БЛДР – Библиотека литературы Древней Руси. ИХМ – Искусство христианского мира. ОР – Отдел рукописей. ППС – Православный палестинский сборник. ПСП – Памятники старообрядческой письменности. ПСРЛ – Полное собрание русских летописей. РГАДА – Российский государственный архив древних актов. РГАЛИ – Российский государственный архив литературы и искусства. РГБ – Российская государственная библиотека. СККДР – Словарь книжников и книжности Древней Руси. СОРЯС – Сообщения Отделения русского языка и литературы Императорской Академии Наук. ТрИИМК – Труды Института истории материальной культуры РАН. УЗТартГУ – Учёные записки Тартуского государственного университета. ЧОИДР – Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских. PG – Patrologiae cursus completus. Patrologia Graeca . Acc. J. P. Migne. PL – Patrologiae cursus completus. Patrologia Latina . Acc. J. P. Migne. К. А. Щедрина Две змеи на архиерейском посохе XVII века: заметки о происхождении и символике На вершине современного русского архиерейского посоха, как известно, состоит из двух изогнутых змей, обращённых друг к другу, фланкирующих находящийся между ними крест. Змеевидную рукоять посох получил в середине XVII века во время церковной реформы патриарха Никона . В Патриарших палатах Московского Кремля хранятся два таких посоха, принадлежавших самому патриарху Никону и изготовленных русскими мастерами 1012 (рис. 1). На посохах XVII века крест не возвышается над рукоятью, но на одном вообще отсутствует, а на другом находится в её плоскости по центру на уровне завершений отрогов со змеиными головами 1013 . До реформы патриарха Никона навершия русских архиерейских посохов за немногими исключениями не имели каких-либо украшений, но традиционно представляли собой два отрога, изогнутых книзу. Таким был посох митрополита Петра (XIV век) и другие, сохранившиеся до наших дней. В Московской Руси рукояти со змеями можно было увидеть на привозных греческих архиерейских жезлах XVII века и ранее времени патриарха Никона . Например, посох с костяным навершием, присланный в 1650 году патриарху Иосифу Константинопольским патриархом Парфением 1014 . Однако до Никоновой реформы богослужебных обрядов типология посоха не была унифицированной, о чём свидетельствует классификация, проведённая А. В. Чернецовым 1015 . Избранная патриархом Никоном иконография навершия архиерейского посоха (как и многие другие нововведения) не только удержалась после его ухода с Московской кафедры 1016 , но и прочно закрепилась в традициях Русской Православной Церкви 1017 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Председателем Императорского православного палестинского общества избран Сергей Степашин 14 июня 2007 г. 13:45 Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин на заседании Императорского православного палестинского общества , посвященном 125-летию этой организации, был избран ее председателем, передает «Интерфакс». Как сообщил С. Степашин, выступая на заседании, его кандидатура была выдвинута президентом РФ Владимиром Путиным , получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и была одобрена министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым . Секретарем ИППО избран член президиума Всемирного русского народного собора бизнесмен Андрей Охоткин. Императорское православное палестинское общество (ИППО) — старейшая в России научная и гуманитарная организация, уставными задачами которой являются содействие православному паломничеству на Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока. ИППО было создано императором Александром III в мае 1882 года. Высочайшим указом 1889 года Обществу были переданы все полномочия, капитал и имущество, связанные с русским присутствием на Святой земле. Отделения ИППО действовали до Октябрьской революции в 52 епархиях Русской церкви. Возглавляли их как правило правящие архиереи, а вице-председателями становились губернаторы и вице-губернаторы соответствующих губерний. К началу XX века в этой организации числилось около 5 тыс. членов. События первой мировой войны, революции и гражданской войны прервали на несколько десятилетий связи Русской Палестины с родиной. Палестинское общество (в советские годы оно называлось «Российское палестинское общество при АН СССР»), хотя и было лишено возможности организации паломничества и непосредственной работы на Востоке, продолжило традиции отечественного востоковедения, регулярно издавая пользующийся признанием в мировых научных кругах «Палестинский сборник», организовывая симпозиумы и конференции. 22 мая 1992 года президиум Верховного Совета РФ принял постановление о восстановлении исторического названия Императорского православного палестинского общества. Год спустя министерство юстиции России признало его правопреемником и того ИППО, которое существовало до 1917 года, и Российского палестинского общества, существовавшего в советское время, восстановив историческую справедливость и юридическую преемственность.

http://patriarchia.ru/db/text/257429.htm...

В советские годы Палестинское общество в России превратилось в Российское Палестинское общество при АН СССР (РПО), которое стремилось сохранить традиции отечественного востоковедения. Издавался «Палестинский сборник», организовывались симпозиумы и конференции. Однако установление в Палестине в 1920 г. британского мандатного режима крайне неблагоприятно отразилось на деятельности Палестинского общества. По настоянию англичан во главе миссии был поставлен Антонин (Синькевич). Вскоре вся движимая и недвижимая собственность была передана действовавшему параллельно с РПО Палестинскому обществу (РПЦЗ). В настоящее время большая часть имущества ИППО принадлежит Израилю С. 148]. В 1921 г. останки преподобномучениц вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары были привезены в Иерусалим и нашли упокоение в том самом храме Св. Марии Магдалины, где хотелось быть похороненной великой княгине. В 1992 г. Русская Православная Церковь вслед за Зарубежной Церковью причислила великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару к лику святых новомучеников Российских. После создания государства Израиль в 1948 г. вся собственность Русской духовной миссии на территории новообразованного государства была передана Московскому Патриархату, в то время как монастыри, храмы и земельные участки миссии, расположенные на территории, отошедшей к Иордании, остались у Русской Православной Церкви за границей. Хотя в результате военных конфликтов граница между Израилем и Иорданией изменилась, зарубежная миссия сохранила за собой имевшиеся в ее распоряжении с 1948 г. участки. Прерванная связь с Московским Патриархатом была восстановлена в 1948 г., когда указом Святейшего Патриарха Алексия I начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме был назначен архим. Леонид (Лобачев). С конца XX в. в миссии несли послушание семь членов во главе с ее начальником архим. Феодосием (Васневым). Число насельниц Горненского женского монастыря вместе с игуменией Георгией (Щукиной) составляло 60 сестер. В настоящее время в ведении Русской духовной миссии Московского Патриархата находятся семь храмов 147 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

559 Святогробское братство объединяло (и объединяет доныне) монашествующее духовенство Иерусалимского Патриархата – от Главы Церкви и членов Синода до иеромонахов, иеродиаконов и простых иноков. Братство не отличалось дисциплиной, но было спаяно взаимной защитой корпоративных и национально-греческих интересов. Как свидетельствует греческий историк П. Каролид, «Святогробское братство есть общество и союз греков по происхождению, не палестинцев, безбрачных духовных лиц, которые владеют, управляют и эксплуатируют все православные священные учреждения Иерусалимской Церкви и Святого Гроба – от находящегося в самом городе монастыря Святого Гроба вплоть до последних на самых окраинах Иерусалимской Патриархии монастырей и монастырьков и частных мест поклонения. Все в этих учреждениях управляющие или служащие монахи или иеромонахи – члены священного Братства. Никакому местному жителю не разрешается вступать в Братство. Туземное, говорящее по-арабски, духовенство состоит исключительно из женатых иереев и диаконов, которые совершают богослужение в храмах, сооружаемых в арабских селениях, вне монастырей... Высшая церковная ступень, которую может достичь говорящий по-арабски иерей, это сан эконома, в то время, как все архимандриты, протосинкеллы, епископы, архиепископы и Патриархи должны принадлежать к Святогробскому братству» (Каролид П. О современном положение Православной Церкви и Патриархии святого града Иерусалима//Православный Палестинский Сборник. Вып. 108. 2012. С. 226–227). 560 Начальник Русской Духовной Миссии в Японии архимандрит Николай (Касаткин) был возведен в сан епископа в 1879 г. В 1970 г. причилен к лику святых в чине равноапостольного как создатель Японской Православной Церкви. Архимандрит Николай был лично знаком с архимандритом Антонином: он совершил паломничество в Иерусалим на обратном пути в Японию в декабре 1870 – январе 1871 гг. Год спустя, 1 января 1872 г., он вспоминал в дневнике: «Прошлый Новый год встречал я в Иерусалиме у о. Антонина. На что было лучше предзнаменований? Святейшее место. Толпою рвущиеся в душу святые мысли, впечатления, воспоминания, картины, неизъяснимо сладкие чувства – радушие прекрасного кружка русских: последний привет удалявшейся из глаз милой Родины» (Святитель Николай Японский . Краткое жизнеописание. Дневники 1870–1911 гг. СПб, 2007. С. 110).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Луг духовный «Луг духовный» (Лимонарь, Синайский Патерик)- сборник рассказов о святых и подвижниках. Иоанн Мосх собрал богатый материал во время путешествий, которые он предпринял вместе с своим другом Софронием Иерусалимским по палестинским и египетским обителям. Рассказы эти богаты по содержанию: широкая панорама жизни христиан Восточной Империи, затрагиваются аскетические, литургические, догматические темы. Читти говорит о Иоанне Мосхе как о «великом составителе антологии Пустыни […]. Иоанн Мосх оставил монастыри Иудеи и начал странствие по Палестине, Египту, Синаю, Сирии и, в конце концов, отправился на запад на Самос и в Рим. Его труд, несомненно, является именно антологией, о чем он и сам говорит в предисловии: «розы, лилии и фиалки собраны случайным образом и сплетены в прихотливую гирлянду»; в значительной степени это «родословия», охватывающие в некоторых случаях период в сто пятьдесят лет, которые обычно вообще не имеют отношения к опыту самого автора». Сочинения Луг духовный 1. Жизнь св. старца Иоанна, и о пещере «Сапсас». Жил один старец, по имени Иоанн, в пустыне аввы Евсторгия. Архиепископ иерусалимский св. Илия хотел его поставить игуменом монастыря, но старец отказался, говоря: я хочу отправиться на гору Синай для молитвы. Архиепископ настаивал, чтобы он сперва сделался игуменом, и потом уже отправился. Старец не согласился, и архиепископ отпустил его, взявши обещание, что он примет игуменство по своем возвращении. Простившись таким образом с архиепископом, старец отправился в путь, к горе Синаю. Взял с собой и своего ученика. Но только что он перешел Иордан и прошел не более версты, как вдруг почувствовал озноб и жар. Дальнейшее путешествие стало невозможно. Путники нашли небольшую пещеру, и вошли в нее, чтобы успокоиться старцу. Болезнь настолько усилилась. что старец не мог уже двинуться, и в пещере пришлось пробыть три дня. Тогда старец во сне услышал голос кого–то, говорящему ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Постное письмо 23. «Лествица». Наедине с опасной книгой Как прочитать «Лествицу» и выжить 26 марта, 2017 Как прочитать «Лествицу» и выжить “С жаром ухватился за книгу, читал с упоением, но по мере чтения мой восторг не только зачах, но и обратился в тяжелейшую депрессию, из которой я выходил несколько месяцев”. В чем заключается “многоэтажная” сложность “Лествицы”, и как правильно читать эту книгу, рассказывает архимандрит Савва (Мажуко). Архимандрит Савва (Мажуко). Фото: Ефим Эрихман Четвёртое воскресенье Великого поста отведено памяти преподобного Иоанна Лествичника. Почитание этого подвижника началось ещё при его жизни, но постное воскресенье ему было отдано только в XIV веке. Тому были две причины. Во-первых, память святого постника логично приходится на дни поста, а поскольку постом праздновать неприлично, торжество перенесли на воскресенье. Во-вторых, святой Лествичник, большую часть жизни проживший на Синае, горячо почитался своими земляками по палестинскому монашеству, и когда на Руси с XIV века начал доминировать Иерусалимский устав, естественно возросло и почитание преподобного. Студийский устав тоже чтил Лествичника, но чуть прохладнее: у святого не было даже особой службы. Та служба, которая вошла в современную Триодь, попала в этот сборник уже после XVII века. В Триодях наших старообрядцев службы Лествичника нет. Не стану драматично вопрошать: «чем же так прославился Лествичник?», потому что каждый православный человек если и не читал главный труд преподобного, знаменитую «Лествицу», то, по крайней мере, слышал название и восторженные отзывы или видел чудесную икону с очень динамичной композицией. Моё знакомство с «Лествицей» было похоже на бурный роман с восторгом первого взгляда, ревностью, нервными объяснениями, разрывом и спокойной дружбой взрослых и понимающих людей. Первое впечатление родилось именно от взгляда: икона «Лествицы», которую я увидел в музее, меня просто заворожила, так живо и таинственно смотрелись иноки, карабкающиеся по узенькой лесенке, и злодеи, которые пытались их спихнуть, зацепить, и некоторые падали в самое пекло, сжавшись от ужаса, будто страхом удерживаемые в воздухе. Невероятная икона! Но с текстом я познакомился уже будучи монахом с небольшим стажем. Мой друг хвалил эту книгу с горящими глазами, говорил, что именно «Лествица» привела его в монастырь. Трудно было не заразиться. С жаром ухватился за книгу, читал с упоением, но по мере чтения мой восторг не только зачах, но и обратился в тяжелейшую депрессию, из которой я выходил несколько месяцев.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-23-lestv...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) …Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. ( Деян.21:13 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Готовность умереть за Господа нашего Иисуса Христа являли все верные последователи Христовы, а особенно ближайшие ученики Его — святые апостолы. Сегодняшнее Апостольское чтение поучительно для нас тем, что дает живой пример такой самоотверженности в словах апостола Павла (см. Деян.21:8-14 ). По пути в Иерусалим, куда направлялся Павел со своими спутниками, путешественники посетили Кесарию и остановились на отдых в доме Филиппа благовестника, одного из семи диаконов. Филипп был из числа первых диаконов, человек очень честный, преданный Господу, обладающий даром проповеди. В церковную историю он вошел как вдохновенный благовеститель в Самарии и других местах палестинского побережья. По преданию потом он стал епископом Траллийским, возглавляя христианскую Церковь в провинции Кария, расположенной в Малой Азии. Известно также, что апостол Филипп прожил долгую, славную и Богоугодную жизнь. Скончался в глубокой старости. Всем своим существованием являл пример истинного служителя Божия, проповедника христианского учения. У диакона Филиппа была очень дружная и благолепная христианская семья. Апостол Лука, непосредственный свидетель всех событий, пишет: У него были четыре дочери девицы, пророчествующие. Это были необыкновенные девушки. Они пребывали в состоянии девственном, даже не помышляли о замужестве, полностью посвятив себя служению Богу. После Божией Матери они впервые в христианстве показали пример девственной, чистой и непорочной жизни, уневестившись Христу. Своим благочестием они снискали такое уважение в обществе, что, как пишет блаженный Иероним, люди из самых отдаленных мест приезжали и с благоговением посещали их кельи. За праведную жизнь Господь наградил этих девиц дарами пророчества и исцеления. История говорит о том, что впоследствии две из них поселились в Иераполе, одна осталась в Кесарии. А старшая сестра, которую звали Ермиония, жила в Ефесе, совершая чудеса врачевания. Она самоотверженно и безвозмездно помогала всем немощным ефесским христианам, страдавшим телесно и душевно. И даже учредила в Ефесе специальную гостиницу, где многие находили приют, пищу и душевный покой. Дожила Ермиония до преклонных лет. В царствование императора Адриана она пострадала за исповедание христианской веры, подверглась многочисленным мучениям и истязаниям и была усечена мечом. Верующие с благоговением погребли ее святые мощи с подобающей честью в Ефесе.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Закрыть Владимир Мельник Читательский рейтинг: 48 Родился в г. Владивостоке в 1952 г. Окончил Дальневосточный государственный университет в 1974 г. В 1975 г. поступил в аспирантуру Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии Наук СССР. В 1979 г. в ИРЛИ АН СССР защитил кандидатскую диссертацию " Натуральная школа как историко-литературное понятие " . В 1989 г. в ИРЛИ АН СССР защитил докторскую диссертацию " Художественные искания и этический идеал И.А.Гончарова " . Член-корреспондент АН Республики Татарстан, доктор филологических наук, профессор кафедры литературоведения Государственной академии славянских культур, член Союза писателей России, Почетный работник высшей школы, член Императорского Палестинского Общества, академик Международной академии информатизации, член Союза журналистов России, лауреат премии журнала «Дальний Восток» и др., лауреат конкурсов Российского гуманитарного научного фонда 2005 и 2008 гг., член редакционного совета журнала «Вестник славянских культур», директор Центра литературоведческих исследований Государственной академии славянских культур, член специализированного научного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций ГАСК. В.И.Мельник - автор 12 книг, более 200 научных и более 300 научно-популярных статей. Публиковался как критик, поэт, эссеист, переводчик в изданиях Российской Академии Наук, а также в журналах «Русская литература», «Роман-газета XXI век», «Звезда», «Дон», «Волга», «Сибирские огни», «Дальний Восток», «Кодры», «Литературный Киргизстан», «Филологические записки» и др., в газете «Литературная Россия». Научные труды публиковались за рубежом: в Германии (на русском и немецком языках), Японии (на японском языке), в Югославии (на сербском и русском языках), в Венгрии (на русском языке), в Румынии (на русском и французском языках), в странах СНГ. Переводился на нанайский язык. Имя В.И.Мельника занесено в энциклопедию «Североведы России». Научные интересы В.И.Мельника - это русская классическая литература, прежде всего творчество И.А.Гончарова. Многие работы последних лет посвящены теме «Православие и русская литература». Особая сфера интересов - русская история. Составил и издал духовные сочинения и переписку царя Иоанна Грозного, патриарха Никона, сборник произведений В.И.Даля, произведения И.С.Шмелева, Б.Зайцева и др. Является автором работ по истории Русской Православной Церкви, патристике и агиографии. Принимал участие более чем в 100 конференциях и симпозиумах, в том числе за рубежом: в Германии, Югославии, Румынии.

http://ruskline.ru/author/m/mel_nik_vlad...

4.1 Особое положение православных в пределах турецкой империи. 4.2 Первые православные патриархи. 4.3 Патриарх Герман и новые правила выбора патриархов. 4.4 Борьба между православным патриархатом и францисканцами на примере захвата Вифлеемского монастыря и молочной пещеры. 4.5 Тяжелые финансовые испытания. 4.6 Патриарх Кирилл (1845 г.) и усиленная протестантская и латинская пропаганда. 4.7 Доходы и расходы Иерусалимского патриархата. 4.8 Интриги при выборе патриарха в Святогробском братстве. 4.9 Появление духа разделения православных по национальностям в 19 веке. 4.10 Разлад высшего духовенства Иерусалимского патриархата с местным православным населением. 4.11 Отсутствие богослужений в некоторых храмах из-за нехватки священников. 4.12 Отсутствие православных школ для православных детей. 4.13 Сокращение православного населения. 5. Помощь России православным народам Востока 5.1 Русские богомольцы на Святой Земле. 5.3 Проблемы взаимоотношений между Иерусалимским патриархатом и русской духовной миссией. 5.3.1 Постройка здания для миссии. 5.3.2 Попытка учреждения больницы для паломников. 5.3.3 Требование от патриархата безвозмездной отдачи трех лучших монастырей. 5.4 Вторая духовная миссия в Иерусалиме в 1858 г. под руководством преосвященного Кирилла, епископа мелитопольского. 5.5 Учреждение особого палестинского комитета под председательством Великого Князя Генерал-Адмирала. 5.6 Конфликт между миссией и комитетом из-за не разделения полномочий. 5.7 Передача комитета в управление министерства иностранных дел. 5.8 Открытие посольства в Иерусалиме. 5.9 Борьба миссии с консульством за выживание. 5.10 Конфискация доходов с имений в пределах России в связи с низложением патриарха Кирилла. 5.11 Достижения нашей миссии за последние 35 лет. 5.11.1 Купол на часовне гроба Господня. 5.11.2 Школа для православных девочек. 5.11.3 Земельные участки в Яффе, Аин-Кариме, Тивериаде, Иерихоне, на горе Елеонской и около дуба Мамврийского. 5.12 Политическое и нравственно-образовательное значение Святой Земли.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Также Н.Н. Лисовым в соавторстве с И.Ю. Смирновой готовится к выпуску другой сборник документов, который будет носить название «Отношения Русской Православной Церкви с Иерусалимским и Антиохийским Патриархатами в первой половине XIX в.». Первый том будет включать исследования, а второй — документальные материалы. Здесь впервые на архивно-документальной основе воссоздается история, исследуются особенности российского дипломатического, духовного и культурно-гуманитарного присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке в первой половине XIX в. Этот период, предшествовавший и во многом подготовивший создание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, совершенно не исследован в отечественной и зарубежной историографии. Исследование строится на впервые вводимых в научный оборот документальных материалах личного архива А.Н. Муравьева, являвшегося ключевой фигурой в формировании русско-иерусалимских церковных отношений 1830-1840-х гг. (ОР РГБ. Ф.188). В 2008 г. ИППО также планирует выпустить 106 и 107 выпуски Православного Палестинского Сборника, главного печатного органа ИППО. Здесь планируется опубликовать труды научных конференций, организованных ИППО в 2005-2008 гг., а также новые архивные материалы по истории Общества и развитию русско-палестинских отношений XIX-XX вв. Будет также опубликован указатель трудов ИППО за 1881-2007 гг. Это уже второе, исправленное и дополненное издание, подготовленное Н.Н. Лисовым и Г.З. Пумпян. ИППО запланировало отметить ряд памятных дат наступившего года, которые связаны с Обществом. Это 160-летие со дня рождения графини Ольги Евфимьевны Путятиной (08.03.1848-21.09.1890), дочери адмирала Е.В. Путятина, построившей на свои средства амбулатории в Назарете и Бет-Джале, члена-учредителя ИППО. Планируется торжественный акт и установка мемориальной доски на амбулатории в Бет-Джале, которые сочтено целесообразным приурочить к Дням ИППО в Палестине. Общество отметит 150 лет со дня рождения историка, палестиноведа протоиерея Александра Петровича Попова (1858-19.05.1912), автора исследования «Иерусалимская латинская Патриархия» и издателя двухтомника документов «Вопрос о святых местах» (СПб., 1910-1911), который, как отметил Н.Н. Лисовой, вообще не использовался исследователями.

http://patriarchia.ru/db/text/349338.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010