и польск. национальная пропаганда, результатом чего стали массовые переходы из Православия в католичество. Братство ставило целью охрану интересов Православия и рус. народности, объединение правосл. людей губернии, содействие воспитанию и просвещению юношества, просвещение народа посредством собеседований, чтений, лекций и т. д., заботу о благолепии правосл. храмов, о красоте церковного богослужения и о материальном обеспечении причта. Деятельность братства простиралась на всю территорию Минской губ. Братство издавало газ. «Братский листок» (1907-1910), печатало воззвания к правосл. населению о защите Церкви и Отечества - тысячи листков и брошюр бесплатно раздавались в Минске и рассылались по приходам М. е. Братство также оказывало помощь правосл. населению, защищало людей от произвола чиновников и помещиков, выдавало нуждавшимся беспроцентные ссуды. В 1909 г. братство организовало в Минске центральную ссудо-сберегательную кассу. Со временем многочисленные отделы братства, открываемые в епархии, стали организовывать у себя подобные кассы и потребительские лавки.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

169 Воспитанником миссии и главным ее переводчиком на протяжении многих лет был Михаил Васильевич Чевалков, родом из телеутов. Он стал первым алтайским писателем, известным далеко за пределами своей родины. Ему принадлежат многие интересные и оригинальные произведения, самое значительное из которых – «Памятное завещание». Питомцами миссионеров были также И. М. Штыгашев, первый шорский писатель и миссионер, и алтайский художник Г. И. Чорос-Гуркин, работавший в Улалинской иконописной мастерской. 170 Митрополит Московский Филарет писал преосвященнейшему Алексию, архиепископу Тверскому, в царствование императора Александра II, когда работа по переводу Библии на русский язык велась по благословению Св. Синода, следующее: «Дело о переводе Священного Писания неспешно идет: но чтобы совсем остановлено было, я не слыхал. Впрочем, наше время полно нечаянностей. Дело Господне предадим в руки Господни и помолимся, да не будем наказаны за небрежение о нем, как думал покойный архимандрит Макарий» (Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию, 1841–1867. М., 1883. С. 170). Знаменательны и следующие строки из письма святителя Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию: «Конечно примечательно, что отец Макарий во время нескорбное предрекал скорби за небрежение о распространении слова Божия, и скорби потом пришли» (Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию, 1831–1867. М., 1884. Ч. IV. С. 11–12). 171 Многие педагогические приемы первоначальника Алтайской миссии признаны впоследствии образцовыми – например, преподавание местным жителям на их родном языке, применение наглядного метода обучения (который вошел в обиход преподавания в учебных заведениях России лишь в конце XIX в.) (см.: Ястребов И. Краткие сведения о жизни и деятельности архимандрита Макария... С. 72). 174 В 1993 г. в Болхове впервые за много лет был проведен крестный ход от храма Рождества Христова до Троицкого Оптина монастыря. В Горно-Алтайске в 1998 г. был заложен и ныне действует храм, освященный во имя прп. Макария Алтайского . В 1999 г. в этом городе создано Миссионерское общество во имя преподобного Макария. В Новосибирске действует Православный Свято-Макарьевский богословский институт. В мае 2002 г. в Орле и Болхове была проведена Глинская научно-практическая конференция, посвященная 210-летию со дня рождения и 155-летию со дня блаженной кончины преподобного Макария Алтайского . Состоялся большой крестный ход с новописаной иконой Преподобного от Спасо-Преображенско-го собора г. Болхова до Троицкого Оптина монастыря, где под сводами Троицкого собора находится монастырский склеп-усыпальница.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010