2119 Д. А. Оболенский перепутал день рождения К. С. Аксакова (29 марта) и день его именин (21 мая). 2121 Д. А. Обленский имел в виду Февральскую революцию 1848 г. во Франции, в результате которой установилась буржуазная республика. 2123 После получения письма Д. А. Оболенского (письмо V в наст. публ.) К. С. Аксаков ответил ему (письмо VI в наст. публ.). Оболенский написал, что драму посылает, однако ее еще не выслал, что удивило Аксакова. Письмо Аксакова, полученное после получения драмы, вероятно, не сохранилось. 2124 О политическом равновесии толковала западная пресса, обвиняя Россию в намерении завоевать Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) и Болгарию и тем самым нарушить политическое равновесие в Европе. 2126 Так и случилось, в Константинополе находились английские и французские войска, и по условиям Парижского договора (март 1856 г.) был дан шестимесячный срок на очищение города. 2127 Речь идет о М. Д. Горчакове. «Суворовский дух» – воинственный. А. В. Суворов не имел ни одного поражения. 2128 Уже не первое упоминание о Б. П. Мансурове вызвано, вероятно, религиозным конфликтом между православными и католическими церквями. Известно, что в это время Мансуров выбирал участок в Иерусалиме вблизи храма гроба Господня для приобретения на имя российского правительства. В 1857 г. Мансуров возглавил Палестинский комитет. Не совсем ясно, почему письмо К. С. Аксакова адресовано в Министерство юстиции: с 1854 г. Мансуров – чиновник особых поручений Морского министерства. 2132 В 1849 г., во время Венгерской революции, Николай I выручил Австрию, введя в Венгрию 200 тысяч войска. 2133 Император Павел I в 1799 г. помог Австрии: в феврале этого года по настоятельным ходатайствам венского двора последовал высочайший рескрипт, которым А. В. Суворову поручалось начальство над австро-русской армией в войне с Францией. Итальянский и швейцарский походы Суворова увенчали его новою славою. 2135 По сведениям И. С. Аксакова, напечатана в «L’Indépendance Belge» (см. письмо родным от 29.IV.1854 г.//Аксаков И. С. Письма к родным, 1849–1856. С. 252). Кардинал Сибур, архиепископ парижский, трактовал начавшуюся войну как «войну священную», «новый крестовый поход» (Казарин В. П. Битва за Ясли Господни (предисловие)//Дубровин Н. Ф. 349-дневная защита Севастополя. СПб.: Рус. симфония, 2005. С. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

350 Вопреки иронии Базили, «чудеса», которые сулил Патриарх Кирилл, были им в Иерусалиме осуществлены, отчасти с помощью начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Порфирия (Успенского) : и Богословская школа в Крестном монастыре, и типография, печатавшая книги на греческом и арабском языках, и больница (в том числе для русских паломников) – были открыты в 1852–1853 гг. 351 Базили имеет в виду султанский фирман о восстановлении статус-кво и прав греческого духовенства в храме Гроба Господня, в Гефсимании и Вифлееме, который, под нажимом западной дипломатии, фактически так и не был введен в действие турецкими властями. См.: Якушев М. И. Иерусалимский Патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны//Православный Палестинский сборник. Вып. 100. М., 2003. С. 245–287; Мельникова Л. В. Святые места в центре Восточного вопроса: церковно-политический фактор как одна из причин Крымской войны//Отечественная история. 2008. 6. С. 61–75. 352 Имеется в виду митрополит Петро-Аравийский Мелетий (см. выше примеч. 336). В дополнение к сдержанно отрицательным отзывам Базили приведем другую оценку, содержавшуюся в некрологе о нем архимандрита Антонина: «Когда не было в Иерусалиме ни Миссии русской, ни консульства, преосвященный Мелетий, можно сказать, был все для русских. Да вознесется о нем благодарная молитва к престолу Судии и Ведца человеческих совершенств и недостатков от всех пределов любимой им России» ( Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. 1866–1891. М., 2010. С. 372). 353 Речь идет о развалинах церкви Николая Чудотворца в Мирах Ликийских, которые А.Н. Муравьев посетил во время второго своего паломничества на Восток в 1850 г. По возвращении в Россию писатель, по благословению митрополита Филарета, приступил к сбору пожертвований на приобретение участка и восстановление храма. В 1852 г. был получен султанский фирман на строительство, однако, в связи с началом Крымской войны, церковь в Мирах Ликийских была освящена лишь в 1861 году. Подробнее см.: Лисовой Н.Н. Русской духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в. М., 2006. С. 271–277 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Из множества отдельных научных публикаций и исследований Дмитриевского укажем еще изданные им так называемый «Евхологий» – сборник 30 молитв святого Серапиона Тмуитского († 358), современника и друга преподобного Антония Великого и святого Афанасия Великого 544 , «Чин пещного действа» 545 , историко-археологический очерк «Митра» 546 . Ему принадлежат очерки о конкретных богослужебных книгах Русской Православной Церкви – о Требнике, Служебнике, Триоди Постной и Триоди Цветной 547 . Большое руководственное значение для литургической практики Русской Церкви имеет книга «Ставленник» 548 , значительно превосходящая другие подобные руководства богатством историко-литургических и практических сведений. Около половины книги занимает описание архиерейской хиротонии и ее истории. Входящие в состав чинопоследований хиротонии и хиротесии молитвы и обряды изъясняются Дмитриевским на основании литургических творений блаженного Симеона Солунского . В последние годы жизни Дмитриевский продолжал работать над критическим исследованием «Евхологиона» Гоара. В Русско-византийской комиссии АН СССР им было сделано в этой связи два доклада: «О неудовлетворительности издания текстов в “Евхологии” Гоара» (1924) и «Византинист XVII века Яков Гоар» (1926) 549 . Дмитриевского неоднократно упрекали – одни за то, что он нередко «разбрасывался», отвлекаясь на другие сюжеты, другие за то, что ставил перед собой невыполнимые задачи. «Творчество Дмитриевского, – пишет, например, отец Михаил Арранц, – остается незавершенным как из-за того, что труды не были изданы, так и из-за того, что рабочая программа, которую наш литургист для себя составил, отличалась, без сомнения, чересчур амбициозным характером и осталась невыполненной; она бы осталась невыполненной даже в том случае, если бы Дмитриевский располагал большими средствами и если бы обстоятельства для его работы были более благоприятными». К счастью, «разбрасывался» Дмитриевский, как правило, с большой пользой для других областей церковно-исторической науки. В том числе без этих его «отклонений» и «увлечений» не состоялась бы целая научная эпопея, связанная с его службой в Императорском Православном Палестинском Обществе и трудами по истории русского дела в Святой Земле и на Ближнем Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В Дохиаре отец Игнатий принял малый, а в одном из русских скитов – великий постриг. На родину он возвратился в 1776 году и поселился в Саровской общежительной пустыни, где остался и описал свое путешествие по воспоминаниям. Интересна дальнейшая история рукописных заметок отца Игнатия. Описание его странствования сохранялось впоследствии в рукописи в библиотеке Саровской пустыни. Другой экземпляр этой рукописи, с которой в конце прошлого столетия было сделано печатное издание, был приобретен в 1870 г. от духовного лица Владимирской губернии преподавателем Тульской духовной семинарии Н. Троицким , пожертвовавшим его в конце 1890 года в дар Православному Палестинскому Обществу 394 . Благодаря сообщению епископа Тамбовского, к которому издатель записок В. Хитрово обратился с просьбой узнать, не сохранились ли в архиве находившейся тогда в его епархии Саровской пустыни сведения об иноке Игнатии, появилась возможность сообщить об отце Игнатии довольно подробные биографические сведения в предисловии к его «Описанию». В 1845 г. в Дохиаре побывал В. И. Григорович. Здесь он провел 2 дня – 1–2 января 1845 года. О монастырской библиотеке он оставил краткие записи, из которых можно составить самое общее представление о хранившихся там рукописях: «Монастырь Дохиар с храмом святых Архангели идиоритм. Библиотека его находится в южной стене, в нижнем этаже, в комнате с едва держащимся окошком. Книги ее списаны на одном листе. Всех до 460. Рукописей до 60» 395 . Среди греческих рукописей В. И. Григорович отметил один сборник, «в котором, между прочим, помещена история о татарах. Славянских рукописей – одно Евангелие пергаменное сербской рецензии» 396 . Дохиарские насельники радушно принимали посланцев из России и охотно показывали им свои книжные сокровища. О том, что это не было случайным явлением, свидетельствуют заметки архимандрита Порфирия (Успенского) , который имел возможность изучать дохиарские рукописи в 1846 году во время своего первого путешествия на Афон. Архимандрит Порфирий отмечал особую роль Дохиарской обители, насельники которой отличались особым расположением к русским посланцам: «Когда начала распространяться там молва о скором отъезде моем, – писал архимандрит Порфирий, – тогда эти монастыри стали приглашать меня к себе. То письменно, то через нарочных гонцов, а один из них, именно Дохиарский, даже отправил свои древние акты в русскую киновию, дабы, хотя там, рассмотреть их» 397 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Были открыты больница с амбулаторией в Иерусалиме, пять госпиталей в Дамаске, Назарете, Вифлееме, Хомсе и Бейт-Джале С. 441]. Они оказывали медицинскую помощь всем нуждающимся в ней, независимо от религиозной принадлежности 145 . Ежегодно туда обращалось около 60 тыс. человек С. 7]. Еще в 1884 г. обществом была открыта амбулатория для местного населения С. 443]. В научно-исследовательской деятельности общества принимали участие крупнейшие русские учёные, путешественники, политические и общественные деятели. Так, в 1883 г. под наблюдением о. Антонина были произведены раскопки около храма Гроба Господня, в результате чего были открыты остаток стены древнего Иерусалима с Порогом Судных Врат и пропилеи Константиновой базилики 146 . На этом месте был построен храм в честь св. блгв. кн. Александра Невского. ИППО активно занималось издательской деятельностью — как в научных целях, так и для просвещения паломников. Основными научными изданиями общества были «Православный Палестинский сборник» и «Сообщения Императорского Православного Палестинского общества». 21 мая 1907 г. в Петербурге и Иерусалиме торжественно праздновали 25-летний юбилей ИППО. Император Николай II почтил председателя общества рескриптом, в котором был подведен итог четверти века работы: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10 400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению» С. 398—399]. В 1912 г. государь утвердил бюджетное финансирование школ Палестинского общества в Сирии, которое составило более 150 тыс. золотых рублей в год. Аналогичную меру планировалось провести и для учебных заведений, расположенных в Иудее и Галилее. Каталог объектов российской недвижимости в Св. Земле насчитывал более 70 участков. Русская духовная миссия тесно сотрудничала с ИППО. На начальнике и духовенстве миссии лежали обязанности по совершению богослужений, духовному окормлению паломников и забота об устройстве их быта, а также содержание многочисленных русских приютов. Для паломников издавались путеводители, книги об истории и древних монастырях Палестины, о паломнических путешествиях по Св. Земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В процессе характерного для XVIIIbeka смещения центра тяжести от внутреннего к внешнему и от духовного к душевному неизменным остался на Ново-Иерусалимской Голгофе только Святой Крест. Рельефное Распятие, выполненное, по-видимому, монастырским резчиком, изображает Спасителя как совершенного Бога и совершенного человека. Пречистое Тело Христа, переданное анатомически првильно, не искажено физическими страданиями. Прекрасен и спокоен лик Иисуса. Православный мастер, работавший по заказу Патриарха Никона , показал в Голгофском Распятии не мучение и смерть, а Богочеловека в славе Его, выразив тем самым истину Боговоплощения и Воскресения. Голгофский Крест в Новом Иерусалиме – великая святыня, сохраненная для нас милостью Божией. От крестного древа исходит тонкий запах палестинского кипариса, который сменяется иногда сильным благоуханием, ощутимым во всем соборе. Сакральное пространство Российской Палестины, простиравшееся при Патриархе Никоне на десять километров с севера на юг и на пять – с востока на запад, было многозначным образом Святой Земли, Святой Руси и Царства Небесного, где центральное место занимал Крест Господень. Изучение этой темы только начинается. Предстоит осмыслить значение Креста в архитектуре и убранстве Воскресенского собора и ввести в научный оборот напрестольные кресты из ризницы Воскресенского монастыря, хранящиеся в Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим». Примечание редактора: Материалы по крестам Нового Иерусалима вошли в монографию Г. М. Зеленской «Святыни Нового Иерусалима». М.: Северный Паломник, 2002. С. 281–310. Священник Александр Парфенов. Надписи на подпрестольных крестах из храмов Ростовской округи Здесь опубликованы надписи с крестов, найденные в двух храмах ростовской округи, добавлены также надписи, найденные в архиве. Эти кресты правильнее было бы называть памятными, поскольку они отражают обстоятельства освящения данного храма (придела). Располагались эти кресты внизу под престолом (правильнее – жертвенником) на крестовине, где теперь располагается маленький крестик и иногда ящичек со святыми мощами. Какие-либо источники, освещающие эту традицию, автору неизвестны. Сами эти кресты с памятными надписями распространены повсеместно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Евфимий, игумен – параскевофилакс (ризничий) храма Гроба Господня. О состоятельности и, соответственно, влиянии его в Патриархии греческий историк П. Каролид в своем докладе для афинского правительства в 1899 г. писал: «Из святынь, из которых каждая находится под наблюдением отца-святогробца, получающего доходы и делающего необходимые расходы для сохранения находящегося в них имущества, без непосредственного и серьезного контроля центральной власти, самая богатая – это Гроб Господень, находящийся под наблюдением ризничего, которым теперь состоит преподобнейший архимандрит Евфимий Мадитский и помощник его Иннокентий. Что получает он, что кладет в находящуюся в его распоряжении сокровищницу Гроба Господня, что кладет в денежную казну, что превращает в драгоценные церковные сосуды и одежды, никто этого не знает в точности, потому что никому, даже самому Патриарху, не принадлежит право контролировать это. Ризничий может, по собственному желанию, дать осмотреть кому угодно некоторые сокровища ризницы, но всей ризницы он никому не показывает, а еще менее желающие могут знать сумму получаемых им денег. Правда, что ризничий получает большие денежные суммы, особенно от паломников, три работающие у него секретаря едва справляются с его письменной работой, заключающейся исключительно с раздаваемых паломникам, как благословениях, священных предметах: иконы на листах бумаги с изображением Гроба Господня и маленькие книжки, в записывании приносимых ими денег и особенно в посылке в Россию вышеупомянутых конвертов. Что у теперешнего ризничего Евфимия очень много денег, видно из того, что он с большим рвением закупает, в подходящих местах Иерусалима, участки земли, где на его иждивение строятся приносящие доход здания, которые по своей смерти он завещает Святогробскому братству. В последние два или три года ризничий истратил более 40 тысяч турецких лир на покупку участков земли и постройку на них домов. Тут всякий подсчет будут неточен и недостижим» (Каролид П. О современном положении Православной Церкви и Патриархии Св Града Иерусалима//Православный Палестинский Сборник. Вып. 108. М., 2012. С. 238).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

название трудов Георгия Амартола, патриарха Никифора) (См.: Пиотровская У. К. Византийские хроники IX века и их отражение в памятниках славяно-русской письменности («Летописец вскоре» константинопольского патриарха Никифора)//Православный Палестинский сборник. Вып. 97 (34). СПб., 1998)). К тому же «Пасхальную хронику» невозможно назвать Кратким изложением, она содержит 737 страниц в издании Л. Диндорфа, а вот Извлечения времен, связанных со Священной историей, действительно, выделяются своим объемом на фоне пустых лет, имеющих только хронографическое название. Об эпитоме см.: Opelt/. Epitome//RAC. Bd. 5. 1962. S. 944–973. 144 Издатель Дюканж указывает, что греческим словом μο (всего) указывается время от основания мира и одновременно дата смерти персонажа «Пасхальной хроники» (Ducangii nota 1). 146 Cosm. Ind. L. V. 224 А–В. Комментарии на Адама, как и на всех последующих патриархов, заимствованы анонимом из «Христианской топографии» автора VI в. Козьмы Индикоплова (Cosmas Indicopleustes. Topographia Christiana/Ed. E. О. Winstedt. Cambridge, 1909). 155 Информацию о Сифе и других потомках Адама в данной и подобных ей таблицах следует понимать так: Сиф (имярек) в возрасте 205 лет (х лет) породил Еноса (имя сына указано следующим в первом столбце), и было от сотворения мира 435 лет (230 + 205=435) (год от сотворения мира=возраст родителя персонажа, в который он породил персонажа + возраст персонажа, когда он, в свою очередь, породил сына). Таким образом, дата от сотворения мира указывает на год рождения Еноса. После рождения Еноса Сиф прожил еще 707 лет, а всего он прожил 912 лет (возраст при рождении сына + оставшиеся годы=продолжительность жизни). Таким способом в «Пасхальной хронике» описывается время по поколениям. Цифры лет Мафусала в «Пасхальной хронике» расходятся с Септуагинтой, которая дает 167, 802, 969, т.е., начиная с этого места, в «Пасхальной хронике» время от основания мира на 20 лет больше, чем в Септуагинте. Таким образом аноним пытается разрешить «очень знаменитую проблему», связанную с возрастом Мафусала, когда он породил Ламеха, и временем от сотворения мира до потопа, указанным Книгой Бытие.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010