Совет ИМПЕРАТОРСКОГО Православного Палестинского Общества мысль «кружка лиц, интересующихся делами Ближнего Востока» и «специалистов-палестиноведов» об основании Археологического Института в Иерусалиме, конечно, мог бы разделять и даже приветствовать, если бы он усматривал из доклада, что проектируемый Институт становился рядом с существующим при Обществе отделением научных изданий и исследований по палестиноведению и шёл бы с ним рука об руку. Научному отделению Общества было бы весьма полезно и приятно иметь на месте «трёх непременных членов» Института специалистов-палестиноведов, которые своими высоко авторитетными трудами помогали бы ему в изучении многочисленных и разнообразных археологических памятников Св. Земли. Отделение Общества к услугам Института могло бы вполне охотно предоставить страницы своего периодического издания «Сообщения» и повременного – «Палестинский Сборник», а также и библиотеку. Совет же Общества, чрез свои исполнительные органы в Иерусалиме, освободил бы этих жрецов чистой науки от всех житейских попечений, предоставив в их полное распоряжение особый дом на дамасском участке и готовый стол в своих подворьях. Не следует упускать из внимания, что выполнение этой нелёгкой заботы о житейских потребностях русских людей, посещающих Св. Землю, далось Обществу не без труда и наладилось не сразу. Но из доклада Е. П. Ковалевского явствует, что Археологический Институт в Иерусалиме, если Комитет его образуется при ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии Наук (можно снова повторить, что ИМПЕРАТОРСКОЕ Православное Палестинское Общество в этом месте – лишь случайная приставка), будет явлением новым, в вопросах научных вполне самостоятельным и нисколько не желающим считаться с мнением научного отделения Общества почтенной давности. Если представитель Палестинского Общества и приглашается в заседания Совета Археологического Института с правом совещательного голоса наравне с Консульством и Духовною Миссиею, то только «для решения общих вопросов, затрагивающих интересы различных учреждений и требующих их поддержки» (стр. 13); если Общество допускается и в туземно-международный комитет охраны древностей, то его ведению здесь подлежат не научные вопросы археологии и их разработка, а главным образом реставрация памятников, их охрана, ремонт, регистрация и возможное согласование деятельности различных учреждений, занимающихся изучением Палестины и прилегающих областей (стр. 10), т. е. ему навязывается роль миротворческая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Византийская монета с изображением статуи Юстиниана Большей терпимостью отличались законы Юстиниана, относящиеся к иудеям: так, 146-я новелла предоставляет им свободу вероисповедания: «Мы повелеваем, чтобы иудеям, где бы они ни жили, разрешалось читать Священные книги перед собиравшимися в синагоге по-гречески, по-латыни или на любом другом языке, на котором говорят в данной стране, чтобы чтение Священного Писания было понятно собравшимся и они могли продолжать жить в соответствии с их заповедями» . Но, издавая этот закон, император не теряет надежды на обращение иудеев в христианство, в связи с чем в той синагоге, где собираются грекоязычные иудеи, он рекомендует пользоваться Септуагинтой, «каковой перевод считается наиболее правильным и лучшим, поскольку переводчики, хотя и отделенные друг от друга и находившиеся в разных местах, достигли абсолютного согласия в их версиях. И действительно, кто не удивится, узнав, что пророки, предвидя появление Господа нашего Иисуса Христа, предсказали события, описанные в Священных книгах, как если бы они были их свидетелями» . Предоставляя иудеям свободу веры, Юстиниан, однако, требовал от них неукоснительного соблюдения законов, угрожая в противном случае телесными наказаниями, ссылкой, конфискацией имущества и другими карами. Религиозной свободой в империи обладали лишь те иудеи, которые, имея преемство от фарисеев, веровали в грядущее воскресение из мертвых, в то время как еврейские сектанты саддукейского толка, отрицавшие учение о воскресении и последнем суде, объявлялись вне закона и подлежали смертной казни. Правовое положение самарян за время правления Юстиниана претерпело изменения. Включенная в «Кодекс» конституция запрещала им, как врагам православной веры и государства, «иметь синагоги. Существовавшие синагоги надлежало разрушить, а строить новые запрещалось» . Согласно этому закону, «состояние умерших самаритян наследовалось только православными наследниками, а в случае отсутствия таковых – государством», но после подавления восстания самарян, 14 июня 551 года Юстиниан, по совету епископа Кесарии Палестинской Сергия, издал закон, вошедший в сборник новелл под номером 129-м, которым самарянам предоставлялись даже большие права, чем христианским еретикам и иудеям: «С этого дня мы разрешаем самаритянам делать завещания и распоряжаться своей собственностью в соответствии с положениями общих законов.

http://pravoslavie.ru/60748.html

Палестина, конечно, всегда была предметом интенсивного внимания науки. Во многих странах существуют Палестинские общества, включающие в свою задачу и всестороннее изучение ее. И б. Православное палестинское общество имело ученый отдел, сделавший не мало для палестиноведения. В Иерусалиме даже создался русский музей местных древностей. Целый ряд западно-европейских религиозных конгрегации посвятил себя археологическому изучению страны библии. Раскопки в Палестине представляют исключительные трудности, так как страна была все время обитаема, и один период сменял непосредственно другой. На одном и том же холме селились представители различных культур и национальностей, начиная от хананеев и их предшественников и кончая арабами, крестоносцами и нашими современниками, почему такой холм (tell) заключает в себе несколько городов, построенных один поверх другого. Будучи разрушен, город поднимал уровень холма и составлял наслоение, в котором сохранялись фундаменты, обломки и остатки утвари и предметов культа. Таких наслоений иногда были целые десятки, подобно геологическим, отложениям. Они бывают различной толщины, в зависимости от продолжительности существования города; каждое из них имеет особенности, отличающие его от смежных. Случается, конечно, что предметы из одного слоя проникают в другой, или потому, что ими пользовались позднейшие обитатели, или случайно – от дождя и т. п. Опытный археолог сумеет разобраться в этом, отнести каждую вещь к соответствующей эпохе и установить относительную археологическую хронологию, подтверждаемую эпиграфическими или другими находками, хронология которых несомненна. Таким путем раскопаны: Лахиш–Флиндерсом Петри и Блиссом в 1902 г., Геф–Блиссом в 1900 г., Гезер – Макалистером – 1902, Тааннек – Зеллином в 1902–3, Мегиддо – в 1905 – немецк. археологами (главным образом Шумахером). Гарвардским университетом – Самария – 1911– 12, английским Palestine Exploration Fund – древний Бет-Шемеш (Вифсамис). [Существовал и] существует ряд ученых журналов, посвященных палестиноведению, напр.: Православный палестинский сборник, Сообщения Православного палестинского общества, Zeitschrift d. Deutschen Palestine Vereins, Palestine Exploration Fund, Revue Biblique. CM. Vincent, Canaan. Par., 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Частое появление Д. А. в виде фигурок на городских часах Западной Европы порождено ассоциированием их числа с двенадцатеричным делением времени (12 или 12x2 часов, 12 месяцев). Наиболее яркий пример «портретирования» традиционных фигур Д. а. в литературе нового времени — цикл стихотворений П. Клоделя, вошедший в сборник «Corona benignitatis anni Dei» (1915). ДЕВ0РА Дебора (евр. d e b6ra, «пчела»), в ветхозаветном историческом предании (Суд. 4) пророчица, предводительница израильских племен, одна из «судей израилевых». Ее авторитет основан на пророческом даре; будучи замужней женщиной («жена Лапидофова»), она принимает на своем ритуальном месте под пальмовым деревом на горе Ефремовой между Рамою и Вефилем тех, кто приходит за ее советом или приговором. От нее исходит призыв к войне против теснившего Израиль хаиаанейского царя Иавина, сильного своими боевыми колесницами; именем Господа она приказывает воину Бараку (Бараку) возглавить ополчение Неффалимова и Завулоиова колен, обещая победу над Сисарой (Сисерой), военачальником Иавина. Варак ставит условием личное присутствие Д. (во главе воинов из колен Ефрема, Манассии, Иссахара и Вениамина?); Д. соглашается, но предсказывает, что в наказание за это слава умерщвления Сисары достанется женщине. Ополчение занимает гору Фавор, чтобы в указанный Д. день спуститься и напасть на враждебные колесницы у потока Киссона; битва кончается победой израильских племен и истреблением неприятельских сил. Сисара, спрятавшийся от погони в шатре Иаили, женщины из палестинского племени кеиитов, погибает от ее руки — так сбывается пророчество Д. «Песнь Д.» (Суд. 5), древнейший памятник еврейской литературы (ок. 1200 до н. э.), в мифологических метафорах рисует битву («с иеба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою»), прославляет подвиги участников событий, осуждает уклонившихся от войны за то, что «не пришли на помощь Господу». Позднейшая иудаистическая традиция причисляла Д. к сонму семи пророчиц Израиля (наравне с Саррой, Мариам, Анной, Авигеей, Олдамой и Эсфирью).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

13 Дело канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода 5172; Дело архива Святейшего Синода 463. 15 По палестинским штатам Иерусалимскому патриарху, оказалось, следовало получить с русского правительства, начиная с 1778-го и кончая 1829 годом, 6101 руб. 86 коп., каковая сумма и была отослана к патриарху и им получена. 16 При рапорте митрополита приложена была копия с краткой выписки из приходно-расходных книг за первые две трети 1829 года, из которой видно, что в приход с 1 января по 1 сентября 1829 года поступило: от продажи свеч и в кошелек 548 руб. 84 коп., от жильцов за квартиры 1306 руб. 50 коп., заимообразно от управляющего Иерусалимским подворьем архимандрита Венедикта 896 руб. 81 коп., заимообразно от грека Юрия Константинова Хаджикости 815 руб. 27 коп., итого в приходе 3597 руб. 42 коп. В расход на церковные потребы – просфоры, ладан и вино 99 руб. 30 коп., на поправку подворья 860 руб. 55 коп., употреблено на стол, чай и сахар для архимандрита и при нем служащих на хлеб и одежду 819 руб. 30 коп., на выдачу жалованья священнику, дьячку, на раздачу диаконам и певчим 568 руб. 32 коп., на выдачу жалованья служащим при архимандрите келейным повару, кучеру и дворнику 360 руб. 40 коп., на содержание лошадей, экипажа и прочего по конюшне 333 руб. 5 коп., на дрова 136 руб., при отправлении монахов в Грецию извозчику 200 руб., за украденные у диакона из кельи собственные вещи выдано ему в помощь 85 руб., на разные подворские расходы 143 руб. Итого в расходе 3605 руб. 42 коп., передержано против прихода 8 рублей. 18 Дела архива Святейшего Синода 76, 107,141,1110; Дело архива канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода 23 576. 20 Об усилиях прусского и английского правительств (начиная с 1841 г.) прочно водворить в Палестине протестантизм, об учреждении в Иерусалиме в 1812 г. евангелическо-англиканского епископства и о вызванном этими обстоятельствами стремлении со стороны латинства еще более расширить и тверже поставить свою пропаганду в Палестине подробно сказано в статье: Православие в Святой Земле//Православный Палестинский Сборник. Вып. 1. К этой статье мы и отсылаем интересующихся этим делом читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Как паломник писатель о. Леонтий неизмеримо ниже своего «старшего брата». По складу характера живого впечатлительного и по направлению критической мысли, воспитанной на свободомыслящей французской литературе XVIII в., по природной склонности к малороссийскому юмору и легкомысленной шутке, во многом он является как бы предшественником ученому «соглядатаю» Православного Востока нашего времени – епископу Порфирию (Успенскому) . Его критика иногда становится беспощадна, насмешка язвительна и проникнута такой желчью, что кажется неуместной и даже неприличной, так как все это направляется на предметы священные и дорогие русскому православному читателю. «Церковная славенщизна» и «глубокие страннословия» старшего Григоровича Барского «не по вкусу» о. Леонтию, а посему в своих писаниях он пытается избегать недостатков знаменитого своего предшественника «Верная история, какова ни есть, в моих руках, – пишет о. Леонтий, – не уповательно, однакож, чтобы сделалась хуже, если попадется в лучшие руки, как-то случилось с историею Григоровича, которой не видать бы света, если б не возродил ее г. Рубан. И кому да и к чему ее улучшать, ежели она и так лучше худых книг, по крайней мере, не хуже константинопольских писем». И действительно, язык ее чище, хотя и не без слов малорусских и польских, также не всем читателям понятных, но описания его иногда не лишены неподдельной красоты и поэтической художественности. Вне всякого сомнения, издание в свет всех писаний «Младшего Григоровича» весьма желательно, а более обстоятельное изучение его путешествий по Востоку – неотложный долг наших палестиноведов. 3 Житье и хоженье Даниила русьскыя земли игумена 1106–1107 г.//Православный Палестинский Сборник. Вып. III и IX СПб 1885 С 128. 5 О содействии православным в Св. Земле. Речь в годичном собрании Смоленского отдела ИППО. Воспоминания о святых местах Востока. Константинополь – Афон – Палестина – Египет – Италия. Изд. 2-е СПб 1906. С. 210. 8 Россия в Святой Земле. Документы и материалы Под ред. Н. Н. Лисового М 2000 Т 1 С 339–367; Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке. в XIX начале XX в. М. 2007 С. 209–214.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Благодаря поддержке Московского Правительства, ИППО смогло в 2012 г. вселиться в собственный дом, предоставленный Обществу на Ивановском спуске (ул. Забелина, 3). Много сил было потрачено Палестинским Обществом, совместно с Министерством иностранных дел и Администрацией Президента, по возвращению России Сергиевского подворья в Иерусалиме. Шесть десятилетий, если считать с момента создания государства Израиль, понадобилось для того, чтобы официально, юридически оформить то, что и прежде ни в ком не вызывало сомнений. Официальная передача подворья России 28 декабря 2008 г., отселение из его корпусов и флигелей различных арендаторов дало возможность заняться реконструкцией и реставрацией Подворья. Возвращение Сергиевского подворья ИППО в Иерусалиме, основы и символа российской державности, русского присутствия и влияния в регионе, стало событием знаковым, с точки зрения дальнейшей работы Общества на Ближнем Востоке. На протяжении 60 лет существования государства Израиль у нас не было в Иерусалиме никакого государственного, общественного, культурного центра или представительства. Знаки ИППО на фронтонах и стенах исторических зданий оставались лишь призрачным напоминанием о былом величии и значении российского присутствия. Сегодня нам предоставлена возможность восстановить Русский Иерусалим как фактор культурной жизни и политического влияния. Традиционный библейский девиз ИППО: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь», – время велит дополнить новым актуальным содержанием: «Сохраним Россию в Святой Земле!» К числу важнейших направлений деятельности Общества относилась и относится научная работа в области исторических и археологических исследований. Лучшим свидетелем научного потенциала ИППО за все года его существования является продолжающееся научное издание Общества – «Православный Палестинский Сборник». В 113 выпусках ППС увидели свет множество ценнейших исследований и публикаций. Но лишь в последние годы, впервые за 100 с лишним лет, по инициативе Общества были возобновлены непосредственные археологические раскопки в Палестине. В 2010 г. Иерихон праздновал уникальную годовщину – 10.000 лет со дня основания. Раскопки, проведенные в тот год на Иоасафовском участке ИППО Институтом археологии РАН, при участии местного, палестинского Департамента древностей и культурного наследия, вскрыли удивительные напластования жизни города в византийский период. Торжественно открытый в январе 2011 г. Президентом РФ Д. А. Медведевым Музейно-парковый комплекс в Иерихоне стал долговременной научной площадкой для совместной работы российских и палестинских ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

733 г.). Рукописи доиконоборческого Евхология не сохранились. В древности этот богослужебный сборник был известен под разными названиями, в том числе под именем Литургиáрион , что гораздо более соответствует его содержанию (Литургии являются его главными «статьями»), чем формальное Евхолóгион («Молитвенник», «Молитвослов»). (Не следует путать с современной книгой личного благочестия такого же названия, предназначенной для мирян.) Вероятно, причина такого довольно странного названия – в принципах оформления текста древних кодексов: рукописные Евхологии, ради экономии места, состояли главным образом из священнических молитв (εχ, эвх э ), и это породило традиционное название книги. Чрезвычайно краткие уставн ы е ремарки лишь напоминали священнику, когда он должен прочесть молитву или дать возглас; они часто писались на полях или в тексте мелким почерком. По своему составу древний византийский Евхологий распадается на три основных функционально-тематических раздела. «В настоящее время весь Православный Восток служит Евхаристию и Таинства по этому Евхологию, но Песненное последование исчезло, уступив место палестинскому Часослову» ( Арранц М., иером. История Типикона. Опыт. ЛДА. [Рим,] 1978. С. 9). Выдающийся литургист иеромонах Михаил Арранц, S. J. († 2008), выделяет три главных редакции греческого Евхология: Столичный константинопольский Евхологий довольно быстро вытеснил из употребления Евхологии Поместных Церквей и стал единственным в Церквах византийской традиции, но утратил свои изначальные «Соборные Часы» (Песненное последование), в свою очередь вытесненные палестинским Часословом. В современном Евхологии сохранились лишь иерейские молитвы Вечерни и Утрени (не все), довольно неудачно приспособленные для богослужения по Часослову. То же – и в славяно-русском Служебнике. Наиболее ранние сохранившиеся (фрагментированные) Евхологии – так называемый Барселонский папирус (составлен b IV веке, рукопись того же времени) и  Евхологий Серапиона Тмуитского (IV век, рукопись X–XI вв.) – принадлежат к египетской (александрийской) традиции.

http://azbyka.ru/evhologij-evhologion

Студенты, преподаватели, члены Императорского православного палестинского общества обсуждали вопросы святости и святынь, современную проблематику Русского мира, единства славянских народов, украинскую проблематику, сакральное значение Крыма для Русского мира и другие. Большой интерес и продолжительное обсуждение вызвали доклады: «Финифтевые русские иконы над входом в Кувуклию» заместителя председателя Иерусалимского отделения ИППО Л.Н. Блиновой и старшего преподавателя кафедры «Стандартизация, сертификация и товароведение» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ДГТУ в г. Шахты Л.Б. Томилиной; студенток экономического факультета ИСОиП (научный руководитель И.Г. Шарков) «Униатский корень раздора на Украине» Лебедевой Евгении; «Надуманная проблема языка на Украине» Муравчук Екатерины; «Сакральное значение Крыма для Русского мира» Лимарь Татьяны; «Значение церковного единства стран исторической Руси для постсоветского пространства» Моисеевой Анны; «Проблема русского неоязычества в христианской среде» студентки механико-радиотехнического факультета ИСОиП Петроченко Инессы. В завершение пленарной части действительный член ИППО, член Союза журналистов России, донская поэтесса Е.С. Камышная прочла свое стихотворение о святости Руси и подарила иллюстрированный авторский сборник стихов «Обитель» дебютантке традиционной майской конференции Дарье Слатвицкой с пожеланиями дальнейших успехов на ниве духовно-нравственного просвещения. Своими впечатлениями о Дне Победы в Берлине и об открытии памятного поклонного православного креста в немецком Гётшендорфе, посвященного 70-летию Великой Победы, рассказал собравшимся автор этого проекта, действительный член ИППО, заслуженный художник РФ, академик Российской Академии художеств скульптор С.М. Исаков. В дискуссии по ряду докладов активное участие приняли заместители председателя Ростовского регионального отделения ИППО А.А. Шиянов и Л.А. Лимаренко. В завершение участникам был показан видеосюжет о деятельности Ростовского регионального отделения ИППО. Все желающие посетили выставку-ярмарку «Православная Русь».

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Работабыла проведена в основном Н.Н. Лисовым. Им же планируется переиздание сборника документов «Россия вСвятой Земле: документы и материалы», впервые опубликованного в 2000 г. иставшего библиографической редкостью. Второе, исправленное и дополненноеиздание должно состоять уже из трех томов. Этот сборник документов давноуже  стал настольной книгой длядипломатов, работающих на Ближнем Востоке, юристов, занимающихся проблемамироссийской зарубежной собственности, деятелей ОВЦС МП, историков и всехинтересующихся российским дипломатическим, духовным и культурно-гуманитарнымприсутствием в Святой Земле. Издание должно быть выпущено к концу 2008 г.             Также Н.Н.Лисовым в соавторстве с И.Ю. Смирновой готовится к выпуску другой сборникдокументов, который будет носить название " Отношения Русской ПравославнойЦеркви с Иерусалимским и Антиохийским Патриархатами в первой половине XIX в. " .Первый том будет включать исследования, а второй - документальные материалы.   Здесь впервые на архивно-документальной основе воссоздаетсяистория, исследуются особенности российского дипломатического, духовного икультурно-гуманитарного присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке впервой половине XIX в. Этот период, предшествовавший и во многом подготовившийсоздание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, совершенно не исследован вотечественной и зарубежной историографии. Исследование строится на впервыевводимых в научный оборот документальных материалах личного архива А.Н.Муравьева, являвшегося ключевой фигурой в формировании русско-иерусалимскихцерковных отношений 1830-1840-х гг. (ОР РГБ. Ф.188).             В 2008 г.ИППО также планирует выпустить 106 и 107 выпуски Православного ПалестинскогоСборника, главного печатного органа ИППО. Здесь планируется опубликовать трудынаучных конференций, организованных ИППО в 2005-2008 гг., а также новыеархивные материалы по истории Общества и развитию русско-палестинских omhoшehuйXIX-XX вв. Будет также опубликован указатель трудов ИППО за 1881-2007 гг.

http://bogoslov.ru/event/268166

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010