8. Архиепископ Могилевский В конце августа 1933 года преосвященный был вызван в Москву, в Синод. Возвратясь, он официально объявил благочинному о своем переводе. Скорбию наполнились сердца всех искренне преданных ему людей, когда долетела до них горестная весть. Все были удручены близкой разлукой и, как это всегда бывает, даже представить себе не могли, что его уже не будет с ними, что какие-то другие люди будут молиться с ним, что на Калужскую кафедру вступит новый архиерей. «Такого владыки у нас не будет больше…» — со скорбию говорили многие. Горестно было смотреть на преосвященного, когда он в последний раз служил в Преображенско-Казанском соборе божественную литургию. Вид его был, — как образ скорбного ангела. Когда он произносил возгласы, голос его неоднократно прерывался от с трудом сдерживаемых рыданий. Стоя на амвоне, после окончания литургии, и в последний раз благословляя теснившийся к нему народ, он плакал. Крупные слезы тихо катились по его бледным щекам. Плакали мальчики, его маленькие иподиаконы, плакали почти все, подходящие к нему. «Не плачьте обо мне… — сказал он некоторым. — О себе плачьте… и о детях ваших». Видимо, ему тяжело было расставаться с Калугой. Тяжелое предчувствие теснило его грудь и навевало безотрадные мысли… Но он был послушный сын Святой Церкви и потому принял безропотно это нежелательное назначение, как от руки Господней. Душа его томилась и скорбела, но дух был бодр… В первых числах сентября преосвященный Павлин, простившись со всеми, уехал в Могилев в сопровождении одного близкого духовно иеромонаха, впоследствии епископа Гомельского. К тому времени келейника при нем не было. Он оставил своего владыку и уехал на родину, в Пермь. Перед отъездом преосвященный как бы повеселел. Ласково со всеми простился, утешая плачущих и ободряя надеждою на скорое свидание. На вокзале же он, обращаясь к провожатым, на вопрос «когда же мы вас увидим?» ответил: «Увидимся… Только не скоро… Не скоро…». Матушка преосвященного осталась до времени жить в Калуге. Тяжело ей было оставаться одной в опустевшем и сразу как бы затихшем доме. Она привыкла всю жизнь следовать за сыном, неразлучно находиться близ него. Преосвященный, ободряя ее, говорил, что служение на Могилевской кафедре не будет продолжительным, что он надеется опять жить в Калуге.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

В 1813 г. двухэтажная церковь, построенная, как принято считать, в честь победы русских войск над Наполеоном, была открыта и освящена. В первые два десятилетия своего существования она называлась Преображенско-Ильинско-Александра Невского церковью, так как в ней было три придела, два: Преображения Господня и пророка Ильи, перешедшие от старых церквей, и один новый - в честь св. благоверного князя Александра Невского. Впоследствии последний был упразднен, а вместо него созданы три новых придела: в честь жен Мироносиц, Богоявления Господня и иконы Божией Матери " Знамение " . Прихожанами новой церкви стали жители Белгорода: купцы, мещане, крестьяне, а также малороссияне пригородной слободы Красной. Документальных источников XIX века о Преображенской церкви имеется крайне мало. Тем ценнее представляется для нашего современника хранящийся в Белгородском областном государственном архиве документ под заглавием " Ведомость о церкви Преображенской города Белгорода за 1872 год " . В этом документе сообщается: " 1. Настоящая построена 1813-го года тщанием прихожан и разных благотворителей; между колокольнею и главною, на втором этаже, находится теплая, иждивением разных благотворителей устроенная. 2. Зданием каменная, имеет повреждение, и свидетельствована архитектором. 3. Престолов в ней пять, в настоящей три: 1-й - во имя Преображения Господня; 2-й - во имя Св. Пророка Ильи и 3-й - во имя Св. жен Мироносиц; в теплой, на втором этаже, - два: 1-й во имя Богоявления Господня и 2-й - в честь Знамения Божией Матери. 4. Утварью достаточна. 5. Причта при ней: два священника, дьякон и причетник. 6. Земли при сей церкви писцовой 56 десятин, на каковую и межевая книга имеется и хранится в церкви; владеют ею священноцерковнослужители. 7. Домы у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на купленных усадьбах устроенные. 8. На священноцерковнослужителей жалованья и постоянного оклада не получается, содержание их посредственно. 9. Здания при сей церкви суть: девять каменных лавок, с коих в пользу церкви получается до 400 рублей в год.

http://sobory.ru/article/?object=03563

Не только мы, пастыри, но и все во Христа Сына Божия верующие миряне, должны всегда и при всех обстоятельствах руководствоваться единственным желанием, а именно: служить Богу чрез любовь к Человеку, всячески избегая угождения людям, угождения миру, ложью окутанному. С нами Бог ! “Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся”. 1960 г. К церковному новолетию 1–14 сентября Промелькнули златно-голубые дни преображенско-успенского августа. Успением, Пасхой Богородичной завершился годичный круг праздников Христовой Церкви Православной, и постом успенским венчан последний месяц года церковного. Ведь 1/14 сентября “нового лета” начало. И святая Церковь , небесным светом осеняющая начало всякого доброго делания, 1/14 августа воздвигая Крест Животворящий и возводя нас на гору Фаворскую к беседующим Христу со Илией и Моисеем, ЗОВЕТ НАС, “новое лето” жизни начинающих, ВЗИРАТЬ, в трудах и в подвигах, в радостях и в испытаниях, НА СВЕТ НЕБЕСНЫЙ РАЙСКИХ ВРАТ, на горе Фаворской отверзающихся и открытых Христовым Воскресением и предивным Успением Пречистой, Ее с плотью восхождением от земли на небо: се бо венец дивный трудов и жизни человека на земле. В нашем народе всё: жизнь крестьянина, труд, обычаи и обряды народные, – все соткано на дивном полотнище годичного круга праздников церковных, все связано с именами святых, со святцами, с календарем, но не нового стиля, появившимся в результате гордыни ума и греха против Христовой Церкви Вселенской епископ а (папы) римского, а старым Юлианским календарем, которого и поныне держится Христова Истинная Церковь , а с нею и мы, “Правды ради” изгнанные сыны рассеяния российского, верные Христовой Вере, Апостолами и Вселенскими Соборами утвержденной, нам же нашими предками преподанной. Историк В.О. Ключевский говорит, что РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК – “наблюдает окружающее, и размышляет о себе, и все свои наблюдения старается привязать к святцам, к именам святых и к праздникам. Церковный календарь – это памятная книжка его наблюдений над природой и вместе дневник его дум над своим хозяйственным житьём-бытьём.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Uep. V, 734 ). Константин, в монашестве Кассиан, князь Мавнукский (Манкупский, что в Крыму), основатель упразднённого Кассианова (по его имени) Учемского монастыря, который находился в Угличском уезде, скончавшийся 2-го или —10— 4-го Октября (в которые в оба празднуется ему) 1504-го года. Севастиан Сохотский, основатель упразднённого Преображенско-Сохотского монастыря, который находился в Пошехонском уезде, скончавшийся в 1542-м году (празднование ему 26-го Февраля, 17-го и 18-го Декабря. Cfr Ист. Uep. VI, 190 fin.). Леонид Пошехонский, ученик и сподвижник преп. Адриана Пошехонского, скончавшийся в 1549-м году (память 5-го Марта). Игнатий Ломовский, основатель упразднённого Спасо-Ломовского монастыря, который находился в Пошехонском уезде, скончавшийся 28-го Декабря 1591-го года. Анастасия, игуменья Угличского Богоявленского монастыря, потерпевшая смерть вместе с 35-ю монахинями своего монастыря от Литовцев 10-го Апреля около (sic) 1609-го года. Иринарх, затворник Ростовского Борисоглебского монастыря, скончавшийся 13-го Января 1616-го года. Дорофей Югский, основатель Дорофеевой Югской или Южской пустыни, которая находится в Рыбинском уезде, в 15-ти верстах от Рыбинска, скончавшийся в 1622-м году (празднование 5-го Июня). Иоанн Никифорович Чеполосов, младенец, страстотерпец Угличский, скончавшийся 25-го Июня 1663-го года 1780 . Алексей Стефанович, юродивый Борисоглебский Ростовский, скончавшийся в 1781-м году (празднование 12-го Февраля) 1781 . —11— К сказанному о службах св. Димитрию Ростовскому имеем сделать небольшое добавление. В том же 1758-м году, в котором Арсений Мацеевич послал в Синод две службы, составленные архимандритом Бонифацием, напечатана в Москве служба св. Димитрию, которая усвояется Арсению Мацеевичу , но которая, вероятно, представляет собой одну из служб Бонифация, см. Очерк Славяно-русской библиографии Ундольского, 227 5. Так как Устав повелевает отправлять службу святителю Димитрию по общей минеи, то должно думать что наша служба (как и последующие службы других составителей, см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1932 г. в приходе Пятницкой церкви на городском кладбище встал вопрос о выборе казначея. «Административный отдел Церковного совета Преображенской кладбищенской церкви, ул. Нариманова» подал соответствующее заявление в вышневолоцкий горсовет. Заявление рассматривалось на заседании религиозной комиссии 10 июля 1932 г. В протоколе по этому вопросу была оставлена следующая запись: «Слушали 1. – заявление церковного совета Преображенско - кладбищенской церкви о предоставлении им разрешения на устройство собрания прихожан церкви на 24 июля с/г на предмет избрания казначея. Постановили – предоставить право церковному совету устроить собрание указанной выше церкви на предмет выбора казначея в совет 24 июля с/г в период времени от 6-ти вечера до 10 ч. вечера, при чём обязать церковный совет назначить определённый час собрания поставить об этом в известность горсовет». Богослужения в Преображенской церкви были прекращены около 1940 г. Как мы видим на архивных фотографиях ноября месяца 1941 г. в интерьере храма уже отсутствуют иконы и иконостас, а так же прочее церковное убранство. Официальное решение Верховного совета РСФСР о закрытии храма датировано 26 февраля 1941 г. В нём Верховный Совет прописывал разместить в стенах церкви школу. Но этому помешала война. Начиная с 1943 г., верующие Вышнего Волочка безуспешно пытались открыть Богоявленский собор в центре города. Среди альтернативных вариантов решения этой проблемы они предлагали и Пятницкую кладбищенскую церковь. Наконец после долгой переписки, на фоне всеобщего потепления по отношению к верующим со стороны Советского государства Верховный Совет 2 марта 1945 г.разрешил открытие Пятницкой церкви. «2 марта 1945 г. Калининский облисполком Уполномоченному Совета по делам Русской Православной церкви при СНК СССР тов. Хевронову В.И. Сообщаю, что Совет по делам Русской Православной церкви при СНК СССР, согласно заключению Калининского облисполкома и заявлению Верующих, постановлением от 21 февраля 1945 г. разрешил открыть Пятницкую кладбищенскую церковь в г. В. – Волочёк, Калининской области. Решение Совета об открытии Пятницкой кладбищенской церкви в г. В. Волочёк одобрено СНК СССР.Возвращая при этом заявление верующих, Совет предлагает Вам в 3-х дневный срок послать распоряжение Исполнительному Комитету г. Вышний Волочёк о заключении договора на передачу здания церкви и Культового имущества и поставить в известность заявителей – верующих…Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР просит сообщить, с какого числа начала функционировать церковь и кто является настоятелем. Председатель Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР Карпов».

http://sobory.ru/article/?object=02444

Затем, по отзыву Воронежской Консистории, оставлены за штатом пять монастырей на своем содержании. Успенский Донецкий, Преображенский Толшевский, Преображенский Семилуцкий, Вознесенский Коротоякский, Успенский Дивногорский. Три монастыря мужских – Троицкий Битюцкий, Троицкий Лысогорский и Преображенский Шатрищагорский решено «по приличности и по недостатку доходов упразднить и приходскими церквами учинить», а монахов этих монастырей перевести в штатные монастыри Алексеевский и Елецкий, где братии не достает 12 человек до штатного положения. Затем женские монастыри Елецкий Богородицкий, Острогожский, Пятницкий и Усманский Успенский также упразднялись, с размещением монахинь по оставшимся в штате монастырям. Три монастыря донских казаков – Троицкий Мигулинский, Преображенский Устьмедведецкий и Вознесенский Кременский – «по их особливому состоянию и от Войска Донского довольствию» – оставлены в прежнем положении, и реформа пока не коснулась их – до 1786 года. В Синодальном указе совсем не упоминаются монастыри Белоколодский мужской и Казанский женский, – знак, что к этому времени они уже прекратили свое существование. Чтобы судить о том, как осуществлена была реформа в Придонье, приведем список монастырей с указанием их численного состава. Из приведенного списка видно, что два монастыря – Казанский Коротоякский и Лебедянский женские и Преображенско-Белоколоцкий мужской даже не упоминаются, – знак, что они и без реформы 1764 года прекратили свое существование. Монастыри – Битюцкий, Шатрищевский и Лысогорский, назначенные к упразднению «по приличности и по недостатку доходов», тоже едва влачили свое существование. Разграбление Битюцкого монастыря в 1762 г. и недостаток братии во всех этих монастырях делал и существование их без внешней поддержки невозможными. В 1764 году сгорел Троицкий Лебедянский монастырь. Сгорело все – и братские кельи, и две церкви (Успенская и Ильинская) с утварью и иконами. Обгорела колокольня, колокола упали и частью разбились, частью растопились, уцелел лишь большой колокол.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

17) Минская Св. Николая Преображенско-Николаев 19) Могилевская Богоявленское Успенское-Пустынское 21) Московская Св. Петра митрополита Кирилло-Мефодиевское Марии Магдалины 24) Нижегородская Кирилло-Мефодиевское 25) Новгородская Св. Софии 26) Оренбургская Михаила Архангела 27) Орловская Петропавловское 150000 Св. Кукши 29) Пензенская Иннокентиевское Св. Стефана 31) Подольская Св. Алексеевское Св. Михайловское Св. Николая и Ефросиньи Св. Владимира 35) Полтавская Спасо-Преображенское Св. Николаевское Петропавловское Спасо-Преображенское Успенское Христа Спасителя 124460 41) Рязанская Св. Василия 42) С.-Петербургская Св. Сергия и Германа 43) Симбирская Св. Николая 44) Смоленская Преп. Авраамия 45) Ставропольская Андреевское 46) Тамбовская Казанско-Богородичное 100000 47) Тульская Иоанна Предтечи 148640 48) Уфимская Троицкое Св. Андреевское 147000 Крестовоздвиженское Св. Богородицкое 52) Черниговская Св. Михаила Св. Димитрия 54) Ярославская Св. Димитрия 55) Иркутская Св. Кирилла и Мефодия 56) Камчатская Пресвятыя Богородицы 57) Томская Св. Димитрия 58) Туркестанская Казанско-Богородичное 666371 491594 II. Братства, указавшие сумму, на которую ими продано или роздано книг. Местонахождение Наименование Сумма, на которую продано в рублях Сумма, на которую роздано книг и проч., в рублях 1) Владимирская Александро-Невское 2) Вологодская Всемилостивого Спаса 3) Костромская Феодоровско-Сергиевское 4) Литовская Св. Духовское 5) Минская Св. Николая 6) Рижская Св. Николаевское (Эзель) 7) Саратовская Св. Креста 8) С.-Петербургская Пресвятой Богородицы 9) Тамбовская Крестовоздвиженское 10) Тверская Св. кн. Михаила 11) Херсонская Св. Андреевское 12) Холмско-Варшавская Св. Никольское (Замостье) 13) Ярославская Св. Димитрия 14) Грузинская (Баку) Кирилло-Мефодиевское Расходуя ежегодно весьма значительные суммы денег на распространение, а также и на издание полезных книг для народа, братства должны были озаботиться устройством, как центральных, так и окружных книжных складов и библиотек с читальнями при них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Заселение этих мест последователями «старой веры» началось в 60-х гг. XVII в., известно о 7 старообрядческих слободах, но их, по всей вероятности, было больше. В сер.- 2-й пол. XVIII в. вокруг посадов образовался ряд монастырей старообрядцев-поповцев разных согласий (ветковского, епифаньевского, дьяконовского): близ Климова - Покровский мужской (1765-1847), строителем которого был Михаил Калмык , Казанский Климовский девичий (ранее 1787 - 1850); мужские мон-ри близ Клинцов - Красноборский во имя св. Иоанна Предтечи («Дальняя полоса») (60-е гг. XVIII в.- 1928), где жил и скончался И. Г. Кабанов (Ксенос), и Преображенско-Никольский (Пустынский) (1744-1923); близ Злынки - Малиноостровский Рождественско-Богородицкий муж. монастырь (1768-1842), Троицко-Успенская Никодимова жен. обитель (70-е гг. XVIII в.- 1784); в Святском посаде близ Новозыбкова - Свяцковский Покровский муж. монастырь (ок. 1795-1850). В Клинцах в сер. XIX в. были известны девичьи старообрядческие обители Успенская, Тиссейная, Дубачинская, Княжных. Близ Злынки действовали мон-ри беспоповцев- федосеевцев : в 1756 г. иноки разоренной Гудишкской обители создали Норско-Покровский мон-рь, устав и традиции к-рого стали руководством для основанного позже Преображенского кладбища в Москве; в 1798-1852 гг. существовали Покровские Тульегорские мужские и женские обители федосеевцев. Утверждение единоверия в Стародубье в кон. XVIII в. было связано с драматическими событиями. Для подавления сопротивления старообрядцев был направлен Изюмский гусарский полк. В Новозыбкове старообрядцы закрылись в Николо-Рождественском храме, более 3 месяцев защищали его и добились отступления полка (событие получило название «зыбковского сидения»). Возведенные в посл. трети XVIII в. в Клинцах Вознесенский и Троицкий старообрядческие храмы стали единоверческими в сер. XIX в. В 1823 г. в Клинцах был построен ныне действующий старообрядческий храм в честь Преображения Господня. В Клинцах в 1784-1802 гг. работала старообрядческая типография В.

http://pravenc.ru/text/1841431.html

Храм был освящён 8 сентября 1869 г. На освящении присутствовал строитель храма, военный и гражданский губернатор г. Ковно барон В.Б. Энгельгардт. Здесь же, в родовой усыпальнице, подле останков своей супруги он и нашёл своё последнее упокоение. В Георгиевской церкви с. Матвеево хранится образ великомученицы Варвары, написанный в Санкт-Петербурге. По преданию он был списан с портрета баронессы В.Н. Карачинской. В конце XIX в. на приходе служил священник Антоний Иванович Зосимовский, составивший «Летопись Георгиевско-Чудинского погоста». В начале XX столетия настоятелем прихода стал священник Александр Рудаков, сын матвеевского священника Арсения Андреевича Рудакова. Брат о. Александра протоиерей Иоанн Рудаков в советское время был настоятелем Петропавловского собора г. Гатчина Ленинградской области. В 1911 г. староста прихода помещик Василий Иванович Бажанов привёз из Ниловой Пустыни в Матвеево икону преподобного Нила Столобенского. Её он заказал в память о чудесном явлении святого 8 июля 1908 г. В память об этом событии Нилов день на приходе стал праздноваться как престольный праздник. В этот день на площади перед храмами открывалась ярмарка. В 1931 г. с колокольни Преображенской церкви были сняты колокола. Местные говорили, что их отвезли на переплавку в Германию. Когда снимали большой колокол, то он сорвался и упал рядом с колокольней и почти наполовину вошёл в землю. Приход продолжал действовать вплоть до 1935 г. В годы Великой Отечественной войны верующие Матвеевского прихода продолжали совершать в храме самостоятельные службы, собирали деньги на помощь фронту. 21 июля 1944 г. уполномоченный по делам РПЦ В.И. Хевронов зарегистрировал Преображенско-Георгиевскую общину с. Матвеево. Первым её настоятелем стал священник Александр Викторович Смирнов. Вскоре он принял постриг с именем Сергий и был хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. Взамен себя он прислал в село Матвеево священника Михаила Ивановича Белова. На приходе о. Михаил прослужил вплоть до 1962 г. За эти годы он не раз помогал людям, одержимым нечистыми духами. Сохранились письма исцелённых по его молитве людей. В 1962 г. его из-за конфликта с уполномоченным по делам религии перевели в с. Турны Бологовского района, но он отказался ехать, считая перевод его на другой приход нецелесообразным. За это отца Михаила отчислили за штат. Последним священником храма стал Михаил Логинович Фёдоров, но он прослужил недолго, всего несколько месяцев, и был переведён в с. Кострецы Максатихинского района.

http://sobory.ru/article/?object=15298

День преосвященного Павлина обычно проходил так. По давно укоренившейся привычке вставал он рано. Если не было архиерейского служения, он, прочитав свое утреннее правило, отправлялся к божественной литургии или в свой Преображенско-Казанский собор, или в другой какой-либо храм города. Обычно он проходил прямо в алтарь и там стоял до конца службы. По окончании он иногда по приглашению причта или какого-либо церковного совета заходил запросто «попить чайку». Ходил всегда пешком, так как транспорта в Калуге в описываемое время почти никакого не было. В летнее время преосвященный, иногда в сопровождении одного близкого ему человека, ходил гулять за реку Оку. Это происходило обычно ранними утрами. Никого не встречая на пути, овеянные утренней прохладой и тишиной, они спускались к реке под видом купальщиков, с полотенцами в руках, переходили по «живому мосту» на противоположный берег и там гуляли по лугу и березовой роще. Однажды преосвященный, увидев на лугу, пестревшем цветами, косившего траву человека, сам захотел покосить. Когда он скосил несколько рядков, человек этот сказал. «А вы, батюшка, косить-то умеете!..» Возвратившись домой, до обеда он занимался обычными своими делами: принимал посетителей, разбирал и просматривал корреспонденцию, писал письма, читал. Чтение книг для него было насущной потребностью. Без чтения он как бы не мог существовать. В продолжение 1931–1933 годов им, не считая других творений святых отцов, было прочитано вновь «Добротолюбие» на русском и славянском языках, а также годичный круг Четьи-Миней. Сам он не мог долго читать по причине головных болей, поэтому чаще читали ему вслух некоторые близкие ему люди. Когда преосвященный приехал из Перми в Калугу, у него было сравнительно немного книг: два-три десятка томов. Живя в Калуге, он в течение непродолжительного времени приобрел много книг духовно-нравственного содержания. Кроме того, ему привезли его собственные книги, хранящиеся до времени в другом месте. Из этих книг составилась порядочная библиотека, около двух тысяч томов. Часть книг находилась в его кабинете. Для этого были устроены полки на одной из стен, в несколько рядов. Все они до самого потолка были уставлены книгами. Большая же часть книг находилась наверху, в помещении матушки.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010