37 В памятной книжке, не раз в издании сих писем упомянутой по 20 числом марта, написано: «1853. Преставися раба Божия Евдокия, мати моя, в 9 часов утра». 38 Пересмотрено было несколько церковных описей соборных и монастырских, в количестве 51-й книги. Русск. Стар. Май 1877 г., стр. 149. 47 Преосв. Филофея. С авг. 19-го 1853 г. он сделался еп. Костромским; в последствии митрополит Киевский. 52 По сему указанию можно заключать, что и выше, в письме 946 и 948 под «тетрадью» должно разуметь «беседу к братству Николаевского Угрешского общежительного монастыря» (Слова и речи. ч. 3-я, 1861 г., стр. 327–330) октября 16 д. 1853 г. 61 Ап. Ник. Муравьев подобное же сетование Владыки в письме к нему от 29 декабря 1853 года, объясняет (может быть неправильно), как относящееся к опере: «Жидовки». См. Письма Митр. Моск. Ф. к А. Н. М… Киев, 1869, стр. 442. 63 Подобный же отзыв о сем послании встречается в письме к Андр. Ник. Муравьеву (там же стр. 446) от 2-го февраля 1854 г. Из этого письма видно, что разбираемое послание было напечатано в «журнале прений», т. е. в Journal des Debats. 64 Т.е. в Revae de deux mndes. Все заключающееся в сем отделении письма повторяет Владыка и в письме к А.Н. Муравьеву от 2 февраля 1854 г. (см. стр. 446–448). 66 По тому, что далее в письме говорится о сей тетради, должно предполагать, что под сею тетрадью разумеется слово в день памяти Святителя Алексия февр. 12, 1854 г. См. Слова и речи, ч.3 1861 г., стр. 108 и сл. 67 М.Филарету был препровожден «назначенный» Его Высокопреосвященству Государем Императором экземпляр изданного архитектором Фоссати живописного альбома Аия Софии в Константинополе при отношении Министра Двора гр. В. Адленберга при отношении от 5 января 1853. Владыкою еще был приобретен экземпляр этого издания, о сем извещает он А.Н. Муравьева в письме к нему от 5 января 1853 года словами: «издание Фоссати сегодня я получил, и деньги по подписке заплатил» (стр. 406). 69 Вероятно, А.Н.Муравьева; за 50 экземпляров этой книги Святитель Филарет благодарил сочинителя оной в письме к нему от 26 мая 1854, стр. 455.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Объявитель сего Костромской духовной семинарии высшего отделения 2-го класса воспитанник Евгений Голубинский , Костромской епархии Ко-логривского уезда, Рождество-Богородицкой церкви, села Матвеева, священника Евсигнея Пескова сын, имеющий от роду 20 лет, в сентябре 1848 г. поступив из Солигаличского духовного училища в Костромскую семинарию, изучал в ней, при способностях отлично хороших, прилежании отлично хорошем и поведении отлично хорошем: Священное Писание , богословие догматическое, нравственное, гомилетику, науку о вероисповеданиях, о должностях пресвитеров – отлично хорошо, о святых отцах церкви, о богослужебных книгах – весьма хорошо, о церковных древностях и обрядах, основание церк. законов и канонического права – отлично хорошо, историю библейскую, церковную – очень хорошо, историю рос. церкви – отлично хорошо, логику и психологию – весьма хорошо, риторику и поэзию, священную герменевтику – отлично хорошо, алгебру, геометрию и пасхалию – хорошо, физику – весьма хорошо, начальные основания медицины и оспопрививание, сельское хозяйство – очень хорошо, естественную историю, всеобщую историю, российскую гражданскую историю – весьма хорошо, православное исповедание – отлично хорошо и обучался языкам: греческому, латинскому – очень хорошо, еврейскому – хорошо. В 1852 г. удостоен посвящения в стихарь. С 15 сентября 1852 по 14 июля 1854 г. проходил должность главного старшего. Сего 1854 года, июля 14 дня после частных и публичных испытаний при окончании полного курса семинарского учения, Правлением Костромской семинарии, с утверждения его преосвященства, преосвященнейшего Фило-фея, епископа Костромского и Галичского и кавалера, по причислении его к первому разряду семинарских воспитанников, возведен на степень студента семинарии и вследствие предписания Правления Московской Духовной Академии от 19 июня сего 1854 г. за 155 уволен в Московскую Духовную Академию для поступления в состав студентов оной. В удостоверение чего отдан ему, студенту Голубинскому, сей аттестат из Правления Костромской семинарии. Июля 28 дня, 1854 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

www.solovki-monastyr.ru Макариевская пустынь находится в очень живописном месте на берегу озера Нижний Перт. Устроил ее настоятель монастыря архимандрит Макарий (1818-1825) на собственные средства. В письменных источниках она впервые упоминается в 1822 году. Вначале здесь была только небольшая деревянная часовня и «две отдельно стоящие пустынные кельи. Одна для настоятеля, временно сюда уединяющегося, а другая для монашествующей братии, безмолвно иногда здесь проживающей». К середине XIX века Макариевская пустынь уже не только место для уединенных молитв: здесь устраивается воскобелильный завод, а в 1854 году на горе, вскоре получившей название Александровской, была построена и освящена Александро-Невская часовня в память о событиях Крымской войны. В часовне на стене была сделана надпись: «Настоятель архимандрит Александр поставил на сей горе в 1854 г. крест Господень и часовню во имя святого великого князя Александра Невского, ангела своего, и гора сия названа Александровская за спасение жизни своей при нападении англичан на Соловецкую обитель в 1854 г. июля 6-го и 7-го чисел, в самую страшную канонаду, под градом ядер и бомб 36 и 96 фунтов летавших над головами во время крестного хода вокруг монастыря». Рядом с часовней и сейчас лежит большой плоский камень с выбитой надписью: «Гора Александровская 1854. А. А. » (А. А. - архимандрит Александр). В 1859-1862 годах на возвышении был построен двухэтажный дом с мезонином и балконом - «дача архимандрита», в 1894-1899 годах сооружен валунный ледник для хранения съестных припасов и были установлены поклонные кресты, один из которых сохранился до наших дней. Вероятно, уже при основании пустыни братия обратила внимание на благоприятный микроклимат этого места, защищенного от холодных ветров с трех сторон холмами. Вскоре в пустыни возникли огороды, позднее в их числе появились и аптекарские. На укрепленных валунами террасах были посажены яблони, ягодные кустарники, кедры, устроены цветники и оранжереи. К началу ХХ века это был уже цветущий сад, свидетельствующий тысячам приезжающих паломников как трудом и любовью можно преобразовать суровую землю в 150 верстах от Полярного круга.

http://sobory.ru/article/?object=05548

2 Августа, 1854. 137. К С.П.П.Н.Е. Почитаю нужным напомнить тебе, любимый мой, чтоб ты всяким хранением хранил себя от всего, что может смущать и колебать тебя. Паче же всего и прежде всего стяжи безусловное послушание ко всем, кольми паче к настоятелю, ибо святые Отцы послушание поставили паче поста и молитвы. Всем вашим отцам – мой земной поклон, паче же вашему отцу игумену. 6 Августа, 1854. 138. К М.А. Любящим Бога вся поспешествуют во благое, свидетельствует Св. Писание. И так, возлюбленная моя, не унывайте, не малодушествуйте при сретении скорбей ваших, кои, как драгоценный дар, принимайте от десницы Божией для кроткой души вашей. Серебро, чтоб имело более блеска и ценности, позлащается: так и душе вашей, для большего достоинства и воздаяния, надобно еще побыть несколько в горниле искушений. Умоляю благость Божию, да не отступит от вас помощь небесная и утешение благодатное! А я, грешный, по милости Божией, утешаюсь теперь присутствием любезнейшего душе моей, кроткого сердцем Ф.А. 13 Августа, 1854. 139. К С.П.П.Н.Е. Мой совет тебе, любимый мой, будет всегда один: внемли себе! Помни, за чем ты пришел в св. обитель? Не нежиться и покоиться, а трудиться. Имей всех, как ангелов или праведников, а себя почитай всех последним и худшим. Людей по Боге всех люби, а бесов бей нещадно именем Иисусовым, – вот и будешь добр воин Христов! Да даст же тебе Господь Бог , сильный в брани, помощь Свою твердую! При сем уведомляю тебя, что друг наш Ф.А., ангел утешитель дней наших, отлетел от меня вчера в полдень. Да, любимый мой, сего нашего друга не иначе надобно нам принимать и понимать, как за особенный дар Божий, посланный нам, многогрешным, на утешение. Его преданность к моей худости меня изумляет. 20 Августа, 1854. 140. К С.П.П.Н.Е. Пишу к тебе, любимый мой, после всенощного бдения на кануне праздника Усекновения честные главы св. Иоанна Предтечи. Представляю себе, ежели великий во пророцех, тот, которого нет больше в рожденных женами, пострадал до того, что и во главу усечен, да и пострадал чрез плясунью, то почему же не потерпеть нам с тобой, величайшим грешникам, все то, что ни послано будет свыше во очищение грехов наших!

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-duhovn...

Судя по дневнику В. С. Аксаковой 1854–1855 гг., общение в эти годы было очень близким и постоянным: то Константин или Иван едут к Гилярову в Сергиев Посад, то он приезжает в Абрамцево, один или с женой, и в любое время: «К обеду приехал Гиляров»; «Мы сидели вечером за чтением иностранных журналов, когда (...) возвестили нам Гилярова»; «Константин уехал к Троице, чтобы побывать у Гилярова»; «После обеда (...) приехали Гиляров с женой»; «...ездил Иван к Троице, воротился перед обедом и привез с собой Гилярова…»; «Сегодня письмецо от Г(илярова)...»; «Гиляров приехал в то время, когда мы сидели за завтраком...» 2148 Ольга Семеновна Аксакова была крестной матерью сына Гилярова Николая Никитича, родившегося в начале зимы 1854 г.: «Маменька в этот день (6.XII.1854 г.– Т. П.) ездила крестить к Гилярову». 2149 Ценя аналитический ум и основательность суждений Гилярова, Константин Аксаков свои статьи посылал ему на предварительный просмотр (еще до того, как Гиляров стал цензором), и его отзывы были порою очень строги и нелицеприятны – их опубликовал ученик Гилярова, биограф и издатель его сочинений кн. Н. В. Шаховской, как и отрывки из писем Гилярова Аксаковым периода Крымской войны. Особенная горесть пронизывает письмо, написанное С. Т. Аксакову 1 сентября 1855 г., когда стало известно об оставлении Южной стороны Севастополя: «И не то прискорбно, что мы отдали, но то досадно, почему не отдали мы несколькими месяцами назад, если предвидели невозможность держаться. Мы тогда не потеряли бы даром десятков, может быть сотен тысяч людей...» 2150 Его очень тревожит голод в южных губерниях, зреющее народное недовольство. Как бы после Крымской войны не получить войну народную, поэтому Гилярову припомнились пушкинские строки о «бунте, бессмысленном и беспощадном», свидетелем которого быть не приведи Бог 2151 … На глаза князя Шаховского не попали, а, возможно, были сочтены не заслуживающими внимания два небольших письма, которыми обменялись в конце сентября 1854 г. Константин Аксаков и Гиляров (сохранились в Аксаковском фонде в РГБ 2152 ). Гиляровское без конца, который, по всей вероятности, затерялся: конверта не было, Гиляров отвечал на аксаковском письме, и в конце второй страницы писать было негде, так как шла надпись – «Никите Петровичу Гилярову от Аксакова» – текст обрывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Рязань, 1891. С. 13. 3913 По Н.Д. Девятисотлетие... С. 35–36, числится в сомнительных. Кроме него, в числе сомнительных упоминаются еще Акакий (XVI в.), Василий (XV в.), Вассиан (XIV в.), Евфимий (XIV в.), Савва (XIV в.; может быть, Митрофан, он же Савва – 1304 г.?), Филипп 3914 Первая дата – по: Дополнительные о Рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима. Рязань, 1891. С. 13. В 1655 г. подал прошение Святейшему Никону с просьбой благословить миссионерскую деятельность в Касимове, Шацке и Тамбове (Древние грамоты и Акты Рязанского края. собранные A. Н. Пискаревым. СПб., 1854. С. 77–79). Убит мордвой за ревностную миссионерскую деятельность. Умирая, «...святитель... из сочившейся раны ... умылся своею кровию...» (ЦВ. Прибавл. 1905 г., 16–17). Память 9 апреля, а также в Соборе Рязанских святых – 10 июня и в Соборе Тамбовских святых – 28 июля. 3915 Из архимандритов Нижегородского Печерского монастыря. Первая дата – дата «настольной» (ставленой) грамоты архиепископу Рязанскому и Муромскому Илариону. Выбран по жребию из трех кандидатов. В 1667 г. от Патриархов Макария Антиохийского, Паисия Александрийского и Иоасафа Московского получил титул митрополита (Древние грамоты и Акты Рязанского края, собранные A. Н. Пискаревым. СПб. 1854. С. 80–81, 92–96). 3917 Бывший епископ Суздальский и Юрьевский. Упоминается в челобитной крестьян к митрополиту Павлу (между 1682 и 1687 гг.; Древние грамоты и Акты Рязанского края, собранные А.Н. Пискаревым. СПб., 1854. С. 26–28). 3918 Первая дата – дата «настольной» (ставленной) грамоты, данной Патриархом Московским Иоакимом Рязанскому митрополиту Авраамию (Древние грамоты и Акты Рязанского края, собранные А.Н. Пискаревым. СПб., 1854. С. 139–145). В 1700 г. ушел на покой. Скончался 18.02.1708 (Дополнительные о Рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима. Рязань, 1891. С. 19). 3929 Архиепископ. По ПБЭ, вторая дата (определение на покой) – 05.06.1858. На покое пребывал в Ольговом монастыре Рязанской епархии, где и преставился 07.04.1862.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В мае 1854 г. епископ Иустин, вследствие поданного прошения иеромонахом Иоасафом, «для удобности исполнения поручений епархиального начальства», переместил его из Суздаля в Боголюбов монастырь, а в июне того же года вышла из печати любопытная брошюра, составленная Иоасафом – «Князь Дмитрий Михайлович Пожарский и Арсений Архиепископ Суздальский». Владимир. В Губернской типографии. 1854, 16°, 8 стр., о которой, как «интересной в высшей степени» по содержанию, К. Н. Тихонравов и поведал на страницах «Влад. Губ. Ведом.» (1854 г., 24). Наконец, все в том же 1854 г. возобновилось и сотрудничество о. Иоасафа во «Влад. Губ. Ведомостях», хотя и без подписи автора: в 33 были напечатаны – «Историческия заметки о Владимирской губернии» (Распространение Христианской Веры. – Великое Княжество Владимирское. – События во Владимире по закрытии Владимирской епархии. – Замечательныя события по некоторым уездным городам. – Святые мужи, родившиеся в Суздальской или Владимирской стране. – Писатели духовные, родившиеся, или только жившие во Владимирской губернии), за подписью: Сообщено. Кроме того, было несколько статей об упраздненных монастырях и пустынях; хотя под некоторыми из них стоит подпись сообщено (под другими – К. Тихонравов), но так как в указателе статей «Влад. Губ. Ведом.» за 1833 – 1867 гг., составленном К. Н. Тихонравовым, все эти статьи приписаны им себе, поэтому мы затрудняемся сказать – кому собственно они принадлежат (при жизни Иоасафа еще не было плагиатов). Статьи о монастырях с подписью сообщено находятся в 31, 32, 36, 48 и 51. В 1856 году иеромонах Иоасаф напечатал во «Влад. Губ. Вед.» «Владимирское Великокняжество» (I. Великие Князья Владимирские. II. Исторический взгляд на Владимирское Великокняжество) – в 9 и 10, стр. 65 – 72 и 73 – 78, за подписью: М. I. I. Г – в, при чем редакция в примечании (стр. 78), поблагодарив автора за статьи, говорит, что автор «блистательно высказал все знание своего дела»; «Известие о Стефане Архиепископе Суздальском» – в 13, стр. 102 – 104, и «Новое известие об Арсение Архиепископе Суздальском» – в 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Священник Московского пехотного полка о. Михаил Соколов , за отличное мужество и неустрашимое исполнение своих пастырских обязанностей 8 сентября и 24 октября в Крыму. Священник Лейб-егерского Бородинского полка о. Иоанн Путиловский, за подвиги при осаде Севастополя. Протоиерей Бородинского егерского полка о. Михаил Романовский, за мужественное исполнение пастырского долга при обороне Севастополя. Священник Севастопольского Морского госпиталя о. Василий Ржевский, в 1830 г., за подвиги в чумной эпидемии. Священник Замосцкого егерского полка о. Андрей Галабутский, за подвиг 11 марта 1854 г. при переправе через Дунай, причем он постоянно находился в цепи с застрельщиками, ободрял их словами утешения и назидания, презирая учащенный огонь от неприятельских выстрелов. Протоиерей Владимирского пехотного полка о. Петр Мацкевич, за ревностное исполнение своих обязанностей в кампанию 18531856 годов. Священник I-ro пехотного полка о. Николай Бакулин, за напутствие раненых и умирающих воинов под выстрелами неприятеля при обороне Севастополя. Тобольского пехотного полка священник о. Василий Кропотов, за подвиги в Севастопольскую кампанию 1854 г. Священник Колыванского егерского полка о. Иоанн Белин, за подвиги при обороне Севастополя. Священник Камчатского егерского полка о. Евгений Федющин, за Севастопольскую кампанию, начиная с 8 декабря 1854 г. по 27 августа 1855 г. Священник Владимирского пехотного полка о. Константин Дорошкевич, за подвиги при обороне Севастополя, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалован первоначально орденом Св. Анны 3-й степени с мечами, а потом награжден золотым крестом на Георгиевской ленте и возведен в сан протоиерея. Священник 3-й роты Греческих волонтеров о. Гервасий Софронов, за подвиги во время осады крепости Силистрии. Священник Суздальского пехотного полка о. Адриан Соловьев, за подвиги при осаде Севастополя. Протоиерей Ставропольского пехотного полка о. Иаков Путинцев, за подвиги в походах на Кавказ, начиная с 11 ноября 1854 г. и кончая 1 июля 1862 г. Священник 76-го пехотного Кубанского полка о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

861 При составлении библиографического указателя использовался также справочный (Vol. 5. Indices, initia, concordantiae) и дополнительный тома (Supplementum, CPGS). 862 1-е изд.: М.: Типография В. Готье, 1854. 2-е изд.: СПб.: Типография Тузова, 1902. 3-е изд. (исправленное): Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбиваго града Ниневии. Слова подвижнические. СП: Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1911 варианта 3-го издания]. Аввы Исаака Сирина . Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993 [репринт 2-го варианта 3-го издания]. Преподобный Исаак Сирин . Слова подвижнические. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2002 [перенабор 2-го варианта 3-го издания]. Страницы в квадратных скобках указываются по репринту 1993 г. 863 В росписи творений прп. Исаака Сирина не указывается номер по TLG, поскольку в TLG их греч. перевод пока что не включен. Надо также иметь в виду, что, хотя мы отмечаем столбцы PG (для имеющихся в «Патрологии» слов), у Ж.-П. Миня помещен лат. перевод, который значительно расходится с греч. текстом, по которому делался рус. перевод. Впервые греч. перевод творений прп. Исаака был издан Никифором Феотоки в 1770 г. в Лейпциге (репринт: Фессалоники, 1977) (второй раз этот же греч. перевод издан И. Спицерисом: Афины, 1895, 3-е изд. 1976). С издания Феотоки прп. Паисием Величковским сделан славянский перевод (издан Оптиной Пустынью в 1854 г. [М.: В Университетской Типографии, 1854]), который, однако, в порядке слов следовал греческой рукописи и древним славянским переводам. Поэтому порядок слов в издании Оптиной Пустыни не совпадает с изданием Никифора Феотоки 1770 г. Рус. пер. первых 30 слов с греч. был опубликован в ХЧ (1821. Ч. 2. С. 242281 [Слова 17, в ТСО соотв. словам 84, 25, 26, 27, 28, 29 и 82, соответственно]; 1822. Ч. 7. С. 341 [=Слова 1, 49 по ТСО], 111135 [=Слово 56 по ТСО], 231249 [=Слова 91, 16 по ТСО]). В МДА был подготовлен новый перевод, изданный в одно время с переводом прп. Паисия в 1854 г. По отзыву С.И. Соболевского, перевод МДА буквальнее, чем предыдущий перевод в ХЧ, но зато темнее. Перевод МДА был переиздан в 1893 г. в Москве, третье переиздание планировалось осуществить в 1910 г. Однако было решено подготовить исправленный вариант перевода, работа над которым была поручена проф. С.И. Соболевскому. Исправленный перевод (сверка со слав., греч. и нем. переводом с сир.) издавался дважды в 1911 г.: 1-й изданный вариант был сочтен несовершенным, и в том же году был издан в улучшенном виде. Во 2-ом варианте 3-го издания исправлен текст перевода, расширен предметный указатель и добавлен указатель мест Священного Писания, при этом в нем опущена сопоставительная таблица номеров писем, имевшаяся в 1-м. Именно со 2-го варианта рус. перевода, который на сегодняшний день считается наилучшим, делались в наше время репринты и переиздания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20 нояб. Н. назначен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским с управлением Александро-Невской лаврой, 30 нояб. 1848 г.- членом секретного комитета о раскольниках и отступниках от правосл. веры. 9 дек. 1848 г. Н. выехал из Варшавы, утром 17 дек. прибыл в С.-Петербург. «Все ожидали от него много доброго и ожидания эти сбылись, по крайней мере, отчасти: он не употреблял мер строгих и жестоких, хотел быть доступным и внимательным к своим подчиненным и был с ними кроток» ( Морошкин. 1901. С. 131). За 8 лет пребывания на С.-Петербургской кафедре Н. освятил 13 церквей, в т. ч. ц. Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в санкт-петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Христова женском монастыре (28 июля 1854), ц. ап. Никанора при доме призрения малолетних убогих; совершил 10 епископских хиротоний: Христофора (Эмаусского) (25 марта 1850), Антония (Шокотова) (2 апр. 1850), Макария (Булгакова) (28 янв. 1851), Димитрия (Муретова) (4 марта 1851), Григория (Миткевича) (9 дек. 1851), Антония (Павлинского) (8 июля 1852), Никодима (Казанцева) (14 февр. 1854), Парфения (Попова) (14 марта 1854), Иоанникия (Горского) (16 янв. 1855), Платона (Фивейского) (24 мая 1856). В 1849, 1851, 1853 и 1855 гг. проводил ревизии СПбДА и дважды (28 сент. 1851, 13 нояб. 1853) получал благодарность Синода за «отчетливое и подробное обозрение» и предоставление мн. полезных предложений по усовершенствованию преподавания академических наук (РНБ ОР. Ф. 15. А-143. Л. 200, 201). Обращаясь к выпускникам 1849 г. (18-й курс), в числе которых были И. Л. Янышев (буд. протопресвитер) и А. И. Поповицкий, буд. писатель и издатель духовных журналов, Н. говорил: «Церковь, как возродившая вас и воспитавшая, потребует от вас многого; от ваших познаний Богословских - христианской деятельности по учению веры, философских - здравых суждений, согласных с учением веры, исторических - подражания святым своим учителям и пастырям, от познаний церковной словесности - не пышных слов и надутых фраз, но благочестивых мыслей и чувств в простоте и ясности слова» (Избр. слова и речи. 1857. Т. 3. С. 415). 26 янв. 1854 г. конференция СПбДА по предложению ректора Макария (Булгакова) единогласно ходатайствовала перед Синодом о возведении Н. в степень почетного доктора богословия, и указом Синода от 6 июля он был удостоен степени, а 12 июля получил диплом.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010