Но самое главное, нам удалось организовать одну из конференций на Святой Земле — с помощью Русской Духовной Миссии и Российского посольства в израильском университете Скопус. В ней участвовали как специалисты из России, так и израильтяне и палестинцы. Темой для нее была выбрана роль Иерусалима в русской культуре. Кстати, тех, кто нам помогал в организации этой встречи — и с израильской стороны (ректора университета Скопус), и с палестинской (например, Махмуда Аббаса — главу Палестинской Автономии), — мы предложили внести в списки ассоциированных почетных членов Общества. Значимым этапом на пути Общества явилась его регистрация в минувшем году в Международном комитете при ООН неправительственных организаций по социально-экономическим вопросам (ЭКОСОС). Мы очень благодарны Министерству иностранных дел РФ за содействие в этом деле. Мне довелось также посетить посольства ближневосточных государств: Египта, Иордании, Израиля, Ливана, Сирии. Мы обратились к ним с просьбой поддержать организацию деятельности нашего Общества на территории этих стран. Ежегодно у нас выходит «Православный Палестинский сборник». Издательством «Индрик» опубликованы художественные альбомы, посвященные строительству церкви Марии Магдалины на Елеонской горе и русским археологическим раскопкам в Иерусалиме. Сейчас мы также переиздали книгу одного из основателей дореволюционного Общества — В.Н. Хитрово о паломничестве в Палестину. В настоящее время Общество представлено в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и даже Молдавии. Но этого явно недостаточно. Поэтому мы испросили благословения у Патриарха на открытие филиалов Общества в тех епархиях, где они существовали до революции и содействовали паломникам из российских губерний в поездках на Святую Землю. Надо сказать, что в начале XX века таких отделений насчитывалось 52. Общество тогда активно организовывало паломнические туры — из Одессы шли дешевые пароходы в Хайфу, а уже на территории Святой Земли наших паломников размещали в специально построенных для них домах. Сейчас Общество этим не занимается (такова функция, например, Паломнического центра Московского Патриархата и общества «Радонеж»), но стремится создать максимально благоприятные условия для пребывания паломников на Святой Земле.

http://pravoslavie.ru/4655.html

Но, говоря о широком распространении монофизитства в Воспетой Церкви, о гласном и негласном покровительстве ему светских и духовных властей, нельзя думать, чтобы в среде православных в то же самое время не было людей стойких и преданных православной истине и ее провозвестнику – Халкидонскому собору. В Константинополе таковыми хотели быть «неусыпающие монахи» ( κομητοι). В Палестине такую же роль играли монахи – савваиты и синаиты. Особенно из среды палестинских монахов вышли многие высокие поборники Православия, такие как Евфимий и его ученики: Савва Освященный и Феодосий 33 . Они за свою святость и глубокий опыт церковно-религиозной жизни пользовались заслуженной славой и непоколебимым авторитетом у своих современников. О них знали не только на той территории, на которой они жили пли «процветали», по характерному выражению древних памятников, но и далеко за ее пределами, на пространстве всей Восточной Церкви и даже на Западе. Свое благотворное влияние они оказывали как на рядовых мирян, так и на венценосцев, как на современников своих, так и на многие поколения потомков. И не об особых только избранниках, но и вообще о Восточном монашестве нужно сказать, что в эпоху Вселенских соборов оно принимало самое горячее и деятельное участие в религиозных движениях, что оно весьма много способствовало благополучному разрешению сложных вопросов и выяснению истины. Монашество в своих тихих обителях сосредоточило богословское просвещение, покупкой и собственной перепиской оно копило и умножало книжные богатства. Пусть из среды того же монашества являлись и еретики вроде Евтихия, Севира и других, но это только лишний раз подтверждает то, что монашество не было равнодушным к религиозным вопросам, живо реагировало на них и выделяло иногда таких фанатичных людей, которые не могли удержаться в границах должного и впадали в крайности и даже ереси. Хорошей иллюстрацией ко всему сказанному нами о значении монашества в описываемую эпоху могут служить теопасхитский и оригенистический споры, в которых Восточное монашество принимало самое видное и деятельное участие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

г) Представление экстраординарного профессора Анатолия Спасского: «В виду приближающегося присуждения премий имени Преосвященного Макария, Митрополита Московского, честь имею представить вниманию Совета исследование проф. Е.Ф. Каптерева о сношениях иерусалимских патриархов с русским правительством от XVI до половины настоящего столетия. Исследование это распадается на две книги, из которых первая, излагающая историю сношений до конца XVIII в., появилась в печати еще в 1895 году, вторая же заключающая в себе обзор сношений за первую половину нынешнего столетия, вышла в свет в прошлом 1898 году. Обе книги составляют одно нераздельное целое, имеют общую нумерацию страниц (830) и должны быть рассматриваемы вместе. Напечатаны они в изданиях Православного Палестинского Общества, образовав собой первый выпуск XV тома его сборников. С содержанием исследования проф. Каптерева, без сомнения, успели ознакомиться все члены Совета, и потому, не вдаваясь в подробное изложение его, – что сделать было бы и не легко в виду большого объема сочинения, – мы отметим лишь главные его достоинства и научное значение. Новый труд проф. Каптерева обращает на себя внимание прежде всего строго-объективным, документальным характером своего содержания. Он составлен по рукописными материалам, не бывшим еще в научном обращении, доселе неизданным, мало и даже совсем неизвестным. В первой половине своего труда, для истории —26— сношений от XVI до конца XVIII в., автор пользовался так называемыми «греческими и турецкими делами и статейными списками», хранящимися в Московском Архиве Министерства иностранных дел; в основе же второй лежат документы Архива Св. Синода и бумаги Преосвящ. Порфирия Успенского , принадлежащие Православному Палестинскому Обществу. Привлекая на службу науке новый материал, проф. Каптерев поставил своею задачею дать читателю самое точное, объективное представление об их содержании. Каждый более или менее значительный документ он выписывает почти целиком, со всеми заключающимися в нем подробностями, заставляет его говорить вместо себя. Вследствие этого его исследование предлагает в себе не только самую историю сношений иерусалимских патриархов с Россией, но и сборник документов, относящихся к этому вопросу. Читателю, желающему проверить тот или другой, устанавливаемый в исследовании, факт, нет надобности обращаться для этого к какими-либо побочным средствам; в самой книге Каптерева он находит и документ, удостоверяющей факт.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Весь доступный к кон. XIX в. археологический материал был использован в компилятивном труде проф. А. П. Лопухина «Библейская история». Автор дал целостную панораму священных событий, начиная с первобытных времен и кончая завершением апостольского века. В главах, посвященных Палестине, он часто использует этнографические данные для доказательства историчности библейских событий, относящихся к дописьменной эпохе, и потому фиксируемых в глубинных пластах народных преданий (напр., о райском блаженстве и древе познания добра и зла, о единстве прародителей и об их грехопадении и о Всемирном потопе и построении вавилонской башни). На основании Силоамской надписи Лопухин делал вывод о том, что иудеи до вавилонского плена были грамотным народом, и поэтому невозможно отвергать аутентичность библейских текстов допленного периода, что было общим местом зап. библейской критики. А. П. Лопухин А. П. Лопухин В то же время для Лопухина характерно некритическое привлечение археологического материала для подтверждения библейских текстов. Напр., памятники финик. колонистов в Испании он считал свидетельством о массовом бегстве хананеев от Иисуса Навина , Харам аш-Шариф в Иерусалиме - подлинными могилами ветхозаветных патриархов, городской колодец в Наблусе - колодцем Иакова, егип. «Сказку о двух братьях» - пересказом истории об Иосифе, изображение предводителя похода на эфиопов на стенах Фиванского храма - портретом Моисея, отсутствие в XIX в. гробницы Тутмоса IV - свидетельством его гибели в водах Красного м., древнейшее погребение с кладом каменных ножей - могилой Иисуса Навина и т. п. Лопухин, подобно мн. амер. богословам кон. XIX - нач. XX в., признавая историчность повествования Пятикнижия о егип. казнях, манне в пустыне, переходах через Красное м. и Иордан, давал им рационалистическое объяснение. В посл. четв. XIX в. российские ученые начали полевые исследования. Основная роль в их проведении принадлежала Русской Духовной миссии в Иерусалиме и имп. Палестинскому православному обществу (ППО); важнейшие открытия были сделаны архим. Антонином (Капустиным) , стали выходить научно-просветительские издания «Православный Палестинский сборник», «Сообщения Императорского Палестинского православного общества» и др. Определенный вклад в исследования Св. земли внесли сотрудники основанного в 1894 г. Русского Археологического ин-та в К-поле (РАИК). Хотя основной областью интересов РАИК была византинистика , его ученые предприняли неск. археологических разведок на Ближ. Востоке и провели раскопки на участках Русской Духовной миссии.

http://pravenc.ru/text/149119.html

В соответствии с текстом Септуагинты, именно Иов должен принести за друзей – как священник Божий – умилостивительную жертву Господу. И лишь ради Иова Господь прощает друзей страдальца, которые, по Божиему свидетельству, говорили... не так верно, как... Иов ( Иов. 42:8 ). Иов с радостью приносит такую жертву за друзей, возносит за них молитву, тем самым, по мнению святителя Григория Великого , вновь являя собой прообраз Церкви Христовой, способной примирить с Господом даже самых закоренелых еретиков, тип которых и представляют в книге Иова Елифаз, Вилдад и Софар 1227 . Страдания Иова прекращаются именно в тот момент, когда он делается ходатаем за согрешивших перед Богом друзей. Став реальным источником, действительной причиной Божественного милосердия в отношении других, он и сам оказывается тотчас же помилован. Подчеркнем: Иов, по-прежнему являясь прообразом Христа, зримо приоткрывает – посредством такого своего заступничества за друзей – еще одну сторону осуществляемого Господом дела Спасения. Мы зрим в Иове уже не только образ страждущего Христа – Искупителя от власти греха и смерти; перед нами в лице Иова, молящегося за кающихся Елифаза, Вилдада и Софара, зримо предстает тип милосердного Христа – Ходатая за весь человеческий род перед Своим Небесным Отцом: причем не только за праведников, но и за кающихся грешников. Итак, Иов, достигший – благодаря своей твердости перед лицом несчастий и бесовских искушений – вершин личной святости, удостаивается прекращения страданий и сподобляется Божественных милостей. Отныне в нем действует та Божественная благодать, что властно и легко преодолевает, исцеляет все его прежние горести и недуги. И вместе с тем Иов теперь целиком и полностью обращен в грядущее: к реальности будущего пришествия в мир Христа. Он наслаждается ниспосылаемыми ему от Бога повседневными благами, но мыслит больше о горнем, чем о земном, ибо теперь подлинно имеет «высокую душу, касавшуюся небес» 1228 . 1167 См.: Эгерия. Паломничество. 13, 16//Православный Палестинский сборник. СПб., 1889. Т. 20. С. 122, 126.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

ПРИМЕЧАНИЯ Глава двадцать первая ВТОРОЙ ХРАМ 1. Бехистунская надпись Дария, русск. пер. — ХДВ, с. 363. Кроме этой большой надписи, источником для истории самозванца, воцарения Дария и восстаний против него служит Геродот (История, III, 67 сл.), рассказ которого в основном совпадает с персидским документом. Греческий писатель ошибся лишь в одном, он полагал, что после убийства лже-Бардии (у него лже-Смердиса) в Персии началось гонение на магов. Но мы знаем, что маги по-прежнему занимали высокое положение (см.: ВДИ, 1958, с. 175). Относительно родства Дария с Киром прежде существовали сомнения, которые теперь оставлены (см.: М. Дандамаев. К вопросу о династии Ахменидов. — «Палестинский сборник», 1960, 5, с. 3 сл.; Ю.Юсифов. Хозяйственные документы из Суз и хронология ранних Ахменидов. — ВДИ, 1958, 18). 2. В пятом столбце Бехистунской надписи Дария, правда, есть следующие слова: «Те эламиты были неверными и не чтили Агурамазду. По воле Агурамазды я поступил с ними, как хотел. Кто будет чтить Агурамазду, пока он будет в силах, тот будет блажен при жизни и по смерти» (ХДВ, с. 364). Это дало повод некоторым исследователям считать, что Дарий был уже заратустрийцем (см. В. Абаев. Пятый столбец Бехистунской надписи Дapuя I и антидэвовская надпись Ксеркса. ВДИ, 1963, с. 114). Однако против этого есть ряд возражений. Прежде всего, Дарий говорит не об одном Агурамазде, но и о других богах (ХДВ, с. 363). Во-вторых, замечание об эламитах есть лишь враждебный выпад, а не требование всем народам чтить Агурамазду. К тому же эламиты издавна были в тесном родстве с мидянами и персами, и поэтому Дарий мог называть их неверными из-за того, что они не чтут общеиранского Бога. Религия Дария была, по-видимому, культом этого Бога наряду с пантеоном прочих богов (дэвов). Это совершенно несовместимо с учением Заратустры. Влияние этого учения увеличивалось и, как мы увидим, еще больше возросло при преемнике Дария, Ксерксе. Но чистым заратустризмом религия Ахменидов никогда не была (см. J. Duchesne-Guillemin. Zoroasmre, р. 120). Относительно же религии мага Гауматы и его реформ вопрос до сих пор остается открытым. См.. И. Дьяконов. История Мидии, 1956, с. 426 сл.; Р. Фрай. Наследие Ирана, с. 133.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

А предкам нашим было легче? Но они, имея в тысячу раз меньше орудий проповеди и христианского воздействия, по сравнению с нашим временем, пронесли имя Христово так далеко в среду языческих народов, что теперь приходится дивиться их успехам. Не от трудности, а от холодности и маловерия, завысит бессилие миссионерского движения и успеха. Имейте веру Божию, заповедует Спаситель, – веру живую, жизнеспособную, как зерно горчичное, – и тогда вы будете двигать горами, «и ничего не будет для вас невозможного» ( Мк.11:23 ; Мф.17:20 ). По вере, по ревности, ради усердия ко Христу, помогите, братие, духовною и материальною помощью святому миссионерскому делу! Аминь. Приложение. Краткие биографии проповедников и характеристики их проповедей 1) Климент Александрийский родился в Афинах в хорошей языческой семье и получил прекрасное языческое образование. Не находя удовлетворения своей душе в язычестве, он принял христианство и с целью образования собственно христианского предпринял путешествие по главнейшим городам Греции, Малой Азии, Италии и Египта. В Александрии он встретился с Пантеном, подвизавшимся в огласительном училище, и поступил в число его учеников. После смерти Пантена Климент был назначен его преемником по управлению училищем и вместе с тем пресвитером (199 г.). Скончался он в глубокой старости ок. 219 г. Из проповеднических трудов Климента известна беседа: „Какой богач спасется?» 2) Св. Григорий, еписк. Неокесарийский, чудотворец, родился в нач. III-ro ст. в Неокесарии. Здесь он получил и первоначальное образование. Обладая хорошими средствами, он в целях дальнейшего образования предпринял путешествие по городам Греции, Италии и Египта. На пути, в Кесарии Палестинской, он познакомился с  Оригеном , слава о котором гремела по всему востоку, и поступил в число его учеников. Пробыв в течении нескольких лет под ученым руководством Оригена, он возвратился на родину, где думал посвятить себя подвижнической жизни. Но вопреки своему желанию был посвящен в епископа отечеств.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Императорское православное палестинское общество (ИППО) Дата создания: 21 мая 1882 г. Описание: Императорское православное палестинское общество — старейшая в России научная и гуманитарная организация, уставными задачами которой являются содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока. Основано 21 мая 1882 года, в день памяти святых равноапостольных Константина и Елены, как Православное палестинское общество. В 1889 году получило почетное наименование Императорское. С 1882 по 1905 годы председателем Общества был Великий князь Сергий Александрович. После Октябрьской революции общество вынужденно разделяется на две независимые организации — российскую и зарубежную. В 1918 году оставшаяся в России часть общества переименовывается в Российское палестинское общество при Академии наук. 22 мая 1992 года восстанавливается историческое название — Императорское православное палестинское общество. Структура Общества Устав Общества Устав Императорского православного палестинского общества был утвержден указом императора Александра III 8 мая 1882 года и актом публичного признания собранием членов-учредителей, состоявшимся 21 мая 1882 года в Санкт-Петербурге. Устав в новой редакции утвержден Общим собранием членов Общества 12 июня 2008 г. «Православный палестинский сборник» Сборник начал выходить в 1881 году, еще до официального открытия Православного палестинского общества. Издание предпринято В.Н. Хитрово, а с 3-го выпуска I тома поступило в ведение Православного палестинского общества. ППС издавался в Санкт-Петербурге с периодичностью обыкновенно по одному, иногда по два выпуска в год, которые объединялись условно в «тома» — выпуски одного года составляли том; в первые годы издания часто указывался именно том и выпуск как часть тома. Сборник представлял собой научный временник ИППО. Содержание Сборника составляли описания путешествий и «хождений» в Святую Землю, а также исследования, относящиеся к ее истории. С 1881 по 1917 гг. вышло 63 выпуска ППС. Затем последовал перерыв. В 1954 году издание было возобновлено Российским палестинским обществом под названием «Палестинский сборник». В 1992 году Общество вернуло себе историческое название, и в 1993 году Сборник вновь вышел под первоначальным названием. Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, Россия, Москва, ул. Забелина, д. 3, стр. 2 Телефон: (495) 797-55-95 Факс: (495) 628-48-40 Web-caйm: www.ippo.ru Председатель: Степашин Сергей Вадимович Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/77177.html

Найдены они были в погребении, обнаруженном при реконструкции Хевронской дороги напротив входа в монастырь, вероятно, в 1994 г. Следует отметить, что это не останки известного «человека в цепях», найденного на сто метров дальше к западу, в урочище Хирбет ат-Табалийе, в погребальной камере круглого здания циклопической кладки (часовне Аввакума Пророка(?)). Как уже было сказано, в 1976 г. церковь была заново расписана о. Венедиктом. Вдоль стен церкви, по старому саввинскому типику, установлены молитвенные стасидии. Источники: 1. Вильнаи, Зеэв. Энциклопедия Вильнаи по Иерусалиму. Т. 2, стр. 782-783. Иерусалим, изд-во «Ахиэвер», 1993. (На иврите.)2. Финн, Джеймс. Беспокойные времена. (James Finn. Stirring Times). London, C.K. Paul & Co., 1878. (На англ.) 3. Епископ Мефодий (Кульман). Святая Земля. Журнал «Русский инок», Джорданвилль, США. 4. Муравьев А.Н. Путешествие ко святым местам в 1830 году. М., изд-во «Индрик», 2006. 5. Восемь греческих описаний Святых мест XIV, XV и XVI вв. Православный палестинский сборник. Т. 56. СПб. 1903. 6. Рассказ и путешествие по Святым местам Даниила, митрополита Эфесского.Православный палестинский сборник. Т. 8. СПб. 1884. 7. Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины конца XII века. Православный палестинский сборник. Вып. 23. СПб. 1889. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Настоятелем монастыря в настоящее время является архимандрит Андреас. Вот телефоны: 02-6760966, 052-2379419, 054-4629066 А в принципе подобного рода официальную информацию можно черпать из календаря, ежегодно издаваемого Иерусалимской Патриархией - он имеется и на официальном сайте Патриархии, называется Имерологион. Для знакомых с греческим алфавитом сложности разобраться не составит. 16 июля 2012. В настоящее время при монастыре организована столовая для паломнических и туристических групп. На территории предусмотрено место для посетителей, прибывших в составе тургрупп, но со своими ланч-боксами. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=15749

Переходят они, облетая, и к разумным цветам Богонасажденного рая, к монахам, подвизающимся в пустыне и возделывающим прекрасный мед добродетели, и причащаются их благоухания; и у кого жизнь была нестяжательна и нуждалась в ежедневной пище, тем они творили достаточное утешение, уделяя щедрую милостыню своей руки и своею ревностною помощью устраивая им неотвлекаемое занятие божественным и духовным. 6. Так боголюбиво расточив свое богатство, со всеми простившись и будучи напутствованы их восходящими к небу молитвами, боголюбивые обратили свои взоры и ноги к странам греческим, сиречь Нового Рима, и условились между собою, что, если перестало действовать гнусное повеление богоненавистного и беззаконного царя и православная церковь получила право поклоняться и чтить лики святых икон, они также возвратятся на родину, а в противном случае уйдут к старейшему Риму. Но они не знали, что идут другим путем, гораздо полезнейшим приведшего их сюда и ведущим к разнообразным и победоносным подвигам; ибо славные подвиги соделали сих крепких воинов мучениками и венценосцами и увенчали великолепными венцами и диадемами. 7. Когда они, направившись, как сказано, к странам греческим и прибыв в некое место, расположились на отдых, Арабы, бывшие во Святом Граде и сторожившие дороги, люди жестокие и звероподобные, неразумнейшие душою и безумнейшие в своих стремлениях, подстерегши их по внушению диавола, всею толпою пустились вслед за святыми и, застигнув их в вышереченном убежище, захватили их и стали допрашивать, откуда они, из какой страны и по какой причине пришли в Иерусалим. Боговидные же, благородные душей, языком и мыслями и воспитанники нелживой добродетели, не сумели солгать, но со всею истиною назвали свою родину и не скрывали, по каким причинам путешествовали. Арабы, услышавши это, отвели их в узах к начальнику Кесарии Палестинской, рассказав ему все, что от них услышали. Он представляет мучеников к следствию и, узнав от них, что они уроженцы Римской земли и прибыли во святые и досточтимые места ради поклонения, имея с собою и не малое имущество, отнял у них золото, деньги, коней и мулов со слугами, а святых, жестоко истязав, заключил в Кесарийскую общественную темницу; затем написал и послал к правителю Египтян следующее письмо: «Арабское войско в Кесарии Палестинской захватило мужей христиан, уроженцев Римской земли, числом семьдесят, и привело их ко мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010